Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку

«Мама, нам сказали выделить орфограммы»: как понять, что это такое и зачем

Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Картинка про Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку

«Одни ошибки» — для родителей младших школьников эти слова учителя звучат почти как приговор. И не всегда родители тут могут помочь ребенку, потому что от того же учителя зависит очень многое. Но есть все же алгоритмы, которые можно использовать. Наш блогер, создатель онлайн-школы грамотности Екатерина Бунеева, рассказывает, что такое орфографические навыки и как их развивать.

Когда ребёнок допускает много ошибок в написании слов, это чаще всего означает, что у него недостаточно развиты орфографические умения. Если вы услышали такой «диагноз» от учителя и хотите помочь своему ребёнку сами или пригласить репетитора, нужно, чтобы и родители, и репетитор правильно понимали, чем именно предстоит заниматься. Орфографические умения обеспечивают грамотное написание слов. И таких умений четыре.

1. Видеть орфограммы

То есть места в словах и между словами, где нужно выбрать написания из нескольких вариантов (о или а, е или и, слитно или раздельно, ь или ъ, с ь или без и т. д.). При этом правильным является только один вариант. Находить орфограммы в словах нужно по специальным признакам. Например, если в слове слышим на конце глухой согласный звук: зу[п], ле[ф] — это опознавательный признак орфограммы-проверяемой буквы согласного. Обнаружив его, ребёнок должен применить правило.

Каждую орфограмму можно найти в слове по определённым признакам, и этому надо специально учить. Чаще всего именно отсутствие этого умения мешает грамотно писать, потому что, зная правило, ребёнок не видит в слове место, к которому его нужно применить.

2. Выбирать написание

То есть применять орфографическое правило. Как только ребёнок нашёл в слове орфограмму, то есть точку приложения орфографического правила, он легко может это правило применить. Используем тот же пример: чтобы выбрать букву на конце слов зу[п], ле[ф], ребёнок подбирает проверочные слова (зубы, львы), слышит отчётливо согласный звук перед гласным и пишет зуб, лев.

3. Объяснять выбор написания устно и графически

Это умение нужно и когда ребёнок пишет самостоятельно, и когда анализирует написанное не им. Для развития этого умения полезнее объяснять выбор написания графически. Например, объясняя выбор букв б и в на конце слов зуб и лев, ребёнок должен написать так: зуб — зубы; лев — львы (букву ы он в обоих случаях подчёркивает двумя чертами, потому что в данном случае именно она помогает выбрать написание). Делая такие обозначения, ребёнок по сути переводит содержание правила (текст) в иную, более краткую и наглядную форму, при этом «говорящую», так что и ему, и педагогу понятно, почему сделан именно такой выбор.

4. Находить и исправлять ошибки

Это умение базируется на трёх предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), ребёнок должен выполнить те же самые действия: найти орфограммы по опознавательным признакам, применить правила, объяснить написания графически.

Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Картинка про Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку

7 детских ошибок в правиле про чередование гласных, от которых обидно будет взрослым

Именно поэтому, работая в школе и занимаясь индивидуально, я всегда просила детей писать через строчку: верхнюю строку над предложением мы оставляли пустой, и при проверке все необходимые обозначения и записи делались на этой строке. Хочу особо подчеркнуть, что если в процессе такой проверки ребёнок сам находит свою ошибку и исправляет её, отметка не только не должна снижаться, наоборот, ребёнка нужно хвалить и всячески поощрять!

Абсолютно нелогично и очень вредно, когда за помарки и исправления снижают отметку

Если у ребёнка нет так называемой «врождённой грамотности», именно параллельное развитие всех четырёх орфографических умений через правильную, методически грамотную систему упражнений даёт эффект. Именно такую методику я использую на всех занятиях в Домашней онлайн-школе грамотности, при этом дети не только выполняют упражнения онлайн. После автоматической проверки трёх упражнений (три упражнения — это один блок внутри занятия) ребёнок слушает видеокомментарий к ним, проговаривает алгоритмы, а затем выполняет те же упражнения письменно и графически обозначает орфограммы.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Орфограмма

Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Картинка про Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Картинка про Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку

Всего получено оценок: 124.

Всего получено оценок: 124.

В данной статье рассмотрим, что такое орфограмма в русском языке, какие орфограммы изучаются в 1 классе, что такое орфографическая зоркость и как подчеркивать орфограммы.

Определение

Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.

Понятие «орфограмма» греческого происхождения, переводится как «правильно писать».

Под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правила или обратиться к словарю.

Говоря еще проще, орфограмма – это такое место, где можно допустить ошибку, написав неправильную букву.

Изучение орфограмм

Еще в начале изучения русского языка ученики изучают такие орфограммы:

Все эти орфограммы изучаются в 1 классе.

Приведем примеры слов, в которых встречаются перечисленные выше орфограммы:

Орфографическая зоркость

Каждый человек должен стремиться овладеть орфографической зоркостью. Данное понятие означает умение видеть слово, в котором есть орфограмма.

Наличие большого количества орфограмм способствовало появлению такой науки, как орфография.

Учащиеся должны уметь подчеркивать орфограммы. Само место, где можно допустить ошибку, нужно подчеркивать одной чертой; если в анализируемом слове есть условие, по которому пишется та, а не другая буква, то эту букву или сочетание букв нужно подчеркнуть двумя чертами. Например: в слове «чашка» буква «а» подчеркивается одной чертой, а буква «ч» подчеркивается двумя чертами.

Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Картинка про Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку

Что мы узнали?

Орфограмма – это такое место, где можно допустить ошибку, написав неправильную букву. В 1 классе изучаются такие орфограммы: большая буква в начале предложения; правописание сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»; правописание мягкого знака; правописание сочетаний «чк-чн»; проверяемые безударные гласные в корне слова; непроверяемые безударные гласные в корне слова; непроизносимые согласные в корне слова; имена собственные; предлоги. Все орфограммы объединяются в раздел орфографии, а их изучение способствует развитию орфографической зоркости – умения видеть слова с орфограммами. Орфограммы подчеркиваются одной чертой, а условия написания – двумя чертами.

Источник

Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.

Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Картинка про Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку

Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.

Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».

Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.

Виды орфограмм

В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:

Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:

Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.

Как проверять орфограмму – два способа

Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.

Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.

Как обозначать орфограмму при проверке

Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.

Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.

Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).

И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.

Зачем объяснять орфограмму

Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.

Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.

Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.

После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.

Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.

P. S. Вот мое видео про орфограмму.

Источник

Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку

Все дети очень разные: одни схватывают все на лету, новое правило запоминают уже на уроке и упражнения выполняют почти без ошибок, другие запоминают медленнее, третьи, сколько с ними ни бейся, все равно ошибки допускают.

Как помочь ребенку дома? Повторять с ним правила? Проводить диктанты? Делать больше упражнений? В этой связи сразу всплывает то ли быль, то ли анекдот, то ли эпизод из фильма: учительница велит ученику после уроков сто раз написать на доске слово «шел», в котором он постоянно ошибается. Когда она возвращается в класс, вся доска исписана словом «шел», а внизу крупно: «Я все написал и пошол домой!»

Дело не в том, сколько упражнений ребенок выполнил, сколько раз он написал трудное слово и рассказывает ли правило наизусть. Если нет так называемой «врожденной грамотности», чтобы писать без ошибок, нужно уметь находить (видеть) в словах или между словами те места, к которым следует применять правила.

Подавляющее большинство школьников делать этого не умеют, у них не развита орфографическая зоркость. То же самое с предложениями: дети не видят, не умеют искать в предложении границы смысловых отрезков — места постановки знаков препинания. Их этому нужно специально учить.

Мы, взрослые, должны хорошо понимать, что орфографические и пунктуационные умения развиваются медленно и у каждого ребенка в своем темпе. К сожалению, только единицы, которым очень повезло, обладают «врожденной грамотностью», им достаточно двух-трех школьных уроков и домашних упражнений. Но большинству нужны регулярные занятия, с постоянным повторением и постепенным расширением круга изучаемых правил.

Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Картинка про Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку
Источник.

4 важных орфографических умения

Они помогают ребенку писать без ошибок. Другими словами: умеет вот это и это — пишет грамотно.

Умение видеть орфограммы

То есть места в словах и между словами, где нужно выбрать написание из нескольких вариантов («о» или «а», «е» или «и», слитно или раздельно, «ь» или «ъ», с «ь» или без и т. д.). При этом правильным является только один вариант.

Находить орфограммы в словах нужно по специальным признакам. Например, если в слове слышим на конце глухой парный согласный звук: «зу[п]», «ле[ф]», — это опознавательный признак орфограммы — проверяемой буквы согласного. Обнаружив это «опасное место», ребенок применяет правило. Каждую орфограмму можно найти в слове по определенным признакам, и этому надо специально учить, показывать эти признаки. Чаще всего именно поэтому дети (и взрослые тоже) пишут неграмотно: зная правило, не видят в слове место, к которому его нужно применить.

Умение выбирать написание

Как только ребенок нашел в слове точку приложения орфографического правила, он легко может это правило применить и выбрать верное написание. Используем тот же пример: чтобы выбрать букву на конце слов «зу[п]», «ле[ф]», подбираем проверочные слова («зубы», «львы»), слышим отчетливо согласный звук перед гласным — и пишем «зуб», «лев».

Умение объяснить выбор написания устно и графически

Это умение нужно и когда ребенок пишет, и когда проверяет написанное. Проще, быстрее и полезнее делать это графически. Например, объясняя выбор букв «б» и «в» на конце слов «зу[п]» и «ле[ф]», ребенок должен написать так: «зуб — зубы»; «лев — львы» (букву «ы» он подчеркивает двумя чертами, потому что она обозначает гласный звук под ударением и помогает выбрать написание). Делая такие обозначения, ребенок по сути переводит содержание правила (текст) в иную, более краткую и наглядную, «говорящую» форму. И ему, и взрослому понятно, почему выбрано именно это написание.

Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Картинка про Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку
Фото из личного архива автора.

Умение находить и исправлять ошибки

Оно базируется на трех предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), ребенок должен проделать те же действия:

— убедиться, что орфограмма найдена правильно по опознавательным признакам;

— объяснить написание графически.

Именно поэтому я рекомендую родителям и педагогам простой прием: писать через строчку. Верхнюю строку над предложением мы всегда оставляем пустой, и при проверке все необходимые обозначения и записи делаются на этой строке. Если в процессе такой проверки ребенок сам находит свою ошибку и исправляет ее, отметка не только не должна снижаться — наоборот, ребенка нужно хвалить и всячески поощрять. Абсолютно нелогично и очень вредно, когда в школе ребенку за помарки и исправления снижают отметку за письменную работу.

Советы родителям, которые занимаются с ребенком сами

1. У каждого ребенка есть типичные, наиболее частотные ошибки. Нужно прежде всего определить какие, расположить правила в порядке их взаимосвязи и нарастания трудности. Далее определить, каких необходимых базовых знаний о языке и умений ребенку недостает, чтобы эти орфограммы освоить. Эти пробелы сначала надо восполнить и только потом заниматься собственно правописанием. Так последовательно нужно отработать все актуальные для ребенка правила.

2. Бессмысленно просто делать упражнения и писать диктанты. Нужна методически грамотная система упражнений со специальными графическими обозначениями, которую ребенок понимает и принимает.

3. Лучше, если ребенок мотивирован, то есть занимается правописанием осмысленно и с желанием. Как только он увидит, что все не так страшно и появляются первые результаты, процесс пойдет.

4. Ни в коем случае не надо этот процесс искусственно ускорять, торопить ребенка, сердиться на него, сравнивать ребенка с его более успешными одноклассниками. Сравнивать нужно только с ним самим: в прошлый раз было десять ошибок, а сегодня только восемь. Ты молодец, движешься вперед.

Если следовать этим советам и работать методически грамотно, результат будет обязательно.

Источник

10 способов запомнить орфограмму, чтобы научить ребенка грамотно писать

«Самая большая глупость — это делать то же самое и надеяться на другой результат». (с) Альберт Эйнштейн

Если ты зубришь правила русского языка, сто раз повторяешь словарное слово, пишешь его, это не работает, а ты надеешься, что в следующий раз сработает — это глупо. Если что-то не срабатывает — надо делать по-другому.

Сегодня мы разберем десять приемов и способов, которые помогут ребенку изучить и запомнить правила русского языка.

Представленные ниже способы — это фрагмент из рукописи книги Ренаты Кирилиной «Как повысить грамотность ребенка».

Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Картинка про Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку

Способ 1 — Разработайте алгоритм

Алгоритм — это последовательность действий, которая за определенное конечное количество шагов приводит к нужному результату.

До того, как ребенок начинает учиться писать, у него нет вообще никакой программы с точки зрения орфограмм.

Итак, он научился писать, и у него появляется первая программа — когда я пишу, я просто пишу те буквы, которые слышу (т.к. когда мы учим малыша писать, мы всегда произносим/диктуем слова четко).

Иногда бывает так, что эта первая дорожка, как асфальтированная дорога — самая прочная и широкая нейронная дорожка в его голове, а остальные, которые появляются позже — они такие тоненькие, что по ним сигнал не идет. Т.е. когда ребенку дали новую программу “ЖИ, ШИ — пиши с буквой И” — у него все равно «выстреливает» асфальтированная дорога/программа «как слышу, так и пишу».

Это надо знать и принимать во внимание, если у ребенка есть проблемы с запоминанием правил. Ребенок с врожденной орфографической зоркостью легко и просто запоминает новый алгоритм и также легко его применяет.

Хороший способ — разработать с ребенком программу-алгоритм «Написание гласных Е-Ё-О после шипящих и Ц в существительных и прилагательных»

Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Картинка про Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку

2. Создавайте образовательные плакаты

Но есть и минус — когда ты постоянно видишь перед глазами подсказку, в голове ничего не откладывается — глаз “замыливается”.

В школах, если в кабинете есть такие плакаты, то на время контрольных работ они закрываются. В своей учительской практике, когда мне достался 4 класс из 17 самых слабых учеников параллели, я сняла все эти плакаты и сделала вместо них «парту знаний», на которой были написаны все правила по русскому и математике, все словарные слова и т. д. И это сработало на “Ура”.

Вы можете сделать подобный плакат для своих — взять лист ватмана и на маленьких карточках (не слишком мелких, чтобы можно было прочитать легко!) написать все основные правила.

Важно, при работе с образовательными плакатами в первый раз, объяснить и показать ребенку, как искать нужную информацию: если словарное слово, то его ищем здесь, если таблица умножения — здесь и т. д.

У моего старшего сына подобный уголок знаний в виде таблицы умножения был на кухне (максимально удаленная комната от детской). И пока он ходил туда-сюда за подсказками, он запомнил всю таблицу.

Как еще сделать плакат? Нарисуйте четырех человечков: девочка — приставка (накрыта зонтиком, потому что пошел дождь и девочка — потому что переменчивая), корень — мальчик с улыбкой (почему с улыбкой — спросите у детей), грустный мальчик — суффикс (почему он грустный?) и окончание — мальчик с большой коробкой с подарком внутри, и он пришел в гости (но приходит не всегда).

А еще первые три ребенка стоят на какой-нибудь подставке (платформе и т.д) — это основа слова.
Вот вам и образовательный плакат!

И если у ребенка есть трудности с последовательностью выделения частей слова «приставка-корень-суффикс-окончание» — то эта проблема в данном плакате решена. Такой плакат может быть растущим — т.е. когда добавляется информация или правила по каждой части слова — мы добавляем ее туда же.

Приставки можно нарисовать в виде цветочка с 6 лепестками или 6-конечной звездочки и на каждом лепестке (лучике) выделить разным цветом орфограммы приставок (оТ, наД, поД, в, с, оБ). И сразу будет видно, например, что приставки «з» не бывает.

Либо создать «Цветик-семицветик» с правилами об использовании приставок «пре-» и «при-»

Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Картинка про Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку
3. Используйте карточки-помощники

Можно взять плотный лист А4 и разрезать его на 8 частей, а можно использовать обычные разноцветные стикеры, сложенные пополам вдоль клеевой стороны (получается склеенный вдвое маленький прямоугольник, который ребенку удобно держать в руках). Разноцветные карточки мы берем для того, чтобы в зависимости от орфограмм, брать карточки разного цвета.

С одной стороны на карточке пишется правило, а с другой стороны — пример или какая-то подсказка.

Например — «ЧК» (пишется без мягкого знака) с одной стороны, и «НОЧКА» — с другой. Можете придумать историю про какого-то персонажа на букву Ч. Например Чебурашка (пусть дети сами придумают) и придумать, что он может взять в руки предмет, начинающийся на букву К. Самый очевидный вариант — конфеты. И вот Чебурашка взял горсть конфет в руки, а Мягкий Знак (мы его тоже «оживляем» и рисуем с глазками, ротиком и т.п.) — он такооой попрошайка! Вечно ко всем заглядывает. И просит он Чебурашку: «Поиграй со мной!» А Чебурашка ему отказывает. И мягкий знак между ЧК не попадает.

А еще интересно взять за подсказку в этом случае слово «заначка». Я говорю детям: а вы знаете, что такое заначка? Это когда ты не все конфеты съел, а несколько штук спрятал. И мы с ребятами обсуждаем, кто на Новый год сразу все конфеты съедает, а кто делает заначки.

Для примера ЧН — с одной стороны и УЛИЧНЫЙ — с другой. Чебурашка (Ч) куда спрячет часть конфет? Например, в носок:)

Так же пишем на карточки ЖИ, ШИ, СЪ, ТСЯ-ТЬСЯ и т. д.

Затем мы перемешиваем все карточки, ребенок берет в руки стопку карточек правилами вниз и называет правило, которое изображено на карточке, затем проверяет себя, переворачивая их. Таким образом, ребенок запоминает правило сразу и через кинестетику, и через визуальный образ.

Для усвоения ребенком тех правил, которые даются ему труднее остальных, мы используем способ работы с карточками «3 коробочки» (идеально для этого метода подходят маленькие круглые баночки от чипсов).

Коробочку №1 подписываем — «КАЖДЫЙ ДЕНЬ».
Коробочку №2 мы подписываем каким-нибудь днем недели (у нас среда).
Коробочка №3 — каждое N число месяца (у нас 14-е).

Как использовать этот метод?

Первую неделю ребенок каждый день (лучше, если это будет всегда в определенное время, и даже в выходные) достает из коробочки №1 правила и перелистывает их, проговаривая вслух.
На второй неделе вы определяете для коробочки №2 «ее день» и помещаете туда те правила, которые у ребенка уже от зубов отскакивают (при этом карточки с правилами, в которых ребенок еще допускает ошибки, остаются в коробочке №1). На второй неделе в другие дни карточки из коробочки №2 НЕ трогаете. А уже начиная с третьей недели, ребенок достает карточки из этой коробочки и повторяет их. Если все ок — карточки переселяются в коробочку №3, в которую нужно заглядывать только 1 раз в месяц в определенное число месяца.

Для ребенка с дисграфией — это отличный способ сократить количество ошибок при написании слов!

Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Картинка про Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку

4. Используйте интеллект-карты

Это способ систематизации информации, который обязательно содержит цвет, гибкие линии и минимум информации. Вы можете найти готовые майнд-карты в интернете, но лучше, если вы сделаете их сами вместе с ребенком.

Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Картинка про Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку

5. Придумывайте «РЕБУС»

Дети очень любят этот способ.

Выше я писала про парту знаний, которую я сделала для своих учеников вместо обычных плакатов. И на этой парте знаний я использовала много ребусов /слевА-справА, налевО-направО/ Обратите внимание, что если вы пишете такие ребусы, то все части такого ребуса должны быть написаны одним цветом! Иначе у ребенка другой цвет будет «выпадать», и у него в голове не будет связи между частями ребуса.

Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Картинка про Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку
6. Учите правила в стихотворениях

Если после корня — «А»,
В корне будет «И» всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытер — вытирай.

Или, например, такое:

Шёл по улице удачник,
Весь в глиже, одетый брежно,
И на вид он очень взрачный,
Сразу видно, что годяй!
Он людимый, он имущий,
Удивительный дотёпа,
Он доумок и доучка,
И доразвитый вполне.
А ему идёт навстречу
Врастеничная Смеяна,
Языком вполне цензурным
Говорит ему взначай:
Я уклюжая такая,
И природная поседа,
Я радивая ужасно,
Очень ряшество люблю!
А давай-ка мы с тобою
Будем жить в законном браке,
Ведь такой кудышной пары
Сыщут вряд ли кто и где!

Такие стихотворения позволяют ребенку «оживить» правило, нарисовав его в голове в картинках. Я не вижу смысла учить стихотворения на каждое правило, но если ваш ребенок допускает ошибки и «просто выучить правило» — не помогает, то вы можете выбрать любой из предложенных способов и использовать тот, который подойдет. И, возможно, если до этого ребенок систематически ошибался, на этот раз он легко запомнит трудное для него правило.

Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Картинка про Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку

7. Читайте и сочиняйте орфографические сказки

Огромное количество удивительных грамматических сказок и стихотворений на все правила 1—3 класса вы найдете в книге Валентины Волиной «Весёлая грамматика».

Сразу должна сказать, что только этот метод (сказки) не сработает — ребенок узнает много сказок, но может забывать применять правила (хотя само правило знает). Но в некоторых случаях эти сказки — просто находка.

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались, и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит — Ю и Я, как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделась Ч, и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
— А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.
— С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Вы можете и сами сочинять сказки, можете даже вместе с детьми, если у вас есть желание и способности. В противном случае вам на помощь придут уже готовые сказки из предложенной книги, либо из интернета.

8. Внедряйте «ПОМОГАТОРЫ»

С появлением «помогаторов» в моей жизни, она разделилась на «до» и «после». И это не шутка. Когда я была студенткой по обмену в Финляндии, я познакомилась с моделью Фраера, определенным методом организации информации.

Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Картинка про Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку

В центральном прямоугольнике записываем правило. Например «ЖИ-ШИ».В левом верхнем — дается определение правила. (ЖИ, ШИ — пиши с буквой И)
В правом верхнем — записывается дополнительная информация, связанные правила (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)
В левом нижнем — мы (ребенок) «препарируем» правило, простыми словами. Можете нарисовать сказку, написать стишок, нарисовать ребус и т.д..
В правом нижнем прямоугольнике ребенок СВОИМИ СЛОВАМИ записывает правило так, как ОН ЕГО ПОНИМАЕТ, либо пишет ПРИМЕРЫ использования правила.

Эта модель используется с успехом при изучении любого предмета. Отлично подходит для изучения истории России. В центре пишем императора и годы его жизни и правления, в левом верхнем — внутренняя политика, в правом верхнем — внешняя политика, в левом нижнем — общественные движения, в правом нижнем — культура, экономика, развитие. Таким образом, можно разложить по карточкам ВСЮ историю России, историю древнего мира — в карточках по государствам, биологию-зоологию — разделить животных по классам и видам.

Для правил данная модель — лучшее из того, что есть.

9. Используйте мнемотехнические выражения

Наверняка вам всем знакомы мнемотехнические выражения для запоминания падежей: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку. Или Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан (для запоминания всех цветов радуги по порядку).
При этом приеме берут первые буквы правила и придумывают какую-то фразу.

Данные выражения можно придумать самим, а можно найти в интернете.

В ней вы тоже можете найти мнемотехнические фразы для запоминания различных правил.

10. Применяйте мнемонику

В «Школе спецагентов» с детьми мы часто используем игру Морской бой для запоминания словарных слов.

На поле 5х5 проставлены баллы и «спрятаны» кораблики. В клеточках прописаны баллы. Ребенок выбирает клетку и должен выполнить задание, спрятанное в ней. Если ребенок справился с заданием, он зарабатывает количество баллов, указанное в клетке. Если он при этом попадает в корабль противника, то он имеет право сделать еще один ход. Если не справляется — то баллы переходят противнику.

Итак, ребенок делает ход и получает задание.

Например, сказать, как пишется слово «берёза». Ребенок либо по слогам проговаривает слово, либо пишет его на доске (не в тетради! иначе интерес к игре пропадает!).

Если ребенок отвечает правильно, продолжаем дальше. Если же ребенок ошибся — радуемся! Потому что мы с вами обнаружили ошибку и можем раз и навсегда от нее избавиться! Как мы это сделаем? Нам надо запомнить, что после буквы «б» пишется буква «Е». Какое животное на букву «Е» ты знаешь? Енот. И представляем, что енот ходит среди березок.

И есть большая вероятность, что в следующий раз ребенок это слово напишет без ошибок.
Так, для слова «искусство» мы с детьми придумали что слоны («с») идут в картинную галерею. Первым идет папа слон, один («С»), а за ним — мама слониха со слоненком («СС»).

А чтобы запомнить «класс» мы со спецагентами посадили в класс два слона. Найдете их?

Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Картинка про Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку. Фото Что такое орфограмма 1 класс как объяснить ребенку

Важно найти ошибки, которые чаще всего допускает ребенок и именно их взять в работу (например, добавить в игру (Морской бой).

Если вы не готовы пробовать, тестировать, играть и изучать предложенные способы самостоятельно, вы можете записать ребенка в «Школу спецагентов эффективного обучения», в которой мы играем в подобные игры и осваиваем все вышеперечисленные способы запоминания правил на занятиях «Двойного агента»

6 августа мы запускаем 6 поток Школы спецагентов эффективного обучения.

Мы будем заниматься напрямую с детьми, чтобы научить их учиться эффективно.

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок освоил все техники эффективного обучения до начала учебного года и начал новый этап обучения из ситуации успеха, регистрируйте его сейчас в школу спецагентов.

В этом потоке у нас ограниченное количество мест, т.к. с каждым ребенком работает куратор и мы просто не можем взять много детей сразу.

Августовский поток поможет Вашим детям легко подготовиться к началу учебного года, а Вам сбережет нервы и силы на обучении ребенка.

Записывайте ребенка прямо сейчас, пока есть свободные места в данном потоке, в такое важное для старта учебного года время.

В мире много разных спецагентов: агенты-установщики, вербовщики, оперативные сотрудники, маршрутные агенты, двойные агенты и внештатные сотрудники.

Но всех их объединяет одно: отличная память.

Они с одного прочтения запоминают тексты, с одного взгляда запоминают лица и с первого знакомства запоминают имена.

Для суперагента не составляет труда учиться. Он легко может пересказывать тексты, писать сочинения и изложения, грамотно писать, решать задачи и великолепно считать в уме!

В то же время, они не рождаются суперагентами. А ими становятся.
В настоящее время обучают суперагентов суперспособностям уже после окончания школы, в специальных учебных заведениях и попасть туда очень сложно.

Тренинг “Школа спецагентов” создан для того, чтобы каждый мальчик и девочка, юноша и девушка могли попробовать — как это, быть спецагентом?

В тренингах ребята попробуют, что значит обладать суперспособностями и как их можно развить. Данная программа— практический тренажер для мозга, которая позволит каждому участнику раскрыть в себе суперсилу.

А быть спецагентом или нет — это уже решать вам. Но одно мы знаем точно — учиться в школе станет легче, учиться в институте станет проще и интереснее, работать с информацией — увлекательнее.

Кроме того, другие ребята, знакомые и учителя будут поражаться тому, как легко вы запоминаете, как красиво можете говорить и спрашивать, где вы этому научились.

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *