Что такое оружейная палата
Оружейная палата
ГЛАВНОЕ
В музее девять тематических залов, расположенных на двух этажах. В общей сложности коллекция содержит более четырех тысяч экспонатов искусства различных эпох и народов. Как архитектурное сооружение, Оружейная палата ‒ это часть комплекса Большого Кремлевского дворца. Нынешнее здание музея Оружейной палаты было построено в 1851 г. в стиле эклектика известным архитектором Константином Тоном (он же построил в Москве храм Христа Спасителя). Уже при возведении здания Оружейной палаты подразумевалось, что в нем будет располагаться императорский музей.
Экспонаты музея оснащены подписями на рус/англ. языках, предлагается аудиогид на русском, английском, немецком, французском, испанском и итальянском языках. Недавно в музее появилась новая услуга — электронный путеводитель.
История создания Оружейной палаты
Сама палата как совокупность нескольких мастерских при царском дворе существовала давно, ее мастера известны уже с XVI в. Тогда в палате работали иконописцы и оружейники. Именно из царских мастерских расходились по Руси новшества иконописной живописи XVII в., отсюда же вышел легендарный иконописец Симон Ушаков. Здесь же начал работать и Никита Давыдов, знаменитый русский оружейный мастер XVII в., которого называют отцом русского оружейного дела. Несколько позже, когда из Оружейной палаты выехали собственно мастерские, здесь расположилось казнохранилище.
В XVIII веке император Петр I начал процесс преобразования царских мастерских и хранилищ в музеи. А в 1806 г. император Александр I подписал указ, положивший начало становлению музея на базе Оружейной палаты. Одновременно с подготовкой строительства здания началось изучение кремлевских коллекций, а член Российской академии наук Алексей Малиновский в 1807 г. опубликовал книгу, где впервые были описаны царские регалии. В своем первом здании у Троицких ворот музей Оружейной палаты просуществовал до 1830-х гг. Сырость негативно сказывалась на состоянии экспонатов, а из-за того, что перекрытия были деревянными, вся коллекция находилась под угрозой пожара. Музей переехал в новое здание, построенное архитектором К. Тоном, в середине XIX века, а старое превратилось в казармы и было снесено в советское время.
Экспозиция
Большая часть выставочного пространства первого этажа отдано экспозицию карет и экипажей. Эта коллекция не имеет аналогов в мире, поэтому на экскурсиях ей уделяют большое внимание. Здесь представлено 24 экипажа, которые были выполнены в разное время. Один из самых ранних ‒ экипаж, подаренный англичанами царю Борису Годунову еще в XVI веке. К числу уникальных экспонатов относится и летняя коляска императрицы Екатерины II, напоминающая гондолу. Также на первом этаже представлены великолепные облачения русских правителей разных эпох, коронационные платья, церковные одежды. Среди них выделяются костюмы императора Петра Первого — его знаменитый «черный голландский костюм» и «становые» кафтаны.
Основная экспозиция развернута на втором этаже, куда посетители попадают по парадной лестнице. Исключительно интересен дальний Коронный зал, в котором выставлены государственные регалии. Наиболее ранние, «мономаховы», по легенде были переданы князю Владимиру Мономаху (XII век) его византийскими родственниками. Они символизируют преемственность власти русских князей от византийских императоров. Это знаменитая шапка Мономаха, держава, скипетр и цепь большого наряда царя Михаила Федоровича Романова. Также здесь находится Соборное уложение 1649 г., которое закрепило переход к абсолютизму в России. Рядом с шапкой Мономаха выставлены и Казанская, Сибирская и другие шапки. Эти шапки являются символами побежденных царств и показывают, как расширялось государство.
После зала, экспонаты которого рассказывали о русских царях, посетители попадают в зал, где предметы декоративно-прикладного искусства связаны с историей внешней политики России. Это зал посольских даров. Здесь развернуты обширные экспозиции ювелирных изделий, подаренных в свое время русским царям английскими, голландскими, немецкими и другими посольствами.
Украшение коллекции Оружейной палаты ‒ это знаменитые на весь мир ювелирные пасхальные яйца Фаберже. К сожалению, при советской власти многие из них были проданы за рубеж, а некоторые утрачены. Тем не менее, здесь хранится 10 удивительных яиц, которые Дом Фаберже создавал в качестве пасхальных подарков Александра III и Николая II своим женам. Каждое яйцо уникально, а внутри скрыт сюрприз. Сама идея таких яиц не нова, но воплощение уникально. Карла Фаберже признали одним из лучших ювелиров своего времени, а в 1900 году он был удостоен французского ордена Почетного легиона.
Здание и интерьеры Оружейной палаты
Оружейная палата ‒ это часть комплекса Большого Кремлевского дворца. Нынешнее здание музея Оружейной палаты относительно новое. Оно было построено архитектором Константином Тоном (он же строил и кафедральный храм Христа Спасителя) в 1851 г. Здание Оружейной палаты представляет собой не развитие какой-либо современной архитектурной традиции XIX века, а обращается к истокам, стилю XVII в.
Здание представляет собой вытянутый прямоугольник с закругленными торцевыми частями. Оно разделено на анфилады, комнаты связаны между собой, каждая посвящена определенной тематике. Выделяется лишь центр ‒ на втором этаже это круглый зал, где экспозиция посвящена русскому оружию, а на первом ‒ зал восьмигранной формы. Предполагалось, что из парадных залов Кремлевского дворца император с гостями будет переходить в анфиладу второго этажа Оружейной палаты, поэтому эти два помещения соединены переходом. Проекты строительства утверждал лично Николай I, который включил музей в программу посещения иностранными гостями во время официальных приемов.
Стилизация под русскую архитектуру Позднего средневековья ясно читается во внешнем оформлении палаты, хотя сама система организации фасада выдает в здании принадлежность к XIX в. Вся стена Оружейной палаты ритмично разделяется вертикалями, в которые вписываются участки стен с окнами. Визуально здание разделено на два яруса плюс цокольный этаж.
Нижний ярус демонстрирует достаточно лаконичную архитектуру: это мощные пилястры и простые окна. Интересно отметить, что пилястры и углы, которые архитектурно подчеркнуты, дополнительно покрыты рустом, – что, как известно, визуально утяжеляет здание. Этот прием — выделение первого этажа рустом — напоминает нам об уходящем классицизме: тем самым этаж обозначается как цокольный. Кстати, оформление окон первого этажа хоть и не часто встречается в архитектуре классицизма, все равно является его типичным элементом.
Второй этаж ‒ это единое пространство, хотя снаружи может показаться, что там спрятан еще один уровень. Это связано с тем, что Тон поместил друг над другом по два окна, которые по своему оформлению уподобляются древнерусским. Этот прием больше относится к стилю барокко и означает желание обмануть зрителя, не дать ему понять внутреннюю структуру здания. Благодаря такому расположению окон внутренние помещения намного лучше освещались, что особенно важно для выставочных залов. Почему же Тон не спроектировал вместо двух небольших окон одно большое? Ответ прост: это не соответствовало бы древнерусскому духу, который стремился воссоздать архитектор.
Несмотря на то, что здание на первый взгляд ничем не декорировано, оно все же выглядит очень нарядным. В этом помогает цвет ‒ сочетание желтого оттенка оштукатуренных стен с белыми вставками, что также намекает на средневековую архитектуру Москвы, когда белокаменные детали часто сочетались с красным кирпичом. Еще одно украшение ‒ мерный ритм вертикалей ‒ полуколонн, которые украшают второй этаж, объединяют его и продолжают линии, начатые пилястрами первого. Но важен не столько ритм, сколько сами колонны. Они классические, правильные, имеют базу, капитель, ордер. Конечно, такого элемента не существовало в древнерусском зодчестве, но архитектору, воспитанному в традициях классицизма, было этого не понять. Лишить колонну каких-либо частей для Тона была немыслимо, да и не нужно. Чтобы придать ей средневековый вид, Тон пошел по другому пути: покрыл всю поверхность каждой колонны тонким резным ажурным орнаментом. Несмотря на то, что и колонны, и орнамент белокаменные, сочные растительные побеги отлично читаются и придают зданию роскошный вид.
Интерьеры соответствуют внешнему оформлению, но если второй этаж напоминает готику, то первый больше похож на западноевропейское романское и древнерусское искусство. Второй этаж легкий, высокий, здесь используются крестовые своды. А первый этаж ‒ это большие залы с низкими сводами, несколько мощных опор (что было характерно для средневековых палат и трапезных). На обоих этажах цвета подобраны так, чтобы выгодно подчеркивать экспозицию музея. Например, зал, где выставлена одежда и шитье, оформлен в нейтральных тонах; а в залах, где экспонируется золото, превалирует красный цвет.
Оружейная палата — старинный музей-сокровищница Кремля
Экспонаты Оружейной палаты
Драгоценные изделия, вошедшие в царскую, а затем в музейную сокровищницу создавались российскими, европейскими и восточными мастерами IV — начала XX века.Постоянная музейная экспозиция охватывает около 4000 предметов декоративно-прикладного искусства, имеющих высокую художественную и историческую ценность.
Любительская фото- и видеосъемка в музее запрещена.
Европейское вооружение XV-XVI веков., © Музеи Московского Кремля
История
В 1720 году благодаря решению Петра 1 были объединены Патриаршие палаты, Конюшенная казна и Царицына мастерская палата в единое учреждение, под названием «Мастерская и Оружейная палата». Она стала функционировать только как хранилище культурно-исторических ценностей. Но, к сожалению, это продлилось не долго. В 1737 году из-за Троицкого пожара часть реликвий со времен Северной войны сгорело. Все что удалось спасти было переведено в Тюремный дворец. В 1806 году было принято решение построить дворцовый императорский музей на основе бывшей оружейной палаты. Архитектором этого проекта был выбран Иван Еготов. Из-за боязни повторения инцидента с пожаром в здании не было создано никакой отопительной системы, что негативно сказалось на сохранности вещей. Спустя нескольких лет музей был открыт для посещения дворян и купцов. Что бы сохранить экспонаты Оружейной палаты было принято решение спроектировать здание, полностью соответствующее хранению реликвий. Этот задание было передано именитому архитектору Константину Тон. Проект был реализован в 1851 году в русско-византийском стиле. Именно это здание сохранилось до наших дней. В 2020 году здание, в котором находился музей было передано в полное владение Оружейной палате.
Залы Оружейной палаты
Доступная посетителям экспозиция тематически распределена в 9 музейных залах:
Виртуальный тур по залам Оружейной палаты
Что можно увидеть в музее
Экспонаты музея-сокровищницы представлены в девяти залах, по которым проводят обзорные и тематические экскурсии.
Экскурсоводы рассказывают об истории государственных регалий русских правителей, парадном придворном церемониале, богатом царском арсенале, а также истории русского ювелирного искусства XII-XX веков. В экспозиции можно увидеть костюмы и драгоценные ткани, серебряные изделия из Западной Европы, шедевры мастеров стран Востока, роскошные конные экипажи и редкие дипломатические дары.
Один из самых известных экспонатов сокровищницы — отороченная соболем шапка Мономаха.
Этим головным убором издавна венчались на царство великие князья и цари. Уникальная церемониальная реликвия декорирована золотым шитьем, драгоценными камнями и жемчугом.
В одном из залов можно увидеть знаменитый двойной царский трон, сделанный в конце XVII века.
Необычное тронное место потребовалось, чтобы на нем одновременно восседали Иоанн V и его брат царевич Петр — будущий император Петр I. Любопытно, что за троном существует небольшая комнатка с дверцей. По одной версии, здесь стоял опытный царедворец, подсказывающий малолетним правителям, как лучше отвечать иностранным послам. Другие считают, что за дверцей пряталась сестра царевичей — Софья, которая приглядывала за младшими братьями.
Девятый зал: Экипажи XVI—XVIII веков
Всех посетителей музея впечатляет белоснежный трон, принадлежавший царю Иоанну IV Грозному.
Он отделан изящными пластинками из слоновой кости, на которых вырезаны сюжеты из Библии и различные мифологические сцены. Несмотря на то, что на царском троне совсем нет золотой отделки и драгоценных камней, он смотрится очень торжественно. В сокровищнице также экспонируется несколько драгоценных окладов для Евангелия. Переплеты старинных книг покрывают золото, крупные самоцветы и искусно расшитая ткань.
Из старинной одежды в музее выставлены облачения (саккосы) митрополитов и патриархов. Самый дорогой из них принадлежал Никону. Это одежда, пошитая из дорогой ткани и декорированная золотыми нитями и самоцветными камнями. Многие посетители подолгу задерживаются возле стенда с кафтаном и большими ботфортами Петра I. Вид этой стоптанной обуви не оставляет сомнений, что российский император любил помногу ходить пешком.
Режим работы Оружейной палаты в Москве в 2020 году
Музей-сокровищница открыт для посещения с пятницы по среду (четверг — единственный выходной), с 10:00 до 17:00.
Поскольку музей может вместить ограниченное количество посетителей единовременно, вход осуществляется группами, по сеансам — в 10:00, 12:00, 14:30, 16:30.
Кассы Кремлевских музеев работают с 9:00 до 16:30.
В праздники Оружейная палата принимает посетителей на особому графику. Актуальная информация — на главной странице сайта Музеев Кремля.
Стоимость посещения
Оружейная палата открыта во все дни недели кроме четверга и работает с 10 до 18 часов. Стоимость билета составит 1000 рублей. Для российских студентов дневной формы обучения и пенсионеров действуют скидки. Билеты можно приобрести на официальном сайте музея либо непосредственно в самом здании. В стоимость входит аудио экскурсия на русском, английском, немецком, французском, испанском и итальянском языках.Ознакомиться со всеми достопримечательностями можно на нашем сайте с помощью виртуального тура.
© Все права защищены. Россия 360o 2020.
Билеты в Оружейную палату
Купить билеты в Оружейную палату можно заранее — на этой странице Музеев Кремля. Перед посещением музея распечатку электронного билета необходимо обменять в кассе на входной билет.
Онлайн оформляются только билеты по полной стоимости: льготные/бесплатные нужно покупать/получать в кассе.
Музейные кассы (стеклянные павильоны) находятся в Александровском саду — их можно узнать издалека. Билеты в кассах продаются в режиме живой очереди за 45 минут до начала сеанса.
На посещение Алмазного фонда в здании Оружейной палаты необходимо покупать отдельный билет.
Билеты и экскурсии в Оружейную палату Купить на
Что посмотреть
Нарядное здание Оружейной палаты снаружи напоминает настоящий дворец. Изящные арочные окна, украшенные лепниной, стройные пилястры — все это прекрасно вписывается в архитектурный ансамбль Московского Кремля. Но все же главное великолепие находится внутри — в 9-ти залах этого огромного музея, который занимает два этажа.
Здание выглядит как настоящий дворец
Схема Московского Кремля
Первый этаж посвящен предметам быта, пышным платьям и парадным кафтанам знатных особ, а также роскошным каретам. Выставка экипажей — одно из интереснейших мест этого музея, она неизменно притягивает посетителей. Здесь можно увидеть 24 экипажа, из них наиболее древний относится к 16-му веку. Также среди интересных экспонатов стоит выделить карету Екатерины II.
На первом этаже можно рассмотреть элементы гардероба русской знати
Различные предметы быта аристократов
В музее находится 24 экипажа, самый старый из которых — из 16 века
У лестницы перед подъемом на второй этаж можно полюбоваться фигурами латников, закованных в доспехи 17-го века. Эта лестница из светлого мрамора и сама по себе является произведением искусства. Что же касается второго этажа музея, он отличается не только тематикой экспозиции, но даже интерьером — здесь все выглядит светлее, легче и воздушнее.
Фигуры латников у лестницы на первом этаже
Сама лестница также выглядит словно предмет искусства
Наверху представлены украшения, королевские регалии, посуда и монеты, многочисленные дары русским царям. Особое внимание вызывает Коронный зал, где выставлены старинные символы государственной власти: скипетры, державы, драгоценные цепи и царские шапки, которые издавна заменяли короны на Руси. Среди них есть и знаменитая шапка Мономаха, а также несколько других головных уборов, созданных в честь присоединения Казани, Сибири и т.д.
В первом зале представлены ювелирные украшения
На различную посуду можно посмотреть в зале №2
Доспехи разных стран мира в зале №3
В 5 зале представлены ткани и костюмы
Регалии различных времен можно найти в 7 зале
Экипаж Бориса Годунова в 9 зале
Самые ценные экспонаты
Важнейшей реликвией Оружейной палаты считается шапка Мономаха — один из самых старых и знаменитых символов царской власти на Руси. О ее происхождении до сих пор идут споры, но согласно основной версии она была создана из шлемов Дмитрия Донского (победителя Куликовской битвы) и его брата, звенигородского князя Ивана. Считается, что этот головной убор появился примерно в 1505-1526 годах, хотя его отдельные элементы датируются 13-м веком. Свое же название шапка получила в честь византийского правителя Константина Мономаха, который якобы подарил ее князю Василию III (но это скорее легенда).
Шапка Владимира Мономаха считается важнейшим экспонатом Оружейной палаты
В Оружейной палате есть и другие интересные предметы. Например, это двойной царский трон 17-го века, который был создан для царевичей Иоанна V и Петра I. Также в коллекции находится шлем, принадлежавший сыну Ивана Грозного, несколько пасхальных яиц Фаберже, голландский костюм Петра I, сабли Минина и Пожарского, кольчуга Бориса Годунова, ключи от города Риги и т.д.
Одно из яиц Фаберже в музее
Двойной трон соправителей Петра и Ивана
Шлем Дмитрия Донского — московского князя и полководца
Чаша, когда-то заложенная в фундамент Преображенского собора, Юрием Долгоруким
Интересно: в конструкции двойного трона для юных царевичей Иоанна V и Петра I предусмотрено отделение с небольшой дверцей. Вероятно, оно было создано для того, чтобы опытный царедворец мог подсказывать нужные слова и действия малолетним правителями во время торжественных приемов.
Часы работы и стоимость билетов
Оружейная палата открыта для экскурсий:
Туры проходят 4 раза в день, последний из них начинается в 16:30.
Кассы работают:
В зимний период кассы открываются на полчаса позже.
Информацию можно уточнить на сайте палаты.
Стоимость билетов:
Дети до 16 лет могут пройти бесплатно.
Кроме билетов в кассах Александровского сада также можно приобрести электронные билеты на сайте музея.
Для самостоятельных экскурсий есть аудиогиды и мобильное приложение с путеводителем, скачать его можно на сайте Оружейной палаты.
Оружейная палата — популярное место среди туристов
Интересные факты
Внутренний двор достопримечательности
Полезные советы
Виртуальная экскурсия по Оружейной палате
Экскурсии по Оружейной палате
Стоимость экскурсионного сопровождения для группы (1 — 20 человек) — 4000 рублей.
Билеты в музей оплачиваются отдельно.
Для группы школьников до 16 лет необходимо получить в кассе билеты номиналом «Бесплатно», а для сопровождающих взрослых (минимум 2 человека) — купить билеты по полной стоимости.
Подробно — на странице.
Шапка Мономаха. Согласно лицензии CC BY-SA 4.0, ©
Экспонаты
На протяжении всей истории, музей регулярно пополнялся новыми экспонатами. Один из самых известных – Шапка Мономаха, украшенная соболиным мехом и драгоценными камнями. Именно она являлась символом венчания на царствие русских князей. Большой интерес у гостей музея вызывает двойной трон, выполненный специально для двух братьев Ивана Vи Петра I. Другой экспонат — престол Ивана Грозного поражает своим исполнением. Он изготовлен из пластин слоновой кости с изображением различных фигур.
Экскурсии в Московский Кремль
Есть еще один, пожалуй, самый простой способ попасть в Московский Кремль – предварительно заказать экскурсию. Экскурсии проводит сам музей-заповедник либо для индивидуальных путешественников в составе сборной группы, либо для организованных групп.
На экскурсии в Оружейную палату или Алмазный фонд необходимо входить через отдельные ворота в Боровицкой башне
Подобрать подходящую экскурсию также можно по ссылкам ниже: