Что такое откатка руды
откатка
Из-за отключения электроэнергии откатка была прекращена.
Смотреть что такое «откатка» в других словарях:
ОТКАТКА — ОТКАТКА, откатки, мн. нет. жен. Действие по гл. откатать откатывать (спец.). || Вывоз добытых ископаемых из забоев и из шахт (горн.). Подземная откатка. Механическая откатка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
откатка — перемещение, откат, откатывание, вывоз, транспортировка, отодвигание Словарь русских синонимов. откатка сущ., кол во синонимов: 6 • вывоз (8) • … Словарь синонимов
ОТКАТКА — горная транспортирование горной массы и других грузов средствами колесного транспорта по подземным горным выработкам, а также на поверхности в пределах горного предприятия … Большой Энциклопедический словарь
ОТКАТКА — ОТКАТКА, и, жен. 1. см. откатить. 2. Вывоз ископаемых с места выработки (спец.). | прил. откаточный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Откатка — ж. То же, что Откат. Откатка торфов производится тачками по стелюгам, в подъемах доски сплачиваются по три в ряд, из них по двум крайним набиты баклушки для упора ног катящему, и по средней колесо тачки. ГЖ, 1846, № 6: 336; Ручная откатка пустой… … Словарь золотого промысла Российской Империи
откатка — и; ж. 1. Разг. к Откатить откатывать (1 зн.). О. вагонеток. 2. Горн. Вывоз добытых полезных ископаемых из забоев и шахт. О. руды, угля. Работать на откатке. ◁ Откаточный, ая, ое. (2 зн.). О. штрек. О. путь. О ые вагоны. * * * откатка горная,… … Энциклопедический словарь
Откатка — Горное дело отрасли науки и техники, охватывающие процессы извлечения (добычи) из недр Земли полезных ископаемых. Горное дело – область деятельности человека по освоению недр Земли. Включает все виды техногенного воздействия на земную кору,… … Википедия
Откатка — см. Горное дело, Скат, Скрэпер, Собака, Тачка … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Откатка — ж. 1. процесс действия по гл. откатить, откатывать 2. Результат такого действия; вывоз добытых ископаемых из забоев и из шахт. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
откатка — откатка, откатки, откатки, откаток, откатке, откаткам, откатку, откатки, откаткой, откаткою, откатками, откатке, откатках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
откатка руды
Смотреть что такое «откатка руды» в других словарях:
Откатка — ж. То же, что Откат. Откатка торфов производится тачками по стелюгам, в подъемах доски сплачиваются по три в ряд, из них по двум крайним набиты баклушки для упора ног катящему, и по средней колесо тачки. ГЖ, 1846, № 6: 336; Ручная откатка пустой… … Словарь золотого промысла Российской Империи
Откатка — Горное дело отрасли науки и техники, охватывающие процессы извлечения (добычи) из недр Земли полезных ископаемых. Горное дело – область деятельности человека по освоению недр Земли. Включает все виды техногенного воздействия на земную кору,… … Википедия
откатка — и; ж. 1. Разг. к Откатить откатывать (1 зн.). О. вагонеток. 2. Горн. Вывоз добытых полезных ископаемых из забоев и шахт. О. руды, угля. Работать на откатке. ◁ Откаточный, ая, ое. (2 зн.). О. штрек. О. путь. О ые вагоны. * * * откатка горная,… … Энциклопедический словарь
откатка — и; ж. см. тж. откаточный 1) разг. к откатить 1) откатывать Отка/тка вагонеток. 2) горн. Вывоз добытых полезных ископаемых из забоев и шахт. Отка/тка руды, угля … Словарь многих выражений
Таджикская Советская Социалистическая Республика — (Pеспубликаи Cоветии Cоциалистии Tоджикистон), Tаджикистан, расположена на Ю. B. Cp. Aзии. Граничит на З. и C. c Узб. CCP и Kирг. CCP, на B. c Kитаем, на Ю. c Aфганистаном. Пл. 143,1 тыс. км2. Hac. 5,112 млн. чел. (на 1 янв. 1989).… … Геологическая энциклопедия
Мехерних — (Mechernich) крупное колчеданно полиметаллич. м ние в ФРГ (Сев. Рейн Вестфалия), в 35 км к Ю. З. от г. Бонн. Разрабатывалось (c перерывами) c cep. 19 в. до 1958, особенно интенсивно в кон. 19 нач. 20 вв. Рудные залежи пластового… … Геологическая энциклопедия
самока́тный — 1) ая, ое. Передвигающийся на самокате (самокатах) (в 1 знач.), снабженный самокатами. Самокатная рота. 2) ая, ое. 1. Такой, который катится благодаря колесам (колесикам) и простому приспособлению (ручному или ножному), приводящему их в движение … Малый академический словарь
Двор — м. Огороженный участок рудника, куда складываются добытые горные породы. Над шахтой вырабатывается двор, куда накатывается руда и пустая порода, поднимаемая наверх бадьями. От двора до полосы проводится штрек. ГЖ, 1862, № 11: 261; Откатка руды от … Словарь золотого промысла Российской Империи
Тачка — ж. Ручная одноколесная тележка в виде ящика, которую возят, держа за ручки и толкая впереди себя. Пески из забоев возят в обыкновенных таратайках или тачках по настланному деревянному пути. ГЖ, 1873, № 1: 86; Откатка руды от забоев к рудничному… … Словарь золотого промысла Российской Империи
самокатный — 1. САМОКАТНЫЙ, ая, ое. 1. Такой, который катится благодаря колёсам и приспособлению, приводящему их в движение. С ое кресло. 2. Пользующийся самокатом (2 зн.). С ые части (в первую мировую и Гражданскую войну: пехота на велосипедах).… … Энциклопедический словарь
самокатный — I ая, ое. 1) Такой, который катится благодаря колёсам и приспособлению, приводящему их в движение. С ое кресло. 2) пользующийся самокатом 2) С ые части в первую мировую и Гражданскую войну (пехота на велосипедах) Осуществляемый под действием… … Словарь многих выражений
ОТКАТКА
Смотреть что такое «ОТКАТКА» в других словарях:
ОТКАТКА — ОТКАТКА, откатки, мн. нет. жен. Действие по гл. откатать откатывать (спец.). || Вывоз добытых ископаемых из забоев и из шахт (горн.). Подземная откатка. Механическая откатка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
откатка — перемещение, откат, откатывание, вывоз, транспортировка, отодвигание Словарь русских синонимов. откатка сущ., кол во синонимов: 6 • вывоз (8) • … Словарь синонимов
ОТКАТКА — ОТКАТКА, и, жен. 1. см. откатить. 2. Вывоз ископаемых с места выработки (спец.). | прил. откаточный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Откатка — ж. То же, что Откат. Откатка торфов производится тачками по стелюгам, в подъемах доски сплачиваются по три в ряд, из них по двум крайним набиты баклушки для упора ног катящему, и по средней колесо тачки. ГЖ, 1846, № 6: 336; Ручная откатка пустой… … Словарь золотого промысла Российской Империи
откатка — и; ж. 1. Разг. к Откатить откатывать (1 зн.). О. вагонеток. 2. Горн. Вывоз добытых полезных ископаемых из забоев и шахт. О. руды, угля. Работать на откатке. ◁ Откаточный, ая, ое. (2 зн.). О. штрек. О. путь. О ые вагоны. * * * откатка горная,… … Энциклопедический словарь
Откатка — Горное дело отрасли науки и техники, охватывающие процессы извлечения (добычи) из недр Земли полезных ископаемых. Горное дело – область деятельности человека по освоению недр Земли. Включает все виды техногенного воздействия на земную кору,… … Википедия
откатка — ОТКАТКА, и, ж Спец. Процесс вывоза добытых ископаемых из забоев и шахт. Из за отключения электроэнергии откатка была прекращена … Толковый словарь русских существительных
Откатка — см. Горное дело, Скат, Скрэпер, Собака, Тачка … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Откатка — ж. 1. процесс действия по гл. откатить, откатывать 2. Результат такого действия; вывоз добытых ископаемых из забоев и из шахт. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
откатка — откатка, откатки, откатки, откаток, откатке, откаткам, откатку, откатки, откаткой, откаткою, откатками, откатке, откатках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Откатка
Го́рное де́ло — отрасли науки и техники, охватывающие процессы извлечения (добычи) из недр Земли полезных ископаемых.
Горное дело – область деятельности человека по освоению недр Земли. Включает все виды техногенного воздействия на земную кору, главным образом извлечение полезных ископаемых, их первичную переработку и научное исследование, связанными с горными технологиями.
Горное дело зародилось в глубокой древности с возникновением человеческого общества и развивалось в тесной связи с его социально- экономической структурой на базе совершенствования орудий производства. Ранние периоды истории горного дела протекали в разных регионах в различное время – наиболее достоверные и ранние по времени археологические источники культур периода каменного века обнаружены Африки, Европе и Азии и бронзового – в странах Средиземноморья, Малой Азии, на Балканах и в Альпах, на Урале и в Казахстане, периода железных орудий – в странах античного мира, Мало и Средней Азии, Закавказье, Китае, Японии. Возникновение горного промысла и ремесла, перерастание их в горную промышленность впервые происходит в странах Переднего Востока, античного мира, Западной Европы и др.
Одним из главных факторов развития горного дела определяющим его уровень в различные исторические периоды, являются орудия горного производства. Наряду с каменными топорами древнейшего периода в 12–6-м тысячелетии до н.э. используется роговые кайла, в 5 – 4 тысячелетии появляются медные, а затем бронзовые, позднее, с начала 1 – го тысячелетия до н.э., железные кирки и кайла. В античное время в каменоломнях в качестве горных орудий применяются простейшие механизмы, появляются первые горные машины, в 16-17 века они значительно совершенствуются, с конца 18 века оснащаются автономным приводом. Научно-техническая революция 20 века открыла дорогу внедрению в горное дело машин-автоматов и автоматизированных систем.
Эпоха горных орудий составила наиболее протяженный этап истории горного дела. Собирательство каменного сырья предшествовало целенаправленной разработке недр и восходит к раннему палеолиту. Период характеризуется отбором с поверхности Земли каменных материалов, которые могли быть применены без какой – либо обработки или после скалывания для резания или рубящих действий. Установлено что в это время наряду с кремнем человек использовал больше 20 минералов и около 10 горных пород, а также минеральные краски. Собирание каменного материала на протяжении палеолита привело, с одной стороны, к заметному истощению поверхностных залежей качественного кремня, с другой – способствовало выработки навыков в создании техники обработки камня и распространения ее в Африке, Азии и Европе. Примитивное собирательство высококачественного каменного материала с поверхности к концу периода постепенно сменяется целенаправленной добычей с некоторой глубины.
С эпохами мезолита и неолита связано использование вначале камня, позже рогов животных, в качестве примитивных горных орудий. Аграрная революция, вызванная появлением земледелия и скотоводства, привела к выделению ремесла, в том числе по изготовлению каменных орудий. Появляются молоты, кайла, мотыги, кирки, клинья для горных работ. Формируется древнейшее горное дело как система приемов применения этих орудий: для добычи кремня выкапываются ямы, канавы, ниши в крутых берегах рек и подземные ходы – выработки. Археологические реконструкции показали, что для выемки залежи кремня, обнажающихся на крутых берегах рек, в оврагах и балках, проводились горизонтальные выработки, а применительно к пластам или конкрециям кремня в известняках – вертикальные выработки, вначале в виде котлованообразных ям, а с развитием навыков горных работ – стволов шахтного типа, глубина которых достигала 18 м. Стремление отработать возможно большую площадь залежи приводило к созданию расширений в забойной части и сбойке стволов под землей. Появляются деревянные распорки для крепления.
Совершенствование обработки камня посредством шлифования, пиление и сверление привело к использованию наряду с кремнем других крепких и абразивных горных пород в качестве исходного сырья и расширению ассортимента каменных орудий изготавливаемых в древних специализированных мастерских. Вблизи поселений обычно добывалась глина для керамический изделий.
Первое использование медных минералов (малахит) для изготовления украшений датируется 10-8 тысячелетиями до н.э. Наиболее ранний пример добычи и плавки медной руды зафиксирован в 7 тысячелетии до н.э. (поселок Чатал-Хююк в Анатолии). Однако начало распространения медных орудий датируется 6-5 тысячелетиями до н.э., когда добыча медных руд и изготовление изделий из меди приобретают относительно широкий характер (территория Ирана, Анатолия, Балкано-Карпаты). Наряду с медными рудами добываются золото, руды олова, мышьяка, свинца. С 5-4 тысячелетий до н.э. из среды общинников выделяются группы горняков-профессионалов, передававших свой опыт из поколения в поколение. Целые кланы и даже племена могли специализироваться в горном деле. Появляются первые горные чертежи – сохранился древне-египетский папирус, на котором показана схема шахты по добыче золота. Складываются навыки и приемы подготовки руд к плавке, в частности разделение их в водной среде с использованием разности в плотности минералов. Возникает новая область горного дела – обогащение полезных ископаемых.
В самостоятельное направление горного дела выделилась добыча и обработка каменных блоков. Наиболее крупных масштабов эта деятельность достигла в Древнем Египте при сооружении пирамид. Развитие горного дела происходит на фоне возникновения и расцвета античных государств – Древней Греции, Древнего Рима и других стран Средиземноморья.
В 1 тысячелетии до н.э. отмечается резкий подъем горного дела и в древних регионах Старого Света. Например, в Китае ведется разработка нескольких тысяч месторождений руд железа, меди, олова и других полезных ископаемых.
Развивавшиеся производительные силы требовали увеличения масштабов производства и потребления. Экономический кризис перерастает в социальный и приводит к распаду рабовладельческого строя на территории Европы в первых веках н.э. Горное дело с крушением могущественной Римской империи в течение нескольких веков переживает глубокий кризис.
С формированием феодальных отношений и выделением свободных производителей (в т.ч. ремесленников-горняков) связан новый подъем производительных сил. Объемы горного производства расширяются, возобновляются римские разработки в Альпах, а Трансильвании, Северных Балканах, северных районах Европы. С 4-5 веков разрабатываются угольные месторождения в районе Льежа (Бельгия). С 11 века в странах Европы стали формироваться крупные города – центры ремесленной деятельности горняков (в Чехии, Саксонии, Франции и др.). Резкое повышение производительности труда в горном деле было связано с переходом к особой- цеховой организации рудокопов, которые создают в этот период товарищества по эксплуатации месторождений. Деятельность этих товариществ начинает регламентироваться горным правом.
Центром добычи золота и серебра в 16 веке становится Южная Америка, где объемы получения этих металлов в 5 раз превышают уровень Европы до открытия Нового Света. Эпоха горных машин связана с возникновением мануфактурного производства, которое в 16-18 веках стало истоком для научно-технического прогресса в Европе. Научные разработки нашли отражение и при создании первых горных машин. Это позволило сооружать шахты в виде упорядоченной системы горных выработок, придавая им облик крупного производства. Качественно новый период в развитии горного дела наступает с налаживанием индустриального выпуска высокопроизводительных горных машин во время промышленного переворота (конец 18 – начало 19 веков), который характеризовался победой и утверждением капитализма. Изобретение и применение рабочих машин стало началом перехода от мануфактурного производства к машинному. Возникает машиностроение, которое к 70-ым годам 19 века превращается в крупную отрасль фабрично-заводского производства (Великобритания), создаются заводы горного машиностроения. С развитием промышленного производства тесно связан процесс развития науки. Научные исследования в области горного дела приводят к созданию основ горной механики, теории горного давления, теоретических основ обогащения полезных ископаемых. В 1761 г. Патентуется механическое приспособление для подрубания угольного пласта (М. Мензис, Великобритания). Патентуется основная машина для открытого способа разработки – одноковшовый паровой экскаватор на рельсовом ходу (В. Отис, США,1834г.) и дисковая врубовая машина для угольных шахт (С. Воринг, Великобритания, 1852г.). Внедряются пневматические поршневые перфораторы (Франция, 1861г.). В 30-х годах появляются стальные канаты для рудничного подъема и откатки (Германия, 1835г.), устройство для воздействия на горную породу напорной струей воды – водометы. В 1860 г. Французский инженер М. Кувре изобрел многоковшовый экскаватор, в 1863г. Началась добыча золота с помощью драг (Новая Зеландия). В 1864г. Изготовлена первая цепная (баровая) врубовая машина (Великобритания).
Изобретение во Франции (1844-1849гг.) способа бурения свободно падающим инструментом послужило основой увеличения объемов проходки скважин. Начинается скважинная добыча нефти (США, 1859г.). В США внедряется глубиннонасосная добыча нефти (1865г.), а с конца 80-х годов – роторное бурение на нефть с применением лопастных долот и промывкой глинистым раствором (штат Луизиана). В конце 19 – начале 20 веков резко увеличивается потрбность в полезных ископаемых, выделяются крупные отрасли горнодобывающей промышленности: каменноугольная, железорудная, нефтяная. Новые общественные условия, возникновение крупных капиталистических объединений горного машиностроения приводят к качественным изменениям в горном деле. Значительно совершенствуется буровая техника для проведения нефтяных скважин глубиной до 500 м; появляются станки вращательного бурения с паровым приводом, а также от двигателей внутреннего сгорания. Для отбойки угля широко применяются цепные врубовые машины (в 1913г. в Великобритании эксплуатировалось около 3 тысяч врубовых машин, в США – 15 тысяч). Развивается механизированная откатка в шахтах с тягачами – воздуховозами (США, 1881г.), электровозами (Германия, 1882г.). В угольных шахтах появляются конвейеры – скребковые (Великобритания 1902г.), ленточные (Великобритания, 1906г.), качающиеся (Германия, 1906г.). Появляется электрический шахтный подъем (Германия, 1894г.). Внедряются шахтные водоотливные установки с центробежными насосами (Испания, 1903г.).
Наряду с шахтным способом возрастают объемы открытых горных работ – этому способствуют развитие буровзрывных методов и изготовление паровых экскаваторов. Основным видом транспорта на карьерах остаются конные повозки и ручные тачки.
Создание горных машин большой единичной мощности и средств автоматики позволяет планировать и осуществлять разработку месторождений по принципу поточного производства. Это прежде всего относится к открытому способу разработки месторождений полезных ископаемых, на долю которого приходится около 40 – 70 % добычи угля, руд металлов, горно – химического сырья и 100 % нерудных строительных материалов. Шахтным способом разрабатываются залежи на глубинах, недоступных для открытой разработки. На шахтах получают распространение дистанционное управление машинами на основе телевизионной технике, системы контроля за шахтной атмосферой и работы шахты в целом. Увеличиваются производственные мощности шахт: создаются предприятия годовой производительностью свыше 10 млн. тонн.
Область применения скважинного способа добычи расширяется за счет его внедрения для выемки твердых полезных ископаемых: серы, калийных и каменных солей, руд цветных металлов и урана, каменного и бурого угля, а также использования тепла земных недр. С появлением плавучих буровых установок (впервые а США в 1949г., Мексиканский залив) открываются перспективы применения скважинного способа на морских территориях, где сосредоточена значительная часть природных запасов нефти и газа. Для вовлечения в разработку недр Мирового океана создают Морские нефтегазовые промыслы. Осуществляется прокладка подводных газо- и нефтепроводов на большие расстояния (например, газопровод Алжир – Италия). Мировые объемы добычи полезных ископаемых в 20 веке удваиваются примерно в течение каждых 12-20 лет.
Удельный вес капиталистических стран в промышленном производстве продукции из минерального сырья в целом в два раза превышает их долю в собственной добыче большинства видов полезных ископаемых. Повышается роль развивающихся стран в снабжении минеральным сырьем развитых капиталистических государств, на долю которых приходится 85-90% суммарного потребления минерального сырья в мировом капиталистическом хозяйстве. Удельный объем используемых основных видов минерального сырья в расчете на душу населения в развитых капиталистических странах превышает этот показатель в развивающихся странах в 10-20 раз (в США в 20-40 раз). Истощение ряда важных видов минеральных ресурсов в развитых капиталистических странах и борьба стран Азии, Африки и Латинской Америки за экономическую независимость оказывают большое влияние на расстановку сил в сырьевом секторе мирового хозяйства, стимулируют освоение месторождений в труднодоступных арктических районах и морских акваториях. Особенностью периода стало то обстоятельство, что на минеральное сырье приходится примерно 1/3 мировой капиталистической торговли. Созданы международные отраслевые организации, которые пытаются осуществлять регулирование мировых рынков минерального сырья, ограничить диктат транснациональных корпораций. Объемы добычи полезных ископаемых в рамках этих ассоциаций значительны: оловянные руды свыше 72%, бокситы около 76%, ртутные руды 70%, нефть 45%, железные руды около 70%, медные руды около 50%, вольфрамовые руды 42,4% (1984г.)
Горное дело представляет собой одну из важнейших областей общественного производства, в которой заняты десятки миллионов человек. Продукция горного дела – незаменимый сырьевой ресурс промышленности, транспорта, сельского хозяйства и строительства. Этим определяется значение горного дела в мировой экономике.
Содержание
Горное дело в России
Исключительное значение на Руси имел соляной промысел. Сохранились документальные данные о добыче соли из подземных рассолов в Старой Руссе от 1363 г.
В 1491 году первая экспедиция отправляется в Печорский край искать полезные ископаемые.
При Иване IV в 1584 году возник государев Приказ каменных дел. В составе этого приказа были специалисты по разведке и поиску месторождений.
В 1773 г. в Петербурге открылось Высшее горное училище, преобразованное впоследствии в Горный институт.
К концу XIX века горное дело занимает главное место в ряду других отраслей российской промышленности. Число занятых горнозаводскими промыслами рабочих равнялось 436 тыс. человек.
К началу XX века добыча угля возросла с 121 тыс. тонн в 1860 г. до 12 млн. тонн в 1900 г., а в 1916 г. достигла 34,5 млн. тонн.
В 1935 г. в угольной промышленности зародилось стахановское движение.
Компьютерные технологии в горном деле
На мировом рынке программных продуктов предлагается достаточно много интегрированных горных систем, которые предлагают примерно одинаковый набор функций:
Примеры интегрированных горных систем:
Процесс электровозной откатки руды и породы
Служба внутришахтного транспорта (ВШТ) осуществляет оперативное руководство движением груженых, порожних и пассажирских составов, своевременную и бесперебойную подачу порожних вагонеток и вспомогательных грузов к рабочим участкам, надзор за исправностью подвижного состава, тяговой сети, рельсовых путей, проведение текущих ремонтов транспортного оборудования и откаточных выработок.
Работа электровозной откатки организуется в соответствии с технологическим паспортом рудной шахты, в который входят: характеристика подвижного состава; расчет электровозного транспорта и масса состава для каждого горизонта; расстановка вагонеток по шахте; схемы рельсовых путей откаточных горизонтов, а также у мест погрузки и разгрузки; схема тяговой сети с указанием мест расположения питающих пунктов; инструкционно-технологические карты, регламентирующие порядок движения составов по откаточным выработкам, маневровые операции на пунктах погрузки и разгрузки; техническое обслуживание электровозов и вагонеток и др. На рудных шахтах с большим числом часто перемещаемых погрузочных пунктов применяют организацию движения с закреплением электровоза за определенным составом, при этом электровоз протягивает состав в процессе погрузки и разгрузки. При такой организации движения упрощается диспетчерское управление, однако использование электровозного парка недостаточное. При небольшом числе относительно стабильных погрузочных пунктов электровоз не закрепляют за определенным составом. Электровозы перемещают составы только на перегонах, а вагонетки при погрузке и разгрузке перемещают различными маневровыми устройствами. Такой вид организации позволяет повысить эффективность использования парка электровозов, однако при этом усложняется диспетчерская служба и требуется дополнительное маневровое оборудование (толкатели, лебедки, маневровые электровозы).
Для обеспечения плановой откатки и ее увязывания с другими транспортными установками и подъемом составляют графики движения поездов. При работе двух или трех электровозов в однопутной выработке организацию движения поездов осуществляют по графику встречного движения со скрещениями (рис. 1, а), эстафетному графику (рис. 1, б) или комбинированному. Электровозы, работающие по графику встречного движения со скрещениями, встречаются на разминовках, что вызывает простои поездов вследствие неодинаковой длины перегонов.
Комплект аппаратуры СЦБ состоит из светофоров, путевых датчиков, приводов стрелочных переводов, централизованных аппаратов с релейными шкафами, реле, источников питания и др. Светофоры, имеющие красный (запрещающий) и зеленый (разрешающий) сигналы, предназначены для обеспечения безопасности движения составов. По назначению светофоры разделяются на входные, выходные и проходные. Входные и выходные сигналы разрешают или запрещают вход или выход поезда на разминовку или с перегона в околоствольный двор. Проходные сигналы разрешают или запрещают движение поезда с одного участка на другой в пределах перегона или околоствольного двора. Светофоры располагают таким образом, чтобы их сигналы были видны машинисту локомотива на расстоянии не менее длины тормозного пути поезда. Путевые датчики представляют собой приемные элементы, служат для связи подвижного состава с сигнальными и централизованными устройствами и автоматически регулируют движение локомотивов. В подземных условиях применяют механические, индуктивные, электроконтактные и другие датчики. Механический датчик выполняют в виде педали, при нажатии на которую колесом локомотива через рычажную систему замыкаются контакты электрической цепи сигнализации. Индуктивный датчик, представляющий собой катушку со стальным сердечником, устанавливают между рельсами. Принцип действия этого датчика основан на изменении магнитного поля при прохождении над ним локомотива. Контактный датчик выполнен в виде отрезка дополнительного контактного провода, при замыкании которого токоприемником с основным контактным проводом в схему СЦБ подается сигнал о прохождении электровоза. В системах СЦБ используется аппаратура блокировки стрелок и сигналов АБСС-1М, состоящая из блока управления маршрутами, блока автоматического управления стрелками и бесконтактного преобразователя напряжения. Эта аппаратура обеспечивает автоматическое управление светофорами и приводами стрелочных переводов в зависимости от места нахождения поездов на путевых участках.
Для управления стрелочным переводом машинистом из кабины движущегося электровоза применяют комплекс аппаратуры НЭРПА-1, обеспечивающий перевод стрелки бесконтактным способом кнопкой местного управления, а также контроль положения и прижатия остряков стрелки. Комплекс включает в себя передатчик высокочастотных сигналов, приемник сигналов, пускатель и привод стрелочного перевода.
В рудных шахтах на погрузочных и разгрузочных пунктах широко применяют систему дистанционного управления электровозом, при которой машинист покидает кабину и управляет движением состава и работой погрузочных и разгрузочных механизмов с переносного пульта управления. Дистанционное управление электровозом осуществляется с помощью высокочастотных сигналов (команд) по контактной сети. Участок контактного провода в местах погрузки и разгрузки изолируют от остальной сети. Команды на движение электровоза подаются контактором, соединяющим изолированный участок с контактной сетью. Аппаратура дистанционного управления рудничным контактным электровозом (АДУЭР) обеспечивает управление электровозом «Вперед» и «Назад», его затормаживание и включение звукового и светового предупредительных сигналов перед началом движения электровоза. Эта система позволяет повысить производительность труда процесса вывоза горной массы благодаря совмещению функций оператора погрузочной или: разгрузочной установки и машиниста электровоза. На крупных зарубежных рудных шахтах, например «Кируна» (Швеция), внедрены автоматические системы управления (АСУ) подземным электровозным транспортом. Откатка руды, осуществляется в вагонетках с донной разгрузкой (см. рис. 1) по замкнутой схеме, благодаря чему достигаются более высокие скорости движения (до 25 км/ч) и увеличивается пропускная способность электровозного транспорта. Откатка производится контактными электровозами со сцепным весом 650 кН, составами по 16-18 вагонеток с донной разгрузкой (грузоподъемность одного состава 420-460 т). АСУ состоит из подсистемы сдвоенных компьютеров, подсистемы передачи данных, системы автоматического управления поездом, дистанционного управления погрузкой, логического устройства с программным управлением для дробильного отделения.
Информация о занятости путей и положении стрелок и сигналов через систему передачи данных поступает на мнемосхему и систему компьютеров в центр управления электровозным транспортом. Роль передающей антенны выполняет петля из одножильного кабеля, проложенного вдоль пути над контактным: проводом. На электровозе установлена приемная антенна. Команда, принимаемая антенной, дешифрируется и поступает на управляющее устройство электровоза. После ухода состава с места разгрузки АСУ выбирает в соответствии с планом очередности нужный пункт погрузки и оптимальный маршрут движения. Скорость электровоза задается через устройства автоматического управления поездами. Компьютерная система непрерывно следит за движением поезда. По прибытии поезда к месту погрузки на мнемосхеме появляется сигнал.
Оператор приступает к дистанционному управлению погрузкой, наблюдая за процессом на телеэкране, передача изображений на которой осуществляется от телекамеры, установленной на погрузочном пункте. После загрузки состава по команде оператора компьютерная система направляет состав на соответствующий пункт разгрузки. Автоматическое вождение поездов с помощью ЭВМ и промышленного телевидения позволяет повысить пропускную способность электровозного транспорта, сократить число подвижных составов и обслуживающего персонала, повысить безопасность труда.