Что такое пенетрация в маркетинге

Пенетрация в торговле 2021 | пример и возможности увеличить

Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть фото Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть картинку Что такое пенетрация в маркетинге. Картинка про Что такое пенетрация в маркетинге. Фото Что такое пенетрация в маркетинге

Пенетрация в торговле 2021

Пенетрация в торговле — это показатель, который обозначает, какую долю в закупках клиента занимает ваш продукт. Представьте ситуацию: клиент для своего розничного магазина закупает у вас 100 флакончиков гель-лака ежемесячно. А всего в ассортименте этого магазина – 300 позиций гель-лака. Соответственно, еще 200 флакончиков ваш клиент покупает у ваших конкурентов.

Считаем пенетрацию (или долю в клиенте) по формуле: объем вашего продукта / к общему объему закупок клиента х 100%. Исходя из нашего примера получается: 100/300 х 100% = 33%. Понятно, что есть куда расти. Главное, теперь определить, как уговорить клиента покупать больше именно у вас.

В расчете пенетрации в торговле важно получить данные. То есть свои отгрузки вы, конечно, знаете. А вот как получить общие объемы закупок? Начать нужно с обращения к своим клиентам с правильными вопросами. В большинстве случаев они проявляют лояльность и делятся информацией. Ведь они понимают, что такие вопросы неспроста, и, возможно, ждут от вас предложений.

В магазине можно посмотреть, что представлено на полках. Но если это не очевидно, поинтересуйтесь, что клиент покупает у ваших конкурентов. Далее постарайтесь выяснить:
• Почему клиент сделал такой выбор – в чем выгоды условий поставок, преимущества продукта?
• Что ваша компания может сделать, чтобы переключить на себя больший объем поставок?
• Что нужно сделать, чтобы добавить в поставки и другой ассортимент?

Если вопросов к качеству вашего товара и обслуживанию, сервису со стороны вашей компании нет, то клиент вполне может рассмотреть ваше новое предложение с учетом:
• Индивидуальной скидки
• Программы лояльности
• Ускорения сроков доставки
• Более широкой ассортиментной линейки
• Компоновки наборов по более привлекательной цене, чем покупка каждой позиции по отдельности.
• Сопутствующих товаров той же марки (продукты точно «подружатся» между собой)
• Предоставление POS-материалов для клиентов клиента (например, каталоги с вариантами использования вашего продукта, сочетания в интерьере и т.д.)

Долю в клиенте (пенетрацию) необходимо оценивать постоянно, а также сопоставлять с показателем предыдущего периода. В особо конкурентных сегментах попытки перебить поставки другой компании предпринимают многие. И поскольку играть ценой все время невозможно, нужно изобретать новые ценности, которые будут привлекательны для клиента.

Наряду с расчетом доли в клиенте, также надо замерять индекс лояльности текущих покупателей (NPS).

Вместе с пенетрация в торговле ищут:

Пишите в комментариях хочу программу и мы вышлем вам в ответ!
А так же регистрируйтесь на бесплатный марафон Пенетрация в торговле

Источник

Пенетрация в торговле

Как увеличить средний чек без дополнительных инвестиций? Каким образом увеличить продажи за счет текущих покупателей? Как обойти конкурентов? Если для вас эти вопросы актуальны – стоит разобраться с таким понятием как пенетрация.

Что такое пенетрация

Пенетрация – это доля вашего продукта в общем объеме закупок клиента по этому продукту или, простыми словами, ваша часть в клиенте. Эта метрика особенно актуальна для предприятий с ассортиментом, который пользуется регулярным спросом. Например, продажа напитков, стройматериалов, услуги автосервиса, обслуживание оргтехники. Способствует росту продаж анализ пенетрации для тех компаний, которые предлагают большой ассортимент продукции для одного вида потребителей.

Что показывает величина пенетрации и каким образом ее использовать для увеличения оборота? Доля в клиенте выявляет количество вашего товара в суммарном обороте клиента по этому товару. Какая-то часть закупок происходит у вас, а остальная – у конкурентов. Пенетрация дает возможность увидеть потенциальные возможности покупателя, спрогнозировать вероятный рост вашей продукции по каждому контрагенту. А в итоге составить прогноз роста продаж всей компании.

Инструменты для увеличения продаж на базе текущих клиентов

Для увеличения выручки правильно настройте работу с текущей базой контрагентов. Используйте основные приемы.

Как посчитать пенетрацию

Чтобы узнать часть компании в клиенте, следует выяснить:

Как получить информацию

Это самый сложный момент для определения пенетрации продаж. Собрать информацию можно такими методами:

На практике самый эффективный способ – опрос клиента персоналом вашей компании. За время сотрудничества у менеджера с покупателем складываются определенные отношения и большой плюс – если они доверительные. Узнать эти данные у лояльного клиента будет гораздо проще.

Любая статистика имеет свои погрешности и может быть использована как дополнительный метод для проверки и уточнения информации. А при опросе потребителей сотрудниками службы часто они вообще не идут на контакт или дают недостоверные сведения.

Рассчитываем показатель LTV

Не все клиенты в текущей базе равноценны для компании – некоторые совершают разовые или очень редкие покупки. Некоторые покупатели взаимодействуют только в период акций, когда компания получает минимальную прибыль. Как узнать ценность клиента для компании, чтобы определить уровень дальнейшей лояльности к нему?

Используйте показатель LTV (LiveTime Value) – доходность/ценность клиента за весь период его существования в клиентской базе. LTV лучше всего характеризует постоянных клиентов с продолжительным сроком сотрудничества. Эта метрика дает цифру общего дохода предприятия от работы с конкретным клиентом за время их взаимодействия. Эту величину еще называют «пожизненная» ценность покупателя. Для расчета ценности контрагента используйте формулу:

LTV (жизненная ценность) = S * C * P * t, где

S – величина среднего чека;

C – среднее число чеков;

P – прибыльность/наценка среднего чека, процент;

t – период жизни/совершения покупок клиента в компании.

Как повысить долю в покупателе

При проведении опроса важно не только получить данные для расчета пенетрации, но и выяснить пути повышения показателя. Для этого сформулируйте вопросы по трем направлениям.

