Что такое остаточный срок годности
ФАС: требование предоставить конкретный показатель остаточного срока годности продуктов на момент поставки может быть незаконным
Указать в первой части заявки точный остаточный срок годности на момент поставки возможно только на дату передачи товара конкретному получателю
Заказчик провел аукцион на поставку молочных продуктов для детей. В составе первой части заявки заказчик потребовал предоставить конкретный показатель остаточного срока годности продуктов на момент поставки — 90%. Один из участников закупки пожаловался в ФАС на данное требование документации, а также на несколько других.
В ФАС жалобу рассмотрели и признали ее частично обоснованной. Если в закупке примет участие поставщик, у которого нет на складе нужного товара, он будет ограничен. В соответствии с ТЗ, периодичность поставки — «не менее 2-х раз в неделю», то есть заказчик хочет получить товар с минимальным остаточным сроком 108 суток — это также существенно ограничивает количество участников, учитывая временные затраты на транспортировку и формирование сопроводительных документов к товару.
В составе первой части заявки заказчик требует предоставления конкретного показателя остаточного срока годности на момент поставки — 90%. Указанный показатель не может относиться к конкретным функциональным, техническим показателям товара. Указать в первой части заявки точный остаточный срок годности на момент поставки возможно только на дату передачи товара конкретному получателю.
По итогу, ФАС посчитала, что заказчик нарушил часть 3 статьи 7 и пункт 1 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ. Но поскольку нарушение на результат определения поставщика не повлияло, предписание было решено не выдавать.
Что такое остаточный срок годности
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 24 мая 2017 г. № ИА/34601/17 “О разъяснении вопросов установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности (службы) медицинских изделий”
В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара устанавливаются заказчиком при необходимости.
Согласно части 8 статьи 38 Закона об охране здоровья граждан, в целях государственной регистрации медицинских изделий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проводятся оценка соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, а также испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
В процессе регистрации медицинского изделия доказываются его качество, эффективность и безопасность. Следовательно, факт государственной регистрации медицинского изделия означает его соответствие требованиям качества, эффективности и безопасности в период срока его годности.
Таким образом, хозяйствующие субъекты, предлагающие к поставке медицинские изделия одного товарного рынка (либо одно медицинское изделие), но имеющие различные сроки годности или различные остаточные сроки годности, в случае установления заказчиками требований к срокам годности, выраженных в процентах, поставлены в неравные условия.
Таким образом, требования заказчиков об остаточном сроке годности медицинского изделия, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей медицинских изделий, ограничение конкуренции и сокращение количества участников закупок. Кроме того, указание заказчиком обоснованного срока годности, определенного конкретным периодом (в днях, месяцах, годах), в течение которого медицинские изделия должны сохранять свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению, не является обременением для заказчика, а значительно снижает риски ограничения количества участников закупки, и как следствие, конкуренции.
Дополнительно ФАС России сообщает следующее. В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, по мнению ФАС России, при отсутствии условий устранения, ограничения конкуренции, сокращения количества участников закупки, предлагающих к поставке медицинские изделия с остаточным сроком годности, соответствующим периоду, на который закупается медицинское изделие, заказчик вправе установить требование к остаточному сроку годности медицинского изделия, превышающего период, на который закупается медицинское изделие (например, для формирования резерва по окончанию календарного года и иные причины объективного характера).
Так, например, если заказчик осуществляет закупку в декабре текущего года на следующий календарный год (то есть предполагает использование медицинских изделий по 31 декабря следующего года), то требование к сроку годности медицинского изделия не может превышать период следующего года, в котором будет потребляться медицинское изделие, то есть остаточный срок годности медицинского изделия должен покрывать 31 декабря следующего года, при этом участник закупки может предложить медицинское изделие с остаточным сроком годности, превышающим следующий календарный год. ФАС России полагает, что заказчик при объективной необходимости может осуществить дополнительную закупку медицинского изделия на протяжении всего следующего года с указанием остаточного срока годности медицинского изделия, превышающего 31 декабря.
ФАС России обращает внимание, что с учетом части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ заказчик не вправе установить в документации о закупке обязательное требование об указании в составе заявок на участие в закупке показателей и (или) значений гарантийного срока товара, работы, услуги и (или) объема предоставления гарантий их качества (в том числе срока годности, остаточного срока годности товара), гарантийного обслуживания товара. Участник закупки, подавая заявку, соглашается на указанные условия.
Кроме того, заказчики не ограничены в условиях указания фразы «не менее» при установлении требований к остаточному сроку годности, в связи с чем в случае предложения к поставке медицинского изделия со сроком годности, превышающим требуемый, заказчик не вправе отклонять такую заявку, поскольку срок годности, превышающий требуемый период, в течение которого медицинское изделие сохраняет свою пригодность, является соответствующим требованиям заказчика. Вместе с тем необходимо учитывать требования, устанавливающие окончание срока, определенного периодом времени, предусмотренные статьёй 192 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России считает, что остаточный срок годности медицинских изделий, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого медицинские изделия сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению. Вместе с тем требование заказчиков к остаточному сроку годности, значительно превышающему планируемый период потребления (например, при планировании закупки на календарный год заказчиком требуется к поставке лекарственный препарат с остаточным сроком годности 18 месяцев), может иметь признаки нарушения Закона о контрактной системе и антимонопольного законодательства. В любом случае при наличии жалобы, в том числе поданной в соответствии с Законом о защите конкуренции, на проведение закупки объективность и обоснованность установления остаточного срока годности определяется антимонопольным органом в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе с учетом обстоятельств и условий определенной закупки.
Обзор документа
Рассмотрен вопрос об установлении государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности (службы) медицинских изделий.
Позиция ФАС России по данному вопросу применима в отношении закупок медизделий, имеющих срок годности, не связанный с введением их в эксплуатацию.
В частности, указано, что требования заказчиков об остаточном сроке годности медизделия, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей медизделий, ограничение конкуренции и сокращение количества участников закупок.
Указание заказчиком обоснованного срока годности, определенного конкретным периодом (в днях, месяцах, годах), в течение которого медизделия должны сохранять свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медизделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению, не является обременением для заказчика, а значительно снижает риски ограничения количества участников закупки, и как следствие, конкуренции.
Остаточный срок годности товара по 44-ФЗ: все, что нужно о нем знать
Что такое остаточный срок годности, и зачем заказчики прописывают требования к нему при проведении некоторых закупок по 44-ФЗ? Сразу оговоримся, что к этому показателю внимательно должны относиться как заказчики, так и поставщики. Неправильно введенное значение приведет к срыву торгов или расторжению контракта.
Часто в этом плане допускают ошибки молодые и неопытные специалисты заказчика, так как увлекаются прописыванием характеристик объекта закупки при подготовке технического задания. А показатель этот очень важен и недооценивать его значимость не стоит.
Одни думают, что победитель торгов по умолчанию поставит свежую продукцию, другие полагаются на добросовестность поставщика. Рано или поздно все они сталкиваются с проблемой получения товара, срок годности которого подходит к концу.
Содержание:
1. Остаточный срок годности: что это значит?
Остаточный срок годности товара (далее — ОСГТ) — это тот промежуток времени, в течение которого товар сохраняет свои изначальные качества и потребительские свойства. Такая метрика характерна для продуктов питания, медицинских изделий, лекарственных средств и некоторых других товарных групп.
Для некоторых категорий товаров правильнее говорить – «срок службы», а не «срок годности», но не категорично, потому что эти понятия являются синонимами.
ОСГТ не может быть установлен для какого-либо оборудования, например, медицинского. В отношении данного вида товаров понятие «остаточный срок годности» не применяется. У оборудования есть гарантийный срок эксплуатации, гарантия поставщика и гарантия производителя. Также неверно будет устанавливать остаточный срок годности на бумажные изделия.
1.1 Для лекарственных препаратов
Отдельного внимания заслуживают лекарственные препараты, которые производятся и реализуются в России. В соответствии с 61-ФЗ они должны проходить госрегистрацию, и эта мера является строго обязательной.
В ходе регистрации лекарственных средств для них разрабатывается инструкция, в которой прописывается срок годности препарата и отмечается невозможность его применения по завершении этого периода. Также важным моментом является то, что средства лекарственного назначения должны храниться по правилам, утвержденным Минздравсоцразвития в Приказе № 706-н.
Важный момент! Лекарства разных производителей, содержащие в своём составе одно действующее вещество, а иногда даже имеющие одинаковое наименование, могут иметь разный срок годности.
1.2 Для продуктов питания
Об ОСГ для продуктов питания упоминается в п.1 ст.16 29-ФЗ, где говорится, что означает, если срок годности продуктов прошел:
По аналогии с лекарственными средствами для продуктов питания данный критерий обязательно должен отражаться в технической документации. Причем проекты таких бумаг проверяются СанПин на соответствие отвержденным правилам.
Если срок годности был увеличен, производитель обязан предоставить в СЭС РФ документы с обоснованием таких изменений.
2. Каких видов бывает?
Срок годности бывает 2-х видов:
Говоря о госзакупках, задача заказчика состоит в том, чтобы определить, в течение какого времени закупаемый товар будет использован/употреблен и безошибочно сформулировать требование к сроку годности, чтобы товар был пригоден необходимое количество времени после состоявшихся торгов и произведенной поставки.
Например, заказчик разместил извещение о закупке в ЕИС на поставку сливочного масла для детского санатория. На подачу заявок у поставщиков есть 14 дней. После определения победителя, товар согласно документации должен быть поставлен в течение 14 дней. Продукт планируется употребить за 2 месяца. Методом сложения сроков, понимаем, что, как минимум, срок годности у сливочного масла должен быть 3 месяца (14 дней + 14 дней + 2 месяца). Причем после поставки продукт должен быть пригоден еще 2 месяца.
3. Как правильно указывать остаточный срок годности товара?
Исходя из принципа разумности и обоснованности требования, ОСГТ можно указывать 2-мя способами:
Важный момент! Еще несколько лет назад оба эти варианта считались верными, но сегодня контролирующие ведомства пришли к выводу, что требование к сроку годности в виде процентного соотношения признается неверным и ограничивает конкуренцию.
Основываясь на практике ФАС, заказчики перестали указывать ОСГТ в виде процентного соотношения, а используют исключительно конкретный временной отрезок. Таким образом, они сократили количество жалоб со стороны недовольных поставщиков и ненужных разбирательств с надзорными органами. Такой способ представляется наиболее обоснованным, так как основывается на планировании заказчиком будущего использования приобретенного товара.
В чем же состояло недовольство поставщиков в случаях, когда ОСГТ указывался в виде процентного соотношения? Разберем на примере.
Предположим, заказчик указывает, что остаточный срок годности товара должен составлять не менее 70% от срока годности, установленного изготовителем.
Поставщик № 1 готов предложить товар со сроком годности 5 лет, а Поставщик № 2 – со сроком годности 2 года. То есть на момент рассмотрения заявок от участников торгов остаточный срок годности у первого товара будет составлять 3,5 года, в то время, как у второго товара этот срок будет равен 16,8 месяца.
Такое распределение сил было некорректным и значительно ущемляло интересы Поставщика № 2. Поэтому было принято, что ОСГТ должен выражаться конкретным отрезком времени (день, месяц, год).
Этой точки зрения придерживается Минэкономразвития в своем Письме от 4 сентября 2015 г. № ОГ-Д28-11718 (в отношении продуктов питания):
А также ФАС в своем Письме от 24 мая 2017 г. ИА/34601/17 (в отношении медицинских изделий):
4. Как правильно указать остаточный срок годности в извещении и документации?
Вопрос ОСГТ наиболее остро встает при проведении закупок на поставку продуктов питания. Примерно требование может быть сформулировано следующим образом: «Остаточный срок годности Товара на момент поставки должен составлять не менее 8 суток». При этом заказчик не должен обосновывать, почему именно такой период ему нужен, т.к. описание объекта закупки, а также установление остаточного срока годности относится к полномочиям заказчика. Это касается скоропортящихся продуктов.
Если говорить о продуктах с внушительным сроком годности (сахар, крупа, макароны), то требование к остаточному сроку можно сформулировать следующим образом: «Остаточный срок годности Товара на момент поставки должен составлять не менее 2 месяцев». Это означает, что учреждение сможет использовать продукцию, благодаря длительному сроку годности, в течение 2-х месяцев после поставки, даже если срок действия контракта подошел к концу.
Часто заказчики допускают ошибку, когда в документации о закупке прописывают такой же, как и у производителя, срок годности. Например, производитель указал срок годности продукта – 9 месяцев. Заблуждаясь этим фактом, заказчик в документации указывает, что ОСГТ должен составлять не менее 9 месяцев.
Такая ошибка приводит к тому, что по закупке либо не поступает ни одной заявки от участников, т.к. выполнить данное условие нереально, либо заявки есть и контракт заключен, но сам заказчик товар не принимает, т.к. срок годности в договоре и срок годности в регистрационном удостоверении не совпадают.
Заканчивается это все уймой потраченного времени, сорванной закупкой и расторжением контракта. Виноватым остается заказчик, что отражается на его репутации среди участников и коллег.
Есть еще один интересный момент, который следует упомянуть. Иногда заказчики указывают ОСГТ — более 12 месяцев. С одной стороны заказчику это выгодно, т.к. можно провести только одну закупку и закрыть потребность в предмете контракта на долгое время. А с другой стороны появляются надзорные структуры и напоминают заказчику, что бюджет выделен на 1 год, за это время его нужно освоить.
Таким образом, максимальный ОСГТ, который может выражать в своем требовании к этому показателю заказчик, составляет 12 месяцев.
Остаточный срок годности товара по 44-ФЗ: все, что нужно о нем знать
Что такое остаточный срок годности, и зачем заказчики прописывают требования к нему при проведении некоторых закупок по 44-ФЗ? Сразу оговоримся, что к этому показателю внимательно должны относиться как заказчики, так и поставщики. Неправильно введенное значение приведет к срыву торгов или расторжению контракта.
Часто в этом плане допускают ошибки молодые и неопытные специалисты заказчика, так как увлекаются прописыванием характеристик объекта закупки при подготовке технического задания. А показатель этот очень важен и недооценивать его значимость не стоит.
Одни думают, что победитель торгов по умолчанию поставит свежую продукцию, другие полагаются на добросовестность поставщика. Рано или поздно все они сталкиваются с проблемой получения товара, срок годности которого подходит к концу.
Содержание:
1. Остаточный срок годности: что это значит? 1.1 Для лекарственных препаратов 1.2 Для продуктов питания 2. Каких видов бывает? 3. Как правильно указать остаточный срок годности в извещении и документации?
Остаточный срок годности: что это значит?
Остаточный срок годности товара (далее — ОСГТ) — это тот промежуток времени, в течение которого товар сохраняет свои изначальные качества и потребительские свойства. Такая метрика характерна для продуктов питания, медицинских изделий, лекарственных средств и некоторых других товарных групп.
Для некоторых категорий товаров правильнее говорить – «срок службы», а не «срок годности», но не категорично, потому что эти понятия являются синонимами.
ОСГТ не может быть установлен для какого-либо оборудования, например, медицинского. В отношении данного вида товаров понятие «остаточный срок годности» не применяется. У оборудования есть гарантийный срок эксплуатации, гарантия поставщика и гарантия производителя. Также неверно будет устанавливать остаточный срок годности на бумажные изделия.
Требование к сроку годности закупаемого по 44-ФЗ товара должно быть разумным и обоснованным, чего должен придерживаться заказчик (его ответственное лицо, разумеется) во время его формулирования. В соответствии с 44-ФЗ требование будет таким, если период годности полностью соответствует времени его использования/употребления. Отсюда и появилось понятие «остаточный срок годности товара», который важен для заказчика.
1.1 Для лекарственных препаратов
Отдельного внимания заслуживают лекарственные препараты, которые производятся и реализуются в России. В соответствии с 61-ФЗ они должны проходить госрегистрацию, и эта мера является строго обязательной.
В ходе регистрации лекарственных средств для них разрабатывается инструкция, в которой прописывается срок годности препарата и отмечается невозможность его применения по завершении этого периода. Также важным моментом является то, что средства лекарственного назначения должны храниться по правилам, утвержденным Минздравсоцразвития в Приказе № 706-н.
Важный момент! Лекарства разных производителей, содержащие в своём составе одно действующее вещество, а иногда даже имеющие одинаковое наименование, могут иметь разный срок годности.
1.2 Для продуктов питания
Об ОСГ для продуктов питания упоминается в п.1 ст.16 29-ФЗ, где говорится, что означает, если срок годности продуктов прошел:
По аналогии с лекарственными средствами для продуктов питания данный критерий обязательно должен отражаться в технической документации. Причем проекты таких бумаг проверяются СанПин на соответствие отвержденным правилам.
Если срок годности был увеличен, производитель обязан предоставить в СЭС РФ документы с обоснованием таких изменений.
Остаточный срок годности на момент поставки продуктов питания по 44 ФЗ
Данный период времени устанавливается в случаях, если некоторые качественные характеристики продукции были утрачены. К примеру, вследствие нарушения условий хранения.
Тогда продуктовое изделие выставляется на аукцион, реализуясь в соответствии с процентом остаточного периода срока годности. Как правило, он составляет до 80%.
Следует знать, что, несмотря на данные законодательства, не желательно указывать остаточный срок годности в процентах.
Еще стоит помнить про такие продукты, как мед. Официально срок годности меда равен одному году, но это касается лишь лечебных свойств. Вкусовые же качества сохраняются практически без изменений, чем и пользуются недобросовестные продавцы.
Правила и сроки хранения продуктов питания
Все товары подразделяются на три категории. В соответствии с этим варьируется и время возможного употребления продуктовых изделий:
Срок годности продуктов питания по ГОСТу
Период возможного использования продуктовых изделий зависит от того, к какой категории они относятся. Разберём подробно каждую группу.
Особо скоропортящиеся:
Пример особо скоропортящегося продукта — яйца. И про срок годности вареных яиц (равно как и сырых) можно почитать здесь.
Скоропортящиеся:
К нескоропортящимся относятся:
Все перечисленные числа характерны для продукции, упаковка которой не была нарушена в процессе экспорта.
Как определить срок годности продуктов питания?
Определяется период возможного применения продуктового изделия в соответствие с датой, указанной на упаковке продукции. Момент начала приемлемого употребления – это день самого изготовления.
Если готовое продуктовое изделие состоит из нескольких компонентов, то время хранения определяется в зависимости от определённых дат возможного применения этих составляющих.
Для интересующихся — информация о сроках годности сигарет в закрытой пачке.
Каких видов бывает?
Срок годности бывает 2-х видов:
Говоря о госзакупках, задача заказчика состоит в том, чтобы определить, в течение какого времени закупаемый товар будет использован/употреблен и безошибочно сформулировать требование к сроку годности, чтобы товар был пригоден необходимое количество времени после состоявшихся торгов и произведенной поставки.
Например, заказчик разместил извещение о закупке в ЕИС на поставку сливочного масла для детского санатория. На подачу заявок у поставщиков есть 14 дней. После определения победителя, товар согласно документации должен быть поставлен в течение 14 дней. Продукт планируется употребить за 2 месяца. Методом сложения сроков, понимаем, что, как минимум, срок годности у сливочного масла должен быть 3 месяца (14 дней + 14 дней + 2 месяца). Причем после поставки продукт должен быть пригоден еще 2 месяца.
Остаточный срок годности товара на момент поставки пример
На данный момент нет однозначного мнения, касающегося указания остаточного срока годности при поставке продуктов питания. Как всегда, к единой позиции не могут прийти ни ФАС, ни Минэкономразвития РФ. По данному вопросу уже есть решение судов. Все это влечет ярые споры между поставщиками и заказчиками. Основываясь на письме от 9 июня 2021 г.
N ОГ-Д28-7243 Позиция Минэкономразвития заключается в следующем: «Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями документации о закупке, установленными положениями Закона N 44-ФЗ и действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Производитель определяет не только срок годности, время и условия хранения, но и транспортировки, на таре ставится дата упаковки и условия транспортировки.
Продажа товара с просроченным сроком годности или без его указания (наличие его предполагается по умолчанию) запрещена Законом и предусматривает наказание. Для предотвращения продажи непригодной к использованию продукции проводятся проверки госслужбами, и он изымается из продажи.
На товары с длительным периодом использования — чаще всего в виду имеется техника, запасные части к ней, приборы различного назначения — изготовитель задает срок службы.
Форум института госзакупок (москва)
Если мы обратимся к решениям УФАС, взяв за пример РЕШЕНИЕ по делу № РЗ-636-2016 о нарушении законодательства о закупках от 19.05.
2016 года, то позиция данного органа такова: «…Довод заявителя жалобы о том, что срок годности продуктов питания должен быть обоснован и определен конкретным периодом не нашел своего подтверждения, поскольку, в Законе № 44-ФЗ не установлен запрет на установление заказчиком остаточного срока годности в процентах.
Установление требования к остаточному сроку годности, выраженное в процентах, должно быть обусловлено нуждами заказчика (потребителей товара) и не может приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки…».
Суды поддерживают позицию УФАС, за пример мы взяли ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда кассационной инстанции Дело №А53-27819/2015 г.
Сроки годности продуктов питания по санпин в 2021 году
Закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.Согласно части 1 статьи 31.
1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Bad request
На основании изложенного, действия заказчика по требованию к сроку годности закупаемого лекарственного препарата, выраженного в процентах остаточного срока годности, а также по требованию необоснованного срока годности, превышающего период использования лекарственного препарата, либо которому соответствует лекарственный препарат одного производителя, могут иметь признаки ограничения конкуренции и приводить к сокращению количества участников закупки…».
Видимо по мнению ФАС срок годности у лекарственных препаратов сильно отличается от срока годности у продуктов питания.
В данной статье, мы привели позиции каждого из органов, а окончательное решение принимать Вам. Письма и решения, указанные в статье, вы можете скачать чуть ниже по ссылкам.
Непродовольственные изделия
В частности, судом было отмечено, что заявителем не указано, каким образом указание остаточного срока годности товара в диапазоне от 60% до 100% (вместо конкретного показателя остаточного срока годности) негативно повлияет на качество товара или обязательства поставщика по контракту.
Аналогична и обратная ситуация. Так, например, в аукционной документации может быть прямо указано, что срок годности лекарственного препарата должен быть неопределённым (не менее X месяцев).
В этом случае именно таким образом срок и должен быть указан в заявке. В противном случае, даже несмотря на то, что конкретно указанный в заявке срок годности будет входить в диапазон, определённый заказчиком, заказчики обычно отказывают в допуске к аукциону, а впоследствии их позиция поддерживается и антимонопольным органом.
Отдельно стоит обратить внимание на заполнение заявки.
Очень часто, предъявляя требования к остаточному сроку годности в процентах, заказчик дифференцирует его в зависимости от установленного срока годности (например, если срок годности 3 года, то остаточный срок годности – 70% от установленного, если срок годности 5 лет, то остаточный срок годности – 60% от установленного). В этом случае в заявке обязательно указывать срок годности, установленный производителем, иначе заказчик не может оценить соответствие заявки требованиям. В этом же аспекте отметим ещё одну проблему: единицы измерения срока годности. Несмотря на то, что на практике такое встречается достаточно редко, вполне возможна ситуация, когда участник в заявке указывает остаточный срок годности в процентах, хотя в аукционной документации он установлен конкретной датой.
Скорее всего, в данном случае последует отказ в допуске к аукциону, особенно, если в документации прямо указано на необходимость использования тех же самых единиц измерения.
В то же время представляется, что оспаривание отказа возможно в судебном порядке, поскольку суды менее формально относятся к подобным несоответствиям и анализируют реальную возможность участвовать в аукционе. Конкретика vs.
неопределённость По общему правилу, установленному п. 3 ч. 3 ст. 66
Закона № 44-ФЗ, в первой части заявки указываются конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией.
В этом случае участнику в заявке необходимо указать конкретный остаточный срок годности (см. например: решение
Как правильно указывать остаточный срок годности товара?
Исходя из принципа разумности и обоснованности требования, ОСГТ можно указывать 2-мя способами:
Важный момент! Еще несколько лет назад оба эти варианта считались верными, но сегодня контролирующие ведомства пришли к выводу, что требование к сроку годности в виде процентного соотношения признается неверным и ограничивает конкуренцию.
Основываясь на практике ФАС, заказчики перестали указывать ОСГТ в виде процентного соотношения, а используют исключительно конкретный временной отрезок. Таким образом, они сократили количество жалоб со стороны недовольных поставщиков и ненужных разбирательств с надзорными органами. Такой способ представляется наиболее обоснованным, так как основывается на планировании заказчиком будущего использования приобретенного товара.
В чем же состояло недовольство поставщиков в случаях, когда ОСГТ указывался в виде процентного соотношения? Разберем на примере.
Предположим, заказчик указывает, что остаточный срок годности товара должен составлять не менее 70% от срока годности, установленного изготовителем.
Поставщик № 1 готов предложить товар со сроком годности 5 лет, а Поставщик № 2 – со сроком годности 2 года. То есть на момент рассмотрения заявок от участников торгов остаточный срок годности у первого товара будет составлять 3,5 года, в то время, как у второго товара этот срок будет равен 16,8 месяца.
Такое распределение сил было некорректным и значительно ущемляло интересы Поставщика № 2. Поэтому было принято, что ОСГТ должен выражаться конкретным отрезком времени (день, месяц, год).
Этой точки зрения придерживается Минэкономразвития в своем Письме от 4 сентября 2015 г. № ОГ-Д28-11718 (в отношении продуктов питания):
А также ФАС в своем Письме от 24 мая 2021 г. ИА/34601/17 (в отношении медицинских изделий):
Содержание понятия «остаточный срок годности»
Прежде всего, необходимо понимать, что любой товар, срок годности которого не истёк, является качественным. Это, соответственно, влияет и на природу нарушений положений государственного контракта о сроке годности. При нарушении требований об остаточном сроке годности не применимы положения ст. 475 ГК РФ о последствиях передачи товара ненадлежащего качества. То же самое касается и неустоек, предусмотренных контрактом. Так, в одном из дел государственный заказчик пытался взыскать с поставщика, поставившего лекарственные препараты со сроком годности менее остаточного, неустойку за нарушение требований к качеству. Суд отметил, что срок годности сам по себе не является качественной характеристикой товара: в течение срока годности товар полностью пригоден к использованию, и лекарственный препарат, в частности, сохраняет все свои качественные характеристики.