Что такое осязательная информация
ОСЯЗАНИЕ
ОСЯЗАНИЕ (tactus) — процесс восприятия действия физических факторов окружающей среды с помощью рецепторов кожи, опорно-двигательного аппарата (мышц, сухожилий, суставов, фасций и др.), а также слизистых оболочек некоторых органов (губ, языка, половых органов и др.). В основе Осязания лежит способность различных рецепторов реагировать на прикосновение, давление, растяжение, вибрацию (см. Механорецепторы), тепло или холод (см. Терморецепторы), а также на болевые раздражители (см. Боль) с последующим преобразованием поступающей информации в различных отделах ц. н. с.
Ощущение Осязания возникает в результате сложного восприятия различных качеств раздражителя, действующего на ту или иную группу рецепторов. Восприятие каких-либо предметов окружающей среды с помощью Осязания позволяет оценивать их форму, размеры, свойства поверхности, консистенцию, температуру, сухость или влажность, положение и перемещение в пространстве. Рецепторы, участвующие в процессах Осязания, распределены в организме неравномерно. У человека их особенно много на кожной поверхности пальцев рук, ладонях, подошвах ног, губах, половых органах, что и обеспечивает этим областям высокую чувствительность к адекватным раздражениям. Наиболее распространенным видом рецепторов, связанных с О., являются свободные нервные окончания (см.). Они обильно ветвятся в тканях, благодаря чему одно нервное волокно может иннервировать большую площадь (напр., в тканях роговицы такая площадь достигает 0,5 см 2 ). Области иннервации (рецептивные поля) отдельных нервных волокон обычно значительно перекрывают друг друга. В волосистой части кожи, к-рая составляет ок. 90% кожной поверхности, нервные окончания особенно многочисленны вокруг корневых влагалищ волос (см. Кожа), а также вокруг специальных осязательных волос — вибрисс (они отсутствуют у человека, но широко распространены среди млекопитающих, включая приматов).
К органам О. относятся и различные виды более сложных рецепторов, такие как пластинчатые тельца (тельца Пачини), осязательные тельца (тельца Мейсснера), луковицеобразные тельца (тельца Гольджи — Маццони), концевые колбы (колбы Краузе) и др. (рис. 1).
Информация от рецепторов О. поступает по афферентным проводникам в ц. н. с., через медиальную петлю (лемнисковый путь) и экстралемнисковый путь в таламус, а далее в соматосенсорную кору больших полушарий. Совокупность всех структур ц. н. с. и периферических сенсорных элементов, связанных с кожей и слизистыми оболочками, получила наименование кожного анализатора.
Выделяют четыре основных типа осязательных ощущений: тактильное, тепловое, холодовое и болевое. При этом считают, что кожные ощущения дискретны, т. е. возникают лишь в определенных местах. От количества чувствительных точек и плотности их распределения на разных участках поверхности тела зависит чувствительность этих участков к действующему раздражителю. При одновременном раздражении двух близко расположенных участков кожи ощущения могут сливаться и возникает впечатление о действии только одного тактильного стимула. Наименьшее расстояние (в миллиметрах) между двумя соседними точками кожи, при одновременном раздражении к-рых возникает ощущение действия двух раздельных стимулов, получило наименование порога пространства. Этот показатель тактильной чувствительности определяют с помощью циркуля Вебера (обычный циркуль с подвижными костяными ножками) или эстезиометра Зивекинга (вариант штангенциркуля с тонкими, слегка затупленными ножками, по шкале к-рого легко определить расстояние между участками раздражаемой поверхности кожи). Пороги пространства (рис. 2) минимальны на верхушке языка и кончиках пальцев (в пределах 1 — 2 мм), а максимальны на середине бедра и спины (св. 65 мм). Участки кожи, в пределах к-рых два одновременных прикосновения воспринимаются как одно, получили наименование осязательных кругов Вебера; это название недостаточно точно, т. к. круги Вебера редко имеют правильную форму: на конечностях они обычно овальные, растянутые вдоль продольной оси, на других участках тела очертания могут быть далеки от окружности. Тактильная чувствительность исследуется также путем определения абсолютного порога, к-рый характеризуется минимальной силой давления, вызывающей пороговое ощущение. Определение абсолютного порога чувствительности чаще всего производится с помощью набора волосков Фрея (волосков, имеющих различный диаметр). Чем больше диаметр волосков, тем большее усилие необходимо для его изгиба.
Термочувствительные точки на поверхности тела располагаются неравномерно. Их больше всего на лице, особенно на губах и веках. Тепловых точек значительно меньше, чем холодовых, а в ряде областей, напр, на периферии роговицы и конъюнктиве глаза, они совсем отсутствуют. Изучение времени реакции на температурные воздействия, а также теплопроводности кожи показало, что тепловые точки залегают на глубине ок. 0,3 мм, а холодовые — более поверхностно, на глубине ок. 0,15 мм. Какими именно рецепторами воспринимаются температурные стимулы, окончательно еще не установлено. Одни исследователи считают, что существуют специфические тепловые и холодовые рецепторы, другие предполагают наличие единых терморецепторов, вызывающих в зависимости от условий раздражения то ощущение холода, то ощущение тепла. Активно развивается концепция, согласно к-рой специфических терморецепторов вообще нет, а в коже имеются лишь разного рода механорецепторы, к-рые возбуждаются при деформациях под действием температуры окружающих их структур (напр., коллагена кожи или контрактильных элементов сосудов). С помощью психофизических экспериментов установлено, что способность ощущать температуру зависит от абсолютной внутрикожной температуры, скорости ее изменения, а также места раздражения. При этом порог ощущения холода является более высоким, чем порог возбуждения терморецепторов, т. е. часть афферентной импульсации от терморецепторов является подпороговой для нервных центров. Полагают, что адекватным раздражителем для терморецепторов является абсолютное значение температуры, а не временной или пространственный температурный градиент.
Вопрос о механизмах восприятия болевых (ноцицептивных) раздражителей наименее разработан. По одной из двух основных гипотез о механизме болевого восприятия, ноцицептивное воздействие активирует специфические болевые рецепторы, к к-рым относят свободные нервные окончания, обладающие высоким порогом возбудимости. Последователи другой гипотезы отрицают существование специфических болевых рецепторов и считают, что боль является результатом суммации в ц. н. с. потоков возбуждения, возникающих при интенсивном раздражении обычных кожных рецепторов (см. Кожа).
Нет также единой теории, объясняющей процессы О. Для объяснения кожной чувствительности предложено несколько гипотез. В основе одной из них лежит представление И. Мюллера о специфической энергии и существовании специфических рецепторов, воспринимающих какой-то один, определенный тип раздражения. При этом все кожные рецепторы подразделены на четыре основных типа (тактильные, тепловые, холодовые и болевые), различающихся по строению и связям с соответствующими центральными нейронами. Установлено, что действительно ряд рецепторов О. обладает большой специфичностью; напр., пластинчатые и осязательные тельца, осязательные мениски (диски Меркеля) являются высокоспециализированными механорецепторами. Вместе с тем очевидно, что другие рецепторы (напр., свободные нервные окончания) могут воспринимать самые различные стимулы. Так, Р. Л. Гавриловым и др. показано, что раздражение одной и той же температурной точки кожи строго фокусированным лучом ультразвука может вызывать в одних случаях ощущение холода, а в других — ощущение тепла. Имеются и другие факты, противоречащие гипотезе специфичности. Вместе с тем хотя в своем первоначальном виде данная гипотеза не может быть признана удовлетворительной, в различных модификациях у ряда исследователей она продолжает пользоваться популярностью.
Менее распространена гипотеза двойственного восприятия Г. Геда, по к-рой существуют два типа кожной чувствительности, обусловленные существованием на периферии двух различных сенсорных систем: общей, генерализованной (протопатической), и специализированной (эггакритической). В процессе регенерации перерезанного чувствительного нерва первой восстанавливается протопатическая чувствительность (болевая, грубая температурная), а затем уже эпикритическая (тактильная, тонкая температурная). Позднее было установлено, что имеются по меньшей мере два независимых афферентных пути от кожи к таламусу: один, связанный с латеральными спиноталамическими структурами и (возможно) ретикулярной формацией, а другой — со структурами, входящими в состав задних столбов белого вещества и медиальных петель. Рецептивные поля первой системы (она обеспечивает протопатическую чувствительность) очень велики и охватывают иногда даже все тело и часто являются неспецифическими. Рецептивные поля нейронов второй системы (эиикритической) невелики и обладают значительной специфичностью по отношению к раздражителю.
Третья гипотеза, получившая наименование теории образов, основана на предположении, что дифференциальная кожная чувствительность обусловлена различиями в действии стимулов разной модальности на одни и те же афферентные структуры, т. е. что в основе различительной способности кожи лежат пространственное и временное распределения нервных импульсов в популяции афферентных волокон, связанных с нервными окончаниями (они могут быть индивидуально сходными). Известные различия в строении рецепторных структур и различные скорости проведения нервных импульсов по афферентным нервным волокнам только способствуют дисперсии импульсной активности на ее пути в ц. н. с., где происходит расшифровка поступившего потока импульсов: в итоге появляется то или иное ощущение. Следует учитывать, что при всей ценности эта гипотеза, отрицающая всякую специфичность периферических аппаратов (рецепторов О.), вряд ли может быть признана удовлетворительной.
С помощью О. организм может в известной мере компенсировать отсутствие других органов чувств (зрения, слуха) в случае их повреждения или недоразвития. На ранних этапах жизни слепорожденных животных О. играет ведущую роль в процессах их взаимодействия с окружающим миром. О. служит и в качестве важного дополнительного канала получения информации в различного рода сложных ситуациях (напр., у летчиков в моменты перегрузок зрительной и слуховой сенсорных систем). Исключительно важное значение имеет О. у слепых и особенно слепоглухонемых (см. Слепоглухонемота). После соответствующего обучения и тренировки, пользуясь О., слепые могут читать книги, написанные специальным выпуклым шрифтом, писать, выполнять различные тонкие ручные работы. О. позволяет им ориентироваться в пространстве: используя простые инструменты, такие как обычная палка, и более сложные приборы (различного рода виброустройства и т. д.), они на основе О. могут составлять достаточно точное представление о положении окружающих их предметов и перемещаться среди них. У слепых людей О. может достигать чрезвычайной остроты — у них повышается чувствительность рук, особенно кончиков пальцев. Морфологически это находит отражение в увеличении числа рецепторов, в частности инкапсулированных — типа пластинчатых телец, определяющих пороги тактильного восприятия. У людей, лишенных зрения и слуха, О. является основным источником информации об окружающей среде. При достаточной тренировке такие люди могут воспринимать даже музыку и речь. В этом случае восприятие осуществляется прежде всего с помощью быстроадаптиру-ющихся механорецепторов, очень чувствительных к действию вибрационных стимулов.
Патология
Патология О. бывает очень разнообразной, что определяется многообразием патол, процессов, затрагивающих структуры, участвующие в осуществлении чувства О. В клинике различные виды кожной и мышечной чувствительности обычно исследуются параллельно и оценка их состояния является важным диагностическим приемом. Прежде всего оценивается способность восприятия как такового и возможность определения интенсивности раздражения. Может иметь место полное исчезновение того или иного вида ощущения (анестезия), повышение порогов (ги-поестезия) или снижение их (гиперестезия). Местные изменения О. свидетельствуют о периферических нарушениях: при поражениях в области задних рогов спинного мозга отмечаются сегментарные нарушения, а повреждения проводящих путей спинного мозга вызывают изменения во всей нижерасположенной по отношению к повреждению области тела. Большое значение имеет и характер поражения. Так, при односторонних повреждениях спинного мозга возникает паралич Броун-Секара (см. Броун-Секара синдром). При этом на ипсилатеральной стороне отмечается паралич конечностей и нарушение мышечной чувствительности, а на контралатеральной — исчезновение тактильной чувствительности. Это объясняется тем, что волокна, определяющие тактильную чувствительность, в спинном мозге перекрещиваются, а волокна, обеспечивающие глубинную чувствительность и движение, не перекрещиваются. Для патол, процессов, связанных с сирингомиелией (см.), характерно избирательное изменение разных типов О. Первоначально выпадают чувства боли, тепла и холода. Тактильная чувствительность или сохраняется, или понижается, но в меньшей степени по сравнению с ноцицептивной и температурной чувствительностью. Расстройство чувствительности при сирингомиелии сегментарное, хотя часто выходит за границы того или иного сегмента. Нарушения чувствительности в зависимости от локализации и распространения поражения бывают как с одной стороны, так и с обеих (в этих случаях они обычно асимметричны). При такой патологии, как лепра (см.), выпадает болевая чувствительность при сохранении тактильной, что обусловлено избирательным поражением периферических волокон, обеспечивающих проведение ноцицептивной сигнализации. В клин, практике оцениваются также пороги пространства, временные пороги и способность к сложным формам ощущений, основанным на чувстве О.
В последнем случае может иметь место неправильная оценка размера предмета (макро- и микроэстезия) и другие нарушения.
Восстановление О. служит объективным показателем процессов регенерации в нервных стволах и компенсаторных явлений в ц. н. с. Изменение О. может быть важным диагностическим приемом оценки состояния различных внутренних органов. Области кожи, на к-рые «проецируются» сигналы от того или иного внутреннего органа, получили наименование зон Захарьина — Геда (см. Захарьина — Геда зоны). Боль, возникающая в столь удаленных областях от пораженных патол, процессом органов, называется отраженной. Оказывая различного рода воздействия (массаж, надавливание, уколы, нагревания и т. д.) на активные точки кожной поверхности и подлежащие ткани, можно воздействовать с леч. целью на патол, явления во внутренних органах (см. Рефлексотерапия). На этом основана акупунктура (см. Иглоукалывание). Механизмы последней еще недостаточно ясны.
Библиография: Гаврилов Р. Л. и др. Рецепция и фокусированный ультразвук, Л., 1976; Гранит Р. Электрофизиологическое исследование рецепции, пер. с англ., М., 1957; Есаков А.И. и Дмитриева Т. М. Нейрофизиологические основы тактильного восприятия, М., 1971; Физиология сенсорных систем, под ред. А. С. Батуева, Л., 1976; Физиология сенсорных систем, под ред. В.Н. Черниговского, ч. 3, Л., 1975; Hensel H. Allgemeine Sinnesphysiologie, Hautsinne, Geschmack, Geruch, B., 1966; Sinclair D. G. Cutaneous sensation, L., 1967.
Что такое осязательная информация
Виды информации. Представление информации.
По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).
Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.
Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.
По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).
Рис. 4. Виды информации по форме представления
Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.
Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.
Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак смыслом, то этот знак называют символом
Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.
Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык. Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки и искусства.
Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).
Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных языков, диалектов и наречий.
Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.
Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.
Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.
Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.
Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр.
По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.
Какая бывает информация
Урок 3. Информатика 2 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Какая бывает информация»
Здравствуйте, мальчики и девочки.
Это снова я – ноутбук Самсоша.
На прошлом уроке вы с профессором Знатоковым изучили тему «Человек и информация». Узнали, что информатика – это наука о получении, хранении, обработке, передаче и использовании информации. А информация – это сведения об окружающем нас мире. Также вы узнали, что люди воспринимают разные сигналы из внешнего мира органами чувств: кожей, глазами, ушами, носом, языком.
Органы чувств, которые мы с вами перечислили, отличаются друг от друга, значит, и информация бывает разных видов.
И сегодня мы займёмся тем, что научимся определять и называть вид информации по способу восприятия её человеком.
Ребята, когда вы идёте в школу, какие звуки вы слышите?
Наверное, шум проезжающих машин. Разговор идущих мимо людей. Шелест листьев деревьев. Карканье ворон. Звук светофора. Такую информацию мы получаем с помощью органа чувств – ушей.
Уши – это органы слуха. Они служат для того, чтобы мы слышали. То, что мы слышим ушами – это слуховая (звуковая) информация.
Если вы не будете слушать учительницу на уроке, вы не получите новые знания. Уши – очень важный орган чувств. Ребята, вы знаете, что если громко и долго слушать музыку в наушниках, то слух может ухудшиться. Так что берегите свои ушки. А когда холодно, обязательно надевайте шапку, чтобы ушки были в тепле.
А вы помните, что появляется на небе после дождя?
Радуга. Красивая, с яркими цветами. Информацию о дожде, о радуге мы получаем с помощью глаз.
Глаза – это органы зрения. Они служат для того, чтобы мы видели. То, что мы видим глазами, – это зрительная информация.
Ребята, а вы знаете, сколько у радуги цветов?
Семь. А чтобы запомнить, какие цвета в каком порядке идут, запомните такую фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В этой фразе первая буква каждого слова такая же, как первая буква названия цвета в радуге.
Давайте перечислим цвета.
Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Ребята, а ведь вы сейчас получили слуховую и зрительную информацию о радуге. Вы слушали, что я вам объяснял, и смотрели на экран на пояснение материла.
Глаза тоже важный орган чувств. Не сидите долго за компьютером, перед телевизором, с телефоном. Давайте глазам «отдохнуть». И не забывайте делать упражнения, которые мы с вами изучили по технике безопасности.
Знаете, однажды, я угостил профессора мороженым. Когда я спросил, понравилось ли оно ему. Профессор ответил, что мороженое очень вкусное, сладкое, цитрусовое.
Эту информацию профессор получил с помощью языка. Язык служит для того, чтобы получить информацию о вкусе, когда мы пьём или едим.
Язык – это орган вкуса. То, что мы ощущаем языком, – это вкусовая информация.
Но будьте осторожны! Слишком холодная или слишком горячая пища и напитки могут повредить язык, и тогда он на какое-то время перестанет ощущать вкус.
Вы замечали, что животные, например, кошки или собаки, прежде чем есть, нюхают?
Так они получают информацию о том, подходит ли им эта еда. Так и человек. Когда мы открываем холодильник и достаём, например молоко, мы тоже его нюхаем, проверяем – не испортилось ли оно.
Входя в магазин, мы чувствуем запах свежеиспечённого хлеба. Запах хлеба, булочки, духов, шампуня, какао мы воспринимаем с помощью носа.
Нос – это орган обоняния. «Обонять» – значит «ощущать запах». То, что мы ощущаем носом, – это обонятельная информация.
Носом мы ощущаем не только приятные ароматы, но и неприятные запахи. Также мы можем почувствовать запах опасности, например, газа, дыма. Так что, если вы простудитесь, у вас появится насморк и вы не сможете получить информацию о запахе. Поэтому не болейте и берегите нос!
Так-так-так… мы с вами вспомнили органы чувств: уши, глаза, язык и нос, что же я забыл… А-а-а, вспомнил. Кожа!
С помощью кожи мы ощущаем мягкий или твёрдый предмет, тёплый или холодный, гладкий или шершавый и так далее. Например, как только профессор Знатоков взял в руки мороженое, он сразу почувствовал кожей руки, что оно холодное. Когда мы гладим кота, мы чувствуем, какая у него мягкая шёрстка. Но если мы тронем кактус или ёжика, мы сразу почувствуем, что они колючие. Кстати, будьте осторожны, некоторые иголки от кактуса впиваются в кожу, и потом их очень неприятно доставать. Не стоит трогать кактусы.
Кожа – это орган осязания. «Осязать» значит «ощущать». Не путайте с обонять! Обонять – это ощущать запах, а осязать – ощущать холод, тепло и так далее.
То, что мы ощущаем кожей – это осязательная (тактильная) информация.
Кожу тоже надо беречь. Носите зимой перчатки, чтобы кожа рук была защищена от мороза и находилась в тепле. Берегитесь кипятка, горячих предметов. Они могут стать причиной ожога, а это очень больно и долго лечится.
Ребята, все органы чувств важны!
Ведь если какой-то орган не «работает», то мы не получим информацию. Такой орган перестаёт воспринимать информацию.
Ну что же, пришло время для заданий.
Первое задание. Зачеркните ненужное.
Человек получает слуховую информацию, когда он:
Читает книгу, слушает музыку в наушниках, слушает радио, записывает решение задачи, ест конфету.
Правильный ответ: слушает музыку в наушниках и слушает радио.
Человек получает обонятельную информацию, когда он:
Чувствует запах булочек, читает книгу, нюхает розы, слушает радио, записывает решение задачи, берёт в руки мяч.
Правильный ответ: чувствует запах булочек и нюхает розы.
Человек получает осязательную информацию, когда он:
Трогает рукой чашку, читает книгу, нюхает розы, слушает радио, берёт в руки предмет, ест конфету.
Правильный ответ: трогает рукой чашку и берёт в руки предмет.
Второе задание. Распределите информацию по её видам.
Тепло, холодно, жарко, твёрдо, мягко, солёно, кисло, сладко, горько, вкусно, громко, тихо, красиво, тускло, ярко, синее, красное, запах дыма, приятный аромат духов, ужасный запах.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Осязательная (тактильная) информация: тепло, холодно, жарко, твёрдо, мягко.
Вкусовая информация: солёно, кисло, сладко, горько, вкусно.
Звуковая (слуховая) информация: громко, тихо.
Зрительная информация: красиво, тускло, ярко, синее, красное.
Обонятельная информация: запах дыма, приятный аромат духов, ужасный запах.
Ну что же, пришло время повторить изученное сегодня.
Давайте представим полученную сегодня информацию в таблицу.
Зрительная информация – видим с помощью глаз.
Слуховая (звуковая) информация – слышим с помощью ушей.
Вкусовая информация – ощущаем вкус с помощью языка.
Обонятельная информация – обоняем, то есть ощущаем запах с помощью носа.
Осязательная (тактильная) информация – осязаем, то есть ощущаем с помощью кожи.
И, как всегда, в конце урока заполняем словарь.
Зрительная информация. Воспринимается органами зрения (глаза).
Слуховая (звуковая) информация. Воспринимается органами слуха (уши).
Вкусовая информация. Воспринимается органом вкуса (язык).
Осязательная (тактильная) информация. Воспринимается органом осязания (кожа).
Обонятельная информация. Воспринимается органом обоняния (нос).
Вот и закончился наш сегодняшний урок. Я надеюсь, вам было интересно и познавательно. А я прощаюсь с вами. До новых встреч, ребята.