Что такое основы цифровой грамотности
Что такое цифровая грамотность и зачем она нужна
Тамара Бэллис
Об авторе
Основатель и тренер шахматной школы «Фианкетто», чемпионка Мирнинского района по шахматам, многократный призер командных республиканских и районных соревнований, победитель и призер личных первенств по быстрым шахматам.
Понятие цифровой грамотности включает в себя массу важных навыков, без которых невозможно обходиться современному человеку в 21 веке. Цифровая грамотность — это умение пользоваться цифровыми устройствами, понимание современных технологий и их безопасное и эффективное использование, навыки корректной работы с информацией и даже соблюдение определенных мер безопасности в цифровой среде.
С первого взгляда может показаться, что цифровая грамотность сводиться к компьютерной. Однако она подразумевает более глубокое понимание технологий и базовых принципов работы гаджетов, блогов, социальный сетей, электронной почты и так далее. Кроме того, цифровая грамотность охватывает такие темы, как безопасность в интернере, цифровая тень, кибербуллинг и цифровая этика. Например, какой информацией можно делиться в социальных сетях, а какой нельзя, как не стать жертвой мошенников, как предотвратить плагиат и многое другое. Согласитесь, эти знания необходимы детям для использования информации с чётким пониманием её сути и цели.
Детям нужно объяснять принципы работы в интернете. Они должны ориентироваться в онлайн-пространстве, а также критически оценивать и анализировать информацию, которую они находят, ведь не все сведения из интернета правдивы. Будет полезным помогать детям осваивать программы и приложения. На конкретных примерах разъяснять, что делают эти программы и как их безопасно использовать с наибольшей пользой. Как видете мало уметь пользоваться компьютером, нужно еще и не потеряться в бесконечном потоке предоставляемой информации. Для этого и нужна цифровая грамотность — обезопасить цифровое детство и взросление детей и обеспечить им комфортное цифровое пространство, в котором они могут гармонично расти и развиваться.
Именно поэтому наряду с шахматами, наша школа рекомендует посещать уроки по цифровой грамотности с 6-7 лет. Пусть ваш ребенок занимается хотя бы раз в неделю и узнает что-то новое о современных технологиях. Будьте уверены, что занятия принесут ему только пользу.
Что такое цифровая грамотность и почему она вам нужна
Уметь пользоваться основными компьютерными программами — не значит обладать цифровой грамотностью. Разбираемся, что ещё важно знать.
Я слышал что-то о цифровой грамотности. Что это?
Цифровая грамотность — очень обширное понятие. Это элементарная защита от хакеров, понимание принципов защиты персональных данных, распознавание фишинга и компетенции во многих других сферах. Даже знания о том, как работает NFC в банковских карточках и смартфонах, тоже относятся к цифровой грамотности.
Умение пользоваться разными сервисами в интернете — тоже цифровая грамотность, но нулевого уровня. От того, что вы можете написать что-то другу в соцсети, вы не становитесь грамотным и защищённым.
Самозанятый автор. Создаёт статьи в блог и коммерческий контент. Пишет о маркетинге, финансах, бизнесе и YouTube.
А можно конкретнее и проще? А то ничего не понятно…
Хорошо. Человека с натяжкой можно назвать освоившим основы цифровой грамотности, если он понимает, что такое https в доменном имени сайта и может без труда освоиться в новом интерфейсе. На более продвинутом уровне человек считается освоившим цифровую грамотность, если он может:
А ещё понимает, как обеспечить конфиденциальность в интернете, как вычислять фейки и автоматизировать рутинные процессы в Сети.
Это только примеры, и далеко не все. Человек с высоким уровнем цифровой грамотности — тот, кто безопасно и комфортно пользуется интернетом и современными технологиями.
А что будет, если у человека нет цифровой грамотности?
Цифровую грамотность не преподают в школах и вузах (а жаль), поэтому никто не поставит двойку на экзамене. Зато экзаменом выступит сама жизнь. Многие хакерские атаки на корпорации начинаются с того, что взрослый образованный человек открывает письмо от неизвестного адресата и скачивает оттуда файл, запускающий троян в сеть компании. Он делает это, если не знает основ цифровой грамотности.
Грамотность нужна не только для работы. Есть люди, которые пересылают пароли по почте, сохраняют их в «Google Документах» с открытым доступом, вводят на непонятных сайтах. А потом не могут войти в аккаунт в соцсети или видят, как с карты исчезают деньги. Только за 2020 год россияне потеряли в общей сложности 150 млрд рублей просто потому, что не смогли распознать фишинг.
Допустим, я знаю уловки и не попадусь на фишинг. Значит, я грамотный?
Мы уже говорили, что цифровая грамотность — очень обширное понятие. Можно не вводить нигде данные от личных кабинетов, но при этом не знать ничего о персональных данных, не хранить данные в безопасности и не уметь проверять достоверность информации.
Что за персональные данные и как они относятся к цифровой грамотности?
Так называют всё, что позволяет идентифицировать вас. Персональные данные — серия и номер паспорта, адрес, Ф. И. О., номер телефона. Их нужно уметь защищать, чтобы они не попали в руки мошенников, и это тоже цифровая грамотность.
Если ваши данные окажутся у злоумышленников, они смогут взять кредит или начать вас шантажировать, как было с Рафаэлем Халиловым из Москвы. Поэтому важно понимать, какие данные можно выкладывать в открытый доступ, а какие нет и как правильно пользоваться сервисами, которые требуют их.
А что про безопасность хранения? Я же могу просто поставить пароль на компьютер
Да, можете, но такую защиту может обойти любой, даже слабый, элементарный вирус. Данные нужно хранить в безопасности и делать резервные копии файлов. Ведь если компьютер взломают, можно потерять все данные и потом мучительно их восстанавливать.
О безопасности передачи файлов тоже стоит задуматься: отправка по электронной почте никак их не защищает. Лучше использовать специальные сервисы, позволяющие разграничивать доступ к информации и делать её доступной после введения пароля.
Убедили. А достоверность информации зачем проверять?
Хотя бы для того, чтобы не переводить деньги мошенникам, которые взламывают страницы и пишут от имени ваших друзей с просьбой срочно перевести деньги на Qiwi-кошелёк. И чтобы вы, увидев в соцсетях об очередном сборе денег на лечение, могли отличить пост мошенника от поста о реальном ребёнке, которому нужна помощь.
А ещё умение проверять достоверность информации пригодится в работе. С ним вы не сделаете фатальных ошибок, и не придётся переделывать большую часть проекта.
Цифровая грамотность нужна больше на работе?
Да, потому что цифровизация с каждым годом сильнее проникает в нашу жизнь. Согласно отчёту KMDA, всё больше руководителей в России осознают её важность и внедряют её. Со временем на офисной работе останутся грамотные сотрудники, а те, кто не сможет справляться с современными технологиями, будут вынуждены перейти в другую сферу деятельности. Но и в жизни цифровая грамотность тоже пригодится: с ней вы не потеряете деньги и сохраните семейные фото и видео, а не лишитесь их из-за того, что полетел жёсткий диск.
Хорошо, а как повысить уровень цифровой грамотности?
Внимательно изучать всё вокруг — читать FAQ сервисов, обращать внимание на новости о случаях мошенничества, учиться выявлять фейковые новости и проверять информацию, пока не найдёте её первоисточник. А ещё можно читать разные образовательные статьи или пройти системное обучение, где вам расскажут, как пользоваться разным софтом, безопасно обмениваться файлами и работать с информацией.
Обложка: Оля Ежак для Skillbox Media
Интернет-мошенничество, цель которого — получить данные банковских карт или логины и пароли от соцсетей, форумов, личных кабинетов.
Трёхзначный номер на обратной стороне банковской карты.
Цифровая грамотность — must have среди навыков
В новой статье из гайда из гайда «Как начать карьеру в IT и digital» о цифровой грамотности рассказывает автор и спикер образовательного цикла Smart Monday Александра Маржановская.
Цифровые технологии быстро и уверенно входят в нашу жизнь, развиваются и захватывают все новые и новые сферы. От мультиварки с Wi-Fi, умных домов и интернет-магазинов до систем управления бизнес-процессами и огромными предприятиями — всё это продукты новой цифровой реальности.
Для комфортной жизни в таком мире просто необходимо понимать, что такое эти современные технологии, где найти необходимую информацию и как её использовать. Четыре пятых населения (81%) в возрасте от 15 до 72 лет когда-либо пользовались персональным компьютером, столько же — интернетом.
Способность пользоваться контентом на основе цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование, и создавать его — всё это входит в понятие цифровой грамотности.
Как оценить свой уровень цифровой грамотности
поздравляем! Вы обладаете высоким уровнем цифровой грамотности.
Сразу стоит оговориться, что под контентом понимается любая информация, которую мы создаем и передаем при помощи цифровых технологий. Да-да, твиты и посты в соцсетях — тоже, а ещё электронные письма и даже эта статья.
Почему необходимо срочно оцифровываться и изучать современные технологии, что это даст профессионально
Развитие цифровой экономики оказывает влияние и на рынок труда:
80% вакансий, требующих от соискателей высокого уровня профессиональных компетенций, содержат требования уверенного владения ПК. Условия пандемии 2020 года сделали цифровые навыки жизненно необходимыми для абсолютно каждого человека. За последние пять лет требования к уровню владения ПК существенно повысились. В настоящий момент только в 10% случаев требуется просто навык владения компьютером, во всех остальных ситуациях необходимо владеть определенными программами, знать профильные языки программирования и т. д. Помимо навыков работы с ПК каждый соискатель должен обладать ещё и навыками работы с информацией с применением современных технологий и программных продуктов. Требования к цифровой грамотности соискателей постоянно растут.
В зависимости от целей использования выделяют две категории цифровых навыков:
Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему
Согласно исследованию HeadHunter, самыми востребованными навыками молодых специалистов в 2020 году стали грамотная речь (это требование упоминается в 16% вакансий для начинающих специалистов), работа в команде (15%), умение пользоваться компьютером (14%), умение активно продавать (8%), а также навыки делового общения (6%).
Даже в абсолютно привычных сферах фокус постепенно смещается в сторону цифровых навыков. Рассмотрим этот тренд на примере финансовых профессий.
Для финансовых профессий это влияние можно определить как результат действия пяти факторов:
Благодаря совокупности этих факторов профессия, например, бухгалтера за 20 лет претерпела существенные изменения: пройден путь от хранения документов на бумажных носителях до использования множества специализированных программ.
В настоящий момент в графе «Требования» для бухгалтера указано владение следующими программами:
и это далеко не полный перечень необходимых знаний и навыков.
Такое активное развитие требует от специалиста постоянного повышения и актуализации уже имеющихся знаний и получения новых.
Практические советы повышения цифровой грамотности
Почему важно развивать soft skills, и как эти навыки используются в работе
Помимо строго профессиональных навыков (hard skills), все больше внимания уделяется «гибким» навыкам, которые не относятся напрямую к сфере конкретной деятельности.
По мнению ученых Гарварда и Стэнфорда, 75–85% профессионального успеха зависит от наличия у специалиста soft skills и только 15–25% — от hard skills.
Согласно исследованиям рекрутингового агентства HeadHunter, в каждой пятой вакансии за последний год в числе требований была обозначена устная и письменная грамотность. В 12% предложений о работе встречаются требования владения иностранными языками. Как отмечают специалисты, этот показатель растет.
Многие работодатели (11%) ценят навыки продаж, даже если работа не связана с торговлей. Это объясняется тем, что от сотрудника ждут умения эффектно представить собственные идеи, в том числе коллегам и руководству.
К наиболее популярным soft skills относятся:
1. Умение выгодно и в нескольких словах подать себя, ярко и доступно презентовать продукт для разных аудиторий, разъяснить партнерам идею нового проекта — за все это отвечают коммуникативные навыки. Они включают в себя хорошо структурированную грамотную речь, умение активно слушать и слышать собеседника, а также вести деловую переписку.
2. Критическое мышление — навык, который способен уберечь компании от убытков и принятия неверных решений. В любой команде нужен человек, который способен конструктивно критиковать и задавать неудобные вопросы, чтобы тем самым вывести проект на новую ступень развития.
3. Слаженная командная работа зависит от открытости всех её членов. Способность работать в команде включает высокую степень ответственности за проделанную работу, качество её выполнения и соответствие всем дедлайнам. Есть силы, которые неподвластны людям, поэтому сроки могут гореть, а работа — стопориться. Важно, чтобы даже в этом случае вся команда была осведомлена и смогла принять необходимые меры, поэтому навык командного игрока тесно связан с коммуникативными способностями.
4. Специалисты, которые занимают руководящие должности должны понимать насколько создание или крах тех или иных технологий способны повлиять на бизнес. Например, использование облачных CRM-систем делает менеджеров по продажам в разы мобильнее, а использование дополнительных систем для ведения бухгалтерии помогает оптимизировать процесс и минимизировать ошибки.
5. Многозадачность — востребованный и одновременно сомнительный навык. Тот, кто делает всё, рискует не сделать ничего, поэтому важно уметь чётко расставлять приоритеты по задачам и следовать разработанному плану. Умение грамотно распределять время на его воплощение — ценный навык, который иногда способен творить чудеса.
Среди личных качеств в ТОП требований со стороны работодателей также входят стрессоустойчивость, активная жизненная позиция, высокая работоспособность и креативность.
Эксперты уверены: спрос на эти характеристики сохранится.
В следующей статье из гайда «Как начать карьеру в IT и digital» вы узнаете, почему нам страшно менять карьеру и как бороться с этим страхом. Подпишитесь, чтобы не пропустить продолжение.
В новой статье из гайда из гайда «Как начать карьеру в IT и digital» о цифровой грамотности рассказывает автор и спикер образовательного цикла Smart Monday Александра Маржановская.
Цифровые технологии быстро и уверенно входят в нашу жизнь, развиваются и захватывают все новые и новые сферы. От мультиварки с Wi-Fi, умных домов и интернет-магазинов до систем управления бизнес-процессами и огромными предприятиями — всё это продукты новой цифровой реальности.
Для комфортной жизни в таком мире просто необходимо понимать, что такое эти современные технологии, где найти необходимую информацию и как её использовать. Четыре пятых населения (81%) в возрасте от 15 до 72 лет когда-либо пользовались персональным компьютером, столько же — интернетом.
Способность пользоваться контентом на основе цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование, и создавать его — всё это входит в понятие цифровой грамотности.
Как оценить свой уровень цифровой грамотности
поздравляем! Вы обладаете высоким уровнем цифровой грамотности.
Сразу стоит оговориться, что под контентом понимается любая информация, которую мы создаем и передаем при помощи цифровых технологий. Да-да, твиты и посты в соцсетях — тоже, а ещё электронные письма и даже эта статья.
Почему необходимо срочно оцифровываться и изучать современные технологии, что это даст профессионально
Развитие цифровой экономики оказывает влияние и на рынок труда:
80% вакансий, требующих от соискателей высокого уровня профессиональных компетенций, содержат требования уверенного владения ПК. Условия пандемии 2020 года сделали цифровые навыки жизненно необходимыми для абсолютно каждого человека. За последние пять лет требования к уровню владения ПК существенно повысились. В настоящий момент только в 10% случаев требуется просто навык владения компьютером, во всех остальных ситуациях необходимо владеть определенными программами, знать профильные языки программирования и т. д. Помимо навыков работы с ПК каждый соискатель должен обладать ещё и навыками работы с информацией с применением современных технологий и программных продуктов. Требования к цифровой грамотности соискателей постоянно растут.
В зависимости от целей использования выделяют две категории цифровых навыков:
Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему
Согласно исследованию HeadHunter, самыми востребованными навыками молодых специалистов в 2020 году стали грамотная речь (это требование упоминается в 16% вакансий для начинающих специалистов), работа в команде (15%), умение пользоваться компьютером (14%), умение активно продавать (8%), а также навыки делового общения (6%).
Даже в абсолютно привычных сферах фокус постепенно смещается в сторону цифровых навыков. Рассмотрим этот тренд на примере финансовых профессий.
Для финансовых профессий это влияние можно определить как результат действия пяти факторов:
Благодаря совокупности этих факторов профессия, например, бухгалтера за 20 лет претерпела существенные изменения: пройден путь от хранения документов на бумажных носителях до использования множества специализированных программ.
В настоящий момент в графе «Требования» для бухгалтера указано владение следующими программами:
и это далеко не полный перечень необходимых знаний и навыков.
Такое активное развитие требует от специалиста постоянного повышения и актуализации уже имеющихся знаний и получения новых.
Практические советы повышения цифровой грамотности
Почему важно развивать soft skills, и как эти навыки используются в работе
Помимо строго профессиональных навыков (hard skills), все больше внимания уделяется «гибким» навыкам, которые не относятся напрямую к сфере конкретной деятельности.
По мнению ученых Гарварда и Стэнфорда, 75–85% профессионального успеха зависит от наличия у специалиста soft skills и только 15–25% — от hard skills.
Согласно исследованиям рекрутингового агентства HeadHunter, в каждой пятой вакансии за последний год в числе требований была обозначена устная и письменная грамотность. В 12% предложений о работе встречаются требования владения иностранными языками. Как отмечают специалисты, этот показатель растет.
Многие работодатели (11%) ценят навыки продаж, даже если работа не связана с торговлей. Это объясняется тем, что от сотрудника ждут умения эффектно представить собственные идеи, в том числе коллегам и руководству.
К наиболее популярным soft skills относятся:
1. Умение выгодно и в нескольких словах подать себя, ярко и доступно презентовать продукт для разных аудиторий, разъяснить партнерам идею нового проекта — за все это отвечают коммуникативные навыки. Они включают в себя хорошо структурированную грамотную речь, умение активно слушать и слышать собеседника, а также вести деловую переписку.
2. Критическое мышление — навык, который способен уберечь компании от убытков и принятия неверных решений. В любой команде нужен человек, который способен конструктивно критиковать и задавать неудобные вопросы, чтобы тем самым вывести проект на новую ступень развития.
3. Слаженная командная работа зависит от открытости всех её членов. Способность работать в команде включает высокую степень ответственности за проделанную работу, качество её выполнения и соответствие всем дедлайнам. Есть силы, которые неподвластны людям, поэтому сроки могут гореть, а работа — стопориться. Важно, чтобы даже в этом случае вся команда была осведомлена и смогла принять необходимые меры, поэтому навык командного игрока тесно связан с коммуникативными способностями.
4. Специалисты, которые занимают руководящие должности должны понимать насколько создание или крах тех или иных технологий способны повлиять на бизнес. Например, использование облачных CRM-систем делает менеджеров по продажам в разы мобильнее, а использование дополнительных систем для ведения бухгалтерии помогает оптимизировать процесс и минимизировать ошибки.
5. Многозадачность — востребованный и одновременно сомнительный навык. Тот, кто делает всё, рискует не сделать ничего, поэтому важно уметь чётко расставлять приоритеты по задачам и следовать разработанному плану. Умение грамотно распределять время на его воплощение — ценный навык, который иногда способен творить чудеса.
Среди личных качеств в ТОП требований со стороны работодателей также входят стрессоустойчивость, активная жизненная позиция, высокая работоспособность и креативность.
Эксперты уверены: спрос на эти характеристики сохранится.
В следующей статье из гайда «Как начать карьеру в IT и digital» вы узнаете, почему нам страшно менять карьеру и как бороться с этим страхом. Подпишитесь, чтобы не пропустить продолжение.
Почему нам не нужен ещё один новый предмет: как учить цифровой грамотности в школе
Скорее всего, вам часто кажется, что бесконечные рекомендации по повышению цифровой грамотности не имеют к вам отношения. Тем более когда говорят ещё и о детях. Но за этим громоздким словосочетанием скрывается тысяча мелких ежедневных навыков, которыми мы не все хорошо владеем. Разбираемся, что же такое цифровая грамотность и как, собственно, учить ей детей.
Что это вообще такое
2010-е годы стали прорывными с точки зрения развития технологий. Ещё в середине нулевых мы только осваивали личные кабинеты на сайтах банков, а сейчас любая онлайн-оплата — это рядовая история. Интернет добавил к нашей обычной жизни ещё и онлайновую, где, казалось бы, работают те же правила, что и офлайне. Но не всегда. Именно они объединяются в пресловутую цифровую грамотность, а проще говоря, умение жить и работать в сети.
Что именно считать столпами цифровой грамотности? Тут есть разные подходы. Например, авторы отчёта Евросоюза «Модель цифровых компетенций для граждан» перечисляют пять областей и 21 компетенцию, которые необходимы всем гражданам.
Такую классификацию применяют в 21 стране Евросоюза, включая Францию и Великобританию. Есть и другие. Например, в российском классификаторе НАФИ к основным областям добавлена медиаграмотность — оценка восприятия людьми того, что делают сетевые медиа.
Снова кажется, что это не имеет к вам отношения? Обратимся к статистике: почти четверть россиян проводит платежи через открытый вай-фай. Никогда так не делали? 45% тех, кто ищет в сети какую-либо информацию или новости, не задумывается о том, чтобы сравнить несколько источников и проверить достоверность или ложность найденного.
42% не пытаются даже понять, какую позицию занимает их собеседник в интернете. Действительно — зачем? А больше половины россиян считают, что забота о персональных данных — это не их дело. И, логично, не учат этому детей, потому что это не заложено в системе ценностей как важное и нужное знание. При этом без него двигаться дальше почти невозможно, тем более если нам предстоит вскоре оказаться в мире тотальной цифры.
Не учат этому и в школе. В России нет специальных уроков цифровой грамотности. Такие занятия иногда проводят в рамках федеральных проектов, по инициативе руководства отдельных школ, учителей или крупных IT-компаний. Мы поговорили с педагогами, которые всё-таки учат детей цифровой грамотности, и узнали, что, на их взгляд, нужно рассказывать школьникам о новых технологиях.
Чему учить?
Алла Волкова, преподаватель информатики из Липецка, победитель конкурса «Учитель года России» 2015 года:
Я больше склоняюсь к слову «грамотность» как к понятию, которое касается чтения и письма. Поэтому считаю, что цифровая грамотность — это умение использовать цифровые технологии. В почти автоматическом режиме, когда человек не задумывается, как это делать. У него это заложено точно так же, как умение читать и писать, которому учат в начальной школе, и дальше он с ним просто живёт. И речь идёт не только об общении в соцсетях.
Основные навыки — это создание своего контента, поиск и обмен информацией, работа в интернете, грамотное использование цифровых ресурсов; это решение жизненных задач средствами информационных технологий. У каждого эти задачи могут быть разными, но если ты владеешь навыками работы в текстовом редакторе, то без труда, я думаю, освоишь и другие программные продукты, потому что навыки похожи.
Что делать родителям?
Александр Степанов, учитель информатики и робототехники высшей категории, победитель конкурса Департамента образования Москвы «Просто о сложном» 2016 года:
Цифровая грамотность — это навыки, позволяющие себя безопасно ощущать в цифровом мире. Современный человек должен понимать: всё, что попадает в сеть, никуда не денется, поэтому надо следить за своими профилями, понимать, что там следует публиковать, а что нет. Знать, как совершать безопасные платежи через сеть.
Проще говоря, делать всё, что делали предыдущие поколения, но с учётом цифровой действительности. Лучше всего, когда дети узнают что-то на собственном опыте. Поэтому важно моделировать на уроках жизненные ситуации и разбирать с ними каждый элемент. Например: вы опубликовали снимок с отдыха и написали, что вернётесь не скоро. К чему может привести такая ситуация?
Как учить?
Сейчас многие говорят о том, что стоит ввести цифровую грамотность как отдельный предмет в школьную программу. Но я считаю, что его как раз быть не должно. Это навык, который дети должны уметь использовать. Например, поиск в интернете физического закона — это навык цифровой? Цифровой. Но он используется для решения конкретной задачи.
На уроках информатики есть масса вариантов, как и когда этому учиться. Это и единые уроки по безопасности в интернете, и по безопасности персональных данных. В прошлом году у нас был шикарный проект — «Урок цифры». Я приглашала на уроки людей из IT-компаний нашего города, представителей провайдеров. Они не учили детей, а делились с ними опытом и знаниями: что такое хакерская атака, как правильно подключиться к интернету и так далее. Дети понимали, что это не просто навязанные теоретические знания, а люди-практики, поэтому интерес был намного выше.
Я часто использую материалы сайта Kaspersky Safe Kids, где есть рекомендации по грамотному использованию интернета и антивирусной защиты. Есть учебные материалы известного среди информатиков сайта Константина Юрьевича Полякова — это вообще клад для учителей. На нём идёт речь не только о решении задач информационных, но и тех, что связаны с цифровой грамотностью. Самые грамотные в цифровом плане, конечно, старшеклассники. Но не только они.
Грамотнее в целом те дети, чьи родители понимают, что современного ребёнка оградить от компьютера и смартфона нельзя
К сожалению, до сих пор существуют родители, которые не подпускают к компьютеру ребёнка, например, до 7-го класса. Но чем раньше у них появляется осознание, что это просто инструмент, которым пользуются все, тем легче научить этому ребёнка. В гимназии мы приняли решение, что учить детей работать в социальных сетях нужно не путём запретов, а с помощью создания для него правильного контента.
У каждого класса есть своя группа, где существуют определённые правила размещения постов, и мы учим детей структурировать, подбирать, распространять информацию правильно. Модераторами каждой группы выступают классные руководители. Дети воспринимают социальные сети как правильный инструмент, а не только для поиска негатива, хотя такое раньше тоже было.
Кому учить?
Я считаю, что основы [цифровой грамотности] должны закладывать уже учителя начальных классов. Дальше всё-таки основную нагрузку на себя должны брать учителя информатики: у них выше осознанность и опыт грамотных решений. Если у кого-то из детей что-то не получается, они должны направить их в нужное русло.
А вот применять все полученные навыки должны учителя всех предметов. При этом, конечно, никто не говорит, что каждый урок все преподаватели должны говорить: «Вот сейчас мы с вами будем учиться искать информацию в интернете».
Практика показывает, что уровень цифровой грамотности у педагогов, если брать всю Россию, а не отдельно взятые города — например, Москву, — не очень высокий. Поэтому стоит ли преподавать цифровую грамотность как отдельный предмет — большой вопрос. А вот формировать навыки цифровой грамотности в рамках разных предметов, я думаю, вполне возможно.
Учителя, как и все люди, активно используют те возможности, которые даёт современная цифровая среда. Мы точно так же делаем публикации в социальных сетях, совершаем онлайн-покупки или смотрим фильмы в интернете. Я знаю многих коллег, которые ведут блоги, и у них десятки тысяч подписчиков.
Мне кажется, что большинство учителей уже готовы рассказать своим ученикам про цифровые навыки. И начинать прививать нужные компетенции следует с начальной школы. У многих учеников к этому моменту уже есть смартфоны, и если их не просвещать, то могут возникнуть ситуации, когда им будет грозить уже реальная опасность, а не только виртуальная.
Делать это можно на ОБЖ: говорить, например, о цифровой гигиене, а на уроках информатики обучать необходимым компетенциям для работы с цифровыми инструментами. Я не думаю, что для этого следует вводить отдельный предмет. Достаточно уделить этому внимание в рамках уже существующих уроков.