Что такое педагогическое мышление
Мышление педагогическое
Смотреть что такое «Мышление педагогическое» в других словарях:
МЫШЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — определенное видение и понимание учителем ученика, самого себя, окружающего мира, выступающее основанием для вычленения и решения задач в педагогическом взаимодействии … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Педагогическое общение — Педагогическое общение профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.[1]… … Википедия
педагогическое мышление — pedagoginis mąstymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Ugdymo uždavinių sprendimas remiantis pedagogikos mokslo metodologija. I. Kantas teigė, kad pedagogika turi sukurti savo mąstymo būdą (mąstyseną) – tada ji taps savarankišku mokslu,… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Физиологической основой М. является сложная аналитическая деятельность коры больших полушарий головного мозга.… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — профессиональная способность педагога осмысливать, анализировать, обобщать, оценивать воспитательную практику, создавать педагогические теории и концепции, делать методические открытия, активно, творчески и эффективно осуществлять воспитание и… … Профессиональное образование. Словарь
Мышление практическое педагогическое — анализ конкретных пед. ситуаций с использованием теоретических закономерностей развития пед. взаимодействия и принятие на основе этого реального пед. решения, к рое воплощается … Педагогический словарь
ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — один из видов мышления, различаемых по признакам предметной области деятельности (наряду с такими, как математическое мышление, педагогическое, управленческое и т. п.). Т. м. выделяют в связи с тем, что задачи, возникающие перед людьми, занятыми… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
НОВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — мышление, представляющее собой результат противоречия, несоответствия устаревших, привычных педагогических представлений новым обстоятельствам и требованиям жизни; прорыв творческой, новаторской мысли, процесс освобождения от груза догм и… … Профессиональное образование. Словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
История российской дефектологии — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Смотреть что такое «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» в других словарях:
педагогическое мышление — pedagoginis mąstymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Ugdymo uždavinių sprendimas remiantis pedagogikos mokslo metodologija. I. Kantas teigė, kad pedagogika turi sukurti savo mąstymo būdą (mąstyseną) – tada ji taps savarankišku mokslu,… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
НОВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — мышление, представляющее собой результат противоречия, несоответствия устаревших, привычных педагогических представлений новым обстоятельствам и требованиям жизни; прорыв творческой, новаторской мысли, процесс освобождения от груза догм и… … Профессиональное образование. Словарь
Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Физиологической основой М. является сложная аналитическая деятельность коры больших полушарий головного мозга.… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Педагогическое общение — Педагогическое общение профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.[1]… … Википедия
МЫШЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — определенное видение и понимание учителем ученика, самого себя, окружающего мира, выступающее основанием для вычленения и решения задач в педагогическом взаимодействии … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Мышление педагогическое — определенное видение и понимание учителем ученика, самого себя, окружающего мира, выступающее основанием для вычленения и решения задач в пед. взаимодействии … Педагогический словарь
Мышление практическое педагогическое — анализ конкретных пед. ситуаций с использованием теоретических закономерностей развития пед. взаимодействия и принятие на основе этого реального пед. решения, к рое воплощается … Педагогический словарь
ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — один из видов мышления, различаемых по признакам предметной области деятельности (наряду с такими, как математическое мышление, педагогическое, управленческое и т. п.). Т. м. выделяют в связи с тем, что задачи, возникающие перед людьми, занятыми… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Открытое образование (понятие) — Открытое образование система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью… … Википедия
Педагогика — (греч. paidagogike) многозначный термин, обозначающий: 1. различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования; 2.… … Педагогический терминологический словарь
Статья «Культура педагогического мышления»
Культура педагогического мышления
Важной составной частью общей культуры человека является культура мышления. По своей сущности культура мышления выступает как определенный уровень развития способности человека к адекватному отражению в понятиях и других мыслительных формах объективной логики бытия и своего собственного существования.
Педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры. В ней воплощены духовные ценности, материальные, а также способы творческой педагогической деятельности. К духовным ценностям относятся: накопленный опыт, знания, профессиональные этические нормы. К материальным ценностям: средство обучения и воспитания, а к творческой деятельности относится социализация личности в условиях конкретной ситуации.
Учителю, с высоким уровнем педагогической культуры мышления свойственны теоритическое обоснование своей собственной педагогической позиции, системы педагогической деятельности, гибкость, вариативность в принятии решений. Такой педагог не только хранит и воспроизводит духовные ценности образования, но и сам создаёт их в виде новых технологий, методик, дидактических и воспитательных систем. Учителя с низким уровнем профессиональной культуры мышления, неуверенные в себе, у них неустойчивость собственной педагогической позиции, бессистемность, нет последовательности действий, неумение решать педагогические проблемы.
На начальных этапах мощным средством развития мышления является практическое действие. В дальнейшем, при развитом мышлении, уже мысль становится средством организации действия, представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Освоение норм правильного мышления ничего не стоит без активного применения их в реальной жизни. Поэтому кроме изучения основ культуры мышления, важной составной частью является проблема по актуализации потенциальных знаний, применения их на практике, в частности подготовка к предмету.
Предметная подготовка учителя направлена на развёртывания содержания конкретного научного знания, как составной части общечеловеческой культуры и как средства развития индивидуальности ученика. Он включает изучение дисциплин, необходимых для той или иной области знаний предмета и деятельности.
определенный мыслительный процесс.
Важной частью общей культуры педагога является культура мышления. Культура мышления формируется и развивается в результате освоения им окружающей действительности, получаемых знаний, накопленным жизненным и педагогическим опытом. Большое значение в этом процессе приобретают правила или нормы, которые определяют правильность мышления. Смысл и значение мышления, состоит в получении новых знаний.
В распоряжении человека имеется целый спектр возможных способов повышения культуры мышления. Например, путем чтения художественной и научной литературы, знакомством с современной культурой, посещением театров и музеев и многое другое.
Культура педагогического мышления включает в себя способность учителя к научной обработке информации, рефлексию, способность к умственному труду и использовать новую информацию в своей деятельности, обладать интуицией.
Педагог, как и любой человек, осознанно или неосознанно всегда оценивает принятое им решение. В процессе осознания собственных действий учитель получает информацию об эффективности выбранной модели поведения. Феномен рефлексии в последние годы привлекает внимание педагогов. Рефлексивный подход позволяет оценить себя со стороны, выработать программу коррекции своего поведения и развить потребность в педагогическом самообразовании, самосовершенствовании индивидуальных моделей поведения.
Мне бы хотелось в реферате рассмотреть темы профессионального педагогического мышления, рефлексию, критическое мышление.
Педагог, обладающий профессиональным мышлением, становится не только субъектом, но и объектом познавательной деятельности. В связи с этим мышление выступает как процесс и как деятельность личности.
В теоретическом профессиональном мышлении выделяют следующие составляющие: содержательный анализ, рефлексия, внутренне планирование. Применительно к профессиональному мышлению теоретический анализ позволяет обнаружить генетически исходную основу целостного профессионального явления и найти оптимальные варианты возможных решений профессиональной задачи; содержательная рефлексия обеспечивает поиск и рассмотрение внутренних существенных обоснований; планирование – предвидение, прогнозирование событий.
Профессиональные типы мышления привлекают всё больше внимания современных учёных. Накопилось большое количество работ, посвященных анализу педагогического мышления. Термин «профессиональное мышление» в практический обиход стал входить со второй половины ХХ века, в связи со значительной интеллектуализацией общественного труда. Понятие «профессиональное мышление» употребляется в двух смыслах. Когда хотят подчеркнуть высокий профессиональный уровень специалиста, т.к. речь идёт об особенностях мышления, выражающих его «качественный» аспект. И когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные характером профессиональной деятельности. Здесь имеется в виду предметный аспект, но чаще понятие «профессиональное мышление» употребляется в обоих этих значениях.
Рефлексия есть проявление высокого уровня развития мыслительных процессов. Она позволяет человеку сознательно регулировать, контролировать свое мышление, как с точки зрения его содержания, так и его средств. В личностной сфере педагога рефлексивное мышление охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания. Обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий учителя и учеников.
Само слово «рефлексия» происходит от позднелатинского «reflexio», что буквально означает «обращение назад, отражение».
Роль рефлексии в педагогической деятельности состоит в целеполагании, установлении и регулировании педагогом адекватных требований к себе на основе соотнесения предъявляемых извне требований, ситуационной специфики самого учащегося. Поскольку главным в педагогическом процессе на сегодняшний момент определяется развитие личности ученика, а развитие является процессом внутренним и судить о его прохождении доступно, прежде всего, самому ученику, то оценку такого развития и позволяет совершить рефлексия, как акт самонаблюдения, самоанализа, саморазмышления. В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют учителям организовывать и фиксировать результат состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса.
Представляется важным отметить несколько моментов, которые акцентируют роль рефлексии в профессиональной деятельности педагога:
во-первых, рефлексия необходима педагогам при освоении своей профессиональной деятельности;
во-вторых, на ее основании осуществляется контроль и управление процессом усвоения;
в-третьих, рефлексия необходима при изменении условий профессионально-образовательной деятельности;
в-четвертых, она является одним из основных механизмов развития самой педагогической деятельности.
А.А. Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика. А.А. Бизяева выделяет двуплановую концептуальную модель педагогической рефлексии:
1. Операциональный уровень (конструктивно-исполнительские, мотивационные, прогностические аспекты, отражающиеся в сознании).
2. Собственно личностный уровень (профессионально-личностная субъектная ориентация учителя в его деятельности и личностная, субъектная включенность в ситуацию).
Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал Д. Дьюи, «вечный ученик своей профессии» с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.
Отечественный исследователь С.С. Кашлев под рефлексией в педагогическом процессе или педагогической рефлексией понимает процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями и т.д.
Российский педагог Б.З. Вульфов профессиональную рефлексию определяет как соотнесение себя, возможностей своего Я с тем, чего требует избранная профессия, в том числе, с существующими о ней представлениями. Он ведет также речь о педагогическом профессиональном мышлении, связанном с особенностями педагогической работы и собственным педагогическим опытом.
В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:
— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).
Открытость опыту как личностное качество, обусловливающее мыслительный процесс, означает также отсутствие жесткости в мысли и проницаемость границ понятий, убеждений, образов и гипотез, что в свою очередь, повышает сопротивляемость человека к принятию стереотипных, шаблонных решений.
Оценивая данные личностные качества с позиции профессиональных требований к личности учителя, нельзя не отметить их практическую незаменимость. Современный думающий учитель самостоятелен в своих суждениях, тонко чувствует проблемы в своей деятельности, гибко подходит к поиску их решения, открыт новому опыту в постоянно изменяющемся мире.
Педагогическое мышление, рефлексивное по своей сути, построено на открытости к проблемам и трудностям повседневной практики, готовности их принимать и решать на основе своих личных убеждений и ценностей, а не по навязанному шаблону.
Обратимся теперь к мышлению критическому, которое еще ближе природе рефлексии. Более того, в психологической литературе понятия критическое и мышление и мышление рефлексивное часто используются как синонимы. Однако различие между ними все-таки есть.
К критическому мышлению «прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. … Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов – насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. …Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата».
В отличие от него рефлексивное мышление отражает сам процесс получения этого результата, то, каким способом, какими средствами и какой ценой этот результат был достигнут. У критического и рефлексивного мышления есть общие характеристики, которые сближают их. Это стремление не принимать на веру первое, что приходит в голову; это разумное сомнение и готовность его разрешить; это и нацеленность на поиск истины, требующая вдумчивости и некоторого самоотречения (что проявляется, например, в умении признавать свои ошибки, заблуждения, в готовности принимать объективную критику).
Как полагают исследователи, важными качествами, свойственными человеку, владеющему критическим мышлением, являются:
— готовность к планированию (умение сдерживать свою импульсивность и составлять план своих действий);
— гибкость (отсутствие ригидности и догматизма в мышлении, готовность рассматривать новые варианты, стремление прояснить сложные для себя вопросы, менять свою точку зрения, пересматривать очевидное);
— настойчивость (готовность взяться за решение задачи, требующей напряжения ума, и не отступаться, пока она не будет решена);
— готовность исправлять свои ошибки (умение признавать, а не оправдывать свои ошибки, учиться на них, умение быть открытым к критике окружающих);
— осознание (наблюдение за собственными мыслительными действиями при продвижении к цели, т.е. по сути, рефлексивный самоконтроль);
— поиск компромиссных решений (обладание хорошо развитыми коммуникативными навыками для поиска и реализации своих идей и решений);
— позитивная установка на критическое мышление (активное стремление научиться мыслить критически).
Из перечисленных выше личностных качеств человека, способствующих продуктивности критического мышления, большинство составляют необходимый перечень для психограммы учителя: трудно сказать, какое из них менее важно для него.
Безусловно, чтобы сознательно развивать в себе рефлексивную способность, учитель должен быть убежден в ее ценности и значимости для своей профессиональной деятельности. При этом думающий учитель хорошо осознает свои сильные и слабые стороны. Он умеет, например, усилием воли сдерживать свою импульсивность в суждениях, быть настойчивым в поиске нужного для себя решения, не паниковать и не переходить в «глухую оборону» в случае ошибки, а прямо и честно признаваться себе (и другим) в ней, с достоинством принимая объективную критику.
Как известно, рефлексия – это проявление диалогичности сознания человека. Поэтому рефлексивный учитель открыт к диалогу, как внутреннему, так и внешнему. Коммуникативный интеллект такого учителя имеет широкое проявление. Это и умение доступно и понятно объяснять трудный учебный материал, и способность убеждать своих учеников, и способность понять их. Потому что «только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке», как для других, так и для себя самого».
В исследованиях, посвященных изучению способности к педагогической рефлексии, я нашла помимо уже упоминавшихся, такие ее личностные факторы, как широта взглядов, любознательность, терпеливость, готовность к риску и эксперименту, ориентация на обратную связь и поиск альтернативных решений.
Профессиональное рефлексивное, культурное мышление учителя всегда имеет личностную, субъектную направленность, и по сути своей гуманно. Способность к такому мышлению, очевидно, соотносится с личностно-коммуникативной установкой, названной «дружелюбие», имеющей гуманистический характер и выражающейся в открытости к другому человеку, готовности к диалогу с ним, исходным безусловным и ценностным принятием его, готовность культурно просвещаться, познавать новое.
Функции учителя профессиональные и общественные, всегда находится на виду, быть авторитетом для своих воспитанников, родителей. Такие завышенные требования предъявляют личности учителя, его моральному облику. Эти требования определяют его профессиональные качества, определяющие его успешность в педагогической деятельности. Каждый год в образовании вводятся новые методики, и меняется концепция образования, появляются новые типы школ, определяются новые типы содержания уроков, так же появляются новые предметы. Учитывая всё это, учитель должен быстро перестраиваться, осваивать новые материалы, методики обучения, создавать свои варианты, новые подходы к обучению, учитывать социально-педагогические и культурно-экономические изменения в обучении. Исходя из этого, можно утверждать, что педагогическая культура связана с изменениями, происходящими в мире, с педагогической мобильностью, которая должна быстро реагировать на изменения, подчиняться изменению решению перспективных педагогических задач развития личности учащихся.
Личностные качеств учителя, на развитие способности к педагогической рефлексии могут оказывать позитивное влияние интервальность контроля, а также личностно-коммуникативная установка «дружелюбие», имеющая гуманистическую ориентацию. И, напротив, преобладающий агрессивный тип личностно-коммуникативной установки, может препятствовать проявлению рефлексивной способности учителя, как противоречащий ее психологическим характеристикам.
В работе я отмечаю следующие л ичностные качества, которые влияют на педагогическую рефлексию педагога:
— готовность к планированию своих действий;
— гибкость в мышлении, готовность рассматривать новые варианты;
— готовность исправлять свои ошибки;
— осознание и наблюдение за собственными мыслительными действиями при продвижении к цели;
— поиск компромиссных решений;
— позитивная установка на критическое мышление.
Современного учителя должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь.
Основная функция мышления – обеспечивать человеку возможность приобретения новых знаний и освоения новых действий в познавательной и практической деятельности. Осмысленное и целенаправленное применение форм, приемов и способов мышления в процессе решения теоретических и практических задач, продуктивное обеспечение мыслительного действия составляет психологический аспект развития культуры мышления учителя.
Педагогическое мышление
Педагогическое мышление делится на практическое и диагностическое. Однако, по мнению авторов, такое разделение должно носить условный характер, так как изолированного функционирования этих подвидов профессионального мышления быть не может.
Педагогическое мышление — своеобразная мыслительная деятельность с особыми формами анализа и синтеза, направленная на формирование проектировочно-гностических (прогностических) способностей и личностных качеств педагога любой квалификации (педагог-психолог, логопед, экономист, олигофренопедагог, юрист и др.) в учебно-педагогической деятельности.
Что же из себя представляют проектировочно-гностические способности и какими качествами личности должен обладать настоящий педагог?
Авторы сочли необходимым привести их описание, подробно и доступно изложенное И.А. Зимней в учебном пособии «Педагогическая психология», 1997 г.
· способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;
· способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;
· самостоятельный и творческий склад мышления;
· находчивость или быстрая и точная ориентировка;
· организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива (Н.Д. Левитов)
Ф.Н. Гоноболин выделяет двенадцать способностей, которые можно объединить в четыре группы:
· дидактическая (способность передачи знаний в краткой, доступной и интересной форме);
· рефлексивно-гностическая (понимание учителем ученика, интерес к детям, творчество в работе, наблюдательность);
· интерактивно-коммуникативная (педагогически-волевое влияние на детей, педагогическая требовательность, педагогический такт, способность организовать детский коллектив);
· способности, характеризующие содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. Более глубокое понятие педагогических проектировочно-гностических способностей даны в классификации В.А. Крутецкого:
9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой)».
К личностным профессиональным качествам педагога, близким к понятию «способности», по А.К. Марковой относятся:
· педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия. То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается и самой А.К. Марковой, которая многие из них именно так и определяет. Например, «педагогическая наблюдательность. способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности); «педагогическое целеполагание. это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам». Существенно, что многие из этих «качеств» (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.
Рассматривая так же, как и А.К. Маркова, профессионально значимые качества, педагог Л.М. Митина выделяет более пятидесяти личностных свойств педагога:
· вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность.
Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества: направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».
Из всех способностей и личностных качеств педагога будущим специалистам необходимо обратить внимание на их перцептивные особенности, т.е. на умение чувствовать и видеть различные виды акцентуаций характера, изменение поведения учащегося под влиянием различных факторов риска, диагносцировать (с учетом предварительного диагноза) неврологическую и психическую патологию. При выявлении даже незначительных психических изменений со стороны психической сферы ребенка или подростка необходимо поставить в известность родителей и совместно оказать ему психологическую и врачебную помощь с соответствующими специалистами.
Все вышеперечисленные способности и личностные качества лежат в основе структуры личности настоящего педагога-профессионала. Стремление специалиста к этому образу возможно лишь при формировании у него профессионального, педагогического мышления.
Таким образом, формирование педагогического мышления — это тяжелый интеллектуальный труд, включающий в себя внедрение и закрепление на подсознательном уровне установок, направленных на повышение уровня профессионального притязания (саморазвития и самосовершенствования) и мастерства педагога, которые имеют свои особенности у выпускников различных специальностей.
Авторы сочли целесообразным в пособии указать квалификационные характеристики педагога-психолога, учителя-логопеда и олигофренопедагога по государственным общеобразовательным стандартам высшего профессионального образования 2000 года.