Что такое операционный бюджет

Операционный бюджет: сущность и виды бюджетов

Операционный бюджет – документ, содержащий схему доходов и расходов предприятия. Его составляют несколько статей, которые характеризуют группы затрат и поступлений средств. В зависимости от специфики работы бюджет организаций будет различаться. В статье рассмотрим, что такое операционный, финансовый бюджеты, их состав и предназначение.

Понятие бюджета, виды операционных смет на предприятии

Бюджет – это план, который подробно характеризует доходы и расходы предприятия. Его составляют как для отдельных подразделений, так и для всей организации в целом. Это необходимо для того, чтобы четко ориентироваться на показатели затрат и финансовых результатов. В целях наиболее полного отражения информации и удобства ее использования, различают разные виды планов. Но вне зависимости от направленности деятельности предприятия формируют общий бюджет. Его составляют блоки отдельных финансовых планов, скоординированные в одно целое.

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

Разработку общей картины расходов и доходов предприятия начинают с формирования операционного бюджета. Он напрямую зависит от направленности деятельности предприятия и может включать в себя следующие планы:

Состав операционного бюджета – выбор отдельной организации. При его определении стоит помнить, что сметы в его структуре являются источником информации для бюджетирования.

Характеристика бюджета продаж

Первым шагом в создании общего плана доходов и расходов предприятия является разработка сметы продаж. Это операционный бюджет, который содержит информацию о предполагаемых объемах реализации, стоимости продукции и доходах. Чтобы правильно сформировать показатели, необходимо постоянно анализировать и изучать рынок, чем обычно занимается отдел маркетинга.

В процессе составления бюджета реализации специалисты решают вопросы о том, какие категории продукции будут выпускаться, а также каковы их объемы и стоимость продаж. Учитывается и процент покрытия расходов в текущем и последующих месяцах. Рассматривается необходимость планирования безнадежной задолженности.

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

Операционный бюджет продаж должен соответствовать следующим требованиям:

При составлении бюджета продаж применяют такие понятия, как выручка, прибыль, затраты. Последние подразделяют на переменные и постоянные. Переменные затраты изменяются в прямой пропорциональности к динамике производства продукции. Иными словами, чем больше выпущено изделий, тем больше возникло переменных расходов. Сюда можно отнести оплату материалов и сырья, труда и социальных отчислений работникам и т. п. Постоянные же затраты не зависят от объемов производства. К ним относят, например, амортизацию, арендные платежи, управленческие расходы.

Составление бюджета продаж

Экономисты считают целесообразным одновременно с формированием сметы продаж составлять план коммерческих расходов. Это объясняется тем, что составляют их одни и те же специалисты, используя взаимосвязанные показатели.

Бюджет коммерческих расходов

Затраты на продвижение продукции напрямую связаны с объемом продаж, поэтому после плана реализации обычно приступают к формированию сметы коммерческих расходов. К ним относят затраты на:

Операционный бюджет в части коммерческих затрат при формировании напрямую соотносят с объемом продаж, указанном в плане реализации. Причем большинство расходов планируют в процентах к количеству сбыта.

Смета запасов ТМЦ

Бюджет запасов продукции характеризует остатки на складе по каждому виду изделий, а также в разрезе подразделений и предприятия в целом. Его формируют в стоимостных и натуральных показателях. Смету запасов ТМЦ выделяют отдельно или же включают в состав производственного бюджета. Рассчитывают его дважды за период: на начало и конец. На начало установленного срока указывают размер предполагаемых остатков, который включает в себя продукцию:

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

Операционный бюджет предприятия по запасам ТМЦ на конец периода включает в себя остатки на складах продукции в размерах, нормативно установленных, и отгруженных товаров с ненаступившим сроком оплаты. Допустимый размер запасов вычисляют по формуле: Зк = Нд × Вд × Цед, где:

Показатель Нд формируют затраты времени на упаковку, оформление документов и комплектование партии. Полученное значение запасов ТМЦ – условие ритмичных поставок и бесперебойных отгрузок изделий.

Операционные бюджеты организации формируются по собственному усмотрению. Предприятие вправе объединить план запасов со сметой производственных затрат. Но если возникает необходимость более точно отразить ТМЦ на складе на начало и конец периода, то составление отдельного плана запасов продукции положительно скажется на их учете.

Производственные затраты

Производственный операционный бюджет предприятия может состоять из нескольких статей доходов и затрат, которые полностью характеризуют процесс изготовления продукции. Обычно его образуют 4 составляющие, перечень которых в конкретных условиях может быть расширен.

После составления сметы продаж и запасов приступают к формированию плана производственной программы в натуральных измерителях. На основании данных бюджета реализации и количества запасов на конец периода высчитывают необходимые объемы изготовления продукции. После чего становится возможным составить полный план производства в денежных измерителях по каждому виду изделий.

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

Полученные данные становятся основой для составления других операционных бюджетов. Например, владея информацией о производственных объемах, можно разработать план прямых материальных затрат. Его содержание делят на три основные части:

Они напрямую связаны между собой: на основе показателей потребности в материалах составляют план закупки, в который входят МПЗ.

Бюджет операционных затрат в части прямых производственных расходов формируют, опираясь на следующий алгоритм:

Иные прямые затраты на сырье и материалы определяют при помощи умножения ставки в рублях на единицу продукции и предполагаемого объема реализации в каждом месяце периода.

Смета прямых затрат на оплату труда

Одну из наибольших частей затрат в процессе изготовления продукции составляет оплата труда работникам основных цехов. Определить ее размер можно по сформированному ранее плану производственной программы, который определяет общее количество рабочего времени. Величина затрат напрямую зависит от системы оплаты, установленной организацией, и трудоемкости процесса изготовления продукции. Последний показатель определяют по каждому виду изделий в человеко-часах или часах. Заработную плату рабочих основного производства рассчитывают в денежных единицах, умножая каждый трудовой час на установленное тарифное значение.

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

Бюджет операционной деятельности предприятия в части прямых затрат на оплату труда составляют по следующему алгоритму:

Бюджет общепроизводственных расходов

Общепроизводственные расходы относят к числу накладных. Возникают они неоднородно, что приводит к разнице в расчетах. Большая часть общепроизводственных расходов направлена на обслуживание и содержание оборудования и иных средств труда. Кроме этого, сюда относят затраты на:

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

Разработка операционного бюджета в части накладных расходов начинается с классификации затрат на переменные и постоянные. После чего формируют смету, опираясь на следующий алгоритм действий:

В целях контроля некоторые предприятия составляют план-график по общепроизводственным расходам на каждый месяц, который необходимо исполнять.

Смета управленческих затрат

Накладные операционные расходы бюджета подразделяются на два дополнительных плана. Составление бюджета коммерческих затрат было рассмотрено выше, т. к. для удобства многие специалисты рекомендуют формировать его сразу после определения объема продаж.

Управленческие расходы включают в себя затраты на содержание административного персонала и некоторые мелкие хозяйственные нужды. Их относят к постоянным расходам, оказывающим влияние на показатель прибыли. Поэтому планирование их величины сопровождается установлением лимитов, представляющих собой фиксированные суммы на бюджетный период.

Калькуляция производственной себестоимости

Составление операционного бюджета завершается вычислением себестоимости произведенной продукции, которую образуют прямые и накладные затраты. Имеющиеся бюджетные планы позволяют рассмотреть соотношение производственных расходов и объемов готовых изделий. Проводя качественный анализ показателей, предприятие сможет действенно их контролировать и планировать.

В ходе экономического управления организации могут понадобиться иные вспомогательные, операционные и финансовые бюджеты. Они играют исходную роль в подготовке и обработке необходимой информации для составления основного плана доходов и расходов.

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

Операционный бюджет позволяет предприятию в зависимости от его организации планировать текущую экономическую деятельность. При формировании плана в первую очередь составляют смету объема реализации, на основе которой происходит дальнейшее бюджетирование. Постепенно учитывая все составляющие затрат, экономист переходит к созданию документа доходов и расходов, компоненты которого уже определены. После чего составляется прогноз баланса на будущий период.

Источник

7.3 Система бюджетов на предприятии

В совокупности все бюджеты предприятия представляют систему. Бюджет предприятия в раскрытом виде и во взаимосвязи между его элементами представлен на рисунке 21.

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

Операционный бюджет, его в литературе еще называют текущим или оперативным, либо периодическим бюджетом. Он представляет собой план производственной деятельности организации, составленный в количественном выражении по подразделениям на определенный период времени. Оперативный бюджет включает следующие бюджеты:

Бюджет продаж является основополагающим и задающим информацию для других бюджетов. Это прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Составление бюджета продаж является начальным этапом в процедуре составления системы бюджетов организации. Он определяет уровень производства и оказывает воздействие на большую часть других бюджетов. Его составление сопряжено с определенными сложностями. Необходимо прогнозировать объем продаж с учетом факторов, на которые предприятие не может воздействовать и с достаточной точностью определить их количественную и качественную характеристику: например, конъюнктура рынка, деятельность конкурентов, изменения во вкусах потребителей, налоговая политика государства, циклические и сезонные колебания.

Объем реализации зависит от рыночных факторов: спроса на продукцию, объемов предложения со стороны конкурентов, от цен установленных конкурентами, доходов потребителей, а также от производственной мощности предприятия. Поэтому бюджет реализации составляется как гибкий бюджет, в котором предусматривают разные объемы продаж при разном уровне деловой активности, а также максимально возможное количество продукции равное нормальной производственной мощности.

При наличии продукции в незавершенном производстве следует учитывать их остатки. При этом количество продукции, которое необходимо ввести в обработку определяется по формуле:

При формировании бюджета производства оцениваются основные ресурсы по периодам. Может состоять из отдельных смет использования рабочей силы, сырья, материалов и энергии по подразделениям. В гибких производственных сметах по производственному подразделению на разные уровни производства рассчитываются прямые переменные затраты и общепроизводственные расходы. До составления смет определяются нормы затрат в количественном и стоимостном выражении на единицу продукции по переменным затратам и суммы постоянных затрат, условно-постоянные устанавливаются на единицу прироста объемов производства.

Бюджет прямых материальных затрат содержит информацию о затратах материальных ресурсов в бюджетном периоде в натуральном и стоимостном выражении по видам продукции, местам потребления и в целом по предприятию. Он определяет: 1) количество материалов, необходимое для производства запланированного объема продукции (производственную потребность в материальных ресурсах); 2) количество материалов, которое необходимо закупить в течение планируемого периода (потребность в заготовлении материальных ресурсов).

Производственная потребность в материальных ресурсах можно определить по формуле:

Потребностьпроизв. = нормаед · выпускГП

При расчете потребности в заготовлении материальных ресурсов должны быть учтены переходящие запасы:

Бюджет прямых затрат на оплату труда отражает потребность в основном производственном персонале и затраты на оплату его труда в предстоящем периоде. Затраты на оплату труда рассчитывают по центрам затрат (видам работ, участкам), а затем сводят в единую форму.

Бюджет переходящих запасов и готовой продукции составляется для определения необходимых для выполнения бюджета производства количества основного сырья и материалов, вспомогательных материалов, запасных частей, топлива, что позволяет составить сметы-планы материально-технического снабжения. В расчет должны приниматься нормативная потребность ресурсов на ритмичное выполнение работ на рабочий день, неделю, декаду, половину месяца и месяц. Соответственно с потребностями в ресурсах осуществляется заключение договоров с поставщиками, выбираются формы оплаты и координируются с бюджетом денежных средств денежные выплаты. Для обеспечения бесперебойного процесса реализации по всем направлениям следует определить необходимый уровень запасов готовой продукции.

Бюджет коммерческих расходов представляет собой план расходов, связанных с продвижением товаров на рынок потребителю: расходы на оплату труда сбытовых отделов, рекламу, упаковку. Этот бюджет тесно связан с бюджетом продаж.

Бюджет движения денежных средств отражает прогнозируемое поступление и выбытие денежных средств и других платежных инструментов в результате хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем бюджетном периоде. На основе этого бюджета осуществляется управление денежными потоками. Бюджет движения денежных средств призван обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств, он отражает потребность во внешнем финансировании.

Для обеспечения эффективного использования денежных средств необходимо направлять все усилия для реализации запланированных объемов продаж, что обеспечит поступление денежных средств. За счет четкой работы снабженческого аппарата и повышения эффективности договорных отношений с поставщиками по поставке сырья и материалов в пределах норматива не будет замораживания денежных средств в запасах, а также своевременно будут производиться расчеты с поставщиками, персоналом и осуществляться капитальные затраты.

Для организации планирование денежных потоков и планирование направлений их использования позволяет более эффективно управлять производственными циклами. Длительность производственных циклов оказывает влияние на оборачиваемость денежных средств. Если в организации не предусмотреть в периоды замедления оборота денежных средств как выход, использование займов и кредитов, организация может нанести ущерб собственному имиджу, вызвать недоверие кредиторов. Поэтому при планировании бюджетировании должны быть определены сроки расхода и возврата денежных средств по каждому выпускаемому продукту. Смета-бюджет денежных средств составляется ежемесячно и структурно состоит из двух частей: 1) Планируемые (ожидаемые) поступления; 2) Планируемые (ожидаемые) платежи.

Осуществление капитальных затрат зависит от наличия средств финансирования. При долгосрочных капитальных вложениях организация вынуждена брать кредиты в банках, поэтому в бюджете денежных средств должны быть предусмотрены выплаты процентов и суммы погашения кредитов. С точки зрения обеспечения будущего организации план капитальных затрат является важным и должен быть согласован не только с оперативным бюджетом, но и с планами стратегического характера.

Источник

2.1.1. Операционный бюджет

2.1.1. Операционный бюджет

Этап 1. Отправной точкой при составлении операционного бюджета является формирование бюджета продаж, который определяется не столько производственными возможностями организации, сколько возможностями сбыта на рынке.

Цель данного бюджета – рассчитать объем продаж в целом и по всем видам продукции. При разработке бюджета продаж руководству организации следует принять во внимание все внешние ограничения и прогнозные оценки, касающиеся особенностей данного вида деятельности организации и рыночной ситуации (действия конкурентов, эластичность цен на продукцию), а также оценку общеэкономических факторов бизнеса, действия которых относится к планируемому периоду (темп инфляции, изменение налоговой политики).

Разработчики бюджета должны принимать во внимание и качественные факторы, такие как возможные колебания спроса или влияние изменений ассортимента выпускаемой продукции. Только после тщательной проверки и оценки всех влияющих на объем продаж факторов, можно приступать к составлению бюджета.

Бюджет продаж рассчитывается в соответствии с маркетинговой стратегией компании. В случае ошибок в прогнозах предприятие может понести значительные убытки. Например, если прогнозные значения объема продаж превышают фактические продажи, убытки возникают за счет затоваривания продукции на складах и, следовательно, отвлечения средств из оборота. В случае ошибок в определении географии рынков сбыта убытки складываются за счет дополнительных транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов из-за переадресовки грузов. В случае занижения прогноза продаж, упущенная выгода формируется за счет «авральной» закупки товаров по повышенным ценам, нерациональных перевозок, оплаты сверхурочных работ и т. д.

Бюджет продаж выглядит как документ, в котором приведены объемы продаж, цены и выручка по всей номенклатуре продаваемой продукции.

Таблица 2.1. Бюджет продаж Торговой компании «Гермес». На июль 200_г.

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

Этап 2. После того как руководству организации становится ясен возможный объем реализации товара, с учетом имеющихся запасов на начало планируемого периода и бюджета запасов на конец периода, разрабатывается бюджет закупок товаров.

1. Из бухгалтерской отчетности берутся данные на начало и конец периода по остаткам товаров.

2. Данные по плану реализации товаров путем сложения объединяются с остатками товаров на конец периода и затем вычитаются запасы товаров на начало периода.

3. Итоговое значение количества необходимых товаров для выполнения плана реализации составляет бюджет закупок.

Таблица 2.2. Бюджет закупок товаров Торговой компании «Гермес». На июль 200_г.

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

Развивая свой торговый бизнес, компания должна рассчитывать показатель чистых товарных запасов, который равен общему объему закупок за минусом возврата, уценок и прибавлением транспортных расходов. Если же по каким-либо причинам произошел возврат товаров, или же из-за больших транспортных расходов компании дешевле произвести уценку товаров, то в этом случае величина возврата или уценки товаров будет отражаться на соответствующих счетах баланса.

Этап 3. Составление бюджета себестоимости проданных товаров на основе вспомогательных бюджетов.

Себестоимость проданных товаров определяется как сумма запасов товаров на начало периода и себестоимости товаров закупленных за период, уменьшенная на стоимость товарного запаса на конец периода.

В свою очередь себестоимость товаров закупленных за период вычисляется следующим образом:

Себестоимость товаров закупленных= прямые затраты на приобретение+ административные, коммерческие, маркетинговые расходы (заработная плата, командировки, налоги, аренда, транспортные расходы, реклама).

Таблица 2.3. Бюджет себестоимости проданных товаров Торговой компании «Гермес». На июль 200_г.

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

Этап 4. Разработка бюджета административных, маркетинговых, коммерческих и других расходов.

Бюджеты накладных расходов на реализацию (коммерческих) и административных (управленческих) накладных расходов подготавливаются в разрезе отдельных статей этих затрат по центрам ответственности.

При разработке бюджета коммерческих расходов следует исходить как из предполагаемых в течение бюджетного периода объемов продаж, так и представлений руководства о необходимости и интенсивности усилий по продвижению продукции до покупателя. Такие виды деятельности, как реклама и стимулирование спроса, тесно связаны со стратегическими целями организации. Поэтому затраты подобного типа в рамках операционных и тактических бюджетов всегда будут определяться целями поддержания или усиления рыночной позиции на долгосрочную перспективу.

Бюджет накладных управленческих затрат определяется в первую очередь оценкой расходов, которые следует понести для поддержания всех видов деятельности организации, также для поддержания организации как бизнес-единицы.

Рассмотрим бюджеты накладных коммерческих и управленческих расходов торговой компании «Гермес».

Таблица 2.4. Бюджет коммерческих расходов Торговой компании «Гермес». На июль 200_г.

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

Таблица 2.5. Бюджет административных (накладных) расходов Торговой компании «Гермес». На июль 200_г.

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

Необходимо обратить внимание, что среди коммерческих расходов компании «Гермес» есть статья, являющаяся переменными расходами, – это комиссионное вознаграждение сотрудникам коммерческой службы, прямо зависящее от объема реализации. В бюджете административных расходов статей, пропорциональных объемам реализации, нет. Это отражает природу данного вида затрат, – они способствуют поддержанию бизнеса как целого, независимого от результатов текущей деятельности.

Этап 5. Расчет результата от реализации. Формирование отчета о прибылях и убытках.

Следующий этап в разработке операционного бюджета– калькуляция себестоимости реализации и определение рентабельности и маржинального дохода по видам продукции. Имея все исходные данные для расчета плановой себестоимости реализации по видам продукции, можно сделать прогноз того дохода, который будет получен от продажи того или иного вида товара.

Для получения результата себестоимости реализации по видам продукции необходимо произвести распределение плановой величины общих расходов по отдельным видам товара. Тем самым рассчитываются полные удельные затраты на единицу товара по видам продукции, планируемой к продаже в бюджетном периоде. При этом необходимо заметить, что если коммерческие расходы были отнесены к постоянным, то они не включаются в состав данного бюджета. Величину налоговых и некоторых других платежей можно рассчитать пропорционально другим показателям деятельности или исходя из планируемых мероприятии и опыта прошлых периодов (например, суммы налоговых платежей можно оценить, зная ставки различных налогов и налоговые базы).

Затем необходимо составить первичный проект отчета о прибылях и убытках. Он является «выходной» формой операционного бюджета. Однако необходимо помнить, что отчет может еще корректироваться, в частности при решении вопроса о наличии или недостаче денежных средств компании.

Как и баланс, отчет состоит из двух частей: расходной и доходной. В расходную часть включаются стоимость закупленных товаров у товаропроизводителя, а также операционные и административно – управленческие расходы.

Доходная часть бюджета должна планироваться с учетом плана продаж продукции и плана финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, необходимо учесть остатки средств на балансовых счетах торговой компании. Доход может увеличиваться за счет поступления денежной наличности, а также за счет увеличения дебиторской задолженности, например, за счет продажи товаров в кредит. Но при этом увеличение денежных средств компании на расчетном счете в банке не всегда означает увеличение дохода компании. Например, получение кредита от банка означает увеличение денежной наличности на счете компании, но не увеличение его дохода, а увеличение кредиторской задолженности перед банком.

Продажи товаров в кредит уменьшают время их нахождения на складах, размеры складских помещений, расходы на их содержание, увеличивают коэффициент оборачиваемости оборотных фондов. Поэтому компании стремятся не только к продаже товаров в кредит, но и устанавливают различные скидки, которые ускоряют оборот денежной наличности. Также важно заметить, что при продаже товаров в кредит сумма полученного дохода может не совпадать с суммой денежной наличности.

Порядок определения значений показателей, необходимых для составления плана торговой организации приведен в таблице:

Таблица 2.6

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

Таким образом, плановый отчет о прибылях и убытках целесообразно составлять в двух вариантах: «развернутом» (в разрезе доходности отдельных видов товаров) и сводном (составляется по аналогии с формой № 2 квартальной финансовой отчетности).

Операционные бюджеты разрабатываются для различных центров ответственности, а ответственность за выполнение каждого из функциональных бюджетов ложится на линейных руководителей.

Под центром ответственности понимают организационную единицу, которую возглавляет руководитель, ответственный за его деятельность. Традиционно оценка деятельности центра становится основой оценки эффективности деятельности его руководителя. Система бюджетов по центрам ответственности должна давать возможность получать и анализировать информацию для учета и калькулирования затрат, контроля деятельности менеджеров и самих подразделений.

Но сам контроль за деятельностью организации в целом требует определения результативности деятельности ее отдельных сегментов. Организация бюджетирования по отдельным сегментам обычно отвечает особенностям организационной структуры самой компании.

Существует три основные формы организации.

1 Ллинейно – функциональная структура (рис. 1). Это классическая форма организационной структуры, в которой установлена иерархия взаимоотношений на неопределенно долгое время. Для нее характерна строгая подчиненность сотрудников низшего звена руководителям высшего и передача информации преимущественно по вертикали.

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

Большинство производственных и торговых компаний сейчас имеют именно линейную организационную структуру. Однако у нее имеются некоторые недостатки: отсутствие горизонтальных связей (информация может достичь низших уровней на «соседней вертикали» только поднявшись до верха функциональной ветви), затруднение взаимодействия между ветвями приводит к появлению конфликтов, увеличению затрат.

В эту организационную структуру могут включаться центры затрат и центры доходов (прибыли).

2. Дивизиональная структура (рис. 2). Чаще ее называют холдинговой, где группа относительно самостоятельных подразделений, объединяется общим руководством и отношениями собственности.

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

Делегируя полномочия по принятию решений в дочерние компании, руководители головной компании передают и ответственность за достижение целей. Недостатком является неизбежное дублирование функций отдельными подразделениями и конфликт интересов менеджеров.

В данной структуре компании, входящие в холдинг, в силу своей самостоятельности становятся центрами прибыли или центрами инвестиций. Сама управляющая компания, деятельность которой направлена на организацию и контроль деятельности входящих подразделений, фактически становится центром затрат.

3. Матричная структура (рис. 3). Основополагающим принципом здесь является улучшение взаимодействия отдельных подразделений предприятия, обеспечивающих эффективное решение задачи. В ней подразделения обладают определенной самостоятельностью в осуществлении поставленных вопросов.

Данные группы формируются из специалистов отдельных функциональных сегментов, находящихся на разных уровнях управленческой иерархии. При этом обладатели определенной профессии выполняют свои функции лишь временно, на срок проекта, и легко перемещаются между проектами.

Главным принципом в данной структуре является наличие широкой сети горизонтальных связей, пересечения которых с вертикалью образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений.

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

На практике организации очень часто представляют в своей организационной структуре комбинацию всех трех типов с преобладанием какого-либо одного из них.

Структура центров ответственности очень часто совпадает со структурой самой организации. Это означает, что каждому подразделению в организационной структуре соответствует свой центр ответственности. Выделяют следующие центры ответственности:

1) центр затрат — выделяется там, где руководство подразделения отвечает за использование ресурсов, преобразование из в затраты;

2) центр прибыли — подразделение, в котором сопоставляются расходы с доходами. Его руководитель несет ответственность за финансовую результативность всей деятельности подразделения. При этом необходимо учесть, что рост прибыли центра не должен вести к снижению прибыли всей организации, сама прибыль должна формироваться независимо от результата деятельности других подразделений;

3) центр доходов — подразделение, отвечающее за получение выручки. Руководитель этого центра не несет ответственности за использование ресурсов;

4) центр капитальных вложений (инвестиций) – подразделение организации, по которому можно выявить отдачу от сделанных ранее вложений. Результаты деятельности данного сегмента влияют на структуру денежных потоков и как следствие на платежеспособность всей организации.

По отношению к центрам ответственности затраты принято классифицировать на: регулируемые и нерегулируемые, эффективные и неэффективные, в пределах норм и отклонений от норм, контролируемые и неконтролируемые.

Регулируемые — это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени влияния на них менеджера. Регулируемые затраты следует рассматривать в трех аспектах: полностью регулируемые (возникают в процессе производства и в сфере бытовой деятельности); частично регулируемые (либо возникают, либо отсутствуют в ходе маркетинга продукции и исполнения услуг по обслуживанию клиента); слабо регулируемые (возникают во всех сферах внутренней деятельности предприятия). Затраты, на которые не влияет менеджер данного центра ответственности, называют нерегулируемыми.

Эффективные затраты — это затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные- затраты непроизводительного характера, другими словами потери в производстве.

Для обеспечения действенности системы контроля за затратами их классифицируют на контролируемые (затраты, поддающиеся проверке со стороны субъектов управления) и неконтролируемые (расходы, не зависящие от деятельности субъектов управления).

Состав каждой группы затрат определяется руководством при планировании и расчете бюджетов.

Организация контроля и анализа по центрам ответственности прежде всего направлена на выявление отклонений между фактическими и плановыми показателями по каждому центру и последующему анализу причин их возникновения.

Выделение центров ответственности и распределение по ним затрат является основным пунктом при разработке системы управления в организации. Поэтому эта работа должна проводиться на первоначальном этапе, а на основе полученных результатов необходимо сформировать систему конечных показателей, формы и сроки представления отчетности и ответственных за выполнение.

Под центром ответственности фактически признается место возникновения затрат. Главную задачу, связанную с распределением затрат между центрами ответственности, можно решить путем правильного классифицирования затрат и установления связи между доходами и расходами с действиями лиц, ответственными за расходование ресурсов. Решение данной проблемы нашло свое отражение в используемой на предприятиях системе директ-костинг. Это система учета и калькулирования себестоимости единицы продукции на основе переменных затрат, которые включаются в оценку производственных запасов, в то время как постоянные издержки не распределяются на продукты, а рассматриваются как затраты периода и относятся непосредственно на счет продаж.

Система директ-костинг в последнее время является предметом спора среди бухгалтеров. Сторонники данной системы утверждают, что постоянные расходы присутствуют независимо от мощности предприятия и вида выпускаемой продукции. Они больше содействуют производству, чем участвуют в нем. Следовательно, постоянные затраты являются периодическими и их следует сразу списывать на продажи. Их оппоненты наоборот доказывают, что без постоянных издержек производство не сможет функционировать, поэтому в оценке запасов должна участвовать и постоянная компонента производственных затрат.

Использование системы директ-костинг меняет привычную отечественную концепцию калькулирования и подходы к учету и расчету финансовых результатов.

До перехода нашей страны на рыночные отношения единственным методом определения себестоимости продукции был вариант расчета полной себестоимости (абзорпшен-костинг). В этой системе не выделяется первый уровень классификации калькуляционных систем, так как имеет только одного представителя: систему учета производственных затрат как переменных, так и постоянных. Далее все затраты следуют за своим носителем– продукцией– по всем стадиям выпуска из производства и продвижения до покупателя.

Сравнивая метод директ-костинг и метод расчета полной себестоимости, можно выделить следующие отличия:

1) в оперативном управлении при калькулировании по методу полной себестоимости существует большая вероятность искажения информации в связи с распределением косвенных расходов по продуктам. Более точной будет калькуляция, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском определенной продукции. Для стратегического же управления напротив предпочтительнее использовать метод абзорпшен-костинг, так как постоянные затраты в длительном периоде времени принимают характер переменных;

2) форма отчета о прибылях и убытках, составленная по методу расчета полной себестоимости имеет следующий вид:

Таблица 2.7

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

В отчете составленном по системе директ-костинг выделяются два показателя: маржинальный доход и прибыль.

Таблица 2.8

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

Маржинальный доход — это разница между выручкой от продажи продукции и ее неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным затратам. После вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируется операционная прибыль.

3. Влияние на прибыль. При системе директ-костинг рост операционной прибыли равен приросту маржинального дохода умноженному на разницу (объем продаж на конец периода минус объем продаж на начало периода). Если объем запасов увеличивается то происходит уменьшение операционной прибыли. При методе полной себестоимости прибыль может упасть даже при росте объема продаж.

В последнее время широкое распространение получила система так называемого «развитого директ-костинга». Его сущность заключается в выделении еще одного понятия– «полумаржа» (разность между маржинальной прибылью и косвенных постоянных издержек). В этом случае происходит некоторое отклонение от главного принципа директ-костинга– калькулирования переменных затрат.

Таблица 2.9

Что такое операционный бюджет. Смотреть фото Что такое операционный бюджет. Смотреть картинку Что такое операционный бюджет. Картинка про Что такое операционный бюджет. Фото Что такое операционный бюджет

Расчет суммы прибыли, составленный методом развитого директ-костинга, позволяет более наглядно отобразить влияние маржинальной прибыли по каждому продукту на общую сумму прибыли от реализации.

Для крупного предприятия внедрение развитого директ-костинга потребует разработку системы расчета полумаржи по уровням. Уровень расчета будет зависеть от масштабов деятельности.

В соответствии с Международными стандартами метод «директ-костинг» не используется для составления внешней отчетности и расчета налогов. Он применяется только во внутреннем учете для проведения управленческого анализа.

Несмотря на противоречия в применении данной системы, она имеет свое практическое значение. Во-первых, эта система позволяет оперативно изучать взаимосвязь между объемом производства, затратами и доходом (анализ соотношения «затраты– объем производства– прибыль»). Во-вторых, позволяет проводить эффективную политику ценообразования. И, в-третьих, данная система существенно упрощает нормирование, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате чего себестоимость становится более обозримой, а отдельные статьи затрат– более контролируемыми.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

18. Бюджетная система страны: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Межбюджетные отношения. Консолидированный бюджет

18. Бюджетная система страны: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Межбюджетные отношения. Консолидированный бюджет Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений между государством и

79. Операционный, производственный и финансовый циклы, пути их оптимизации

79. Операционный, производственный и финансовый циклы, пути их оптимизации К операционным относятся бюджет затрат материалов, бюджет производственных затрат и бюджет управления.Финансовое и производственное планирование осуществляется в согласованные временные

92. Показатели маржинального анализа: маржинальный и относительный доход, производственный (операционный) рычаг

92. Показатели маржинального анализа: маржинальный и относительный доход, производственный (операционный) рычаг Показатель маржинального дохода широко используется при ценообразовании. Краткосрочное ценообразование на основе маржинального дохода используется для

100. Операционный валютный риск

100. Операционный валютный риск Операционный валютный риск связан с торговыми операциями, а также с денежными сделками по финансовому инвестированию и дивидендным (процентным) платежам. Операционному риску подвержено как движение денежных средств, так и уровень

77. Операционный валютный риск

77. Операционный валютный риск Операционный валютный риск связан с торговыми операциями, а также с денежными сделками по финансовому инвестированию и дивидендным (процентным) платежам. Операционному риску подвержено как движение денежных средств, так и уровень

73. Операционный валютный риск

73. Операционный валютный риск Операционный валютный риск связан с торговыми операциями, а также с денежными сделками по финансовому инвестированию и дивидендным (процентным) платежам. Операционному риску подвержено как движение денежных средств, так и уровень

2.3.2. Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей)

2.3.2. Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей) Имея данные об объемах производства можно приступить к разработке бюджета прямых материальных затрат.Бюджет прямых материальных затрат и

7.5. Операционный анализ прибыли в составе маржинального дохода

7.5. Операционный анализ прибыли в составе маржинального дохода Формирование и использование прибыли (как формы дохода) – основа предпринимательской деятельности и ее конечный финансовый результат. Сравнение массы прибыли с затратами характеризует эффективность

2.1.1. Операционный бюджет

2.1.1. Операционный бюджет Этап 1. Отправной точкой при составлении операционного бюджета является формирование бюджета продаж, который определяется не столько производственными возможностями организации, сколько возможностями сбыта на рынке.Цель данного бюджета –

БЮДЖЕТ

Бюджет

Бюджет Каждая рекламная кампания отличается своим бюджетом. Точно рассчитать необходимый компании рекламный бюджет в той или иной ситуации достаточно сложно, можно даже сказать – невозможно. Дело в том, что реклама – это лишь один из многих факторов, влияющих на объемы

Операционный и сетевой статус

Операционный и сетевой статус На рисунке 6.1 показано, как формируется статус фирмы, который состоит из двух основных компонентов или разновидностей: операционного и сетевого.• Операционный статус связан с фактическим качеством товаров и/или услуг фирмы. Он зависит от

6. Операционный план проекта

6. Операционный план проекта 6.1. Расходы по основной деятельности Прямые издержки и накладные расходыВ состав расходов на текущую деятельность входят затраты на приобретение машин (авансовые лизинговые платежи), общие издержки и расходы на персонал.Увеличение затрат на

Бюджет

Бюджет В этом разделе описываются издержки, ассоциируемые с разработкой и реализацией маркетингового плана. Хотя предварительные бюджеты могут пересматриваться с учетом реального состояния источников финансирования, в результате будет представлен лишь

Бюджет

Бюджет Бюджет является важнейшей частью плана рекламной кампании. Он определяет, сколько рекламных кампаний сможет провести фирма и как долго будут проводиться ее кампании.Определение общей суммы ассигнований на рекламу является непростой задачей. Нередко суммы в

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *