Что такое остаточное зрение
Слепота – медицинский термин означающий серьезное повреждение зрения или полное его отсутствие.
При слепоте невозможно либо значительно ограничено зрительное восприятие вследствие значимого сужения поля зрения, а также снижения остроты центрального зрения.
В клинической практике, различают следующие виды данной патологии:
Причины слепоты
Боязнь ослепнуть, очень часто побуждает мнительных людей при обращении к врачам, задавать довольно глупые вопросы, к примеру: могут ли люди ослепнуть во сне? При этом, для любого грамотного специалиста не составит труда объяснить, что у абсолютно здоровых людей, внезапная слепота не возникает. Данная патология может стать следствием таких состояний и заболеваний, как:
Существует и ряд специфических разновидностей слепоты:
Дальтонизм. Это аномалия, при которой человек не может различать цвета, которые без труда различают другие. Патология, как правило, предопределена генетически и передается по мужской линии. По статистике, она выявляется почти у 8% мужчин, у женщин, же этот показатель составляет менее 1%. Причем, у подобных пациентов, в большинстве случаев, острота зрения остается в норме.
Куриная слепота. При данной патологии, человек теряет способность различать окружающие объекты в сумерках. Подобное нарушение может иметь, как генетическую природу, так и развиться вследствие ряда заболеваний. Подавляющее количество пациентов с куриной слепотой, в светлое время суток, имеют нормальную остроту зрения. Поэтому, именовать подобное явление слепотой, достаточно трудно.
Снежная слепота. Это ухудшение или полное отсутствие зрительного восприятия при мощном воздействии на зрение УФ-лучей. Чаще всего, такое нарушение, походит со временем из-за разрастания тканей поверхности роговой оболочки. Снежная потеря зрения – явление временное и никогда не влечет за собой абсолютную слепоту. Движение объектов, яркий свет, очертания предметов, люди в любом случае видят.
Диагностика
Полная слепота, наступившая вследствие повреждения зрительного нерва или перенесенного инсульта, лечению не поддается. В таких случаях, восстановить зрение, к сожалению, невозможно.
Улучшить качество жизни слепых пациентов призваны специальные средства, разработанные для облегчения их повседневной жизни: книги и пособия, написанные шрифтом Брайля (сегодня существуют и электронные варианты), компьютерные программы, а также ряд устройств, существенно расширяющих возможности невидящих (полностью слепых и имеющих слабое зрение).
Современная офтальмология пока не располагает методиками лечения врожденного дальтонизма. При приобретенной его форме, требуется устранение причин, приведших к её развитию. Иногда, улучшение зрения может наступить после отмены приема того или иного медикаментозного препарата.
Профилактика
При наличии определенных знаний и возможности получать высококачественное медицинское обслуживание, наступление слепоты, можно предотвратить.
Слепота, возникающая вследствие травм, предупреждается абсолютным соблюдением инструкций по защите глаз. Формы эссенциальной слепоты, могут устраняться посредством коррекции пищевого рациона. Раннее выявление катаракты и глаукомы, с регулярно проводимым лечением, позволит избежать слепоты связанной с данными заболеваниями. Контроль уровня сахара крови и поддержание собственного веса, а также занятия физическими упражнениями, отказ от курения и соблюдение определенной диеты, поможет не ослепнуть вследствие диабетической ретинопатии.
В связи со всеми вышеперечисленными проблемами, следует дать совет больше времени проводить на свежем воздухе. За счет этого орган зрения отдыхает, а организм укрепляется. Это является очень хорошей профилактикой всех системных патологий. Можно также попробовать народные методы ухода за глазами, в том числе примочки и капли. При этом следует тщательно следить за своим здоровьем. При первых симптомах изменения цвета глаз следует незамедлительно записаться к специалисту и провести обследование.
В медицинском центре «Московская Глазная Клиника» все желающие могут пройти обследование на самой современной диагностической аппаратуре, а по результатам – получить консультацию высококлассного специалиста. Клиника консультирует детей от 4 лет. Мы открыты семь дней в неделю и работаем ежедневно с 9 ч до 21 ч. Наши специалисты помогут выявить причину снижения зрения, и проведут грамотное лечение выявленных патологий.
Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в «Московскую Глазную Клинику» Вы можете по телефону 8 800 777-38-81 (ежедневно с 9:00 до 21:00, бесплатно для мобильных и регионов РФ) или воспользовавшись формой онлайн-записи.
Остаточное зрение
Смотреть что такое «Остаточное зрение» в других словарях:
Зрение — процесс восприятия внешнего мира, обусловливающий представление о величине, форме, цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними. Орган З. глаз. Глаз человека наделён способностью воспринимать световые волны в диапазоне от … Педагогический терминологический словарь
Дети с нарушениями зрения — Слепые дети страдают полным отсутствием зрения либо имеют остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками). Для них осн. средствами познания окружающего мира становятся осязание и… … Российская педагогическая энциклопедия
Каплан, Анна Иосифовна — Каплан Анна Иосифовна Дата рождения: 30 января 1922(1922 01 30) Дата смерти: 1983 год(1983) Страна … Википедия
Слепоглухота — Слепоглухота врождённые или приобретённые в раннем возрасте (до овладения речью) слепота и глухота и связанная с отсутствием слуха немота. Без специального обучения слепоглухонемой ребёнок умственно не развивается, не приобретает… … Википедия
слепые дети — дети, страдающие полным отсутствием зрения либо имеющие остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками). Для них основным средством познания окружающего мира становятся осязание и … Дефектология. Словарь-справочник
тактильный — 3.36 тактильный : Свойство объекта (поверхности), воспринимаемое путем осязания, т.е. прикосновения к нему. Источник: СП 136.13330.2012: Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для малом … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Слепота — наиболее резко выраженная степень аномалий развития и нарушений зрения, когда становится невозможным или весьма ограниченным зрительное восприятие вследствие глубокого снижения остроты центрального зрения и сужения поля зрения. Различают… … Педагогический терминологический словарь
Слепота — I Слепота значительное снижение зрения одного или двух глаз, вплоть до его полной утраты. При трактовке С. как медико социального понятия подразумевается состояние, при котором резко снижено или утрачено зрение обоих глаз. Различают частичную,… … Медицинская энциклопедия
ослепшие дети — дети, которые в результате заболевания или травмы утратили зрение полностью или сохранили лишь остаточное зрение с остротой до 0,4. Если потеря зрения произошла по достижении ребенком 3 4 летнего возраста, то он может долго (иногда на… … Дефектология. Словарь-справочник
ГОСТ Р 52875-2007: Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования — Терминология ГОСТ Р 52875 2007: Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования оригинал документа: 3.1 инвалид по зрению: Лицо, у которого полностью отсутствует зрение или острота остаточного зрения не превышает 10… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Консультация для тифлопедагогов. Теоретические основы развития зрительного восприятия слепых детей, имеющих остаточное зрение.
Консультация для тифлопедагогов.
Теоретические основы развития зрительного восприятия слепых детей, имеющих остаточное зрение.
1. Основные характеристики остаточного зрения.
По степени сохранности зрения разделяют тотальную (абсолютную) и практическую слепоту. Абсолютная слепота на оба глаза полностью выключает все зрительные ощущения. При практической слепоте наблюдается остаточное зрение, при котором существует форменное зрение или светоощущение. Светоощущение дает возможность отличать свет от тьмы. При остаточной способности видеть человек может воспринимать свет, контуры, цвета, силуэты предметов на близком расстоянии, сосчитать пальцы вблизи лица.
Остаточное зрение – это особенное свойство зрения, которое глубоко повреждено. Остаточное зрение характеризуется разностью возможностей зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью устойчивости, взаимодействием и возможностью взаимной компенсации. Оно зависит от многих характеристик заболеваний глаза, которые обусловлены процессом болезни, общим состоянием организма, психической сферы человека.
Основные характеристики остаточного зрения следующие:
Неравнозначность взаимодействия разных функций зрения и их параметров.
Низкая скорость и качество переработки зрительной информации.
Быстрая утомляемость глаз из-за их малой работоспособности.
Развитие или наследование некоторых дефектов глаз от родителей.
Причины, приводящие к потере зрения:
заболевания центральной нервной системы – менингит, опухоли мозга, менингоэнцефалит;
осложнения после инфекционных заболеваний;
результат травматических повреждений глаза или мозга.
2. Формы остаточного зрения
Различают три формы остаточной зрительной функции.
Острота центрального зрения 0,04 или ниже. При этом поле зрения немного сужено, наблюдается снижение цветовой чувствительности.
Острота центрального зрения 0,04. В поле зрения наблюдаются выпадения отдельных участков. Цветовосприятие значительно понижено.
Острота центрального зрения 0.04 или выше. Поле зрения имеет трубчатый характер, отсутствует боковое зрение и цветоразличение.
Люди с первой формой остаточного зрения относительно свободно ориентируются в окружающем пространстве. Они могут опознавать предметы, видеть их цветовую характеристику.
В зависимости от формы, остаточное зрение дает возможность слепому человеку немного ориентироваться в мире. Функциональные возможности таких людей очень ограничены. Поэтому требуются большие усилия для их адаптации в общество.
3. Зрительные возможности слепых детей с остаточным зрением.
В тифлопедагогической практике обучения, воспитания, развития и (ре)абилитации слепых детей по степени нарушения остроты зрения целесообразно подразделять на следующие группы:
1) Тотально или абсолютно слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения.
2) Слепые дети со светоощущением. Эти дети видят только свет, то есть отличают свет от тьмы. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.
3) Слепые дети, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, то есть они отличают не только свет от тьмы, но и различают цвета.
4) Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009). При таком зрении в комфортных условиях человек видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии может различать цвета, контуры, силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом.
Деление слепых с остаточным зрением на подгруппы важно для понимания реабилитационного потенциала, на который можно опереться при формировании компенсаторных навыков, построенных на использовании особенностей зрительных возможностей каждой подгруппы слепых с целью повышения качества коррекционно-образовательного и (ре)абилитационного процессов.
Остаточное зрение характеризуется разнообразием проявления нарушений зрительных функций, изменчивостью и неустойчивостью их параметров, повышенной утомляемостью зрения.
Остаточное зрение не позволяет детям полноценно развиваться, опираясь преимущественно на дефектное зрение, то есть этого зрения недостаточно для того, чтобы пользоваться им для выполнения работ, требующих систематического участия зрения. Некоторые дети с остаточным зрением могут лишь непродолжительное время читать на близком расстоянии крупный шрифт, что не позволяет им получить полноценное образование, используя при обучении только плоский шрифт.
Именно поэтому слепые дети с остаточным зрением в познавательной деятельности, как и все дети подкатегории «Слепые», должны опираться в первую очередь на сохранные анализаторы (осязание, слух и др.), а их зрение должно выполнять вспомогательную роль. Отсюда в процессе их обучения следует использовать специальную систему для письма и чтения рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Наличие форменного остаточного зрения расширяет возможности использования зрительной информации, потому что это зрение доставляет больше зрительных сигналов, по сравнению со слепыми, у которых имеется остаточное, но более низкое зрение. Задача реабилитолога — научить человека выбирать из нескольких зрительных сигналов те, которые наиболее рациональным путем позволяют решить имеющуюся проблему.
Известно, что слепые с остаточным зрением нуждаются в словесных пояснениях зрячих относительно воспринимаемых впервые объектов (картин, явлений). Для лиц, имеющих слепоту с остаточным форменным зрением, пояснений должно быть больше, чем для лиц с меньшими зрительными возможностями. Именно потому, что дефектное форменное зрение часто дает неверную информацию, которая требует коррекции, а более низкое остаточное зрение дает так мало зрительной информации, что инвалиды знают об объекте лишь то, что сказали сопровождающие зрячие. Выпадение отдельных (особенно мелких) деталей приводит к неправильному толкованию событий, поступков, действий. Предметы, действия, явления часто сопоставляются детьми и обобщаются по случайным признакам.
При остаточном зрении наблюдается значительное нарушение зрительного восприятия. Слепые дети с остаточным форменным зрением часто опознают объекты неверно. Однако участие остаточного зрения в формировании зрительного образа продолжает оставаться ведущим во многих видах деятельности. Даже ничтожнейшие остатки зрения помогают слепым в процессе ориентировки в пространстве. Слепые со светоощущением могут ориентироваться на источники света (по люстрам, окнам).
Ориентироваться в пространстве помогают яркие контрастные цвета предметов и объектов, например – двери, окрашенные в контрастные цвета по отношению к стенам. Очень помогает ориентироваться в незнакомом месте: понять, где начало и конец лестницы, то, что первая и последняя ступенька лестницы окрашены в яркий желтый цвет.
Слепота, даже при наличии остаточного форменного зрения, чаще всего, своеобразно отражается и на манерах человека. При этом сами дети, как правило, не догадываются о внешних проявлениях последствий своего нарушенного зрения. Иногда нормально видящие люди не понимают почему человек смотрит косо или как бы исподлобья. А это нарушение поля зрения часто является причиной такого «странного» поведения. Зачастую именно внешние проявления последствий нарушения зрения воспринимаются нормально видящими людьми как «странные манеры» слепых людей, их ненормальность, даже как интеллектуальная недостаточность.
Незрячие дети испытывают трудности при общении. Например, они не видят своего собеседника, поэтому не всегда понимают, желают ли с ними говорить. Не видя выражения лица собеседника, его жестов, позы, они стесняются протянуть первыми руку, так как боятся того, что она повиснет в воздухе без ответного рукопожатия.
Многие из слепых людей с остаточным зрением страдают либо светобоязнью (нарушением световой адаптации), либо нарушением темновой адаптации. Избегая прямых солнечных лучей, они нуждаются в достаточно хорошем освещении, чтобы использовать свое остаточное зрение. Им требуется много времени, чтобы привыкнуть к свету, если они вышли из тени (сумерек).
При нарушении темновой адаптации дети видят значительно хуже или совсем не видят в сумерках. Поэтому, если даже они днем прекрасно ориентируются с помощью зрения, то их все равно необходимо обучать ориентировке в пространстве с помощью трости, т. е. как слепых. Иначе в пасмурную погоду и в темное время суток они будут мало мобильными и не смогут передвигаться там, где достаточно свободно ориентировались в светлое время суток. Если поле зрения у них ограничено во всех направлениях, в том числе и книзу, то они для безопасного передвижения вынуждены постоянно смотреть под ноги, т. е. низко наклонять голову. Чтобы инвалид при таком нарушении поля зрения передвигался с поднятой головой, то для контролирования пространства под ногами его обязательно надо обучать передвижению с помощью трости.
Слепые дети с остаточным форменным зрением могут перемещаться, огибая преграды, но только в хорошо освоенном пространстве, выполнять много различных действий, которые, по мнению зрячих, без хорошего зрения невозможно выполнять. Но именно для таких детей важным является соблюдение яркости, контрастности цвета, и объяснение тех знаний, которые ребенок с глубоким нарушением зрения не может увидеть в естественных условиях.
Зрительный анализатор используется тем эффективнее, чем лучше развиты у человека, в том числе и у ребенка, представления об окружающем мире.
Большую роль в этом играют специально организованные экскурсии на природу, в город, в магазин, и т. д. Во время проведения экскурсии предоставляется детям возможность воспринять изучаемые предметы или явления с помощью разных анализаторов: осязания, слуха, обоняния. То есть развитие зрительного восприятия проводится не изолированно, а в процессе всей познавательной деятельности, включая и другие виды восприятия с помощью сохранных анализаторов.
Используется остаточное зрение и при формировании навыков самообслуживания, при выполнении практических заданий и упражнений: при уходе за одеждой, обувью, жильем, при сервировке стола и т. д. Дети тренируются в обращении с конкретными предметами и явлениями окружающей действительности, рассматривают книги с крупными, яркими картинками. В результате в значительной степени обогащается жизненный опыт детей.
Детям с остаточным зрением доступна изобразительная деятельность: аппликация, лепка, рисование пластилином. Использование различных нетрадиционных техник сокращает зрительную нагрузку, что для детей данной категории является важным фактором. Нетрадиционные техники позволяют сгладить трудности изобразительного характера, которые дети с нарушениями зрения испытывают при изображении предметов окружающего мира. Нетрадиционные техники значительно повышают интерес, так как позволяют получить качественный изобразительный результат, а это в свою очередь, повышает самооценку детей, дает возможность почувствовать свои силы и возможности.
Остаточное зрение должно активно использоваться в пространственном ориентировании. Детей с остаточным зрением необходимо учить навыкам эффективного использования остаточного зрения.
Слепые с остаточным зрением могут узнавать предметы на некотором расстоянии от них, если эти предметы были ранее рассмотрены ими на доступном для них расстоянии. Запоминая форму объектов, их окраску, они затем получаемые зрительные впечатления анализируют и сопоставляют с имеющимся опытом. Это позволяет легче узнавать объекты на расстоянии, а значит, и ориентироваться в них.
Часто дети стараются опираться исключительно на своё остаточное зрение, тем самым часто подвергая себя опасности: вместо того, чтобы слушать транспорт, стараются рассмотреть цвет сигнала светофора. Поэтому детей необходимо приучать, с особой осторожностью переходить через дорогу, не полагаться только на свое остаточное зрение и использовать все сохранные анализаторы для получения более полной информации о той среде, в которой им приходится ориентироваться.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Слепые дети с остаточным форменным зрением часто опознают объекты неверно, опираясь на имеющийся зрительный и социальный опыт.
2. Многообразие факторов, влияющих на зрительные возможности слепых детей с остаточным форменным зрением, приводит к индивидуальным различиям в приемах его использования.
3. Изучение опыта использования слепыми остаточного зрения в познавательной и бытовой деятельности, а также в пространственной ориентировке показывает, что имеется определенная зависимость между глубиной нарушения зрения и качеством зрительного восприятия. В то же время дети и взрослые, которых не обучают использованию дефектного зрения, используют его гораздо ниже своих возможностей, хуже, чем те, которые имеют более низкое зрение, но научены анализировать и интерпретировать получаемую зрительную информацию.
4. Анализ зрительного восприятия слепых с остаточным форменным зрением позволяет характеризовать его не только как недостаточность, но как активный процесс поступательного развития зрительного восприятия, протекающего своеобразно, по обходным путям в условиях целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия.
Что такое остаточное зрение
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения можно выделить несколько групп
Статья:
В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения можно выделить несколько групп, характеризующихся разными зрительными возможностями, разными способами восприятия учебного материала и ориентации в пространстве.
В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы:
а) слепые и практически слепые (так называемые частично видящие) дети с остротой зрения в пределах от О до 0,04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. Эти дети имеют незначительное остаточное зрение или совсем ничего не видят. Во время занятий они пользуются в основном тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Обучение этих детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха. Часть из них при чтении и письме опираются на остаточное зрение. Наряду с этим, если им позволяет зрение, они овладевают, при определенных условиях, зрительным способом чтения и письма укрупненного черно-белого шрифта. Однако остаточное зрение не является достаточно устойчивым и надежным. Оно может обеспечить правильность и необходимую скорость восприятия обычного плоскопечатного шрифта лишь при использовании осязания. Частично видящие подлежат обучению в специальных школах для слепых детей или в специальных классах для этих детей при школах слабовидящих.
Во время занятий слепые и частично видящие пользуются специальными и учебными пособиями (изданными по системе Брайля), специальными техническими средствами, необходимым дидактическим материалом. Частично видящие пользуются и оптикой. Все это позволяет овладевать приемами осязательного и зрительного чтения и письма, облегчающими рациональное использование и охрану остаточного зрения;
б) слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. У этих детей, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение. Все это затрудняет зрительное восприятие учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки и мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения во время занятий.
Как правило, они подлежат обучению в специальных школах для слабовидящих. При обучении этих детей применяется система специальных технических и оптических средств (накладные ортоскопические, строчные лупы и др.), используемых с целью коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых функций. Однако их зрение является недостаточно устойчивым. При неблагоприятных условиях оно ухудшается. В связи с этим также учащиеся нуждаются в облегченном режиме зрительной нагрузки, в умелом чередовании деятельности, труда и отдыха;
в) слабовидящие дети с остротой зрения от 0,01 до 0,04 с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу. При наличии определенных условий они свободно читают с помощью зрения, пишут, зрительно воспринимают предметы, явления и процессы действительности, зрительно ориентируются в большом пространстве. В связи с необходимостью применять специальные методы и технические средства обучения, соблюдать определенные гигиенические требования, такие дети также обучаются в специальных школах слабовидящих. Однако некоторые из них при обеспечении необходимых условий в состоянии успешно обучаться в массовой школе;
г) дети с остротой центрального зрения 0,4-0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами. У этих детей не отмечаются выраженные вторичные отклонения в психическом развитии. Такие дети подлежат обучению в обычных условиях массовой школы. Однако по отношению к ним должен соблюдаться некоторый щадящий режим.
Таким образом, мы видим, что в зависимости от разной степени нарушения остроты центрального зрения учащиеся пользуются разными способами восприятия учебного материала, что предполагает применение дифференцированных форм их обучения в специальной школе для слабовидящих и в массовой школе.