Что такое память внимание мышление
Психические процессы: виды и краткая характеристика
Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.
Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.
Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:
Познавательные:
Эмоциональные:
Волевые:
Также существует неотделимая взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее. Поэтому если вы хотите улучшать деятельность своих психических процессов, достаточно будет заниматься развитием нескольких из них. К примеру, памяти, воображения, эмоций и воли. Впрочем, ваш список может принципиально отличаться. Во всяком случае вас не должно удивлять, что, развивая свое внимание, тут же «подтягиваются» и все остальные процессы.
Методы изучения
В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:
Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.
Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная – «Классификация предметов», где представляется возможность изучить различные аспекты мыслительного процесса. Также известны: понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разной степени сложности, сравнение и определение понятий.
Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.
Психические познавательные процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
Восприятие
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.
К свойствам восприятия относятся:
Память
Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.
Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.
К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.
Мышление
Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.
При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.
Основные характеристики мышления:
Ощущения
Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.
Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.
Воображение
Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.
Представление
Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.
Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.
Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.
Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.
Внимание
Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.
При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.
Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.
Психические эмоциональные процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
Чувства
Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.
Эмоции
Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.
Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.
Стресс
Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.
Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.
Аффекты
Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.
Психические волевые процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
Постановка цели
Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.
Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.
Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.
Принятие решений
Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.
Развитие психических процессов
Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.
С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:
Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:
Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):
Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».
Внимание, мышление, память
Вы будете перенаправлены на Автор24
Внимание
Внимание, мышление, память – это познавательные процессы человека, которые обеспечивают возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать и передавать его другим людям.
Когда человек сосредотачивается на объекте, имеющем для него в данный момент какое-то значение, то это определяется как внимание. Внимание может быть непроизвольным, произвольным, послепроизвольным:
Внимание имеет свои свойства:
Психологи ещё не установили связь внимания с другими психическими процессами, но не сомневаются, что эта связь существует. От умения переключаться с одного объекта на другой, зависит, например, общение. Благодаря вниманию человек способен более эффективно и качественно выполнять любую работу. Что касается детей дошкольного возраста, то их внимание характеризуется непроизвольностью, неустойчивостью, отсутствием сосредоточенности. С началом школьного периода жизни внимание резко повышается, что является залогом успешной учебы.
Готовые работы на аналогичную тему
Внимание школьников учитель может повысить, используя некоторые педагогические приемы. Среди них:
Внимание можно совершенствовать и для этого специалисты предлагают следующее:
Таким образом, внимание можно и нужно развивать и совершенствовать в течение всей жизни.
Мышление
Под мышлением понимается процесс мыслительной деятельности человека, высшая форма его творческой активности.
К отличительным чертам мышления относится творческая переработка имеющихся представлений и создание новых, способность отражать как отдельные предметы, явления, свойства, так и связи, существующие между ними, опосредованное отражение окружающего мира.
Классификация мышления идет по разным основаниям. Чаще всего используется деление на теоретическое и практическое мышление по характеру решаемых задач.
По степени развернутости оно может быть дискурсивным и интуитивным, а по оригинальности выделяют репродуктивное и продуктивное мышление.
Классифицируется мышление и по форме – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление довольно часто применяется в повседневной жизни и направлено на решение практических действий, например, надо научиться нажимать кнопки на магнитофоне. Эта наиболее элементарная форма мышления является основой для формирования более сложных его видов. Основу наглядно-образного мышления составляют восприятия или представления, потому что задачи решаются посредством образов.
Надо сказать, что образы мышления и образы восприятия отличаются друг от друга своей обобщенностью и отвлеченностью – в образах мышления отражаются только важные и наиболее существенные свойства.
Словесно-логическое мышление относится к понятийному мышлению, решение задач происходит при помощи рассуждений. Понятие – это существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, которые подразделяются на общие и конкретные. Если, например, сажают яблоню или березу, а не просто дерево, то это конкретное понятие.
Человеку свойственно рассуждать в процессе мышления. Суждения бывают общие, частные, единичные.
Что касается общих суждений, то они содержат информацию обо всех предметах и явлениях, причем, как утвердительную, так и отрицательную. Частные суждения включают только часть предметов и явлений, которые включаются в понятие. При единичном суждении речь идет об индивидуальном понятии, например, Таня отлично рисует. В ходе каких-либо рассуждений делаются выводы, которые создают новые суждения. Новое суждение получило название умозаключение.
Если умозаключение делается от частного к общему, то это будет индукция, а обратный процесс получил название дедукция.
В реальности существует огромное количество видов мышления, связанных между собой. Люди отличаются друг от друга качеством мышления – широтой и глубиной ума, самостоятельностью мышления, его гибкостью, быстротой и критичностью.
Развитие мышления происходит в процессе овладения знаниями, источниками которых являются школа, книги, СМИ, радио и телевидение и др.
Память
Память является сложным психическим процессом воссоздания прошлого опыта через запоминание, хранение и повторение.
Чтобы что-то запомнить человек связывает запоминаемое с известным, т.е. образует ассоциацию, которые могут быть сложными и простыми.
К простым ассоциациям относятся ассоциации по контрасту, объединяющие противоположные явления, по сходству, объединяющие два явления, имеющие схожие свойства, по смежности – тоже объединяются два явления, связанные во времени и в пространстве.
В основе знаний человека лежат сложные смысловые ассоциации, объединяющие два явления, связанные между собой – часть и целое.
В зависимости от того, какое содержание надо запомнить, выделяют 4-е вида памяти:
Двигательная память лежит в основе двигательных навыков человека, а словесная память, связана с запоминанием, хранением и повторением услышанного или прочитанного материала в словесной форме. Чувства, пережитые человеком хранит эмоциональная память. Память образная дает возможность запоминать, а потом воспроизводить обстановку, запахи, картины природы, лица и др.
Память по продолжительности сохранения материала может быть кратковременной и долговременной. При кратковременной памяти запоминание материала происходит на короткий период времени и после его воспроизведения быстро забывается. Кратковременная память может переходить в долговременную – происходит такая трансформация тогда, когда человек один и тот же материал использует постоянно. Долговременная память сохраняет необходимый материал в течение длительного времени.
К основным процессам памяти относятся запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Запоминание в зависимости от цели может быть произвольным и непроизвольным.
Для произвольного запоминания характерна сознательная цель – усвоить и запомнить полученную информацию, используя при этом специальные приемы и волевые усилия.
Если материал понят и осмыслен, то информация не забывается.
Непроизвольное запоминание происходит само по себе и человек не ставит перед собой цель запомнить информацию.
Непроизвольно и продуктивно запоминаются те события, которые произвели на человека очень сильное впечатление.
Довольно часто встречаются нарушения памяти и внимания – мозг перестает правильно ориентироваться и теряется связь с другими процессами, в результате чего возникают сложные проблемы.
Тема 7. Понятие и виды памяти. Мышление. Внимание
Память — это сложный психический процесс воссоздания прошлого опыта человека посредством его запоминания, хранения и повторения.
Запоминание предмета или явления происходит благодаря ассоциации, т.е. человек, для того чтобы что-то запомнить, связывает запоминаемое с уже известным, образуя ассоциацию. Выделяют два вида ассоциаций: сложные и простые.
Ассоциации по смежности, по контрасту, по сходству — это простые ассоциации.
Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанные между собой во времени и пространстве. Данная ассоциация возникает тогда, когда при упоминании одного явления вспоминается другое, следующее за ним.
Ассоциации по контрасту объединяют два противоположных явления.
Ассоциации по сходству объединяют два явления, которые имеют схожие свойства. При воспроизведении одного явления вспоминается другое.
Основу знаний человека составляют сложные ассоциации — смысловые. В них объединяются два явления, которые в действительности неизменно связаны между собой: часть и целое и т.д.
Выделяют четыре вида памяти в зависимости от содержания запоминаемого: двигательная, словесная, эмоциональная, образная.
Двигательная память — воспроизведение человеком движений. Такая память лежит в основе выработанных двигательных навыков.
Словесная память — запоминание, хранение, а впоследствии повторение услышанного или же прочитанного материала в словесной форме.
Эмоциональная память хранит чувства, пережитые человеком.
Образная память позволяет запоминать, а впоследствии воспроизводить обстановку, лица, запахи, картины природы и др.
По продолжительности сохранения материала выделяют кратковременную и долговременную память.
Кратковременная память используется, когда материал запоминается человеком на непродолжительный отрезок времени с целью его вспомнить, а дальнейшее его сохранение считается лишним. Например, перед экзаменом или уроком учащиеся выучивают материал, а после его воспроизведения моментально забывают.
Долговременная память используется тогда, когда новый материал нужно запомнить на продолжительное время. Как правило, такой материал является для человека значимым. Кратковременная память может трансформироваться в долговременную. Это происходит тогда, когда человек пользуется одним и тем же материалом постоянно. Например, незначимый для человека номер телефона запомнится в памяти на долгое время, если им постоянно пользоваться.
Основные процессы памяти — запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации.
Запоминание — процесс, направленный на хранение полученной информации, этот процесс служит предпосылкой сохранения.
Сохранение — процесс усвоения, переработки полученной информации, а также овладение ею.
Воспроизведение — процесс последующего воссоздания полученного материала.
В зависимости от наличия или отсутствия цели у субъекта запоминание может быть непроизвольным и произвольным.
Непроизвольное запоминание — процесс запоминания, который происходит непосредственно. Человек не ставит перед собой цель запомнить материал. Запоминание происходит само по себе. Продуктивно запоминаются события личной жизни, которые произвели на человека сильное впечатление. Особенно непроизвольно запоминается то, что имеет непрерывную связь с целью деятельности.
Произвольное запоминание характеризуется сознательной целью — усвоить, запомнить полученную информацию. Человек прибегает к специальным приемам, обеспечивающим запоминание: заучивает материал, прикладывает волевые усилия. Сохранение полученного материала зависит от того, понял, осмыслил ли его субъект. Осмысленная информация, а также значимая для субъекта информация не забываются.
Мышление — это процесс мыслительной деятельности человека, благодаря которому происходит углубление четких знаний человека о предмете и явлении и обобщенное отражение их в действительности.
Выделяют следующие операции мышления:
— анализ — это деление целого объекта на части;
— синтез — это соединение частей объекта, его элементов, свойств и т.д.;
— сравнение — это нахождение тождества или различия при сопоставлении предметов, явлений, их свойств;
— систематизация — это классификация предметов или явлений по малозначительным признакам;
— конкретизация — это познание и воссоздание целостного объекта в совокупности его существенных признаков;
— абстрагирование — это выделение отдельных существенных свойств, признаков предмета от несущественных;
— обобщение — это сравнение предметов и нахождение в них сходных элементов.
— понятие — это знание группы предметов, явлений, которые объединены по существенным признакам;
— суждение — это отражение связи между предметами и явлениями или между их признаками и свойствами;
— умозаключение — это определенные выводы, которые делает человек при наличии у него конкретных данных.
— наглядно-действенное осуществляется путем реального действия с предметами;
— наглядно-образное характеризуется тем, что для решения поставленной задачи человек оперирует не самими предметами, а их образами;
— абстрактно-логическое осуществляется на основе логических рассуждений.
Внимание — это сосредоточение сознания человека на определенном объекте, который имеет для него значение в данный момент.
— непроизвольное характеризуется отсутствием стойкого интереса для выполнения какой-либо деятельности;
— произвольное характеризуется наличием стойкого интереса к выполнению какой-либо деятельности, а также и к процессу его выполнения;
— послепроизвольное — это вид внимания, при котором происходит сосредоточение на определенном объекте, имеющем значение для личности.
— объем — измеряется количеством объектов, которые человек способен охватить вниманием в определенный период времени;
— распределение — это способность человека охватить и удержать в центре внимания разнородные объекты одновременно;
— концентрация — сосредоточение внимания на определенном объекте;
— устойчивость — акцентирование внимания на одном объекте продолжительное время;
— переключение — осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
— рассеянность — неспособность человека акцентировать свое внимание на каком-либо объекте или действии длительное время.
Внимание и память — два главных инструмента нашего мозга
Внимание и память — познавательные процессы человека, необходимые, чтобы концентрироваться на чем-то и запоминать те или иные события, объекты и так далее. Человек, у которого начинаются проблемы либо с одним, либо с другим, чувствует острый дискомфорт, так как мозг становится перегруженным и находится в постоянном напряжении.
Что из себя представляют эти два процесса
В психологии разные мнения насчет данные познавательные процессы. Например, некоторые эксперты считают, что внимания как отдельного элемента нет, а есть только один из моментов психических событий. Однако на основании исследований ученые говорят, что оно существует как отдельная единица психологии, и мозг воспринимает внимание именно так.
Память же, напротив, не вызывает у них никаких разногласий. Это важный элемент работы, который связан с другими психическими процессами. Именно память обеспечивает связь прошлого с настоящим, а мозг расценивает ее как важную познавательную функцию. Память представляет собой накопление, закрепление и сохранение опыта человека. Поэтому она залог нормального психического функционирования организма. Мышление отказывается быть ясным, когда память подводит.
О внимании подробно
В психологии рассматривают внимание как некую концентрацию на объекте восприятия и описывают как действие, которое отражает динамические особенности познания. Связь его с другими психическими процессами до конца не установлена, но эксперты в психологии не сомневаются – она есть. Ведь от сосредоточенности и умения переключаться с одного объекта на другой или с одного действия на другое зависит многое, например, общение. Мозг отправляет сигналы и при помощи движения нейронов удается этого добиться.
К основным функциям внимания относят умение фильтровать лишнее, концентрируясь на главном и важном. А это значит, что человек сохраняет способность в любой ситуации выбирать для себя что-то важное и фиксироваться на нем. Мозг сам подскажет, на что лучше обратить внимание.
Внимание обеспечивает надежную связь между мышлением и соотнесенностью образов, пока длится какой-то акт или действие до полного достижения цели.
В психологии внимание измеряется по тому количеству объектов, которое человек видит перед собой одновременно. При этом мозг «видит» объединенные объекты в количестве большем, чем раздельные, и внимание распределяется между другими, но не менее важными объектами или действиями.
Классифицируют следующие виды внимания:
В первом случае речь идет о том действии, которое возникает само, когда мышление не завязано. Мозг видит что-то необычное, эмоционально сильно окрашенное и реагирует на это. Под произвольным вниманием понимают способность человека направлено фокусироваться на чем-то. Мозг и мышление настраиваются на сознательную оценку действия и концентрацию на нем. Такой вид внимания тесно связан с другими психическими процессами, например, с волей. В психологии это объясняется так: человек в момент сосредоточения на объекте прилагает волевое усилие, поддерживающее концентрацию на весь процесс.
Под послепроизвольным вниманием в психологии понимают начало конкретной деятельности и возникающий в связи с этим интерес. Такое отношение легко прослеживается, а мозг создает необходимые условия для сохранения целенаправленности.
Стоит учитывать, что циркуляция внимания происходит циклично, и через каждые 10 секунд мозг отключается. Это необходимо помнить, чтобы не утерять часть важной информации.
Подробнее о памяти
Память представляет собой некое отражение событий, которое закреплено и надежно сохранено в сознании человека. Она делится на 2 вида:
В первом случае говорят об особенности запоминания без специального заучивания. Обычно такой вид развит в детстве, а ко взрослому возрасту угасает. Во втором — закрепление информации с помощью специальных приемов.
Произвольная память зависит от целей и видов заучивания. Например, может работать механическая память, логика, мышление. Связь процессов крайне важна для успешного запоминания информации.
Память дополнительно делят на типы. Обычно упоминают о кратковременной и долговременной памяти. Кроме того, часто говорят об оперативной и промежуточной памяти, когда наблюдается связь между другими процессами и запоминанием как из долговременной памяти, так и кратковременной.
Если есть нарушения
Нарушения, что памяти, что внимания, встречаются довольно часто. Мозг перестает правильно ориентироваться, связь с другими процессами теряется, и возникают проблемы. Эксперты предлагают ряд решений по восстановлению памяти и корректировки концентрации.
Одним из вариантов коррекции называют заучивание стихов. Мышление улавливает связь между повторением одного и того же, и происходит запоминание. Естественно, для этого нужно тщательно сконцентрироваться. Достаточно учить в день по стиху, чтобы восстановить связь.
Как вариант, используйте гибкое мышление – запоминайте телефоны из своей мобильной записной книжки наизусть. Это позволит в трудной ситуации не остаться без связи, а также потренирует память.
Образное мышление – еще один вариант восстановить внимание и развить память. Достаточно составить много ассоциаций по тому или иному поводу, чтобы потом по ним вспомнить необходимую информацию и сконцентрироваться на ней.
Отличным вариантом работы с познавательными процессами станет игра «в детектива». Нужно просто периодически вспоминать, что вы делали вчера в это время, а позавчера? Мышление быстро и услужливо подскажет правильный ответ.
Заниматься своим психическим развитием нужно постоянно. С возрастом возможности памяти и концентрация внимания снижаются. Поэтому стоит заранее перестраховаться и начать тренировки еще с молодости.
Тем более, что сделать это не так и сложно, так как есть огромное количество методик, а также большое число врачей специализируется на нарушениях в области познавательных процессов и на их укреплении. Если рекомендации выполнять регулярно и по инструкции, вы будете обладать ярким и острым разумом. Что позволит быстрее и проще справляться с различными задачами, решая их мгновенно.
Дополнительно помогайте себе, принимая витамины и микроэлементы. Это укрепит сосуды, улучшит способности запоминания и концентрации внимания и так далее. Также не забывайте и о рациональном режиме дня, чтобы прогулки на свежем воздухе питали мозг достаточным количеством кислорода и способствовали его лучшей работе. Заботьтесь о себе, и тогда всегда будете здоровы — что физически, что психически.