Не всегда клиенты готовы делиться такой информацией, поэтому в помощь менеджеру составляются специальные скрипты. В процессе отработки эти скрипты уточняют, исключают стоп-слова, оптимизируют под профиль компании. Если менеджеры достаточно настойчивы, то реально собрать данные по 60–70 % действующей клиентской базы. А потом перенести полученные тенденции с небольшими поправками на остальных контрагентов. По итогам работы составляется таблица с указанием фактической доли в клиенте и его потенциала. Она используется для разработки индивидуальных планов.

Этот процесс можно частично автоматизировать, если использовать программу HyperScript для телефонных продаж. Одна из ее полезных функций – на основании ответов клиента предлагаются новые скрипты. Корректировка разговора идет в онлайн-режиме.

Практические рекомендации

Когда вся информация собрана, пора переходить к конкретным действиям. Для этого разработайте комплекс мер.

Наиболее простой способ «завоевания» клиента – снижение цены на продукцию. Но конкуренты тоже включаются в борьбу, а бесконечно демпинговать компания не может – есть предел рентабельности продукта. Поэтому важно находить другие пути привлечения клиента. Это могут быть:

В результате сотрудничества выгоду должны получать обе стороны.

Информация должна постоянно обновляться и быть актуальной. Показатель доли в клиенте требует регулярного анализа. Это позволит в случае уменьшения цифр выяснить причину и активизировать работу с покупателями.

Формула и примеры расчетов

Величина пенетрации измеряется в процентах.

Формула для расчета показателя:

Пенетрация в продажах = объем закупок вашей продукции / суммарный объем закупок покупателя * 100 %

Например, ваша компания занимается оптовыми продажами чая и кофе. Клиент приобретает в месяц этих напитков на сумму 5000 руб., а его суммарный объем закупок чая/кофе составляет 20 000 руб. Рассчитаем пенетрацию: 5000 / 20 000 * 100 % = 25 %. Значит, часть компании в клиенте 25 %, а его потенциал – 75 %, и вы можете увеличить продажи по этому контрагенту на 15 000 руб. Это значительный прирост и с этим клиентом нужно срочно проводить работу, чтобы максимально переключить его закупки на вашу компанию.

Еще один пример, есть сеть из пяти копировальных центров, из которых два обслуживаются вашей компанией. Доля в клиенте составляет 2 / 5 * 100 % = 40 %. Вопрос – где обслуживаются еще три копи-центра и почему это не вы? Что предложить владельцу сети, чтобы обслуживанием оборудования занималась только ваша компания?

Если при расчете пенетрации получается результат 70 % и выше – вряд ли от этих покупателей стоит еще ожидать роста продаж, а значит, пора расширять горизонты.

Пенетрация покупателей товарной категории

Для аналитики продаж используется еще один показатель – пенетрация покупателей товарной категории. Это доля потребителей определенной категории товаров в общем количестве клиентов. Рассчитать эту метрику можно по формуле:

Пенетрация покупателей товарной категории = число покупателей конкретной категории товара за период / общее число покупателей за период * 100 %

Эта оценка широко используется в категорийном менеджменте. В рознице она показывает долю чеков, в которой присутствует данная категория товара. Полезна такая информация также и маркетологу для разработки акций, пакетных продаж.

Расчет пенетрации и определение потенциала текущих клиентов – одно из направлений по увеличению выручки. В борьбе с конкурентами используйте все возможные методы за исключением прямого снижения цен. При правильном подходе к покупателю, продажи могут вырасти в несколько раз.

Источник

Пенетрация в продажах | что это и как ее считать

Пенетрация в продажах – это доля продукции конкретной компании в общем объеме закупок клиента по данной продукции. Зачем это нужно знать? Чтобы правильно оценить потенциал контрагента и увеличивать эту долю, повышая регулярность отгрузок и средний чек. Расскажем, как рассчитать и что сделать для увеличения выручки.

Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.

Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть фото Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть картинку Что такое пенетрация в маркетинге. Картинка про Что такое пенетрация в маркетинге. Фото Что такое пенетрация в маркетинге

Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.

Пенетрация в продажах

Каким бизнесам нужно замерять пенетрацию обязательно

Текущие клиенты обходятся вам дешевле, чем новые. Поэтому не вести систематичной работы по ним – все равно, что разбрасываться золотыми самородками. Обязательно посчитайте «мощность» контрагента – его потенциал для увеличения продаж и соответственно своей доли в нем.

Крайне важно замерять пенетрацию в регулярных сделках с одним и тем же покупателем, когда они возвращаются снова и снова: сервисные услуги, питьевая вода, оборудование, запчасти. Также эксперты советуют производить замеры пенетрации для компаний с большим ассортиментом, но для одной целевой аудитории.

Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть фото Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть картинку Что такое пенетрация в маркетинге. Картинка про Что такое пенетрация в маркетинге. Фото Что такое пенетрация в маркетинге

Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть фото Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть картинку Что такое пенетрация в маркетинге. Картинка про Что такое пенетрация в маркетинге. Фото Что такое пенетрация в маркетинге

Как рассчитать долю в клиенте

Рассчитайте несколько показателей.

Где взять данные для расчета

Есть три метода получения данных для замера пенетрации:

Лучше всех своих покупателей знаете именно вы. Так что самостоятельное исследование скорее всего будет наиболее точным.

Полностью опираться на этот метод все же не стоит. Все знают, что есть правда, есть ложь, а есть статистика. Но вот использовать статистические сведения можно для проверки себя и дополнения общей картины. Тут пенетрация компании может быть определена по косвенным признакам. Анализируете доступные данные по объему рынка, числу игроков, числу потребителей.

Какие 3 вопроса нужно задать текущим клиентам

При использовании этих методов важно понять не только уровень пенетрации, но и узнать, что сделать, чтобы контрагенты заказывали больше как того же самого, так и перекрестного продукта. Поэтому вопросы для замера пенетрации должны быть следующими:

Скорее всего, многие контрагенты будут неохотно делится информацией по этим вопросам. Поэтому работайте над скриптами. Собирайте списки типичных возражений.

В случае достаточной настойчивости можно будет насобирать данные хотя бы по 60−70% текущей базы.

Как увеличить выручку

Как только все исследование пенетрации проведено, необходимо приступать к решительным действиям по увеличению среднего чека.

Для этого необходимо предпринять несколько шагов.

Как увеличить долю в покупателе

Исследование пенетрации в продажах не является самоцелью. Когда вы измерили долю в клиенте, приступайте к ее увеличению. Существует ряд мер, которые позволяют это сделать.

Во-первых, сам по себе опрос косвенно подогревает интерес со стороны покупателя.

Во-вторых, измерив потенциал каждого клиента, установите по каждому из них индивидуальный план продаж, если речь идет о сегменте B2B.

В-третьих, учтите пожелания контрагента и, если это, по-прежнему, рентабельно, выполните их, дав ему новое коммерческое предложение.

В-четвертых, разработайте с отделом маркетинга программы лояльности и прочие меры по стимулированию закупок именно у вас.

В-пятых, замеряйте долю в покупателе регулярно с определенной периодичностью.

Пенетрация в продажах: как мотивировать клиента покупать больше

После замера доли закупок клиента используйте следующие методы, чтобы ее увеличить. Существует несколько приемов мотивации покупателей, ускоряющих принятие решения и оплату.

Но прежде чем взяться за покупателей, необходимо провести некоторые внутренние изменения в действующей коммерческой структуре.

Что изменить в организации работы отдела

Во-первых, внедрите в систему KPI такие показатели эффективности, которые способны повлиять на пенетрацию в продажах: средний чек, количество позиций и т.д.

Во-вторых, эти показатели эффективности должны распространяться как на новых, так и на старых клиентов.

В-третьих, проработайте с продавцами лист типичных возражений и придумайте ответ для каждого.

Все это будет способствовать тому, чтобы продавцы как можно более активно пользовались приемами мотивации покупателей, ускоряющих оплату.

Как мотивировать клиента купить сейчас

Существует несколько стандартных и эффективных приемов мотивации клиентов купить здесь и сейчас.

1. Продумайте акцию с выгодной ценой на повторную покупку. Так у вас будет шанс «привязать» человека к себе.

2. Добавьте функционал. Увеличьте ценность приобретения за счет дополнительных выгод в рамках той же цены: бесплатные доставка, установка, обслуживание и т.д.

3. Дарите подарки. Это может быть что-то недорогое к основной покупке. Или просто пробник, демо-версия.

4. Ищите поводы. Поводом может быть день рождения клиента, компании, национальные праздники и т.д.

5. Создавайте ажиотаж и принимайте бронь. Донесите до покупателя простую мысль, что если он не забронирует продукт прямо сейчас по текущей цене, то его может потом и не быть или цена вырастет.

6. Пользуйтесь лид-магнитами. Лид-магнит представляет собой продукт, ценность от приобретения которого превышает его текущую цену в глазах покупателя. Старайтесь, чтобы он располагал к дополнительному приобретению (шапка + перчатки, например).

Все из вышеперечисленного обязательно должно иметь короткий срок действия. Без этого «ингредиента» ни один прием не сработает. Кроме того, сторонитесь решений, связанных с прямыми скидками на реализуемый продукт. Прибегайте к ним в самую последнюю очередь.

Пенетрация в продажах: формула и примеры расчетов

Пенетрация или доля в клиенте считается по формуле:

Объем закупок продукта у вас / общий объем закупок клиента х 100%

Пример. Мойка самообслуживания заключила договор с АТП на мойку 10 автобусов. Но у АТП всего 20 машин, которые тоже надо регулярно мыть. Где? Возможно, у конкурентов. Считаем: 10/20 х 100% = 50%. Неплохо, но есть над чем работать. Предложите директору АТП дополнительный сервис, скидку или 10-ю мойку каждой маршрутки бесплатно и переключите на себя весь контракт.

Пенетрация – это показатель, который нужно считать регулярно, а также сравнивать с предыдущими периодами. Понятно, что конкуренты озадачены той же целью – взять полностью на себя поставки клиенту. Постоянно снижать цены невозможно, необходимо будет находить другие дополнительные условия, которые понравятся клиенту.

Мы рассказали, зачем, как и с помощью чего нужно замерять пенетрацию в продажах. Знание этого параметра и мер по его увеличению дает кратный прирост выручки.

Источник

Пенетрация в маркетинге и продажах: как измерить и увеличить

Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть фото Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть картинку Что такое пенетрация в маркетинге. Картинка про Что такое пенетрация в маркетинге. Фото Что такое пенетрация в маркетинге

Чтобы адаптировать свой маркетинговый план к целям компании, отрасли, в которой она работает, и её возможностям, понадобится знать такое понятие как пенетрация в маркетинге. Что это такое? В буквальном переводе это слово — калька с английского глагола penetrate и означает «пенетрировать, проникать». В маркетинге, в зависимости от контекста, пенетрация может рассматриваться как метрика и как деятельность. Пенетрация как метрика измеряет уровень продаж существующих продуктов, решений или услуг на конкретном рынке. Пенетрация как деятельность — это стратегия, применяемая компаниями для новых и существующих продуктов, чтобы привлечь больше покупателей и захватить большую долю рынка.

Неважно, управляете ли вы крупной технологической фирмой или являетесь индивидуальным предпринимателем, вам нужен маркетинговый план. И одним из важных его элементов является пенетрация. Мы рассмотрим, как посчитать этот показатель по формуле, какие стратегии пенетрации существуют, и подробно разберем каждый аспект.

Пенетрация как метрика

Пенетрация как метрика представляет собой оценку доли продаваемого товара по отношению к общему объему предполагаемого рынка для этого товара, выраженную в процентах. Эта метрика также известна как доля проникновения на рынок, Market Penetration Rate. Компания, которая проникает на рынок, соответственно, пенетратор – это калька с английского Market Penetrator, «проникающий на рынок».

Если вы знаете размер целевого рынка — Total Addressable Market, Target Market — и количество продаж своего продукта или клиентов, покупающих его, то можете рассчитать уровень пенетрации по следующей формуле:

Пенетрация = (Количество клиентов : Размер целевого рынка) x 100

Проще говоря, это показатель продаж определенного продукта по сравнению с теоретическим рынком для этого продукта.

Поясним на примере. Наручные часы — аксессуар повседневного использования, и потенциальный объем рынка для него значителен. Допустим, общий размер аудитории — 300 миллионов человек.

Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть фото Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть картинку Что такое пенетрация в маркетинге. Картинка про Что такое пенетрация в маркетинге. Фото Что такое пенетрация в маркетинге

Далее предположим, что из 300 миллионов потенциальных пользователей 30 миллионов уже носят наручные часы.

Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть фото Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть картинку Что такое пенетрация в маркетинге. Картинка про Что такое пенетрация в маркетинге. Фото Что такое пенетрация в маркетинге

Чтобы вычислить пенетрацию, нужно разделить количество людей, которые носят часы, — 30 миллионов, на общую целевую группу, 300 миллионов, и умножить полученную цифру на 100.

(30 000 000 : 300 000 000) х 100 = 10%

В процентном выражении уровень пенетрации наручных часов как товара составляет 10%.

Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть фото Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть картинку Что такое пенетрация в маркетинге. Картинка про Что такое пенетрация в маркетинге. Фото Что такое пенетрация в маркетинге

Установить размер рынка может быть непросто из-за особенностей вашего товара и услуги. Частая ошибка, когда потенциальную клиентскую базу считают слишком глобальной и ориентированной на «всех». Это дает неверное понимание доли пенетрации. Чем более детализированы демографические данные целевой аудитории, тем корректнее будет расчет.

Что такое хороший показатель пенетрации

Считается, что нормальный уровень пенетрации для потребительских товаров составляет от 2 до 6%, в то время как для бизнес-продуктов в секторе B2B он может варьироваться от 10 до 40%. Общее правило такое — в любой отрасли стоит стремиться к показателю пенетрации на уровне 10%.

Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть фото Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть картинку Что такое пенетрация в маркетинге. Картинка про Что такое пенетрация в маркетинге. Фото Что такое пенетрация в маркетинге

Возьмем, к примеру, индустрию смартфонов. По данным агентства Mordor Intelligence, мировой лидер Apple имеет показатель пенетрации в 19,2%, на втором месте — Samsung с 18,4%, далее идет Huawei с 10,2% и ряд более мелких брендов, которые занимают оставшуюся долю рынка.

В отчете отмечается, что у других компаний по производству смартфонов, таких как Oppo и Xiaomi, показатель составляет около 7%. Значит есть возможности для скорого увеличения своего уровня проникновения на рынок за счет правильно выбранной стратегии пенетрации.

Показатель пенетрации или доля рынка

Несмотря на то, что эти понятия часто используют как синонимы, доля пенетрации и доля рынка различаются между собой, хотя они и тесно связаны. Стратегия пенетрации, направленная на увеличение проникновения на рынок, увеличивает и рыночную долю продукта.

Доля пенетрации — это процент целевого рынка, на котором компания продает свой товар за определенный период времени. Доля рынка — это часть общей стоимости рынка, которую занимают продукты, услуги или бренд компании. Она определяется как объем бизнеса, который контролирует конкретная компания на рынке.

Чтобы прояснить этот нюанс, продолжим предыдущий пример. Предположим, что существует премиальный бренд наручных часов под названием LuxWatch.

Долю пенетрации наручных часов мы посчитали ранее, и она равняется 10%.

Если в числе 30 миллионов пользователей наручных часов насчитывается 7,5 миллионов владельцев LuxWatch, то рыночная доля LuxWatch составляет 25%.

Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть фото Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть картинку Что такое пенетрация в маркетинге. Картинка про Что такое пенетрация в маркетинге. Фото Что такое пенетрация в маркетинге

Если LuxWatch проведет маркетинговую кампанию, нацеленную на аудиторию, которая не носит наручных часов, то сможет привлечь 2,5 миллиона новых клиентов и увеличит общий показатель пенетрации наручных часов на 0,8 %, с 10% до 10,8%:

(2 500 000 новых пользователей : 300 000 000 целевая группа) х 100 = 0,8%.

Но вместе с тем вырастет и объем рынка, который составит 32,5 миллиона пользователей на рынке в 300 миллионов человек. Поэтому LuxWatch также увеличит свою долю рынка с 25% до 30,7%, так как общее количество клиентов будет равняться 10 миллионам: 7,5 старых и 2,5 новых.

(10 000 000 клиентов LuxWatch : 32 500 000) х 100 =30,7%.

Если конкуренты LuxWatch поступят так же и увеличат уровень пенетрации, то LuxWatch увидит падение своей доли рынка.

Вывод: стратегии пенетрации меняют общий портрет рынка и влияют на рыночную долю всех компаний, которые на нем работают.

Пенетрация как стратегия

Термин Market Penetration или «рыночная пенетрация», «проникновение на рынок» определяет пенетрацию как стратегию. Название происходит от матрицы Ансоффа, разработанной в 1957 году Игорем Ансоффом, которая помогает компаниям строить маркетинговые планы для будущего роста.

Стратегия пенетрации — одна из четырех предложенных Ансоффом стратегий роста бизнеса. Остальные три — это стратегия развития рынка, разработки продукта и диверсификации. Пенетрация определяет рост компании, продвигающей существующие продукты на существующих рынках. Мы разберем полную матрицу в последнем разделе на наглядном примере, чтобы вы представили себе все части, дополняющие пенетрацию.

Пока стоит знать следующее: пенетрация, определяемая как стратегия, представляет собой процесс вывода продукта на существующий рынок и захват доли рынка у других конкурирующих компаний. Это комплекс действий, которые увеличивают долю рынка определенного продукта или услуги.

Пенетрацией также могут называть стратегию, которую компания использует для расширения или дальнейшего насыщения своей клиентской базы на рынке, на котором она уже находится. Например, вы можете разработать стратегию пенетрации, когда запускаете новый продукт, который понравится покупателям.

Анализ текущего положения как основа для пенетрации

Прежде чем приступить к разработке и реализации стратегий пенетрации, важно понять текущее положение компании на рынке. Если компания является новым игроком, это помогает узнать рыночную ситуацию и крупных конкурентов.

Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть фото Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть картинку Что такое пенетрация в маркетинге. Картинка про Что такое пенетрация в маркетинге. Фото Что такое пенетрация в маркетинге

Вот факторы, которые необходимо учитывать при анализе текущего положения для разработки стратегии пенетрации:

Рассмотрим 19 популярных стратегий пенетрации, которые используются сегодня компаниями разных размеров и направлений бизнеса.

Стратегия №1. Ценовая война

Часто под пенетрацией понимают именно эту стратегию. Ценовая война стала практически синонимом для проникновения на рынок, так что мы рассмотрим её во всех аспектах.

Ценовая война — это процесс первоначального установления низкой стоимости товара для увеличения скорости продаж. Стратегия направлена ​​на то, чтобы побудить клиентов на постоянной основе покупать новый продукт из-за более низкой цены.

Это помогает компании быстро увеличить пенетрацию, долю рынка и привлечь большое количество клиентов. Как только эти цели будут достигнуты, ценообразование вновь возвращается к нормальному уровню.

Вот основные аспекты, которые следует учитывать при использовании этой стратегии:

Снижение цен для существующих и новых товаров

Снижение цен на существующую линейку продуктов или единичный продукт — проверенный метод увеличения пенетрации. Компании уменьшают стоимость товара, чтобы сделать его привлекательным и доступным для большего числа клиентов, которые не могли купить его раньше. Такое ценообразование хорошо работает в высоко конкурентных нишах, где потребители обычно покупают, исходя из стоимости продукта. Сделав цены ниже, чем у конкурентов, можно добиться большей пенетрации в короткие сроки.

Но снижение цен — одна из основных стратегий пенетрации — используется не только для существующих, но и для новых товаров. Компаниям, только выходящим на рынок, становится все труднее завоевать свою долю. Многие розничные продавцы пытаются увеличить первоначальные продажи, сразу устанавливая цены ниже, чем у конкурентов.

Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть фото Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть картинку Что такое пенетрация в маркетинге. Картинка про Что такое пенетрация в маркетинге. Фото Что такое пенетрация в маркетинге

И в том, и в другом случае снижение цен как стратегия пенетрации чаще всего связано с маркетинговой целью увеличения доли рынка или объема продаж. В краткосрочной перспективе такое ценообразование, скорее всего, приведет к снижению прибыли, которую можно было бы ожидать при более высокой цене товара. Тем не менее, более высокая доля рынка дает значительные преимущества для получения долгосрочной прибыли. Поэтому такая стратегия пенетрации часто может быть оправдана. К тому же, большинство организаций, достигнув необходимого уровня пенетрации, возвращаются к обычному ценообразованию.

Преимущества и недостатки ценовых войн

К преимуществам снижения цены как стратегии пенетрации относятся следующие факторы:

Однако такая стратегия имеет и недостатки:

При корректировке цен всегда нужно учитывать средний доход целевой аудитории. Если покупательная способность определенной группы населения достаточно высока, существует вероятность того, что продукт может быть воспринят как «менее ценный». Поэтому стратегия не принесет нужных результатов – целевая аудитория не заинтересована в дешевых товарах, которые являются для них синонимом низкого качества.

Примеры ценовых войн как стратегии пенетрации

Компании используют стратегию снижения цен так часто, что кажется — само понятие пенетрации превращается в сплошную ценовую войну. Так, компании по производству продуктов питания и напитков иногда представляют новые продукты и вкусы по низким ценам, чтобы клиенты могли «распробовать» их. Часто встречается запуск, например, нового газированного напитка с лимонным вкусом или со вкусом малины, который предлагается дешевле, чем подобные товары у конкурентов.

Технологические компании, производящие смартфоны, тоже используют эту стратегию пенетрации постоянно, но по-разному. Так, телефоны на Android, во главе которых стоит Samsung, доступны с большой скидкой или по гораздо более низким ценам, чем конкурирующие модели. Компания делает это в надежде, что пользователи станут более лояльными к бренду. Эта стратегия пенетрации также обеспечивает более широкий круг потребителей для рынка Android.

Основной конкурент — Apple — тоже практикует для увеличения пенетрации стратегию снижения цен, хотя она не так очевидна. Предлагая дорогостоящие продукты, которые занимают небольшую долю рынка, они устанавливают самую ​​высокую цену, которую только готовы заплатить клиенты, и постепенно ее снижают. Первоначальная высокая стоимость формирует репутацию люксового бренда. И компания со временем «отрывает» чувствительных к стоимости клиентов от конкурентов, поскольку цена продукта медленно падает.

В качестве блестящего примера ценовой войны при выводе нового потребительского товара можно привести компанию Wavestorm, которая вышла на рынок с досками для серфинга. До их появления доски для серфинга начального уровня стоили от 300 до 1000 долларов. Wavestorm пошла ва-банк, представив аналогичный товар по цене 99,99 долларов. Эта стратегия пенетрации позволила компании захватить значительную долю рынка и вывела их на лидирующие позиции. Компания продала почти в пять раз больше товаров по сравнению с конкурентами.

Наконец, розничные магазины низких цен вроде сети FixPrice и вовсе делают ценовую войну одной из основных маркетинговых стратегий. За счет «сарафанного радио» и действительно низких цен они обеспечивают постоянный покупательский ажиотаж, не вкладываясь в другие каналы продвижения.

Стратегия №2. Скидки

Некоторые компании предпочитают использовать слово «скидка» в любой своей рекламе и часто делают это основной стратегией пенетрации. Скидки становятся привлекательным инструментом с помощью эмоциональных ловушек, которые убеждают клиентов купить. Такие фразы как «Торопитесь, товар скоро закончится», «Предложение действует до тех пор, пока товары в наличии» или «Акция действует только до 31 декабря» являются яркими примерами такой стратегии.

Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть фото Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть картинку Что такое пенетрация в маркетинге. Картинка про Что такое пенетрация в маркетинге. Фото Что такое пенетрация в маркетинге

Помимо снижения цен, стратегия скидок может включать и другие аспекты — когда наряду с «игрой на понижение» идет увеличение прибыли. Яркий тому пример — бизнес Интернет-провайдеров. Такие компании часто предлагают какие-то бесплатные услуги или дополнительные каналы Интернет-ТВ для привлечения новых подписчиков. Хотя обычно у бонусов есть временные ограничения, они все равно эффективны. Эти скидки помогают компаниям выделиться на высококонкурентном рынке, увеличить уровень пенетрации и заработать дополнительные деньги на долгосрочных договорах об оказании услуг.

Следуя этой же стратегии, операторы сотовой связи продают дешевые или практически бесплатные смартфоны в обмен на длительные контракты с клиентами. Потребители в восторге от дешевого телефона и не замечают, что в долгосрочной перспективе контракты стоят намного дороже, чем техника.

Стратегия №3. Агрессивная реклама

Компании используют агрессивную рекламу как стратегию пенетрации для охвата более широкой целевой аудитории. Телевидение, печатные СМИ, рекламные щиты, баннеры, афиши и так далее — все это разные способы агрессивной рекламы.

Изменение тактики и более масштабная маркетинговая кампания могут помочь повысить узнаваемость бренда. Это, в свою очередь, приносит больше клиентов, которые выбирают товары услуги компании, а не ее конкурентов. Агрессивный маркетинг также позволяет поддержать лояльность существующих пользователей и мотивировать их продолжать сотрудничество.

Ярким примером являются те же телекоммуникационные компании и операторы сотовой связи, которые могут предлагать существенные бонусы за переход от конкурента либо если клиент остается.

Стратегия №4. Новая целевая аудитория

Прислушиваясь к мнению текущих пользователей и отслеживая, что говорят клиенты конкурентов, можно определить основные особенности и функции товаров и услуг, которые нужны людям.

Обнаружение новых сегментов целевой аудитории — эффективная стратегия пенетрации. Во многих случаях выбор продукта или бренда определенной демографической группой может препятствовать росту. Поиск новых ниш для продвижения продуктов — отличный способ увеличить долю рынка и расширить свою клиентскую базу.

Правильное профилирование пользователей может открыть новый сегмент аудитории. Если один из ваших продуктов набирает популярность у определенной демографической группы, то стоит учесть эти тенденции и переориентировать свои маркетинговые усилия.

Даже небольшая корректировка позиционирования продукта может существенно повлиять на уровень пенетрации, предоставив целевой аудитории то, в чем они нуждаются и чего нельзя найти в другой компании.

Например, в момент выпуска диетическая кока-кола, Diet Coke, пользовалась огромным успехом, но привлекла в первую очередь женщин. Мужчины избегали покупать этот продукт, потому что посчитали его «девчачьим». Тогда гигант Coca-Cola запустил напиток Coca-Cola Zero, который по сути являлся таким же с точки зрения вкуса и пользы, но позиционировался и продавался так, чтобы охватить мужскую аудиторию. Так Coca-Cola повысила уровень пенетрации и получила долю рынка, которой им не хватало с Diet Coke.

Стратегия №5. Пенетрация изнутри

Такая стратегия используется, когда у компании имеется действующая клиентская база и есть ресурсы для увеличения использования продукта внутри этой базы. Например, у решения в области SaaS может быть 50 пользователей, которые работают у одного корпоративного клиента. Компания может расширить свои услуги для данного клиента и продать дополнительные установки программного обеспечения за счет ярко выраженных преимуществ. Эта стратегия увеличивает не только уровень пенетрации на рынке, но и доходы от каждого существующего клиента.

Стратегия №6. Запуск нового продукта

Вывод на рынок нового продукта — еще одна стратегия пенетрации, которую можно использовать для развития бизнеса и повышения пенетрации. Такие события, как правило, сопровождает масштабная рекламная кампания. Она не только обеспечивает повышенную осведомленность потребителей о конкретном продукте, но и работает на усиление присутствия бренда на рынке в целом.

Отличным примером является запуск безалкогольного пива с массированной рекламой по всем каналам. У компании в ассортименте при этом присутствует одноименный алкогольный напиток, и это увеличивает уровень пенетрации для обоих типов.

Стратегия №7. Упрощение воронки продаж

По мере того как на рынок выходит все больше товаров и услуг, становится все труднее привлечь внимание покупателя. Стратегия пенетрации по упрощению воронки продаж хорошо работает в высококонкурентных областях. Для этого нужно пересмотреть путь клиента, убрать оттуда лишние этапы и сделать его интуитивно понятным. Избавление от сложностей при выборе продукта помогает клиенту быстрее принять решение и увеличивает общий объем продаж.

Так, американский музей современного искусства MoMa ввел электронные билеты, доступные немедленно на экране смартфона после оплаты, и убрал ссылку на активацию аккаунта. Это принесло рост продаж на 18%, увеличило общую посещаемость мероприятий и его долю рынка выставок.

Стратегия №8. Добавление новых функций

Еще одна эффективная стратегия пенетрации — добавить больше функций к существующему продукту, что значит улучшить, но не изменять его в целом. Например, к системе CRM можно добавить сервис интеграции электронной почты, чтобы охватить новых пользователей. Или выпустить на рынок улучшенную модель кофеварки, которая обладает возможностью дистанционного управления. Самый яркий пример такой стратегии — добавление функции GPS в мобильные телефоны, чтобы расширить их возможности. Это положило начало новой эре мобильных приложений, которые используют службы GPS для решения уникальных задач клиентов.

Стратегия №9. Инновационный маркетинг

Специалисты часто используют новаторские методы маркетинга для увеличения уровня пенетрации тех или иных товаров и услуг. Так, компания Audi открыла первые цифровые автосалоны Audi City, где с помощью больших экранов можно провести демонстрацию всех опций приобретаемого автомобиля. Клиенты могут выбрать нужное, включая цвет и экстерьер, из миллионов вариантов, а затем увидеть на экране версию своего автомобиля в натуральную величину в масштабе 1:1.

Розничные магазины одежды уже давно используют виртуальную реальность, чтобы позволить покупателям «примерить» одежду перед покупкой. Маркетологи также используют такие инновационные методы, как панорамное видео, чат-боты и пользовательский контент, чтобы увеличить уровень пенетрации.

Стратегия №10. Дилерские центры и партнерство

Еще одна известная стратегия пенетрации — заключение партнерских отношений для охвата более широкой целевой аудитории. Партнеры и дилеры имеют обширное географическое присутствие и могут привлечь новых пользователей к существующему продукту. Идеальный пример — это производители бытовой электроники, которые часто создают стратегические альянсы с розничными магазинами и дистрибьюторами при продаже своей продукции.

Некоторые компании предпочитают заключить соглашение о партнерстве со схожими организациями, у которых есть неиспользованный потенциал и возможность синергии. Так, сеть магазинов, занятая в торговле свадебными нарядами, может выставлять у себя витрины с обручальными кольцами.

Розничные бренды также могут развивать партнерские отношения посредством соглашений о совместном брендинге или даже слияний. Важно помнить, что при этом исходный бренд не всегда сохраняется.

Стратегия №11. Реселлинг

Реселлинг — стратегия пенетрации, при которой производитель полагается на торговых посредников или реселлеров. Они покупают товар по оптовой цене и продают по розничной, чтобы заработать на сделке. И хотя общая норма прибыли в данном случае не очень высока, взамен компания получает широкое распространение своих товаров и повышение уровня пенетрации на рынке. Реселлеры часто предоставляют клиентам дополнительный сервис во время или после покупки — например, демонстрацию продукта и гарантию, чтобы обеспечить более высокую лояльность. Часто такой стратегией пользуются производители медицинского или промышленного оборудования, но её можно применять и для любой другой области, будь то мода, бижутерия или продукты питания.

Стратегия №12. Открытие новых точек

Если популярность товара или услуги у клиентов растет, это может быть удачным моментом для стратегии пенетрации с открытием новых точек. Компании, торгующие в розницу, могут сделать это тремя способами:

При выборе места для нового магазина сети или выдаче права на франшизу для определённого кандидата важно четко понимать, какая географическая область будет охвачена. Это единственный способ предотвратить каннибализацию продаж между двумя точками и обеспечить максимальную долю рынка для каждой из них. Так, нельзя продавать франшизу для бубликов двум предпринимателям в маленьком поселке городского типа или размещать свой магазин через два квартала от действующего, если это, конечно, не продуктовый.

Запуск магазина электронной коммерции, в свою очередь, влечёт за собой значительные усилия по обеспечению его корректной работы — от складских запасов до логистики и приема платежей. Такой вариант увеличения уровня пенетрации часто выбирают компании в секторе B2B, которые хотят выйти на новую целевую аудиторию — они начинают продавать розничным клиентам напрямую, минуя посредников.

Стратегия №13. Выход на новые рынки

Выход на новые рынки — проверенная стратегия пенетрации для увеличения спроса на продукт. Компании, добившиеся успеха в одном регионе, могут запускать свой товар и в других, если в целом вариант его использования не меняется. Туалетное мыло может эффективно продаваться как в стране производства, так и по всему миру. Это доказывает пример компаний Duru и Palmolive, несмотря на то, что их товар не является каким-то особенным и уж тем более дефицитным.

Эта стратегия пенетрации — один из наиболее распространенных способов, с помощью которых компании пытаются развивать свой бизнес. Как только рынок насыщается, большинство продавцов начинают искать другие места, чтобы открыть еще один магазин. Переезд на новую территорию — один из самых простых способов построить розничную империю. Но чтобы эта стратегия сработала, рыночные условия должны быть благоприятными.

Устойчивое расширение компании на другие территории требует тщательных исследований. Анализ всех данных, раскрывающий уникальную сложность нового рынка, может гарантировать, что бизнес будет развиваться в нужном месте, где высока концентрация целевой аудитории.

Стратегия №14. Амбассадорство

Компании часто выбирают сотрудничество с амбассадорами бренда, чтобы распространять информацию о своих товарах и услугах и увеличивать уровень пенетрации. В этом им помогают известные личности, имеющие большое количество подписчиков в социальных сетях, таких как Instagram, Facebook, ВКонтакте. TikTok, Twitter и так далее. У нас есть отдельный материал на эту тему, с которым вы можете ознакомиться, чтобы узнать все тонкости.

Амбассадорство как стратегия пенетрации работает, если у клиентов есть отличный опыт использования продукта или услуги. Так они с большей вероятностью будут проявлять к нему лояльность. Но амбассадорство может стать дорогой и неэффективной мерой, если товар находится в самом начале цикла и уступает конкурентам по многим параметрам.

Стратегия №15. Интегрированный маркетинг

Интегрированный маркетинг помогает обеспечить единообразие взаимодействия клиентов с брендом или компанией. В сложном рекламном мире такой подход позволяет объединить все индивидуальные маркетинговые усилия в единое целое.

Например, продукт можно продвигать в различных каналах, от средств массовой информации до мобильной и онлайн-рекламы, чтобы передавать одно и то же сообщение. Это увеличивает осведомленность потребителей и напрямую влияет на уровень пенетрации. Например, компания Barilla в поддержку своих товаров ведет музыкальный блог на YouTube, где каждый трек длится ровно столько, сколько времени требуется на варку макарон определенного сорта. Такой подход запоминается, как и сама марка.

Стратегия №16. Полевой маркетинг

Полевой маркетинг вносит свой вклад в создание бренда, управление взаимоотношениями с клиентами и привлечение новых. Как следствие, это увеличивает показатели пенетрации и обеспечивает более глубокое проникновение на рынок.

Полевой маркетинг может включать в себя целевые рекламные акции по прямым продажам, мерчандайзинг, аудит товаров на полках, демонстрации, организацию выездных шоу и другие мероприятия. Помимо обеспечения узнаваемости бренда и доверия к нему, все это помогает пользователям быстро «привыкнуть» к продукту. Классикой полевого маркетинга являются группы поддержки компании Red Bull — с автомобилями, декорированными в стиле напитка. По данным агентства The Drum, каждый раз такие акции увеличивают уровень пенетрации компании на рынке в среднем на 16-18%.

Стратегия №17. Препятствия для конкуренции

Компании часто улучшают свои показатели пенетрации, создавая функции или возможности, которые их конкурентам будет трудно воспроизвести. Также можно пойти путем создания эффективных процессов, ведущих к экономии затрат, что позволит диктовать свои условия на рынке. Построение эксклюзивных отношений с клиентами — еще один хороший способ сдержать конкуренцию и увеличить пенетрацию. Так, запатентовав способ выпрямления вьющихся волос, компания Brazilian Blowout стала практически монополистом на рынке до тех пор, пока другие смогли найти альтернативные решения.

Стратегия №18. Слияние и поглощение

Если нельзя победить, присоединяйтесь! Таким девизом руководствуются крупные компании, которые рассматривают возможность улучшить свои показатели проникновения на рынок. Приобретение, слияние и поглощение как стратегия почти так же стары, как и сам бизнес. Покупка компании в смежной или аналогичной отрасли означает, по сути, покупку клиентской базы и доли рынка, которую занимает эта компания. В качестве альтернативы можно приобрести особенно выдающихся конкурентов, а затем полностью их закрыть.

Если у бизнеса есть мотивация и бюджет, то поглощение других активов может быть эффективной стратегией пенетрации. Эта возможность не работает, если компания только начинает свою работу на рынке. В этом случае стоит изучить стратегию создания стратегических альянсов с аналогичными организациями, чтобы привлечь их аудиторию и расширить свою пенетрацию за счет этого.

В современном мире технологических компаний поглощения и слияния — популярный метод быстро улучшить свои показатели. Крупные организации регулярно покупают более мелкие, чтобы расширить свой список услуг и захватить большую долю рынка. Например, покупка активов GitHub со стороны Microsoft качественно улучшила уровень пенетрации отраслевого гиганта.

Стратегия №19. Новые технологии

Развитие технологий существенно повлияло на то, как компании сегодня выходят на рынок, захватывают свою долю и добиваются успеха. Аналитики отмечают, что эпоха крупных монополий, которые управляли рынком, подходит к концу. Интернет дал каждому множество инструментов, которые позволяют влиять на миллионы людей и продавать лучше, чем когда бы то ни было. Появление социальных сетей и «биг дата» полностью изменило рыночный ландшафт, что позволяет с уверенностью считать их «драйверами» для пенетрации.

Преимущества и недостатки стратегий пенетрации

Как и любая маркетинговая активность, все стратегии пенетрации имеют определенные преимущества и недостатки, о которых стоит знать каждому специалисту.

Преимущества пенетрации

Рабочая стратегия проникновения на рынок дает компаниям несколько явных преимуществ.

Недостатки пенетрации

Вот несколько недостатков стратегий пенетрации:

Бонус: матрица Ансоффа

Анализ проникновения на рынок будет неполным без изучения стратегии пенетрации как части товарно-рыночной матрицы Игоря Ансоффа.

Матрица Ансоффа — это сетка 2х2 квадрата, представляющая 4 различные стратегии роста бизнеса. Они применяются, когда компания выходит на новый или существующий рынок с новыми или существующими продуктами.

Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть фото Что такое пенетрация в маркетинге. Смотреть картинку Что такое пенетрация в маркетинге. Картинка про Что такое пенетрация в маркетинге. Фото Что такое пенетрация в маркетинге

Стратегия пенетрации, которую мы подробно рассмотрели, располагается в нижнем левом квадранте этой матрицы, и действует на существующем рынке с существующим продуктом. Остальные включают развитие рынка, разработку продукта и диверсификацию. В зависимости от типа рынка и продукта, следует выбрать ту или иную стратегию.

Лучший способ понять эту матрицу — применить ее к реальному бизнесу и посмотреть, как эта модель влияет на его прибыльный рост.

В качестве примера возьмем данные аналитического отчета агентства The Drum, который посвящен бренду Under Armour. Under Armour, основанная в 1996 году, — это американская компания, которая производит обувь, спортивную и повседневную одежду. Бренд располагает различными продуктами, действующими на обоих рынках — и существующем, и новом. Поэтому их статистика полезна, чтобы понять все аспекты матрицы Ансоффа.

Стратегия пенетрации Under Armour

Стратегия пенетрации была выбрана с целью улучшения продаж текущих продуктовых линеек за счет оптимизации комплекса маркетинга. В Under Armour реализовали это с помощью двойного подхода:

1. Under Armour увеличила рекламный бюджет на 35% для реализации стратегии амбассадорства. Одна из их самых успешных сделок состоялась с восходящей звездой баскетбола Стивеном Карри, что способствовало значительному увеличению показателя пенетрации — на 1,06% — и доходов от продажи спортивной обуви.

2. Компания расширила свои каналы продаж, открыв новые точки для розницы, включая запуск магазина электронной коммерции. Целью Under Armour стало уменьшить зависимость продаж от географической локации магазина. В результате продажи напрямую потребителям выросли в три раза, что позволило захватить еще долю рынка и увеличить уровень пенетрации еще на 0,6%.

Стратегия развития рынка Under Armour

Стратегия развития рынка Under Armour заключалась в поиске и капитализации рынков для существующих товаров.

Компания реализовала эту стратегию, увеличив продвижение своей продукции среди потребителей с помощью звездных рекламных кампаний, таких как кампания «Я буду делать то, что хочу». Эта акция стимулировала доход от женской одежды, а общий объем продаж достиг 1,8 миллиарда долларов.

Стратегия развития продукта Under Armour

Новые товары, которые появляются у компании, сразу демонстрировались существующим клиентам и проходили тестирование на различных демографических группах для улучшения характеристик и более точного позиционирования.

Under Armour смогли увеличить объем продаж на 44% благодаря следующим важным событиям:

Стратегия диверсификации Under Armour

Диверсификация — это маневр с высоким риском при выходе на новые рынки с новыми продуктами, которые находятся за рамками текущего ассортимента продукции компании.

Under Armour продемонстрировала эту стратегию, приобретая бренды, занятые цифровым сопровождением фитнеса — такие как MyFitnessPal и MapMyFitness. Также компания начала сотрудничество с IBM, чтобы внедрить технологии искусственного интеллекта в отслеживание прогресса спортивных занятий и даже качества сна.

Как видно из матрицы Ансоффа, построенной на данных Under Armour, все четыре стратегии должны работать в зависимости от задач, стоящих перед бизнесом, чтобы вывести компанию на качественно новый уровень. И пенетрация — один из важных, но не самодостаточных инструментов для этого. Если поставить во главу угла только показатели пенетрации и делать все для их повышения, то успех может быть кратковременным. Зато при грамотно выстроенном маркетинговом плане, учитывающем все факторы и смену типов рынков и продуктов, компания получит хорошую «дорожную карту» для прогнозируемого роста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *