Что такое организационные отношения

Сущность организационных отношений

Организационные отношения складываются в процессах организации: производства в целом или его отраслей; труда на предприятии; сферы обращения; создания, реформирования, реорганизации, реструктуризации и ликвидации.

Организационные отношения – воздействие, взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении.

Воздействие определяется как однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы от одного объекта (субъекта) управления к другому. Например, руководитель выдает работу исполнителю – это воздействие от субъекта к объекту; или мастер цеха просит главного инженера организации помочь ему – это воздействие от объекта к субъекту.

Взаимодействие – это положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие.

Противодействие – это отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воздействие.

Элементы организации – составные неделимые части, которые лежат в основе конкретной организации, или ее первичные компоненты, которые достаточны для появления организации как нового целостного явления.

Организационные отношения могут складываться на уровне: здравого смысла; взаимного уничтожения; заранее спроектированного взаимодействия.

Внешняя среда при исследовании организационных отношений включает условия и организации, в том числе политические, экономические и экологические условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д. Внешние организационные отношения возникают с чиновниками различных муниципальных и федеральных служб, спонсорами, поставщиками и потребителями и т.д. Внутренней средой организации являются ее подразделения, иерархические уровни, персонал и др.

Создание благоприятной атмосферы взаимодействия организации с внешней и внутренней средой – это задача профессионального менеджмента.

Большое значение в системе организационных отношений в настоящее время приобретает социальный фактор. Объединение творческого потенциала людей, создание условий для его развития является одной из важных функций неформальной сферы организации. Для успешного функционирования организационных отношений необходимо сочетание формальных и неформальных сфер организации. Для эффективного действия организации разрабатываются специальные технологии и принципы. Организационная стратегия все больше приобретает направление на использование внутренних сил, ресурсов, творческого потенциала самой организации. Приоритетной стратегией начинает считаться стратегия, направленная на исследование социальных ресурсов, разработку социальных технологий, на социальное развитие. Для достижения этих целей организации используются творческие возможности субъектов управления, а также специальная отрасль знания – организационная культура, которая является частью управленческой культуры. В процессе организационной деятельности субъекты управления и социальные организации вступают в особые отношения – организационные, благодаря чему происходит принятие и реализация управленческого решения.

Организационные отношения можно разделить на субординационные, координационные, контрольные. Данные отношения, а также уровень профессионализма управленческих кадров помогают реализовать важную функцию организации – сохранение и поддержание состояния упорядоченности системы управления.

Отношения субординации являются отношениями между начальником и подчиненным. Здесь можно выделить линейные и функциональные отношения. При линейных отношениях происходит исполнение указаний только своего руководителя. При функциональных отношениях существует группа квалифицированных специалистов, на основе которых строятся специализированные организационные отношения. Здесь отношения между руководителем и подчиненными строятся на отдельных группах проблем, для решений которых нужны определенные знания.

Организационные отношения координации направлены на соотношение действий субъектов управления, согласование целей и задач различных уровней социального управления, методов и форм достижения главных целей. Необходимо заметить, что эффективность построения системы управления будет зависеть от профессионализма субъектов управления на различных уровнях системы управления.

Организационные отношения контроля являются отношениями между начальником и подчиненным в целях наказания или поощрения подчиненного.

Кроме этого организационные отношения могут быть вертикальными (по уровням управления) и горизонтальными (по выполняемым функциям). В связи с этим выделяют организационные отношения структурные и процессорные.

К структурным отношениям относятся уже описанные выше отношения воздействия, взаимодействия, противодействия.

К процессорным относятся: равенство подчинения, зависимые и независимые; постоянные и случайные; последовательные и параллельные; межорганизационные и внутриорганизационные; экономические, политические, правовые и др.

В основе организационных отношений лежит порядок, т.е. принятый или установленный свыше регламент нахождения объекта во времени и в пространстве. Порядки бывают алфавитными, номерными, должностными, сложившимися, ведомственными, особыми (при чрезвычайных ситуациях), уставными, по законодательству и др.

Принятый порядок обычно входит в традицию организации и для его замены, если это требуется, необходимы большие усилия. Прежде чем формировать устойчивые связи, каждому потенциальному контрагенту необходимо выявить ключевой набор порядков в данной организации. Соблюдение принятого порядка в чужой организации – эго обязанность любого человека.

Атрибутом социальной организации являются не столько неформальные, сколько формализованные и прежде всего субординационные нравовластные отношения, устанавливающиеся между образующими ее элементами – индивидами и группами. Действия их как членов организации подчинены принятым в ней правилам, а также контролируются и координируются со стороны администрации, наличие которой – тоже признак социальной организации.

Благодаря этому социальная организация обладает целостностью, т.е. способностью функционировать как единый организм. Представление организованного предприятия как социального организма, состоящего в свою очередь из многих входящих в него социальных организмов и подверженного воздействию воззрений, привычек, требований и конфликтов культурного окружения людей, оказалось полезным как для теоретиков управления, так и для администраторов. Полезным явилось и осознание наличия институциональных основ власти в организации, учет влияния неформальной организации.

Подобный феномен социальной организованности, когда целое, образовавшееся из разнородных элементов, функционирует как один организм, наблюдается и в живой природе, например, в «мегаполисе» муравьев, отдельные группы которых функционально специализированы. Но в человеческой организации каждый ее элемент выполняет при этом определенную роль, понятие которой шире, чем служебная функция или должностные обязанности. Роль – это набор хранящихся в сознании человека представлений о том, как он и другие должны вести себя в определенных обстоятельствах. Она также является совокупностью действий, которые должен осуществить индивид, обладающий определенным статусом в данной социальной системе.

Под статусом понимают индивидуальную позицию, проявляющуюся в устойчивой склонности говорить и поступать в определенной ситуации вполне определенным образом и предполагающую наличие определенных обязанностей, прав и личностных притязаний. Роль подсказывает члену организации, чего следует ожидать от контактов с другими и как строить свое поведение в соответствии с ожиданиями. Вступая в организацию, индивид ожидает получить от нее интересную, социально престижную и высокооплачиваемую работу, признание и поощрение добросовестного отношения к делу, найти товарищеские взаимоотношения и поддержку коллег, защищенность и другие социальные блага. В свою очередь, организация ожидает от индивида, что он проявит себя как:

В организациях, где нет гармонии во взаимных ожиданиях индивида, с одной стороны, и администрации организации и (или) ее трудового коллектива, с другой, велика текучесть кадров. Организации типа «проходной двор» страдают от отсутствия преемственности в руководстве, «фирменной» культуры и собственных традиций. Они быстро утрачивают свои позиции. Это справедливо не только в отношении организации как предприятия или учреждения, но и в отношении всего общества. Давно подмечено, что до тех пор, пока основная масса граждан общества не воспитает всех чувств и верований, гармонирующих с социальной организацией, эта организация не сможет существовать.

Как отмечают известные специалисты по менеджменту, организации являются не простой суммой индивидов, действующих переменным курсом, а комбинацией людей, имеющих сложные связи между собой и со своим окружением. Поэтому для обеспечения их эффективного функционирования требуется разработка прежде всего:

Конечно, значимость этих проблем для конкретной организации неодинакова. Она производна от принятой стратегии организационного развития, от складывающейся ситуации внутри организации и вне ее, от стадии жизненного цикла, которой достигла организация, и т.п.

Группы в организациях. Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности, которая возможна в рамках социальной организации, где социальные группы оформляются в коллективы. Членство в группе может быть прирожденным (семья, социальное происхождение и т.п.), приобретенным (работа в качестве штатного сотрудника, деятельность в политической партии и т.п.), и один индивид может одновременно являться членом множества социальных групп. В социальной системе группа выступает основой социального организма, состоящей из примкнувших к ней индивидов, ее членов. Отдельные индивиды, способные предложить группе цель, сформулировать решение или поддерживать ее стремление к чему-либо, становятся лидерами.

Группы бывают формальными, неформальными и полуформальными. Формальные группы управляются официальными начальниками, неформальные испытывают на себе влияние лидера. И те, и другие могут быть постоянными и временными образованиями. Примером постоянной формальной группы может служить коллектив, формирующийся внутри структурного подразделения аппарата управления организации, или производственная бригада участка, коллектив работников цеха. Примером временной формальной группы может быть временный творческий коллектив, формирующийся для решения определенной проблемы и расформировывающийся после его нахождения.

Возможны и автономные внеорганизационные временные группы, по сути сами являющиеся мелкими организациями, хотя и не представляющие собой юридических лиц, как, например, артели, подрядившиеся выполнить договорные работы и прекратившие свою деятельность по их окончании. Неформальные группы образуются по взаимному притяжению их членов на основе общности интересов и увлечений, дружеской привязанности. Примером полуформальной группы может служить образуемая в крупных организациях для проработки оригинального проекта или разработки инновационной программы команда менеджеров или группа специалистов под командой дженералиста в организации с матричной структурой управления.

Устойчивому обществу нужна социальная организация. Положение индивидов в группе и роли, которые они в ней играют, отражают функциональное разделение труда и власти и являются элементами социальной общности. Группа цементируется принятыми в ней нормами поведения, которым следует в своих действиях индивид, ощущая потребность в стабильности, подражая в силу сходства представлений другим членам и опасаясь санкций. Давление и принуждение по отношению ко всем членам группы осуществляются неодинаково. Существуют конформисты и отклоняющиеся, но чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее требованиями. В свою очередь, чем больше в группе таких индивидов, тем легче ею руководить.

Источник

Организационные отношения: виды, структура, описание

Под организационными отношениями в системе менеджмента следует понимать своеобразную форму разделения полномочий. Они призваны полноценным образом обеспечить исполнение как общих, так и конкретных управленческих задач. Эти отношения должны сохранять в целостности вертикальные и горизонтальные связи, а также разделение функций, связанных с управлением. Рассмотрим их классификацию и другие немаловажные аспекты темы.

Координационные отношения в менеджменте

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения Вам будет интересно: Кирилло-Мефодиевское общество: история создания, участники и задачи братства

Вертикальное распределение выявляется посредством количества уровней менеджмента и их директивных отношений, подчиненности. Если говорить о горизонтальном разделении, то оно определяется с помощью отраслевых признаков и может быть ориентированным на вспомогательные процессы производства в сфере промышленности, пространственные факторы производственного предприятия или изготавливаемые изделия.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения Вам будет интересно: Щепетильно — это многозначное наречие

В названных случаях организационно-правовые отношения в управленческой системе регулируются через распределение конкретных задач и функций между всеми структурными подразделениями предприятия. Помимо этого, организационная структура компании во многом определяет компетентность в плане решения некоторых задач и взаимодействия отдельных составляющих. Именно так формируется иерархическая структура фирмы.

Понятие и определение

Организационные отношения — не что иное, как взаимодействие или противодействие, возникающее между составляющими организации при создании (внутри или вне ее), а также при функционировании, разрушении или реорганизации. Координационные отношения бывают трех уровней:

Организационно-правовые отношения включают в себя взаимодействия, воздействия и противодействия при формировании, работе, реорганизации, а также прекращении деятельности организации. На сегодняшний день актуальной является определенная классификация координационных отношений. Целесообразно рассмотреть ее в отдельной главе.

Формы организационных отношений

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения Вам будет интересно: Приглашаем на капустник: что такое капустник

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

На сегодняшний день принято выделять процессорные и структурные координационные отношения. К последним целесообразно отнести следующие составляющие:

Организационно-экономические отношения процессорного плана включают такие элементы:

Стоит заметить, что отношения, возникающие между организациями, можно описать как разные формы кооперации, соответственно, между независимыми структурами. Когда фирмы кооперируются и до определенной степени подстраиваются друг под друга в плане своих видов деятельности и ресурсов, они становятся взаимосвязанными друг с другом.

Отношения между организациями

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

В общем смысле развитие связей между организациями можно приравнять к росту их осведомленности касательно деятельности партнеров, а также к пониманию того, как именно компании взаимодействуют с каждым из контрагентов. Необходимо отметить, что отношения, возникающие между организациями, нельзя охарактеризовать как однородные. Они включают разные формы кооперации, среди которых стоит отметить стратегические альянсы, совместные предприятия, исследовательские консорциумы, а также вхождение в цепочку поставок, стратегическое партнерство и другие. В организационных отношениях такого плана есть две ключевые тенденции: развитие существующего взаимодействия по купле-продаже до более тесного, долгосрочного, и налаживание отношений с новыми поставщиками посредством аутсорсинга тех видов деятельности, которые ранее осуществлялись в компании.

Отношения, возникающие между организациями, можно рассматривать с двух позиций. Первая предполагает двустороннее взаимодействие между сотрудничающими фирмами, в большинстве случаев нацеленными на одну и ту же потребительскую группу. Вторая позиция подразумевает наличие своеобразных сетей, в которых взаимодействие между одними структурами невозможно анализировать изолированно от их отношений с иными компаниями, которые входят в единую сеть.

Необходимо знать, что взаимозависимость организаций обычно приводит к эффекту сети. В соответствии с ним изменения в отношениях, возникающих между фирмой и, к примеру, одним из ее поставщиков, могут существенно повлиять на отношения с другими поставщиками и клиентами. Стоит учитывать и ситуацию, когда любое взаимодействие компании с иными участниками сети оказывается под воздействием событий, которые происходят в этой сети. Подобное взаимопроникновение структур предъявляет принципиально новые требования к формированию и дальнейшему ведению системы управленческого учета.

Отношения внутри организации

Организационно-экономические отношения, возникающие внутри структуры, опосредуют внутриаппаратную работу по внутренней организации деятельности всех органов управленческой системы, причем во всех областях государственного функционирования. Именно поэтому их зачастую называют внутриаппаратными отношениями административно-правового плана (в отличие от внешнеуправленческого взаимодействия).

Внутриаппаратная внутриорганизационная работа считается обязательной составляющей в реализации любой разновидности деятельности государства, будь то собственно исполнительно-распорядительная управленческая работа или судебная, законодательная, прокурорская и так далее. Она является вспомогательной по отношению к ключевой деятельности соответствующей структуры (осуществление исполнительной власти в плане внешнеуправленческой работы органа, прокурорский надзор, правосудие, законодательство и прочее), однако без нее реализация основной была бы невозможной.

Составляющие организационной структуры

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Система организационных отношений в компании предполагает наличие соответствующей структуры. Среди ее элементов важно учесть следующие:

Стоит заметить, что формирование организационной структуры компании основывается на функциях менеджмента. Оно определяется посредством принципов вторичности управленческого органа и первичности функции. Основным отличием здесь выступает пирамидальный характер, иными словами, наличие нескольких уровней управления.

Организационный процесс и организационные отношения

Как выяснилось, составляющими структуры практически любой компании выступают отдельные сотрудники. Это могут быть также подразделения или иные звенья управления. Организационные отношения в организации поддерживаются, прежде всего, благодаря коммуникациям (связям), которые принято подразделять на вертикальные и горизонтальные. Первые определяются характером согласования. Как правило, они являются одноуровневыми. Основное предназначение таких связей способствует максимально эффективному взаимодействию между подразделениями компании в процессе решения проблем, возникающих между ними.

Вертикальные коммуникации (по-другому их называют субординационными, иерархическими связями) — это не что иное, как взаимодействие руководства и подчинения. Стоит заметить, что необходимость в них появляется при иерархичности управления (иными словами, наличии нескольких управленческих уровней). Данные коммуникации служат каналами, посредством которых осуществляется передача отчетной и распорядительной информации.

Связи в управленческой структуре могут иметь функциональный и линейный характер. Последние представляют собой организационные отношения, в которых директор реализует прямое руководство над подчиненными. Функциональная разновидность коммуникаций связана с подчинением в пределах осуществления определенной управленческой функции. Она носит рекомендательный, совещательный характер.

Отношения должны быть эффективными!

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Для надлежащего управления организационными отношениями важно соблюдать определенные принципы формирования организационной структуры компании, а также критерии эффективности:

Оптимизация структуры управления

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения Вам будет интересно: Пьедестал — это что такое: толкование

Базовой задачей грамотного построения структуры организационных отношений внутри компании служит оптимизация управленческих отделов. Вне зависимости от того, реформируется существующая или проектируется новая организация, нужно полноценным образом обеспечить ее структурное соответствие установленным требованиям эффективного управления.

Важно отметить также учет внутренних и внешних факторов окружения компании, которые определяются ситуационным характером и классифицируются на следующие группировки:

В процессе создания проекта организационно-управленческие отношения играют немаловажную роль. Процесс проектирования представляет функциональным образом связанные между собой стадии создания проекта. Сюда целесообразно отнести предпроектную деятельность, рабочее проектирование и техническое проектирование. Каждый из представленных этапов предполагает наличие конкретного описания действий.

Популярные организационные структуры

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

На сегодняшний день существует целый ряд организационно-правовых форм отношений. Среди них важно отметить следующие управленческие структуры:

Заключение

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Итак, мы рассмотрели виды, структуру и характеристику организационных отношений. В заключение следует отметить: помимо представленных выше форм координационных отношений, существует дивизионная, матричная, а также проектная. На практике они используются несколько реже.

Источник

Организационные отношения, их типология и схемы

Организационные отношения – воздействие, взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Среда организационных отношений: В – взаимодействие; П – противодействие

Элементы организации – составные неделимые части, которые лежат в основе конкретной организации, или ее первичные компоненты, которые достаточны для появления организации как нового целостного явления.

Организационные отношения могут складываться на уровне:

Внешняя среда включает условия и организации, в том числе политические, экономические и экологические условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д. Так, для учебного института внешней средой будет город, где он расположен, отношение общества к образованию и т.д. Внешние организационные отношения возникают с чиновниками различных муниципальных и федеральных служб, спонсорами, поставщиками и потребителями и т.д. Внутренней средой для учебного института являются все его подразделения, в том числе кафедры, деканаты, хозяйственные службы, персонал, студенты.

Создание благоприятной атмосферы взаимодействия организации с внешней средой и во внутренней среде – это задача профессионального управления.

Город со множеством организаций также имеет внешнюю и внутреннюю среду. Методология деятельности специалиста по организации зависит от интеграции (сложности) организации.

Организационные отношения могут быть вертикальными (по уровням управления) и горизонтальными (по выполняемым функциям). Принята следующая классификация организационных отношений: структурные и процессорные.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Типология организационных отношений

К структурным организационным отношениям относятся воздействия, взаимодействия и противодействия.

Воздействие определяется как однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы от одного объекта (субъекта) управления к другому. Например, руководитель выдает работу исполнителю – это воздействие от субъекта к объекту; или мастер цеха просит главного инженера организации помочь ему – это воздействие от объекта к субъекту.

Взаимодействие это положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие.

Противодействие это отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воздействие.

Организационные отношения складываются в процессах организации: производства в целом или его отраслей; труда на предприятии; сферы обращения; создания, реформирования, реорганизации, реструктуризации и ликвидации.

Принятый порядок обычно входит в традицию организации и для его замены, если это требуется, необходимы большие усилия. Прежде чем формировать устойчивые связи, каждому потенциальному контр­агенту необходимо выявить ключевой набор порядков в данной организации. Соблюдение принятого порядка в чужой организации – это обязанность любого человека.

Организационные отношения между персоналом компании могут быть представлены в виде базовых, производных и смешанных схем. К базовым схемам относятся линейная и кольцевая, к производным – колесообразная, звездообразная, иерархическая, штабная и матричная. Из наборов базовых и производных схем формируются смешанные схемы. В рамках одной компании может существовать несколько типов отношений.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Линейная схема (в схеме нет обратной связи)

В схеме нет обратной связи. Линейная схема работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя, а также большой заинтересованности подчиненного в успешной работе организации.

Кольцевая схема хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций со стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Кольцевая схема (функциональные связи)

Схема «колесо» хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска продукции и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Схема «колесо» (линейно-функциональные связи)

Схема «звезда» дает положительные результаты при филиальной структуре организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности каждой составляющей организации.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Схема «звезда» (линейная связь)

Иерархическая схема основана на схеме «колесо» и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Иерархическая схема (линейно-функциональные связи)

Штабная схема основана на схеме «звезда». Она предусматривает создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов или групп (например, финансовый отдел, отдел кадров и др.). Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Затем руководитель принимает решение и сам доводит его до соответствующего подразделения . Штабная схема имеет преимущества при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям организации.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Штабная схема (линейная связь)

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Матричная схема (линейные и функциональные связи)

В основе матричной схемы лежат схемы «линия» и «кольцо». Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную – от непосредственного руководителя и функциональную – от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты консультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Смешанная схема отношений в организации

Средний уровень управления определяет гибкость организационной структуры организации – это наиболее активная ее часть. Высший и низовой уровни должны быть наиболее консервативны по структуре.

В рамках одной организации и даже в рамках одного типа организаций может существовать несколько типов отношений.

В качестве примера можно привести следующие схемы организационных отношений при проведении занятий со студентами:

Линейная схема. Преподаватель выдает задание на коллективное выполнение одному студенту, который после выполнения дает его другому для дополнений в той же или смежных областях знаний; второй дает третьему и т.д. В результате вклада каждого студента должен получиться хороший и многогранный ответ на вопрос.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Схема наращивания ответов на один вопрос по линейной схеме отношений индивидов

При линейной схеме отношений преподаватель не проверяет конечный результат, если студенты сами заинтересованы в хорошем выполнении задания.

Кольцевая схема. Эта схема в отличие от линейной имеет обратную связь, и преподаватель получает возможность контролировать результат выполнения после каждого ответа студента.

Схема «колесо». Это типовая схема проведения занятий. Преподаватель задает вопрос одному студенту и оценивает его ответ, остальные студенты коллективно принимают участие в дополнениях по основному ответу. Роль преподавателя заключается в корректировке и соблюдении технологии проведения занятий.

Схема «звезда». При проведении занятий преподаватель учитывает индивидуальную подготовку каждого студента. Каждому студенту или подгруппе преподаватель готовит персональные задания.

Схема позволяет эффективно проводить занятия при индивидуальном, а не групповом подходе. Формирование однотипных подгрупп может быть осуществлено с помощью тестирования или других методов.

Иерархическая схема. Преподаватель дает набор вопросов старосте на всю группу. Староста сам определяет, кому какой вопрос дать для подготовки ответов, так как предполагается, что староста лучше преподавателя знает возможности и степень подготовки студентов своей группы. Преподаватель освобождается от индивидуального подхода. Данная схема дает результаты, аналогичные для схемы «колесо».

Теория организации – наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явления, ее эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных и/или проектирования новых целей.

Овладение знаниями об этом позволяет обоснованно и профессионально подходить к формированию протекающих в организациях процессов, к определению курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизнедеятельности. Теория организации призвана ответить на вопросы: зачем организации нужны? как они создаются? функционируют и изменяются? Почему члены организаций действуют именно так, а не иначе?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *