Что такое павловопосадские платки
История павловопосадского платка
Традиционный павловопосадский платок — часть русской культуры, а его узнаваемый яркий рисунок известен на весь мир. Его история началась два века назад и обязана появлением убрусу, который представлял собой светлое полотно с вышивкой или росписью.
Рисунок
Технология нанесения узора пришла из народного творчества. Контур и его наполнение создавались посредством деревянных форм. Досочки вырезались вручную и назывались «цветками» и «манерами». С использованием первой формы создавали контур, а с помощью второй наносили краску. По доске били молотком, чтобы краска перенеслась на ткань. От этого действия и произошло название «набивной платок».
Мотивы, изображенные на павлопосадских платках, отображают крестьянский быт и русские традиции. На ткани красовались цветы, узорчатые наличники и прялки, волшебные птицы из сказок, деревья и золотые переплетения иконописи.
История
Мануфактура в Павловском Посаде стремительно развивается. В 1881 году великая княгиня Александра Петровна делает предприятие своим официальным поставщиком набивных платков.
В первой половине XX века в оформлении изделий появляются новые темы, отражающие происходящие в стране события. Растёт ассортимент, появляются новые цвета, составы и способы нанесения рисунка на ткань.
Во время Второй мировой войны завод поставляет ткани для нужд Красной Армии. В послевоенные годы над созданием рисунков работают художники Евгений Штыхин, Екатерина Регунова, Злата Ольшевская. Помимо классических трёхгрунтовых расцветок (черного, бордового и кремового) появляются бирюзовые, фиолетовые, золотые, пунцовые, зелёные краски.
Современность
Сегодня павловопосадский платок можно купить в нашей компании. Шаль с традиционным рисунком дополняет модные образы, согревает зимой и превращает девушку в героиню народной сказки. Павловопосадский платок в качестве сувенира пользуется стабильным спросом среди иностранцев. Ведь он вобрал в себя многовековые традиции русской культуры и народного искусства.
Что такое павловопосадские платки
Художественные особенности павловопосадского стиля
Павловские платки периода 1860-1870-х годов стилистически мало отличались от платков московских мануфактур, которые преимущественно декорировались так называемым «турецким» узором, стилистика которого восходит к тканым восточным шалям. Этот узор наиболее характерен для русских тканых и набивных платков 1-ой половины XIX века. Он предполагает использование определенных орнаментальных мотивов в виде «боба» или «огурца», геометризированных растительных форм. В России интерес к искусству Востока был достаточно устойчив на протяжении всего XIX в. Хотя некоторые исследователи ошибочно связывают с павловским платком исключительно цветочную орнаментацию, но, тем не менее, павловские шали с «турецким» узором также были довольно разнообразны.
Во 2-ой половине XIX в. изображение цветов, причем в несколько натуралистической трактовке, было очень модным. Вероятно, это было обусловлено свойственными всей эпохе историзма романтическими тенденциями связи человека с живой природой. Предпочтение цветочным мотивам отдавалось в вышивке, кружеве, тканях. Букетами цветов декорировали фарфор, жостовские подносы, их изображения стали появляться в росписи интерьеров. Так что в украшении шалей цветами проявилось стремление павловских мастеров сделать модный товар, который будет пользоваться спросом у покупателей.
Рисунки шалей 1870-х — 1880-х годов очень разнообразны и говорят о высоком профессионализме художников фабрики. Композиции платков тех лет решались пышно, торжественно, или, напротив, легко и изящно. В их декоре, наряду с цветочными, использовались орнаментальные мотивы стилей предшествующих эпох: стилизованные ветви, завитки, условно решенные вазоны, фестончатые ленты в сложных разворотах. В изображении цветов предпочтение отдавалось садовым, в первую очередь, розам и георгинам.
В рисовальной мастерской фабрики в 1871 г. работало уже 7 рисовальщиков: Степан Васильевич Постигов, Иван Иванович Иванов, Михаил Ильич Судьин (Судин), Аким Васильев, Павел Захарович Невесткин, Борис Ефремович Красильников, Захар Андреевич Проханов. К концу века их число достигло одиннадцати. Труд художников высоко ценили: жалованье самого высокооплачиваемого из них Степана Постигова составляло в то время 45 рублей, что почти в 2 раза превышало зарплату резчика и в несколько раз заработок рабочих других специальностей.
Для того, чтобы сделать ассортимент платков более разнообразным, закупали рисунки для них у московских художников и так называемые «образцовые платки» других мануфактур. Для использования своими рисовальщиками приобретали также репродуцированные изображения различных цветов, выполненные французскими и немецкими художниками. Конец XIX — начало XX в. можно рассматривать как время окончательного сложения стиля павловского платка. Особой популярностью в эти годы пользовались шали двух типов. К первому относятся шали из тонкой полупрозрачной шерсти с шелковыми просновками или без них. Узор таких шалей набивался на кремовом или цветных грунтах, чаще всего черном или красном. Орнамент включал объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка. Иногда цветы дополняли тонкими орнаментальными полосками или небольшими элементами стилизованных растительных форм. Отличительной особенностью павловских платков была безупречная гармония в подборе цветовых сочетаний и отдельных элементов декора. Не случайно предприятие получает в 1896 г. высшую награду промышленной выставки в Нижнем Новгороде: право изображения Государственного герба на вывесках и этикетках.
Второй тип павловской шали, сложившийся в то время — это шали из плотной шерстяной ткани. Их отличает характер набойки, колорит, построенный на сочетании немногочисленных ярких красок с преобладанием красного цвета, и, конечно, рисунок. Букеты цветов на таких платках, как правило, заключены в различной формы медальоны из вытянутых «огурцов» или тактично дополнены вписанными в композицию платка геометрическими фигурами из орнаментальных полос или цветочных гирлянд. Композиционно акцент делается на угол платка, узор заполняет почти всю поверхность ткани, оставляя свободной в центре небольшую фигуру средника.
С середины 1920-х годов традиционный цветочный орнамент получает несколько иную трактовку. Цветочные формы в эти годы укрупняются, обретая порой почти осязаемую объемность. Колорит платков строится на ярких контрастирующих сочетаниях красных, зеленых, синих и желтых красок.
Рисункам послевоенного периода свойственна декоративная насыщенность, более плотная скомпонованость цветочного узора. Цветовая и композиционная наполненость рисунка со сложными светотеневыми разработками соответствовала общей тенденцией развития прикладного искусства тех лет.
В последнее десятилетие проводится работа по восстановлению рисунков старых павловских шалей. Создание новых рисунков ведется в двух направлениях. Наряду с развитием классической линии появились новые, современные рисунки, учитывающие общеевропейские тенденции развития платка. В соответствии с модой и стилем времени меняется цветовой строй изделий. Колористическая гамма строится на гармоничном сочетании сближенных тонов с преобладанием бежевых, охристых, коричневых и зеленоватых.
История павлопосадского платка
Бегут года, меняется мода, а эти нарядные платки русские женщины как носили, так и продолжают носить вот уже две сотни лет. Изысканные рисунки и орнаменты павловопосадских платков постоянно совершенствуются, но при этом бережно сохраняются стилистика и традиции, заложенные старыми мастерами. Давайте же окунемся в этот яркий и многоцветный платочный мир.
Начало этому знаменитому народному промыслу было положено в конце XVIII века, когда крестьянин Иван Лабзин основал в селе Павлово, ранее находившемся на месте нынешнего Павловского Посада, текстильную мануфактуру по производству тканых платков.
Фабрика Лабзина
Вскоре платки и шали этой фабрики, благодаря своему высочайшему качеству, получили широкую известность и были отмечены наградами на международных выставках. Используемая техника производства таких платков была очень сложной, в отличие от европейских изделий у них не было изнанки – они были двусторонними.
Яков Иванович Лабзин (1827-1891); Василий Иванович Грязнов (1816-1869)
Еще одним очень популярным цветком является георгин, его изображения на платках могут быть самого разного цвета.
Павловопосадские платки украшают также пионы, тюльпаны, лилии.
Помимо садовых цветов, которые используются при создании узоров наиболее часто, на платках можно встретить и скромные полевые цветы, такие как ромашки, васильки, колокольчики, незабудки.
Казалось бы – совсем простая вещь – платок, кусок ткани с рисунком. Но для его создания используются очень сложные технологии. Раньше рисунок переносили на ткань вручную, для этого использовались специальные резные деревянные формы: «манеры» (для набивания контура узора) и «цветки» (для нанесения красок на сам узор).
С начала 70-х годов ХХ века использование сетчатых и капроновых шаблонов при нанесении узоров значительно облегчило технологию и ускорило процесс производства набивных платков.
А начинается процесс создания платка с рисунка, и создает это чудо, конечно же, художник. У каждого платка есть свой художник, который и дает имя платку.
Платок «Царевна Несмеяна». Художник Фадеева Валерия
Платок «Ностальгия». Художник Зиновьева Клара
Одним из самых известных является платок «Русская красавица», рисунок которого в 1985 году придумала Дадонова Ирина. Его выпускают восьми разных цветов
«Русская красавица». Красивейший вариант в ярко-бирюзовом колорите
Не снимают с производства и платок «Белые розы», выпускать который начали еще в 1953 году.
Платок «Белые розы»
Работают художники фабрики и над воссозданием старых рисунков.
Шаль «Молитва». Рисунок 1930-х годов. Восстановлен Г. Сотсковой.
Выпускались на фабрике также платки, посвященные важным событиям в истории страны.
Платки к знаменательным датам: 30 лет революции и 1000-летию Руси
Яркие павловопосадские платки не раз использовали в своих коллекциях и дизайнеры.
Коллекция одежды Зайцева из павловопосадких платков
Давайте еще раз полюбуемся многоцветьем павловопосадских платков:
Источник
Что такое павловопосадские платки
КАК НОСИТЬ ПЛАТКИ
Наши мамы и бабушки никогда не задумывались над таким для них простым вопросом «Как завязать или носить павловопосадский платок?», ведь это умение передавалось из поколения в поколение на генном уровне…
Сегодня многие модницы могут проводить часы перед зеркалом, пытаясь сотворить некую стильную драпировку из традиционного платка у себя на шее или голове, но так и не найти решения этого сложнейшего для них вопроса…
Читать далее…
КАК ДЕЛАЮТ ПЛАТКИ
На протяжении двух веков технология изготовления знаменитого на весь мир павловопосадского платка постепенно менялась, механические машины заменяли тяжкий ручной труд, современные технологии приходили на смену устаревшим методам окраски и ткачества.
Но неизменным остается таинство рождения многокрасочного и витиеватого традиционного рисунка художников из Павловского Посада…
Читать далее…
КАК УХАЖИВАТЬ ЗА ПЛАТКАМИ
Как и любое другое изделие из натуральных волокон, павловопосадский платок, а их делают только из натуральной шерсти, хлопка и шелка, требует деликатного обращения, ухода и хранения.
Как ухаживать за павлопосадскими платками? Можно ли их стирать, гладить и как сушить?
Ответы на все эти вопросы Вы найдете на официальном сайте нашего интернет-магазина…
Читать далее…
Оригинальные платки ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» из натуральной шерсти и шелка Вы можете купить в нашем интернет-магазине на официальном сайте.
Мы предлагаем Вам удобный каталог с помощью которого Вы сможете сделать правильный выбор, а наши курьеры доставят Ваши покупки по Москве по Вашему адресу точно в срок или в любой уголок нашей страны Почтой России.
Что такое павловопосадские платки
© 2006—2021 ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура»
142500, Россия, Московская область,
г. Павловский Посад, ул. Каляева, д. 5.
Условия для предварительного заказа изделий
1. Общество с ограниченной ответственностью «Сола» (ОГРН 1187627020921, ИНН 7606117673, юридический и фактический адрес: 150054, Россия, г.Ярославль, ул.Чкалова, дом 2, офис 308, и Общество с ограниченной ответственностью «Платочный калейдоскоп» (ОГРН 1107847356000, ИНН 7802729023, юридический и фактический адрес: 601655, Россия, Владимирская область, г.Александров, Стрелецкая наб,1), являющиеся официальными дилерами ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» по дистанционной торговле фирменными изделиями (в дальнейшем по отдельности именуемые «Продавец»), публикует настоящий Договор о предварительно приеме заявок на выпуск отсутствующих в текущем ассортименте изделий по заявке покупателя с последующеей их продажей дистанционным способом по образцам, представленным на официальном интернет-сайте www.platki.ru и в каталоге «Фирменной платочной продукции Павловопосадской платочной мануфактуры».
2. Предварительный заказ изделий не является публичной офертой. Такую возможность Продавец может предоставлять в качестве ограниченного предложения некоторым своим постоянным покупателям.
3. Предложение на предварительный заказ изделий размещаются на сайте platki.ru в разделе Предварительный заказ. Данный раздел доступен только тем покупателям, для которых Продавец предоставляет возможность предварительного заказа.
4. Предварительный заказ включает в себя три стадии.
На первой стадии Продавец объявляет предварительный заказ открытым и устанавливает конечную дату для завершения сбора заявок на выпуск изделий. Покупатель в течение установленного срока может выбрать и заказать до 5 изделий одного рисунка и вида. Выбрав изделия, Покупатель средствами личного кабинета сайта отправляет заявку Продавцу, предварительно отметив согласие с данными условиями. После отправки заявки изменить количество заказанных изделий невозможно.
По завершении приема заявок Продавец подсчитывает их количество и принимает решение о возможности выпуска данного изделия. Если такое решение принимается, заказ переходит в следующую стадию — Исполнение. Если не принимает — предварительный заказ по данному изделию отменяется.
На этапе исполнения заказа новые заказы на данное изделие не принимаются, изменения сделанных на него заказов невозможны.
По готовности изделий к реализации наступает третья фаза предзаказа — Реализация.
На этой стадии изделия становятся доступными к заказу через сайт обычным образом. Реализация изделий может осуществляться партиями, по мере поступления товара на склад, при этом возможность выкупить товар будет предоставляться покупателям в порядке очередности подачи заявок. Покупатель обязуется выкупить изделия в течение 21 календарного дня.
Покупатели, не выкупающие предзаказные изделия без уважительных причин, будут лишаться права делать предзаказы.
Изделия реализуются по ценам, действующим на момент начала продажи изделия. Если с момента начала приема заявок на выпуск изделия до момента начала его реализации цены выросли, покупатель имеет право отказаться от покупки без каких-либо санкций со стороны Продавца.