Что такое орнаментальная композиция

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемИнна Рылеева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Орнаментальная композиция и особенности ее построения.» — Транскрипт:

1 Орнаментальная композиция и особенности ее построения

3 Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением. Композиция – это язык художественного произведения.Композиция – это язык художественного произведения. К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, Все они являются в тоже время элементами композиции.

5 Основу творческого метода работы над декоративной композицией составляет способность художника к абстрактному мышлению. Это означает мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение каких-то отдельных его особенностей. Существует два основных источника творчества художника – орнаменталиста. Первый –внешний мир природы, существующий вне человеческого сознания. Второй источник – народное творчество.

6 Конструктивные элементы орнамента Раппорт – минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Мотивом в орнаментальном творчестве называют часть орнамента, главный его элемент. Творческий процесс создания раппортного рисунка начинается с разработки орнаментального мотива.

8 Форма раппорта Самая распространенная – это прямоугольная форма.

9 Правила построения орнаментальной композиции В основе построения орнамента, составленного из абстрактных или изобразительных мотивов лежит многократное повторение этих мотивов по законам симметрии. В науке о симметрии различают два типа симметрии: конечные (розетки); Бесконечные (волнистая линия, меандр и т.п.)

10 Виды симметрии Зеркальная симметрия – это когда предмет или фигура делятся плоскостью на две половины так, чтобы одна половина, отразившись в этой плоскости как в зеркале, совпала с другой.

12 Виды симметрии Осевая симметрия – это симметрия, при которой фигуры совмещаются посредством поворота вокруг оси, перпендикулярной к плоскости изображения.Осевая симметрия – это симметрия, при которой фигуры совмещаются посредством поворота вокруг оси, перпендикулярной к плоскости изображения.

13 Ритмическое построение орнаментальной композиции Ритм – это закономерное чередование и повторение соизмеримых элементов. Он является главным организующим началом любой орнаментации К наиболее простым относятся прямолинейные и криволинейные ритмические движения, для которых движение характеризуется ритмом расстояний между элементами.

15 Второй тип – это шахматный ритмический строй, когда в раппорте размещаются два или четыре мотива.

16 Третий тип – сложный; в этом случае ассиметричное расположение мотивов в раппорте создает сложный рисунок.

Источник

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

Орнамент со времен своего возникновения и поныне остается одним из основых средст художественного оформления произведений декоротивно-прикладного исусства: изделий из глины, цтекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.
Характерная черта всякого орнамента – неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на соответствующем отрезке времени. Специфика ее проявляется не только в органической связи рисунка с оформляемым изделием, назначением последнего – она находит свое выражение в композициоммом построении орнамента. Говоря о ппинципах орнаментации тех или иных изделий декоративного искусства, мы прежде всего обращаем внимание на эстетическую сторону рисунка, на особенности его композиционного решения.
Композиция (от лат. слова compositio) – это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.
Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением изделия.
Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня.
Бытует мненине, что композиция – предмет индивидуальный, зависящий от интуиции художника, и не может учебной дисциплиной, как, к примеру, рисунок или живопись. Но при более пристальном рассмотрении этого вопроса оказывается, что как раз живопись имеет меньше точных положений, чем композиция в своих достаточно устойчивых правилах и закономерностях, не которых она зиждется.
Многие считают, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, несмотря на то, что именно композиция любого вида изобразительного искусства заранее обдумывается. Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех видов изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии и пропорций, частей целого; правила статики и динамики (покоя и движения в пластическом решении композиции); правила ритма – закономерного чередования больших и малых форм; и ряд других.
Композиция – это язык художественного произведения.
Образы орнаментального искусства могут передаваться на условном символическом языке или же сами представлять собой символические образы орнаментального искусства, способнуе выразить эмоционально-смысловое и образное содержание.
К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются в то же время элементами композиции.

ПРАВИЛА И ЗАКОНЫ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Для орнамента и орнаментальной композиции характерны два состояния: относительный покой и движение. Статика и динамика – первооснова всех закономерностей орнаментального искусства. Главная причина возникновения и проявления специфических противоречий в орнаментальном искусстве заключается в возможности быть рядом этим двум состояниям.
Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм и т.п. определяют выразительность композиции.
Вопросы соразмерности величин могут быть решены только двумя способами:
— делением на равные части;
— деленеием на неравные части (целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей).
Статические композиции (и оранаментальные мотивы) основываются на принципе симметрии, одинаковости; динамические – на принципе асимметрии, противопоставления.
Положительный результат работы художника-орнаменталиста во многом зависит знания им законов орнаментальной композиции и умелого использования этих законов в своей работе. Вот основные из них.
Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой. Эта соразмерность может быть основана на равенстве или противопоставлении любых характеристик орнаментальных мотивов и элементов.
Пропорциональные отношения всегда играли особо важную роль в архитектуре. Прежде всего надо назвать золотое сечение.
Закон соподчинения – звучание выразительных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им второстепенных.
Закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.
Закон трехкомпонентности, смысл которого заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого дживения (три разных размера, три разных интервала, между мотивами) и переодически их повторять.
Число «три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления.
Закон контраста – взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные свойства, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества.
Правило группирования следует из закона контраста. Оно формируется следующим образом: части, подобные размерам, форме, цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое.
Закон орнаментального контрапункта – построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем соединения их в целостный орнаментальный образ.
Закон простоты – максимальной убедительности и выразительности орнаментального образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей.

ВИДЫ РАППОРТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Среди многообразия орнаментальных композиций встречаются раппортные композиции с открытой структурой, в которых тот или иной орнаментальный мотив (простой или более сложный) периодически повторяется через одинаковуе интервалы в горизонтальном или вертикальном направлениях. Наибольшее распространение раппортнуе рисунки получили при орнаментации тканей, а также в архитектурном декоре и облицовочной поливной керамике.
Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку – конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил название сплошного сетчатого, или коврового, раппорта (ковры, ткани, обои и т.п.). В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т.е. в прямоугольник или ромб.
Часто встречается необходимость раппортного повторения рисунка не в двух направлениях, а только в одном. Это так называемый ленточный раппорт: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Например, ткани с каймовым рисунком, всевозможные декоративные обрамления, полосы, фризы, филенки и т.п. Мотив чаще всего вписывается в прямоугольник или ромб; в случае ленточных омрамлений сложных фигур, многоугольных или круглых, мотив может быть вписан в трапецию.
Кроме того, также существует центральный лучевой розетчатый раппорт (розетки, метопы, кессоны и т.п.), в котором мотив вписывается в треугольник, и обратный, или геральдический, раппорт. Последний может входить во все приведенные выше раппорты и создавать самостоятельные законченные мотивы. Он основан на симметрии вертикального отражения, когда мотив изображения симметрично переносится в обратном виде в другую сторону оси симметрии. Мотив может быть вписан в различные геометрические фигуры.
Кроме раппортной, существует и другая разновидность орнаментальной композиции – штучная замкнутая композиция, в которой раппортное повторение через равные интервалы одинаковых мотивов заменяется более сложной ритмической организацией чаще всего неодинаковых элементов, расположенных на разных расстояниях один от дрыгого, например, головные платки, панно, гобелены и т. п.

ФОРМА РАППОРТА

Из выше сказанного следует, что по форме существует несколько разновидностей раппорта. Самая распространенная – это прамоугольная форма. В принципе же раппортом может служить не только прямоугольная, но и любая другая форма, способная без промежутков заполнить декорируемыю поверхность. В связи с разными композиционными задачами соотношение между высотой и шириной раппорта можно менять.
Сушествуют и раппорты сложной формы. Построение таких раппортов облегчает решение некоторых композиционных задач. Например, если в раппорте приходится размещать много мотивов в различных динамических движениях, тогда сложная форма его позволяет обеспечить незаметный переход мотивов на стыках с соседними раппортами. Раппорты сложной формы в промышленноости практически не применяются.

ЛИТЕРАТУРА

Арманд Т. Орнаментация ткани. М.-Л., 1931.

Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., «Изобразительное искусство», 1983.

Василенко В. М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. I век до нашей эры – XIII век нашей эры. М.: «Искусство», 1977.

Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? М.: «Галарт», 1998.

Даркевич В. П. Светское искусство Византии. М.: «Искусство», 1975.

Калмыкова Л. Э. Народная вышивка Тверской земли. Вторая половина XVII – начало XX в. Л.: «Художник РСФСР», 1981.

Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: 1981.

Косоурова Т. Орнаментальная графика Жана Берена и ее ее влияние на французское прикладное искусство XVII – нач. XVIII века. //Западноевропейская графика XV-XX вв. Л.: «Искусство», 1985.

Масленицына С. А. Искусство Ирана. Л.: «Аврора», 1975.

Маслик. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков. М.: «Изобразительное искусство», 1983.

Моран А. де История декоративно-прикладного искусства. М.: 1982.

Николаева Н. С. Декоративное искусство Японии. М.: «Искусство», 1972.

Николаева Н. С. Япония – Европа. Диалог в искусстве. М.: «Изобразительное искусство», 1996.

Окладников А. П. Утро искусства. Л.: «Искусство», 1967.

Орнамент всех времен и стилей. 100 таблиц с объяснительным текстом Н. Ф. Лоренца. СПб.: Изд. А. Ф. Девриена, 1899.

Полевой В. М. Искусство стран Латинской Америки. М.: «Искусство», 1996.

Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство. М.: «Наука», 1974.

Приемышев Н. Методика элементарного курса рисования с приложением статей об орнаменте. Одесса, 1900.

Ремпель Л. И. Искусство Среднего Востока. М.: «Советский художник», 1978.

Соколова Т. Орнамент – почерк эпохи. Л.: «Аврора», 1972.

Федоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. М.: «Искусство», 1976.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОРНАМЕНТЕ

Плоскость скользящего отражения есть совокупность плоскостей симметрии и параллельного переноса.

Примерами противоположной симметрии являются также: положительная рельефная форма (выпуклость) и равная ей отрицательная (углубление); фигура одного цвета и равная ей фигура другого цвета (тона); черно-белый орнамент по принципу «позитив — негатив».

Симметрия подобия будет наблюдаться в случае, если одновременно с переносом будут уменьшаться или увеличиваться размер фигуры, промежутки между фигурами.
Орнаментальный мотив можно выполнить с использованием симметрии подобия.
>>>в начало
2.5. СТАТИЧНЫЕ И ДИНАМИЧНЫЕ КОМПОЗИЦИИ
Все орнаментальные композиции делятся на два вида — статичные и динамичные (по аналогии с объектами природы — неподвижные и движущиеся). Образный смысл динамичной композиции — движение, развитие, напряженность; статичной — покой, неподвижность, замкнутость формы. Сочетая элементы динамичного и статичного характера, можно создать много орнаментов, разнообразных по композиции.
Типичные свойства статичной и динамичной композиции
Мотив будет статичным, если его можно разделить плоскостью симметрии на равные части так, чтобы одна его половина была зеркальным отражением другой. Аналогично — с двумя плоскостями симметрии (вертикальной и горизонтальной). Статичность мотива определяется не только его симметричностью, но и наклоном. Вертикали и горизонтали вызывают ощущение устойчивости, покоя (статики). Наклонные линии динамичны. Все асимметричные мотивы динамичны, они делятся на неравные части. Динамичность этих мотивов в композициях подчеркивается наклоном.
В орнаментальных композициях часто используется сочетание статических и динамических элементов. Циркульные дуги в вертикальном и горизонтальном расположении статичны. Окружности всегда статичны. Динамичны спирали, параболы и т.п.
Статичные раппортные композиции
Главная задача при создании статичных композиций — организовать целостную орнаментальную структуру, выражающую идею статики. Наибольшая зрительная устойчивость (статичность) орнаментальной композиции достигается при квадратной форме раппорта, содержащего один или два одинаковых элемента.
При создании статичной композиции прежде всего нужно построить раппортную сетку. Затем расположить в ней заданные мотивы по горизонтальным рядам. Расположение мотивов в сетке имеет три варианта в зависимости от соотношения фона и рисунка:

Расстояние между мотивами меньше мотива (максимально уплотненное расположение рисунка).
Расстояние между мотивами соразмерно с самим мотивом (принцип одинаковости — в шахматном порядке).
Расстояние между мотивами значительно больше мотива (разреженное расположение).

Чем больше элементы рисунка согласуются по принципам симметрии и одинаковости, тем сильнее они выражают идею статики всей орнаментальной композиции.
Например: в лоскутной композиции одинаковые квадратные раппорты — блоки и одинаковые интервалы между ними по горизонтали и вертикали — решетка.
Однако стремление создать абсолютно уравновешенную по всем параметрам композицию может привести к сухости и схематизму композиции, лишить ее необходимого разнообразия и выразительности. Чтобы этого не произошло, следует внести элемент динамичности: прямоугольную форму раппорта, противопоставление в одном раппорте крупного и мелкого мотивов, тональный акцент на одном из мотивов или другой цветовой тон и др. От введения в статичную композицию динамических элементов статичность рисунка только увеличивается. Важно лишь, чтобы доминировали именно те выразительные средства композиции, которые придают ей статичность.
Графическая трактовка мотива

Линеарное решение мотивов (использование линии).
В лоскутном шитье это могут быть линии стежки
или линии лоскутного рисунка.
Пятновое решение мотивов (использование пятна). По сравнению с линеарным оно более активно и тяжеловесно акцентирует внимание на ритмическом чередовании мотивов.
Линеарно-пятновое решение мотивов (использование линии и пятна).
В лоскутном шитье это может быть сочетание стежки и узоров.

Динамичные раппортные композиции
Динамичные орнаментальные композиции строятся по принципу неодинаковости. Самым важным в динамичной композиции является согласование между собой разнообразных движений элементов, поиск главных из них и подчинение им второстепенных.
Ощущение движения (динамика) достигается:

при отсутствии оси симметрии у самого мотива;
при наличии у мотива хотя бы одной оси симметрии — за счет поворота мотива;
при абсолютной симметрии мотива — путем изменения его размеров.

Следовательно, факторами для создания динамики являются: размер мотива, его поворот и расстояние между мотивами.
Различают семь вариантов ритмических движений мотивов в раппорте (это легко проверить, комбинируя три параметра):

Мотивы располагаются в раппорте в разных поворотах. Поворот — переменный фактор, расстояние и размер — постоянные.
Мотивы имеют разные размеры, но одинаковые повороты и расстояния между мотивами. Размер — переменный фактор, поворот и расстояние — постоянные.
Одинаково повернутые равные по размеру мотивы расположены на различных расстояниях друг от друга. Расстояние — переменный фактор, размер и поворот — постоянные.
Разные размеры мотивов и различные их повороты — переменные факторы. Расстояние между мотивами — постоянный.
Разные размеры мотивов и различные расстояния между ними — переменные факторы. Поворот — постоянный.
Мотивы расположены на разных расстояния и в разных поворотах — переменные факторы. Размер мотивов — постоянный.
Мотивы имеют разные размеры, расположены в разных поворотах, на различных расстояниях друг от друга — все три фактора переменные.

>>>в начало
2.6. КОМПОЗИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ ЛОСКУТНЫХ ПОЛОТЕН
Композиции лоскутных полотен строятся по принципу комбинирования орнаментов. Для них характерно композиционное решение в виде каймы и центрального поля.
Варианты композиционного решения каймы:
кайма как гладкое цельное обрамление центрального поля; орнамент каймы равномерный, мотивы одинаковые;
кайма с акцентированными углами; кайма орнаментально усилена в нижней части.

Варианты композиционного решения центрального поля:

центральное поле выполнено как единый цельный узор (рис. а);
центральное поле собрано из одинаковых блоков (статичный вариант) (рис. б);
центральное поле собрано из различных блоков (динамичный вариант) (рис. в);
центр композиции усилен введением монорал-портного орнамента (рис. г);
низ центрального поля усилен орнаментом (АЛЯ вертикально располагающихся изделий) (рис. д).

Очень популярный традиционный блок с прекрасными возможностями для творчества. В повторяющихся блоках вытянутые по краям треугольники образуют эффект круга. Вы можете неограниченно разнообразить рисунок, если поиграете с цветом. Я отношу этот блок к категории «С», так как используется достаточное количество лекал и лоскутков, хотя изготовление блока будет не таким сложным, как кажется.
БРИЛЛИАНТОВАЯ ЗВЕЗДА
Название Бриллиантовая звезда дал этому блоку один сельский журнал в 1930 году. Получаемый узор использует эффект обмана зрения, так как, хотя при его создании не применяется ни одной искривленной линии или шва, возникает иллюзия, что рисунок состоит из окружностей. Обратите внимание на порядок чередования темных и светлых элементов. Подготовьте четыре секции для блока, а затем сшейте их между собой. Я отношу этот блок к категории «с», потому что вам потребуется соединить четыре секции таким образом, чтобы получилась аакуратная точка пересечения в центре.
КВАДРАТ С ДВОЙНЫМ КОЛЕСОМ СЕЛИИ
Мой блок является вариацией традиционного блока Иди за лидером, также опубликованного Ladies’ Art Company под названием Квадрат с двойным колесом в 1898 году. Идея узора основана на разделяющемся центральном квадрате, что добавляет сложности и привносит в рисунок движение. Попробуйте подготовить эскиз блока самостоятельно и добавьте от себя какие-либо изменения.
БЕРЕЖЛИВОСТЬ

Возможно, блок получил свое название в честь города Провиденс («Бережливость»), расположенного в штате Кентукки, США. Очень может быть, что название перекликается и с изначальными идеями бережливости и экономии, которые были важными аспектами в работе с лоскутными изделиями.
СЛЕДЫ ИНДЮШКИ

«Индюшачьи мотивы» часто встречаются в названиях американских блоков; существуют Индюшачьи потроха, Индюк в соломе и проч. Эскиз легко рисуется в сетке 10×10, а вот маленькие треугольные лоскутки требуют более внимательного отношения.
СЕВЕРОКАРОЛИНСКАЯ ЛИЛИЯ

Приведенную здесь версию я обнаружила на знаменитом изделиив музее на острове Гернси, одном из Нормандских островов. Оригинальная стеганая вещь включает в себя только красный и зеленый цвета и выполнена в стиле набивных лоскутков, или трапунто, что характерно для многих работ того региона и времени. Это сложный для изготовления блок, и проще его шить руками, хотя можно воспользоваться и швейной машиной. Будучи симметричным, этот узор может послужить основой для двух совершенно различных рисунков, что достигается путем поворота блока.
ЛЕНТОЧНЫЙ ЛОСКУТНЫЙ БЛОК
Этот блок приписывается Нэнси Пейдж. В действительности, Нэнси Пейдж было названием колонки печатного агенства, осуществлявшего пересылку рисунков по почте и работавшего в период между 1920-ми 1940-ми годами. Этот блок обладает эффектом обмана зрения, если вы рамположите светлые и темные кусочки ткани так, как показано на рисунке.
ДОРОГА В РАЙ

Рубрики:Рукоделие/витраж
Рукоделие/роспись по стеклу
Декупаж/картинки-орнаменты

Метки: картинки для декупажа картинки для витража

Процитировано 4 раз
Понравилось: 2 пользователям

Источник

Учебное пособие для студентов «Орнамент»

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

54.01.10 «Художник росписи по дереву»

Учебное пособие для студентов

ПМ 01 Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи

МДК 01.01 Разработка эскизов орнаментального оформления

Орнамент и орнаментальные композиции

Новокузнецк, 2018 г.

Учебное пособие разработано для студентов профессии 54.01.10 «Художник росписи по дереву» в пределах изучения программы ПМ 01 «Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи».

Разработчик: Сергеева Т.С., мастер п/о.

3.1 Геометрический орнамент

3.2 Растительный орнамент

3.3 Зооморфный орнамент

3.4 Антропоморфный орнамент

3.5 Разновидности орнаментов

4.1 Незамкнутый ленточный орнамент

4.2 Замкнутый орнамент

4.3 Сетчатый орнамент

Используемые источники и литература …………………………………..

Учебное пособие разработано для студентов профессии 54.01.10 «Художник росписи по дереву» с целью повышения качества образования по дисциплине МДК 01.01 «Разработка эскизов орнаментального оформления изделий из дерева». Пособие также может быть полезно для студентов, изучающих декоративную композицию и декоративно-прикладное творчество.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

— использовать сведения из истории орнамента при разработке эскизов орнаментального оформления деревянных изделий.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

— своеобразие орнамента разных исторических периодов, использование растительных и природных мотивов, геометрических форм и других декоративных элементов для построения орнаментальных композиций.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:

1. Осуществлять композиционное построение эскизов с использованием национальных традиций росписи по дереву.

2. Разрабатывать эскизы орнаментального оформления деревянных изделий с использованием сведений из истории орнамента.

В учебном пособии представлена информация о понятиях орнамента и стилизации, видах орнамента с примерами в приложениях, принципах и законах построения орнаментальных композиций.

1. СТИЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ФОРМ

Стилизация природных форм представляет собой переработку натурного изображения в упрощенную или усложненную в соответствии с назначением орнамента.

Стилизация — это один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали (колючий ежик, умная сова). Стилизуют по собственному существующему принципу (колючий ежик) и по привнесенному свойству (умная сова).

Орнаментальные композиции, как правило, создаются на основе трансформации природных форм.

Трансформация — изменение, преобразование, в данном случае декоративная переработка природных форм, обобщение и выделение существенных признаков объекта с помощью определенных приемов.

Приемы декоративной переработки могут заключаться в следующем: постепенное обобщение формы, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объемной формы в плоскостную, упрощение или усложнение ее конструкции, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цветовое решение одного мотива и т.д.

Один прием дополняет другой и развивает основную пластическую тему (идею).

В декоративном искусстве в процессе трансформации формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, стремится выделить главное, наиболее типичное, отказываясь от второстепенных деталей.

Превращение натуральной формы в геометрическую – это простейший вид стилизации.

Трансформации природных форм должны предшествовать зарисовки с натуры. Исходя из реальных образов, художник создает декоративные на основе творческого воображения. Пути трансформации животных форм такие же, как и растительных, — это отбор самых существенных характеристик, гиперболизация отдельных элементов и отказ от второстепенных, достижение единства орнаментального строя с пластической формой объекта и гармонизация внешней и внутренней орнаментальных структур объекта.

Помимо композиционного, стилизация требует и цветового решения.

Цвет в декоре играет важную роль, он является составной частью всего художественного произведения. Главная цель любого орнамента – радовать глаз. Она достигается гармонией линий, красок и их соотношением.

Композиция может быть выполнена монохромно, иначе говоря, в одном цвете. Но и в такой композиции присутствует своя цветовая гамма, определяемая степенью насыщенности оттенков этого цвета.

В полихромной или многоцветной композиции необходимо подобрать правильным образом цветовые соотношения.

Любую композицию можно сделать и яркой, контрастной, и сдержанной, нюансной. Выбирая цветовые соотношения и сложность композиции всегда нужно помнить о назначении предмета.

Узор не должен выполняться на фоне, имеющем те же самые цветовые параметры.

Обыкновенный черный цвет находит применение в орнаменте в виде контура. Также возможны следующие случаи применения в орнаменте черного контура:

— для уменьшения контраста между двумя хроматическими цветами;

— для достижения четкости рисунка;

— для уменьшения наступления белого цвета фона на тонкий и малоконтрастный орнамент (при утолщенном контуре);

— для подчеркивания контраста между дополнительными цветами.

Для цветового решения орнамента делают шаблон, с помощью которого рисунок копируется. Затем на эскизе или нескольких эскизах, выполненных по шаблону, определяют цветовое решение орнамента: контрастное или нюансное. Выбирают наилучший вариант и переводят его при помощи кальки на поверхность предмета.

Выбор каждого мотива орнамента является творческой работой художника. В том числе и выбор цветового решения. Цвет в орнаменте связан с фантазией художника, с его художественным вкусом, а эти качества развиваются и совершенствуются путем систематических упражнений. Большое значение имеет фон, на котором выполнен орнамент, фон усиливает звучание орнамента.

Стилизация форм природы для выполнения орнамента должна определяться конструктивными особенностями предмета, предназначенного для декора.

Итак, процесс стилизации природных форм можно разделить на два этапа. На первом этапе выполняют натурные зарисовки, выражающие точным, лаконичным графическим языком наиболее характерные особенности природной формы и ее фактурной орнаментации. Второй этап — это непосредственно творческий процесс. Художник, используя в качестве первоисточника реальный объект, фантазируя, перевоплощает его в образ, построенный по законам гармонии орнаментального искусства.

Чем о пределяется стилизация природных форм?

Что из себя представляет простейший вид стилизации?

Какую роль играет цвет в орнаментальных композициях? Какую роль играет черный цвет?

Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, образующих композицию для оформления различных предметов быта, архитектурных сооружений, изделий декоративно-прикладного характера, книжной и промышленной графики.

Орнамент интересен тем, что он подчинен поверхности или форме изделия и по сути не может осуществиться вне изделия или материала. Вместе с тем природа орнаментального искусства такова, что благодаря орнаменту может полностью изменяться впечатление от изделия или архитектуры.

Орнамент как неотъемлемая часть искусства выражает в художественных образах национальное мировоззрение. Этот особый вид композиционной графической и пластической формы представляет собой сложную художественную структуру. Ее содержание определено особенностями взаимосвязи с материальным носителем.

Технические средства выполнения орнамента разнообразны: роспись, резьба, гравировка, ткачество, вышивка и т.д. Характерная черта орнамента – неразрывная связь с материалом и формой поверхности, которую он организует, а также с общими тенденциями в искусстве определенного периода времени.

Пределы орнаментального искусства в прикладном и декоративно-прикладном искусстве поистине безграничны. Это связано с большим разнообразием образных смыслов и применяемых материалов

Мотив в орнаменте – это его главный образующий элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из нескольких элементов, пластически связанных в единое целое.

Орнамент — это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он. представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них – цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции – ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика – в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа. ».

Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней». Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.

Композиционное отличие орнамента от декора заключается в том, что орнамент, как правило, более сложное изображение, его узоры ритмичны и повторяются на заданной поверхности, гармонически украшаемой в целом.

Появление орнаментов относят к позднему палеолиту, когда он приходит на смену реалистическим мотивам. Ни одна из существующих теорий происхождения орнамента (биологическая, магическая, технологическая) не объясняет однозначно причины его появления. Скорее всего, следует признать, что в ритмообразующих закономерностях орнаментальных структур проявляется способность человека выражать идеи повторяемости циклов жизни, ее стабильности, которая отвечает задаче сохранения энергии, и проецировать эти идеи на социальные коммуникации, изображение, форму и пространство, достигая художественного их воплощения.

Долгое время орнамент имел значение оберега, носил охранный характер.

В древности люди, украшая орнаментом предметы быта, одежду, жилища, считали, что он оберегает от бед, приносит благополучие и счастье.

Почитая и обожествляя силы природы, человек нашел им символическое отражение в орнаменте. Например, с солнцем связывали круги, розетки, ромбы, квадраты, кресты и спирали.

Символами земли были прямые горизонтальные линии, а символами воды – волнистые. Волнистые линии, расположенные вертикально или наклонно, символизировали дождь.

Символы-изображения женской фигуры служили обозначением земли и плодородия, что было характерно для земледельческих народов. У скотоводческих племен чаще изображаются домашние животные и дикие звери.

Орнамент тесно связан с народным творчеством. В нем люди стремились выразить свое понимание природы, мира, жизни, красоты и счастья.

Раппорт – это чередование подобных элементов. Связь элементов внутри раппортной полосы может быть двух родов: когда элементы не связаны между собой и повторяются через одинаковые промежутки; когда элементы объединяются непрерывной линией, как, например, в некоторых видах древнегреческого меандра.

Постепенно смысловое значение мотивов начинает забываться, утрачиваться, следующие поколения художников заменяют их новыми, более понятными. Происходит «вторичное оживление» мотивов. Но это новое, вплетаясь плавно и органично, не разрушает целостности орнамента.

Содержание орнамента изменялось вместе с изменением условий жизни, но особенности ритмического построения орнамента остались.

Орнаментальные композиции составляют неотъемлемую часть декоративно-прикладного искусства.

В давние времена в России орнамент служил не только украшением, но и защитой от злых духов: на рукавах и вороте рубашек делались вышивки, которые служили человеку «охраной» от всякой нечисти. Тематика вышивок отражала языческие верования и обряды, птица, например, означала тепло и сулила богатый урожай и т.д. Цвет в узоре также имел особое значение: красный цвет выражал восторг, радость, поэтому он присутствовал в наряде невесты, праздничном наряде юношей.

Большую роль в орнаментальной композиции играет цвет. Народные умельцы хорошо понимали воздействие цвета на человеческую психику. Они знали, что цветовая окраска влияет на настроение и самочувствие человека: «сочные и живые» краски значительно улучшают настроение, вызывают чувство радости. И наоборот, мрачные краски угнетают человека.

Всегда в основе создания пластического образа лежит идея, замысел, основывающийся на наблюдениях и изучении конкретных объектов действительности. Орнамент отражает стиль эпохи, особенности культуры и быта определенного народа.

В основе построения орнамента лежат следующие принципы:

Зависимость художественного оформления от материала, формы и назначения предмета.

Красочность и декоративность орнаментальных образов.

Как относился древний человек к орнаменту?

Что является характерной чертой орнамента?

Какие принципы лежат в основе построения орнамента?

По материалу (глина, кость, дерево, ткань, камень и т. д.);

по техническим приемам (тиснение, резьба, окрашивание и т. д.);

по высоте рельефа (плоскостной, углубленный – барельеф, горельеф);

по характеру мотивов (геометрический, растительный, зооморфный, орнитоморфный, антропоморфный, предметный, эпиграфический, смешанный);

по типу композиции (линейный, сетчатый, рамочный, розетты, геральдический);

по цвету (монохромный, полихромный).

Орнамент состоит из многократно повторяющегося рисунка или мотива. Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу соответствующей орнаментальной композиции.

Орнамент имеет несколько разновидностей. По закономерностям построения выделяют три разновидности орнамента:

орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры и т.д.);

розетты (орнаменты, вписанные в форму окружности);

сетчатые (орнаменты, заполняющие поверхность сплошным узором).

Кроме того, орнаменты делятся на плоскостные и рельефные.

Плоскостной орнамент представляет собой украшение на плоской поверхности, исполненный с помощью различных линий, включая цвет. Плоскостные орнаменты применяются для украшения одежды, росписи стен зданий в виде бордюров, предметов быта и т.д. В декоративно-оформительском искусстве этот вид орнамента играет значительную роль, например, при оформлении обложки книги, афиши, стенной газеты.

Рельефные или выпуклые орнаменты представляют собой украшения, выполненные на дереве, кости, камне или металле путем художественной специальной обработки конкретного материала. Рельефные орнаменты применяются для украшения архитектурных сооружений: зданий, станций метрополитена и т. д. Глубина рельефа зависит от размера оформляемой площади, насыщенности ее рисунком и условий освещения.

Поверхность материала, на котором выполняется орнамент (плоскостной или рельефный) называется фоном.

3.1 Геометрический орнамент

Геометрический орнамент состоит из ритмически построенных геометрических фигур (треугольников, квадратов, ромбов, прямоугольников, окружностей). Многие мотивы, полученные из геометрических элементов, имеют свои названия: звезды, розетты, кресты, зигзаги, плетенки, меандр и т. д.

Геометрический орнамент может заполнять любую форму, любую по величине поверхность. Геометрический орнамент относится к самым древним. Ассортимент изделий, украшенных геометрическим орнаментом не ограничен, то есть все, что украшено орнаментом, вполне может быть украшено геометрическим орнаментом. Что такое орнаментальная композиция. Смотреть фото Что такое орнаментальная композиция. Смотреть картинку Что такое орнаментальная композиция. Картинка про Что такое орнаментальная композиция. Фото Что такое орнаментальная композиция

Рис. 1 Меандр. Меандр – знаменитый греческий орнамент в

виде линии, ломаной под прямым углом. Меандр получил свое название по сходству с извилистой рекой в Малой Азии с тем же названием. В своей основе он содержит предельно стилизованную форму волн.

Основой геометрического орнамента являлась строгая последовательность и упорядоченность в использовании одних и тех же элементов. Чаще всего орнаментальные композиции, вводящие в себя геометрические элементы, выстраивались по законам симметрии.

Что такое орнаментальная композиция. Смотреть фото Что такое орнаментальная композиция. Смотреть картинку Что такое орнаментальная композиция. Картинка про Что такое орнаментальная композиция. Фото Что такое орнаментальная композиция

Рис. 2 Виды меандров.

3.2 Растительный орнамент

Растительный орнамент представляет собой самостоятельное украшение в виде веток с листьями, цветами, плодами, трав и других стилизованных растений. Растительный орнамент обладает большими возможностями в плане трактовки природных форм, которые не только стилизуются, но и могут выглядеть реалистично, объемно. Растительный орнамент может быть линейно-ленточным, сетчатым и центрическим (розетты). Ассортимент изделий, где можно применить данный вид орнамента такой же, как и для геометрического орнамента.

3.3 Зооморфный орнамент

Зооморфный, или животный орнамент представляет собой изображение стилизованных фигур или частей фигур реальных или фантастических животных.

Орнитоморфный орнамент – частный случай зооморфного орнамента. Мотивами его являются изображения птиц и элементов их оперения.

В древней Руси в орнаментальных композициях каменного зодчества изображали льва. Орнаменты с изображениями птиц, львов, кошек и других животных встречались на предметах мебели, прялках. Изображения животных и птиц часто встречается в орнаментах Индии, Египта, Африки и многих других стран. Этот орнамент часто прекрасно сочетается с растительным.

Украсить таким орнаментом можно любые изделия из дерева.

3.4 Антропоморфный орнамент

Антропоморфный орнамент состоит из стилизованных изображений человеческих фигур. Особенно распространен в древнегреческих и египетских орнаментах. В восточных странах религиозные правила запрещали изображать человека, поэтому там очень популярны замысловатые растительные узоры.

Мотивы антропоморфного орнамента часто использовались в Древнегреческих орнаментах (вазы, чаши), а также в орнаментах Древней Греции и Древнего Египта (роспись стен, гробниц, ваз, чаш и др. посуды). Украсить антропоморфным орнаментом можно любые изделия из дерева.

3.5 Разновидности орнаментов

ПЧто такое орнаментальная композиция. Смотреть фото Что такое орнаментальная композиция. Смотреть картинку Что такое орнаментальная композиция. Картинка про Что такое орнаментальная композиция. Фото Что такое орнаментальная композицияЧто такое орнаментальная композиция. Смотреть фото Что такое орнаментальная композиция. Смотреть картинку Что такое орнаментальная композиция. Картинка про Что такое орнаментальная композиция. Фото Что такое орнаментальная композициялетенка – орнамент в виде переплетения полос, лент, стеблей, цветов и других элементов. Этот мотив часто используется резчиками по дереву. Плетенки широко используются также в творчестве народов Закавказья и Азии.

Арабеска – причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, иногда включающий стилизованную надпись (под арабскую вязь или рукописную). Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность.

Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике.

ВЧто такое орнаментальная композиция. Смотреть фото Что такое орнаментальная композиция. Смотреть картинку Что такое орнаментальная композиция. Картинка про Что такое орнаментальная композиция. Фото Что такое орнаментальная композицияЧто такое орнаментальная композиция. Смотреть фото Что такое орнаментальная композиция. Смотреть картинку Что такое орнаментальная композиция. Картинка про Что такое орнаментальная композиция. Фото Что такое орнаментальная композицияенок – большей частью пластичный орнамент с растительным мотивом, иногда перехваченный лентами.

Жгут – витой пояс (орнаментальная полоса) или выпуклое украшение.

Гирлянда – волнообразное украшение, составленное из листьев, цветов, фруктов и лент.

Картуш – орнамент (виньетка) с надписью, цифрой, эмблемой, вензелем и т.п., расположенными в центре плоскости в виде свитка с завернутыми краями.

Может состоять или из отдельных букв, или из целых предложений типа высказываний, пословиц, лозунгов и т.л. Этот орнамент наиболее характерен для древнего искусства Персии, Японии, арабских стран. Причина здесь кроется в том, что, например, вязь из арабских букв отличается удивительной пластичностью. Буквы русского алфавита тоже пластичны, а если сочетать их с растительным орнаментом, можно достичь значительного декоративного эффекта.

Панно – отдельная часть плоскости, ограниченная рамкой или лентой орнамента, заполненная изображением какой-либо композиции.

1. По каким основаниям классифицируются орнаменты?

2. Что такое мотив орнамента?

3. Назовите разновидности орнамента по закономерностям построения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *