Что такое осмос на катере
ОСМОС – чудовище из пучин, пожирающее бассейны и корабли…
Любая яхта, или катер, или бассейн (давайте для удобства в дальнейшем именовать их корпусами) из полиэфирной смолы, находящийся в эксплуатации 10 – 15 лет, в той или иной мере подвержен разрушению осмосом. А когда Вы видите вздувшийся гелькоут на корпусе ниже ватерлинии, это не значит, что процесс начался, ― это значит, что он уже вовсю идет!
Однако осмос не ограничивается лишь механическим разрушением, это в первую очередь химический процесс. На самом деле осмос – это следствие процесса гидролиза стеклопластика. Если объяснять в двух словах, то происходит следующее. Вода проникает сквозь гелькоут как в виде паров, так и в виде жидкости. Это у нее получается хорошо, вследствие не столько малого размера молекулы Н2О, сколько свойств воды как универсального растворителя. Гелькоут и ламинат, из которых изготовлен корпус, имеют свойство естественной фильтрации воды в толщу пластика. Конечно, этот процент очень невелик, и такое явление свойственно и деревянным и армобетонным корпусам. Однако для начала процесса этого оказывается достаточно. И тут скорость образования повреждений зависит, прежде всего, от качества ламината и гелькоута и соблюдения технологических требований при постройке корпуса. Для примера скажу, что корпус из рубленого стекловолокна «заболеет» в два раза быстрее, чем корпус, изготовленный из листовых стекломатериалов. Механическому распространению воды в толще пластика помогают и повреждения гелькоута (сколы, царапины), которые всегда присутствуют на эксплуатируемых корпусах. Волокна стекломатериалов также помогают проникновению воды, служа капиллярами и транспортируя воду вглубь пластика.
А вот теперь-то уже начинается агрессивная химия. Находясь в близком контакте со смолой, вода образует раствор с ее гидрофильными составляющими. Это фталевые кислоты, гликоли, соединения кобальта, стирол. Они всегда присутствуют в любой отвержденной полиэфирной смоле. Приемлемое содержание их – 5%. Однако из-за некачественных материалов, или нарушения технологии (неправильная дозировка отвердителя, неуместный температурный режим при формовании, и др.) их количество может намного превышать норму. Все эти вещества сильно притягивают молекулы Н2О (они гигроскопичны) и немедленно реагируют с водой, фильтруемой гелькоутом, образуя кислотный раствор. Этот едкий раствор, являющийся продуктом гидролиза, начинает медленную атаку на «здоровый» пластик. Пластик разрушается, образуя новые гликоли и кислоты, питающие процесс, который продолжается до тех пор, пока есть приток воды. Со временем процесс все глубже проникает в толщу стеклопластика. Упрощенная суть его в том, что из ламината вымывается смола.
Признаки осмоса – следы истечения гидролизной жидкости из корпуса, повышенное содержание влаги во внешних слоях ламината, снижение прозрачности смолы и стекловолокна, снижение твердости смолы и, наконец, пресловутые пузыри. Далеко не всякий корпус, пораженный гидролизом имеет пузыри, но всякий пузырящийся корпус – поражен гидролизом.
Вас интересует, откуда эти пузыри? Они образуются, когда приток воды внутрь ламината начинает превышать отток гидролизной жидкости. Дело в том, что кислотный раствор собирается в теле корпуса судна во всевозможных раковинках и каналах, образованных при формовании, и в результате самого гидролиза. Этот раствор не может получить отток назад через гелькоут в той же степени, в которой вода поступает внутрь из-за более крупного размера его молекул и большей осмотической плотности. Если гелькоут достаточно плотный, темпы формирования полостей с жидкостью становятся еще выше. По причине гигроскопичности продуктов распада полиэфирных смол, имеет место энергия молекуляроного притяжения, которая называется осмос. Она втягивает все больше и больше воды в полость ограниченного объема. Таким образом, растут размеры и количество пузырей. Когда эти пузыри лопаются, образуются трещины достаточные для прохода свежих порций воды вглубь стеклопластика, и процесс принимается за более глубокие слои ламината.
Напротив, если гелькоут достаточно пористый, то пузырения может вообще не наблюдаться, хотя процесс размягчения и разрушения корпуса происходит в не меньших масштабах. Часто на таких корпусах можно видеть крохотные точечные отложения, которые представляют собой кристаллизовавшиеся остатки полиэфирной смолы и свидетельствуют о гидролизном разрушении ламината.
Хозяев часто интересует, весь ли корпус пострадал, или же проблема носит местный характер. Дорогие, не обольщайтесь! Наблюдения специалистов показали, что, несмотря на то, что пузыри могут концентрироваться в локальных областях, процесс гидролиза носит достаточно однородный характер. Иными словами, е6сли Вы хотите просто расколупать пузыри и замазать их чем-нибудь, или, даже расчистить метр – другой днища, то это не спасет судно от распада. Только, может быть, успокоит Вас до следующего раза, когда Вы достанете судно и увидите, что Ваш ремонт помог ему как мертвому припарка.
Но вернемся к вопросу размывания смолы. Это явление является даже более опасным, чем расслоение и пузырение ламината, хотя оно и не так очевидно. Большинство корпусов имеют запас прочности от двух ― четырех- кратного до единицы. Гоночные суда стремятся к снижению запаса прочности для облегчения веса судна. Размытие смолы вызывает серьезное снижение прочности корпуса на изгиб. Так в одной из исследуемых лодок гидролиз привел к 50% потере жесткости корпуса, он прогибался от простого давления воды. В этих условиях резко возрастают усталостные деформации корпуса в районе переборок (перегородок отсеков судна) и других элементов жесткости судна.
И вот теперь самое главное: цельнопластиковым судам мы можем помочь, сэндвичевым – невозможно. Они через 10 – 15 лет эксплуатации, обычно, представляют собой равномерно разрушенную посудину, не подлежащую ремонту. Во всяком случае – за разумную цену. К этому времени бальза, а тем более пенистый наполнитель уже полностью разрушены в палубе, рубке и корпусе выше ватерлинии, а ниже ватерлинии судно доедает осмос. Прекрасный повод выбросить отслуживший корпус и купить более современный. Что, Вам жалко выкидывать почти еще целый корпус? Успокойтесь, это всего лишь скорлупа протухшего яйца, ― дань одноразовой цивилизации. Не хотите, чтобы так было со следующим кораблем – возьмите цельнопластиковый.
В результате специального ремонта прочность цельнопластикового корпуса тестируемого судна повысилась с 50-ти до 140%. Есть гарантия, что осмос не появится на нем еще в течение следующих 10-ти лет. Но в действительности – и дольше.
Так можно ли бороться с осмосом? Да, и притом успешно!
Но лучше сразу купить настоящий катер или бассейн, который прослужит Вам и 20, и 30, и все 50 лет. Помните: скупой платит дважды.
Домашняя яхт-верфь.
Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…
Осмос – «чума» стеклопластика.
Осмос — что это в действительности — неизлечимая болезнь, небольшой косметический дефект или неизбежная стадия процесса старения этих материалов? К проблеме осмоса вследствие ее важности журнал обращался неоднократно. На этот раз о скрытых процессах, происходящих внутри слоистой конструкции стеклопластикового корпуса, рассказывает Найджел Клегг (“RYA Motor Cruising Annual”, 1999).
Большинство владельцев катеров и яхт привыкли к ежегодным процедурам очистки их корпусов от обрастания и понимают, что блестящее гелевое покрытие рано или поздно придется красить. Однако причины осмоса и вздутия гелевого покрытия остаются для многих загадкой, поэтому будет разумно сначала разобраться в физике этих процессов.
Осмос — чисто химический процесс гидролиза — насыщения водой материалов в слоистой конструкции из стеклопластика, который приводит к появлению ряда гигроскопических продуктов. Гелевое покрытие может сверкать лет до тридцати, но будьте уверены, процесс разложения внутри стеклопластика начался намного раньше.
Согласно старым учебникам, осмос — “ослабление силы раствора путем введения растворителя (обычно воды) через полупроницаемую мембрану”. Это подразумевает, что мы имеем “ячейку”, содержащую два раствора различной плотности (или химического потенциала), разделенных мембраной. В нашем случае ею служит полиэстеровое гелевое покрытие или слой краски, поскольку оба эти слоя проницаемы для воды, хотя и по — разному.
Эти “мембраны” не полупроницаемы (как полупроводники), а избирательно проницаемы, подобно очень тонким фильтрам: они легко пропускают простые молекулы (например, воды), а вот их проницаемость для сложных молекул (продукты разложения ламината) существенно ограничена.
Растворитель в данной ячейке стремится сбалансировать концентрацию двух растворов за счет перетекания сквозь мембрану в направлении раствора с большей плотностью, и данный процесс будет продолжаться до достижения равновесия. В результате более концентрированный раствор неизбежно увеличится в объеме. Для стеклопластика это означает, что возрастет давление и, как следствие, проявится вспучивание.
Разница давлений между двумя растворами называется осмотическим. Однако направление перетекания можно изменить на противоположное, если поменять растворы местами или приложить большее давление к более плотному раствору (по принципу обратного осмоса действуют некоторые установки для получения дистиллированной воды). Оставив корпус на суше, можно добиться аналогичного эффекта, и большая часть влаги испарится. При этом удаляется только растворитель (вода), а продукты разложения ламината останутся внутри. Поэтому осмотический процесс нельзя “обратить вспять” одной лишь просушкой корпуса — необходимо удалить также продукты разложения.
Есть три стадии данного процесса — инертная, осмотическая и, наконец, вспучивание.
Инертная стадия.
Начнем с начала. Ламинирующая смола в новом корпусе подвергается (по крайней мере, в теории) стопроцентному отверждению, и поэтому ее можно рассматривать как химически инертную, или пассивную, по отношению к внешнему миру. Нити подкрепляющего стекловолокна должны быть полностью “смочены” ламинирующей смолой, следовательно, тоже химически инертны. Все это означает, что в идеале внутри не может быть никаких растворов, которые надо нейтрализовать, никаких полупроницаемых мембран, а значит, и никакого вспучивания!
Однако в действительности блестящее гелевое покрытие, защищающее корпус судна снаружи, не настолько водонепроницаемо, как можно себе представить. С момента первого спуска на воду оно начинает поглощать влагу, которая медленно, но верно проникает в трюм, где превращается в водяные пары.
Проверка корпуса с помощью влагомера в конце навигации почти наверняка выявит высокое содержание влаги, и в этом нет ничего удивительного. Оно должно существенно снизиться спустя две — три недели после того, как вы вытащите судно на берег, и достичь “удовлетворительного” уровня через шесть — восемь недель. Если этого не произошло, у вас будут проблемы.
Если содержание влаги уменьшается, как описано выше, у вас появляется благоприятная возможность нанести эпоксидное покрытие по схеме типа Blakes SFE 200 или International Gelshield 200, пока еще корпус в хорошем состоянии — потом будет уже поздно! При правильном нанесении эти покрытия снижают проницаемость корпуса для влаги почти до минимума, что и должно предотвратить следующую, осмотическую, стадию. Срок годности таких покрытий — 15–20 лет, так что их не нужно будет часто обновлять, если только не произойдет механических повреждений.
Без такой защиты высокое содержание влаги в материале корпуса вскоре даст о себе знать — начнется его гидролиз с появлением химически активных веществ (продуктов разложения), и в результате корпус становится “химически осмотическим”.
Осмотическая стадия.
Даже небольшие порции влаги под гелевым покрытием делают свое черное дело, стараясь разложить ламинат на исходные компоненты. Выявить насыщенность ламината продуктами разложения, включая различные кислоты, пирты и металлические соединения, может лабораторный анализ. Уксусную и гидрохлорную кислоты, которые имеют характерный “кислый” запах, легко бнаружить с помощью лакмусовой бумаги.
Эти кислоты образуются в ходе гидролиза эмульсии отвердителя, используемого при изготовлении подкрепляющей ткани стеклопластикового корпуса. Возможно обнаружение и других опасных для корпуса веществ, например пропилен — гликоля — спирта с высоким молекулярным весом, иногда использумым для изменения вязкости смолы, а акже в качестве носителя красящих пигментов для подгонки геля под нужный цвет.
Прозрачная сиропообразная жидкость со слабым запахом — пропиленгликоль — высоко гигроскопичен, т. е. впитывает, подобно губке, всю влагу, которая проникает через гелевое покрытие. К тому же его точка кипения в два раза выше, чем воды, поэтому пропилен — гликоль невозможно удалить одним только обычным высушиванием.
Однажды образовавшись, эти продукты разложения способствуют постепенному насыщению корпуса влагой, которая покидает его очень неохотно после вытаскивания судна из воды. Долгая стоянка на суше при теплой и сухой погоде временно снизит содержание влаги, но повторный спуск на воду или просто затяжной дождь быстро вернут его к прежнему уровню. В целом на этой стадии уже мало что можно сделать, чтобы спасти корпус от дальнейшего постепенного разрушения.
Нанесение эпоксидных покрытий на этой стадии рекомендуют редко. Это может снизить темпы насыщения корпуса влагой, но в целом приводит к противоположному эффекту, так как препятствует свободному выходу продуктов разложения. Такое покрытие будет в еще большей степени подвержено вспучиванию, нежели незащищенное.
Попытки “насильственного” высушивания корпуса инфракрасными нагревателями или специальными составами также ничего не дадут: содержание влаги в ламинате лишь временно снизится, но продукты разложения в нем сохранятся, а именно они и есть корень зла.
Однако паниковать не следует. Многие корпуса эксплуатировались по 10 — 12 лет, и их владельцы даже не подозревали об этих процессах. В этот период лучше всего руководствоваться принципом врачей “не навреди” и как минимум вытаскивать судно на зиму из воды.
Вспучивание.
Процесс поглощения влаги и разрушения ламината постепенно ускоряется до точки, когда влага поглощается быстрее, нежели покидает корпус. На этой стадии и начинается вспучивание гелевого покрытия. Обычно оно происходит медленно и проявляется в виде нескольких пузырей на небольшом участке днища, но затем этот участок быстро (за год — два) расширяется.
В некоторых случаях возможна локальная обработка, но как временная мера. Настала пора подумать о “терапевтическом лечении” — диагноз уже очевиден. В течение сезона — двух можно посмотреть, какой оно дает эффект. Важно помнить, что гелевое покрытие ламината — всего лишь декоративное, весьма подверженное механическим повреждениям. Вздутия его не нарушают структурной целостности корпуса.
Если ваш корпус подвергся обширному вспучиванию и вы решили приступить к лечению, то его следует начать сразу после вытаскивания судна на сушу, а не спустя какоето время, поскольку продукты разложения ламината на компоненты в этот момент находятся в жидкой фазе и их легче удалить.
Влагомеры.
Электронный влагомер точно отражает состояние корпуса, но его можно использовать, только спустя несколько недель после подъема судна из воды, чтобы получить полную картину. Считайте, что влагомер — тот же барометр, и следите за тенденцией, а не за абсолютными значениями. Если ламинат в удовлетворительном состоянии (т. е. не содержит гигроскопических продуктов разложения), показания влагомера должны устойчиво снижаться в течение шести недель или около того, пока не достигнут величин, указанных ниже. Корпуса лодок, возраст которых до пяти лет, можно осушить без проблем.
Рекомендуемые значения влажности — 10% шкалы влагомера “Sovereign” по шкале “А” или 50% шкалы влагомера “Tramex Skipper” по шкале “2” (обе шкалы относительные).
Антиосмотические покрытия.
Надо учесть, что в яхтенной прессе вопросы осмоса отражаются в скаженном виде, иногда нагнетается ненужная истерия. Однако, в конечном счете, это больше финансовая проблема (стоимость антиосмотической обработки 1 фута длины корпуса — до 125 ф. стерл.), нежели реальная угроза мореходности судов из стеклопластика.
Должным образом нанесенные эпоксидные покрытия предотвратят возникновение осмоса и повысят стоимость вашего судна при перепродаже. На все эти покрытия дается пятилетняя гарантия. Большинство из них можно наносить самостоятельно, но для этого потребуется теплое и сухое помещение. Крайне важно нанести нужное число слоев в нужное время. Если на ваше судно уже наносилось эпоксидное покрытие несколько лет назад, можете быть уверены, что осмос ему не грозит.
Осмос
Разговаривал с одним фанатом деревянных яхт, так он категорически отговаривал меня от покупки стеклопластиковой б/у лодки. Основной причиной являлось то, что якобы уже через пять-шесть лет после спуска на воду, у лодки появляется осмос. Конечно, после изучения форума и прочтения энного количества литературы я с ним совершенно не согласен, но остались некоторые вопросы.
Каковы благоприятные условия для возникновения осмоса?
Через какое время осмос точно появится?
Какие методы борьбы существуют для предотвращения появления осмоса, и его устранения в случае возникновения?
Каким способом выявить осмос пред покупкой б/у яхты?
Ну и может быть известно какие яхты (верфи, модели) больше всего страдают от этого “заболевания”?
Гонсчик (гоню много)
Конечно, стеклопластиковая лодка не так прочна как металлическая, и при ударе о дно шансов остаться невредимой у неё меньше. Но пластик, при той же длинне позволяет строить более лёгкие лодки, с меньшей парусностью, более короткими мачтами и в конце кончов с меньшими нагрузками и дешевле. И если посадка на мель только ещё может случиться когда-то, то лёгкость и маневренность, качества которые приносят удовлетворение каждый день. Ахиллесовой пятой стеклопластика является осмос. Это явление проникновения воды в толщу пластика через дефекты в защитном слое гельгоута. Его признаками являются вздутия и пузыри на днище, из которых, если их проткнуть, вытекает желтоватая жидкость с запахом кислоты. Осмос, если появляется, со временм становится всё более обширным и может стать настолько серьёзным, что может разрушить конструкцию.
Эксперты уже долгое время пишут и трактуют причины осмоса, но явление это настолько сложное, что до сих пор остаётся непредсказуемым. Есть очень старые лодки у которых его нет, у других же он проявляется уже через несколько лет после спуска на воду. С нашей точки зрения обычных потребителей, которые просто хотят иметь надёжную лодку для дальних плаваний, я бы сказал. Что лучше избегать покупки лодки с признаками осмоса. Если покупается новая лодка, проблема не существует, если выбор приходится на страую, нужно хорошо обследовать её перед покупкой. Если же осмос проявится в последующем, не остаётся ничего другого, как лечить его. Процедура заключается в удалении гелькоута и пузырей, просушке стеклопластика и восстановлении наружного изолирующего слоя. Это очень большая работа и может слишком дорого обойтись, если делать её в Италии, но становится более достопнуй по мере того как удаляешься от цивилизации.
Когда мы готовили «Веккиетто» к нашей первой кругосветке, после двух недель проведённых за обдиранием бесчисленных слоёв необрастайки, глядя на корпус вблизи, мы заметили следы признаки болезни: пузыри!
Они были небольшие и до сих пор не видны под краской, но теперь на голом корпусе, не было никаких сомнений.
— Ужас, у нашей лодки осмос.
Мир обрушился для нас. Мы собирались через месяц выходить, и нужно было ещё закочить множество работ, устроить сотни дел, успокоить множество людей. Мы не могли дождаться момента отправления, но теперь, если проводить антиосмосную обработку, это означало переносить выход неизвестно насколько. Мы чувствовали себя совсем в дураках, потому что в момент покупки, семь месяцев назад, ничего не заметили.
Мы начали спрашивать у всех советов и все высказывали свои мнения, естественно все разные. Пока владелец верфи, из сострадания или просто, чтобы отвязаться от нас, сказал:
— Да это мелочи, можете спокойно отправляться, ничего страшного.
Это единственное позитивное мнение в хоре негатива было музыкой для наших ушей, и мы решили ему последовать.
Через три года и 40.000 пройденых миль пузыри немного увеличились в размерах и в количестве. Поэтому, прежде чем вернуться в Италию, мы решили остановиться в Турции, где воздух сухой и рабочая сила дешевле, чтобы сделать антиосмосную обработку. В апреле подняли лодку на берег и зачистили подводную часть до стеклопластика. В августе был наклеен новый слой стеклоткани и потом, собственными руками сделали окончательную обработку. Климат Турции, жаркий и сухой, идеальный для просушки зачищенного корпуса, но настоящий ад для работы. Днём было больше сорока градусов, эпоксидные смолы нельзя применять при температуре выше тридцати. Мы работали с 4 до 7 утра, дальше было невозможно. Все материалы ночью мы держали в холодильнике, а банки которые использовали, погружёнными в ведро с водой и льдом. Было очень трудно и все вокруг подсмеивались над нами из-за этих предосторожностей казавшихся чрезмерными, но это сработало. В 1991 году всё это нам обошлось в два миллиона лир на оплату рабочей силы, плюс материалы. В Италии стоило бы в пять раз дороже. К счастью, материалы для антиосмосной обработки можно найти почти в любой стране мира.
Осмос – распространённая болезнь стеклопластика
Осмос – что же это на самом деле – болезнь, которая не лечится, незначительный косметический дефект или необратимый этап старения стеклопластика яхты?
Огромное количество хозяев яхт и катеров считают неизбежными ежегодные проц ессы чистки корпусов их судов от различного рода обрастаний и прекрасно осознают, что любое покрытие гелем со временем приходится красить. Но необходимо заметить, что причины возникновения осмоса и причины ухудшения вида гелиевого покрытия для большинства остаются не раскрытыми вопросами. Следовательно, будет актуальным для начала выяснить физические процессы этих проблем.
Осмос – это наполнение водой в слоях конструкции из стеклопластика, приводящий к появлению гигроскопических продуктов. Конечно же, покрытие гелем может прекрасно выглядеть с полусотни лет, но это абсолютно не значит, что процесс разложения внутри ещё не начался.
Обратившись за помощью к старейшим учебникам, можно определить, что осмос – это послабление силы раствора с помощью введения воды через мембрану. Это означает, что есть 2 ячейки, которые разделены между собой мембраной. В данной ситуации, это покрытие гелем или краска, т.к. эти слои, хоть и по-разному, но проницаемы водой.
Указанные выше мембраны проникаются водой очень неравномерно, как будто тоненькие фильтры. Они свободно пропускают некоторые молекулы (например, молекулы воды), а вот для более сложных – проницаемость уж очень ограничена.
Растворитель в этой части пытается уравновешивать концентрацию 2-х растворов с помощью протекания через мембрану, по направлению к раствору с большей плотностью. Указанные процессы будут происходить до получения равновесия. Как следствие, раствор, который более концентрированный, непременно, увеличится в своих объёмах. Что в таком случае будет со стеклопластиком? Ответ очень прост – на нём возрастёт давление, что приведёт к вспучиванию.
Упомянутая разница между растворами именуется, как осмотическая. Не смотря на всё, направление протекания данного процесса возможно поменять, или изменить положение растворов, просто поменяв их местами. Также можно приложить большее давление к более плотному раствору. Следует отметить, что если оставить корпус на суше, можно добиться точно такого же результата. В таком случае, огромное количество влаги будет подвержено испарению. При этом, удалится только вода, ну а продукты разложения останутся изнутри. Поэтому данный процесс нельзя вернуть в первоначальное состояние только лишь с помощью сушки корпуса. Нужно также избавиться от продуктов разложения. Существует 3 этапа такого процесса, которые мы подробно рассмотрим:
Инертный этап
Давайте по порядку. Смола из ламината в новом корпусе в теории подвергается отверждению на все 100%. Следовательно, её необходимо считать, как пассивную, т.е. инертную, по отношению к внешним воздействиям. Подкрепляющее волокно содержит нити. Они должны быть полностью смочены смолой из ламината, соответственно, должны быть тоже инертны. Всё это сводится к тому, что внутри не должно быть никаких растворов, которые нужно будет убрать, никаких мембран и, как следствие, никакого вспучивания.
К сожалению, гелевое покрытие, которое защищает корпус яхт, не такое, как в теории. Оно водопроницаемое, как бы этого нам не хотелось. С того момента, как произошёл первый спуск на воду, оно впитывает влагу. Постепенно эта влага уверенно поступает в трюм и превращается в водяные пары.
Если проверить корпус на уровень влажности, то влагомер, скорее всего, покажет высокий уровень. Но в этом нет ничего сверхъестественного. На практике он должен хорошо снизиться через 2-3 недели после того момента, как судно вытащиться на берег. А нормального показателя достигнет через 6 месяцев. Но если этого не произошло по любым причинам, тогда следует готовиться к будущим проблемам.
В случае если уровень содержания влаги уменьшается, как указано выше, то возникает хорошая возможность нанести эпоксидное покрытие по известной схеме International Gelshield 200. Это необходимо сделать, пока корпус судна находится в нормальном состоянии. Иначе, если это сделать позже, то можно будет дождаться неисправимых процессов. Если правильно наносить данное покрытие, можно максимально защитить корпус от попадания влаги. Что, в дальнейшем, предотвратит следующий этап – осмотический. Немаловажным является срок действия такого рода покрытий. В основном, практика показывает, что это в районе 20 лет. Но это при одном условии, что не произойдёт никаких механических повреждений.
Если будет отсутствовать такая защита, то корпус полностью пропитается влагой. Что, со временем, приведёт просто его к разложению и к не впечатляющему виду судна, в целом.
Осмотический этап
Неприятным является то, что даже самые маленькие отголоски влаги, которые попадают под гелевое покрытие плохо влияют на ламинат. После чего он разлагается на мелкие составляющие. Определить уровень насыщенности ламината различными кислотами и металлическими соединениями может лишь анализ, сделанный в лаборатории. А вот кислоты (уксусная и гидрохлорная) с характерным для них запахом, можно определить, используя всего лишь лакмусовую бумагу.
Указанные кислоты могут образовываться в процессе гидролиза отвердителя, который используется при изготовлении ткани для корпуса из стеклопластика. Не исключено обнаружения и других вредных веществ для корпуса. К примеру, это может быть пропилен-гликоль. Это спирт, который имеет высокий молекулярный вес. Используется для изменения густоты смолы или для изменения геля под определённый цвет. Пропилен-гликоль – это прозрачная жидкость, которая имеет слабый запах. Это вещество хорошо впитывает влагу через гелевое покрытие. Более того, его температура кипения в несколько раз выше, чем у воды. Следовательно, с помощью высушивания удалить пропилен-гликоль невозможно.
Появившись раз, эти продукты разложения, будут постоянно способствовать образованию влаги на корпусе. После вытаскивание судна наружу из воды, такая влага не до конца исчезает с корпуса. Продолжительная стоянка судна на суше при тёплых и сухих погодных условиях снизит количество влаги. Но это всё только лишь на какое-то время. Возвращение судна на море или же просто действие осадков, опять вернут его в такое же состояние. К сожалению, на данном этапе, уже мало что можно предпринять для спасения корпуса от дальнейшего разложения.
Крайне редко рекомендуется наносить эпоксидные покрытия на этом этапе. Данный метод временно снижает насыщение влагой корпус. Но, в целом, оказывает, обратный эффект, т.е. замедляет выход вредных веществ наружу. В такой ситуации, покрытие ещё больше будет подвергаться воздействию, чем когда оно было без защиты.
Попытки искусственного высушивания приведут к временному снижению содержания влаги, но разлагающиеся продукты никуда не денутся. А ведь именно они и приводят к осмосу.
Но при любых обстоятельствах следует сохранять спокойствие. Множество корпусов служили верой и правдой по 12 лет своим владельцам, которые и близко не знали о существовании таких проблем. В таком случае нужно, как минимум, просто на зиму доставать судно из воды, чтобы продлить срок его работы.
Вспучивание
Проникновение влаги в корпус распространяется очень быстро. И тогда наступает следующий этап, при котором влага распространяется намного быстрее, чем покидает корпус. Как раз в это время и начинается вспучивание покрытия из геля. Характерным является то, что вспучивание происходит медленно. Сначала появляются несколько пузырей на покрытии. Затем, буквально за пару лет, масштабы увеличиваются.
В определённых случаях, рекомендуется точечная обработка покрытия. Но, опять таки, как мера на непродолжительное время. А надо бы задуматься о «глобальном лечении» судна. На протяжении нескольких сезонов, можно понаблюдать, какой результат даст такое лечение. Необходимо помнить, что покрытие ламината гелем – это не более чем декоративное оформление, которое слишком подвержено разным повреждениям. Процесс вздутия не нарушает саму структуру корпуса в целом.
Но в данном случае возможно исключение в виде расслоения. Тогда корпус может и пострадать. К огромному счастью, такой процесс относится к очень редким явлениям. К его характерным признакам относится образования вздутия больших размеров, определить которые можно на слух. Нужно просто не сильно постучать по корпусу небольшим молоточком с мягким наконечником. Естественно, данная работа должна осуществляться только профессионалом в этой сфере. Поэтому, к нему нужно обратиться при первых же подозрениях нарушения работы судна.
Если судно всё же подверглось вздутию, то его нужно достать из воды. Потом немедленно, а не через какое-то время пребывания на суше, заниматься «лечением». На данном этапе вещества разложения легче удалить, т.к. они ещё пребывают в жидком состоянии.
Влагомеры
Название данного устройства говорит само за себя. Это прибор для измерения влаги. Необходимо знать, что для получения точного результата содержания влаги на судне, нужно её измерять лишь через несколько недель после того, как судно было поднято из воды. При измерении влагомерами, следует акцентировать внимание на тенденцию роста показателей, а не на абсолютные величины. При удовлетворительном состоянии ламината, показания влагомера будут понижаться на протяжении шести-семи недель, пока не достигнут показателей, являющихся нормой. Если возраст лодки, например, до 5 лет, её корпус осушается быстро и без каких-либо трудностей. Существуют значения влажности, которые рекомендуются, а именно – 10% по шкале «А» или же 50% по шкале «2» (2 этих показателя являются относительными).
Антиосмотические покрытия
Необходимо сделать акцент на том, что в прессе, касающейся яхт, вопросы относительно осмоса полностью не раскрыты. Более того, они ещё перекручены и преподносятся в искаженном виде. Бывает и такое, что и навязывается абсолютно ненужная паника. Но, в результате, антиосмотическая обработка судна является очень затратным удовольствием. Эта проблема больше финансовая, чем реальная угроза работы судов, состоящих из стеклопластика.
Правильно нанесённые покрытия помогут избежать появления осмоса и увеличат стоимость судна в случае его продажи. На абсолютно все, такого рода покрытия, даётся гарантия сроком на 5 лет. Многие из них можно наносить без помощи специалистов, предварительно подготовив сухое и тёплое помещение. Очень важным является нанесение в нужное время и в нужном количестве слоёв покрытия. В случае если на судно уже наносилось эпоксидное покрытие, можно чувствовать себя спокойно – осмос ему не грозит.