Что такое осд в банке

МСФО, Дипифр

МСФО: консолидированные отчеты о финансовом положении и о совокупном доходе

Что такое осд в банке. Смотреть фото Что такое осд в банке. Смотреть картинку Что такое осд в банке. Картинка про Что такое осд в банке. Фото Что такое осд в банкеВ нынешнее стремительно меняющееся время хотелось бы больше писать о финансах. Отрицательные процентные ставки, технология блокчейн, криптовалюты, пузыри на финансовых рынках и ожидание финансового коллапса. Сможет ли нефтеюань заменить нефтедоллар? Какие проблемы есть в китайской экономике? Куда катится современный финансовый мир в конце концов? Прошу прощения у тех, кто ждет статей на тему финансов. Для этого необходимо полное погружение в эти темы, на что пока банально не хватает времени.

Сегодняшняя публикация будет посвящена более приземленной теме. Все знают, что составление консолидированного отчета о финансовом положении или о совокупном доходе является ключом к успешной сдаче экзамена Дипифр. Что нужно знать, чтобы быть готовым к обоим вариантам и не гадать на кофейной гуще что будет?

Очень многие, кто готовится сдавать экзамен Дипифр, хорошо запоминают алгоритм составления консолидированного отчета о финансовом положении, но путаются, когда приходится консолидировать отчеты о совокупном доходе. Возможно, это связано с практикой обучения консолидации на курсах подготовки к экзамену. Всегда (и это правильно) изучение консолидации начинается с ОФП, а консолидированный ОСД изучается во вторую очередь и более бегло. Да, есть учебные центры, где решают задачи по консолидации, в которых нужно составить оба отчета, и взаимосвязь ОФП и ОСД становится более понятной. Но это, скорее, исключение. Обычно времени на тщательную подготовку к консолидации не хватает, и поэтому у многих получается «мешанина» в голове. Как показывает практика, в основном все хотят, чтобы на экзамене попался консолидированный ОФП, а консолидацию ОСД большинство недолюбливает.

Я сделала довольно показательную табличку, в которой консолидация ОФП и ОСД сопоставлена с процентом сдачи экзамена ДипИфр Рус. Данные по % сдачи на сайте АССА начинаются с декабря 2010 года, поэтому более ранние экзамены в таблицу не попали.

ДА — дочерняя + ассоциированная, ДД — две дочерних, ДС — дочерняя и совместная деятельность

ОФПОСД
Декабрь 201038ОФП, ДСИюнь 201135ОСД, ДА, ОИК
Декабрь 201139ОФП, ДАДекабрь 201236ОСД, ДС
Июнь 201235ОФП, ДСИюнь 201432ОСД, ДД
Июнь 201345ОФП, ДАДекабрь 201445ОСД, ДД, ОИК
Декабрь 201337ОФП, ДСИюнь 201636ОСД, ДД, ОИК
Июнь 201540ОФП, ДДИюнь 201740ОСД, ДД, ОИК
Декабрь 201550ОФП, ДД В среднем37,3%
Декабрь 201648ОФП, ДД
В среднем41,5%

Таблица оказалась довольно показательной. Во-первых, статистика по проценту сдачи говорит о том, что консолидацию ОСД действительно знают хуже, чем консолидацию ОФП: средний процент сдачи экзамена равен 37,3% для экзаменов с консолидированным ОСД и 41,5% для экзаменов с консолидированным ОФП. Во-вторых, начиная с декабря 2014 года Пол Робинс, если и предлагает составить консолидированный ОСД, то только вместе с ОИК. В-третьих, процент сдачи немного подрос с 2010 года как для ОФП, так и для ОСД. Заметно выбивающиеся из статистики более низкие проценты сдачи в июне 2012 — 35% (ОФП) и в июне 2014 — 32% (ОСД), скорее всего, связаны со сложностью теоретических вопросов.

На самом деле консолидированный отчет о совокупном доходе составить намного проще, чем консолидированный отчет о финансовом положении. И разница в среднем проценте сдачи между 37,3 и 41,5 объясняется, скорее, меньшим вниманием к консолидации ОСД как на курсах подготовки в учебных центрах, так и при самостоятельной подготовке.

Для понимания вычислений в данной статье желательно предварительно прорешать консолидационный вопрос июньского экзамена 2016 года, а также декабрьского 2013 года.

Схема решения консолидационного вопроса на экзамене Дипифр

Любую задачу по консолидации можно разделить на несколько разделов:

Чтобы быть готовым к любому варианту консолидированного отчета, давайте сравним первые три пункта для ОФП и ОСД. Корректировки отдельной отчетности имеют много вариантов, анализ примечаний к консолидации в данной статье разбирать не будем.

1. Исключение внутригрупповых оборотов

а) нереализованная прибыль в запасах

Расчет нереализованной прибыли это тот пункт консолидационной задачи, который бывает почти всегда (за исключением экзамена в декабре 2016). Разница между ОСД и ОФП, как неудивительно, заключается только в цифрах, которые используются: в ОФП нужно брать конечное сальдо внутригрупповых запасов и умножать на коэффициент (валовая маржа или наценка на себестоимость). А в ОСД нужно брать разницу между конечным и начальным остатком таких запасов (то есть движение по счету запасов), при этом умножать на тот же коэффициент. Ничего сложного: берем «сальдо», если консолидируем баланс, берем «обороты», если консолидируем отчет о прибылях и убытках.

б) внутригрупповые займы

В ОФП элиминируются остатки по счетам баланса: Дт Займ полученный Кт Займ выданный, в ОСД исключаются начисленные проценты — у заемщика в финансовых расходах, у заимодателя в финансовых доходах.

в), г) и д) остальные внутригрупповые корректировки

Остальные усложнения могут встретиться либо только в ОФП (остатки по счетам дебиторской и кредиторской задолженности и деньги в пути), либо только в ОСД (дивиденды дочерних компаний)

ОФПОСД
а) нереализованная прибыль в запасаха) нереализованная прибыль в запасах
б) займы (исключить из конечного сальдо)б) займы (убрать из инв. дохода и фин расх.)
в) дебиторка — кредиторкав) нет
г) нетг) дивиденды (убрать из инвест. дохода)
д) деньги в путид) нет

В целом исключение внутригрупповых оборотов это баллы, которые легко набрать. Я бы советовала после составления проформы консолидационного отчета начинать именно с них.

Что такое осд в банке. Смотреть фото Что такое осд в банке. Смотреть картинку Что такое осд в банке. Картинка про Что такое осд в банке. Фото Что такое осд в банке

2. Собственно консолидация

Это самая объемная часть консолидационного вопроса. Объемная как по количеству времени, которое придется затратить на вычисления, так и по количеству баллов, которые за них полагаются. Если сопоставить алгоритмы «консолидации» ОФП и ОСД, то станет понятно, что они очень похожи:

Табл. 2 Алгоритмы расчета консолидационных корректировок для ОФП и ОСД

ОФПОСД
1) Чистые активы дочерней компании1) Чистые активы дочерней компании
2) Гудвил (стоимость инвестиции)2) Гудвил (стоимость инвестиции)
3) Обесценение гудвила3) Обесценение гудвила
4) Неконтролирующая доля на дату отчета4) Неконтролирующая доля в прибыли за период
5) Нераспределенная прибыль Группы на дату отчетаНет
6) Прочий капитал Группы на дату отчетаНет
Нет5) Показать неконтролирующую и контролирующую доли в отчете

Если для ОФП необходимо сделать 5 или 6 расчетов (шесть расчетов при наличии в условии прочего капитала), то для ОСД всего 4! Вот почему составление консолидированного ОСД, на мой взгляд, несколько проще, чем консолидированного ОФП. Конечно же, если экзаменатор не предложит при этом составить консолидированный отчет о движении капитала. А если в задаче на консолидацию ОСД не будет обесценения гудвила, то и расчет гудвила делать не придется. В этом случае количество расчетов сократится до двух. Правда, такого пока еще не было.

Пятый пункт для ОСД — расчет контролирующей доли для ОСД — не представляет никакой сложности: нужно из величины чистой прибыли вычесть неконтролирующую долю в прибыли, рассчитанную четвертым пунктом.

Чистые активы дочерней компании

Расчет чистых активов дочерней компании аналогичен как для консолидированного ОФП, так и для консолидированного ОСД. Некоторые сомневаются, а нужен ли этот расчет для ОСД? Ведь в официальных ответах к консолидации ОСД экзаменатор такой расчет не делает. Я считаю, напрасно.

Во-первых, да, этот расчет нужен для расчета гудвила и его обесценения:

Во-вторых, в расчете чистых активов хорошо видно, какие корректировки надо будет отнести на себестоимость. Чтобы не ошибиться в расчете корректировок по дополнительному износу и налогам лучше сделать расчет чистых активов дочки.

Для июня 2016 года этот расчет выглядел бы так:

Пример 1.

Расчет чистых активов ГаммыДата приобретенияОтчетная датаИтого
Дата1 октября 201531 марта 20166 месяцев
Капитал (по условию)130,000152,000
Прибыль за 6 месяцев 33,000 х 6/1216,500
Корректировки до справ. стоимости
Недвижимость25,00025,000
износ 15,000/20 лет х 6/120(375)(375)
Машины и оборудование8,0008,000
износ 8,000/4 года х 6/120(1,000)(1,000)
Отложенный налог по корр. СС00
Итого чистые активы Гаммы
179,500183,625

Поскольку в задаче не было условия с обесценением гудвила Гаммы, цифра 183,625 была не нужна для дальнейших расчетов. Корректировок по налогам тоже не требовалось (не было в условии). Кстати, когда в задании есть ОИК, налогов в консолидации не бывает. Цифры корректировок дополнительного износа (1,000) и (375) должны были быть отнесены на себестоимость и показаны в консолидированном ОСД. Конечно, их можно было рассчитать и отдельно, но в расчете ЧА дочерней компании это выглядит нагляднее.

Важное замечание.

Если дочерняя компания была приобретена раньше начала отчетного года и период владения дочерней компанией больше года, то корректировки в столбце «итого» получатся неверными. В этом случае придется делать расчет чистых активов на три даты: дату приобретения (ЧА нужны для гудвила), дату начала отчетного года и на отчетную дату (ЧА нужны для обесценения). Или считать их отдельно.

Корректировки по дополнительному износу будут считаться как разница между цифрой износа на начало года и на отчетную дату. Например, предположим, что в задаче прошел еще один год и отчетная дата теперь 31.03.2017. Цифра капитала равняется *187,000 (выдумана). Тогда расчет чистых активов будет выглядеть следующим образом:

Пример 2.

Расчет чистых активов ГаммыДата приобретенияДата начала года
Отчетная датаИтого
Дата1 октября 20151 апреля 201631 марта 2017*18 месяцев
Капитал (по условию)130,000152,000*187,000
Прибыль за 6 месяцев 33,000 х 6/1216,500
Корректировки до справ. стоимости
Недвижимость25,00025,00025,000
износ (срок 20 лет)0(375)(1,125)(750)
Машины и оборудование8,0008,0008,000
износ (срок 4 года)0(1,000)(3,000)(2,000)
Отложенный налог по корр. СС000
Итого чистые активы Гаммы
179,500183,625215,875

В этом случае на себестоимость надо будет отнести полный износ за 1 год. Для недвижимости корректировка будет равна (1,125) — (375) = (750), а для оборудования: (3,000) — (1,000) = (2,000).

Сложно или нет составить таблицу чистых активов дочки на три даты, каждый должен выбрать самостоятельно. Но она пригодится и для ОИКа.

Гудвил и обесценение гудвила

Эти два расчета делаются одинаково и для ОФП, и для ОСД. При консолидации ОСД расчет гудвила нужен только, если потом надо будет рассчитывать его обесценение. Ведь сам гудвил в ОСД не отражается. Поэтому не надо пытаться рассчитать гудвил в ОСД просто потому, что вы вспомнили этот расчет. Без условия на обесценение гудвила в ОСД расчет собственно гудвила не нужен.

Расчет неконтролирующей доли

Этот расчет необходимо делать как для ОФП, так и для ОСД. Разница в том, что для ОФП этот расчет делается НА ДАТУ отчета, а для ОСД считается неконтролирующая доля в чистой прибыли (и в совокупном доходе) ЗА ПЕРИОД.

Возьмем снова экзамен в июне 2016 года.

Для ОСД вычисляется неконтролирующая доля в приросте чистых активов дочки за отчетный год. Для Гаммы неконтролирующая доля в чистой прибыли будет равна 6,050. Это вычисление 9 из официального ответа к экзамену.

Что такое осд в банке. Смотреть фото Что такое осд в банке. Смотреть картинку Что такое осд в банке. Картинка про Что такое осд в банке. Фото Что такое осд в банке

На некоторых курсах по подготовке к Дипифр учат считать неконтролирующую долю так: разнести корректировки по столбцам дочерних компаний, а потом просуммировать сверху вниз и умножить на долю владения. Я знаю, по крайней мере, двух преподавателей, кто учит делать именно так. Хороший совет — лучше научиться делать отдельный расчет для неконтролирующей доли в ОСД, так как это показано в официальных ответах.

Если бы в этой задаче необходимо было составить ОФП, то расчет сальдо неконтролирующей доли на отчетную дату выглядел бы так:

Расчет сальдо НКД для ОФП по примеру 1

Легко видеть, что прирост НКД за 6 месяцев в расчете для ОФП, равный 6,050, одновременно является неконтролирующей долей участия в прибыли для ОСД. Но эти цифры совпадают только в одном случае: если период владения дочерней компанией меньше или равен одному году.

Если период владения больше года, то для ОФП нужно будет еще добавить прирост НКД с даты приобретения до даты начала года. Впрочем, для ОФП легче сразу рассчитать прирост нераспределенной прибыли с даты приобретения до отчетной даты, что собственно и делается в расчете чистых активов. В нашем гипотетическом примере 2 на основе июньского экзамена 2016 года этот прирост будет равен 36,375 = 215,875 — 179,500 (при условии, что это изменение только нераспределенной прибыли, а прочий капитал не меняется). Если бы мы делали консолидацию ОФП по этому примеру, то 36,375 мы бы умножили на % владения неконтролирующей доли (20%), а получившуюся цифру 7,275 добавили бы к начальному сальдо НКД.

Расчет сальдо НКД для ОФП по примеру 2

3. Ассоциированная компания

В декабре 2013 года Пол Робинс временно перестал тестировать метод долевого участия (для ОСД в декабре 2012 года). Но это не значит, что ассоциированная компания или совместная деятельность не появятся на одном из следующих экзаменов.

В целом этот расчет не представляет особой сложности. Надо только помнить, что для ОФП считается сальдо инвестиции, а для ОСД — оборот за отчетный год (доля в прибыли ассоциированной компании).

В декабрьском экзамене 2013 года (консолидированный ОФП) расчет выглядел так:

Что такое осд в банке. Смотреть фото Что такое осд в банке. Смотреть картинку Что такое осд в банке. Картинка про Что такое осд в банке. Фото Что такое осд в банке

Как и в остальных отчетах к начальному сальдо добавляется оборот за период владения дочерней компанией (доля в прибыли 3,600). Доля в прибыли после приобретения равна разнице между конечным и начальным сальдо нераспределенной прибыли ассоциированной компании Гаммы: 40% х (75,000 — 66,000). Начальное сальдо (на дату приобретения) берется из примечания (в декабре 2013 — 66,000), конечное (на отчетную дату) — из отчета ОФП (в декабре 2013 — 75,000). И еще вычитается корректировка по нереализованной прибыли в запасах: 12,000 х 33,33/133,33 х 40% = 1,200

В данном случае период владения Гаммой равен одному году. Если бы мы составляли еще и консолидированный ОСД для этого экзамена, то в ОСД надо было бы поставить:

В первом случае корректировка по нереализованной прибыли была бы отнесена на себестоимость, но немного в другой сумме: 12,000 х 33,33/133,33 = 3,000 (наценка на себестоимость 33%). Оба варианта учета ассоциированной компании принимаются экзаменатором.

В целом если разобраться внимательно, то алгоритмы консолидации ОФП и ОСД, используемые для решения задачи Дипифр, очень схожи. Не нужно пытаться заучить порядок расчетов и стандартные проформы. Лучше, если вы научитесь понимать смысл каждого вычисления. Тогда, если на экзамене и встретятся неожиданные усложнения, вы сможете с ними справиться.

Источник

Трансформация отчетности по МСФО: какой подход выбрать?

Как проще подготовить отчетность по МСФО, какой подход выбрать: «от оборотки» или «от Баланса»? Рассмотрим плюсы и минусы двух подходов.

Вести нельзя, трансформировать!

При трансформации отчетности по МСФО встает вопрос, как технически грамотно и эффективно организовать работу. Рассмотрим основные подходы к решению этой проблемы.

Отчетность, составленную в соответствии с МСФО можно получить только двумя способами: либо вести параллельный учет по МСФО, либо по итогам периода трансформировать российскую отчетности в отчетность по МСФО. Первый способ достоверней, но намного более затратный. Поэтому почти все российские организации выбирают второй вариант – трансформация.

В чем заключается трансформация? По итогам отчетного периода мы берем данные российского учета и корректируем их, устраняя принципиальные расхождения между российскими правилами учета и требованиями международных стандартов. При этом работу по трансформации можно разделить на две составляющие: «техническую» и «интеллектуальную».

«Техническая» составляющая – это работа, связанная с пересчетом показателей из рублевой оценке в валюту отчетности (как правило, доллары или Евро). Идеальным вариантом был бы пересчет сумм на дату каждой проводки. Но на практике это трудновыполнимо, поэтому МСФО разрешает при пересчете использовать средний курс. То есть, данные об остатках, в частности, в «Отчете о финансовом положении» (аналог российского Баланса), пересчитываются по курсу на конкретную дату, на которую приведены остатки. «Оборотные» показатели, в частности, в «Отчете о совокупных доходах» (аналог российского «Отчета о прибылях и убытках»), пересчитываются по средневзвешенному курсу валюты за определенный период. Средневзвешенный курс, в отличие от среднего, определяется не просто как сумма курсов начало и конец периода, деленная на 2, а с учетом того, сколько дней в периоде действовал каждый курс.

Техническая работа по пересчету в валюту отчетности усложняется возникновением курсовых разницы, связанные с тем, что: а) курс валюты на начало периода не равен курсу на конец периода; б) остатки вычисляются по курсу на дату, а обороты – по средневзвешенному курсу.

К «технической» составляющей можно отнести и подготовку значительного числа показателей в пояснении к основным формам отчетности. Если в российской практике бухгалтер обходится пояснительной запиской на нескольких листах, то МСФО предписывают в пояснении к отчетности раскрыть большое число показателей. Это и движение активов по группам (основных средств, нематериальных активов и др.), состав обязательств в разных аспектах (по видам, срокам погашения), детализация расходов по видам и прочая информация. Здесь неоценимую помощь бухгалтеру окажет аккуратный и продуманный подход к организации в российском учете аналитики по счетам.

«Интеллектуальная» составляющая трансформации – это непосредственно выявление и корректировка отклонений между РСБУ и МСФО. Эта часть индивидуальная для каждого предприятия, у одного может быть несколько корректировок, у другого – несколько сотен. Здесь рецептом успеха является: а) знание российских ПБУ и МСФО; б) продуманный подход к составлению российской учетной политики, минимизирующей отличия российского учета от МСФО. Последнее, к сожалению, возможно только стараниями бухгалтера организации; аудитору, нанятому для трансформации отчетности, приходится довольствоваться фактическими результатами российского учета организации.

Трансформация от «оборотки» или от Баланса – как лучше?

Возможны два подхода к составлению отчетности по МСФО посредством трансформации:

1. «От оборотки». Данные из оборотно-сальдовой ведомости (ОСВ) российского учета переносятся в ОСВ по счетам МСФО. Далее в ОСВ по МСФО вносятся корректировочные проводки, и на основе полученной ОСВ составляют отчетность.

Плюсы такого подхода:

2. «От Баланса». За основу берутся формы российской бухгалтерской отчетности. Данные из них переносятся в соответствующие формы отчетности по МСФО. И далее корректировки вносятся непосредственно на уровне строк отчетности по МСФО.

Например, в российском балансе числятся запасы в сумме 100 руб., которые по МСФО являются расходами текущего периода. Делается корректировка прямо на уровне строк «Отчета о финансовом положении» (ОФП, аналог российского Баланса) и «Отчета о совокупных доходах» (ОСД, аналог нашего «Отчета о прибылях и убытках»):

+100 руб. по строке «Себестоимость продаж»

В результате себестоимость в ОСД увеличивается на 100 руб., а в ОФП на 100 руб. уменьшаются запасы и уменьшается нераспределенная прибыль. Таким образом сохраняется и баланс, и связь ОФП и ОСД через показатель итоговой прибыли.

Однако данную дополнительную корректировку можно лишь условно назвать недостатком – при подходе «от ОСВ» делается тоже самое, но не корректировочными проводками, а в процессе переноса данных из российской ОСВ на счета учета по МСФО.

Какой из двух подходов выбрать? Все зависит от конкретных обстоятельств. Например, если трансформация отчетности в МСФО становится на предприятии частью учетной системы, имеет смысл идти «от оборотки»: разработать План счетов учета по МСФО, прописать регламенты переноса данных из ОСВ по РСБ в ОСВ по МСФО, настроить соответствующим образом бухгалтерскую программу.

Если трансформируются относительно небольшие предприятия, а сами трансформация носит «разовый» характер, т.е. выполняется бухгалтером в конце периода по принципу «сделал и забыл», или услуги по трансформации оказывает приглашенным специалист, аудиторская фирма, имеет смысл идти «от Баланса».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *