Что такое органы речи
Словари
речевой, или произносительный, аппарат, органы человека с различной
физиологической функцией, которые используются и для образования звуков речи. О. р. делятся на 2 группы:
органы дыхания (лёгкие с бронхами и трахеей), создающие необходимую для
образования звуков струю воздуха; органы, непосредственно участвующие
форму речевого тракта и создавать в нём препятствия для выдыхаемого
воздуха, и пассивные (неподвижные), лишённые этой способности. Движение
активных О. р. при образовании звуков называют артикуляцией звуков, а соответствующие им
К активным О. р. относятся:
гортань, состоящая из перстневидного, щитовидного и двух
пирамидальных, или черпаловидных, хрящей и двух пар мышечных складок, из
которых нижняя называется истинными голосовыми связками или складками,
соединен с одним из черпаловидных хрящей, передние концы сходятся во
внутреннем углу щитовидного хряща; пространство между голосовыми
связками называется голосовой щелью. Благодаря колебаниям голосовых
связок под воздействием выдыхаемого воздуха возникает тон, именуемый
глотка, которая может сужаться и расширяться;
язык, способный выполнять разнообразные движения; в зависимости от
того, какая часть языка принимает участие в образовании звуков,
различают его переднюю, среднюю и заднюю части;
губы, способные выполнять различные артикуляции;
нёбная занавеска с так называемым маленьким язычком, или увулой,
которая, поднимаясь, закрывает ход в нос и отделяет таким образом
носовую полость от глотки; при опускании она оставляет проход в эту
Различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи (речевой аппарат).
Органы речи активные. Подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука: язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, надгортанник. Органы речи пассивны е. Неподвижные органы, неспособные к самостоятельной работе и при образовании звуков служащие точкой опоры для активных органов: зубы, альвеолы, твердое нёбо, глотка, полость носа, гортань. В качестве движущей силы при образовании звуков (для получения струи воздуха) используются диафрагма, легкие, бронхи, трахея.
1) гортань с голосовыми складками;
2) глотка, которая может сужаться и расширяться;
3) язык, способный принимать самые разнообразные формы и совершать сложные движения;
4) нёбная занавеска с маленьким язычком, которая, поднимаясь, закрывает вход в нос;
5) губы, способные изменять формы и размеры устья речевого тракта;
6) нижняя челюсть, положение которой существенно влияет на окраску звука.
Эти О. могут сближаться и соприкасаться с пассивными О. (трахея, верхняя челюсть, полости носа), а также между собой, создавая преграду для выдыхаемой струи воздуха. В месте преграды создается источник шума, необходимого для образования согласных. Полость носа служит резонатором, включение которого придает звуку носовой характер. О. р. связаны с речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга двумя путями :
1) центробежными нервными волокнами, несущими импульсы головного мозга к дыхательным мышцам, мышцам гортани, языка, губ, нижней челюсти и других О.;
2) центростремительными нервными волокнами, берущими начало в рецепторах всех мышц речевого аппарата и сигнализирующими в головной мозг о состоянии периферических О. Благодаря этой системе прямых и обратных связей обеспечивается формирование звуков речи и голоса.
Различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи (речевой аппарат). О. р. образуют произносительный аппарат человека, работа которого определяется командами, поступающими из мозга. Выделяют активные О. р. (подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука: язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник) и пассивные (неподвижные органы, неспособные к самостоятельной работе и при образовании звуков, служащие точкой опоры для активных О. р.: зубы, альвеолы, гортань). В качестве движущей силы при образовании звуков (для получения струи воздуха) используются диафрагма, легкие, бронхи, трахея. При овладении иноязычным произношением постановка О. р. является необходимым промежуточным этапом работы. См. также речевой аппарат.
Органы речи
Полезное
Смотреть что такое «Органы речи» в других словарях:
Органы речи — или произношения. Те органы человеческого тела, которые участвуют в образовании звуков речи. К О. Р. принадлежат а) активные О. Р., производящие ту работу, которая нужна для произнесения звука: голосовые связки, нёбная занавеска (отгораживающая… … Литературная энциклопедия
ОРГАНЫ РЕЧИ — различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи. Активные органы речи язык, губы, мягкое небо и др., пассивные зубы, твердое небо, полость носа … Большой Энциклопедический словарь
Органы речи — ОРГАНЫ РЕЧИ или произношения. Те органы человеческого тела, которые участвуют в образовании звуков речи. К О. Р. принадлежат а) активные О. Р., производящие ту работу, которая нужна для произнесения звука: голосовые связки, нёбная занавеска… … Словарь литературных терминов
Органы речи — – речевой, или произносительный аппарат, органы человека с различной физиологической функцией, которые в совокупности используются и для образования звуков речи. Органы речи делятся на две группы: органы дыхания (легкие с бронхами и трахеей),… … Энциклопедический словарь СМИ
органы речи — различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи. Активные органы речи язык, губы, мягкое нёбо и др., пассивные зубы, твёрдое нёбо, полость носа. * * * ОРГАНЫ РЕЧИ ОРГАНЫ РЕЧИ, различные части человеческого… … Энциклопедический словарь
ОРГАНЫ РЕЧИ — периферический речевой, или произносительный, аппарат, включающий в себя органы человека с различной физиологической функцией, используемые для образования звуков речи. О. р. подразделяют на две группы: органы дыхания, создающие необходимую струю … Психомоторика: cловарь-справочник
органы речи — Различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи (речевой аппарат). Органы речи активные. Подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука: язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок,… … Словарь лингвистических терминов
ОРГАНЫ РЕЧИ — разл. части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи. Активные О. р. язык, губы, мягкое нёбо и др., пассивные зубы, твёрдое нёбо, полость носа. Органы речи: 1 носовая полость; 2 твёрдое нёбо; 3 язык; 4 щитовидный хрящ; 5… … Естествознание. Энциклопедический словарь
ОРГАНЫ РЕЧИ — ОРГАНЫ (от греч. organon – орудие, инструмент) РЕЧИ. Различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи (речевой аппарат). О. р. образуют произносительный аппарат человека, работа которого определяется командами,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Органы речи — органы человека с различными по происхождению и назначению физиологическими функциями, использующиеся для образования звуков речи. О. р. делятся на две группы : О. дыхания (легкие с бронхами и трахеей); О. звукообразования активные (подвижные),… … Педагогическое речеведение
Что такое органы речи
Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений и грамотно определять пути и направления коррекционной работы, необходимо знание анатомо-физиологических механизмов речи.
Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга.
Исследованиями П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др. установлено, что основой всякой высшей психической функции являются сложные функциональные системы, в формировании которых принимают участие различные участки мозга, объединенные механизмом рефлекса.
Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов.
Рис. 1. Строение речевого аппарата
1 – головной мозг; 2- носовая полость; 3 – твердое небо; 4 – ротовая полость; 5 – губы; 6 – резцы; 7 – кончик языка; 8 – спинка языка; 9 – корень языка; 10 – надгортанник; 11 – глотка; 12 – гортань; 13 – трахея; 14 – правый бронх; 15 – правое легкое; 16 – диафрагма; 17 – пищевод; 18 – позвоночник; 19 – спинной мозг; 20 – мягкое небо.
К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов.
Главенствующее значение в образовании речи имеет лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока). Височные извилины, будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи. Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи.
Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи.
Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра к периферии идут центробежные пути, а от периферии к центру – центростремительные нервные пути.
В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы:
Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
Дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, голосовой – для образования голоса, артикуляционный – образует характерные звуки нашей речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата.
Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.
У ребенка речевое дыхание вырабатывается постепенно, в процессе речевого развития. Вначале ребенок пользуется в речи навыками жизненного дыхания. Такое дыхание остается в случаях рано возникающей речевой патологии.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей.
Голосовые складки своей массой почти полностью закрывают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель расширяется (вдох), принимая вид равнобедренного треугольника, и сужается (выдох).
В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких. Колебания передаются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса.
Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы, язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.
Рис. 2. Профиль органов артикуляции
1 — губы, 2 – резцы; 3 – альвеолы; 4 – твердое небо;
5 – мягкое небо; 6 – голосовые складки, 7 – корень языка; 8 – спинка языка; 9 – кончик языка.
Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка даёт возможность менять его форму, положение и степень напряжения. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть языка подвижна и в ней различают кончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называется корнем языка.
От середины нижней поверхности языка ко дну ротовой полости спускается складка слизистой оболочки (так называется уздечка), которая ограничивает крайние движения языка. У некоторых детей эта уздечка укороченная от рождения. В грудном возрасте это затрудняет сосание, а позднее мешает правильно произносить звуки. В раннем возрасте уздечку подрезают. В более позднем возрасте необходима помощь логопеда и специальные упражнения для языка, помогающие растянуть уздечку.
Важная роль в образовании звуков речи помимо языка принадлежит также и другим органам артикуляции: твердому и мягкому нёбу. Совершая различные движения и принимая самые разнообразные положения, они видоизменяют форму ротовой полости, образуют в ней смычки, щели и т.п. Мягкое нёбо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает проход в нос, опускаясь, открывает его.
Движения активных органов артикуляции называют речевой моторикой, т.е. возможностью совершать движения и удерживать орган в заданном положении.
Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретает индивидуальный тембр благодаря резонансу в так называемой надставной трубе (глотка, ротовая и носовая полость). Надставная труба может менять форму и объем, что имеет большое значение для образования звуков речи. Именно эти изменения и создают явление резонанса.
При правильном произношении носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и и и их мягких вариантов. При произнесении других звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.
При образовании звуков речи надставная труба кроме функции резонатора выполняет функцию шумового вибратора (функция звукового вибратора принадлежит голосовым складкам). Шумовым вибратором являются щели между губами, между зубами и губами, зубами и языком, языком и твердым нёбом, языком и альвеолами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, а одновременное колебание голосовых складок и шумового вибратора – звонкие согласные.
Важными факторами для развития речи ребенка являются его полноценный слух и зрение.
Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.
Слух человека в процессе своего развития приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи. Совсем маленький ребенок воспринимает слова еще нечетко, поэтому часто смешивает одну фонему с другой, произносит слова неправильно. Необходимо постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии будет трудно преодолеть.
Существенное значение в развитии речи детей имеет также зрение. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка говорящих, повторяет их, стараясь подражать артикуляционным движениям.
В процессе развития ребенка между анализаторами, принимающих участие в речевой деятельности, возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторными связями.
ОРГАНЫ РЕЧИ
Лит.: Матусевич М. И., Введение в общую фонетику, Л., 1948; 3 п н д е р Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960. Л. Р. Зиндер.
Смотреть что такое ОРГАНЫ РЕЧИ в других словарях:
ОРГАНЫ РЕЧИ
речевой, или произносительный, аппарат, органы человека с различной физиологической функцией, которые используются и для образования звуков реч. смотреть
ОРГАНЫ РЕЧИ
— речевой, или произносительный, аппарат, органы человека с различной физиологич. функцией, крые используются и для образования звуков речи. О. р. делятся на 2 группы: органы дыхания (легкие с бронхами и трахеей), создающие необходимую для образования звуков струю воздуха; органы, непосредственно участвующие в звукообразовании,— активные (подвижные), способные менять объем и форму речевого тракта и создавать в нем препятствия для выдыхаемого воздуха, и пассивные (неподвижные), лишенные этой способности. Движение активных О. р. при образовании звуков называют артикуляцией зву- ОРГАНЫ 349 ков, а соответствующие им характеристики звуков — артикуляционными или арти-куляторными характеристиками. К активным О. р. относятся: 1) гортань, состоящая из перстневидного, щитовидного и двух пирамидальных, или черпаловидных, хрящей и двух пар мышечных складок, из к-рых нижняя называется истинными голосовыми связками или складками, верхняя — ложными. Задний конец каждой из истинных голосовых связок соединен с одним из черпаловидных хрящей, передние концы сходятся во внутр. углу щитовидного хряща; пространство между голосовыми связками называется голосовой щелью. Благодаря колебаниям голосовых связок под воздействием выдыхаемого воздуха возникает тон, именуемый голосом; 2) глотка, к-рая может сужаться и расширяться; 3) язык, способный выполнять разнообразные движения; в зависимости от того, какая часть языка принимает участие в образовании звуков, различают его переднюю, среднюю и заднюю части; 4) губы, способные выполнять разл. артикуляции; 5) нёбная занавеска с т. наз. маленьким язычком, или увулой, к-рая, поднимаясь, закрывает ход в нос и отделяет т. о. носовую полость от глотки; при опускании она оставляет проход в эту полость открытым. К пассивным О. р. относятся зубы, твердое нёбо, полость носа. Все активные О. р. могут, сближаясь или соприкасаясь с пассивными, а также н между собой, создавать преграду для выдыхаемой струи воздуха. В месте преграды создается источник шума, необходимого для образования согласных. Зубы н твердое нёбо являются только местом действия активных О. р. Полость носа служит резонатором, к-рый, будучи включенным, сообщает звуку носовой характер. • Матусевич М. И., Введение в общую фонетику. 3 изд., М., 1959; 3 и н д е р Л. Р.. Общая фонетика. [Л.], 1960; 2 изд., М., 1979; Фланаган Д ж.. Анализ, синтез и восприятие речи. пер. с англ., М., 1968. Л. Р. Зиндер. смотреть
ОРГАНЫ РЕЧИ
органы человека с различными по происхождению и назначению физиологическими функциями, использующиеся для образования звуков речи. О. р. делятся на две. смотреть
ОРГАНЫ РЕЧИ
органы человека с различными по происхождению и назначению физиологическими функциями, использующиеся для образования звуков речи. О. р. делятся на две группы : О. дыхания (легкие с бронхами и трахеей); О. звукообразования — активные (подвижные), способные менять объем и форму речевого тракта и создавать в нем препятствие для выдыхаемого воздуха, и пассивные (неподвижные), лишенные этой способности. Активные О. р.: 1) гортань с голосовыми складками; 2) глотка, которая может сужаться и расширяться; 3) язык, способный принимать самые разнообразные формы и совершать сложные движения; 4) нёбная занавеска с маленьким язычком, которая, поднимаясь, закрывает вход в нос; 5) губы, способные изменять формы и размеры устья речевого тракта; 6) нижняя челюсть, положение которой существенно влияет на окраску звука. Эти О. могут сближаться и соприкасаться с пассивными О. (трахея, верхняя челюсть, полости носа), а также между собой, создавая преграду для выдыхаемой струи воздуха. В месте преграды создается источник шума, необходимого для образования согласных. Полость носа служит резонатором, включение которого придает звуку носовой характер. О. р. связаны с речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга двумя путями : 1) центробежными нервными волокнами, несущими импульсы головного мозга к дыхательным мышцам, мышцам гортани, языка, губ, нижней челюсти и других О.; 2) центростремительными нервными волокнами, берущими начало в рецепторах всех мышц речевого аппарата и сигнализирующими в головной мозг о состоянии периферических О. Благодаря этой системе прямых и обратных связей обеспечивается формирование звуков речи и голоса. Лит.: ЗиндерЛ.Р. Общая фонетика. — М., 1979; Сорокин В.Н. Теория речеобразования. — М., 1985; Фланаган Дж. Анализ, синтез и восприятие речи. М, 1968. А.А. Князьков. смотреть
ОРГАНЫ РЕЧИ
– речевой, или произносительный аппарат, органы человека с различной физиологической функцией, которые в совокупности используются и для образования звуков речи. Органы речи делятся на две группы: органы дыхания (легкие с бронхами и трахеей), создающие необходимую для образования звуков струю воздуха; органы, непосредственно участвующие в звукообразовании, которые, в свою очередь, подразделяются на активные и пассивные. Активные органы речи способны менять объем и форму речевого тракта и создавать в нем препятствия для выдыхаемого воздуха. Движение активных органов речи при образовании звуков называется артикуляцией звуков. К активным органам речи относятся гортань, глотка, язык, губы, небная занавеска. Пассивные органы речи неподвижны и не трансформируются. К ним относятся зубы, твердое небо, полость носа. Активные органы речи, сближаясь или соприкасаясь с пассивными или между собой, создают преграды для выдыхаемой струи воздуха. В месте преграды возникает источник шума, необходимый для образования согласных. Зубы и твердое небо являются только местом действия активных органов речи. Полость носа служит резонатором. смотреть
ОРГАНЫ РЕЧИ
ОРГАНЫ РЕЧИ или произношения. Те органы человеческого тела, которые участвуют в образовании звуков речи. К О. Р. принадлежат а) активные О. Р., произв. смотреть
ОРГАНЫ РЕЧИ
ОРГАНЫ РЕЧИ
ОРГАНЫ РЕЧИ
ОРГАНЫ РЕЧИ или произношения. Те органы человеческого тела, которые участвуют в образовании звуков речи. К О. Р. принадлежат а) активные О. Р., про. смотреть
ОРГАНЫ РЕЧИ
периферический речевой, или произносительный, аппарат, включающий в себя органы человека с различной физиологической функцией, используемые для образования звуков речи. О. р. подразделяют на две группы: органы дыхания, создающие необходимую струю воздуха для образования звуков речи, и органы непосредственно участвующие в звукообразовании, которые в свою очередь делятся на активные и пассивные (см. Органы речи активные, Органы речи пассивные). смотреть
ОРГАНЫ РЕЧИ
ОРГАНЫ РЕЧИ
ОРГАНЫ РЕЧИ
ОРГАНЫ РЕЧИ
ОРГАНЫ РЕЧИ
Артикуляционный аппарат: строение, функции и дефекты
Речевой аппарат состоит из двух частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Центральный речевой аппарат состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. Речевая артикуляция осуществляется в результате деятельности сложной сенсо-моторной системы, конечным итогом которой является приведение в готовность оральной, фонаторной и дыхательной мускулатуры к выполнению артикуляторной задачи сообразно интегрированной в мозгу программе. Наличие дефектов в речевом аппарате серьезно влияют на жизнь ребенка, его успехи в освоении школьной программы и социальной адаптации.
Чтобы человек произносил звуки без дефектов, важна согласованная работа всех органов, участвующих в звукообразовании. Если мышцы артикуляционного аппарата будут слабо развиты, то результатом этого будет неправильное звукопроизношение. Поэтому очень важно знать строение артикуляционного аппарата и принцип работы его органов.
Что такое артикуляционный аппарат
Артикуляционный аппарат – это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка и резонаторные полости), которые участвуют в производстве звуков речи и голоса. Соответственно, согласованная работа всех органов, входящих в состав артикуляционного аппарата, порождающая речь, называется артикуляцией – акта, состоящего из 3 последовательных фаз:
Звуки по способу и месту образования представлены в таблице:
К артикуляционным органам относятся: ротовая полость (язык, мягкое и твердое нёбо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, щеки), глотка и гортань.
Органы речи делятся на подвижные и неподвижные, активные и пассивные. К подвижным относятся язык, губы, мягкое небо с маленьким язычком, нижняя челюсть и голосовые связки. Неподвижные: верхняя челюсть, зубы, альвеолярная дуга и твердое небо.
По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи осуществляют определенные движения для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и вся нижняя челюсть. Пассивные органы выполняют лишь вспомогательную роль. К ним относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.
Функции артикуляционного аппарата
Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отдел. Функция центрального отдела – это регуляция процесса речи. Он включает в себя кору головного мозга, подкорковые узлы, пучки нервных волокон, задачей которых является провождение импульса, а также нервы, которые проходят к мышечным волокнам (артикуляторным, голосовым и дыхательным).
Артикуляционный аппарат входит в периферический речевой аппарат, и его основная функция – это образование звуков (совместно с голосовым и дыхательным отделом).
Основные дефекты
Любые дефекты артикуляционного аппарата (врожденные или приобретенные) так или иначе негативно влияют на формирование и развитие речевой функции.
К основным дефектам относятся:
Упражнения для развития артикуляционного аппарата
Существует большое количество упражнений, но мы укажем несколько из них. Их можно выполнять не только с логопедом, но и дома.
Упражнение «Дудочка»: Ребенок вытягивает губы вперед трубочкой. Способствует укреплению мышц языка, а также учит ребенка вытягивать губы в трубочку.
Упражнение «Лошадка». Необходимо присосать язык к нёбу, после чего щелкнуть языком. Цокать нужно сильно и медленно, тянув при этом подъязычную связку.
Для детей раннего возраста подходят простые артикуляционные упражнения, вроде надувания щек, вытягивания языка, сдувания ваты и других легких предметов, движений языка, которые имитируют облизывание губ, и т.д.