Что такое освящение храма
Освящение храма
Ежегодно в России строится более сотни храмов. Для того чтобы красивое архитектурное сооружение стало Домом Господа необходимо провести специальный обряд. Освящение церкви — особый обряд, который является обязательным условием проведения в нём богослужений.
Для чего проводят освящение храма
Обряд освящения культового здания проводится для введения его в духовный мир. Во время обряда обновления культовая постройка очищается от мирского влияния и становится вместилищем Божественной Благодати. Это происходит через древние обряды и молитвы, призывающие Господа в Его новый дом.
Важно! Часто церковные здания сравнивают с человеком, которого называют нерукотворным храмом. Этим объясняется подобие обряда освящения и Таинства крещения.
История традиции
Освящение храма — древняя традиция, берущая начало в ветхозаветные времена. В Ветхом Завете описаны обряды освящения каменных жертвенников и синий, которые совершались древними патриархами и во имя Господа.
Ветхозаветный обряд заключался в следующих действиях:
Некоторые древние традиции были восприняты новозаветной Церковью. В первые века становления христианства у верующих людей не было возможности для открытого освящения храмов. Но в это же время зародилась традиция ставить церковь на месте погребения мучеников.
Со временем она переросла в обычай закладывать под церковный престол частицу святых мощей. Он был официально закреплён на IV Вселенском соборе одновременно с утверждением необходимости архипастырского благословения.
Полный чин освящения строительства и обновления храма сложился к IX в. Он включает следующие части:
Чин освящения храма
Обновление храма проводится как в новых зданиях, так и церквях, в которых ранее проводились Богослужения. Последовательность, правила и особенности выполнения обряда в практически неизменном виде перешли в Русскую Православную Церковь из Византии.
Последовательность
Перед днём проведения обряда проводят малую вечернюю службу и Всенощное бдение. Утром служится ранняя Литургия с водосвятным молебном. Также заранее приготавливаются предметы, жидкости и благовония, необходимые для проведения обряда.
Обряд обновления состоит из нескольких последовательных действий, каждое из которых имеет глубокое символическое значение.
В новом освященном храме Божественная литургия проводится ежедневно в течение недели.
Малое и великое освящение храма
Обновление храма может проходить по малому или по великому чину. Выбор конкретного обряда зависит от предыдущих событий.
Полный чин совершается в следующих случаях:
Церковная традиция запрещает проводить Великий чин обновления в следующие дни:
Малый чин освящения совершается при следующих обстоятельствах:
В малый чин входят следующие действия:
Малый чин может выполняться местными священниками.
Кто может освящать храм
Христианская традиция гласит, что право обновления храма принадлежит только епископу. Но действующий архиерей может передать часть своих полномочий другому священнику. Существует несколько вариантов чина освящения:
Священник проводит обряд обновления в сокращенной форме, так как из него исключаются все действия, связанные с освящением престола и перенесением мощей.
Следует знать, что церковь, освящённая без соблюдения установленных канонов, считается оскверненной, а человек виновный в этом деянии подлежит обсуждению. Также церковная традиция повелевает не начинать строительство культового сооружения без архиерейского благословения.
Обновление храма — один из главных церковных обрядов, объединяющий Таинства Крещения, Миропомазания и рукоположения в священники. Он вводит рукотворное сооружение в духовный мир, призывая его на служение Господу.
Православное чинопоследование освящения храма в истории
Содержание
1. Введение
Каким образом освящался св. престол в древности? Один из входящих в Corpus Areopagiticum (кон. V в.) трактатов, «О церковной иерархии», сообщает, что трапеза «освящается всесвятыми возлияниями священнейшего мира» (ταῖς τοῦ ἰεροτάτου μύρου τελειτουργεῖ παναγέσιν ἐπιχύσειν – De Ecclesiastica Hierarchia. IV. 12) 5 ; на помазание св. миром как на центральный момент освящения храма указывают и многие другие церковные писатели.
2. Первоначальный византийский чин
Однако тот же чин помещен и в палестинской рукописи IX в. (Sin. gr. 959), встречается в нескольких славянских рукописях (см. ниже) и, главное, ссылка на него содержится в константинопольском постиконоборческом чине освящения храма. Таким образом, можно утверждать, что чин Евхология Барберини является стандартным византийским формуляром освящения храма доиконоборческой эпохи.
Он озаглавлен: «Τάξις γινομένη ἐπὶ καθιερώσεως ναοῦ καὶ τῆς ἐν αὐτοῦ ἀγίας τραπέζης» (Чин, бываемый при освящении храма и сущей в нем святой трапезы). Его порядок:
2. В день освящения, после того, как придет патриарх, из храма уходят все миряне, и храм со всех сторон запирается.
5. Приносят водосвятные чаши с теплой водой, и патриарх главопреклоненно молится: Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския… 13 .
6. Патриарх трижды поливает трапезу теплой водой, говоря: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
7. Патриарх своими руками омывает трапезу и ее столпы и отирает их губкой. Это действие сопровождается чтением Пс. 83 (если необходимо – с повторениями), заключаемого славословием (Слава: И ныне:).
8. Патриарх берет в руки сосуд с душистым вином (κολλάθος) и трижды крестообразно возливает на трапезу, со словами: Омыеши мя иссопом и очищуся. 14 После троекратного повторения этих слов Пс.50 дочитывается до конца и заключается Слава: И ныне: и возгласом: Благословен Бог во веки веков.
11. Патриарх умывает руки.
В то время, когда он кадит, один из сослужащих ему епископов, идет вслед за ним и помазывает св. миром все колонны храма. В конце каждения и помазания псалом завершается Слава: И ныне:.
14. Диакон произносит малую ектению.
15. Патриарх, без коленопреклонения, читает у св. престола молитву: Господи небесе и земли, Иже святую Твою Церковь неизреченною мудростию основавый.
16. Патриарх читает главопреклонную молитву: Благодарим Тя Господи Боже сил, яко благодать, юже излиял еси. предваряемую обычными Мир всем и Главы нашя.
17. Чин завершается возгласом диакона: С миром изыдем.
Этому чину во всей полноте присуще изящество классических византийских чинопоследований; ни одна его часть не является лишней: после вступительных рубрик (№1, 2) следует подготовка священнослужителя к совершению тайнодействия (№3); далее трапезу моют (№4–7), так как она еще покрыта мраморной крошкой, что неизбежно, и умащают благовонием (№8, 9); затем происходит главное священнодействие – помазание св. миром (№ 10, 11); освященную трапезу тут же облачают (№12); совершается освящение всего храма (№13); во все время действий, требующих активного физического участия (омовение, облачение и т. п.), поются соответствующие псалмы, так что служба проходит без пауз; чин заключается стандартной византийской конструкцией, так часто встречающейся в Евхологии, «[ектения или только возглас Господу помолимся] молитва+главопреклонная молитва» (№14–16) и древним конечным возгласом константинопольских служб (№17).
1. Служба накануне дня освящения.
2. Обряды входа в храм.
3. Установка престольной доски.
4. Омовение престола.
5. Помазание престола и храма (внутри и снаружи).
6. Облачение престола.
7. Заключительные обряды.
обычными Мир всем и Главы нашя… 25
6. Положение мощей: «[И] при пении преждеуказанного тропаря патриарх полагает святые мощи в приготовленное для них место 30 ».
7. Молитва патриарха: Господи Боже наш, Иже и сию славу о Тебе пострадавшым святым даровавый.
8. Продолжение Литургии: «Затем певцы поют Слава и прибавляют Трисвятое, и бывает по чину вся Литургия».
Зачем же чин освящения дополняется в Евхологии Барберини чином обновления?
Следует отметить, что в отличие от чина освящения храма, чин обновления храма не был в древности обязательно связан с освящением новосозданной церкви: напротив, он совершался ежегодно в день освящения церкви (конечно, мощи из храма не износились; чин начинался не в самом, а не в соседнем, храме; шествие из храма в храм заменялось крестным ходом вокруг церкви и остановкой перед ее закрытыми вратами 35 ).
3. Послеиконоборческий византийский чин
Текст послеиконоборческой редакции (ркп. XI в.: Paris. B. N. Coislin. 213; Cryptoferrata. G.b. I и многие другие более поздние) чина освящения храма практически без изменений переписывался в греч. Евхологиях и слав.
Сохранился целый ряд его переводов на церковнославянский язык.
Его отличия от доиконоборческого:
1. Вступительная рубрика очень продолжительна; в ней перечисляются все необходимые для освящения вещества и предметы; говорится о веществах для составления воскомастиха 50 (вовсе не упоминавшегося в доиконобрческом чине), которым мраморная доска трапезы приклеивается к столпам; о том, как обвязывать папирусом (или бумагой) верхние части столпов трапезы (чтобы наливать во время освящения в образуемые бумагой стаканы кипящий воскомастих); описывается положение архиереем св. мощей в ковчежец и поставление этого ковчежца на дискос.
2. В самое начало чина добавлена краткая молитва архиерея: Господи Боже и Спасителю наш, вся творяй и промышляяй. (еще одна молитва предстоятеля о своем недостоинстве; видимо, уже имевшаяся молитва на эту же тему к X–XI вв. стала восприниматься иначе).
3. Появляется действие водружения доски престола на столбы (на верхние, обвязанные бумагой, части которых налит кипящий воскомастих) и придавливания (т. е. приклеивания) ее, сопровождаемое чтением Пс.141 ; а также действие очищения трапезы от излищков остывшего воскомастиха, сопровождаемое Пс.22 (в доиконоборческом чине, как мы видели, трапеза была уже сооружена к моменту освящения). В связи с тем, что сооружение трапезы сопряжено с риском испачкать дорогие облачения, во вступительной рубрике появляется указание на то, что на архиерея поверх облачений надевают саван (в русском Чиновнике: «запон»).
4. Отирания трапезы губкой после омовения водой и саваном после возлияния душистого вина объединяются в одно: «отирают [трапезу и колонны] губками, а затем чистой льняной тканью», которое бывает только после омовения.
6. В чине появляется указание на антиминсы, которыми отирают трапезу после омовения (затем на них, как и на трапезу, возливают душистое вино; кроме того, их помазывают миром).
9. При каждении храма допускается помазание его не епископом, а иереем.
10. В конце древнего чина освящения (т. е. первой части нового чина) появляется новый обряд возжжения первой лампады в храме, которая подносится архиерею и он собственноручно возжигает ее. Только после этого в храм вносятся остальные подсвечники и вся утварь.
11. Чин обновления не отделен от чина освящения отдельным заголовком; тем не менее, текст еще допускает раздельное совершение чинов: «если возможно в тот же день совершить полностью освящение и обновление храма, то [архиерей] снова одевает все архиерейские облачения 53 и идет с иереями и прочим клиром и народом в другой храм, в котором прежде были оставлены мощи мучеников. Если же невозможно сделать это в тот же день, то он уходит. Совершаются тогда еще раз вечерня, паннихис и утреня в том храме, где лежат мощи мучеников».
12. Несение епископами раки с мощами заменено несением архиереем на голове дискоса, содержащего ковчежец с мощами.
13. На литии добавлен тропарь Иже на камени.
14. В тексте отражены изменения, происшедшие в церковной архитектуре: процессия останавливается уже не «в нартексе», а «перед центральными вратами».
15. Усложнен порядок входа в храм: процессия останавливается у врат храма; дискос, содержащий ковчежец с мощами, поставляется на специальный столик; стихи Пс.22 повторяются трижды хором и клириками.
16. Прежде, чем войти в храм, архиерей читает 2 молитвы: Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, Сый благословен во веки. 54 и Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства ангелов и архангелов. 55 , после чего снова возлагает дискос на свою голову и входит в храм.
17. Добавлен тропарь по входе Якоже вышния.
18. Добавлено священнодействие вложения ковчежца со св. мощами в св. трапезу, помазания их миром и запечатывания «воскомастихом или гипсом, или даже свинцом».
19. Говорится о совершении литургии в освященном храме в продолжение 7 дней.
Можно также отметить изменение некоторых терминов: а) при омовении трапезы вместо «чаш св. Крещения» (водосвятных) используются «кувшины»; термин «νίπρος» заменен на «ωάπτρος» (натр); термин «κολλάθος» заменен на «οἰάνθος» (душистое вино); в качестве совершителя чина освящения выступает не «патриарх», а «архиерей».
Со временем произошли небольшие изменения чина – несколько упростилась начальная рубрика; в греч. (а также южнорусской и грузинской практике: ср. ркп. БАН. Дми. гр. 23, XVII–XVIII вв.; ГИМ. Син. 271, 1665 г. 57 ; Тбилиси. Церк. муз. 420, 1719 г. 58 и др.) появился обычай прикреплять на верхнюю доску св. трапезы бумажные изображения 4-х евангелистов. Было составлено особое последование на обновление храма с паримиями и обильной гимнографией, который в рукописях часто объединяется с собственно чином освящения и обновления.
4. Современный порядок
Предмет требует дальнейшего изучения.
Порядок современного греческого чина резко отличается от древнего: шествие вокруг храма и священнодействие помещения свв. мощей под престолом совершается не после, а до самого освящения. Такой порядок удобнее с практической точки зрения – проще сразу вложить св. мощи в основание престола и только затем сооружать и облачать его, чем наоборот. Порядок греческого чина:
21. В конце утрени архиерей в мантии коленопреклоненно читает 2 молитвы патриарха Константинопольского Каллиста (Господи Боже наш, Иже тварь единым словом создавый. и Предвечне Слове. 67 ); далее он идет в алтарь облачаться, а затем уходит в тот храм, где находятся св. мощи.
22. Совершается лития. Отличиями от древнего чина являются прибавление Пс.142 в самом начале, а также то, что освящаемый храм обходят трижды, с пением стихир и 3-й и 6-й песней канона на обновление храма, с остановками и чтением на них отрывков из Апостола и Евангелия.
23. При вложении св. мощей в престол и возлиянии на них св. мира архиерей трижды возглашает: Вечная память ктиторов святого храма сего, а народ отвечает: Вечная память. Далее епископ читает заключительную молитву чина обновления: Господи Боже наш, Иже и сию славу о Тебе пострадавшым святым даровавый. и сразу начальная молитва чина освящения: Господи Боже и Спасителю наш, вся творяй и промышляяй.
24. Совершается обряд сооружения престола (с пением Пс.144 и Пс.22 ). Греческий текст говорит только о мраморном престоле и даже не упоминает возможность сооружения трапезы из дерева.
25. Произносится ектения и читается начальная коленопреклоненная молитва чина освящения: Боже безначальный и вечный, Иже от не сущих в бытие вся приведый. Далее чин совершается практически без отличий от древнего порядка. Можно отметить, что в поздней греческой традиции на углы освящаемого престола обязательно возлагают изображения 4-х евангелистов, а также что при помазании стен храма на них начертывают не Крест, а монограмму Христа.
В целом греческий чин отличается от русского большей динамичностью и практичностью; ни одна из молитв древнего чина не опущена (более того, добавлены еще одна молитва и несколько апостольских и евангельских чтений); с другой стороны, части древнего чина переставлены настолько, что священнодействие вложения св. мощей в престол, в древности завершавшее чин, сейчас открывает его. Все названные особенности (динамичность, сохранение всех частей чина при, подчас, полном изменении их порядка) характерны и для судьбы многих других византийских последований в позднейшей греческой богослужебной практике.
5. Выводы
Итак, обзор истории православного чинопоследования освящения храма показывает, что в этом чинопоследовании 2 основные части – А. Собственно освящение и Б. Положение святых мощей. Центральный момент первой – помазание трапезы святым миром; второй – вложение в основание престола ковчега с мощами. Главными (для освящения) молитвами первой части являются Господи небесе и земли, Иже святую Твою Церковь неизреченною мудростию основавый. и Благодарим Тя Господи Боже сил, яко благодать, юже излиял еси. в то время как остальные молитвы этой части важны, скорее, не для освящения храма, а для священнослужащих. Главная молитва второй части – Господи Боже наш, Иже и сию славу о Тебе пострадавшым святым даровавый. остальные молитвы этой части – о нуждах молящихся (кроме литургийной молитвы входа, сохранившейся в чине, несмотря на то, что в современной практике вход со св. мощами уже не является малым входом Литургии). Престол может сооружаться как из дерева, так и из мрамора; причем древний чин создавался в расчете именно на второй вариант. В целом православное чинопоследование является выдающимся произведением византийского литургического творчества и ценной частью церковного Предания.
Так, описание раннехристианского храма исследователи видят уже в книге Откровения Иоанна Богослова, в т. н. Литургии Апокалипсиса ( Откр.4:5 ): Σκιαδαρέση Ι., προτοπρεσβ. Λειτπυργικές σκηνές καί ὒμνοι στήν Ἀποκάλυψη τοῡ Ἰωάννη. Θεσσαλονίκη, 1999. (Βιβλική Βιβλιοθήκη; 14). Σ. 67–102.
SC. 11bis; см. также Пономарев А. В. Апостольское предание // Православная Энциклопедия. Т.3 [в печати].
Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Послания. СПб., 2001. С. 110.
Это – самый древний из сохранившихся византийских Евхологиев. Издание его текста: Parenti S.-Velkovska E., L’Eucologio gr.Barberini 336. Roma, 1995. Чин освящения храма: P. 159– 174.
Т. е. достаточно высокопоставленное лицо в иерархии патриаршего клира.
По указанию Евхология, не у освящаемой трапезы, «а у дверей алтаря, ибо трапеза еще не освящена».
по содержанию эта молитва является молитвой предстоятеля о своем недостоинстве, т. е. аналогична молитвам Никтоже достоин. на литургии или Благоутробный и милостивый Боже. в начале чина Крещения и Миропомазания.
В том числе особые – об освящаемом храме.
Минеральная соль, Na2CO3·H2O2, которую находили на дне высохших озер. В древности часто использовался вместо мыла.
Таким образом, получается, что престол полностью сооружался уже до начала освящения.
Краткая молитва освящения воды.
Большой кусок ткани
Рубрика Евхология прибавляет: «Как при Крещении» – действительно, первоначально при освящении воды в купели св. Крещения при пении Аллилуия в купель вливали не елей, как сейчас, а св. миро: ср. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Послания. СПб., 2001. С. 34.
Греч. ἂπλωμα, «разложенная» или «распростертая»; соответствует «индитии» (букв. «облачение») русского Чиновника.
Армянское богослужение многое заимствовало из византийского: см. Желтов М.С., Никитин С.И. Армянская Церковь: Богослужение // Православная Энциклопедия. Т. 3. [в печати].
Conybeare F.C. Rituale Armenorum being the Administration of the Sacraments and the Breviary Rites of the Armenian Church. Oxford, 1905. P. 1–25; Findikyan M.D. The Armenian Ritual of the Dedication of a Church: A Textual and Comparative Analysis of Three Early Sources // Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1998. Vol. 64. P. 75–121.
Bibl. Vaticana. Barberini. gr. 336. Fol. 156v-159.
Характерная для кафедрального богослужения Константинополя служба, совершавшаяся под праздники и особо важные дни.
Особый клирик Великой церкви.
Буквально: «синаптвы Трисвятого», т. е. мирной ектении в начале Литургии, которая во времена составления Евхология в обычные дни начиналась с Трисвятого.
Эта и предыдущая молитвы содержат прошение о Божественном снисхождении к недостоинству священнослужащих (и шире – всех здравствующих христиан), как и в чине освящения, но здесь блок «молитва+главопреклонная молитва» помещен не в конец, а в начало последования. Таким образом, евхологический формуляр чина освящения выглядит так: 1. отдельная молитва (о недостоинстве)… 2. «молитва+главопреклонная молитва» (тайносовершительные), а чина обновления так: 1. «молитва+главопреклонная молитва» (о недостоинстве)… 2. отдельная молитва (тайносовершительная).
Шествие; или, согласно позднейшей русской терминологии – крестный ход.
То обстоятельство, что патриарх поднимает св. мощи вместе с епископами свидетельствует о том, что переносится не небольшой ковчежец на дискосе (как в позднейшее время), а целая рака с телом святого.
То есть: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы!
Это указание свидетельствует, скорее всего, о том, что св. мощи не влагались в св. престол.
См., например, апокрифические «Деяния апостола Иоанна» (II в.: Acta Ioannis. 85 // Hänggi A., Pahl. I. Prex Eucharistica. Fribourg, 1968. P. 74).
Izzo J., The Antimension in the Liturgical and Canonical Tradition of the Byzantine Church. Roma, 1975. P. 13–20.
В Пасхальной хронике (VII в.) говорится о положении в 355 г. мощей св. Тимофея (ученика апостола Павла) под св. трапезой константинопольской церкви св. Апостолов (PG. 92. Col. 733a), однако из сочинения «О постройках» Прокопия ясно, что при Констанции мощи апп. Андрея, Луки и Тимофея были лишь принесены в церковь Апостолов, а под престол их поместили только при Юстиниане (Procopius. De aedificiis I. 4. 18–24); утверждение Пасхальной хроники – анахронизм. Автор благодарит А. Ю. Виноградова за указание на свидетельство Прокопия.
Conyberare. Op. cit. P. 242–243.
Дни освящения главных храмов Византийской Империи – храма Христа Бога нашего Воскресения («Гроба Господня») в Иерусалиме (13 сент.), храма св.Софии в Константинополе (23 дек.) и др. – были общецерковными праздниками. В Древней Руси в день обновления храма также совершалось шествие вокруг храма, вход в храм сопровождался возглашением стихов 23-го псалма. Из древнейших русских праздников три являются днями освящения церквей – Десятинной (11/12 мая), вмч. Георгия Победоносца (26 нояб., служба на этот праздник до сих пор печатается в Минее), Софийского собора (4 нояб.). Со временем была написана служба на день обновления храма, до сих пор печатаемая в Требниках (см., напр.: [Большой] Требник. М., 1884. ТСЛ, 1992р. Л. 261–271 об.). Однако, насколько нам известно, дни освящения храмов в наше время специально не празднуются, и эта служба обычно поется только накануне освящения храма. См. Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви. К., 1912. М., 2000 р. С. 93–100. В настоящее время автор работает над статьей о чине ежегодного обновления храма.
Ruggieri V., Consacrazione e dedicazione di chiesa, secondo il Barberinianus graecus 336 // Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1998. Vol. 54. P. 79–118.
Jacob A. Histoire du formulaire grec de la liturgie de Saint Jean Chrysostome / Doct. Diss. Louvain, 1968. [Non ed.]
Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. T. 2: Εὐχολόγιον. 1901. С. 60–62.
Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тбилиси, 1908. С. 162–163.
См. Желтов М.С., Попов И.О. Антиминс // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 489–492.
Jовановић-Стипчевић Б., Студенички чинови освећења и обновљења храма из 1286 године // Археографски Прилози. Вып. 9. Београд, 1987. С. 85–116. Автор благодарит А.А. Турилова за любезно предоставленные материалы.
Горский А.В., прот., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1855–1917. 3 отд. в 6 т. Отд. 3. Ч. 1. С. 149–153. См. здесь также описания и других упомянутых в статье рукописей ГИМ.
В этом чине в конце прибавлены 2 особые молитвы.
Goar J. Euchologion. Venetia, 17302. P. 832–844.
Вениамин (Румовский-Краснопевков), архиеп. Новая Скрижаль, М., 1803; переизд. в рус. пер.: М., 1999.
Чин освящения храма и положения святых мощей в византийских Евхологиях XI века / Перевод, предисловие и комментарии М.С. Желтова // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира / Сост. А.М. Лидов. М., 2000. С. 111–126.
Компоненты: мастика из мастикового дерева, PISTACIA LENTISCUS; воск; мраморная крошка.
Вероятно, это связано с тем, что послеиконоборческий формуляр говорит не о патриархе, а об архиерее, как совершителе чина – очевидно, в отличие о патриарха, обычный архиерей обязан экономить св. миро.
Греч. κατὰ σάρκα, «[то, что] плоти» т.е. нижняя рубашка. В русском Чиновнике – «срачица».
С облачения архиерея начинается вторая часть чина. В современных печатных изданиях чина освящения храма указание на разоблачение и повторное облачение архиерея отсутствует.
Эта молитва взята из чина ежегодного обновления храма.
Обычная молитва малого входа на Литургии.
Чин освящения. С. 123.
См. также: Прилуцкий. Цит. соч. С. 19–73.
Кекелидзе. Цит. соч. С. 210–213.
Чиновник архиерейского священнослужения. В 2-х тт. М., 1982–1983. Т. 2. С. 134 – 174.
Ср. Орловский П., свящ. Чин освящения каменных престолов // Труды КДА. 1913. Февраль. С. 317–320.
[Большой] Требник. Л. 272–276.
Дионисий Ареопагит. С. 124–125; ср.: [Большой] Требник. Л. 276 (гл. 109).
Можно отметить, что на практике многие священники часто ограничиваются именно вторым.
Εύχολόγιον τὸ Μέγα, Venetia. 1862. Ἀθῆναι, 1992 ρ.
Этой молитвы в русском чине нет.
Источник: Московские епархиальные ведомости. М., 2001. № 11–12. С. 70–76.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»