Что такое отгон виража
ОТГОН ВИРАЖА
ОТГОН ВИРАЖА участок на закруглении дороги с постепенным плавным переходом от двускатного поперечного профиля к односкатному
(Болгарский язык; Български) — преходен профил
(Чешский язык; Čeština) — vzestupnice; sestupnice
(Немецкий язык; Deutsch) — Anrampungsstrecke; Übergangsbogen
(Венгерский язык; Magyar) — döntött kanyar átmenete
(Монгольский язык) — тойровчийн зааг
(Польский язык; Polska) — krzywa przejściowa drogi
(Румынский язык; Român) — supraînăltarea virajului
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — vitoperenje kolovoza
(Испанский язык; Español) — transición del peralte; desarrollo de una supereíevación
(Английский язык; English) — superelevation length
(Французский язык; Français) — longueur du virage relevé
участок дороги, предназначенный для перехода от двускатного поперечного профиля проезжей части на прямолинейных участках к односкатному поперечному профилю на вираже.
Смотреть что такое «ОТГОН ВИРАЖА» в других словарях:
отгон виража — Участок на закруглении дороги с постепенным плавным переходом от двускатного поперечного профиля к односкатному [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты, тоннели, аэродромы EN… … Справочник технического переводчика
отгон виража — 3.14 отгон виража : Участок на кривой с постепенным плавным переходом от двухскатного поперечного профиля к односкатному с уклоном внутри кривой до проектного уклона. Источник: СП 34.13330.2012: Автомобильные дороги … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СП 34.13330.2012: Автомобильные дороги — Терминология СП 34.13330.2012: Автомобильные дороги: 3.1 автомагистраль : Автомобильная дорога, предназначенная только для скоростного автомобильного движения, имеющая раздельные проезжие части в обоих направлениях, пересекающая другие… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Виражи (назначение, уклон виража). Проектирование отгона виража
На кривых в плане, минимальные радиусы которых меньше значений приведенных в ТКП 45-3.03-19-2006 (таблице 6), следует предусматривать устройство проезжей части с односкатным поперечным профилем (виражом).
Вираж— односкатный поперечный профиль проезжей части.
Вираж следует располагать на участке кривой ограниченной точками с радиусами кривизны, при которых уклон виража в соответствии с таблицей 7 следует принимать равным уклону проезжей части на прямой.
Вираж должен ограничиваться участком круговой кривой, если значение его поперечного уклона соответствует уклону проезжей части на прямой, а также в случаях, если длина переходной кривой недостаточна для плавного перехода к двускатному профилю (при реконструкции).
Уклон внешней обочины в пределах участка с виражом следует принимать равным уклону виража, уклон внутренней обочины – равным уклону на прилегающем прямом участке.
Переход от двускатного поперечного профиля к односкатному (отгон виража) следует, как правило, выполнять в пределах переходной кривой. При отсутствии или недостаточной длине переходной кривой (при реконструкции) отгон виража допускается осуществлять на прилегающем прямом участке.
На закруглении трассы с переходными кривыми проектируют два отгона виража. Первый отгон виража размещается на переходной кривой, следующей от начала закругления, а второй – от конца. Методика проектирования отгона виража зависит от величины радиуса круговой кривой и уклона виража iв.
Возможны два случая:
Рис. 2.2. Схема размещения отгонов виража на закруглении с переходной кривой в случае iв = in : 1 – первый отгон виража; 2 – второй отгон виража.
Первый случай. Уклон виража iв = iп. Радиусы горизонтальных кривых трассы не менее 800 м на дорогах II-IV категорий. Уширение проезжей части не производится. Отгон виража принимается минимальной длины исходя из допускаемого дополнительного уклона iд внешней кромки проезжей части
где в – ширина двухполосной проезжей части дорог II – V категорий;
in – поперечный уклон проезжей части;
iд – дополнительный уклон внешней кромки проезжей части, равный 5‰ для дорог I – IV категорий и 10‰ для дороги V категории;
Пикетное положение начала первого отгона виража (НО1) равно
где НЗ – пикетное положение начала закругления;
Пикетное положение начала второго отгона виража НО2
где КЗ – пикетное положение конца закругления.
До начала отгона на протяжении 10м поперечный уклон внешней обочины уменьшается до поперечного уклона проезжей части.
Рис. 2.3 Схема размещения отгонов виража на закруглении с переходной кривой в случае, если iв > in : 1 – первый участок первого отгона виража; 2 – второй участок первого отгона виража; 3 – первый участок второго отгона виража; 4 – второй участок второго отгона виража.
Первый и второй отгоны состоят из двух участков (рис. 2.3). На первом участке происходит переход от двухскатного поперечного профиля к односкатному с уклоном in . На втором участке полученный односкатный профиль проезжей части путем вращения вокруг ее оси доводится до уклона iв , соответствующего радиусу круговой кривой. Второй участок заканчивается в конце переходной кривой.
В пределах участков кривых в плане с радиусом кривизны 500 м и менее необходимо предусматривать уширение проезжей части за счет обочины. Величину уширения следует принимать по таблице 8. Уширение следует производить с внутренней стороны закругления; ширина обочины при этом должна быть не менее 1,5 м для дорог I-а, I-б, I-в и II категорий и не менее 1 м – для дорог остальных категорий. Отгон уширения следует выполнять на участках длиной 20 м, прилегающих к точке закругления с радиусом кривизны 500 м.
На отгоне виража вычисляют относительные отметки кромок проезжей части, кромок укрепительных полос, бровок обочины, принимая отметки оси проездей части равной нулю. Эти отметки вычисляют в начале и конце участка, а также на плюсовых точках, кратных 10м.
Зная проектные отметки (отметки оси проезжей части), вычисляют проектные отметки кромок и бровок на каждом поперечнике, прибавляя к проектным отметкам величину относительных отметок.
Рис. 2.4. Линии поперечного профиля дорожного полотна
Что такое отгон виража
Дороги автомобильные общего пользования
Automobile roads of the general use. Geometric elements. Technical requirements
Дата введения 2016-09-08
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт» (Технический комитет по стандартизации ТК 42 «Автомобильные дороги»)
2 ВНЕСЕН Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 27 августа 2015 г. N 79-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2016 г. N 1008-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33475-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 8 сентября 2016 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 краевая полоса: Часть обочины, примыкающая к проезжей части и имеющая дорожную одежду, конструкция которой позволяет обеспечить безопасный заезд на нее транспортных средств и защиту кромки проезжей части основной полосы движения от обламывания.
2.2 полоса безопасности: Часть разделительной полосы, примыкающая к проезжей части и имеющая дорожную одежду, конструкция которой при нештатных ситуациях позволяет обеспечить безопасный заезд на нее транспортных средств.
2.3 обочина: Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также использования при чрезвычайных ситуациях.
2.4 укрепленная часть обочины: Часть обочины, примыкающая к краевой полосе и имеющая дорожную одежду, конструкция которой обеспечивает в необходимых случаях возможность заезда транспортных средств для остановки и кратковременной стоянки.
2.5 грунтовая часть обочины: Часть обочины, не имеющая дорожной одежды.
2.6 стояночная полоса: Элемент поперечного профиля автомобильной дороги, примыкающий к проезжей части со стороны обочины, обозначенный специальными дорожными знаками и предназначенный для размещения транспортных средств, вынужденных преднамеренно прекратить движение на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или выгрузкой транспортного средства.
2.7 проезжая часть: Конструктивный элемент автомобильной дороги, предназначенный для движения транспортных средств.
2.8 расчетная скорость движения: Значение скорости движения одиночного автомобиля при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части, используемое для определения допустимых параметров элементов плана, продольного и поперечного профиля на сложных участках трассы автомобильной дороги, исходя из условий обеспечения удобства и безопасности дорожного движения.
2.9 разделительная полоса: Конструктивный элемент автомобильной дороги, разделяющий транспортные потоки по направлениям или составу движения.
2.10 расстояние видимости: Расстояние от передней части легкового транспортного средства, на котором с места водителя различаются конструктивные элементы дороги и другие предметы в направлении движения, ориентирование на которые позволяет вести транспортное средство по соответствующей полосе.
2.11 уширение проезжей части: Увеличение стандартной ширины проезжей части для обеспечения безопасности движения транспортных средств на отдельных участках автомобильной дороги.
2.12 отвод ширины проезжей части: Переход от стандартной ширины проезжей части автомобильной дороги к уширенной.
2.13 серпантина: Кривая в плане, описанная с внешней стороны угла поворота трассы и устраиваемая для развития трассы в горной и сильно пересеченной местности.
2.14 вираж: Односкатный поперечный профиль проезжей части, устраиваемый на кривой в плане с уклоном к ее центру для повышения удобства и безопасности движения.
2.15 отгон виража: Переход от двускатного поперечного профиля проезжей части на прямолинейном участке дороги к односкатному на кривой в плане и обратно.
2.16 дополнительная полоса проезжей части: Полоса движения, устраиваемая дополнительно к основной полосе движения на отдельных участках дорог для повышения их пропускной способности, а также безопасности движения на них.
2.17 переходно-скоростная полоса: Полоса движения, устраиваемая дополнительно к основной полосе движения, для безопасного изменения траектории и скорости движения транспортного средства, совершающего маневр слияния с транспортным потоком прямого направления движения или разделения с ним на пересечениях и примыканиях или иных участках автомобильных дорог.
2.18 коэффициент загрузки дороги движением: Отношение фактической интенсивности движения к практической пропускной способности дороги.
3 Геометрические элементы автомобильных дорог
3.1 Геометрические элементы должны обеспечивать пространственную плавность и зрительную ясность автомобильной дороги, гармоничное ее сочетание с окружающим ландшафтом местности, для чего:
— в углы поворота трассы необходимо вписывать кривые постоянной или переменной кривизны, как самостоятельные элементы плана или в сопряжении друг с другом;
— переломы продольного профиля при разработке проектной документации на строительство новых автомобильных дорог I-III категории, а также на реконструкцию автомобильных дорог категории IA и IБ следует сопрягать вертикальными кривыми постоянной или переменной кривизны независимо от алгебраической разности уклонов сопрягаемых участков (требования к сопряжению переломов продольного профиля в проектной документации на строительство автомобильных дорог IV-V категории и реконструкцию дорог категории IB и II-V, а также капитальный ремонт автомобильных дорог независимо от их категории устанавливаются в национальных стандартах или иных нормативных актах);
— прямолинейные и криволинейные отрезки дороги по протяженности должны быть соразмерны между собой, а радиусы смежных кривых в плане не должны отличаться друг от друга более чем в 1,3 раза.
3.2 В целях обеспечения относительного постоянства скорости и благоприятных условий безопасности движения транспортного потока на всем протяжении дороги, снижения ограничений, потенциально накладываемых дорожными условиями на избираемые водителями режимы движения, а также учитывая возможности последующей реконструкции дороги за пределами перспективного периода в качестве основных параметров геометрических элементов плана и продольного профиля автомобильной дороги следует принимать:
г) радиус кривой в продольном профиле:
д) длина криволинейного участка в продольном профиле:
3.3 В случаях, когда по условиям местности или иным объективным обстоятельствам выполнение требований п.3.2 с технической, экономической, экологической или иной точки зрения признается нецелесообразным, допускается снижение требований к нормам проектирования отдельных геометрических элементов плана и продольного профиля автомобильной дороги исходя из расчетной скорости движения.
3.4 Значения расчетных скоростей движения для назначения допустимых параметров геометрических элементов автомобильных дорог I категории с учетом сложности рельефа местности устанавливаются в национальных стандартах или иных нормативных актах, разрабатываемых в развитие настоящего межгосударственного стандарта.
Значения расчетных скоростей движения для автомобильных дорог других категорий приведены в таблице 1.
Расчетные скорости на смежных участках не должны отличаться более чем на 20%.
Виражи на автомобильных дорогах
2.1.3.1. Элементы виража
Односкатный профиль сохраняется на всем протяжении круговой кривой. Переход от односкатного профиля к нормальному, двухскатному, так называемый отгон виража, делается на переходных кривых или на прямых участках, примыкающих к закруглению.
На кривых малых радиусов вираж имеет дополнительное уширение проезжей части, отвод которого осуществляется также в пределах переходной кривой.
Общая схема виража показана на рис. 196. Основными элементами виража являются:
1) уклон виража, т. е. величина односкатного поперечного уклона дорожного полотна;
2) длина отгона виража;
4) величина уширения проезжей части.
Отгон виража представляет собой плавный переход от двухскатного поперечного профиля к односкатному, при этом главное изменение претерпевает наружная часть дорожного полотна.
Если уклон виража равен поперечному уклону проезжей части, то переход от двухскатного профиля к односкатному осуществляется путем вращения наружной половины полотна около оси дороги. Внутренняя часть полотна остается без изменения.
При уклоне виража, превышающем уклон нормального профиля, на отгоне происходит постепенное вращение всего дорожного полотна около внутренней кромки проезжей части, профильные высоты которой не меняются.
В пределах круговой кривой односкатное дорожное полотно представляет собой коническую поверхность.
Длина отгона виража L может быть подсчитана по формуле:
(1)
При устройстве отгона виража в пределах переходных кривых длина последних должна быть не менее величины, подсчитанной по формуле (1).
На виражах с радиусом кривых 700 м и меньше производят уширение проезжей части, величина которого приведена в табл. 20.
В пределах круговой кривой виража проезжая часть уширяется на полную величину, на переходных кривых отгона уширение постепенно уменьшается. При этом внутренняя кромка полного уширения разбивается по кривой радиуса
(2)
где R- радиус кривой по оси дороги,
— полная величина уширения.
Разбивка кромки отвода уширения производится по плавной многоцентровой (коробковой) кривой.
2.1.3.2. Разбивка виража
(3)
i0— поперечный уклон обочины,
Поперечный профиль имеет вид АОА1.
В конце отгона виража (в начале круговой кривой) дорожное полотно будет иметь односкатный уклон А’0’А1‘ (рис. 198, б).
При этом если вращение дорожного полотна осуществляется вокруг его внутренней кромки, то превышение характерных точек поперечного профиля относительно начального сечения без учета продольного уклона дороги будет:
(4)
— для внешней кромки проезжей части полотна:
(5)
— для внешней бровки дорожного полотна:
(6)
— для внутренней бровки:
(7)
где — уширение проезжей части дороги,
(8)
Решение задачи: расчет отметок точек на поперечнике с учетом
Для решения задачи используются следующие уклоны:
i1 – поперечный уклон проезжей части;
i2 – продольный уклон проезжей части;
i3 – поперечный уклон виража;
i0 – поперечный уклон обочины.
Решение задачи выполняется в следующей последовательности.
1) Отметки характерных точек на начальном поперечнике:
-отметка оси дороги на начальном поперечнике:
2) С учетом продольного уклона трассы на отгоне виража и длины отгона виража можно вычислить отметку кромки дороги в конце отгона виража (в поперечном направлении отметка не изменяется, т.к. вращение выполняют вокруг ее оси):
От полученной отметки Нкр.к вычисляют остальные отметки характерных точек.
3) Вычисляют отметки характерных точек на конечном поперечнике с учетом уширения проезжей части:
-отметка оси дороги на конечном поперечнике:
-отметка внешней кромки дороги на конечном поперечнике:
— отметка внешней бровки на конечном поперечнике:
— отметка внутренней бровки на конечном поперечнике:
Отметки характерных точек на промежуточных поперечниках определяется путем интерполирования.
При разбивке отгонов виража на смежных кривых, направленных в разные стороны, между ними необходимо иметь прямую вставку такой длины, чтобы в ее пределах можно было разместить встречные отгоны виража с поперечными уклонами противоположного направления (обычно 50-100 м).
На смежных кривых, направленных в одну сторону, но имеющих различные радиусы кривых и неодинаковые элементы виража, минимальная прямая вставка между ними должна быть такой длины, чтобы в ее пределах можно было вписать плавный переход одного виража к другому.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет