Что такое опричники в истории
Опричники Ивана Грозного
3 февраля 1565 года Иван Грозный подписал указ об опричнине, открыв тем самым одну из наиболее мрачных страниц отечественной истории. Изначально этим довольно безобидным термином называли часть государственных земель, находившихся в непосредственном управлении царя.
Выглядели опричники довольно жутко: они облачались в темные одеяния, подобные монашеским рясам, а на шеях их коней болтались отрубленные собачьи головы. Другим «фирменным знаком» преданных слуг Ивана Грозного стали метлы, закрепленные на кнутовище.
Подобная символика не была случайной: голова пса символизировала собачью преданность государю и способность хорошенько «покусать» всех неугодных ему подданных, метафорическая метла же должна была вымести из избы под названием «Русь» ненужный сор.
Малюта Скуратов
Имя этого человека стало нарицательным: так до сих пор зачастую называют самых отпетых негодяев. Малюта Скуратов считался главным опричником Ивана Грозного, самым верным его прислужником, способным совершить любые злодеяния на радость царю-батюшке. Настоящее имя знаменитого душегуба — Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский.
Нежным же прозвищем «Малюта», согласно одной из выдвигаемых историками версий, он был награжден за невысокий рост.
Иван Грозный и Малюта Скуратов. Источник: wikipedia.org
Немец Генрих Штаден, волею судеб ставший одним из опричников Ивана Грозного, довольно нелестно отзывался в воспоминаниях как о государственном строе в целом, так и Малюте в частности. «Этот был первым в курятнике», — так писал иностранец о Скуратове.
Афанасий Вяземский
После конфликта царя с протопопом Сильвестром и окольничьим Алексеем Адашевым и падения авторитета «Избранной рады», Вяземский быстро вошел в доверие к Грозному. Афанасий стал настолько близок Ивану IV, что последний соглашался принимать медикаменты исключительно из его рук. Однако музыка играла недолго: Вяземский вскоре оказался в центре придворных интриг. В 1570 году его обвинили в предательстве и нещадно пытали. Именно во время жестоких экзекуций вчерашний опричник и скончался.
Алексей и Федор Басмановы
Для некоторых «государевых людей» опричнина стала семейным делом. Например, Алексей Басманов и его сын Фёдор сообща трудились на благо Ивана Васильевича. Согласно мемуарам упомянутого Генриха Штадена, Грозный и вовсе «предавался разврату» с младшим Басмановым.
Доподлинно неизвестно, всем ли словам немца можно верить, однако свидетельство остается свидетельством, поэтому игнорировать подобные показания нельзя.
Иван Грозный. Источник: wikipedia.org
Мнения других современников о Басмановых также были довольно своеобразными. Например, Андрей Курбский, которого принято считать одним из первых русских эмигрантов, называл Алексея «маньяком и погубителем как самого себя, так и Святорусской земли».
Василий Грязной
«Из грязи в князи» — именно по этому общеизвестному принципу развивалась карьера Грязного. По словам самого царя, Василий был «мало что не в псарях» у князя Пенинского в провинциальном Алексине. Однако Грязному удивительно повезло: городок вошёл в опричные владения Ивана IV, и бывший слуга низшего ранга смог поступить на государеву службу.
Опричник. Источник: regnum.ru
С тех пор дела Василия Грязного пошли в гору. Он стал одним из любимейших опричников Грозного и начал творить беззаконие вместе со Скуратовым и Вяземским. Но и к Грязному Иван Васильевич довольно быстро потерял интерес: когда бывший приближённый оказался в плену, царь даже не стал его выкупать.
Материалы по теме
А вот ещё:
Чудеса вологодского деревянного зодчества
Резного палисада в Вологде почти не осталось, а вот деревянным кружевом полюбоваться можно – за этим часто и приезжают в город, когда-то принимавший древнерусских князей, а потом царей и императоров. Домики из прошлого, предмет гордости историков и источник вдохновения для художников, кажутся такой же неотъемлемой частью Вологды, как для Москвы – Кремлевские стены.
Вот только от ветхости и гибели не спасает даже статус памятника федерального значения.
Где в Вологде искать памятники деревянного зодчества
Дом Шахова на улице Воровского был построен в центральной части города – в пяти минутах от набережной реки Вологды и в десяти минутах ходьбы до кремля. Заказал этот особняк купец Иллиодор Шахов в 1892 году, а сын его, Василий, позже надстроил второй этаж. Поскольку строили для себя, не для сдачи внаем – украшали дом как велели традиции и как подсказывало чутье лучших мастеров. Двухэтажное здание с мезонином стало частью архитектурного наследия Вологды, было признано памятником архитектуры XIX века федерального значения.
Дом Шахова в 90-х гг. прошлого века. Источник: pastvu.com
В начале прошлого века лишь каждый двадцатый из вологодских домов был каменным, остальные – деревянными. В настоящее время в городе остается меньше двух сотен старых домов, которые признаны памятниками вологодского зодчества. Необязательно быть специалистом по русской истории, чтобы оценить резьбу, украшения фасадов, орнаменты наличников и карнизов, балкончики и лоджии. Чтобы увидеть самые красивые и атмосферные из деревянных домиков старинной Вологды, придется пройтись – они находятся в разных частях города.
Дом Засецких. Источник: liveinternet.ru
На улице Ленинградской от дома Засецких до самой реки Вологды можно любоваться образцами старинной архитектуры. Некоторые из памятников служат сейчас местом размещения городских административных и образовательных учреждений, музеев. В здании, где сейчас находится детская библиотека, в особняке Соковикова, жил когда-то поэт Константин Батюшков (уже будучи больным). А дом Волкова, на той же Ленинградской, носит имя городского головы, занимавшего должность в конце XIX – начале XX века, благодаря ему в городе появились водопровод, электричество, телефон, нумерация домов.
Старая Вологда (картина). Источник: vologdamuseum.ru
Император Петр I посещал город пять раз, останавливался в сохранившемся до сих пор домике Петра. Ему же Вологда в некотором роде обязана развитием деревянного зодчества: по распоряжению правителя, с 1714 по 1722 годы каменное строительство было запрещено везде, кроме Петербурга. Из камня в то время в Вологде были разве что церкви, да еще – палаты Архиерейского двора, которые были частью древнего кремля.
Как строили и украшали вологодские дома
Насчет старейшего в Вологде деревянного дома краеведы спорят: не то это особняк на улице Бурмагиных, 38, не то дом Засецких – оба дома относятся к XVIII веку. Совсем старую Вологду увидеть невозможно – город по Генплану 1781 года был перестроен. Кривые, узкие и грязные улочки остались в прошлом, улицы Вологды стали широкими и прямыми. Во многих домах тогда сохранялись очаги, то есть избы были «черными». Печное строительство активно развивалось с середины XIX века. Камень по-прежнему использовался мало – уже не из-за запретов, а просто из-за своей высокой стоимости.
Узоры на старых деревянных домах Вологды
Дом вологодского типа – это двухэтажный особняк с угловой лоджией над крыльцом. Вход в дом делали с улицы; значительно выносили карнизы, чтобы защитить конструкции от дождя и снега, падающих с крыши. Во всех вологодских домах раньше делали дворы. А вот знаменитый палисад для Вологды не был типичен, хотя эти ограждения для участка между домом и дорогой встречались. Позже почти все они были утрачены при расширении улиц, но в Вологде остался памятник резному палисаду – на пересечении улиц Мальцева и Благовещенской.
Памятник резному палисаду на углу улицы Благовещенская. Источник: commons.wikimedia.org
Строили одноэтажные дома с антресолью или мезонином, двухэтажные с мезонином, центральным балконом или с боковой лоджией. Обязательно украшали дома резьбой, обычно пропильной, то есть сквозной, в которой отсутствует фон. Особенно нарядными получались фасады и калитки, боковые стены дома выглядели более сдержанно, а дворовые постройки обычно не украшали. XIX века подарил деревянному зодчеству стиль модерн, который успешно применялся мастерами для придания законченности особнякам.
Орнамент был важной деталью вологодского дома, особенно если речь шла о дворянских или купеческих особняках.
В этих старых домах привлекает гармоничность, отсутствие признаков украшательства – многие дома производят по-настоящему сильное впечатление, резьба надолго приковывает внимание, завораживает. Мастера прошлого «знали меру», не грешили избыточным узором, зато и не маскировали никогда дерево штукатуркой, как было принято в других городах, в том числе в Москве: там порой не сразу можно было понять, каменный дом или деревянный. В Вологде так не делали.
Когда деревянное кружево не спасает от уничтожения
Как вообще появилась традиция украшать дома резьбой? Считалось когда-то, что эти узоры привлекают в дом светлые силы и защищают от зла. Поэтому в деревянном узоре встречались «правильные», добрые символы – вроде солнца, растительных орнаментов. По этой же причине украшали именно калитки, двери, окна – ведь через них можно было проникнуть в дом. Наличники были важны и с практической точки зрения – они прикрывали щели между стеной и оконной коробкой.
Дом Ситникова. Источник: liveinternet.ru
Отличительные особенности русских домов диктовали местность и климат, типичным вологодским домом стал одноэтажный сруб на высоком подклете, с крутой крышей. Дом окружали хозяйственные постройки – сараи, конюшня. Дворянские дома украшал портик на фасаде с четырьмя, шестью или восемью колоннами, купеческие строились с мезонином.
Особняк на протяжении двадцати пяти лет был домом семье Шахова, сын купца, иконописец, украсил фасады резьбой. После революции дом стал коммуналкой, а в девяностые годы прошлого века получил смешанный статус – наполовину государственная, наполовину частная собственность. Жить в нем, однако, было затруднительно – на протяжении века дом капитально не ремонтировался, больше того – остро вставал вопрос о сохранении одного из самых эффектных деревянных зданий старой Вологды.
Леонид Стариков, чьими усилиями дом был сохранен до недавнего времени. Источник: severreal.org
На средства энтузиастов в 2013 году были выполнены работы по консервации здания, что уберегло его от обрушения на восемь лет. Реставрации, несмотря на острую необходимость, не случилось – памятник федерального значения без санкции государства ремонтировать было нельзя, а такой санкции получено не было. В октябре 2021 года, пережив своего главного хранителя, фотографа и краеведа Леонида Старикова, умершего двумя годами ранее, дом Шахова сгорел при пожаре.
«Введение чрезвычайного положения»: какую роль в истории России сыграла опричнина
Точная дата учреждения опричнины неизвестна. Однако историки утверждают, что она была основана не ранее 5 января и не позже 15 февраля 1565 года. С этого момента система административного устройства и управления государством радикально изменилась.
Путь к опричнине
На рубеже 1550-х и 1560-х годов в политике Ивана Грозного начались серьёзные трансформации. Государь, в частности, стал ограничивать права знати и более нетерпимо, чем ранее, относиться к мнениям, отличным от его собственного.
В 1560-е годы наметился неблагоприятный для Москвы перелом в Ливонской войне. В 1564 году один из корпусов русского войска потерпел поражение от сил Великого княжества Литовского в битве на реке Улле. В том же году многие члены думы подали царю коллективную челобитную с просьбой восстановить часть прав знати. Кроме того, согласно некоторым свидетельствам, ряд аристократов участвовали в попытке мятежа против Ивана Васильевича, которую поддерживали представители Литвы и Польши.
В декабре 1564 года царь вместе с семьёй переехал в Александровскую слободу, после чего объявил об отречении от престола. При этом он обвинил знать в изменах. Угроза отречения государя вызвала в Москве панику и заставила аристократов просить царя вернуться к власти.
«Чрезвычайное положение»
Иван Васильевич согласился вернуться. Однако, пользуясь выгодной ситуацией, он решил изменить административное устройство государства, разделив его на две части: земщину и опричнину.
Само слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь» — «за пределами», «снаружи». Опричнинами ранее называли уделы вдов, выделяемые им из поместий после смерти мужа, а также личные владения великих княгинь, находящиеся в их полном распоряжении. Иван Грозный придал данному слову новое, более широкое значение.
Земли, вошедшие в опричнину, оказались в прямом управлении Ивана Васильевича.
«Выражаясь современным языком, это было введение чрезвычайного положения с отменой конституционных прав граждан. Конечно, никакой конституции на Руси в то время не было, однако существовал другой институт, даже более важный, чем закон, — традиция», — рассказал в беседе с RT профессор РГГУ, доктор исторических наук Игорь Курукин.
По словам историка, традиции ограничивали власть государя и гарантировали определённые права его подданным.
«Государь мог наказать своего боярина. Однако боярин не человек с улицы. Его предки служили монархам многие поколения. Чтобы его казнить, нужен суд. А суд — это доказательства. Если вина доказана, то могут и голову отрубить, а если нет — боярин будет свободен. Сам же государь мог наложить опалу, но это была не казнь, а отдаление от двора. Попавший в опалу просто ехал в поместье оплакивать свою участь. Зато в опричнине сам государь получал право казнить каждого, кого сочтёт врагом», — подчеркнул эксперт.
Царь включил в опричнину около 20 дворцовых и оброчных волостей в центре России, на северо-западе и в Поволжье, а также города, связанные с соледобычей, находящиеся на важных торговых маршрутах или значимые в военно-политическом плане. Так, в частности, в составе опричнины оказались Соль Тотемская, Сольвычегодск, Великий Устюг, Вологда, Вязьма, Можайск, Старая Русса, Козельск, Суздаль. Вошла в опричнину и часть районов Москвы. Политическим центром опричнины стала Александровская слобода. В последующие годы опричнина несколько раз расширялась.
На остальных землях государства устанавливалась земщина, где действовали старые порядки. Царю были отведены военные, дипломатические и церемониальные функции. Кроме того, он выступал арбитром в спорах между представителями земщины и опричнины.
«Понять мотивы Ивана Васильевича в ситуации с учреждением опричнины крайне сложно. Современники видели в этом своего рода Божье наказание. В наши дни существует множество версий. Кто-то считает учреждение опричнины результатом психических проблем царя, кто-то — попыткой государя поддержать служивое сословие в борьбе с княжатами и боярами, кто-то — намерением усилить личную власть и ликвидировать поползновения любых социальных групп, направленные на её ограничение», — рассказал в интервью RT профессор факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Сергей Перевезенцев.
Кроме того, по его словам, существует предположение, что царь при помощи опричнины мог бороться с попытками иноземного влияния на элиты государства. В любом случае значительную роль в происходящем сыграли религиозные представления Ивана Грозного, который, как и многие его современники, ожидал приближения Страшного суда и пытался «бороться со скверной».
Русь при опричнине
В свидетельствах современников есть упоминание, что опричники возили «собачью голову» на шее у лошади и «метлу» на кнутовище. Однако о том, были это реальные атрибуты или некие аллегории, историки спорят по сей день. Возможно, речь идёт лишь о символических изображениях.
Уже на начальной стадии существования опричнины, в 1565 году, из опричных земель были выселены около 6,5 тыс. неугодных царю лиц из высших слоёв. В это время Иван Грозный ещё доверял решение ряда вопросов земской думе, однако оставлял присматривать за ней опричников. Постепенно функции опричных учреждений расширялись. В частности, их представители участвовали в дипломатических миссиях.
В 1566 году Иван Васильевич пошёл на небольшие правовые уступки земщине, однако отверг челобитную представителей земского двора, просивших ликвидировать опричнину.
В 1567 году, находясь на фронте Ливонской войны, царь получил информацию о готовящемся против него заговоре. Он оставил театр боевых действий и затворился в Александровской слободе.
Со следующего года в деятельности опричников резко возросла карательная составляющая. Начались казни, причём в ряде случаев подозреваемых в измене казнили вместе с домочадцами. К концу года, по оценкам историков, опричниками были казнены около 600—700 человек. Сана был лишён выступавший с критикой опричнины митрополит Филипп.
После захвата в январе 1569 года литовскими войсками Изборска опричники казнили по обвинению в измене около 20 человек и отправили в ссылку сотни семей псковичей и новгородцев. В том же году царь приказал казнить нерадивых, по его мнению, строителей кремля в Вологде и удельного князя Владимира Андреевича.
Апогеем опричных репрессий историки называют рубеж 1569—1570 годов. В этот период происходят походы Ивана Грозного на Новгород и Псков, а также казни в Москве. Новгородские элиты царь обвинил в попытке свержения законной власти и передачи города Речи Посполитой. Согласно примерным оценкам, в Новгороде были казнены 2,7—3 тыс. человек. Ещё несколько сот попавших в опалу местных жителей были отправлены в тюрьмы. В ходе дознаний по новгородским делам царь пришёл к выводу, что источники измены нужно искать в Москве. Летом 1570 года в столице были казнены 200—250 представителей знати.
В 1570—1571 годах русское государство оказалось в сложной военно-политической ситуации. Было заключено невыгодное перемирие с Речью Посполитой, армия потерпела ряд поражений, провалилось создание союза с Англией, а крымско-татарское войско совершило разорительный поход к Москве. Это привело к репрессиям уже против лиц, относящихся к опричным верхам. В руководство опричнины были включены переведённые из земщины аристократы.
Царь постепенно начал сглаживать противоречия, существовавшие между земщиной и опричниной. Опричники стали получать поместья в земщине. В начале 1572 года Иван Грозный объединил земскую казну и опричную. Началось постепенное слияние земских и опричных войск. Летом 1572 года объединённое войско одержало серьёзную победу над турецко-татарской армией в Молодинской битве.
Оценки итогов существования опричнины в наши дни весьма противоречивы. Одни историки считают, что она носила прогрессивный характер, помогла свернуть на Руси феодальные порядки и содействовала централизации государства. Другие полагают, что государственнические реформы Иван Грозный проводил ещё до 1565 года, а опричнина привела только к разорению территории государства и острому социально-экономическому кризису.
«Давая общую характеристику причинам и итогам опричнины, нужно иметь в виду, что нам очень сложно понять психологию людей, живших 500 лет назад, в другой социально-экономической и духовной атмосфере», — заявил Сергей Перевезенцев.
По его словам, Иван Грозный является одной из величайших фигур отечественной истории, противоречивой, но заслуживающей огромного внимания.
«Оценивать опричнину вне исторического контекста некорректно. Сам царь в дальнейшем покаялся и молился за души казнённых им или по его приказу людей. И, конечно, нужно иметь в виду, что XVI—XVII века были эпохой ожидания Страшного суда по всей Европе. Для Запада это эпоха жестоких религиозных войн. Говоря об Иване Грозном, не следует забывать о Варфоломеевской ночи, Генрихе VIII, Марии Кровавой, войне в Нидерландах. В каждом случае там тоже насчитываются многие тысячи жертв. Конечно, любое лишение жизни человека — это страшный грех. Но всё же следует признать, что происходившее при Иване Грозном на Руси несопоставимо по количеству жертв с тем, что творилось в аналогичный период времени в Западной Европе», — подытожил Сергей Перевезенцев.
Кто такие опричники и откуда они взялись?
Опричнина и опричники – эти слова обрели зловещий оттенок чего-то страшного и неприятного в истории России. Что тогда, что сейчас, люди делятся на два лагеря: одни во всё горло кричат об опричнине как о самой печальной странице из жизни государства и результатом помешательства правителя. Другие же напротив, утверждают, что такое правление царя было вполне ожидаемым и даже вывело Россию на новый уровень, дав возможности для лучшей жизни.
Кто такие эти опричники и зачем они были нужны?
Ответ довольно прост – приближенные царя Ивана Грозного. Само слово «опричник» несет в себе значение «особый, выделяющийся». Именно так это и было, ведь кого попало в помощники к царю не возьмут. Опричники занимались тем, что охраняли покой царя и в общем смысле слова, были привилегированными гвардейцами.
Царь Иван Грозный имел план о создании «Избранной тысячи». Такая военная реформа подразумевала создание отдельного подразделения, в которое входили бы потомки княжеских и царских семей. «Избранные» назначались главнокомандующими и полководцами, то есть, в их обязанности входило ведение военных дел и руководство армией.
Темные всадники Российского государства
Страх людей перед опричниками легко можно объяснить. Помощники царя носили длинные балахоны или мантии чёрного цвета, что уже нагнетало жути. Ездили опричники на конях, что делало их похожими на настоящих всадников из старых легенд.
Бытует мнение, что опричники на шеях носили собачьи головы, которые иногда надевали и лошадям. В руках у них всегда были мётлы на кнутовище.
Зрелище не из приятных, конечно же. Но были ли головы и мётлы настоящими, или это всего-навсего метафора, доподлинно неизвестно. О приближенных царя говорили, что собачьи головы – символ бесстрашия, якобы они будут всех кусать и пугать. А мётлы нужны чтобы убирать весь «мусор» в стране.
Свирепые опричники могли творить абсолютный беспредел. Сам царь, под чьим руководством они находились, не предпринимал попыток остановить их. Напротив, бесчинства происходили именно в угоду и по приказу Грозного.
Главные опричники
Среди всех имен опричников стоит упомянуть как минимум два – Малюту Скуратова и Афанасия Вяземского. Первый был главным помощником Ивана Грозного, способный на любые преступления в угоду власти. Сейчас его имя стало нарицательным: так называют самых вредных и опасных хулиганов и палачей.
Прозвище «Малюта» он скорее всего получил благодаря своему невысокому росту, который тем ни менее, не мешал Скуратову пугать жителей страны. Вокруг его имени даже слагались легенды.
Одна из которых гласила, что Малюта утопил Марию Долгорукую, жену Ивана Грозного (по его же собственному приказу). Точных сведений об этой истории нет, но народ, зная Малюту Скуратова и его преданность царю, охотно верил в реальность происшествия.
Значение слова «опричник»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОПРИ’ЧНИК, а, м. 1. Служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV (истор.). При помощи опричников Иван IV окончательно сломил крупных бояр-вотчинников и укрепил единую власть царя. — Мы-де люди царские, опричники! А вы-де земщина! Нам-де вас грабить да обдирать, а вам-де терпеть да кланяться! А. К. Тлстй. Опозорил семью нашу честную злой опричник царский, Кирибеевич. Лрмнтв. 2. перен. Угнетатель народа, верный приспешник врагов народа (презрит.). Безобразные формы эксплоатации на предприятиях плюс нестерпимый полицейский режим царских опричников, — обстоятельство, превращавшее каждую серьезную стачку рабочих в громадный политический акт и закалявшее рабочий класс, как силу, до конца революционную. Стлн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
опри́чник
1. истор. служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV Грозного ◆ Сидит грозный царь Иван Васильевич. // Позади его стоят стольники, // Супротив его всё бояре да князья, // По бокам его всё опричники. М. Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», 1837 г.
2. перен. жестокий, бездушный исполнитель воли начальства, власти ◆ Конечно, описываются городовые, эти слуги произвола, эти опричники современности, шагающие по колено в крови, или как там ещё пишут в этих случаях? А. И. Куприн, «Яма», 1915 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова коэволюция (существительное):