Что такое основные показатели деятельности
Основные показатели деятельности предприятия
Основные показатели деятельности предприятия — это показатели, позволяющие судить о нескольких вещах:
Исходные данные для подготовки таких показателей можно взять из баланса и отчёта о финансовых результатах.
Среди основных абсолютных показателей можно выделить, например, те, что представлены в данной статье.
Для дополнительной информации по расчётам и выводам по показателям — любой из них можно открыть отдельно по ссылке.
Выручка | Показывает масштаб работы предприятия |
Себестоимость продаж | Показывает уровень расходов в производственной деятельности |
Валовая прибыль (убыток) | Показывает результат производственной деятельности |
Прибыль (убыток) от продаж (операционная прибыль (убыток)) | Показывает результат всей основной деятельности |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | Показывает чистый результат всей работы |
Активы | Синонимы: итог баланса (валюта баланса), итого по активам, итого по пассивам, имущество, совокупный капитал. Показывает объём активов и пассивов, используемых предприятием для ведения своей деятельности |
Собственный капитал | Показывает объём собственного финансирования у предприятия. Его можно сравнить с общим финансированием по предыдущей строке |
Прибыль (убыток) до налогообложения (EBT) | Финансовый результат до налогообложения |
Прибыль (убыток) до вычета налогов и процентов (EBIT) — неоперационная прибыль (убыток) | Финансовый результат с налогами и процентами по кредитам и займам |
Амортизация | Средства, которые предприятие «откладывает» для компенсации утраты стоимости (износа) основных средств и НМА, чтобы затем можно было приобрести их заново |
Прибыль (убыток) до выплаты процентов по кредитам, налогов и без учета амортизационных отчислений (EBITDA) | Финансовый результат с процентами по кредитам и займам плюс налог плюс амортизация |
Операционный доход (убыток) до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов (OIBDA) | Финансовый результат плюс амортизация |
Посленалоговая (чистая) операционная прибыль (убыток), скорректированная на налоговые платежи (NOPLAT) | Операционный результат минус налоги плюс «налоговый щит» |
Чистая прибыль (убыток) после налогообложения от операционной деятельности (NOPAT) | Операционный результат минус налоги |
Из данной таблицы объективно имеет смысл использовать в своих работах те, которые вы понимаете. Потому что часть показателей очень сложна в понимании и при этом сложно рассчитывается.
Об эффективности работы можно судить по относительным экономическим показателям, например, по показателям, представленным ниже.
Рентабельность продаж | Доля валовой прибыли (убытка) в выручке |
Рентабельность основной деятельности | Доля прибыли (убытка) от продаж в выручке |
Рентабельность чистая | Доля чистой прибыли (убытка) в выручке |
Рентабельность активов экономическая | Прибыль (убыток) от продаж, отнесённая к итогу баланса (активам) |
Рентабельность собственного капитала чистая | Чистая прибыль (убыток), отнесённая к собственному капиталу |
Рентабельность по EBITDA (EBITDA Margin) | Доля EBITDA в выручке |
Фактическая норма амортизации | Амортизация, отнесённая к сумме нематериальных активов и основных средств |
Указанные выше показатели на основе отчётности можно рассчитать онлайн: анализ финансового состояния.
Основные показатели предприятия
Что такое основные экономические показатели?
Основные экономические показатели деятельности предприятия — это набор взаимосвязанных между собой показателей функционирования организации, которые в комплексе могут дать понятие об эффективности ее работы.
Основные экономические показатели рассчитываются и анализируются в динамике за 3-5 лет.
Анализ основных показателей проводится методами сравнения, анализа динамики, абсолютными и относительными отклонениями.
Состав основных экономических показателей предприятия
Все коммерческие организации, вне зависимости от видов деятельности, имеют идентичный набор экономических показателей, некоторые из них могут различаться только названием.
Примерный состав экономических показателей деятельности предприятия представлен ниже
Таблица — Основные экономические показатели предприятия
Показатели | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2017 к 2016 | 2018 к 2017 | 2018 к 2016 |
Выручка, тыс.руб. | ||||||
Себестоимость продаж, тыс.руб. | ||||||
Валовая прибыль, тыс.руб. | ||||||
Уровень валовой прибыли к выручке, % | ||||||
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. | ||||||
Фондоотдача, руб./руб. | ||||||
Рентабельность основных фондов, % | ||||||
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб. | ||||||
Время обращения оборотных средств, дни | ||||||
Скорость обращения оборотных средств, число оборотов | ||||||
Среднесписочная численность работников, чел. | ||||||
Расходы на оплату труда, тыс.руб. | ||||||
Среднемесячная заработная плата 1 работника, руб. | ||||||
Производительность труда, тыс.руб./чел. | ||||||
Издержки обращения, тыс.руб. | ||||||
Уровень издержек обращения, % | ||||||
Прибыль от продаж, тыс.руб. | ||||||
Рентабельность продаж, % | ||||||
Прочие доходы, тыс.руб. | ||||||
Прочие расходы, тыс.руб. | ||||||
Прибыль до налогообложения¸ тыс.руб. | ||||||
Текущий налог на прибыль, тыс.руб. | ||||||
Чистая прибыль, тыс.руб. | ||||||
Рентабельность деятельности, % |
Расчет основных экономических показателей
Информация берется, как в отчетности, так и расчетным путем:
Показатели эффективности бизнеса: какие считать чтобы не обанкротиться?
Содержание статьи
У Сергея есть собственный производственный цех — он делает мебель на заказ. Порядок работы такой: клиент заказывает мебель, вносит предоплату и Сергей начинает работу. Львиную долю предоплаты забирают материалы, которые нужно заказать и купить, аренда цеха, зарплата сотрудникам, коммунальные услуги. Но Сергей не переживает — хотя собственных средств у него нет, зато есть очередь из клиентов на три месяца вперед и большая часть предоплаты уже получена.
Казалось бы, бизнес успешен. Но — нет. Сергей живет не на свои деньги. Он пользуется чужими деньгами, то есть живет в долг. Для оценки эффективности своего бизнеса он использует показатели «Доходы» и «Расходы» и считает, что этого достаточно. Но если он будет работать по такой схеме дальше, то в лучшем случае бизнес будет стагнировать, в худшем — он обанкротится. А когда это случится, Сергей горестно воскликнет: «Ну что я делал не так?!» и уйдет из бизнеса.
Каждый год закрываются тысячи предприятий. Только за первые шесть месяцев в 2021 году перестали существовать 545,8 тыс. индивидуальных предприятий. Чаще бизнесы закрывались лишь в 2013 году.
С начала 2021 года количество субъектов малого бизнеса уменьшилось на 2359, о чем свидетельствуют данные на сайте ФНС:
Статистика по малому бизнесу на начало 2021 года
Статистика по малому бизнесу на 10.08.2021
Банкротство предприятий происходит по разным причинам. Иногда потому, что предприниматель не умеет правильно оценить рентабельность и эффективность работы, а значит, не успевает спрогнозировать падение бизнеса и принять меры по его оздоровлению (как наш герой Сергей). Рассказываем, какие показатели нужно оценивать, чтобы не пополнить ряды банкротов.
Что такое показатели эффективности
Если на счетах компании миллионы долларов, это не означает, что она в плюсе. Так же, как и кассовый разрыв или отрицательный баланс на счете не факт, что бизнес на грани банкротства. Успешен бизнес или нет показывает не количество денег в кассе, а цифры по разным аспектам работы компании. Эти цифры и есть показатели эффективности.
Показатель эффективности (KPI) — результат деятельности компании за определенный период.
Показатели эффективности разные. Одни оценивают полностью весь бизнес, другие — работу его отдельных отделов или продуктивность сотрудников. Например, на какую сумму всего было продано товаров в месяц — это общий показатель, а сколько сделок за месяц закрыл отдел продаж или на сколько процентов увеличил трафик на сайт SEO-специалист — конкретный.
Определить важные показатели — задача не из легких. Часто предприниматели смотрят совсем не на те цифры и принимают стратегически неверные решения, которые могут привести к краху компании. Как определить KPI для своего бизнеса мы расскажем в другой раз — это тема для отдельной статьи. Но очень упрощенное правило можно использовать.
Ключевые показатели бизнеса — это те, которые сильнее других влияют на чистую прибыль.
Например, для Сергея важным показателем может быть себестоимость продукции, а для консультационного центра — профессионализм сотрудников и абсолютная вежливость. Прибыль увеличится, если Сергей сможет снизить себестоимость мебели, а владелец Центра провести мастер класс по коммуникациям своему персоналу.
Основные ключевые показатели эффективности для малого бизнеса
В малом бизнесе для оценки эффективности используют всего 3-5 показателей. Вот основные:
Самый важный показатель для владельцев малого бизнеса — собственный капитал. Если он растет — все в порядке, если не растет или уменьшается — в бизнесе проблемы.
Собственный капитал
Предприниматель запускает бизнес и вкладывает в него собственный капитал — деньги, технику, недвижимость, для того чтобы эти ресурсы приносили ему доход.
К примеру, владелец автомойки закупил оборудование и выкупил помещение — он моет автомобили и получает с этого доход. Или продавец цветов купил небольшое помещение, приобрел разные виды растений и продает их. Эти ресурсы приносят ему прибыль.
В бухгалтерии такие ресурсы называются активами. Стоимость активов — и есть собственный капитал.
Но не всегда ресурсы — собственность владельца. Бывает, он берет их в аренду или приобретает в кредит или лизинг. Тогда собственный капитал — это активы минус обязательства перед кредиторами.
Если бизнес работает успешно — собственный капитал увеличивается. Если сумма не изменяется или стала меньше — бизнес работает в ноль или убыточен. Кроме того, собственный капитал показывает, насколько бизнес независим. Если собственного капитала больше, чем заемного — отлично. В случае закрытия бизнеса можно распродать активы и рассчитаться с кредиторами. Если меньше — предпринимателю придется влезать в долги, чтобы заплатить кредиторам.
Для оценки собственного капитала используют показатель рентабельности. Он показывает, сколько прибыли приносит бизнес на вложенные деньги. О нем — ниже.
Прогноз денежного потока
Компания ведет расчеты с поставщиками, оплачивает налоги, зарплату. Иногда деньги сразу поступают на счет компании за оказанные услуги или товары, иногда — позже.
Денежный поток — это общий входящий поток денег в отчетном периоде (месяц, квартал, полугодие, год). Денежный отток — исходящие выплаты, деньги, которые компания платит другим компаниям или людям.
Прогноз денежного потока — общая сумма платежей от тех, кто должен деньги компании минус общая сумма платежей тем, кому должны она.
Не путайте денежный поток и прибыль. Денежный поток — это фактический приток денег и их отток в отчетном периоде, а прибыль — это учтенные доходы от продаж минус проведенные в этом месяце расходы компании.
Разрыв между прибылью и денежным потоком может быть огромным. Например, предприниматель продает много товаров в кредит (лучше с отсрочкой платежа), а оплату за них получает только через несколько месяцев. По факту прибыль есть, в реальности — наличных денег нет. В таких случаях говорят про кассовый разрыв.
Для владельцев малого бизнеса прогнозирование денежного потока важнее прибыли. Компания может быть прибыльной, но иметь отрицательный денежный поток. Тогда она не сможет оплатить свои счета. Нехватка наличных — большая проблема в малом бизнесе. Это одна из самых частых причин банкротства.
Анализировать денежные потоки нужно регулярно — минимум раз в месяц и сравнивать суммы поступлений с суммами выплат. Это поможет вовремя заметить разрыв и не остаться без денег.
Прогноз движения денежных средств помогает лучше управлять бюджетом компании, планировать финансирование и грамотно распределять деньги. Для этого существует стандартный отчет о движении денежных средств, или ДДС.
Доходы и расходы
Доходы — это деньги, которая компания получает от продажи своих товаров или услуг. Расходы — это все затраты и издержки на производство, аренду, коммунальные платежи, налоги, зарплату и так далее.
Если доходы больше расходов — бизнес работает правильно. Если наоборот — все очень печально, банкротство не за горами.
Предприниматель, который работает на упрощенной системе налогообложения «Доходы» не обязан вести учет доходов и расходов. Но для себя его надо вести, чтобы понимать, как развивается бизнес. Не обязательно слишком подробно, как в бухгалтерском учете, достаточно выбрать основные статьи и работать с ними. Так можно будет определить доходные и не очень направления и сконцентрироваться на тех, которые приносят наибольшую прибыль.
Например, Сергей может учитывать доходы по:
Посмотрев цифры, Сергей видит, что делать кровати ему невыгодно — забирает много времени, маржа небольшая.
Так же точно можно поступить и с расходами.
Сергей видит, что больше всего денег уходит на закупку материалов, транспорт и мобильную связь. Он хочет снизить эти расходы и находит поставщика с более лояльными ценами, заключает договор с транспортной компанией на выгодных для себя условиях и переходит к другому оператору мобильной связи.
Он уменьшил расходы и увеличил доходы — прибыль компании стала больше.
Объем производства и качество продукции
Чем больше товаров или услуг продает компания, тем выше обороты и прибыль. Ежемесячный мониторинг этого показателя поможет понять, наращивает бизнес обороты или нет.
Если объемы продаж не увеличиваются, нужно искать причину. Одна из возможных причин — низкое качество продукции.
В компанию Сергея позвонил клиент и пожаловался на плохое качество мебели. Провели расследование и выяснили, что менеджер в документах показывал закупку фурнитуры высокого качества, а на производство поставлял материалы низкого качества. Сергей понес значительные убытки, не только материальные, но и моральные. Теперь он восстанавливает репутацию и тщательно следит за качеством мебели.
Снижение качества продукции или предоставляемых услуг — краткосрочная выгода. В долгосрочной перспективе такая политика может привести к банкротству предприятия.
Себестоимость продукции
Когда Сергей определяет цену шкафа-купе для покупателя, он учитывает, сколько денег он должен заплатить за материалы, включает зарплату работников, электроэнергию, амортизацию оборудования и другие расходы. Это и есть себестоимость продукции.
Себестоимость — это затраты компании, которые она понесла при изготовлении единицы товара.
От себестоимости зависит цена продажи товара или услуги. Если себестоимость посчитана неправильно, то не верно будет рассчитана и конечная стоимость товара. При низкой цене товара компания будет работать себе в убыток.
На цену продажи товара или услуги влияют разные факторы: сезонность, конкуренция, ценность для клиента, покупательская способность, новизна, уникальность, качество. Минимальная цена, за которую можно продать товар — себестоимость, максимальная — сколько прибыли можно получить от реализации.
На примере нашего мебельного цеха это будет выглядеть так:
Себестоимость прихожей — 12 000₽. Это уникальный дизайн по индивидуальным размерам клиента, с учетом его требований. Клиенту важно, чтобы все было сделано в точности, как в дизайн-проекте и быстро — не за две недели, а за одну.
Сергей учел все факторы, включая срочность, и установил цену на прихожую в размере 26 000₽. Клиента цена устроила и он внес предоплату.
Рентабельность
Производственный цех Сергея приносит доходов больше, чем расходов. У него не простаивает оборудование, нет задержек в доставке готовой мебели, персонал работает продуктивно, клиенты делают заказы и деньги регулярно поступают на счет. Это рентабельный бизнес.
Рентабельность — это оценка эффективности работы компании в целом. Чем меньше усилий и денег нужно, чтобы получить результат, тем выше рентабельность.
Показатель для расчета рентабельности — прибыль. Рассчитать ее несложно.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ = ПРИБЫЛЬ * 100% / ПОКАЗАТЕЛЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КОТОРОГО НУЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ
Например, Сергей хочет посчитать рентабельность собственного капитала. Посчитать ее просто:
Рентабельность = ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ * 100% / СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ
У нашего героя Сергея расчет рентабельности будет выглядеть так:
Собственный капитал Сергея — 1 600 000₽ (4 100 000-2 500 000)
Чистая прибыль за последний год у него составила 80 000₽. Рентабельность собственного капитала: 80 000₽ * 100% / 1 600 000₽ = 5%.
Компания прибыльная, но прибыль микроскопически мала — всего 5%. Сергею нужно подумать, стоит ли продолжать работать, ведь ту же прибыль (и даже больше) можно получить, если просто отправить эти деньги на депозит в банк. А если он хочет продолжать свое дело, то ему надо крепко подумать над тем, как изменить бизнес-процессы и увеличить собственный капитал.
Точно так же можно рассчитать рентабельность основных средств, продаж, инвестиций и других параметров.
Для малого бизнеса анализа и оценки этих показателей достаточно, чтобы оценить эффективность бизнеса и вовремя заметить намечающиеся проблемы. Сложность в том, что учет нужно вести постоянно, а у предпринимателя обычно не так много времени на бумажные дела. ПланФакт помогает предпринимателям вести учет, не затрачивая много времени. Он прогнозирует денежные потоки, кассовые разрывы, планирует расходы, напоминает о выплатах и делает много других важных и полезных вещей.
Комментарий эксперта:
Анжелика Горох — кризис-менеджер:
Из собственной практики: 9 из 10 малых бизнесов не занимаются финансовым планированием, потому что не понимают, как учет денег может повлиять на результат бизнеса.
Если вкладывать деньги в маркетинг и продажи, растет денежный поток. Если уволить сотрудника, можно сэкономить на расходах. Чтобы избежать штрафов и неприятностей с банками и проверяющими органами, предприниматель нанимает бухгалтера, полагая, что тот отвечает за финансовую стабильность предприятия. Но это не так. Обанкротившиеся бизнесы тоже имели в штате бухгалтера и платили налоги.
Неприятные открытия, после которых начинаются изменения, наступают после первых кассовых разрывов. Приходят деньги от клиентов, но нет денег, чтобы рассчитаться с поставщиками. Разговор с бухгалтером не приносит ясности. Обычно он только подтверждает, что денег на счете нет и может показать движение денежных средств за период.
Но предприниматель хочет другого. Он хочет понять, что нужно сделать, чтобы деньги на счете были, и еще понять, как он может контролировать финансовую стабильность бизнеса простыми инструментами.
Ему нужен тот, кто скажет: денег в этом году было получено на 20% больше, чем в прошлом за счет роста выручки по 2 менеджерам и 10 клиентам. Рост продаж привел к росту доходов, но не привел к росту прибыли, потому что выросла зарплата вот по этим сотрудникам, а еще траты вот по этим статьям увеличились на 40% по сравнению с прошлым годом. К тому же поставщики снизили отсрочку платежа, что привело к росту кредиторки. А вот дебиторка выросла за счет просрочки по 3 клиентам. Если ничего не делать, то через три месяца мы не сможем заплатить вот этим поставщикам и не получим товар.
На основании этих фактов предприниматель примет решения, а финансовый анализ приобретет ценность в его глазах. Если анализ и выводы делать не раз в год, а чаще, то появится планирование, ведь лучше спланировать все расходы заранее, чем оказаться перед угрозой срыва поставок. А еще можно отказаться от спонтанных расходов и начать на них влиять. Это приведет к росту прибыли без дополнительных вложений.
Чтобы ввести у себя привычку смотреть только нужные данные не отвлекаясь на мелочи, важно построить систему управленческой отчетности, которая и даст ответы. Поддерживать систему на порядок проще даже силами обычного бухгалтера.
Основные показатели предприятия
Оценить результаты деятельности фирмы без проведения предварительного анализа достаточно сложно. Положительная прибыль не всегда может говорить о плодотворной работе. Зачастую необходимо понять, насколько эффективно предприятие использует ресурсы, уровень ликвидности, рентабельность фирмы и т.д. Для этого определяется перечень основных показателей, которые рассчитываются в ходе исследования.
Что такое показатели предприятия
Показатели предприятия – это коэффициенты, которые отражают продуктивность деятельности компании. Экономическая теория различает большое количество коэффициентов, которые могут быть рассчитаны в ходе анализа. Но на практике фирмы проводят вычисления лишь нескольких коэффициентов, в зависимости от их специфики деятельности, а также целей анализа.
Основными показателями называют систему результатов деятельности фирмы по разным направлениям. Ключевые факторы могут включать в себя коэффициенты, которые указывают на ликвидность, финансовую независимость, кредитную загруженность, продуктивность использования ресурсов, запасов, оборотных активов и т.д.
Зачем вычислять основные показатели предприятия
Главной задачей вычисления основных показателей предприятия является определение эффективности результатов деятельности предприятия. То есть, в ходе исследования аналитик определяет, насколько продуктивно фирма закончила данный отчетный период, а также сможет ли она наравне с конкурентами работать на рынке.
Каждый показатель выполняет собственную роль. Например, маркетолог обязательно обратит внимание на доходность предприятия, руководитель – на эффективность продвижения бизнеса, менеджер по персоналу – на текучесть кадров.
Важно! Одна группа показателей используется для планирования дальнейшей деятельности предприятия, а вторая – для оценки результатов работы.
Система показателей
Система показателей предприятия представляет собой совокупность разнообразных результатов работы фирмы, выраженных в количественном и качественном виде. То есть, показатели могут быть представлены в денежном виде, в объеме, в коэффициентах.
Также система включает в себя порядок оценки каждого отдельного показателя. Как правило, абсолютные факторы сравнивают с результатами прошлых лет и с аналогичными величинами конкурентов. Ликвидность позволяет понять, насколько фирма обеспечена активами для погашения обязательств. А при помощи коэффициентов рентабельности можно оценить продуктивность той или иной сферы, например производства.
Разрабатывая систему показателей, нужно установить нормативы:
Компания обязана установить внутренние стандарты в отношении временных затрат на изготовление единицы продукции, объема производства в час, количества задействованных в работе сотрудников, а также расходов сырья, материалов и других активов.
Основные показатели предприятия и их характеристика
Основные показатели предприятия принято делить на группы в зависимости от их предназначения.
Группа показателей
Характеристика
Также в ходе анализа рассчитываются такие показатели, как производительность, платежеспособность, рентабельность и оборачиваемость, финансовая зависимость, ликвидность. Данная группа представлена в виде коэффициентов. Для их вычисления используют специальные экономические формулы.
Показатель | Формула | Расшифровка формулы |
Финансовая зависимость | ДП / АФ | ДП – долги предприятия; АФ – активы фирмы. |
Собственные оборотные средства | ОА – Ок | ОА – оборотные активы; Ок – краткосрочные обязательства. |
(Ск + Од) – ВА | Ск – собственный капитал; Од – Долгосрочные обязательства; ВА – внеоборотне активы. | |
Обеспеченность собственного капитала | (Ск – ВА) / ОА | Ск – собственный капитал; ВА – внеоборотне активы; ОА – оборотные активы. |
Текущая ликвидность | ОА / Ок | ОА – оборотные активы; Ок – обязательства краткосрочные. |
Быстрая ликвидность | (ДЗк + ФВк + ДСП) / Ок | ДЗк – дебиторская задолженность (краткосрочная); ФВк – финансовые вложения (краткосрочные); ДСП – денежные средства предприятия; Ок – обязательства (краткосрочные) |
Рентабельность продаж | (Чп / Д) * 100 | Чп – чистая прибыль компании; Д – доход фирмы без исключения из него затрат. |
Рентабельность собственного капитала | Чп / СК | Чп – чистая прибыль фирмы; СК – собственный капитал компании. |
Оборачиваемость собственного капитала | В / СК | В – выручка компании; СК – собственный капитал. |
Оборачиваемость запасов | ГЗ / СЗ | ГЗ – годовые запасы; СЗ – средние запасы (оставшиеся не использованными). |
Важно! Компания обязана самостоятельно выбрать оцениваемые показатели. Их перечень и разработанные нормативы будут представлены в виде системы ключевых коэффициентов.
Как отобрать группу показателей
Прежде чем выбрать показатели, которые в дальнейшем будут использоваться для оценки деятельности предприятия, необходимо обратить внимание на их характеристики. Каждый анализируемый показатель должен отвечать ниже представленным требованиям.
Для облегчения порядка выбора основных показателей их следует поделить на 3 группы: производственные, реализационные и управленческие. Первые будут оценивать продуктивность производства, вторые – эффективность продажи продукции, а третьи – рациональность использования кадров.
Пример отбора основных показателей
Для лучшего понимания структуры системы основных показателей предприятия, приведем пример порядка их отбора по следующим вводным данным:
В первую очередь необходимо оценить результаты деятельности фирмы за отчетный период. Для этого можно выбрать такие показатели, как доходность и чистая прибыль.
Чтобы понять, насколько эффективно компания закончила год, определим рентабельность продаж собственного капитала и активов.
Вычисление уровня финансовой устойчивости и ликвидности также являются обязательными для расчета показателями практически для всех предприятий. Именно они позволяют понять, каково положение фирмы и сможет ли она удержать позиции в случае наступления трудностей.
В связи с тем, что фирма недавно взяла краткосрочный и долгосрочный и краткосрочный кредит, следует рассчитать оборачиваемость кредиторской задолженности, а также уровень краткосрочной и долгосрочной задолженности.
Не менее важно обратить внимание и на среднесписочную численность работников, на количество сотрудников, занятых производством, а также на уровень трудовых и временных затрат на производство продукции.