Что такое озр в нацпроектах

Что такое озр в нацпроектах

Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов провёл совещание по вопросу корректировки нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». Общественно значимые результаты лягут в основу обновленного паспорта национального проекта, а методика расчета показателей должна быть разработана и утверждена Минэкономразвития до конца текущего года.

На совещании были уточнены общественно значимые результаты (ОЗР) национального проекта, в числе которых предоставление предприятиям следующих возможностей для повышения производительности труда:

Как сообщалось ранее, основным вектором развития национального проекта станет запуск цифровой экосистемы – инструмента для тиражирования сервисов повышения производительности труда на основе цифровых технологий. Внедрение цифровых сервисов на предприятиях позволит повышать производительность труда, увеличивая уровень цифровой зрелости и зрелости бизнес-процессов, путем удаленной диагностики, предоставления аналитических данных о рынках, обучению, стимулированию кооперации.

На совещании определен основной перечень платформ, которые будут созданы в рамках цифровой экосистемы нацпроекта: информационно-аналитическая платформа, платформа облачных вычислений, платформа консалтинга, платформа взаимодействия с государством, платформа образования и иные платформы, функционал и наполнение которых будут сформированы с учетом потребностей предприятий.

Цифровая экосистема станет сквозным инструментом, на который также будет ориентирована работа Федерального и региональных центров компетенций в сфере производительности труда. Эксперты центров специализируются на помощи предприятиям в создании производственных систем на основе методологии бережливого производства. Соответствующие целевые показатели будут закреплены в паспорте федерального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», входящего в состав национального проекта.

Источник

Эксперт оценил реализацию госпрограмм и нацпроектов в России

Сергей Наумов, заместитель руководителя Центра развития программно-целевого управления ВАВТ

В документах отмечается, что средний общий уровень достижения нацпроектов составляет 86,3%, а эффективность реализации госпрограмм равняется 83,4%. Это довольно высокие показатели, превышающие прошлогодние.

Программно-стратегические документы и их взаимосвязь

Перечислим основные программно-стратегические документы, на основе которых реализуется социально-экономическая политика России:

Что такое озр в нацпроектах. Смотреть фото Что такое озр в нацпроектах. Смотреть картинку Что такое озр в нацпроектах. Картинка про Что такое озр в нацпроектах. Фото Что такое озр в нацпроектах

Что такое озр в нацпроектах. Смотреть фото Что такое озр в нацпроектах. Смотреть картинку Что такое озр в нацпроектах. Картинка про Что такое озр в нацпроектах. Фото Что такое озр в нацпроектах

— основные направления деятельности Правительства,

— Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации,

— государственные программы Российской Федерации,

— государственная программа вооружения.

В Едином плане по достижению национальных целей развития России устанавливаются стратегические приоритеты правительства на ближайшие 10 лет. Основным инструментом его реализации являются государственные программы, в рамках которых реализуются национальные проекты. Всего в 2021 году реализуется 45 госпрограмм и 13 национальных проектов (50 федеральных проектов) через 3 676 региональных проектов.

Эффективность реализации госпрограмм

Анализ реализации госпрограмм за 9 месяцев 2021 года показывает, что общая оценка эффективности их реализации госпрограмм составила 83,4%, что на 4,7% выше, чем за аналогичный период 2020 года (78,7%). В определённой степени эта положительная тенденция связана с консолидацией функций по координации разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм и национальных проектов в рамках единого департамента Минэкономразвития России, а также в целом с улучшением качества разработки этих документов и повышением уровня их гармонизации.

Высокая эффективность (от 93,3 до 100%) отмечена по 13 госпрограммам. Среди них «Развитие судостроения» (100%), «Управление государственным материальным резервом» (100%), «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» (99,4%), «Социальная поддержка граждан» (99,4%).

Высокая эффективность и эффективность выше среднего (от 83,5 до 92,1 %) отмечается по 25 госпрограммам из 44, т.е. более половины госпрограмм реализуются достаточно эффективно.

Что такое озр в нацпроектах. Смотреть фото Что такое озр в нацпроектах. Смотреть картинку Что такое озр в нацпроектах. Картинка про Что такое озр в нацпроектах. Фото Что такое озр в нацпроектах

Что такое озр в нацпроектах. Смотреть фото Что такое озр в нацпроектах. Смотреть картинку Что такое озр в нацпроектах. Картинка про Что такое озр в нацпроектах. Фото Что такое озр в нацпроектах

Низкая эффективность (ниже 77,0%) отмечена по шести госпрограммам: «Обеспечение химической и биологической безопасности» (31,9%), «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» (32,3%), «Развитие транспортной системы» (57,5%), «Космическая деятельность» (57,7%), «Развитие энергетики» (64,0%), «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» (69,5%).

Некоторую озабоченность в условиях пандемии вызывает низкая эффективность госпрограммы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности». Напомним, что она непосредственно связана с достижением национальной цели развития «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Отсутствуют и данные по госпрограмме «Обеспечение жильем и коммунальными услугами», так как ранее не был утвержден план-график ее реализации. При этом она играет ключевую роль в достижении национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни».

Национальные проекты

По состоянию на 1 октября 2021 года общий уровень достижения контрольных показателей национальных проектов в субъектах Российской Федерации составил в среднем 86,3 %.

Наиболее высокие результаты показали Тюменская область (94,3%), Ямало-Ненецкий автономный округ (92,4 %), Республика Татарстан (92,1 %), Ханты-Мансийский автономный округ (91,6 %) и Челябинская область (91,5 %).

Наиболее скромные достижения отмечены в Еврейской автономной области (62,5 %), Карачаево-Черкесской Республике (71,7 %), Ненецком автономном округе (79,6 %), Республике Коми (80,2 %) и в Севастополе (80,8 %).

В целом же госорганы показывают хорошую последовательную работу по управлению госпрограммами. Напомним, что в мае Минэкономразвития России заявило об обновлении системы управления госпрограммами, которая должна базироваться на единых подходах к их разработке и реализации. В основе предлагаемых изменений лежит проектный подход и налаживание специальной системы мониторинга, которая позволила бы лучше и быстрее адаптироваться к изменениям, новым возможностям и вызовам. Особое же внимание уделялось гармонизации и сбалансированности показателей, увязываемых с национальными целями развития и другими стратегическими задачами. Как ожидается, новые требования вступят в силу в 2022 году, но первые положительные результаты уже видны.

Источник

Методические указания

президиумом Совета при

Президенте Российской Федерации

по стратегическому развитию

и национальным проектам

от 14 октября 2019 г. N 12)

ПО РАЗРАБОТКЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ (ПРОГРАММ)

2. Для целей настоящих методических указаний используются следующие основные понятия:

3. Национальный проект разрабатывается с учетом следующих подходов:

дополнение национального проекта в случае необходимости задачами, обеспечивающими достижение его целей и целевых показателей;

детализация задач до результатов;

определение в национальных проектах перечня федеральных проектов с детализацией в них задач до результатов;

участие в реализации национальных проектов органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации с учетом законодательного разграничения полномочий между уровнями государственного управления в Российской Федерации, а также юридических лиц;

определение должностных лиц, несущих персональную ответственность за достижение целей, целевых и дополнительных показателей, решение задач, достижение результатов.

4. Достижение целей, целевых и дополнительных показателей и решение задач национального проекта обеспечивается путем реализации соответствующих федеральных проектов.

5. Разработка федеральных проектов осуществляется с учетом следующих требований:

в случае, если достижение целевого или дополнительного показателя национального проекта обеспечивается реализацией нескольких федеральных проектов, показатели соответствующих федеральных проектов должны детализировать и в совокупности обеспечивать достижение такого целевого или дополнительного показателя национального проекта;

отражение в федеральных проектах ключевых параметров национальных проектов, утвержденных решением Совета, в виде основных показателей, дополнительных показателей и результатов;

формирование по каждому федеральному проекту ежегодно уточняемого плана мероприятий по реализации федерального проекта, включающего результаты, направленные на выполнение задач, соответствующие им контрольные точки и при необходимости мероприятия (в том числе мероприятия, учитывающие потребности инвалидов и социально незащищенных групп населения), направленные на достижение контрольных точек и в совокупности обеспечивающие получение результатов федерального проекта;

определение контрольных точек, подтверждающих получение результатов;

определение должностных лиц, несущих персональную ответственность за достижение целей, основных и дополнительных показателей, решение задач, достижение результатов и контрольных точек, выполнение мероприятий.

6. Актуализация сведений, отражаемых в дополнительных и обосновывающих материалах к паспорту национального и (или) федерального проекта, осуществляется при необходимости, а также в случае изменений положений паспорта соответствующего проекта, влияющих на такие сведения, по решению руководителя соответствующего проекта.

8. Разработку паспортов региональных проектов рекомендуется осуществлять по форме, аналогичной форме, применяемой для федеральных проектов.

9. Разъяснение по вопросам заполнения форм паспортов национальных и федеральных проектов осуществляется проектным офисом Правительства Российской Федерации.

Источник

Время подбивать планы: программа нацпроектов выполнена на треть

Что такое озр в нацпроектах. Смотреть фото Что такое озр в нацпроектах. Смотреть картинку Что такое озр в нацпроектах. Картинка про Что такое озр в нацпроектах. Фото Что такое озр в нацпроектах

Нацпроекты за первые шесть месяцев исполнены на 35% от годового плана, следует из отчета Минфина («Известия» с ним ознакомились). В общей сложности освоено 757 млрд рублей из предусмотренных 2,1 трлн. Год назад исполнение было более низким: 32,5%. Худшая реализация у «Цифровой экономики» — 11%. Лучшая — у программы поддержки МСП — 60%. Исполнение более чем на треть в целом приемлемо, полагают эксперты. По их мнению, без пандемии реализация могла бы быть выше. На понедельник у президента запланировано специальное совещание по нацпроектам, где может быть объявлено об их реформе, сообщили источники «Известий».

Здравоохранение вытянуло

Согласно последним поправкам в бюджет на 2020 год, на реализацию 13 нацпроектов заложено более 2,1 трлн рублей. Из этой суммы за первое полугодие использовано 757 млрд, или 35%. Наиболее высокий уровень исполнения у «Малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы». Расходы по нему запланированы на сумму почти 50 млрд рублей, из них уже освоено 30 млрд, или 60%. Больше всего средств использовано на программу льготного финансирования для малого бизнеса — 17 из 25 млрд.

Самый весомый вклад в реализацию всей программы национальных целей за первые полгода внесло «Здравоохранение». Это направление второе по исполнению и третье по общей стоимости. В 2020 году на него предусмотрено 312 млрд рублей, из которых освоено 168 млрд — 54%. Больше всего средств израсходовано по программе оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями — 120 млрд из плановых 120.

Что такое озр в нацпроектах. Смотреть фото Что такое озр в нацпроектах. Смотреть картинку Что такое озр в нацпроектах. Картинка про Что такое озр в нацпроектах. Фото Что такое озр в нацпроектах

Худшим оказалось исполнение по «Цифровой экономике». На этот нацпроект израсходовано 14 млрд из 124, то есть около 11%. Из отдельных мероприятий всего направления один из наиболее низких результатов у программы подключения к интернету — 0,9 млрд из 18 (5%).

Второй антилидер — «Международная кооперация и экспорт». По нему освоено 10 млрд из 75 (13%). Среди проектов федерального уровня, входящих в состав национального, низкие показатели у «Логистики международной торговли». На него запланировано почти 8 млрд рублей, а израсходовано 0,4 (5%).

Самый дорогой нацпроект — «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» — на шестом месте по уровню исполнения. Предполагается, что в 2020 году он обойдется в 337 млрд рублей. Из них освоено уже 116. Лучше всего исполнена программа по строительству коммуникаций между центрами экономического роста. По ней использовано 43% средств, или 82 млрд из 190. Один из худших процентов реализации — у федерального проекта «Европа — Западный Китай»: израсходовано 300 млн из 13 млрд (2%).

Исполнение других национальных целей за первое полугодие 2020 года, кроме уже упомянутых, выглядит следующим образом:

«Известия» попросили прокомментировать уровень исполнения нацпроектов за полугодие ведомства, которые их курируют: Минфин, Минэкономразвития, Минздрав, Минкультуры, Минприроды, Минобрнауки, Минпросвещения, Минтруд, Минтранс, Минстрой, Минпромторг и Минкомсвязи. Аналогичные вопросы были направлены в пресс-службу кабмина.

В Минэке сообщили, что пока темпы реализации нацпроекта по поддержке МСП в целом соответствуют уровням прошлого года. Несмотря на пандемию, все мероприятия реализуются по плану, уточнили там.

В Минпромторге также рассказали, что освоение расходов по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» движется в соответствии с планом. Уже приняты обязательства почти на 60%, хотя в кассовом исполнении эти средства пока отразились не целиком.

В первые шесть месяцев 2019 года исполнение нацпроектов было более низким, отмечала в своем обзоре Счетная палата (32,4%). В списке лидеров — «Здравоохранение» (54,5%) и «Наука» (44,3%). Худшими оказались «Экология» (11,6%) и «Цифровая экономика» (8,3%).

Что такое озр в нацпроектах. Смотреть фото Что такое озр в нацпроектах. Смотреть картинку Что такое озр в нацпроектах. Картинка про Что такое озр в нацпроектах. Фото Что такое озр в нацпроектах

Низкая реализация нацпроектов в первом полугодии 2020-го в большей степени связана со структурой расходов стратегических целей, считает директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. По его словам, в нацпроектах много капитальных расходов, а по ним объекты сдаются в конце года, тогда и происходит перечисление денег. Поэтому для первого полугодия исполнение на 30% — это не плохо, а нормально.

Капитальные расходы — это в значительной степени строительство, но во время карантина строек не было, поэтому сроки поехали. Сейчас будут нагонять, — уверен Александр Дерюгин.

На низкое исполнение нацпроектов в январе-июне 2020-го повлияла в основном пандемия коронавируса, уверен директор Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина Владимир Назаров. Он напомнил, что в начале года, наоборот, было ускорение исполнения.

До марта правительство активно авансировало многие расходы. Исполнение бюджета шло более высокими темпами, чем в прошлом году, поэтому и темпы роста ВВП в I квартале были неплохие. А потом пандемия заморозила всю активность, — посетовал Владимир Назаров.

По его прогнозу, во втором полугодии ситуация с исполнением целей будет зависеть от эпидемиологической обстановки в отдельных регионах.

Реформа нацпроектов

Что такое озр в нацпроектах. Смотреть фото Что такое озр в нацпроектах. Смотреть картинку Что такое озр в нацпроектах. Картинка про Что такое озр в нацпроектах. Фото Что такое озр в нацпроектах

По словам источника «Известий», близкого к правительству, на этом заседании может быть объявлена реформа системы нацпроектов. В частности, предполагается пересмотреть их концепцию. Изначально предполагалось, что нацпроекты должны способствовать выполнению девяти целей национального развития, поставленных в майском указе президента (например, обеспечение устойчивого естественного роста численности населения, вхождения России в пятерку крупнейших экономик мира и других). Теперь планируется увязать систему с более оперативными показателями — так называемыми общественно значимыми результатами, которые будут отражать изменение качества жизни граждан, а также бизнес-среды.

В целом предполагается объединить цели из майского указа, систему нацпроектов и общенациональный план восстановления экономики, пояснил источник. «Известия» обратились в пресс-службу администрации президента с просьбой прокомментировать возможные изменения. Там сообщили, что заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, запланированное на следующей неделе, «ответит на все поставленные вопросы».

Источник

Искусственный беспорядок: что не так с новой версией нацпроектов

Этот шаг, вызвавший удивление экспертного сообщества, представляется мне естественным, причем по нескольким причинам.

Неясность целей

Проблема нацпроектов в их нынешнем виде состоит в отсутствии у них классического проектного характера. Истории известно много программ, способных претендовать на статус «национального проекта». Объединяющей их чертой были не только существенные экономические изменения, но и достижение чего-то такого, что меняло самосознание нации. В Германии таким проектом были реформы Людвига Эрхарда, подведшие черту под послевоенной разрухой, в Китае — вывод населения из бедности при Дэн Сяопине, в США — масштабное дорожное строительство при Дуайте Эйзенхауэре и «лунная гонка» при Джоне Кеннеди и Линдоне Джонсоне. Может ли претендовать на схожий статус, например, национальный проект «Культура», предполагающий «проведение в пять ближайших лет 30 фестивалей детского творчества» и «создание 15 центров непрерывного образования работников культуры», — пусть каждый решит сам.

Наконец, важным моментом является возможность оценки практических результатов. В большинстве национальных проектов цели определены слишком расплывчато, чтобы быть значимыми: например, «ожидаемая продолжительность здоровой жизни должна вырасти до 67 лет», но этого можно достичь банальным изменением критериев «здоровости», на что наши управленцы большие мастера; создание при школах центров, «оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций», решается принятием критериев «современности» такой базы, и т.п. Конкретных задач в нацпроектах не ставится. Например, я бы ожидал увидеть в проекте «Здоровье» число хирургических операций по замене суставов, которых в России в 2018 году сделали 48 тыс. против 1,15 млн в США, но нет, там все только о количестве специалистов, которые будут направлены в сельские больницы.

Экономика отдельно

Не менее значимым обстоятельством является и связь системы национальных проектов с экономикой в целом. Наиболее дорогие из них (с общим бюджетом более половины от выделяемых 25 трлн руб.) — это проекты по автодорожному строительству, экологической инфраструктуре и демографии. С дорогами в стране ситуация сложная: за последние 20 лет выделяемые на их модернизацию и строительство средства выросли более чем в 30 раз, но внимание сосредотачивается на проектах, имеющих сугубо региональное значение (кольцевые дороги с обходами Москвы и Петербурга, проекты в районах Сочи и Владивостока, Крымский мост и т.д.). В общенациональном масштабе эффект растущих трат неочевиден. В экологии, где речь идет прежде всего о борьбе со свалками, давно пора привлекать иностранные компании, хорошо зарекомендовавшие себя в переработке отходов и коммерциализации производимой из них продукции, но этого не предполагается. В проекты не заложен механизм развития конкуренции. Поэтому средства будут освоены, но я не жду не только существенных результатов по конкретным направлениям, но и ускорения хозяйственного роста на макроуровне из-за очень низких мультипликаторов при использовании бюджетных средств.

Нацпроекты в их нынешнем виде были анонсированы в мае 2018 года, их паспорта одобрены только в конце декабря (понятно, что в такое время это событие прошло почти не замеченным); сегодня, после полугода «гласности», промежуточные ориентиры забыты, и к тому же разрешено перебрасывать с одного проекта на другой средства, эквивалентные полутора федеральным бюджетам. Иначе говоря, до 2024 года отечественная бюрократия получила свободу маневра, которую вряд ли можно было обеспечить в рамках обычной бюджетной политики (поэтому не стоит серьезно относиться и к словам президента о повышении персональной ответственности), а заодно и идеальную отмазку, ведь все нацпроекты затрагивают сферы, с необходимостью развития которых согласится каждый разумный обыватель. И в том, что публика будет все реже информироваться о ходе выполнения национальных проектов, нет ничего неожиданного: Россия давно стала страной, в которой рассказы об успехах важнее их достижения. Нацпроекты не «пробуксовывают» — они просто приносят то, что и предполагали принести, ограниченному кругу лиц, которые считают себя тождественными России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *