Что такое опрос в психологии

Психологические исследования крайне важны для развития разных направлений психологии. И для проведения эксперимента или исследовательской работы используются разные инструменты. Их сфера применения определяется выбранным сегментом в рамках изучаемой дисциплины. Один из самых популярных и распространенных методов у экспертов – опрос. О том, что такое опрос и каковы его типы, пойдет речь в статье.

Содержание

Опросы наиболее актуальны для получения первичной информации. Она может быть объективной и субъективной, но грамотный анализ данных позволит получить максимально полный объем за кратчайший период времени. Поэтому достойной альтернативы опросы не имеют. И это ученые поняли еще в 19 веке, применяя их не только в психологии, но и в других науках (социологии и этнографии).

Все, что нужно знать об опросах: определение, описание и краткие характеристики

Психологические исследования позволяют создать полноценную базу данных, которая в дальнейшем используется для разных целей. Нередко специалистам необходимо получить много информации при наличии временных и пространственных ограничений. И они выбирают для работы опрос.

Опрос – это, в психологии, метод извлечения информации, преимущественно использующийся в экспериментальной психологии, основанный на заочном или очном взаимодействии специалиста и опрашиваемых.

Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии

Говоря простыми словами, опрос имеет целенаправленный характер и выстраивается посредством вопросов/ответов. Причем для проведения эксперимента не имеет значение экспертность мнения исследуемых индивидов. В 60% случаев именно субъективность суждений дает только необходимый для работы материал.

Опрос необходим, когда:

Алгоритм использования инструмента прост:

Процедура составления опросника обычно делится на 2 этапа. На первом формируется перечень вопросов на языке, понятном только специалистам. На втором вопросы адаптируются для понимания группы опрашиваемых.

Виды опросов

Исследовательский инструмент имеет довольно обширную классификацию. В первую очередь опросы подразделяют на:

Первая группа подразумевает наличие строгих рамок, четких вопросов и определенную модель поведения. Результатом исследования может стать общее представления о проблеме без частных примеров.

Нестандартизированные опросы более гибкие. Они тоже имеют очерченный круг вопросов, но при этом позволяют исследователям действовать в соответствии с полученным ответом и реакцией испытуемого.

По типу проведения выделяют три группы:

Устные опросы целесообразно организовывать, если для эксперимента важны не только ответы, но и реакция субъектов. Этот способ довольно гибок, но имеет ряд особенностей:

Письменный опрос привлекателен своей массовостью. Он также готовится заранее, но дает более объективные данные, чем предыдущий вариант. Здесь важно отметить, что письменный способ может быть:

Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии

Свободный опрос используется реже, так как дает очень обобщенную информацию. Проводится он без предварительного формирования вопросов и контролируется исследователем, который может повернуть ситуацию в любую сторону.

По форме подачи информации различают:

Первый вариант базируется на взаимодействии с помощью анкеты – вопросника. Она может вручаться лично, рассылаться по интернету (так часто делают с панельными опросами) или размещаться в СМИ. Плюсы и минусы этого способа очевидны. К достоинствам относят:

Но при этом все данные субъективны и это – большой минус анкетирования.

Интервью относится к вербальным способам получения информации, когда обе стороны эксперимента контактируют непосредственным образом. Его достоинства:

Но интервью занимает немало времени, и группа опрошенных будет незначительной.

Классификация вопросов и требования к ним

Достоверность и непредвзятость результатов опроса на 78% зависит от правильно сформулированных вопросов.

Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии

Специалисты выделяют несколько типов их составления:

Важно, чтобы вопросы были краткими, понятными, логичными и не содержали в формулировке подсказку.

Опрос – это метод, который при грамотном применении даст все необходимое для работы исследователей. Но нельзя исключать и возможность ошибок, погрешностей, неточностей. Они свойственными этому инструменту.

Источник

Метод опроса в психологии

Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии

Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии

Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии

Вопрос

Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Опрос может проводиться в различной форме: анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос.

Анкета представляет собой стандартный набор вопросов, подобранных таким образом, чтобы выявить искомый фактор и его особенности с помощью прямых и косвенных вопросов, на которые опрашиваемые дают письменные ответы.

Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано.

Для успешного проведения опроса необходимо выполнение ряда правил: опрос не должен быть слишком трудоемким; вопросы должны быть понятны испытуемому; не следует задавать наводящих вопросов, поскольку они могут предопределить характер ответов и сделать их недостоверными; отвечающий на вопросы должен быть уверен в целесообразности опроса и не бояться отрицательных последствий ответов. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.

Устный опрос применяется когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса дает много инфо, но требует спец.подготовки, обучения, больших затрат по времени для проведения. Письменный опрос позволяет охватить большое число людей. Анкета. Нельзя учесть реакции на содержание вопросов. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определленными рамками. Тесты – специализированный метод психодиагност.обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Отличаются четкой процедурой сбора и обработки первичных данных, а также своеобразием и последующей итепретацией. Бывают тест-опросники и тест-задания. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Проективные тесты в них лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии

Вопрос

Тесты

Тесты (в переводе с английского — «испытание», «проверка», «проба») — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. В опросниках, в проективных и психофизиологических методиках правильных ответов не существует.

Тесты можно расклассифицировать, выделить несколько подклассов в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются классификации тестов по форме и по содержанию.

Источник

Метод опроса

Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюирумемы посредством получения от субъекта ответов на зараенее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Общие сведения

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды опросов

Вопросы

Правила составления вопросов

Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.

Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.

Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

Источник

Метод опроса в психологии

Метод опроса в психологии

ВВЕДЕНИЕ

Свои задачи психология решает с помощью определенных методов. Метод – это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования.

Методы основополагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований.

В данной работе мы рассмотрим метод опроса.

Анкетирование в диагностической деятельности.

Анкетирование — это форма опроса, для которого педагог предварительно состав­ляет список вопросов обследуемому контингенту лиц. Ответы на эти вопросы служат исходным эмпирическим материалом для обоб­щений.

Анкетирование применяется для массового сбора информации (иногда — от живущих в разных местах людей). Общение диагно­стируемого с диагностом носит опосредованный (через анкету) характер. Характер материалов анкет пригоден для количествен­ного анализа и удобен в обработке.

В педагогической диагностике при­меняются следующие виды анкет:

— анкета-интервью — опросный лист, который вручается рес­понденту и заполняется в присутствии диагноста. Часто раздаются листы ответов, а вопросы анкеты диктуются или предлагаются на экране (классной доске);

— почтовая анкета — рассылается лицам, которые выбраны для опроса; наиболее пригодна для опроса лиц, живущих далеко друг от друга, используется при опросах с простой тематикой. Такую анкету используют, например, для опроса родителей учащихся;

— анкетирование в среде — распространение анкеты среди опре­деленной группы населения. Ею можно пользоваться для опроса, к примеру, студентов, живущих в одном общежитии, участников конференции, заседания и т. п. Аналогично проводится анкетиро­вание во время классного часа, родительского собрания, педаго­гического совета;

— стереоанкетирование — сравнение самооценки и оценки од­ного и того же лица. На каждого человека заполняется три-четыре и более идентичных вопросника: им самим, его родителя­ми, педагогами, сверстниками и т.д. На основании сравнения и обобщения полученных данных составляется синтетическая стереоанкета, представляющая изучаемое лицо с различных точек зрения.

К анкете предъявляются следующие основные требова­ния:

— во вступлении необходимо сформировать у респондента чув­ство удовлетворения от того, что выбор пал именно на него;

— вопросы должны наиболее точно и емко характеризовать изу­чаемое явление и задаваться в логичной последовательности;

— следует сочетать прямые вопросы с косвенными (например: «Нравится ли профессия учителя?» и «Согласны ли вы, что про­фессия учителя самая лучшая?»);

— в начале анкеты необходимо задавать вопросы на определе­ние компетентности респондента в теме опроса;

— вопросы должны располагаться по принципу: «подготовка- сложные вопросы — классификация»;

— на заполнение анкеты должно уходить как можно меньшее вре­мя (в зависимости от возраста школьников от 4-5 до 15-20 мин).

В структуру анкеты входят:

— вступление (его цель — убе­дить респондента принять участие в опросе, дать короткую харак­теристику опроса);

— основная часть отвечает целям диагностики;

— реквизитная часть позволяет провести идентификацию респон­дентов для дальнейшей их группировки.

Диагностическая беседа.

Беседа — это метод получения информа­ции на основе прямого и относительно свободного общения с испы­туемым.

Он применяется с целью получения материала, характе­ризующего индивидуально-личностные особенности опрашива­емого. В беседе можно проверить данные, полученные методом наблюдения.

Беседа может использоваться для достижения следующих за­дач:

— выяснения фактов, событий, свидетелем или участником которых был испытуемый;

— установления его отношения к ним;

— выяснения причин конкретных проблемных ситуаций;

— исследования методов и средств воспитания, которые при­менялись к испытуемому;

— установления причин его аномального поведения;

— изучения особенности среды, в которой находится испытуе­мый;

— выявления его нравственных позиций, ценностных ориента­ции, ближайших целей и т.д.;

Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии

— изучения его внутреннего состояния и факторов, повлияв­ших на него, и т.д.

Планирование беседы осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе планирования беседы определяется цель беседы, объект и предмет разговора.

На втором этапе планирования отрабатывается ход беседы:

— с чего лучше начать разговор (повод для начала разговора);

— как перейти к основной теме;

— как удержать инициативу;

— какие типы вопросов лучше использовать на разных этапах беседы;

— как влиять на активность и искренность испытуемого, какие для этого ис­пользовать приемы общения;

— как правильно выйти из диалога.

На третьем этапе прогнозируются результаты беседы, которые должны быть получены.

Минусы метода

Сущность метода интервью

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

По месту проведения

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что место проведения опроса во многом определяет психологическую ситуацию получения информации, а значит — ее надежность. Выбор места опроса зависит от целей и предмета исследования

Опрос по месту работы- Данный опрос проводится в служебном помещении и является наиболее подходящим, если изучаются производственные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.

По месту жительства- Данный вид опроса незаменим, когда изучаются мнения не только работающего, но и неработающего населения или когда предмет опроса требует ослабить влияние официального служебного положения, связанного с производственными или учебными отношениями.

В общественных местах- Это вид опроса проводится на улицах, в очередях в магазинах, сбербанках, на рынке и т. п.

По носителю первичной информации

Опрос массовый, специализированный. Массовые о. — опросы, при которых основным источником информации являются представители различных категорий населения, профессиональная деятельность которых непосредственно не связана с предметом изучения.

Специализированные- Или экспертные опросы, главным источником информации которых являются компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать всесторонне взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.

Технология подготовки и проведения классного часа

Свежие записи

Онлайн анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные:

· BuddyQuiz. Ограничение: до 10 вопросов, выбор из 4 ответов на каждом шаге.

Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии

Виды интервью

По степени формализации процедур интервью подразделяются на:

— самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией для интервьюера. Оно близко к анкетированию в присутствии анкетёра. Интервьюер обязан четко придерживаться заранее подготовленных формулировок вопросов и их последовательности. В формализованном интервью преобладают закрытые вопросы. При этом сами формулировки соответствуют стилю разговорной беседы с респондентами. Достаточно часто используют отдельные карточки с напечатанными вариантами ответов, если число вариантов возможных ответов довольно большое. Карточки передают респондентам для прочтения. Интервьюеру отводится преимущественно исполнительская роль и его влияние на качество данных может быть сведено к минимуму.

— имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, конкретного явления, его последствий или причин. В этом виде интервью респондентов заранее знакомят с предметом беседы: что-то читают, смотрят видеозаписи фильмов и т. д. Для проведения данного вида интервью очерчивается круг вопросов, который является обязательным для интервьюера. Однако, он может менять их последовательность и формулировку, но по каждому вопросу должна быть получена информация.

— проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана. Определяется только тема интервью. Диалог проходит в свободной форме. Здесь интервьюер свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации

Особенности интервью по-разному проявляются в различных организационных формах. Интервью классифицируется по самым различным основаниям.

В социологической литературе приводятся и другие виды интервью в зависимости от:

Итак, подчеркнем, что, несмотря на популярность метода опроса при изучении определенных сторон и свойств явлений и процессов, бывают ситуации, когда требуется использование иных методов сбора информации или сочетание их с методом опроса. К ним относятся: наблюдение, анализ документов, социальный эксперимент и другие.

Ошибки и Неточности

Неполучение ответов

Ошибки в ответах (Response bias)

На результаты исследования путём опроса могут значительно повлиять ответы, которые не отражают истинных убеждений респондентов. Это может быть спровоцировано неправильной формулировкой вопросов, вопросами некорректного или личного характера, что не позволяет респондентам дать хороший репрезентативный ответ. К тому же респонденты могут специально делать какие-либо ошибки, пытаясь намеренно манипулировать результатами опроса. Так же респондент может чувствовать себя под социальным давлением, которое не позволяет ему дать непопулярный ответ, и он отвечает так, как этого требует социум, что так же ведет к неэффективным результатам.

Неправильные формулировки вопросов

Хорошо известно, что формулировки вопросов, порядок, в котором они задаются, число и формы альтернативных ответов могут оказать значительное влияние на результаты опроса. Распространенный метод для контроля этой погрешности заключается в том, чтобы использовать в опросном листе несколько вариантов одного и того же вопроса или создавать столько вопросов, сколько необходимо, чтобы охватить все аспекты проблемы и покрыть неточности.

Неправильный охват зоны наблюдения

Повлиять на результат опроса также может неправильная выборка. Здесь идет речь о том, что выбирая людей для своего опроса, нужно пытаться охватить как можно больше разных людей по качественным признакам, таких как пол, возраст, уровень дохода и так далее. В ином случае говорят, что выборка нерепрезентативна.

Виды интервью

По степени формализации

· Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

· Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

· Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии исследования

· Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.

· Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

· Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников

· Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

· Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.

Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии

Методы опроса — устный опрос: интервью, беседа, экспертная оценка.

Опрос — прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях.

Опрос метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей.

· Письменные (анкета, сочинение) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка).

· Очные и заочные (почтовые, прессовые и т.д.).

· Экспертные и массовые.

· Выборочные и сплошные.

· Первичные и повторные.

Опрос наиболее удобный способ получения информации. Он легко поддаётся обработке, интерпретации, хранению. В проведении опроса участвуют два участника:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002.

3. Носс И.Н. Руководство по психодиагностике/И.Н. Носс. – М.: Издательство Института психологии, 2005.

Основными компонентами анкетного опроса:

Анкетер исследователь, непосредственно обеспечивающий заполнение опросного листа каждым респондентом.

Интервью

… МАТЕРИАЛОВ Независимо от способа записи интервью, первым этапом его обработки является составление письменного текста (стенограммы) высказываний респондента. Опыт проведения обследований показывает, что магнитные … данному вопросу. В данной работе я попыталась систематизировать полученную мной информацию. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ Интервьюирование, как и другие методы опроса, представляет …

Социологическая анкета- это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта и предмета.

Респондент- лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления.

Анкета заполняется респондентом самостоятельно, и поэтому все, что касается работы с ней, должно быть предельно ясно респонденту.

Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме.

Титульный лист- Необходимо указать:

Вводная часть- Включает в себя следующее:

Основная- Включает в себя следующее:

формулировка вопросов и их последовательность;

кодирование вопросов и ответов.

Включает в себя следующее:

Структура анкеты соответствует фазам проведения опроса. Так, при проведении анкетного опроса должны быть соблюдены условия прохождениятрех стадий:

Стадия адаптации — «вхождение

— «выход из режима опроса

Характеристика анкеты будет далеко не полной, если не сказать несколько слов о времени, необходимом для заполнения анкеты. Время заполнения анкеты зависит от сложности вопросов и от их количества. Практика социологических исследований показывает, что время заполнения анкеты должно быть в пределах45 +/- 10 минут.

Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии

Следует отметить, что прежде чем приступать к опросу, необходимо провести логический контроль анкеты и апробацию для того, чтобы выявить все погрешности при составлении анкеты и ликвидировать их. Только после этого анкету можно использовать.

Виды анкетирования

— вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Отечественная практика проведения конкретных социологических исследований показывает, что процент возврата анкет при таком опросе не превышает 5%.

— распространение анкет путем почтовой рассылки. Список респондентов — это или список всей генеральной совокупности, или список выборочной совокупности. Недостатками являются низкий процент возврата анкет и искажение выборочной совокупности, что влияет на достоверность полученной информации.

— наиболее распространенный вид анкетирования, при котором респондент получает анкету непосредственно из рук социолога-анкетера. Этот вид анкетирования является наиболее надежным, почти полный возврат анкет.

ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕСТЫ

Тесты личности предназначены для выявления и оценки особенностей ментальных способностей или интеллекта; они разделяются на тесты действия (целевые личностные тесты) и ситуационные тесты, предназначенные для оценки принятия решения испытуемым в экспериментальной (специфической) ситуации.

К тестам действия (целевым личностным тестам) можно отнести:

1. Тест структуры интеллекта (Р.Амтхауэр, 1953), модификация — Методика исследования особенностей мышления (МИОМ).

2. Прогрессивные матрицы Равена (Дж.К.Равен, 1936) — оценка особенностей и уровня интеллекта.

3. Корректурная проба — оценка концентрации и устойчивости внимания (Б.Бурдон, 1895).

4. Тест памяти Мейли — оценка зрительной, слуховой памяти.

5. Шкала оценки Озерецкого — оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики (Н.И.Озерецкий, 1923).

6. Тест «Спираль» — оценка двигательных функций.

7. Тест «Линеограммы» — оценка переключения внимания, пластичности мыслительных функций.

8. Тест «Комбинаторные способности».

9. Тест «Установление закономерностей» — оценка внимания, памяти, логического мышления.

10. Тест «Красно-черные таблицы» — оценка переключения внимания.

11. Тест «Перепутанные линии» — оценка устойчивости внимания.

12. Корректурная проба: «Информационный поиск» — оценка кратковременной памяти, внимания.

13. Тест «Умозаключения» — оценка логического мышления.

14. Тест «Компасы» — оценка пространственного воображения.

К ситуационным тестам, исследующим принятие решения испытуемым в экспериментальной ситуации, можно отнести:

1. Методику «Дилемма выбора» (Н.Коган, М.Уоллэлч), представляющую собой оценку стратегии поведения испытуемого и прогноз его стиля принятия решения посредством выбора и описания им 12 житейских ситуаций.

Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии Что такое опрос в психологии. Смотреть фото Что такое опрос в психологии. Смотреть картинку Что такое опрос в психологии. Картинка про Что такое опрос в психологии. Фото Что такое опрос в психологии

2. Метод последовательной динамической оценки — МПДО (Б.Я.Шведин, 1989).

3. Автоматизированную диагностическую ситуационную игру «ТЕСТ», «РИТМ», состоящую из семи субтестов, оценивающих состояние, интеллект и результативность специфической игры (И.Н. Носс, Е.В.Суслов, 1990)

Специфика интервьюирования заключается в том, что:

Сущность метода анкетирования

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *