Что такое орс в ссср

Отдел рабочего снабжения (ОРС)

В отличие от других организаций государственной торговли, ОРСы осуществляют торгово-бытовое обслуживание рабочих и служащих предприятий ряда отраслей промышленности, строительства и транспорта в соответствии со спецификой организации их производства (отдалённость, разбросанность производств. цехов и участков, особые условия труда персонала) при отсутствии развитой торговой сети министерства торговли СССР. В связи с этим ОРС организуется непосредственно в составе соответствующего производств. предприятия в качестве отдела и возглавляется заместителем руководителя предприятия по рабочему снабжению.

Деятельностью ОРСов в рамках соответствующего министерства (ведомства) руководят создаваемые в составе этих органов управления рабочего снабжения (УРСы) и главные управления рабочего снабжения (ГлавУРСы). Контроль и регулирование деятельности ОРСов осуществляют также министерство торговли СССР и министерства торговли союзных республик, местные Советы депутатов трудящихся и их торговые органы.

ОРСы снабжают обслуживаемые контингенты населения товарами народного потребления за счёт централизованных фондов и децентрализованных закупок, широко вовлекая в товарооборот местные товарные ресурсы, в том числе продукцию специально организуемых подсобных хозяйств и мастерских. В СССР впервые ОРСы организованы в соответствии с постановлением ЦК партии и СНК СССР от 4 декабря 1932 года «О расширении прав заводоуправлений в деле снабжения рабочих и улучшении карточной системы» на 262 крупных промышленных предприятиях системы Наркомтяжпрома, Наркомлегпрома и Наркомлеса.

Организация ОРСов осуществлялась на базе действовавших ранее «закрытых рабочих кооперативов» (ЗРК) потребительской кооперации. В последующие годы система ОРСов интенсивно развивалась. К началу 1935 года в стране действовало более 3000 ОРСов, обслуживавших 20,7 млн. рабочих, служащих и членов их семей. На долю ОРСов приходилась в этот период пятая часть всего объёма розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли страны. Значительное развитие система ОРСов получила в период Великой Отечественной войны 1941—45 годах. К концу войны в стране имелось 7600 ОРСов, обслуживавших почти половину всех лиц, находившихся на централизованном снабжении. В этот период ОРСы во многом способствовали налаженному, ритмичному снабжению рабочих и служащих отраслей народного хозяйства, имеющих оборонное значение. В этих целях ОРСы широко развернули сеть подсобных, прежде всего с.-х., предприятий, поставивших за военные годы на нужды снабжения свыше 3 млн. тонн картофеля, почти 5 млн. тонн овощей, более 150 тысяч тонн мяса, значительное количество молока, яиц и других продуктов. В послевоенные годы, по мере развития сети магазинов системы министерства торговли, ОРСы вновь сосредоточили свои усилия главным образом на обслуживании трудящихся, занятых в отраслях со специфическими условиями организации производства (на транспорте, на предприятиях добывающих и энергетических отраслей, строительства и стройматериалов, чёрной и цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности, мелиорации, водного хозяйства и т.д.).

При наличии в районах деятельности ОРСов развитой торговой сети местных торгов функции ОРСов ограничиваются организацией общественного питания (в необходимых случаях и бытового обслуживания) непосредственно на предприятиях.

Доля ОРСов в товарообороте государственной торговли СССР составила в 1971 году 21%.

Нагрудные знаки сотрудников ОРС на этой страничке музея.

ГлавУРСы и УРСы Министерств СССР

ГлавУРС Министерства путей сообщения СССР

ГлавУРС Министерства транспортного строительства СССР

Управление торговли и продовольственного снабжения флота «Торгмортранс» Министерства Морского Флота СССР

ГлавУРС Министерства энергетики и электрификации СССР

УРС Министерства газовой промышленности СССР

СоюзлесУРС Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР

ГлавУРС Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР

ГлавУРС Министерства цветной металлургии СССР

УРС Министерства нефтяной промышленности СССР

УРС при Министерстве угольной промышленности СССР

УРС и бытового обслуживания при Министерстве химической промышленности СССР

УРС и жилищно-бытового обслуживания Министерства чёрной металлургии СССР

УРС Министерства промышленности строительных материалов СССР

ГлавУРС Министерства Речного Флота РСФСР

ГлавУРС Министерства лесного хозяйства РСФСР

Упрпавление материально-технического и рабочего снабжения Министерства геологии РСФСР

ГлавУРС Министерства топпливной промышленности РСФСР

Главное управление материальных балансов Министерства совхозов РСФСР

УРС «Главнечерноземводстроя» Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР

ОРС Объединения «Росводстрой» Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР

Источник

Засыпуха, ОРС, бичевоз: главные слова БАМа

Что такое тайга и паровоз для бамовца, кто строил нахаловки и как встать на целевой

Бамовцы

Изначально бамовцами называли непосредственных участников стройки, но постепенно слова «бамовцы», «бамовский» превратились в маркеры региональной идентичности. Согласно коллективным представлениям, возникшим на стыке советской пропаганды о БАМе и реалий местной жизни, настоящего бамовца отличали созидательность, коллективизм, готовность всегда прийти на помощь и бескорыстие.

Внутри себя бамовцы делились по профес­сиональному признаку: тоннельщики и мостовики (самые именитые и привилеги­рованные, «белая кость», элита транспорт­ного строительства); эсэмпэшники (работники строительно-монтажных поездов), механизаторы, представители сферы обслуживания, обеспечивающие соцкультбыт строителей. Разница между этими группами была прежде всего в зарплате. У некоторых групп строителей были более благоустроенные поселки, более качественное жилье, лучшее снабжение продуктами и хозяйственными товарами. Однако с завершением строительства и исчезновением большинства строительных организаций эта разница нивелировалась.

Не менее важно разделение на «западников», то есть приехавших из европей­ской части России или союзных республик, и «местных», то есть выходцев из соседних с БАМом сибирских или дальневосточных регионов. «Местные» позиционируют себя как истинные бамовцы, которые ехали на БАМ не за вре­менными заработками, а на постоянное место жительства. Они считают, что и к природе относились бережнее, чем «западники», и в строи­тельство железной дороги внесли большую лепту. Другой важный критерий — время прибытия на БАМ. «Старые» бамовцы (первопроходцы, первострои­тели) — это те, кто с первых дней был на БАМе, застал палаточный быт, первозданную тайгу. Именно они становятся героями бамовских мифов и легенд, главными носителями бамовской идентичности. «Новые» бамовцы — строители, прибывшие в разгар стройки, как правило уже не участвовавшие в рубке просек, но занятые в возведении основных объектов.

Заработки

БАМ стал первой комсомольской стройкой, где идея работать не только из чистого энтузиазма, но и за деньги оказалась не просто легитимной — зарабатывали и на сибирских стройках, — но приобрела некоторую гласность. Руководство страны не жалело средств на привлечение новых бамовцев. К зарплате работников, занятых в строительстве и на предприятиях, непосред­ственно обслуживающих сооружение магистрали (включая школы, больницы, клубы и т. д.), устанавливался районный коэффициент 1,7. При этом часть районов приравняли к Крайнему Северу, и работающие там получали по 10 % к заработку ежегодно, пока общее число процентов не доходило до 50, то есть через пять лет после начала работы зарплата увеличивалась в полтора раза. Но и это еще не все: всем бамовцам при поступлении на работу выплачивалось единовременное пособие в размере 50 % среднемесячного заработка («подъ­емные»). В первые годы стройки существовала также надбавка за передвижной характер работ («колесные») в размере 40% от оклада. С учетом всех надбавок бамовцы зарабатывали в несколько раз больше, чем в среднем по СССР.

В отношении к деньгам вообще ярко проявлялись особенности бамовского быта и атмосферы в коллективах строителей: сбережения держали под матра­цем, в чемодане с личными вещами или при­кроватной тумбочке. В комнатах и квартирах не было замков. Если срочно требовались деньги, он мог самостоятельно одолжить их у соседа, даже если его не было дома.

Чекисты

Чекистами бамовцы называли перекупщиков целевых чеков на машину. Дело в том, что работающие на БАМе имели право на льгот­ную покупку легкового автомобиля. Учитывая, что на «Большой земле» в очереди за машиной можно было простоять всю жизнь, для многих работа на БАМе была единственным шансом приобрести автомобиль. Для этого нужно было устроиться в любую бамовскую организацию (неважно, строителем дороги, воспитателем в детсаду или вахтером в общежитии), открыть в сберкассе счет и в течение минимум трех лет делать взносы, выплачивая таким образом стоимость машины. Можно было уложиться в два с половиной года — если работать без отпусков. По исте­че­нии срока плательщику выдавали целевой талон (целевой чек, или просто целевой), который можно было отоварить в любой точке Советского Союза вне очереди. И, если работник не отгуливал отпуска, право на полугодовой отдых.

«Вставать на целевой» можно было неограниченное количество раз, что созда­вало почву для различных спекуляций. Ко времени погашения очередной партии талонов в районы стройки съезжались чекисты, которым можно было «загнать целевой» по удвоенной или утроенной цене. Многим бамовцам так и не удалось поездить на своем автомобиле, так как приходилось каждый раз продавать целевой для попол­нения семейного бюджета. Другие, напротив, сменили большое по советским меркам количество авто: среди строителей была распространена практика «откатать» на новой машине отпуск, а затем, выгодно продав ее на «Большой земле», ехать на следующие три года строить БАМ. Таким образом, на БАМе формировался особый, нехарактерный для остального СССР образ жизни, когда рабочие «вкалывали» несколько лет непрерывно, отказывая себе в отдыхе, удобствах и развлечениях, чтобы потом получить полугодовой отпуск и загулять.

Тайга

Тайга стала для бамовцев метафорой, соединявшей представления об изобилии сибирских кладовых и опасностях, связанных с попыткой их освоения. Совет­ская публицистика успешно эксплуатировала образ романтика — покорителя Сибири, сформировавшийся в 1960–70-х годах. Стабильной и во многом одно­образной жизни больших городов и маленьких деревень противопо­ставлялся сказочный образ Сибири. Оказавшиеся на стройке молодые люди восторженно писали своим друзьям о кишащих рыбой реках и озерах, кедро­вых орехах, грибах и ягодах, целебных травах и источниках. В песне ВИА «Само­цветы» «Багульник», часто воспринимаемой бамовцами как гимн первопроходцам, звучало:

Где-то багульник на сопках цветет,
Кедры вонзаются в небо…
Кажется, будто давно меня ждет
Край, где ни разу я не был.

Одновременно бескрайние таежные дебри таили в себе много незнакомого и враждеб­ного. Непроходимые топи, быстрые горные реки, снежные лавины, морозы в минус 50 градусов, клещи и гнус в теплое время года. Для доступа к многочисленным богатствам требовалось покорить своенравную тайгу. Семантика борьбы, покорения тесно переплеталась с военной. Журналисты называли рабочих «бойцами», а их производственные достижения — «завоева­ниями». В организации коллективов использовалась система комсомольских отрядов с разветвленной титулатурой (командиры, комиссары и т. д.). Каждая веха строительства посвящалась годовщинам Октябрьской революции, Граждан­­ской войны, Великой Отечественной войны. При этом в 1990-е годы, когда районы магистрали оказались одними из самых депрессивных в регионе, тайга из экзоти­ческой забавы или враждебной силы превратилась в ресурс выживания, для мно­гих местных жителей — практически единственный.

Щитовуха и барак

Щитовухи подразделялись на дома барач­ного и квартирного типов. Бараками считались помещения, пересеченные сквозным коридором, по обе стороны от которого располагались комнаты. В щитовых домах «квартирного типа» были отдельные уличные входы для жильцов каждой квартиры. Когда во вто­рой половине 1980-х проблема дефицита жилья стала менее острой, жители бараков начали самовольно занимать пустующие комнаты и прорубать отдель­ные входы. За такими перестроенными домами часто сохранялось прежнее название — бараки.

Балок и засыпуха

Бало́к — перестроенный под стационарное здание вагончик Жилые вагон-дома бамовцы именовали ласково «вагончиками». В них располагалось не только жилье, но и столовые, магазины, фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы) и здравпункты и пр. Несмотря на схожесть с палаточным бытом, переезд в вагончик часто воспринимался строителями как улучшение жилищных условий, что было связано с возможностями утепления и обу­строй­ства такого жилья. Стены обшивались железом или рейкой, в качестве теплоизоля­ционного материала использо­вались пено­пласт, пластик, древесные опилки и другие отходы стройки. Рассчитанные на шесть-восемь человек вагончики нередко были переполненными из-за нехватки жилья. или другая приспособ­ленная под жилище постройка. Засыпухой (засыпушкой, насып­нушкой) называли строение с двойными дощатыми стенами, между которыми засыпался теплоизоля­цион­ный материал — чаще всего древесные опилки, угольный шлак, грунт. Поскольку и балки, и засыпухи были нелегальными, самовозведенными постройками, то со вре­менем балками стали называть любой самострой, включая домики из бруса («брусовой балок»). Другой особенностью балка являлось наличие небольшого огороженного участка, где находились хозяйственные постройки, ставилась теплица и т. д.

Отапливались такие жилища, так же как и палатки, буржуйками, реже кирпич­ными печами. Дрова жители добывали самостоя­тельно, так как от рубки просек оставалось много леса.

Времянка

С первых дней стройки на БАМе начали формироваться временные поселки, состоящие из палаток, вагончиков, щитовух и бараков, которые по замыслу проектиров­щиков должны были легко переноситься на новое место строи­тельства. Временные поселки возникали вокруг каждого крупного предприя­тия. Местные жители их так и обозначали: например, поселок мехколонны № 163 назы­вался Мехколонна или 163-я, поселок мостотряда — Мостотряд и т. д. Рядом с такими официальными временными поселками возникали «наха­ловки» — микрорайоны самовольно возведенного жилья, в основном состоя­щие из балков и засыпух для переселенцев, прибывших самостоятельно, то есть без комсомольской путевки или вызова от организации.

Строительством вокзалов и постоянных поселков для будущих железно­дорожников занимались шефские организации, сформированные в составе союзных и республиканских министерств и ведомств. В процесс были вовлечены 13 республик СССР и 22 автономии РСФСР. Строители из Литвы сооружали железнодорожную станцию и постоянный поселок Новый Уоян, из Эстонии — Кичеру, из Белорусской и Латвийской ССР — Таксимо, из Арме­нии — Звездный и Янчукан, из Азербайджана — Улькан и Ангою, из Грузии — Нию и Икабью и т. д. Застройка столиц БАМа — Тынды и Северобайкальска — была поручена московским и ленинградским строителям. Обычно типовая застройка предусматривала двух-, трех- и пятиэтажные кирпичные и панель­ные дома, спроектированные с учетом высокой сейсмичности бамовских территорий. Каждая шефская организация разрабатывала генплан поселения, заботилась об особом архитектурном облике зданий, стремясь придать ему национальные черты. Такие микрорайоны называли по «шефам»: БелБАМ (белорусский), ЛатБАМ (латвийский) и т. д. Большинство представителей союзных республик покинули БАМ с завершением стройки в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Паровоз и козел

С появлением первых дизельных электро­станций для обогрева бамовцы стали использовать самодельные электрообо­греватели — паровозы и козлы. Прива­ренная к комнатной батарее вертикальная труба, в которую опускался кипя­тиль­ник, называлась паровозом. Козлом могли именоваться разные конструк­ции: труба, обмотанная нагревательной спиралью от кухонной плиты, или самодельный электрокотел с подсоленной водой.

Бичевоз

В постсоветское время пригородные и «внутрибамовские» поезда на некоторых направлениях были упразд­нены. В результате функция перевозки пассажиров вновь вернулась к рабочим поездам железно­дорожников, которые в новейшее время стали именовать окурками. Данное название связано с непол­ным, усе­чен­ным размером состава, а также с непол­ноценностью этого вида транспор­та, заменившего «нормаль­ные» электрички. Наибольшее распро­стра­нение слово «окурок» имеет в среде железно­дорож­ников и жителей небольших эксплуата­ционных поселков.

Источник

Отдел рабочего снабжения

Полезное

Смотреть что такое «Отдел рабочего снабжения» в других словарях:

Отдел рабочего снабжения — (ОРС) организация (предприятие) государственной розничной торговли в СССР. ОРСы осуществляли торгово бытовое обслуживание рабочих и служащих предприятий ряда отраслей промышленности, строительства и транспорта в соответствии со спецификой… … Википедия

ОРС (Отдел рабочего снабжения) — ОРС, см. Отдел рабочего снабжения … Большая советская энциклопедия

Россия. Экономический отдел: Промышленность — I а) Исторический очерк. В эпоху, предшествующую преобразованиям Петра I, промышленно торговая жизнь Р. вследствие редкого населения, отсутствия правильных путей сообщения и прикрепленности к земле массы народа имела вполне патриархальный… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Список заслуженных работников торговли Российской Федерации, 1992—1999 годы — Приложение к статье Заслуженный работник торговли Российской Федерации Содержание 1 Республика Башкорто … Википедия

Угольная промышленность Украины — Экономика Донбасса Угольная промышленность Украины представлена главным образом предприятиями Донецкого, Львовско Волынского каменноугольных и Днепровского буроугольного бас … Википедия

Электрокомплекс — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Минусинский Электрокомплекс первое в СССР предприятие по серийному вы … Википедия

ОРС — «Объединённая расчётная система» организация ОРС оконечная радиорелейная станция связь Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ОРС объединённая разведка Севера … Словарь сокращений и аббревиатур

ОРС — I (Общество русских скульпторов) художественное объединение, основано в Москве в 1926. Члены общества (Н. А. Андреев, А. С. Голубкина, В. Н. Домогацкий, И. С. Ефимов, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, М. Д. Рындзюнская, И. М. Чайков, И. Д.… … Большая советская энциклопедия

ОРС — м. отдел рабочего снабжения (на предприятии) … Малый академический словарь

Источник

Значение ОТДЕЛ РАБОЧЕГО СНАБЖЕНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

рабочего снабжения (ОРС), организация (предприятие) государственной розничной торговли, функционирующая либо на правах производственного предприятия, либо в качестве органа хозяйственного управления. В отличие от др. организаций государственной торговли (см. в ст. Торговая сеть ), ОРСы осуществляют торгово-бытовое обслуживание рабочих и служащих предприятий ряда отраслей промышленности, строительства и транспорта в соответствии со спецификой организации их производства (отдалённость, разбросанность производств. цехов и участков, особые условия труда персонала) при отсутствии развитой торговой сети министерства торговли СССР. В связи с этим ОРС организуется непосредственно в составе соответствующего производств. предприятия в качестве отдела и возглавляется заместителем руководителя предприятия по рабочему снабжению. Деятельностью ОРСов в рамках соответствующего министерства (ведомства) руководят создаваемые в составе этих органов управления рабочего снабжения (УРСы) и главные управления рабочего снабжения (Главурсы). Контроль и регулирование деятельности ОРСов осуществляют также министерство торговли СССР и министерства торговли союзных республик, местные Советы депутатов трудящихся и их торговые органы. ОРСы снабжают обслуживаемые контингенты населения товарами народного потребления за счёт централизованных фондов и децентрализованных закупок, широко вовлекая в товарооборот местные товарные ресурсы, в том числе продукцию специально организуемых подсобных хозяйств и мастерских.

В СССР впервые ОРСы организованы в соответствии с постановлением ЦК партии и СНК СССР от 4 декабря 1932 ‘О расширении прав заводоуправлений в деле снабжения рабочих и улучшении карточной системы’ на 262 крупных промышленных предприятиях системы Наркомтяжпрома, Наркомлегпрома и Наркомлеса. Организация ОРСов осуществлялась на базе действовавших ранее ‘закрытых рабочих кооперативов’ (ЗРК) потребительской кооперации (см. Кооперация потребительская ). В последующие годы система ОРСов интенсивно развивалась. К началу 1935 в стране действовало более 3000 ОРСов, обслуживавших 20,7 млн. рабочих, служащих и членов их семей. На долю ОРСов приходилась в этот период пятая часть всего объёма розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли страны. Значительное развитие система ОРСов получила в период Великой Отечественной войны 1941-45. К концу войны в стране имелось 7600 ОРСов, обслуживавших почти половину всех лиц, находившихся на централизованном снабжении. В этот период ОРСы во многом способствовали налаженному, ритмичному снабжению рабочих и служащих отраслей народного хозяйства, имеющих оборонное значение. В этих целях ОРСы широко развернули сеть подсобных, прежде всего с.-х., предприятий, поставивших за военные годы на нужды снабжения свыше 3 млн. т картофеля, почти 5 млн. т овощей, более 150 тыс. т мяса, значительное количество молока, яиц и др. продуктов. В послевоенные годы, по мере развития сети магазинов системы министерства торговли, ОРСы вновь сосредоточили свои усилия главным образом на обслуживании трудящихся, занятых в отраслях со специфическими условиями организации производства (на транспорте, на предприятиях добывающих и энергетических отраслей, строительства и стройматериалов, чёрной и цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности, мелиорации, водного хозяйства и т.д.). При наличии в районах деятельности ОРСов развитой торговой сети местных торгов функции ОРСов ограничиваются организацией общественного питания (в необходимых случаях и бытового обслуживания) непосредственно на предприятиях. Доля ОРСов в товарообороте госудаственной торговли СССР составила в 1971 21%.

Источник

Отдел рабочего снабжения

Отдел рабочего снабжения (ОРС) — организация (предприятие) государственной розничной торговли в СССР.

ОРСы осуществляли торгово-бытовое обслуживание рабочих и служащих предприятий ряда отраслей промышленности, строительства и транспорта в соответствии со спецификой организации их производства (отдалённость, разбросанность производственных цехов и участков, особые условия труда персонала) при отсутствии развитой торговой сети министерства торговли СССР.

История

В СССР впервые ОРСы были организованы в соответствии с постановлением ЦК партии и СНК СССР от 4 декабря 1932 года «О расширении прав заводоуправлений в деле снабжения рабочих и улучшении карточной системы» на 262 крупных промышленных предприятиях системы Наркомтяжпрома, Наркомлегпрома и Наркомлеса.

К началу 1935 года в стране действовало более 3000 ОРСов, обслуживавших 20,7 млн рабочих, служащих и членов их семей. К концу войны в стране имелось 7600 ОРСов, обслуживавших почти половину всех лиц, находившихся на централизованном снабжении. В послевоенные годы, по мере развития сети магазинов системы министерства торговли, ОРСы сосредоточили свои усилия главным образом на обслуживании трудящихся, занятых в отраслях со специфическими условиями организации производства (на транспорте, на предприятиях добывающих и энергетических отраслей, строительства и стройматериалов, чёрной и цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности, мелиорации, водного хозяйства и др.).

Доля ОРСов в товарообороте государственной торговли СССР составила в 1971 году — 21 %.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Отдел рабочего снабжения» в других словарях:

Отдел рабочего снабжения — (ОРС) организация (предприятие) государственной розничной торговли, функционирующая либо на правах производственного предприятия, либо в качестве органа хозяйственного управления. В отличие от др. организаций государственной торговли (см … Большая советская энциклопедия

ОРС (Отдел рабочего снабжения) — ОРС, см. Отдел рабочего снабжения … Большая советская энциклопедия

Россия. Экономический отдел: Промышленность — I а) Исторический очерк. В эпоху, предшествующую преобразованиям Петра I, промышленно торговая жизнь Р. вследствие редкого населения, отсутствия правильных путей сообщения и прикрепленности к земле массы народа имела вполне патриархальный… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Список заслуженных работников торговли Российской Федерации, 1992—1999 годы — Приложение к статье Заслуженный работник торговли Российской Федерации Содержание 1 Республика Башкорто … Википедия

Угольная промышленность Украины — Экономика Донбасса Угольная промышленность Украины представлена главным образом предприятиями Донецкого, Львовско Волынского каменноугольных и Днепровского буроугольного бас … Википедия

Электрокомплекс — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Минусинский Электрокомплекс первое в СССР предприятие по серийному вы … Википедия

ОРС — «Объединённая расчётная система» организация ОРС оконечная радиорелейная станция связь Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ОРС объединённая разведка Севера … Словарь сокращений и аббревиатур

ОРС — I (Общество русских скульпторов) художественное объединение, основано в Москве в 1926. Члены общества (Н. А. Андреев, А. С. Голубкина, В. Н. Домогацкий, И. С. Ефимов, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, М. Д. Рындзюнская, И. М. Чайков, И. Д.… … Большая советская энциклопедия

ОРС — м. отдел рабочего снабжения (на предприятии) … Малый академический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *