Что такое ошибка в тестировании
Тестирование — это не поиск ошибок!
Многие считают, что тестирование ПО — это поиск ошибок. Иногда я говорю тестировщикам: «не старайся найти как можно больше ошибок, старайся пропустить как можно меньше!», и меня не понимают: а в чём разница?
А разница огромная! В этой статье я хочу рассказать, в чём она заключается, и какие инструменты необходимо использовать для настоящего полезного тестирования.
Что такое поиск ошибок?
Я тестирую продукт. Моя задача — завести как можно больше багов. Оно и логично! Заводить баги тестировщику всегда приятно, это видимый измеримый результат работы, И чем их больше, тем больше меня ценят как тестировщика.
Какие области я буду тестировать в таком случае? В первую очередь, самые нестабильные. Зачастую они нестабильны потому, что менее приоритетны, но это неважно, значительно важнее количество багов.
Что будет, если я столкнусь со сложновоспроизводимым багом? ROI на его исследование считается в голове очень быстро. Зачем мне с ним возиться, если я за это же время смогу завести 3 менее критичных, зато простых в заведении?
Скажу по секрету — иногда на собеседованиях тестировщики в ответ на просьбу «протеструйте калькулятор» перечисляют интересные и дельные тесты, но в числе первых тридцати нет теста «проверить сложение» и другие базовые операции.
Именно так выглядит поиск ошибок — не имеющий ничего общего с тестированием.
Что такое тестирование?
Я тестирую продукт. Моя задача — пропустить как можно меньше приоритетных для пользователя багов. Чем меньше багов пропущено, чем меньше недовольства клиентом выражено — тем выше я оцениваю эффективность своей работы.
Какие области я буду тестировать в этом случае? Естественно, я начну с самых приоритетных для пользователя. Даже если они стабильно и успешно работают, я всё равно буду проверять основные пользовательские сценарии, чтобы ни в коем случае не пропустить серьёзных проблем.
Что будет, если я столкнусь с трудностями? К примеру, со сложновоспроизводимым дефектом, или непониманием бизнес-процесса пользователя, или нехваткой требований? Если это важный функционал, то я буду выяснять «что не так», «как правильно». На заведение дефекта в итоге может уйти немало времени, и с точки зрения баг/время результат эффективности тестирования будет не очень высок, зато у меня появятся более глубокие знания о продукте, архитектуре, пользователях.
Какие тесты я буду проводить в первую очередь? Конечно, самые-самые стандартные. Выполнение самого основного сценария в самых основных условиях, чтобы убедиться, что самый важный функционал работает. И только после этого я перейду к менее стандартным сценариям.
Результаты тестирования и поиска ошибок
В случае с поиском ошибок, в краткосрочной перспективе результаты выше: багов заводится больше и сразу.
Как перейти от поиска ошибок к тестированию?
Чтобы тестирование было эффективным и полезным в долгосрочной перспективе, необходимо следовать простым правилам и использовать ключевые инструменты тестирования:
1. Анализ продукта и документирование тестов
Кликая на кнопки, можно завести много багов — но нельзя сказать, что было проверено. Единственное решение — документирование тестов. Подробные тест-кейсы, удручающие тестировщиков и отнимающие уйму времени, бывают нужны очень редко. А вот чек-листы с перечнем «что нужно проверить» — необходимы.
Залог успеха в ведении тестов — создание карты, по которой вы будете идти. Цель — покрыть весь продукт. Только пожалуйста, не надо отмазок об ужасной ресурсоёмкости — я покрывала проекты с миллионами строк кода меньше чем за месяц-полтора. И в процессе написания таких тестов поднимались неожиданные вопросы и всплывали критичные ошибки, которые несмотря на наличие горе-тестеров болтались в продукте годами.
2. Оценка тестирования
Чтобы не быть слепыми котятами, необходимо оценивать эффективность тестирования. Анализировать пропущенные ошибки и причины их пропуска. Покрытие функционала и кода тестами. Уровень удовлетворения пользователей, через анкеты и сбор обратной связи. Качество заведения ошибок, опрашивая разработчиков.
ВСЕГДА есть что улучшать, и отсутствие непрерывного процесса совершенствования — неизбежное болото.
3. Обсуждение целей тестирования с командой
Многие считают, что у тестирования есть какие-то мифические цели. И что они всегда одинаковы.
В каждом проекте, компании, команде цели свои собственные. Все ли их понимают одинаково? Проговаривали ли вы их вслух?
Чтобы приносить максимум пользы, надо хорошо понимать, в чём эта самая польза заключается. И не удивляйтесь, если мнение РМов и разработчиков не будет соответствовать вашему. Надо не переубеждать их, а подстраиваться под текущие проектные цели!
4. Понимание пользователей и их бизнес-процессов
5. Техническая квалификация и понимание архитектуры
Для иллюстрации приведу баг, который на меня недавно завели в баг-трекере:
Зайти на сайт тестируемого продукта http://****.ru в браузере Firefox
Ввести логин и пароль
Зайти с того же компьютера в браузере Opera
Просит повторно ввести логин и пароль, автоматически не логинится.
Такие баги не просто бесполезны, они позорят тестировщиков и дискредетируют отрасль в целом! Чтобы заводить дефекты правильно, необходимо понимать платформу, на которой написан тестируемый продукт. Если мы говорим про веб-тестирование, то можно хотя бы указать в баг-репорте возвращаемый сервером код ошибки, посмотреть подробности файрбагом, предоставить подробную информацию и сэкономить разработке массу времени!
Выводы
Очень многие разработчики не любят тестировщиков. И правильно делают!
Зато хороших тестировщиков любят и ценят все. Но тестировщиков, а не кликеров и багозаводильцев!
Учитесь узнавать, что не так, что не нравится другим участникам команды разработки. Обязательно исследуйте пропущенные ошибки и делайте всё для того, чтобы больше их не пропускать. Не гонитесь за заведением багов — вашей мантрой должны быть «счастье пользователя», «качественный продукт» и «успешный проект», а не «завести как можно больше багов» — ОЧЕНЬ часто эти 2 цели оказываются слишком далеки друг от друга.
говориМ о тестировании
простым языком
Основы тестирования. Жизненный цикл бага
Какой же путь проходит баг и какую роль в его жизненном цикле играет тестировщик? Давайте разбираться.
Ошибка, дефект, но чаще всего баг. Именно так называется то, что находят тестировщики в процессе работы.
Определение бага
Bug в переводе означает “жук, насекомое”. Первая ошибка, которая была задокументирована, возникла как раз из-за жука. В середине 40-х годов 20 века ученых Гарвардского университета вызвали для того, чтобы определить причину сбоя в работе вычислительной машины Mark II. Покопавшись в этой громадной куче приборов, соединенных проводами, они обнаружили бабочку, застрявшую между контактами электромеханического реле. Стало ясно, что именно она и явилась причиной сбоя. Одна из сотрудниц университета, Грейс Хоппер, так и сформулировала результат исследований: «неполадку вызвал баг». Извлеченное насекомое было вклеено скотчем в технический дневник, с соответствующей сопроводительной надписью. Ее, как говорят, до сих пор можно увидеть в этом журнале, хранящемся в университетском научном музее.
В наше время большинство багов вызвано не насекомыми, как раньше, а преимущественно людьми.
Если обратиться к терминологии, то получается, что баг — это расхождение ожидаемого результата с фактическим. В нашем случае, ожидаемый результат — это поведение программы или системы, описанное в требованиях, а фактический результат — это поведение системы, наблюдаемое в процессе тестирования.
Баг в программе не появляется просто так, у него всегда есть источник. Например, ошибка программиста при написании кода. Дефекты встречаются, потому что люди склонны ошибаться, существует нехватка времени, сложность кода, сложность инфраструктуры, изменения технологий и/или много системных взаимодействий.
Что еще интересно, что программ, не содержащих ошибок, не бывает. По статистике на каждую тысячу строк программного кода, который пишут программисты, приходится несколько ошибок, а количество строк в сложном программном обеспечении достигает нескольких миллионов. Поэтому поиск и исправление этих ошибок – очень трудоемкое дело, составляющее до 45% всех затрат на разработку программного обеспечения.
Жизненный цикл бага
Давайте вкратце разберем каждый этап жизненного цикла
Данную схему можно изобразить в текстовом виде. Вот несколько вариантов прохождения багов (можно просто нарисовать на листочке на собеседовании):
1. Новый (new) —> Отклонен (rejected) —> Закрыт (closed)
2. Новый (new) —> Назначен (аssigned) —> Решен (fixed) —> Закрыт (closed)
3. Новый (new) —> Назначен (аssigned) —> Решен (fixed) —> Закрыт (closed) —> Переоткрыт (re-opend)
Жизненный цикл бага с точки зрения команды
Давайте для большей наглядности рассмотрим жизненный цикл бага с точки зрения участников команды и их функций.
Сначала тестировщик находит баг. Далее заносит его в систему учета ошибок. После этого программист начинает изучать отчет о дефекте. Именно на этом этапе он решает баг это или нет.
Давайте посмотрим сначала сценарий, в котором разработчик принял баг. Перед ним сразу встает задача пофиксить его, то есть исправить и залить (отдать заново на проверку). Как только разработчик все сделал, баг снова отправляется к тестировщику, который производит тестирование исправлений, а также проверяет смежные участки (регрессионное тестирование).
Если баг больше не воспроизводится, то тестировщик закрывает баг.
Если баг снова воспроизводится, то мы возвращаем его программисту. И снова проходим все шаги, начиная с 3-го шага (рассмотрения проблемы программистом).
Теперь другой сценарий — разработчик не принял баг. Если баг не принят, то разработчик возвращает его нам. Наша задача — рассмотреть проблему. Если баг вернули из-за некорректного описания, то значит переписываем его. Если невозможно воспроизвести дефект, то заново проверяем все шаги, может мы что то упустили при описании. Если разработчик прав и бага нет, то мы закрываем баг. А если баг все же есть, то вносим необходимые коррективы и опять возвращаемся на шаг 3.
Именно так выглядят основные этапы жизненного цикла бага. Иногда могут добавляться дополнительные этапы, это вызвано особенностями процессов тестирования внутри фирмы. Неизменным всегда останется то, что баг создается и закрывается (прекращает существование) по различным причинам.
пятница, 29 мая 2015 г.
Ошибка, дефект и сбой — чем отличаются
Сможете ли вы без подглядки в гугл ответить на вопрос — чем отличаются:
— Ошибка.
— Дефект.
— Сбой.
Три года назад (кошмар, сколько времени прошло!) я была в летней школе тестировщиков. Алексей Баранцев вел тренинг для продвинутых, как искать баги и исследовать приложение. Он задал простой вопрос → «Чем отличаются ошибка, дефект и сбой?». Предположения были самыми разнообразными, но уловить тонкую грань отличий никто не смог.
Алексей мог зачитать умные слова из справочника ISTQB, но предпочел рассказать историю. Три года прошло! Я помню историю до сих пор и могу назвать отличия без подглядывания в гугл 🙂
Вступление от Алексея — придумал историю не сам. На одном из тренингов я задал этот вопрос. Девочки посовещались между собой и сказали: «Мы не можем объяснить это с точки зрения ПО, но можем на примере шитья». Я удивился и сказал: «Давайте!».
Жил-был мастер. Он шил платья на заказ. Однажды он допустил ошибку — забыл прошить нижний край у кармана платья.
Результатом ошибки стал дефект. Платье висело на вешалке и выглядело абсолютно нормально, но оно было с дефектом.
Маленькая девочка увидела платье и сразу влюбилась. Она купила платье и носила его повсюду. И все было хорошо, платье сидело замечательно, дефект никак не проявлялся. Пока новая хозяйка не решила положить в карман ключ.
Девочка опустила руку в карман, отпустила ключ. У-у-у-упс, ключ выпал на пол! Произошел сбой в системе — проявился ранее скрытый дефект.
Точно также бывает и в ПО → разработчики допускают ошибки при написании кода и в программе затаивается дефект. И даже если дефект не нашли и о нем никто не знает, он все равно есть! Сидит и ждет своего часа. И когда пользователь натыкается на ошибочный код, происходит сбой.
A human being can make an error (mistake), which produces a defect (fault, bug) in the code, in software or a system, or in a document. If a defect in code is executed, the system will fail to do what it should do (or do something it souldn’t), causing a failure. Defects in software, systems or documents may result in failures, but not all defects do so.
Человек может допустить ошибку, которая приводит к дефекту (к неисправности, багу) в коде, в софте или системе, или документе. Если дефект в коде исполняется, система не сможет сделать то, что должна (или то, что не должна), что вызовет сбой. Дефекты в программном обеспечении, системах или документах, могут вызвать неисправности, но не все дефекты вызывают их.
Теория тестирования ПО просто и понятно
Привет, Хабр! Да-да, про тестирование ПО тут уже куча статей. Здесь я просто буду стараться структурировать как можно более полный охват данных из разных источников (чтобы по теории все основное было сразу в одном месте, и новичкам, например, было легче ориентироваться). При этом, чтобы статья не казалась слишком громоздкой, информация будет представлена без излишней детализации, как необходимая и достаточная для прохождения собеседования (согласно моему опыту), рассчитанное на стажеров/джунов (как вариант, эта информация может быть для общего понимания полезна ИТ-рекрутерам, которые проводят первичное собеседование и попутно задают некоторые около-технические вопросы).
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Тестирование ПО (Software Testing) — проверка соответствия между реальным и ожидаемым поведением программы, проводится на наборе тестов, который выбирается некоторым образом. Чем занимаются в тестировании:
планированием работ (Test Management)
проектированием тестов (Test Design) — этап, на котором создаются тестовые сценарии (тест кейсы), в соответствии с определёнными ранее критериями. Т.е., определяется, КАК будет тестироваться продукт.
анализом результатов (Test Analysis)
Основные цели тестирования
техническая: предоставление актуальной информации о состоянии продукта на данный момент.
коммерческая: повышение лояльности к компании и продукту, т.к. любой обнаруженный дефект негативно влияет на доверие пользователей.
Верификация (verification)
Валидация (validation)
Соответствие продукта требованиям (спецификации)
Соответствие продукта потребностям пользователей
Дефект (баг) — это несоответствие фактического результата выполнения программы ожидаемому результату.
Следует уметь различать, что:
Error — это ошибка пользователя, то есть он пытается использовать программу иным способом (например, вводит буквы в поля, где требуется вводить цифры). В качественной программе предусмотрены такие ситуации и выдаются сообщение об ошибке (error message).
Bug (defect) — это ошибка программиста (или дизайнера или ещё кого, кто принимает участие в разработке), то есть когда в программе, что-то идёт не так, как планировалось. Например, внутри программа построена так, что изначально не соответствует тому, что от неё ожидается.
Failure — это сбой в работе компонента, всей программы или системы (может быть как аппаратным, так и вызванным дефектом).
Жизненный цикл бага
Серьезность (Severity) — характеризует влияние дефекта на работоспособность приложения. Выставляется тестировщиком.
Градация Серьезности дефекта
Приоритет (Priority) — указывает на очередность выполнения задачи или устранения дефекта. Чем выше приоритет, тем быстрее нужно исправлять дефект. Выставляется менеджером, тимлидом или заказчиком.
НЕКОТОРЫЕ ТЕХНИКИ ТЕСТ-ДИЗАЙНА
Эквивалентное Разделение (Equivalence Partitioning) — это техника, при которой функционал (часто диапазон возможных вводимых значений) разделяется на группы эквивалентных по своему влиянию на систему значений. ПРИМЕР: есть диапазон допустимых значений от 1 до 10, выбирается одно верное значение внутри интервала (например, 5) и одно неверное значение вне интервала — 0.
Анализ Граничных Значений (Boundary Value Analysis) — это техника проверки поведения продукта на крайних (граничных) значениях входных данных. Если брать выше ПРИМЕР: в качестве значений для позитивного тестирования берется минимальная и максимальная границы (1 и 10), и значения больше и меньше границ (0 и 11). BVA может применяться к полям, записям, файлам, или к любого рода сущностям имеющим ограничения.
Доменный анализ (Domain Analysis Testing) — это техника основана на разбиении диапазона возможных значений переменной на поддиапазоны, с последующим выбором одного или нескольких значений из каждого домена для тестирования.
Предугадывание ошибки (Error Guessing — EG). Это когда тестировщик использует свои знания системы и способность к интерпретации спецификации на предмет того, чтобы «предугадать» при каких входных условиях система может выдать ошибку.
Причина / Следствие (Cause/Effect — CE). Подразумевается ввод условий, для получения ответа от системы (следствие).
Сценарий использования (Use Case Testing) — Use Case описывает сценарий взаимодействия двух и более участников (как правило — пользователя и системы).
Исчерпывающее тестирование (Exhaustive Testing — ET) — подразумевается проверка всех возможные комбинации входных значений. На практике не используется.
Попарное тестирование (Pairwise Testing) — это техника формирования наборов тестовых данных из полного набора входных данных в системе, которая позволяет существенно сократить общее количество тест-кейсов. Используется для тестирования, например, фильтров, сортировок. Этот интересный метод заслуживает отдельного внимания и более подробно рассматривается в статье по ссылке (в конце которой упоминаются инструменты для автоматизации применения PT ).
Тестирование на основе состояний и переходов (State-Transition Testing) — применяется для фиксирования требований и описания дизайна приложения.
Таблица принятия решений (decision table) — инструмент для упорядочения бизнес-требований, которые должны быть реализованы в продукте. Применяется для систем со сложной логикой. В таблицах решений представлен набор условий, одновременное выполнение которых приводит к определенному действию.
Пример таблицы принятия решений
ВИДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Классификация по целям
Функциональное тестирование (functional testing) рассматривает заранее указанное поведение и основывается на анализе спецификации компонента или системы в целом, т.е. проверяется корректность работы функциональности приложения.
Нефункциональное тестирование (non-functional testing) — тестирование атрибутов компонента или системы, не относящихся к функциональности.
Тестирование пользовательского интерфейса (GUI Testing) — проверка интерфейса на соответствие требованиям (размер, шрифт, цвет, consistent behavior).
Тестирование удобства использования (Usability Testing) — это метод тестирования, направленный на установление степени удобства использования, обучаемости, понятности и привлекательности для пользователей разрабатываемого продукта в контексте заданных условий. Состоит из: UX — что испытывает пользователь во время использования цифрового продукта, и UI — инструмент, позволяющий осуществлять интеракцию «пользователь — веб-ресурс».
Тестирование безопасности (security testing) — это стратегия тестирования, используемая для проверки безопасности системы, а также для анализа рисков, связанных с обеспечением целостного подхода к защите приложения, атак хакеров, вирусов, несанкционированного доступа к конфиденциальным данным.
Инсталляционное тестирование (installation testing) направленно на проверку успешной установки и настройки, а также обновления или удаления приложения.
Конфигурационное тестирование (Configuration Testing) — специальный вид тестирования, направленный на проверку работы программного обеспечения при различных конфигурациях системы (заявленных платформах, поддерживаемых драйверах, при различных конфигурациях компьютеров и т.д.)
Тестирование на отказ и восстановление (Failover and Recovery Testing) проверяет тестируемый продукт с точки зрения способности противостоять и успешно восстанавливаться, т.е. обеспечивать сохранность и целостность данных, после возможных сбоев, возникших в связи с ошибками программного обеспечения, отказами оборудования или проблемами связи (например, отказ сети).
Тестирование локализации (localization testing) — проверка адаптации программного обеспечения для определенной аудитории в соответствии с ее культурными особенностями.
Тестирование производительности (performance testing) — определение стабильности и потребления ресурсов в условиях различных сценариев использования и нагрузок.
Нагрузочное тестирование (load testing) — определение или сбор показателей производительности и времени отклика программно-технической системы или устройства в ответ на внешний запрос с целью установления соответствия требованиям, предъявляемым к данной системе (устройству).
Тестирование стабильности или надежности (Stability / Reliability Testing) — это проверка работоспособности приложения при длительном (многочасовом) тестировании со средним уровнем нагрузки.
Стрессовое тестирование (Stress Testing) позволяет проверить насколько приложение и система в целом работоспособны в условиях стресса (например, повышение интенсивности выполнения операций до очень высоких значений или аварийное изменение конфигурации сервера) и также оценить способность системы к регенерации, т.е. к возвращению к нормальному состоянию после прекращения воздействия стресса.
Объемное тестирование (Volume Testing) — тестирование, которое проводится для получения оценки производительности при увеличении объемов данных в базе данных приложения.
Тестирование масштабируемости (scalability testing) — тестирование, которое измеряет производительность сети или системы, когда количество пользовательских запросов увеличивается или уменьшается.
Классификация по позитивности сценария
Позитивное — тест кейс использует только корректные данные и проверяет, что приложение правильно выполнило вызываемую функцию.
Негативное — тест кейс оперирует как корректными так и некорректными данными (минимум 1 некорректный параметр) и ставит целью проверку исключительных ситуаций; при таком тестировании часто выполняются некорректные операции.
Классификация по знанию системы
Тестирование белого ящика (White Box) — метод тестирования ПО, который предполагает полный доступ к коду проекта, т.е. внутренняя структура/устройство/реализация системы известны тестировщику.
Тестирование серого ящика — метод тестирования ПО, который предполагает частичный доступ к коду проекта (комбинация White Box и Black Box методов).
Тестирование чёрного ящика (Black Box) — метод тестирования ПО, также известный как тестирование, основанное на спецификации или тестирование поведения — техника тестирования, которая не предполагает доступа (полного или частичного) к системе, т.е. основывается на работе исключительно с внешним интерфейсом тестируемой системы.
Классификация по исполнителям тестирования
Альфа-тестирование — является ранней версией программного продукта, тестирование которой проводится внутри организации-разработчика; может быть вероятно частичное привлечение конечных пользователей.
Бета-тестирование — практически готовое ПО, выпускаемое для ограниченного количества пользователей, разрабатывается в первую очередь для тестирования конечными пользователями и получения отзывов клиентов о продукте для внесения соответствующих изменений.
Классификация по уровню тестирования
Модульное (компонентное) тестирование (Unit Testing) проводится самими разработчиками, т.к. предполагает полный доступ к коду, для тестирования какого-либо одного логически выделенного и изолированного элемента (модуля) системы в коде, проверяет функциональность и ищет дефекты в частях приложения, которые доступны и могут быть протестированы по-отдельности (модули программ, объекты, классы, функции и т.д.).
Интеграционное тестирование (Integration Testing) направлено на проверку корректности взаимодействия нескольких модулей, объединенных в единое целое, т.е. проверяется взаимодействие между компонентами системы после проведения компонентного тестирования.
Подходы к интеграционному тестированию
Снизу вверх (Bottom Up Integration) Все низкоуровневые модули, процедуры или функции собираются воедино и затем тестируются. После чего собирается следующий уровень модулей для проведения интеграционного тестирования. Данный подход считается полезным, если все или практически все модули, разрабатываемого уровня, готовы. Также данный подход помогает определить по результатам тестирования уровень готовности приложения.
Сверху вниз (Top Down Integration) Вначале тестируются все высокоуровневые модули, и постепенно один за другим добавляются низкоуровневые. Все модули более низкого уровня симулируются заглушками с аналогичной функциональностью, затем по мере готовности они заменяются реальными активными компонентами.
Большой взрыв («Big Bang» Integration) Все или практически все разработанные модули собираются вместе в виде законченной системы или ее основной части, и затем проводится интеграционное тестирование. Такой подход очень хорош для сохранения времени. Однако если тест кейсы и их результаты записаны не верно, то сам процесс интеграции сильно осложнится, что станет преградой для команды тестирования при достижении основной цели интеграционного тестирования.
Системное тестирование (System Testing) — это проверка как функциональных, так и не функциональных требований в системе в целом. При этом выявляются дефекты, такие как неверное использование ресурсов системы, непредусмотренные комбинации данных пользовательского уровня, несовместимость с окружением, непредусмотренные сценарии использования и т.д., и оцениваются характеристики качества системы — ее устойчивость, надежность, безопасность и производительность.
Операционное тестирование (Release Testing). Даже если система удовлетворяет всем требованиям, важно убедиться в том, что она удовлетворяет нуждам пользователя и выполняет свою роль в среде своей эксплуатации. Поэтому так важно провести операционное тестирование как финальный шаг валидации. Кроме этого, тестирование в среде эксплуатации позволяет выявить и нефункциональные проблемы, такие как: конфликт с другими системами, смежными в области бизнеса или в программных и электронных окружениях и др. Очевидно, что нахождение подобных вещей на стадии внедрения — критичная и дорогостоящая проблема.
Классификация по исполнению кода
Статическое тестирование — процесс тестирования, который проводится для верификации практически любого артефакта разработки. Например, путем анализа кода (code review). Анализ может производиться как вручную, так и с помощью специальных инструментальных средств. Целью анализа является раннее выявление ошибок и потенциальных проблем в продукте. Также к этому виду относится тестирование требований, спецификаций и прочей документации.
Динамическое тестирование проводится на работающей системе, т.е. с осуществлением запуска программного кода приложения.
Классификация по хронологии выполнения
Повторное/подтверждающее тестирование (re-testing/confirmation testing) — тестирование, во время которого исполняются тестовые сценарии, выявившие ошибки во время последнего запуска, для подтверждения успешности исправления этих ошибок, т.е. проверяется исправление багов.
Регрессионное тестирование (regression testing) — это тестирование после внесения изменений в код приложения (починка дефекта, слияние кода, миграция на другую операционную систему, базу данных, веб сервер или сервер приложения), для подтверждения того факта, что эти изменения не внесли ошибки в областях, которые не подверглись изменениям, т.е. проверяется то, что исправление багов, а также любые изменения в коде приложения, не повлияли на другие модули ПО и не вызвали новых багов.
Приёмочное тестирование проверяет соответствие системы потребностям, требованиям и бизнес-процессам пользователя.
ДОКУМЕНТАЦИЯ
Требования — это спецификация (описание) того, что должно быть реализовано. Требования описывают то, что необходимо реализовать, без детализации технической стороны решения.
Основные атрибуты требований:
Полнота — в требовании должна содержаться вся необходимая для реализации функциональности информация.
Непротиворечивость — требование не должно содержать внутренних противоречий и противоречий другим требованиям и документам.
Недвусмысленность — требование должно содержать однозначные формулировки.
Проверяемость (тестопригодность) — формулировка требований таким образом, чтобы можно было выставить однозначный вердикт, выполнено все в соответствии с требованиями или нет.
Приоритетность — у каждого требования должен быть приоритет (количественная оценка степени значимости требования).
Тест план (Test Plan) — документ, описывающий весь объем работ по тестированию:
Что нужно тестировать?
Как будет проводиться тестирование?
Когда будет проводиться тестирование?
Критерии начала тестирования.
Критерии окончания тестирования.
Основные пункты из которых может состоять тест-план перечислены в стандарте IEEE 829.
Неотъемлемой частью тест-плана является Traceability matrix — Матрица соответствия требований (МСТ) — это таблица, содержащая соответствие функциональных требований (functional requirements) продукта и подготовленных тестовых сценариев (test cases). В заголовках колонок таблицы расположены требования, а в заголовках строк — тестовые сценарии. На пересечении — отметка, означающая, что требование текущей колонки покрыто тестовым сценарием текущей строки. МСТ используется для покрытия продукта тестами.