Что такое орган государства каковы его основные признаки
Шпаргалка по теории государства и права.
25. Орган государства: понятие, признаки, виды.
Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.
В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно-властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными органами.
Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:
1) от порядка их формирования;
2) объема выполняемых полномочий;
3) широты компетенции;
4) характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);
5) числа государственных гражданских служащих;
6) времени функционирования.
В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:
1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;
2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).
В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:
1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;
2) центральные, в частности министерства;
3) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.
В зависимости от широты компетенции различают:
1) органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;
2) органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.
В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:
1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;
2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.
В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:
4) контрольно-надзорные органы.
В зависимости от времени функционирования: 1) постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.
Орган государства: понятие, признаки, виды
Модели построения государственного аппарата
Современная юридическая наука выделяет три основные модели построения государственного аппарата:
· централизованно-сегментарная,в которой органами государственной власти являются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство), а также их представители на местах. Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления и имеют особую сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств. Она особенно эффективна в условиях политической стабильности в стране;
· монотеократическая,в которой сочетается единовластие главы государства, основанное на религиозных догмах, и длительное сохранение родовых порядков. Глава государства является одновременно и высшим духовным лицом. Отсутствует разделение властей и парламентаризм. Такая модель характерна для государств, провозглашающих ислам государственной религией (Иран, Саудовская Аравия, Катар).
Государственная власть осуществляется непосредственно через государственные органы – организованную часть государственного механизма, наделенными властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом.
Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, то есть явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выяснить его природу и назначение.
Государственный орган – это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма.
Признаки, отличающие государственный орган от иных организаций:
1. Государственно-распорядительный порядок образования, реорганизации, ликвидации. Государственные органы образуются не путем добровольного волеизъявления учредителей (пайщиков, акционеров, членов общественной организации), а по воле государства — на основе распоряжения вышестоящего органа.
2. Государственные органы занимают строго определенное место в управленческой иерархии. Каждый из них, с одной стороны, подотчетен и подконтролен вышестоящему органу, а с другой — контролирует нижестоящие государственные органы.
3. Государственные органы действуют от имени государства и в публичных интересах. Их деятельность носит некоммерческий характер, направлена не на получение дохода (прибыли) или иных частных выгод, а на реализацию общего блага.
4. Государственные органы наделяются компетенцией. Компетенция— совокупность государственно-властных полномочий по определенным предметам ведения.
Полномочия — права и обязанности органа, основанные на властно-принудительных возможностях государства. Здесь мы наблюдаем определенное слияние прав и обязанностей, не характерное для частных субъектов.
Государственные органы вправе издавать обязательные нормативные и индивидуально-правовые акты, требовать их исполнения, контролировать, применять меры принуждения.
Предметы ведения (подведомственность) — круг вопросов, субъектов, территорий, в отношении которых государственный орган вправе осуществлять властные полномочия.
5. Каждый орган имеет внутреннюю организационную структуру, го есть состоит из структурных подразделений, а также штатное расписание — перечень должностей, распределение функций и обязанностей между чиновниками, должностные оклады. Для выполнения публичных задач и функций государственные органы наделяются материально-техническими средствами, финансируются из бюджета.
Виды государственных органов.Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:
• по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);
• по форме реализации государственной деятельности – на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы;
• по принципу разделения властей – на законодательные, исполнительные и судебные органы;
• по иерархии – федеральные, региональные, местные органы;
• по срокам полномочий – на постоянные и временные (Учредительное собрание, Временное правительство);
• по правовым формам деятельности – на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные.
Тема 7. Политическая система общества и государство (2 часа)
Органы государства: понятие и виды
Признаки государственного органа.
Орган государства:
1) представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;
2) образован и действует на основе правовых актов;
3) выполняет свойственные только ему задачи и функции;
4) наделен властными полномочиями;
5) состоит из государственных служащих;
6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции.
Государственный орган, как часть государственного аппарата, имеет свой предмет ведения (содержание деятельности) и компетенцию (строго определенные полномочия).
Некоторые авторы отмечают, что государственный орган:
– осуществляет свою деятельность от имени государства; имеет территориальный масштаб деятельности; устанавливает правовые связи личного состава (С.А. Комаров);
– активно участвует в реализации функций государства (В.М. Корельский);
– имеет в качестве людского субстрата граждан государства, работающих на профессиональной основе (А.Ф. Черданцев);
– обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью (Н.И. Матузов);
– имеет сложную структуру (С.В. Липень);
– владеет государственным или казенным имуществом (С.С. Алексеев).
Основным признаком органа государства считают государственно-властные его полномочия. Государственно-властные полномочия – это юридически закрепленные возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Данное явление конкретизируется в понятии компетенции.
Компетенция – это содержание и объем властных полномочий, которые имеет государственный орган (а также то или иное должностное лицо) и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе. Компетенция судов, других государственных органов, уполномоченных решать юридические дела, охватывается понятием юрисдикции.
Термин юрисдикция иногда используется для обозначения того, в чьем ведении (какого государственного органа) находятся те или иные объекты, имущество.
Специфика компетенции заключается в том, что она всегда имеет активную направленность. Государственные органы создаются не для бездействия, а для того, чтобы решать задачи, поставленные перед государством в целом либо в определенной сфере общественных отношений.
Виды компетенции.
В зависимости от содержания и объема различают:
– общую компетенцию – она охватывает все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения (например правительство в области управления);
– специальную компетенцию – в нее входят только точно поименнованные в юридическом документе вопросы. В области управления органом специальной компетенции являются министерство, департамент.
Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах:
а) путем издания предписаний общего характера (нормативные акты);
б) путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);
в) путем осуществления организационной деятельности.
Виды государственных органов.
Критерии классификации государственных органов и, соответственно, их виды многообразны:
1) по принципу разделения властей выделяют: законодательные, исполнительные, судебные;
2) по порядку образования выделяют: первичные (выборные, представительные), вторичные (производные);
3) по характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции (президент, правительство и т. д.), органы специальной компетенции (министерства, государственные комитеты и т. д.);
4) по способу принятия решения выделяют: коллегиальные и единоличные органы;
5) по срокам полномочий выделяют: постоянные органы (создаются без ограничения срока действия), временные органы (создаются для достижения краткосрочных целей);
6) по признаку федеративного устройства выделяют: федеральные органы, органы субъектов федерации;
7) по форме реализации государственной деятельности выделяют: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;
8) по правовым формам деятельности выделяют: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.
Наиболее употребляемая классификация государственных органов по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.
Особенности законодательных органов.
Для законодательных органов характерно то, что они являются:
1) органом представительным – представляют нацию, все слои населения;
2) органом суверенности народа – представляют собой форму осуществления народом своей воли;
3) органом законодательным – единственный орган, издающий законы;
4) органом первичным – создается непосредственно народом;
5) органом коллегиальным;
6) органом с верховными финансовыми полномочиями – утверждает бюджет страны, принимает отчет по его исполнению;
7) органом, который сам устанавливает свою компетенцию.
Законодательные органы, как правило, не имеют единой системы не имеют вертикальной иерархической подчиненности.
Виды представительных органов.
В федеративных государствах существует три их вида:
– высшие представительные органы (парламенты);
– представительные органы власти и управления субъектов федерации;
– местные органы власти и самоуправления.
Функции парламента.
Функции парламента – это основные направления его деятельности.
Их четыре:
– представительная – парламент представляет народ, выражает его суверенитет;
– законодательная – парламент принимает законы;
– контрольная – контролирует правительство, законность его действий, состав правительства, центральный банк;
– финансовая – утверждает бюджет.
Называются и другие функции парламента, а именно: учредительская функция – создание государственных институтов или участие в их формировании (В.А. Котелевская); решение вопросов внешней политики (С.А. Комаров); определенные судебные функции – привлечение президента и членов правительства к судебной ответственности (В.В. Лазарев).
Особенности органов исполнительной власти.
Исполнительную власть от других ветвей власти отличает:
1) управленческий характер деятельности;
2) силовой характер деятельности;
3) производный характер формирования органов: они создаются представительными органами, имеют ограниченную компетенцию;
4) иерархический принцип построения, субординационный характер;
5) многочисленность аппарата;
6) состав – система исполнительных органов складывается из органов президента, правительства, министерств, комитетов и т. п.
7) универсальный характер деятельности – охват всех сфер общественной жизни;
8) специфическая правовая форма выражения деятельности. Она характеризуется подзаконным характером – «на основе и в исполнении закона»;
9) специфический характер функций.
Из других особенностей исполнительно-распорядительных органов называются следующие:
1) они представляют собой корпус государственных служащих, «бюрократии«; имеют некоторую «отстраненность» от политики и своего рода функциональную нейтральность; главный смысл их деятельности выражен в самом названии и предназначении (Ю.А. Тихомиров);
2) использование института служебных продвижений и систему поощрений (В.В. Лазарев);
3) они сосредотачивают основные материальные, финансовые ресурсы, силовые структуры (армия, милиция, разведка) (А.Ф. Черданцев).
Формы исполнительной власти.
Различают три формы исполнительных органов власти:
– монократическая – власть сосредотачивается в руках главы государства, он формирует правительство;
– дуалистическая – глава государства входит в исполнительную власть, правительство ответственно перед парламентом;
– коллегиальная – глава государства образует коллегиальный орган, который принимает решения большинством голосов (Директория в революционной Франции, Федеральный Совет в Швейцарии) (Л.И. Спиридонов).
Функции исполнительных органов.
Обычно выделяют две основные функции:
– исполнительная деятельность – осуществление тех решений, которые приняты представительными органами;
– распорядительная деятельность – осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий.
Центральными исполнительно-распорядительными органами являются: глава государства, правительство, министерства, ведомства, и другие центральные учреждения.
Глава государства.
В республиках главой государства является выборный президент, в монархических государствах – монарх. Его положение в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления. В абсолютной монархии глава государства сосредотачивает в своих руках всю власть. Типичный пример – Кувейт. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху: он может быть главой правительства, назначает и смещает министров, ему подотчетно правительство. В парламентских монархиях главой государства считается монарх. Однако фактически полномочия главы государства осуществляются правительством и его органами.
Президент, как глава государства, координирует деятельность всех высших органов власти, служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Объем его полномочий зависит от способа его избрания: власть президента считается производной от народа или парламента. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности. В случае чрезвычайного или военного положения объем его полномочий становится практически неограниченным.
В литературе выделяются следующие разновидности (модели) президентства: американская, латиноамериканская, афро-азиатская, европейская (Н.А. Сахаров).
Правительство.
Правительство – центральный орган исполнительной власти.
Он характеризуется тем, что:
1) является органом общей компетенции – все сферы и органы государственного управления подчинены ему, он не имеет территориальных и отраслевых ограничений;
2) образован на срок полномочий представительного верховного органа – правительство формируется каждый раз заново с избранием нового состава парламента;
3) обладает наиболее важными, общегосударственными полномочиями и возглавляет всю систему государственной администрации;
4) является коллегиальным органом с коллегиальной ответственностью.
Понятие, признаки и виды государственных органов
Государственный орган является важнейшим элементом государственного аппарата.
Государственный орган — это обособленный, имеющий определенную структуру, материальную базу, наделенный властными полномочиями элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства.
Государственный орган характеризуется рядом признаков, с помощью которых его можно отличить от других элементов механизма государства, а также негосударственных организаций. К ним следует отнести следующие: самостоятельность и обособленность, наличие властных полномочий, строго определенную структуру, материальные средства, необходимые для решения возложенных на орган государства задач, нормативную базу (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Основные признаки государственного органа
Самостоятельность. Предполагается, что государственный орган является элементом государственного механизма, который функционирует в определенной степени независимо, не подвергаясь внешнему воздействию, принуждению, не получая помощи от других субъектов и не нуждаясь в ней. Однако абсолютная самостоятельность в принципе невозможна, по причине чего данный признак вернее будет обозначить как «относительная самостоятельность». Любой орган государства при принятии управленческих решений, при реализации стоящих перед ним целей и решении задач неминуемо взаимодействует с иными частями механизма государства, так как только сообща они могут осуществить функции, стоящие перед государством.
Обособленность. Как и в предыдущем случае, правильнее говорить об относительной обособленности, так как полной автономности, как экономической, так и организационной, в функционировании органов государства быть нс может, так как между ними как в статике, так и в динамике имеется большое число связей. В полной мере это относится и к «вертикальным» отношениям (между соподчиненными субъектами), и к отношениям «по горизонтали» (между равными субъектами).
Властные полномочия как один из наиболее важных признаков государственного органа представляют собой юридически обусловленную возможность субъекта устанавливать от имени государства обязательные правила поведения и обеспечивать их реализацию.
Структурность. Государственный орган имеет установленную нормативными правовыми актами организационную структуру.
Материальная база. Для осуществления возложенных на него функций за государственным органом закрепляются необходимые для этого материальные средства. Сюда можно отнести денежные средства, выделяемые из бюджета, здания, мебель, компьютерную технику и пр.
Нормативная база как признак государственного органа представляет собой совокупность нормативных правовых актов, определяющих порядок его формирования и ликвидации, структуру, компетенцию и т.д.
Государственные органы можно классифицировать по различным основаниям на соответствующие виды (рис. 7.3).
Рис. 7.3. Классификация государственных органов
В соответствии с принципом разделения властей государственные органы можно разделить на законодательные, исполнительные и судебные. В Российской Федерации, например, законодательные органы — это Федеральное Собрание, представительные органы власти субъектов РФ; исполнительные — Правительство РФ, федеральные министерства, правительства субъектов РФ; судебные — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и др.
По срокам функционирования выделяются постоянные и временные государственные органы. Большинство органов действуют на постоянной основе, т.е. в нормативных правовых актах, составляющих нормативную базу конкретного органа, нет информации о том, до какого момента (даты, реализации цели, изменения обстановки и пр.) он функционирует. Следует обратить внимание на то, что речь идет именно о сроках функционирования самого органа, а не конкретного человека или группы людей, например президента, который сменяется на посту по истечении установленного конституцией государства времени. Временные органы государства создаются на определенный срок, например для оперативного решения вопросов чрезвычайного характера. Таким органом, например, являлся Государственный Комитет Обороны, созданный во время Великой Отечественной войны и функционировавший в 1941—1945 гг.
По срокам полномочий среди органов государства выделяются функционирующие постоянно, но с регулярным обновлением состава (президент государства), а также бессрочные органы, когда срок пребывания человека (людей) на посту (постах) не ограничивается конкретным сроком (судья).
По порядку образования принято выделять первичные и вторичные государственные органы. Органы государства, формируемые непосредственно источником власти, являются первичными. Например, в демократическом республиканском государстве, где источником власти выступает народ, первичным органом являются: президент, избираемый в результате голосования, и парламент, также формируемый путем волеизъявления граждан. Также эти органы можно обозначить как выборные или представительные. В свою очередь органы, формируемые первичными органами, являются вторичными (или назначаемыми), например правительство.
По характеру компетенции выделяются государственные органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции принимают участие в осуществлении многих функций государства. Классическим примером органа общей компетенции можно признать правительство, занимающееся решением широчайшего спектра совершенно разных вопросов. К органам специальной компетенции относятся органы, осуществляющие свои полномочия лишь в одной конкретно-определенной области государственно-правовой жизни. Это, например, министерства.
В соответствии с признаком территории, на которой органы осуществляют свою деятельность, их можно разделить на общегосударственные, региональные и местные.
Общегосударственные органы (в федеративном государстве — федеральные государственные органы) осуществляют свою деятельность на территории всего государства. Это, например, правительство, парламент и федеральное министерство и пр.
Региональные органы (в федеративном государстве — «государственные органы субъектов федерации») распространяют свое влияние на территорию соответствующей части государства (субъекта), выделяющейся, как правило, по административно-территориальному или национально-тсрри- ториальному принципу.
Государственные органы местного уровня (существуют не во всех государствах) выполняют возложенные на них задачи на территории отдельных районов государства.
По способам принятия решений можно выделить коллегиальные органы государства, состоящие из нескольких людей (правительство, парламент), и единоначальные органы, состоящие из одного лица (президент, глава субъекта государства и др.).