Что такое операционка в бизнесе

Капитан у руля: как выйти из оперативного управления и не потерять бизнес

Бизнес в России — это очень личная история, чаще всего собственники не строят машину, а растят детище, поэтому ее владелец вписан в ДНК компании: он знает стоимость каждого коврика в офисе, имя каждого клиента за последние 10 лет, и без него бизнес работать уже точно не будет. При этом, по меньшей мере 25% (каждый третий по внутренней статистике R2 Private Leaders Club) всех собственников с годовым оборотом бизнеса от 400 миллионов задумываются о выходе из оперативного управления. В России если руководитель отходит от дел — бизнес «растаскивают». Видя это, собственники остаются у руля до последнего. Продать такую компанию не как актив, тоже довольно затруднительно. Виталий Полехин, президент клуба бизнес-ангелов «Сколково» как-то сказал: «Продал – убил». И это действительно так — 90% проданных бизнесов умирают, так как никто за исключением владельца не знает, как нужно управлять этой лодкой. Именно поэтому главный вызов для собственника – сделать так, чтобы бизнес работал сам по себе.

Один из наиболее успешных кейсов последних лет – история Владимира Моженкова, экс-генерального директора Ауди Центр Таганка. Несколько лет назад самый успешный дилерский центр Audi в Европе был продан за рекордные 172 млн долларов. За 13-15 лет команда, возглавляемая Моженковым, создала идеально управляемую систему: они первыми в России внедрили структуру KPI, описали бизнес-процессы, оцифровали каждое микродействие. Новые собственники получили ключи от кабинета и на 100% управляемый бизнес, где структура принятия решений расписана на 10 лет вперед. Моженков передал новым владельцам декомпозицию целей и идеально работающий механизм, способный их реализовывать. К слову, сделка совершилась всего за две недели.

Но это — частный случай, в целом же статистика успешной передачи бизнеса в управление невелика. В основном, бизнесмены пробуют нанимать генеральных директоров и чаще всего терпят неудачу. Об этом свидетельствует не только опыт, но и статистика кадровых перестановок топ-менеджмента: только в крупных российских компаниях за год сменяется от 31 (2009) – до 17 (2016) управленцев (по статистике Ward Howell). Практически все успешные модели, при которых бизнес функционирует автономно, начинаются с фразы владельца: «Я изначально строил его так, чтобы не участвовать в «операционке». Так, например, действует основатель KupiVIP и Carprice Оскар Хартман: проектирует бизнес, чтобы затем передать его в управление, делает гендира миноритарием, а сам выступает инвестором, наставником, контролером для своего проекта.

При этом, собственник не застрахован от того, что, передав карт-бланш на управление компанией генеральному директору, на выходе он получит вовсе не то, о чем договаривались «на берегу». Что-то похожее сейчас переживает «Юлмарт». Экс-гендиректор Сергей Федоринов построил успешную компанию за счет своей воли, харизмы и интуиции, но построил ее под себя и объяснить собственникам, как управлять ей также успешно фактически невозможно. В результате, бизнес перекраивается по новым лекалам и это большой стресс для всех сторон.

Передать действующий бизнес в управление наемному топ-менеджеру — задача, сопряженная с массой рисков. Более безопасный сценарий предполагает рекрутинг будущего генерального внутри самой компании. Любимая модель международных консультантов имеет право на существование и в российском бизнесе: действия такого управленца будет проще предугадать, а компания не потеряет лучших сотрудников из-за смены руководства – генеральный, прошедший долгий путь в компании, с большей вероятностью заручится поддержкой коллектива. Вопрос мотивации и лояльности генеральных директоров все-таки остается острым, даже если менеджер «вырос» в компании. В «Большой четверке», например, эту проблему решает формат партнерства. Партнеры — это миноритарии с небольшой долей, которые прошли карьерный путь внутри и получили свой процент в бизнесе в качестве инструмента удержания. McKinsey & Company и вовсе продает своим топ-менеджерам долю в бизнесе: чтобы стать партнером, необходимо соответствовать определенным параметрам, работать в компании и в конечном итоге выкупить свою долю в бизнесе.

Самый верный способ выйти из оперативного управления и не потерять компанию — совет директоров. Это орган коллегиального управления бизнесом, где качество принимаемых решений на 75% зависит от технологий выработки и только на 25% от состава участников. Совет директоров может состоять из независимых директоров, собственных сотрудников, экспертов рынка. Чтобы модель прижилась, собственнику необходимо передать знания, рассказать о методах управления, принятых в компании. Обычно, процесс передачи длится несколько лет, после которых совет директоров постепенно начинает принимать коллегиальные решения. И несмотря на то, что у собственника по-прежнему может сохраниться право вето, утверждаться решения должны большинством голосов.

С момента, когда компания научилась сама принимать решения, начинается управляемый бизнес, а значит, его можно продавать, делать франчайзинговой моделью, и у собственника появляется возможность выйти из оперативного управления. Какой бы путь выхода из оперативной деятельности не был выбран, важно понимать, что процесс передачи дел займет не менее 2 – 3 лет, а попытки «выйти» за полгода неминуемо негативно отразятся на бизнесе. Второй важный момент — это сам акт передачи управления – как только собственник решается на найм генерального директора или созыв совета директоров – он не должен принимать решения «через голову».

Источник

Операционная, инвестиционная и финансовая деятельность компании

Что такое операционка в бизнесе. Смотреть фото Что такое операционка в бизнесе. Смотреть картинку Что такое операционка в бизнесе. Картинка про Что такое операционка в бизнесе. Фото Что такое операционка в бизнесе

Выделяют три вида деятельности компании: операционная, инвестиционная и финансовая. Такое разделение необходимо для более точного определения оборота капитала в вашей компании, другими словами, для оценки эффективности деятельности предприятия. Чем эти виды деятельности отличаются и по каким аспектам разделяют движение денег?

Самая значимая деятельность в компании — операционная. Она включает в себя обращение всех видов денежных средств, затрачиваемых на ежедневные задачи вашего бизнеса. Сюда относятся все разовые и постоянные расходы компании.

В инвестиционную деятельность входят такие операции с денежными средствами, как покупки, продажи, обслуживание оборудования и имущества предприятия. Например, затраты на униформу для персонала, ремонт летней веранды кафе и т. д. Отличить её можно по признаку долгосрочности, то есть это инвестиции во время.

Что такое операционка в бизнесе. Смотреть фото Что такое операционка в бизнесе. Смотреть картинку Что такое операционка в бизнесе. Картинка про Что такое операционка в бизнесе. Фото Что такое операционка в бизнесе

Финансовая деятельность — это получение или выдача кредитов. Например, выдача кредита другой компании будут являться финансовой деятельностью, потому что никак не затрагивает операционные процессы компании, которая выдаёт кредит.

Операционная деятельность предприятия

Для того чтобы сохранить позиции на рынке в условиях жёсткой конкуренции, предприятие следит за всеми изменениями, происходящими на рынке, и разрабатывает различные способы приспособления к негативным воздействиям, чтобы повлиять на конкурентоспособность. Операционная деятельность предприятия нацелена на получение прибыли и/или выполнение иных задач предприятия, это может быть оказание соответствующего вида услуг, сельскохозяйственная деятельность, производство промышленных благ, сдача имущества в аренду, продажа и транспортировка товаров и прочее. Иначе говоря, это то, ради чего непосредственно существует предприятие.

Большая часть человеческих и денежных ресурсов предприятия идёт на обслуживание данной сферы, поэтому прибыль от неё имеет значительный вес. По этой причине остальные виды деятельности предприятия не должны противоречить приоритетному виду деятельности. Именно по интенсивности её развития можно делать заключение о стадии жизненного цикла компании.

Операционная синергия происходит, когда ради увеличения капитала происходит слияние компаний. Ярким примером операционной синергии может служить объединение компаний «Exxon» и «Mobil». Их совместная работа принесла 80.3 млрд долларов.

Основные задачи операционной деятельности

Основная цель операционной деятельности компании — выявить нужды для её жизнеспособности и дальнейшего усовершенствования. Операционная деятельность предприятия предполагает все расходы, необходимые для ежедневной нормальной работы компании.

Например, вы решили открыть предприятие в сфере услуг — сервис грузчиков.

Операционная сфера деятельности будет включать в себя:

Операционная деятельность не будет иметь отношения к:

Операционная деятельность — это основа хозяйственной деятельности компании.

Принципы организации операционной деятельности включают в себя оперирование финансовыми средствами, которые уже вложены в предприятие. Средства, которые будут инвестированы, — предмет финансовой и инвестиционной деятельности.

Из этого следует, что прибыль предприятия полностью зависит от приоритетной деятельности. Если она является неэффективной, то неконкурентоспособная компания обанкротится и уйдёт с рынка.

Все расходы, возникающие по ходу производственного цикла компании, являются операционными.

Что такое операционка в бизнесе. Смотреть фото Что такое операционка в бизнесе. Смотреть картинку Что такое операционка в бизнесе. Картинка про Что такое операционка в бизнесе. Фото Что такое операционка в бизнесе

Производственный цикл предприятия

Временной отрезок, за который происходит оборот материальных активов предприятия, называют производственным циклом. Иначе говоря, производственный цикл — это то время, за которое товар или услуга будут произведены, начиная с запуска исходных материалов (сырья и полуфабрикатов) в производство до выхода готового продукта. Производственный цикл является основным экономическим значением при анализе жизнедеятельности организации. Его расчёт необходим при анализе работы и дальнейшем планировании развития компании.

Главный показатель производственного цикла — его длительность. На неё влияют три основных аспекта: технологический, экономический и организационный.

Например, время процессов сборки, обработки, транспортировки деталей, заработная плата рабочих, уровень механизации, условия труда — всё это имеет большое влияние на длительность цикла.

Чем меньше его длительность, тем большее высвобождение капитала мы имеем на выходе.

Отсюда исходит, что, рассчитав длительность цикла, вы сможете расширить производство товара или услуги в организации и обеспечить его развитие и выгодное положение на рынке.

Продолжительность производственного цикла оказывает влияние на производственную мощность всего предприятия. Производственная мощность — максимальное количество продукции, которое предприятие может произвести за определённый период времени. То есть, чем меньше времени будет затрачено на производство одного товара, тем большее их число будет изготовлено за этот период. Отсюда следует, что основная задача предприятия — сократить продолжительность производственного цикла.

Схема формирования прибыли предприятия

Что такое операционка в бизнесе. Смотреть фото Что такое операционка в бизнесе. Смотреть картинку Что такое операционка в бизнесе. Картинка про Что такое операционка в бизнесе. Фото Что такое операционка в бизнесе

Последовательность этапов операционной деятельности

Для определения обращения денежных средств предприятия операционную деятельность можно разделить на несколько этапов.

Первый этап операционной деятельности затрагивает проблемы управления и контроля объёма ресурсов для жизнедеятельности бизнеса, бухгалтерские балансы, анализ показателей отчёта о прибылях и убытках предприятия, информацию из других источников за соответствующий период. Недостаточное количество ресурсов существенно удлинит период освоения производства, тогда как его избыток может привести к нерациональному использованию производственного сырья.

На втором этапе операционной деятельности происходит выявление потребности в определённом виде оборудования, пересчёт показателей первого этапа и вычленение чистой прибыли.

Третий этап операционной деятельности включает управление действиями и мероприятиями по организации работы компании.

Основные виды ресурсов, расходуемые для операционной деятельности предприятия

Ресурсы — это используемые человеком факторы производства, необходимые для нормального функционирования процессов производства и его развития.

Ресурсы делятся на:

Что такое операционка в бизнесе. Смотреть фото Что такое операционка в бизнесе. Смотреть картинку Что такое операционка в бизнесе. Картинка про Что такое операционка в бизнесе. Фото Что такое операционка в бизнесе

Операционная деятельность банка

Операционная деятельность банка — деятельность, направленная на получение ресурсов и грамотное их использование. Что относится к операционной деятельности? Например, выпуск ценных бумаг, денежные операции, обслуживание физических и юридических лиц. Данную деятельность обеспечивают сотрудники банка. Они выполняют функции фронт-офиса (отвечают за проведение соответствующих операций, контроль составления договоров) и бэк-офиса (основной деятельностью которого является регистрация, проверка полученных документов, обработка данных клиентов и обеспечение их безопасности, взаимодействие с налоговыми органами).

Главным фактором текущей операционной деятельности считается внутренний контроль банка. Он отвечает за предупреждение ошибок системы и сохранность документации. Система внутреннего банковского контроля делится на первичный (визуальная проверка документов) и последующий (систематическая проверка документов). Данная деятельность также является приоритетной.

Потоки денежных средств

Движение денежных средств, в том числе их поступление (приток) и расходование (отток) называют денежными потоками. Формирование денежных потоков происходит из денежных средств предприятия от его официальной деятельности. Сюда же входят проценты и дивиденды.

Рассчитываются денежные потоки компании с использованием двух методов:

Движение оборотных активов

Выделяют пять основных стадий движения оборотных активов:

Инвестиционная деятельность предприятия

Помимо операционной деятельности для полноценного развития организации осуществляется также инвестиционная и финансовая деятельность. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Инвестиционная деятельность предприятия — вложения денежных средств компании, совершаемые ради прибыли.

Инвестиции можно разделить на две группы.

Реальные инвестиции — вложения денежных средств для получения прибыли. Это вложения в долгосрочный проект с последующим приобретением активов. В них используется собственный капитал либо кредит или другие заёмные средства. Реальные инвестиции — основа капиталовложений организации. Благодаря им предприятие проникает на новые рынки, повышает уровень рентабельности операционной деятельности. Примером таких инвестиций является использование научной деятельности, которая будет способствовать продвижению предприятия, реконструкции, перепрофилированию.

Финансовые инвестиции — вложения капитала для формирования портфеля ценных бумаг. Например, приобретение акций компаний, ценных бумаг.

Финансовая деятельность

Финансовая деятельность предприятия — это краткосрочные финансовые вложения, выпуск облигаций и иных ценных бумаг и т. д.

Компании осуществляют краткосрочные вложения с целью увеличения доходов, финансирования текущей деятельности, мобилизации финансовых ресурсов и так далее.

Анализ финансовой деятельности предприятия для оценки хозяйственных активов осуществляется благодаря финансовому контролю.

Выделяют основные виды финансового контроля:

Что такое операционка в бизнесе. Смотреть фото Что такое операционка в бизнесе. Смотреть картинку Что такое операционка в бизнесе. Картинка про Что такое операционка в бизнесе. Фото Что такое операционка в бизнесе

Проценты и дивиденды

Компания, существующая на рынке, проводит операции со своими денежными средствами. Разберёмся с процентами и дивидендами. Для начала следует узнать сущность каждого из этих понятий.

Дивиденды — это часть от прибыли организации, которая выплачивается её владельцам (акционерам). Приобретая акции компании, вы получаете от неё прибыль, независимо от известности предприятия и его денежных оборотов.

Для того чтобы получить дивиденды, нужно обратиться туда, где был открыт ваш счёт. Брокер отправляет вам оповещение после получения денежных средств. Полученные деньги вы можете перевести на свой банковский счёт либо снять и расходовать.

Проценты — доход, полученный в результате долгового обязательства любого вида. Например, доход, полученный от денежных вкладов.

В денежные потоки, относящиеся к операционной деятельности, входят и проценты, и дивиденды.

Налог на прибыль

При рассмотрении темы денежного оборота в бизнесе следует особое внимание обратить на налог на прибыль. Это прямой налог, взимаемый с компаний.

Налог на прибыль напрямую зависит от чистой прибыли предприятия. Он уплачивается в установленные сроки.

Оплата налога относится к операционной деятельности компании. Он составляет 20% от прибыли организации. Например, если ваша организация получила в данном месяце 70 000 рублей чистой прибыли, то налог на прибыль составит 20% от 70 000 рублей, то есть 14 000 рублей.

Если вы хотите вести собственное дело или улучшить показатели уже имеющегося бизнеса, то сфера денежного оборота внутри предприятия должна быть обязательно вами изучена. Это позволит вам контролировать доходы и расходы и развивать компанию.

Источник

Выход из «операционки»: «Оно мне надо? И если да, то зачем?»

Автор: Алексей Зарецкий, генеральный директор онлайн-сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru

В последнее время я часто вижу различные посты в Facebook и Instagram про «выход из операционки». Они собирают много лайков и комментариев — тема явно беспокоит предпринимателей. Мне стало интересно: почему столько людей хотят это сделать? Ведь если человек чувствует себя на своем месте, реализует свои амбиции, получает финансовую прибыль, то есть занимается любимым делом и развивает его, зачем ему «выходить из операционки»? Давайте разбираться.

Для начала стоит определиться с терминологией. В любом бизнесе можно выделить четыре роли: «предприниматели», «управленцы», «инвесторы», «специалисты». Роль «предпринимателя» — открывать новые возможности, создавать то, чего раньше не было, вести за собой людей, увлекая их своей харизмой и энергией. Вдохновлять окружающих на то, что изначально кажется большинству невозможным. Обычно «предприниматели» не могут сидеть на месте, у них горят глаза от новой идеи. Однако надолго их обычно не хватает: большинство таких людей — спринтеры. Конечно, они могут работать в одном бизнесе много лет, но им все равно постоянно нужно погружаться в новые проекты, реализовывать новые идеи. Каждый такой проект — это новый вызов и забег на короткую дистанцию.

Роль «управленца» — развивать существующий бизнес, постоянно его улучшать и оптимизировать. «Управленец» все систематизирует, координирует и мотивирует людей в команде, отслеживает сотни показателей бизнеса и настраивает их, чтобы выжимать максимальный результат. Хорошие «управленцы» — это марафонцы, бегуны на длинные дистанции. Роль «инвестора» — зарабатывать деньги путем инвестиций. «Инвестор» смотрит на бизнес через призму ROI (return on investment — возврат на инвестиции). Инвестор непременно отнесет свои деньги туда, где возврат выше. Роль «специалиста» — создавать ценность в рамках какой-то специализации или функции. Он использует свои знания, навыки и опыт, работая головой и руками. Люди, которые занимаются бизнесом, часто совмещают в себе разные роли, причем порой все четыре сразу. И без этого смешения ничего не получится — ведь стопроцентный «предприниматель» без навыков «управленца» никогда не сможет воплотить свои мечты в жизнь: на одних идеях и голом энтузиазме далеко не уедешь. При этом «управленец» без навыков «предпринимателя» со временем убьет компанию, поскольку она перестанет рисковать и находить новые возможности для роста. Без риска нет развития.

Люди, которые занимаются бизнесом, часто совмещают в себе разные роли, причем порой все четыре сразу. И без этого смешения ничего не получится.

Любая позиция (должность) в организации может включать в себя одновременно все четыре роли, просто в разных пропорциях. Помимо этого, индивидуальные особенности каждого человека определяют его положение в организации в зависимости от личных склонностей. Размер и этап развития компании тоже влияют на значимость каждой из ролей. Например, позиция финансового директора в небольшой компании, скорее всего, подразумевает 50% «управленца», 40% «специалиста», 10% «предпринимателя» и 0% «инвестора». Кстати, «предприниматель» в финдиректоре просыпается особенно активно, когда его вызывают на допрос в налоговую. Интересно, почему в российской налоговой все встречи официально называются допросами? Генеральный директор может быть и на 80% «предпринимателем», сочетая в себе другие качества. Такому гендиректору желательно иметь в помощниках сильного операционного директора, потому что сам он будет большую часть времени жить в будущем и может упустить важные проблемы в настоящем, такие как кассовый разрыв. Гендиректору, который на 20% «предприниматель» и на 80% «управленец», желательно окружить себя сильным советом директоров или акционерами с ярко выраженными предпринимательскими наклонностями, чтобы они напоминали о необходимости непрерывного поиска проектов типа high risk — high reward (высокий риск — высокое вознаграждение).

Разобравшись с ролями, мы можем дать определение «операционке»: это выполнение периодически повторяющихся действий по созданию ценности в бизнесе. Затем нужно понять, какие роли принимают участие в «операционке», а какие к ней не имеют отношения. Например, совершенно очевидно, что «инвестор» в «операционке» не участвует. Он смотрит на производные бизнеса по его показателям, а если его что-то не устраивает, он может повлиять на процессы через совет директоров, давая указания генеральному директору или вообще заменив его на другого человека. «Предприниматель» напрямую также не участвует в «операционке». Он в нее вмешивается опосредованно, создавая новые проекты, которые, в свою очередь, встраиваются в бизнес-процесс. «Предприниматель» — это, по сути, архитектор «операционки»: у него есть видение того, каким должен быть продукт, на какие показатели компания должна выйти в будущем, какие проблемы клиентов он хочет решить. Исходя из всех этих факторов, «предприниматель» выстраивает весь операционный процесс, который обеспечит реализацию и поддержку его стратегии. Роль «управленца» — руководить людьми, задействованными в «операционке». Пока роботизация и искусственный интеллект еще не поглотили все сферы деятельности человека, для создания ценности требуются человеческие мозги. И чтобы люди работали скоординировано, в нужном направлении, любое предприятие нуждается в руководителях-управленцах. Именно поэтому по своему предназначению «управленцы» всегда находятся в «операционке» бизнеса, регулируя все процессы. «Специалисты» создают ценность на своем участке для какой-то части процесса или общей ценности бизнеса и, как следствие, тоже задействованы в «операционке». Получается, что основателю бизнеса, для того чтобы выйти из «операционки», необходимо отказаться от роли «управленца» и «специалиста», сохранив за собой лишь роли «предпринимателя» или «инвестора». В роли «предпринимателя» такой основатель продолжает участвовать в бизнесе, фокусируясь на его развитии: на новых проектах, реализации существующей в голове картинки того, как компания будет выглядеть спустя несколько лет. В роли «инвестора» основатель сводит свое участие лишь к проверке финансовой отчетности, обратной связи с управленцами компании и, возможно, получению дивидендов либо, наоборот, докапитализации бизнеса, если в этом появляется необходимость. Также в роли «инвестора» основатель может принять решение продать свой бизнес, если посчитает, что капитал найдет лучшее применение в другом месте.

Итак, теперь, наконец-то, можно попытаться ответить на вопрос: «Почему же так много основателей компаний думают о выходе из «операционки» и кому это нужно на самом деле?» Многие основатели на самом деле не хотят отказываться от роли «управленцев» или «специалистов». И это неудивительно, ведь многие бизнесы созданы именно «специалистами», которые любят свое дело. Кто-то отлично печет торты и создает кондитерскую, он любит свой продукт и хочет дальше улучшать его. Бизнес для такого человека сродни искусству. Кто-то является хорошим маркетологом, и ему нравится самому привлекать аудиторию, упаковывать, работать над месседжами. Если людей лишить их естественных ролей и заставить сфокусироваться на управлении или предпринимательстве, им будет плохо, бизнес, скорее всего, тоже почувствует себя нехорошо. Некоторые основатели компаний — «управленцы» по своей природе. Им нравится настраивать процессы, проводить встречи, оптимизировать работу, то есть, по сути, заниматься «операционкой». Им некомфортно находиться в постоянной неопределенности, в которой живет «предприниматель». Зато они могут по кирпичикам строить большое здание своей компании — этаж за этажом. Получается, что основателям, «специалистам» и «управленцам», должно быть хорошо в «операционке». Зачем от нее бежать?

Если людей лишить их естественных ролей и заставить сфокусироваться на управлении или предпринимательстве, им будет плохо, бизнес, скорее всего, тоже почувствует себя нехорошо.

По моему мнению, основная проблема кроется в бардаке, который царит в «операционке». Из-за этого хаоса многие испытывают постоянный стресс и неудовлетворенность. Как следствие, основателям самим приходится выполнять самые разные функции, постоянно перескакивая от одного пожара к другому. Оказавшись белкой в колесе, глава компании зачастую выполняет все четыре роли, решая множество задач, и даже не осознает этого. С утра он «управленец» на посту руководителя отдела продаж — проверяет важнейшие показатели и дает ценные указания продавцам. В обед он становится «специалистом», продавцом, который встречается с ключевым клиентом, вечером — превращается в финансового директора и готовит отчет для инвесторов, а по ночам пишет техзадание для программистов, потому что очень любит заниматься продуктом. По выходным такой основатель мечтает выйти из этого порочного круга «операционки», продав свой бизнес «Яндексу», но так и не задает себе самый главный вопрос: «А чем на самом деле мне хочется заниматься?» И виновата в стрессе вовсе не пресловутая «операционка», а хаос в ней, причиной которого и является сам основатель, который пытается все контролировать и везде успевать сам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *