Что такое открытый подвижной состав

Типы железнодорожного подвижного состава

Перевозка грузов по железной дороге осуществляется различными типами железнодорожного подвижного состава.

В зависимости от характера груза, конструкции кузова, способов погрузки и выгрузки, а также обеспечения сохранности грузов подпирают правильный тип железнодорожного подвижного состава: крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, вагоны-самосвалы, вагоны бункерного типа и реф-вагоны.

Грузовые вагоны в зависимости от категории, разделяются на следующие основные типы:

Крытые вагоны

Крытые вагоны предназначены для перевозки грузов, которые боятся влаги и солнца, для защиты груза от кражи и механических повреждений. В крытых вагонах перевозят такие грузы как продукты питания, бытовая техника, мебель, хоз. товары, одежда и т. п. К классу крытых вагонов также относят вагоны изотермического парка: вагоны-ледники, вагоны-рефрижераторы, вагоны-термосы. В них перевозят быстро портящиеся продукты, например мясо, рыбу, консервацию, медикаменты, молоко, фрукты. Специальное холодильное оборудование в изотермических вагонах создает необходимый температурный режим. Делятся на: Универсальные и Специальные.

Что такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной составЧто такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной составЧто такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной состав

Размеры крытых вагонов

и вагонные нормы загрузки

Тип вагонаГрузоподъемностьОбъем внутреннийВнутренние размеры
(Дх Шх В)
Размер дверного проема
вагон 11-06666 тонн86,4 м313800х2760х2790 мм2000х2230 мм
вагон 11-21768 тонн104 м313840х2760х2740 мм2340х3800 мм
вагон 11-26068 тонн138 м316800х2770х3050 мм2720х3970 мм
вагон 11-26468 тонн81 м313080х2760х2790 мм2340х3790 мм
вагон 11-27068 тонн104 м313840х2760х2790 мм2340х3790 мм
вагон 11-28068 тонн138 м315720х2770х2800 мм2340х3800 мм
вагон 11-28668 тонн138 м315720х2770х2800 мм2340х3800 мм
вагон11-К00168 тонн138 м313840х2790х2800 мм2000х2300 мм
вагон для перевозки автомобилей 11-К65142 тонны265 м323300х3100х3670 мм2000х2300 мм

Полувагоны

Тип грузового вагона, открытый, без крыши вагон с высокими бортами, в стандартной комплектации оборудован дверями и разгрузочными люками. Предназначен для жд перевозки навалочных грузов (руда. уголь, флюсы, лесоматериалы и т.п.), а также контейнеров, различных машин и других грузов не требующих защиты от атмосферных осадков. Делятся на: Люковые и Глуходонные.

Что такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной составЧто такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной составЧто такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной состав

Размеры полувагона

Нормы загрузки полувагона.

Тип вагонаГрузоподъемностьОбъем внутреннийВнутренний размеры
(ДхШхВ)
Ширина двери
полувагон 12-100069 тонн73 м312120х2880х2730 мм2530мм
полувагон 12-12770 тонн138 м312700х2880х2000 мм
полувагон 12-150569 тонн76 м312700х2870х2000 мм2530 мм
полувагон 12-508125 тонн137,5 м318760х2790х2450 мм2450 мм
полувагон 12-П15294 тонны106 м314580х2900х2360 мм2520 мм
полувагон 12-П15363 тонны64 м312000х2850х1880 мм2600 мм
полувагон 12-72662 тонны73 м312100х2880х2730 мм2530 мм
полувагон 12-75369 тонн73 м312330х2880х2730 мм2530 мм
полувагон 13-Н001 для 3т и 5т контейнеров69 тонн73 м312330х2880х2730 мм2530 мм

Платформы

Тип грузового вагона, открытого типа, в стандартной комплектации имеет настил пола и откидные борта. Предназначен для ж/д перевозки длинномерных, громоздких, штучных грузов, контейнеров, оборудования и других грузов не требующих защиты от атмосферных осадков. Платформы подразделяются на: Универсальные (для перевозки ж/д различных грузов большой номенклатуры) и Специализированные (для ж/д перевозки грузов определенного вида).

Что такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной составЧто такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной составЧто такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной состав

Размеры и габариты платформы.

Тип платформыГрузоподъемностьРазмеры внутренние
(Д х Ш х высота борта)
назначение платформы
платформа 13-40170 тонн13300х2770х500 ммдля перевозки колесных и гусеничных машин, штучных лесных и прочих грузов
платформа 13-Н45163 тонны13300 х 2830 х500 мм
платформа 13-43593 тонны14000 х 2830 х 0 ммдля перевозки постоянно установленного на ней поглощающего трансформатора с аппаратурой охлаждения
платформа 13-4012-0972 тонны13400 х 2500 х 0 ммдля перевозки контейнеров и цистерн
платформа 13-47060 тонн18400 х 2500 х 0 ммдля перевозки крупнотоннажных контейнеров
платформа 13-93573 тонны18400 х 2830 х 0 ммдля перевозки крупнотоннажных контейнеров, колесной техникии других грузов
платформа 23-400056 тонн22000х2830х2890 ммдля перевозки лесоматериалов от 4,5 до 20,5 м длиной
платформа для колесных пар70 тонн13400х2870х0 ммдля перевозки колесных пар

Транспортеры

Тип грузового вагона, открытого типа.

Предназначен для жд перевозки грузов, которые по габаритно-весовым характеристикам невозможно транспортировать в обычных универсальных вагонах, полувагонах и на платформах (тяжелая строительная техника, оборудование — турбины, статоры и роторы, трансформаторы больших мощностей, станины больших станков и т. п.).

Транспортеры подразделяются на:

— платформенные

предназначены для жд перевозки тяжеловесных грузов, перевозка которых на платформе невозможна ввиду превышения допускаемого моммента изгиба рамы. По сути платформенный транспортер, эта таже платформа, но с усиленной рамой. Транспортеры платформенного типа бывают 4-х, 6-ти и 8-ми осные, грузоподъемностью 64, 92, 110, 120 тонн.

Что такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной состав

площадочные

предназначены для ж д перевозки негабаритных грузов, габариты которых делают перевозку или более дорогой или невозможной по железной дороге. Поэтому такие транспортёры имеют пониженную погрузочную площадку благодаря изогнутой форме главной балки, что позволяет понизить индес негабаритности груза и соответственно стоимость перевозки по ж.д. Транспортеры площадочного типа бывают 4-х, 8-ми, 16-ти осные, грузоподъемностью 66, 100, 110, 120, 200, 220 тонн.

Что такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной состав

— колодцеобразные (колодцевые)

предназначены для ж д перевозки грузов круглой или квадратной формы, высота которых не позволяет перевозить их по железной дороге. Колодец позволяет существенно понизить индекс негабаритности груза. Транспортеры колодцевого типа бывают 4-х, 6-ти, 8-ми осные, грузоподъемностью 52, 61, 80, 110 тонн. Погрузка грузов в колодцевые транспортеры ограничена размером колодца и грузоподъемностью транспортеров.

Что такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной состав

— сцепные

предназначены для перевозки по жд длинномерных грузов и представляют собой несколько платформ-транспортеров, соединенных друг с другом. Транспортеры сцепного типа бывают 8-ми, 16-ти, 24-х осные, грузоподъемностью 120, 240, 340 тонн.

Что такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной состав

— сочлененные

предназначены для ж д перевозки сверхнегабаритных грузов. Транспортеры этого типа состоят из двух частей. Негабаритный груз подвешивается между этими частями и под действием собственного веса защемляется между верхними частями консолей и действует как несущий элемент. Транспортеры этого типа бывают 8-ми, 20-ти, 32-х осные, грузоподъемностью 120, 240, 300, 500 тонн.

Что такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной состав

Что такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной составЧто такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной состав

Источник

Что такое открытый подвижной состав

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 19.08.2009 N 138)

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе.

2. Признать утратившим силу Приказ МПС России от 29 марта 1999 г. N 15Ц «Об утверждении Правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте в открытом подвижном составе» (зарегистрирован в Минюсте России 12 ноября 1999 г. N 1977).

3. Настоящий Приказ вступает в силу с 30 июня 2003 г.

Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе

Утверждены
Приказом МПС России
от 16.06.2003 N 19

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 19.08.2009 N 138)

1. К перевозке железнодорожным транспортом в открытом железнодорожном подвижном составе (полувагон, платформа) допускаются грузы, включенные в соответствующий перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 19.08.2009 N 138)

Наименования грузов, указанных в перечне, соответствуют Алфавитному перечню грузов Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (АЕТСНГ).

2. К перевозке в открытом подвижном составе допускаются: тарно-штучные грузы, которые по своим размерам и массе не могут перевозиться в других видах вагонов, в контейнерах; грузы, перевозимые навалом и насыпью, не требующие защиты от атмосферных осадков.

3. В открытом подвижном составе не допускается перевозка грузов, которые по своим свойствам, свойствам тары, упаковки под влиянием атмосферных осадков и внешних воздействий могут быть повреждены, уничтожены, вызвать повреждение вагонов, нарушение работы рельсовых цепей либо стать источником аварийных ситуаций.

4. Род и вид открытого подвижного состава выбирается грузоотправителем в зависимости от свойств груза, вида применяемых для его погрузки, выгрузки сооружений, устройств, механизмов.

При осуществлении погрузочно-разгрузочных работ должны выполняться требования ГОСТ 22235-76, нормативных правовых актов, содержащих требования по обеспечению сохранности вагонов.

5. Размещение и крепление грузов в открытом подвижном составе производится в соответствии с действующими на железнодорожном транспорте техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждаемыми Министерством транспорта Российской Федерации.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 19.08.2009 N 138)

6. Для упаковки груза, перевозимого в открытом подвижном составе, в зависимости от его свойств, применяется транспортная тара, отвечающая требованиям соответствующих стандартов, технических условий. Применение легкогорючих материалов для упаковки и укрытия грузов при перевозке в открытом подвижном составе не допускается.

7. Перевозка в открытом подвижном составе опасных грузов производится в соответствии с правилами перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом.

Перевозка автотракторной техники в открытом подвижном составе производится с соблюдением требований правил перевозок железнодорожным транспортом автотракторной техники.

8. Лом, отходы черных и цветных металлов и сплавы из них предъявляются к перевозке в открытом подвижном составе в подготовленном в соответствии со стандартами состоянии, обезвреженными от взрывоопасных, пожароопасных и радиоактивных материалов, очищенными от вредных химических веществ.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 19.08.2009 N 138)

Лом, отходы цветных металлов и сплавы из них предъявляются к перевозке в открытом подвижном составе только спрессованными в пакеты массой не менее 300 кг или в специализированных контейнерах.

При предъявлении указанных грузов к перевозке грузоотправитель прикладывает к перевозочным документам подписанный им и датированный днем погрузки груза документ, удостоверяющий, что груз находится в безопасном для железнодорожной перевозки состоянии, металлолом обезврежен от огневзрывоопасных материалов, а также документ о радиационной безопасности груза, выданный в установленном порядке.

(абзац введен Приказом Минтранса РФ от 19.08.2009 N 138)

9. Перед погрузкой грузов, содержащих мелкие фракции, грузоотправитель обязан убедиться в том, что перевозка предъявленного в открытом подвижном составе груза не вызовет его потерь, загрязнения им железнодорожного пути и окружающей среды. Если при исправности платформы или кузова вагона потери груза возможны через конструктивные зазоры, то грузоотправитель принимает дополнительные меры против просыпания для обеспечения сохранности груза.

10. При погрузке в открытый подвижной состав грузов, содержащих мелкие фракции, грузоотправителем принимаются меры, предотвращающие выдувание мелких частиц груза при движении, а также осыпание груза в случаях погрузки его выше уровня бортов вагонов (с «шапкой»). Указанные меры разрабатываются грузоотправителем для каждого вида груза. Поверхность груза во всех случаях, кроме сортовых и рядовых углей, брикетов, отправляемых на сортировочные установки обогатительных фабрик, должна быть разровнена и уплотнена в соответствии с оформленной грузоотправителем и согласованной с перевозчиком инструкцией. При этом «шапка» должна иметь в поперечном сечении форму трапеции. Нижнее основание «шапки» после уплотнения груза не должно быть выше уровня бортов кузова вагона.

Для разравнивания и уплотнения грузов в вагонах могут применяться механизированные установки и другие приспособления по согласованию с владельцами вагонов.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 19.08.2009 N 138)

11. В случаях погрузки минерально-строительных грузов выше бортов вагона основание «шапки» груза должно быть ниже уровня бортов не менее чем на 50 мм.

12. Уплотнение грузов механизированными установками и применение других способов должны обеспечивать сохранность грузов и вагонов в соответствии с ГОСТом 22235-76.

13. Грузы, подвергающиеся смерзанию, должны подготавливаться и перевозиться в соответствии с настоящими Правилами с учетом особенностей, предусмотренных правилами перевозок смерзающихся грузов железнодорожным транспортом.

(п. 13 в ред. Приказа Минтранса РФ от 19.08.2009 N 138)

Источник

Материалы

Классификация подвижного состава РЖД. Вагоны.

Классификация вагонов.

Вагоны разделяются

По своему назначению вагоны разделяются на две основные группы

Пассажирский вагон

Пассажирский вагон имеет кузов, который представляет собой закрытое помещение со всеми основными устройствами, необходимыми для пассажиров (оборудование для сидения или лежания, системы отопления, вентиляции и освещения, туалетные помещения, удобные входы и выходы и т.п.).

Парк пассажирских вагонов состоит из вагонов для перевозки пассажиров, вагонов – ресторанов, почтовых, багажных и специального назначения.В зависимости от дальности перевозок пассажирские вагоны отличаются своим устройством.

По назначению различают вагоны:

· дальнего следования – для перевозки пассажиров на большие расстояния. Эти вагоны бывают купейными или плацкартными. Они оборудованы жесткими или мягкими диванами для лежания и поэтому называются жесткими или мягкими вагонами;

· местного сообщения – для перевозки пассажиров на более короткие расстояния, преимущественно в дневное время. В этих вагонах имеются удобные кресла для сидения;

· пригородные – для перевозки пассажиров на небольшие расстояния в сравнительно короткое время (1-2 ч); они оборудованы диванами (жесткими или мягко-жесткими) для сидения;

· вагоны – рестораны – для организации питания пассажиров в пути следования. В вагоне имеются зал, кухня, кладовые с холодильными установками для хранения продуктов и другие отделения;

· почтовые – для перевозки почтовых грузов. Вагон имеет кладовые, зал для почтовых операций и помещения для обслуживающего персонала;

· багажные – для перевозки багажа пассажирских поездов. В вагонах имеются кладовые с погрузочно – разгрузочными механизмами и помещениями для обслуживающего персонала;

· почтово – багажные – используемые в качестве почтовых и багажных вагонов на участках железных дорог с небольшими пассажирскими перевозками.

Пассажирскими вагонами специального назначения являются вагоны-лаборатории, служебные, санитарные, вагоны-клубы и т.п.

Грузовые вагоны

Грузовые вагоны в зависимости от вида перевозимых грузовразделяются на следующие основные типы:

· крытые – для перевозки зерновых и других сыпучих грузов нуждающихся в защите от атмосферных осадков, для транспортировки тарно-упаковчных и высокоценных грузов. Вагон имеет крытый кузов, обычно оборудованный люками и дверями;

· полувагоны – для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, флюсы, лесоматериалы и т.п.), контейнеров, различных машин и др. Вагон имеет открытый кузов, чаще всего оборудованный дверями и разгрузочными люками;

· платформы – для перевозки длинных и громоздких грузов (лесоматериалы, прокат, строительные материалы и их полуфабрикаты), контейнеров, автомашин и т.д. Эти вагоны имеют настил пола на раме и обычно откидные борта;

· цистерны – для перевозки жидких и газообразных грузов (нефть, керосин, бензин, масла, кислоты, сжиженные газы, и т.п.). Кузовом вагона служит специальный резервуар (котёл) обычно цилиндрической формы, имеющий люки для налива и устройства для слива груза;

· изотермические – для перевозки скоропортящихся грузов (мясо, рыба, молоко, фрукты и т.п.). В этих вагонах кузов имеет изоляцию и оборудование для создания необходимых температурного и влажностного режимов. Современные изотермические вагоны строят в виде самостоятельных рефрижераторных секций с центральной холодильной установкой или с полным комплектом всего холодильного оборудования в каждом вагоне (автономный рефрижераторный вагон). Раньше были распространены с льдосоляным охлаждением;

· вагоны специального назначения – для грузов, требующих особых условий перевозки. К этой группе относятся транспортёры для перевозки тяжеловесных и громоздких грузов, вагоны для перевозки автомашин, цемента, скота и других специфических грузов, а также вагоны, предназначенные для технических нужд железных дорог (вагоны-мастерские, вагоны вспомогательных и пожарных поездов и др.).

В зависимости от технической характеристики и пассажирские и грузовые вагоны различаются:

· по осности – двухосные, четырёхосные, шестиосные, восьмиосные и многоосные. Вагоны бывают бестележечные и тележечные;

· по материалу и технологии изготовления кузова – цельнометаллические, с деревянной или металлической обшивкой, в основном сварные с отдельными клёпаными узлами;

· нагрузке от колёсной пары на рельсы

· нагрузке на 1 м пути и другими параметрами;

· по габариту подвижного состава, которому они удовлетворяют, и по ширине железнодорожной колеи – ширококолейные и узкоколейные.

По месту эксплуатации вагоны подразделяются

Общесетевые вагоны допускаются для движения по всей сети железных дорог страны.

Вагоны

Железная дорога в основном служит для перевозки грузов и пассажиров. Поэтому и вагоны бывают пассажирские и грузовые. С Пассажирскими

Что такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной состав

Грузовые вагоны, здесь все сложнее, давайте разберемся, какие бывают грузы. По своим свойствам грузы различают по размерам, свойствам и состоянию. Исходя из этого конструкторы создали различные конструкции грузовых вагонов, причем различаются они только конструкцией рамы и кузова, чтобы можно было совместить с базовой ходовой частью вагона, ударно-тяговым механизмом и конечно же тормозным оборудованием.

Возьмем крытые вагоны, состоят они из крыши,стен с двумя дверями и деревянного пола. Что в нем можно перевозить? Абсолютно все что угодно, кроме крупногабаритных, сыпучие грузы в мешках, жидкие в емкостях. Встает другой вопрос, рентабельна ли эта перевозка?

Что такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной состав

К примеру песок, уголь, руда нужно это все расфасовать и загрузить, кто же этим будет заниматься? Следовательно крытые вагоны для таких грузов не подойдут, а вот сахар, мука, цемент и многие другие грузы, которые боятся влаги, в самый раз.

Что такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной состав

Также имеются и полувагоны без откидных люков, для разгрузки таких вагонов нужны специальные вагоно-опрокидыватели. Такие вагоны и служат для перевозки угля, песка, щебня, а так же в них перевозят лес, трубы, строй материалы и многое другое. Влага таким грузам не помеха.

Что такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной состав

Только в меньших количествах. Хочется отметить, что сыпучие грузы при движении состава выветриваются под воздействием воздушных масс, хоть и незначительная часть и на первый взгляд практически незаметна. Все же за год выветривается около 10 млн. тонн угля, это примерно 20 составов груженных углем. Для предотвращения этого, грузы поливают специальной жидкостью, которая при высыхании дает твердую корку и тем самым не дает выветриваться грузу.

Цистерны предназначены для перевозки жидких грузов. Это большая емкость цилиндрической формы с заливной горловиной. В таких цистернах перевозят нефть, бензин и другие жидкие грузы.

Что такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной состав

3.2. Характеристика вагонов, общие сведения

Независимо от типа и назначения каждый вагон состоит из основных узлов (рис.3.1); кузова 1; ударно-тяговых устройств 2; тормозного оборудования 3; ходовой части 4.

Что такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной состав

Кузов служит для размещения в нем грузов. Он прочно укрепляется на раме и по своему устройству зависит от рода перевозимого в нем груза. Тип грузового вагона и устройство определяются его назначением и конструкцией кузова. В эксплуатации находится большое разнообразие кузовов грузовых вагонов, поэтому они классифицируются в зависимости от:

рода перевозимых грузов. Делятся на открытые (у платформ, полувагонов, думпкаров, хопперов-дозаторов и транспортеров) и закрытые (у крытых, цистерн, изотермических, зерно- и цементовозов и других крытых вагонов бункерного типа). В свою очередь закрытые делятся на кузова: без теплоизоляции, с теплоизоляцией и различными системами принудительного охлаждения (обогрева) грузов или без них;

устройств для погрузки и выгрузки грузов с дверями на боковых стенах или с люками в крыше и полу (при отсутствии крыши — только с люками в полу).

К ходовой части вагона относятся тележка с рамой, колесные пары, буксы с подшипниками, детали рессорного подвешивания и др.

Тормозное оборудование служит для замедления движения или полной остановки поезда и удержания его на месте.

Ударно-тяговые (автосцепные) устройства предназначены для сцепления вагонов друг с другом и с локомотивом, передачи тяговых и сжимающих усилий, возникающих в поезде, а также для удержания вагонов в составе на определенном расстоянии.

Для сравнения различных вагонов пользуются их технико-экономическими характеристиками и параметрами, основными из которых являются грузоподъемность, тара, коэффициент тары, удельный объем, нагрузка на ось, нагрузка от колесной пары на рельс, погонная нагрузка и база.

Грузоподъемность — это максимально допустимая масса груза, который можно погрузить в данный вагон. Эта величина в тоннах проставляется на боковых стенах кузова, бортах платформ, котлах цистерн масляной краской в установленных для этого местах.

Тара вагона — общая масса вагона в порожнем состоянии. Эта величина в тоннах проставляется на раме вагона с обеих сторон.

Коэффициент тары показывает долю массы порожнего вагона, приходящуюся на 1 т полезного груза при загрузке его до полной грузоподъемности. Этот измеритель характеризует выгодность использования вагонов разных типов и определяется делением тары на грузоподъемность.

Нагрузка на ось получается делением общей массы вагона — тары и грузоподъемности (брутто) за вычетом массы колесных пар на число осей вагона.

Нагрузка от колесной пары на рельс определяется делением веса брутто на число колесных пар. Эта нагрузка допускается не более 215.7 кН, а для вагонов отдельных типов 245,11 кН. Эффективность вагона определяется также погонной или статической нагрузкой, приходящейся на 1 м пути.

Погонная нагрузка подсчитывается делением массы брутто вагона на длину его по осям сцепления автосцепок, для магистральных линий максимальная погонная нагрузка установлена 78 кН/м, исходя из прочности мостов и других искусственных сооружений. База вагона — расстояние между осями пятников.

Вагоны различных типов, имея близкие по значению характеристики, общие некоторые параметры и совершенно одинаковые отдельные составные части, тем не менее, отличаются друг от друга, в основном, устройством кузова.

Габарит подвижного состава

По габариту подвижного состава различают вагоны, предназначенные для обращения по всей железнодорожной сети страны; вагоны, обращение которых допустимо только на реконструированных участках дорог РФ; и вагоны для международных сообщений.

Подвижной состав, в том числе и вагоны, строятся по определенному габариту с целью предотвращения возможности соприкосновения вагонов со станционными сооружениями, расположенными вблизи железнодорожного пути, или с подвижным составом, находящимся на соседнем пути. По своим размерам грузовые вагоны соответствуют габаритам подвижного состава (ГОСТ 9238-83).

Под габаритом подвижного состава подразумевают предельное поперечное, перпендикулярное оси пути, очертание, в котором, не выходя наружу, должны помещаться установленные на прямом горизонтальном пути как в порожнем, так и в нагруженном состоянии не только новые вагоны, но и вагоны, имеющие максимальные нормируемые допуски и износы.

Что такое открытый подвижной состав. Смотреть фото Что такое открытый подвижной состав. Смотреть картинку Что такое открытый подвижной состав. Картинка про Что такое открытый подвижной состав. Фото Что такое открытый подвижной состав

Между габаритами подвижного состава Т и приближения строений С (рис. 3.2) оставляется некоторое пространство,
предназначенное для смешений подвижного состава, которые вызываются допускаемыми отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, а также боковыми и вертикальными колебаниями подвижного состава на рессорном подвешивании и понижением его из-за износов в деталях. Габарит подвижного состава связан с размерами колеи железных дорог; чем шире колея, тем шире и выше может быть подвижной состав, обращающийся по этой колее.

ГОСТ устанавливает габариты подвижного состава Т, Тц, Тпр и 1-Т для железных дорог СНГ, Балтии и Монголии (табл. 3.1);

Таблица 3.1

Единые габариты подвижного состава

Габарит

Высота,
мм

Ширина,
мм

Назначение

Для сети железных дорог СНГ. Балтии и Монголии

Для сети железных дорог СНГ. Балтии и европейских стран

габарит Т (см. рис. 3.2) предназначен для подвижного состава, допускаемого к обращению по путям общей сети железных дорог России, внешним и внутренним подъездным путям промышленных и транспортных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габаритов приближения строений С;

габарит Тц — для цистерн и вагонов-самосвалов, допускаемых к обращению по путям общей сети железных дорог, внешним и внутренним подъездным путям промышленных и транспортных предприятий;

габарит Тпр — для полувагонов, допускаемых к обращению по путям общей сети железных дорог, внешним и внутренним подъездным путям промышленных и транспортных предприятий;

габарит 1-Т — для подвижного состава, эксплуатируемого по всем путям железных дорог России, других стран СНГ, Монголии и Балтии;

габариты 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ и 03-ВМ предназначены для подвижного состава, допускаемого к обращению как по железным дорогам СНГ колеи 1520 (1524) мм, так и по железным дорогам зарубежных стран колеи 1435 мм.

Знаки к надписи на грузовых вагонах

Каждая единица подвижного состава должна иметь следующие отличительные четкие знаки и надписи:

1) технический знак Российских железных дорог;

2) информацию завода-изготовителя с указанием даты и места постройки;

3) дату и место производства установленных видов ремонта;

5) грузоподъемность, номер;

6) на крытых, полувагонах и некоторых других типах вагонов наносится объем кузова;

7) на наружной поверхности хребтовой балки крепят табличку с указанием наименования предприятия изготовителя;

9) марку стали кузова вагона;

10) знак «К» — композиционные колодки;

11) на нижней части кузова нанесен знак кронштейна для транспортировки вагона;

12) на хребтовой балке надпись «Авторежим»;

13) на отдельных типах вагонов указан род перевозимого груза, например «Зерно», «Цемент», «Бензин», «Серная кислота», «Молоко» и др;

14) на специализированных вагонах наносят трафареты о степени опасности груза «Огнеопасно», «Ядовито», «С горок не толкать» и др;

15) на боковых стенах наносится знак транзитности и габаритности вагона, например: «МС»;

16) черный прямоугольник для меловых надписей и наклейки ярлыков;

17) на котлах цистерн накладными цифрами нанесен калиброванный тип, по которому, измерив уровень налива и зная вид перевозимого груза, можно определить его объем и массу с помощью специальных таблиц.

Номер вагона имеет восемь знаков и наносится на боковой стене и хребтовой балке рамы вагона.

Система восьмизначной нумерации вагонов была введена в 1985 г. Она обладает достаточной емкостью на длительный период, имеет защитный код и соответствует условиям использования при решении эксплуатационных и многих других задач с помощью ЭВМ. Значительно полнее, чем ранее, в номере вагона отражены такие важные его характеристики, как длина, масса тары, грузоподъемность. Всего выделено более 180 типов грузовых вагонов, в том числе более 60 типов транспортеров.

В каждом роде подвижного состава типы вагонов сгруппированы по объединяющим их признакам. Как правило, внутри группы вагоны «расставлены» по длине, т.е. для типов вагонов, имеющих большую длину, установлена большая по значимости нумерация. Внутри групп предусмотрена резервная емкость, которая будет использована в будущем для перспективных вагонов или при увеличении числа вагонов данного типа.

Вторая цифра для всех видов вагонов, кроме прочих, номер которых начинается с 3, кодирует осность: цифры 0—8 означают четырехосные, 9 — восьмиосные вагоны.

Все шестиосные вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам (у шестиосных вагонов вторая цифра номер — 6, у транспортеров — 9). Кроме осности, вторая цифра определяет для крытых вагонов объем кузова, для платформ — длину рамы, для 4-осных полувагонов — наличие люков в полу и торцевых дверей, для цистерн — специализацию, для рефрижераторных — типы.

Третий знак номера содержит дополнительную характеристику: для восьмиосных полувагонов — наличие люков в полу и торцевых дверей, для прочих вагонов и цистерн — род перевозимого груза, для рефрижераторных вагонов и ледников — особенности конструкции.

Четвертый, пятый и шестой знаки в номере вагона характеристики не содержат.

Цифра 9 в седьмом знаке номера является признаком наличия у вагона сквозной переходной площадки.

Восьмая цифра в инвентарном номере вагона является контрольной. Она позволяет определить правильность написания его в перевозочных документах и правильность считывания.

Другие знаки и надписи на подвижном составе и специальном подвижном составе наносятся в порядке, установленном ОАО «РЖД» (бывшем МПС России). Пример размещения знаков и надписей на грузовом вагоне приведен на рис. 3.3.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *