Что такое оценка воздействия на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду

Экологическая экспертиза

Оценка воздействия на окружающую среду предусматривает:

Оценка воздействия на окружающую среду позволяет предвидеть негативные экологические и социальноэкономические последствия предпринимательской деятельности тем самым избежав излишних затрат на их устранение.

Объекты оценки воздействия на окружающую среду:

— для намечаемой хозяйственной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит государственной экологической экспертизе.

Принципы оценки воздействия на окружающую среду:

Этапы оценки воздействия на окружающую среду:

Типовое содержание материалов оценки воздействия на окружающую среду: их утверждает сам заказчик.

В процессе осуществления оценки воздействия на окружающую среду разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены следующие вопросы:

Результатом проведения оценки воздействия на окружающую среду является вывод заказчика о допустимости планируемой хозяйственной деятельности и нас сколько она соответвует требованиям законодательства. В дальнейшем резульаты оценки воздействия на окружающую среду становятся лостоянием общественности, предметом государственной экологической экспертизы.

Участие общественности: 2 формы участия:

Протокол общественных слушаний прилагается к документам, представляемым на эколгисескую экпертизу.

Предмет слушаний: достоверность представляемых результатов оценки воздействия на окружающую среду, применяемые методы анализа и прогноза воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, полнота и достаточность предлагаемых в обосновывающей документации мер по предотвращеню неблагоприятного воздействия.

Контроль, надзор в области охраны окружающей среды

Понятие экологической экспертизы и ее проведение закреплены в ст 33 ФЗ «О охране окружающей среды». Эта же статья отсылает к ФЗ от 30.11.95 № 174-фз «Об экологической экспертизе».

Экологическая экспертиза прежде всего государственная создает правовые предпосылки для принятия особых решений.

Виды и принципы экологической экспертизы:

Объекты государственной экологической экспертизы:

Объекты федерального уровня:

Порядок проведения: кроме закона о данной экспертизе, порядок также регулируется Постановлением Правительства от 11.06.96 г № 698, которое утвердило положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы. Порядок включает ряд стадий, таких как:

Заключение, соответствующеезаданию на проведение экспертизы выдаваемому специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Оно приобретает юридический статус после его утверждения специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы. Заключение может быть положительным и отрицательным. Если оно отрицательное, то начинать хозяйственную деятельность нельзя и финансирующие такую деятельность банки несут юридическую ответственность. Согласно закону о экспертизе. Заключение может быть оспорено в судебном порядке.

Общественная экологическая экспертиза ( по закону есть, но по факту нет). Ее могут инсценировать граждане, общественные объединения и ОМС. Право на ее проведение в соответствии со ст 12 Закона «Об охране окружающей среды» закреплено за общественными и иными некоммерческими объединениями, которые зарегистрированы в установленном порядке, занимаются природоохранной деятельностью в соответствии с уставом и одним из приоритетных направлений является проведение такой экспертизы.

Проводится экспертиза до проведения государственной или одновременно с ней. Для того, чтобы реализовать свое право на проведение общественной экспертизы, заинтересованное общественное объединение должно подать в ОМС соответствующее заявление. В ст 23 и 24 закона о такой экспертизе устанавливаются требования к такому заявлению и случай, когда ОМС может отказать в проведении такой экспертизы:

Граждане могут обратиться в такую организацию, для проведения экспертизы по их инициативе.

Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды

Административное законодательство выделяет два вида деятельности: контроль и надзор.

По мнению Бринчука, суть административного надзора в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил.

Анализ ст 65 Фз «Об охране окружающей среды» показывает, что законодатель на сегодняшний день рассматривает понятие надзора более широко, так как включает в него е экологический контроль. В Данном законе понятие контроля содержится в ст 1 ( это система мер, направленная на предотвращение, выявление, пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды). Обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в том числе и нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды. Контроль и надзор являются важнейшими правовыми мерами охраны окружающей среды.

Контроль и надзор выполняют функции:

Органы в случае обнаружения нарушения должны принять меры в отношении нарушителей.

Учитывая комплексность природы, можно говорить о системе государственного экологического надзора. Выделяют: земельный надзор, в области охраны водных объектов, атмосферного воздуха, в области обращения с отходами и т д.

Осуществляется от он на федеральном и региональном уровнях.

Основной орган: Росприроднадзор. В ряде случаев надзор передается органам власти субъектов РФ ( например, Федеральный государственный охотничий надзор). Существенной особенностью государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства является то, что он осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами, которые уполномочены проводить строительный надзор в соответствии с градостроительным законодательством.

Экологическое страхование

Меры экономического характера должны материально заинтересовать субъектов экологического права выполнять установленные законодательством требования. Впервые, экономический механизм появился в Законе «Об охране окружающей среды» 1991 года. На сегодняшний день, правовые основы экономического регулирования закреплены в Главе 4 ФЗ «Об охране окружающей среды». В ст 14 данного Закона перечислены методы экономического регулирования: прежде всего, это:

В Главе 4 данного Закона законодатель пытается раскрыть подробнее некоторые из этих мер. Основное внимание уделено платежам.

Взимание платы не освобождает от обязанности по охране окружающей среды и возмещать причиненный вред.

Плата за использование природных ресурсов взымается в соответствие с природо-ресурсным законодательством, она предусмотрена в ВК РФ, ЛК РФ, «О недрах».

В Лесном Кодексе формы платы установлены ст 73 и 76: взымается арендная плата, по договору купли-продажи лесных насаждений.

Водопользование: плата по договору водопользования ( ст 20 ВК РФ).

Ставки платы, порядок, условия внесения установлены соответственно Правительством РФ, субъектов РФ, ОМС и зависит это от того, кто является собственником водного объекта. Если водопользование осуществляется на основании решения, то плата не устанавливается, а платят лишь за негативное воздействие на окружающую среду.

В Налоговом Кодексе имеется Глава 25.2, которая касается взимания водного налога (водный налог является федеральным налогом).

Источник

Оценка воздействия на окружающую среду

Активная позиция общественности способна предотвратить появление МСЗ законным способом. Каждый человек имеет право принять участие в процедуре ОВОС (Оценки воздействия на окружающую среду) и через этот механизм остановить планы по строительству МСЗ.

Что такое ОВОС

Основные этапы ОВОС

На первом этапе инициатор строительства МСЗ уведомляет общественность о своих намерениях, проводит предварительную оценку воздействия завода на окружающую среду и составляет техническое задание на проведение ОВОС.

Далее в соответствии с техническим заданием проводится детальная оценка воздействия МСЗ на окружающую среду и готовится проект ОВОС.

На третьем этапе организуются общественные обсуждения и готовится финальный вариант ОВОС, который вместе со всеми замечаниями и предложениями отправляется на экологическую экспертизу.

Как стать участником ОВОС?

Уведомление о проведении ОВОС

Общественность информируют о проведении ОВОС через официальные издания (СМИ) федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.

В публикации должны быть сведения о конкретном месте строительства МСЗ, контакты компании-инициатора проекта, сроки проведения ОВОС, дата и место размещения технического задания (ТЗ), а также информация об органе власти, ответственном за организацию общественных обсуждений.

Чтобы не пропустить эту важную публикацию, необходимо заранее найти официальные издания и следить за новостями.

На этом этапе компания может нарушить процедуру и опубликовать информацию в СМИ, которые не относятся к официальным изданиям, или выпустить специальные «сокращённые» тиражи. В таких случаях необходимо обратиться в прокуратуру, потребовать провести проверку и обеспечить соблюдение требований законодательства при первоначальном информировании граждан. Прокуратуру нужно попросить «внести представление об устранении нарушений закона» в адрес компании. Именно такую формулировку рекомендуем вам использовать, когда будете составлять письмо в надзорный орган.

Техническое задание на проведение ОВОС

Что такое проект ОВОС

Доступ к проекту ОВОС

Как читать проект ОВОС

Начать чтение ОВОС рекомендуем с конца, то есть с резюме, где кратко изложены основные положения.

Если у вас появились дополнительные вопросы, ознакомьтесь с оглавлением ОВОС и попытайтесь найти интересующую вас тему.

Читая ОВОС, оцените, насколько правдиво, полно и объективно представлена информация об МСЗ в документе.

Отметьте положения и тезисы, которые, по вашему мнению, представлены в документе некорректно либо отсутствуют вовсе.

Обязательно зафиксируйте свои замечания в письменном виде, направьте их инициатору строительства МСЗ и потребуйте включить в материалы ОВОС.

Что должен содержать проект ОВОС

— Детальное описание характеристик МСЗ (технология, мощность, выбросы, сбросы, отходы и прочее);
— Рассмотрение альтернативных технологий обращения с отходами, альтернативных площадок для строительства МСЗ и «нулевой вариант» (отказ от строительства МСЗ);
— Обоснование причины выбора МСЗ с экологической точки зрения;
— Анализ текущего состояния окружающей среды в районе строительства МСЗ, а также в местах нахождения альтернативных площадок;
— Оценка воздействия МСЗ на разные компоненты окружающей среды (воздух, воду, почвы, растительность и так далее) в районе строительства МСЗ, а также в местах нахождения альтернативных площадок;
— Оценка риска экологического загрязнения от МСЗ и масштаба его распространения с последствиями для здоровья населения;
— Предложения по экологическому контролю за МСЗ по всем возможным выбросам и сбросам опасных веществ.

Если указанных положений нет в проекте ОВОС или у вас возникли дополнительные замечания к документу, обязательно направьте их инициатору строительства МСЗ в письменном виде и потребуйте включить в материалы ОВОС

Зачем оставлять комментарии к ОВОС

Что такое общественные обсуждения

Что такое общественные слушания?

Кто может участвовать в общественных слушаниях

В слушаниях может участвовать любой гражданин или общественная организация. Никаких ограничений по месту жительства или месту нахождения нет.

Информация о дате и месте проведения общественных слушаний (как и других форм общественных обсуждений) должна быть опубликована в официальных источниках не позднее чем за 30 дней до их проведения.

Общественные слушания ведёт представитель власти или компании-инициатора строительства МСЗ либо другое уполномоченное лицо. Слушания начинаются с презентации проекта МСЗ. В ней поясняется, почему выбраны конкретные технология и место строительства, рассказывается об уже существующем загрязнении и о том, какой ущерб окружающей среде будет нанесён при строительстве и эксплуатации завода. После презентации общественные организации и граждане могут задать свои вопросы.

На слушаниях составляется протокол, в котором чётко фиксируются основные вопросы обсуждения и выступления участников. Если во время слушаний выявляется проблема, по которой невозможно прийти к согласию, или обнаруживаются грубые нарушения закона, необходимо составить лист разногласий и тоже приложить его к протоколу.

Протокол подписывается тремя сторонами: компанией-инициатором, представителями власти и общественности. Затем он вместе с остальной документацией подаётся на экологическую экспертизу.

На что влияют слушания

Что делать на слушаниях

Сам факт вашего присутствия на слушаниях – уже большое дело. Это покажет, что общественность контролирует действия властей и не позволит им незаметно навязать населению грязную технологию мусоросжигания. На слушаниях советуем вести аудио- и видеозапись всего происходящего. Крайне важно выступить на слушаниях лично и высказать свои замечания к проекту. Замечания лучше иметь при себе в письменном виде и после выступления передать их ведущему слушаний, чтобы он приложил их к протоколу. Перед подписанием протокола необходимо добиваться, чтобы ваши выступления были отражены в документе, а письменные замечания – приобщены к протоколу как приложения.

Также рекомендуем вам заранее найти единомышленников, позвать на слушания соседей, друзей. Если вы будете выражать свой протест группой, это даст больший эффект. Одному человеку сложнее отстоять свою позицию (хотя идти одному, конечно, тоже нужно), особенно на фоне «проплаченной» и «заинтересованной» массовки.

Свой протест вы можете выразить не только выступлением – сделайте плакат с надписью «Я против МСЗ» или другой ёмкой фразой, выражающей ваше отношение к проекту. Поднимите её, когда инициатор строительства завода или чиновники будут рассказывать о преимуществах и безопасности сжигания отходов. Ей же можно поддержать выступающих против завода. Нет никаких запретов на проявление своей позиции на слушаниях. Главное – держаться в рамках приличий. Соблюдайте закон, но будьте креативны.

Нарушения на общественных слушаниях

Организаторы слушаний могут нарушить правила их проведения разными способами: не допускать пришедших в зал, целенаправленно перебивать граждан и экспертов, отказать в выступлении, не разрешать участвовать в подписании протокола. Также они могут пригласить на слушания подставных экспертов и провокаторов.

Если происходят такие нарушения, вызовите полицию. После слушаний у вас есть все основания подать в прокуратуру или суд заявление о признании действий по организации и проведению общественных слушаний незаконными, протокола общественных слушаний — недействительным, а общественных слушаний — несостоявшимися.

В некоторых случаях можно требовать признания общественных слушаний несостоявшимися прямо в зале их проведения. Если к началу слушаний уже очевидно, что подготовка к ним велась с грубыми нарушениями: не вовремя или не в официальных СМИ опубликовали сообщения об ОВОС и слушаниях, проект ОВОС не был обнародован или был неполным, не всех пустили в зал — нужно объявить об этом вслух прямо на слушаниях, а затем потребовать у организаторов признать слушания несостоявшимися и занести это в протокол. Есть успешные примеры, когда такие действия граждан давали эффект (особенно в случаях, когда заявление поддерживается большинством участников слушаний).

Что делать, если на слушаниях будут провокации

Подача дополнительных комментариев к ОВОС

Окончательный вариант ОВОС

Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги

Источник

Понятие, содержание и порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду

Понятие оценки воздействия на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Общие требования об оценке воздействия на окружающую среду установлены Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 32). Детальное регулирование проведения ОВОС осуществляется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Заказчиком может быть как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, помогающим заказчику планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготовки проекта.

Функции ОВОС в механизме экологического права:

Таким образом, внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер, позволяет не допустить появление хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.

Принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду

При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик намечаемой хозяйственной и иной деятельности руководствуется рядом принципов:

Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду

Процесс оценки воздействия на окружающую среду включает четыре этапа (см. Положение):

1) Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. В ходе первого этапа заказчик:

2) Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

3) Ознакомление общественности с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представление замечаний.

4) Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Содержание оценки воздействия на окружающую среду

Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Определенными в нормативном порядке элементами ОВОС являются:

Объекты, которым проводится оценка воздействия на окружающую среду, различаются по характеру и по степени возможного отрицательного воздействия на окружающую среду. В этой связи встает вопрос о детализации и полноте проведения ОВОС. Согласно Положению степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяет заказчик намечаемой деятельности. Однако в процессе проведения государственной экологической экспертизы комиссия может потребовать от заказчика детальнее или полнее провести ОВОС.

Так как законодательство об охране окружающей среды образует предмет совместного ведения органов государственной власти РФ и субъектов РФ, Положением делегируется право субъектов РФ упростить процесс проведения ОВОС. Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Ростехнадзора разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности. При этом соответствующие нормативные документы должны быть согласованы с Ростехнадзором России.

При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего, важно обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности. Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет (во всяком случае, должно быть) весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения. С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику. Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, но и такие физические характеристики местности, как сейсмоопасность, лавиноопасность и т.п.

Источник

Оценка воздействия на окружающую среду — 7 основных этапов разработки проекта ОВОС + профессиональная помощь в проведении проверки

Приветствую читателей сайта «ХитёрБобёр»! С вами Максим Алексеев. В этой статье я хочу рассказать об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Тема будет интересна всем, кому не безразлично экологическое состояние нашей планеты и собственное здоровье.

Современный бизнес безусловно должен быть ответственным, ведь от того, каким образом фабрики, химические комбинаты и прочие предприятия воздействуют на окружающую среду сейчас, зависит наша жизнь и жизнь наших детей в ближайшем будущем.

Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Смотреть фото Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Смотреть картинку Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Картинка про Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Фото Что такое оценка воздействия на окружающую среду

1. Что такое оценка воздействия на окружающую среду и когда она проводится?

Проблемы экологии обсуждаются на самом высоком международном уровне. Регулярно появляются научные публикации о необходимости принятия неотложных мер в области охраны окружающей среды. Тем не менее, ситуация продолжает ухудшаться.

На эту тему появилось даже расхожее выражение о том, что в своё время Христос мог ходить по воде и это было чем-то необычным, а сегодня, если не остановить загрязнение водоемов, то такое «чудо» сможет совершить каждый.

Это высказывание не лишено определенной доли иронии, но факт остается фактом – положение с каждым годом только ухудшается. Для того, чтобы изменить ситуацию, реализуются долгосрочные природоохранные программы.

Оценке всех видов производственной деятельности отводится важнейшее место в комплексе мер, предпринимаемых в области экологии.

Детально рассмотрим основные понятия и положения по рассматриваемой теме.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – комплекс последовательных мероприятий по выявлению негативных факторов, которые может оказывать планируемая деятельность на экологическую ситуацию в регионе.

Объекты, на которых проводится ОВОС:

Проведение ОВОС включает в себя целый ряд мероприятий. Предусмотрен также определённый порядок информирования общественности об их результатах.

Основные принципы Положения об ОВОС:

Положение как федеральный документ содержит общие тезисы, описание сфер применения, обязанности участников, порядок общественных слушаний, ответственность за правонарушения проверяемых субъектов.

Подробнее об экологической экспертизе – в обзорной статье нашего сайта.

2. На чем базируется проведение ОВОС – 7 главных принципов

Надежды экологов на то, что спад темпов производства, который отмечался в стране в последние годы, положительным образом скажется на экологии страны, не оправдались.

Некоторые руководители объектов хозяйствования, пытаясь минимизировать издержки, экономят как раз на сокращении финансирования природоохранных программ. Все это привело к тому, что ситуация не улучшилась, а по некоторым показателям даже ухудшилась.

Пример

По данным, обнародованным природоохранными организациями, на 2016 год в России только 12% всех водоемов считаются «условно-чистыми». Около 10% населения страны используют для приготовления пищи воду, не пригодную для употребления.

Более 40% населения страдают болезнями дыхательных путей, из которых не менее 5% — онкологическими заболеваниями.

Отношение к ОВОС как в нашей стране, так и во всем мире, далеко не однозначное. Большинство воспринимает эту процедуру как благо, которое стоит на пути решения проблем в области охраны окружающей среды.

Однако, есть и те, кто убежден, что ОВОС не что иное, как бюрократическая волокита, тормозящая любые прогрессивные начинания.

Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Смотреть фото Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Смотреть картинку Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Картинка про Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Фото Что такое оценка воздействия на окружающую среду

Чтобы разобраться и с этим вопросом, рассмотрим основные принципы ОВОС.

Принцип 1. Демократичность

Любому гражданину или общественной организации (объединению) гарантированно право на открытое участие в оценке на всех этапах ее проведения.

Своевременное информирование граждан обо всех изменениях экологической обстановки — основная задача органов власти всех уровней.

Принцип 2. Прозрачность

Все участники процесса проведения экспертизы имеют полный доступ ко всей информации на всех этапах мероприятия.

Кроме того, рядовые граждане и общественные организации должны иметь прямой доступ к результатам оценки и выводам компетентных органов.

Принцип 3. Определенность

Факторы, оказывающие существенное влияние на производственную деятельность в ходе проведения ее оценки, рассматриваются в общей взаимосвязи.

Выводы экспертной комиссии должны быть определёнными и однозначными.

Принцип 4. Надежность

Каждый исследуемый объект рассматривается как потенциально опасный, пока не будет доказано иное.

Оценка проводится поэтапно, исключительно на основе положений действующего законодательства. Любые отклонения недопустимы.

Принцип 5. Рентабельность

Стоимость проведения работ должна соответствовать сложности оцениваемого объекта. Любая необоснованная широкомасштабная и долгосрочная оценка за счет средств инициатора недопустима и противоречит действующему законодательству.

Как показывает практика, затраты на оценку воздействия на окружающую среду крайне редко превышает 1-3% от общей стоимости проектных работ.

Принцип 6. Гибкость

В ходе проведения ОВОС в обязательном порядке должны быть рассмотрены все возможные варианты дальнейшего направления развития деятельности, в том числе и альтернативные.

Если в ходе оценки принято решение о том, что деятельность или объект представляет потенциальную опасность для окружающей среды, то владельцу должна быть предоставлена возможность подкорректировать свою деятельность так, чтобы она не противоречила нормам законодательства о защите окружающей среды.

Принцип 7. Практическая применимость

При принятии окончательного решения выводы, полученные в ходе оценки, должны быть полностью учтены. Ответственные лица, в свою очередь, обязаны руководствоваться требованиями и рекомендациями ОВОС на всем протяжении осуществления своей деятельности.

Дадим краткое определение основных участников процесса ОВОС.

Заказчик – лицо, планирующее заниматься определенной деятельностью и отвечающее за подготовку сопутствующей документации для предъявления на экологическую экспертизу.

Исполнитель – эксперт, которому передано право проведения процедуры оценки.

Прежде чем перейти непосредственно к этапам разработки проекта, рассмотрим основные функции участников оценки ОВОС.

Участники ОВОС и их основные функции:

ЗаказчикГотовит и в последующем утверждает проектную документацию, анализирует общественное мнение, контролирует соблюдение требований природоохранного законодательства2ИсполнительПроводит оценку, координирует действия в рамках всех участников процесса, оформляет документы, выработанные в процессе оценки3ОбщественностьИзучив проект, высказывает собственное мнение о возможном воздействии на экологию, организует общественные слушания, знакомится с окончательным решением4Органы властиРассматривают предлагаемые заказчиком предложения с последующим принятием по ним решения, определяют границы района проведения оценки, организуют информационную работу с населением, выдают лицензии

3. Как разработать проект ОВОС — 7 основных этапов

Если все возможные последствия деятельности объекта учтены и вероятность возникновения угроз для окружающей среды минимальна, можно переходить к поэтапной разработке проекта ОВОС.

Рассмотрим основные этапы.

Этап 1. Выбор экспертной компании

Выбирая экспертную компанию, не пожалейте времени на сбор максимально возможной информации обо всех заинтересовавших кандидатах.

Особое внимание обратите на продолжительность и опыт работы компании на рынке этого вида услуг. Изучите, какие конкретно работы ранее проводила организация, почитайте отзывы о ней.

Этап 2. Разработка проекта технического задания

Техническое задание (ТЗ) разрабатывается для определения порядка проведения оценки, ее состава и содержания.

Как правило, ТЗ включает в себя основание и сроки проведения оценки, ее цели, задачи, порядок привлечения общественности, применяемые методы, состав и содержание.

Этап 3. Анализ состояния окружающей среды в районе воздействия объекта

На этом этапе выявляются характерные для выбранного района природные условия, его особенности и прогнозируется, каким образом будет меняться окружающая среда после начала деятельности.

В ходе анализа учитываются следующие факторы:

Этап 4. Сбор и анализ информации для оценки воздействия объектов на окружающую среду

На этом этапе проводится всесторонний анализ вероятного влияния деятельности объекта на окружающую среду. Оценивается воздействие на воздух, воду, почву, растительность и животных.

Особое внимание уделяется прогнозированию угроз, которые могут возникнуть при нештатных и аварийных ситуациях.

Этап 5. Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве объектов

На данном этапе вырабатывается компромиссное решение, которое позволит построить объект одновременно с минимально возможными экономическими издержками и при этом без нарушения природоохранного законодательства.

Этап 6. Предложение экспертом мероприятий, направленных на минимизацию воздействия

На основании собранной информации клиенту предоставляется предложения по минимизации воздействия на окружающую среду.

Такие предложения включают:

Этап 7. Предоставление заказчику проекта ОВОС

Экспертная оценка должна содержать полный отчет о состоянии окружающей среды и ее изменении после начала деятельности. Представляемые данные выражаются в конкретных количественных оценках и содержат подробные комментарии.

Как видно из приведенного выше обзора, разработка проекта ОВОС требует знания положений природоохранного законодательства на профессиональном уровне. Если вы не обладаете такими знаниями, лучшее решение — помощь профессионалов.

Представляем вашему вниманию юридический портал Правовед.ру. На страницах сайта можно найти ответ на любой интересующий вопрос. В интересах клиентов в режиме реального времени работает боле 700 юристов со всей страны. Всего с сайтом сотрудничают более 16 000 специалистов.

Каждый клиент может задать вопрос юристу, который живет и работает именно в его регионе. Таким образом, полученный ответ будет не только компетентным, но и адаптирован к местным реалиям. Портал работает круглосуточно без перерывов и выходных. Правовед.ру – надежный консультант, который всегда рядом.

4. Кем проводится ОВОС – обзор ТОП-3 оценочных компаний

Проведем обзор наиболее авторитетных экспертных компаний, специализирующихся на экологических экспертизах и оценочных мероприятиях.

1) Протос Экспертиза

Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Смотреть фото Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Смотреть картинку Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Картинка про Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Фото Что такое оценка воздействия на окружающую среду

Протос Экспертиза входит в группу российских компаний «Протос», основанную в 2003 году. За относительно короткий срок работы на рынке компания сумела завоевать лидирующие позиции на рынке оценочных и консалтинговых услуг и сформировать мнение о себе, как об уважаемом и авторитетном эксперте.

Главные принципы компании – компетентность, креативность, ответственность и комплексный подход к каждому клиенту. Специалисты компании имеют опыт проведения работ во всех отраслях промышленности. Список услуг организации постоянно расширяется — «Протос» оказывает услуги не только в сфере промышленной безопасности, но и в области экологического страхования, обучения персонала предприятий.

2) EcoStandard group

Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Смотреть фото Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Смотреть картинку Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Картинка про Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Фото Что такое оценка воздействия на окружающую среду

Компания работает в своем сегменте рынка с 1997 года. Первой из отечественных компаний получила аккредитацию в международном сообществе U.S. Green Building. Открыты представительства не только в регионах России, но и за рубежом.

EcoStandard group специализируется на оказании услуг по разработки проектной документации, исследованиях и внедрении передовых технологий в области экологии, консультирует клиентов по проблемным вопросам охраны труда.

При необходимости специалисты компании разработают перечень необходимых мероприятий по охране окружающей среды, установят размеры санитарно-защитной зоны. Наличие в штате высококвалифицированных специалистов гарантирует грамотное выполнение работ любого уровня сложности.

3) Эколюкс

Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Смотреть фото Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Смотреть картинку Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Картинка про Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Фото Что такое оценка воздействия на окружающую среду

Группа компаний «Эколюкс» основана в 2004 году. Основное направление деятельности – оказание услуг в области охраны окружающей среды и оптимизации экологических платежей. За 12 лет работы на рынке услугами компании воспользовалось более 6000 клиентов.

Основные преимущества компании – наличие разрешения на проведение любых типов работ и собственной лаборатории. Специалисты «Эколюкс» готовы предложить своим клиентам услуги по разработке полного пакета разрешительных экологических документов и их быстрое согласование с контролирующими органами.

Читайте подробный материал о независимой оценке.

5. Как ускорить процесс оценки воздействия на окружающую среду – 3 простых совета

Оценка воздействия на окружающую среду – процесс кропотливый, требующий вдумчивого подхода и поэтапной реализации. Естественно, на проведение всех необходимых операций требуется время. Ускорение процесса, как правило, приводит к ошибкам и необъективным выводам.

Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Смотреть фото Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Смотреть картинку Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Картинка про Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Фото Что такое оценка воздействия на окружающую среду

Однако, возникают ситуации, когда в интересах бизнеса требуется провести оценку в кротчайшие сроки. Как же решить эту проблему быстро и получить отличный результат? Выход есть. Приведем несколько полезных советов.

Совет 1. Подготовить все документы заранее

Если подготовить и передать экспертной компании весь пакет документов заблаговременно, то это позволит специалистам сразу приступить к работе.

Такая мера позволит существенно сократить сроки оценки.

Совет 2. Заказать экспресс-оценку

Выбирайте экспертную компанию, специалисты которой оказывают подобную услугу. При этом соберите информацию о компании.

Организация должна хорошо зарекомендовать себя на рынке экспертных услуг. В противном случае вас может ждать разочарование. Довольно часто быстро делает свою работу только дилетант.

Совет 3. Пользуйтесь специальными услугами компании

Многие компании в нашей стране оказывают специальные услуги по оценке воздействия на окружающую среду. Такая услуга позволит провести все операции быстро и получить компетентную оценку.

Однако обойдутся такие услуги несравненно дороже, так как специалистам компании придется отложить все свои другие проекты и работать исключительно в ваших интересах.

Оценить экологическую ситуация можно не только на предприятии, но и в собственном жилище. Если вас интересует эта тема, читайте подробную статью на нашем сайте, посвящённую оценке дома.

Рекомендуем просмотреть короткий ролик по теме статьи.

6. Заключение

Итак, друзья, теперь вы в курсе, что представляет собой оценка воздействия на окружающую среду. Мы разобрались во всех механизмах и тонкостях этого мероприятия. Надеемся, предоставленный материал позволит вам выбрать надежного эксперта и избежать трудностей в экологическом обеспечении вашего бизнеса.

Коллектив журнала «ХитёрБобёр» желает своим читателям здоровья и благополучия! Ждём от вас оценок статьи и комментариев по теме публикации. До новых встреч!

Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Смотреть фото Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Смотреть картинку Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Картинка про Что такое оценка воздействия на окружающую среду. Фото Что такое оценка воздействия на окружающую среду

Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)

Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».

Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.

Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *