Что такое пеплум в кино

Пеплум (жанр)

* использование античных или библейских сюжетов;

* больша́я продолжительность фильма (зачастую более двух часов);

масштабность: батальные сцены, обилие общих планов панорамного типа и огромное количество массовки.Несмотря на историчность сюжета, в фильмах могут присутствовать значительные расхождения с историей в угоду зрелищности; не всегда ставится задача достоверного воссоздания исторических событий.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Независимое кино — профессиональные художественные фильмы, которые производятся в значительной или полной мере вне системы основных киностудий. Помимо того, что такое кино в основном снимается и распространяется независимыми компаниями, независимые фильмы также могут производить и/или распространять дочерние структуры крупных киностудий. Независимые фильмы отличаются по своему содержанию, стилю и приемам, которые выбирают кинематографисты для художественной реализации.

По меньшей мере с 1920-х годов киноиндустрия США не только является крупнейшей в мире по цифрам выпускаемых фильмов и кассовых сборов, но и оказывает определяющее влияние на содержание и технологии мирового кинематографа, на экономические и культурные аспекты кинопроцесса.

Истори́ческое или костюмное кино — жанр игрового кино, изображающий конкретные исторические эпохи, события и личности прошлого. Различают историко-биографические фильмы о реальных исторических деятелях, иллюстрирующие их жизненный путь («Спартак», «Александр Невский)», и историко-приключенческие фильмы о вымышленных персонажах прошлых лет, зачастую с остросюжетной интригой («Граф Монте-Кристо», фильмы про Индиану Джонса). Исторические фильмы нередко являются экранизациями исторических романов («Война.

Источник

10 лучших фильмов-пеплумов за всю историю кинематографа

Это один из самых зрелищных жанров, но есть у него и минусы. Чтобы не потратить время впустую, ловите проверенный список.

Эта подборка точно придется по душе тем, кто тоскует по «Игре престолов». И не только потому, что в конце для них припасен бонус: Джон Сноу в набедренной повязке!

Вы спросите, при чем тут «Игра престолов», ведь это сериал, а не полнометражный фильм, к тому же не исторический, а жанр пеплум отличает эпический сюжет, основанный на более или менее реальных событиях. На это мы ответим так: при желании классические полнометражные пеплумы вполне можно разбить на три-пять серий. Кстати, это один из лайфхаков, который поможет просмотреть ленту до конца. Пеплумы бесчеловечно длинные!

Что же касается историчности, тут отсылки к творению Джорджа Мартина тоже не лишены оснований. Его «Песнь льда и пламени» — это некое альтернативное Средневековье, равно как и сюжеты канонических голливудских пеплумов: это всегда определенный компромисс между реальными историческими событиями и жаждой их приукрасить для пущей зрелищности. Именно поэтому в фильмах очень часто возникают проблемы с правдоподобностью сюжета и реалистичностью костюмов. По пеплумам не стоит изучать историю моды, да и историю в принципе. Зато они эпичные, масштабные и нереально красивые. Есть, конечно, совсем несъедобные, но мы вам такие рекомендовать не будем.

Кстати, если вы думаете, что пеплум — это всегда античный сюжет, то спешим разубедить. Сегодня к данному жанру относят все исторические драмы, претендующие на эпичность. Даже ленту «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Важно, чтобы была задействована массовка и читались панорамные кадры. Но по большому счету вы правы: чистый жанр преимущественно связан с историей Греции и Рима. Чтобы не запутаться, в свой список мы тоже включили лишь те фильмы, в которых наиболее отчетливо читаются признаки чистого жанра.

«Бен-Гур», 1959 год

Режиссер: Уильям Уайлер.

В ролях: Чарлтон Хестон, Джек Хоукинс, Хайя Харарит.

Продолжительность: 3 часа 32 минуты (легко можно разбить на четыре части).

Вообще, первым пеплумом считается итальянская «Кабирия» 1914 года. Но даже если вы каким-то чудом найдете этот фильм в интернете, посмотреть его сможете едва ли. Чтобы данный жанр перестал наводить на зрителя нереальную скуку, Голливуду потребовалось много лет оттачивания мастерства. Пиком расцвета жанра считаются 1950–1960-е годы. Именно тогда был снят легендарный «Бен-Гур», получивший 11 «Оскаров»! Потягаться с ним позже смогли лишь «Титаник» и «Властелин колец». Действие фильма разворачивается в 26 году от Рождества Христова. Начинается все в Палестине, а затем переносится в Римскую империю. Сюжет крутится вокруг противостояния бывших друзей: иудея Бена-Гура и римлянина Мессалы. Разборки, разумеется, проходят на фоне зрелищных битв, гонок на колесницах и т. п.

Кстати

Современную версию «Бен-Гура» снял в 2016 году Тимур Бекмамбетов. Публика восприняла ее не слишком восторженно. Как и положено пеплуму, фильм вышел баснословно дорогим. Критики назвали его одним из самых дорогостоящих кинопровалов 2016 года.

Источник

Пеплум фильмы, история, список лучших фильмов

Мы продолжаем наш разговор о разнообразных кинематографических жанрах. И, чтобы не повторять что-то схожее с нуаром или боевиком (последними статьями на эту тему), попробуем уйти в совсем другую степь. Поэтому сегодня речь пойдет о самом эпическом из всех жанров — это пеплум.

Что такое пеплум в кино. Смотреть фото Что такое пеплум в кино. Смотреть картинку Что такое пеплум в кино. Картинка про Что такое пеплум в кино. Фото Что такое пеплум в кино

Вообще понятие эпического в настоящей статье будет всплывать снова и снова, т. к. вся основа пеплума как такового лежит в эпосе, произрастает из оного. Но прежде, чем мы окончательно окунемся в разбор жанра, разберемся с тем, что же это за слово.

Что такое пеплум?

Многим оно покажется необычным, странным. Однако его сущность знакома всем любителям кино уже не первый год. Если кратко, пеплум — это эпический фильм исторической направленности.

В качестве ярчайших представителей жанра можно назвать фильмы «Гладиатор» и «Бен-Гур».

Тем не менее, спешу предупредить, что не каждый исторический фильм является пеплумом — с этим мы разберемся позже.

Итак, сам жанр появился еще во времена немого кино, причем задолго до завершения беззвучного этапа. Одним из первых пеплумов был снятый итальянскими кинематографистами «Ад» по одноименному произведению Данте Алигьери.

Что такое пеплум в кино. Смотреть фото Что такое пеплум в кино. Смотреть картинку Что такое пеплум в кино. Картинка про Что такое пеплум в кино. Фото Что такое пеплум в кино

Фильм «Ад», режиссер Данте Алигьери

Также заметным представителем пеплумов данного периода я бы назвал огромное кинополотно «Нибелунги» немецкого постановщика Фрица Ланга. И в отличие от «Ада» эту картину можно с удовольствием посмотреть даже сегодня. Кстати, «Нибелунги» были любимым фильмом Адольфа Гитлера.

Что такое пеплум в кино. Смотреть фото Что такое пеплум в кино. Смотреть картинку Что такое пеплум в кино. Картинка про Что такое пеплум в кино. Фото Что такое пеплум в кино

Фильм «Нибелунги», режиссер Фриц Ланг

Впрочем, действительно широкое развитие жанр пеплум получил в середине ХХ века в Соединённых Штатах. Именно данный период следует рассматривать как классический и основной. Все главные черты появились именно тогда. И здесь нужно упомянуть два ключевых фильма.

Пеплум фильмы, список ярких представителей жанра

Фильм «Бен-Гур» 1959 г.

«Бен-Гур» (разумеется, версия 1959-го года), пожалуй, самый главный представитель направления вообще. Сразу стоит упомянуть, что это один из трёх фильмов в истории человечества, получивший 11 Оскаров (два других: «Титаник» и третий «Властелин Колец»), и единственный, получивший столько статуэток, среди которых одновременно как технические, так и творческие номинации.

Что такое пеплум в кино. Смотреть фото Что такое пеплум в кино. Смотреть картинку Что такое пеплум в кино. Картинка про Что такое пеплум в кино. Фото Что такое пеплум в кино

Фильм «Бен Гур», режиссер Уильям Уайлер

Режиссер Уильям Уайлер рассказал масштабную историю о предательстве, мести и религии, поместив ее в реалии Древнего Рима. Главного героя Иуду Бен-Гура подло предает лучший друг, римский трибун Мессала — по идеологическим причинам самого Бен-Гура он отправляет в рабство на галеры, а его семью заточает в темницу. Пытаясь спастись и отомстить, Бен-Гур проходит через различные страдания, оказывается в большом количестве стран, и меняется, как личность.

Параллельно с этим развивается второстепенная линия, связанная с Иисусом Христом, появившимся в этим времена. Сам Христос оказывается в кадре редко, и только фигурой, но его присутствие ощущается постоянно.

О ремейке в исполнении Тимура Бекмамбетова я говорить не хочу. Всё равно, что обсуждать ремейк «Крёстного отца».

Фильм «Спартак» 1960 г,

«Спартак» — второй в нашем списке, во всех отношениях любопытный проект.

Во-первых, через него в большую голливудскую тусовку попал еще молодой Стэнли Кубрик (он не считал проект авторским из-за большого количества студийных ограничений). Во-вторых, сценарий к нему писал Далтон Трамбо, сценарист открытых коммунистических взглядов, находившийся в голливудском «чёрном списке». В-третьих, из-за огромного бюджета между продюсерами (среди которых и звезда Кирк Дуглас) возникали постоянные разногласия. Всё это породило своеобразный результат.

В сценарий закралось довольно большое количество марксистских идей (Трамбо постарался) — здесь и классовая вражда (рабы-рабовладельцы), и расизм, и жажда власти. Однако есть и любовь с дружбой (в том числе даже намёки на гомосексуализм). При этом всё в красиво и качественно воссозданном антураже Римской Империи.

Полагаю, не стоит вдаваться в подробности сюжета — очевидно, что кинолента с названием «Спартак» рассказывает о восстании рабов и гладиаторов под предводительством некоего Спартака. Что такое пеплум в кино. Смотреть фото Что такое пеплум в кино. Смотреть картинку Что такое пеплум в кино. Картинка про Что такое пеплум в кино. Фото Что такое пеплум в кино

Что такое пеплум в кино. Смотреть фото Что такое пеплум в кино. Смотреть картинку Что такое пеплум в кино. Картинка про Что такое пеплум в кино. Фото Что такое пеплум в кино

Фильм «Спартак», режиссер Стэнли Кубрик

Благодаря этим двум фильмам (и другим аналогичным) установилось несколько характерных черт жанра пеплум:

Я не зря выделяю последнюю черту.

Эпическое – основа основ пеплума.

Действо, разворачивающееся на экране, должно иметь огромный градус эмоционального напряжения. Это берет начало еще в литературе – конкретно в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, в которой даже гибель обычного воина выглядит, как нечто невероятно величественное.

Типичный пример такого градуса – сцена из мини-сериала «Одиссей» Андрея Кончаловского, где герой Арманда Ассанте (собственно Одиссей), стоя перед огромным морем, кричит на Посейдона, скрывающегося где-то в волнах. По сути, мужчина просто стоит на берегу и кричит на чистую воду, но в этом есть настоящий накал – уровень драмы выходит за пределы обычных бытовых проблем, он приобретает космические масштабы. И без этого нельзя помыслить пеплум.

Что такое пеплум в кино. Смотреть фото Что такое пеплум в кино. Смотреть картинку Что такое пеплум в кино. Картинка про Что такое пеплум в кино. Фото Что такое пеплум в кино

Фильм «Одиссей» режиссер Андрей Кончаловский

Но фильмы подобного толка были слишком дорогими и далеко не всегда гарантировали кассовый успех в 50-60-е годы. Поэтому, в конце концов, после картины «Клеопатра» производство пеплумов в Голливуде затихло на долгие годы.

Фильм «Гладиатор» 2000 г.

Плюс, после прекращения действия Кодекса Хейса (который запрещал американским кинематографистам поднимать в кино многие спорные вопросы), у создателей оказались развязаны руки. Поэтому в «Гладиаторе» Ридли Скотт добавил и намёки на инцест, и убийство детей в кадре, и прочие прекрасности.

В целом, «Гладиатор» вполне достоин своих предшественников — я полагаю, что он почти так же великолепен, как и «Бен-Гур».

Что такое пеплум в кино. Смотреть фото Что такое пеплум в кино. Смотреть картинку Что такое пеплум в кино. Картинка про Что такое пеплум в кино. Фото Что такое пеплум в кино

Фильм «Гладиатор», режиссер Ридли Скотт

Успех картины Ридли Скотта породил кратковременную моду на пеплумы в начале XXI века: «Александр», «Троя» (хотя я не считаю ее пеплумом из-за полной несостоятельности чувства эпического, а также пошлейшего обращения с «Илиадой»), «Царство небесное» (редкий случай американского пеплума, где действие происходит не в античности, а в Средние века).

Совсем недавно тот же Ридли Скотт решил повторить опыт работы в этом направлении, и сделал «Исход» — историю про Моисея в Египте.

Тем не менее, жанр всё равно не закрепился надолго, и довольно быстро его вытеснили экранизации супергеройских комиксов. Возможно, это связано с тем, что пеплум, хоть и является массовым жанром, всё-таки ориентирован на взрослую аудиторию.

Вы спросите, какого чёрта целую статью мы говорим о Голливуде? Неужели только центр демократического мира снимал пеплумы? Ведь они начались в Италии, как было сказано сначала! И действительно. Стоит посмотреть на другие страны.

Италия, к сожалению, в середине ХХ века избрала путь копирования американского кино, только в удешевленном варианте: «Подвиги Геракла», «Троянская война», «Последние дни Помпеи» и т. д.

Также внезапно отличились румыны, сделав фильм «Даки», «Колонна» и «Битва за Рим».

Что такое пеплум в кино. Смотреть фото Что такое пеплум в кино. Смотреть картинку Что такое пеплум в кино. Картинка про Что такое пеплум в кино. Фото Что такое пеплум в кино Что такое пеплум в кино. Смотреть фото Что такое пеплум в кино. Смотреть картинку Что такое пеплум в кино. Картинка про Что такое пеплум в кино. Фото Что такое пеплум в кино

Но далее наша несколько растянувшаяся статья сделает резкий поворот, которого от нее никто не ждет. Я приравняю к пеплумам то, что обычно приравнивать к ним не принято.

Фильм «Тень война»

Сначала я хотел бы упомянуть Акиру Куросаву и его пеплум «Тень воина».

Что такое пеплум в кино. Смотреть фото Что такое пеплум в кино. Смотреть картинку Что такое пеплум в кино. Картинка про Что такое пеплум в кино. Фото Что такое пеплум в кино

Фильм «Тень война», режиссер Акира Куросава

Почему это пеплум с моей точки зрения? В нём учтены все признаки, о которых мы говорили выше, кроме, разве что, героики. Но главное — то самое чувство эпического в нём присутствует (в отличие от той же «Трои», что делает «Тень воина» куда большим пеплумом). По значению и мощности, я бы сказал, что «Тень воина» — это японский «Бен-Гур».

Фильмы жанра пеплум в нашем кинематографе

И, наконец, теперь обратимся к пеплумам, произведенным на территории России и СССР.

Их у нас было не так уж много по нескольким причинам (не смотря на нашу очень богатую историю), но те, которые были — действительно великолепны.

Самым главным создателем пеплумов в СССР я считаю Сергея Эйзенштейна (да-да, режиссера легендарного «Броненосца «Потёмкина»). Во время работы в звуковом кино Сергей Михайлович обратился к историческим темам. Конечно, это было обусловлено политикой (при товарище Сталине делать такие фильмы являлось в некоторой степени безопасным занятием), но думаю также и в целом большой тягой Эйзенштейна к эпическому. Так в 1934-м году появляется «Александр Невский».

Эйзенштейн рассказал зрителям о новгородском князе Александре, успешно сразившемся с германскими захватчиками на Чудском озере (параллельно, кстати, создал миф о том, что они ушли под лёд).

Кроме собственно исторической темы картина содержит линии дружбы и любви, а также однозначно противоборства различных идеологий.

Что такое пеплум в кино. Смотреть фото Что такое пеплум в кино. Смотреть картинку Что такое пеплум в кино. Картинка про Что такое пеплум в кино. Фото Что такое пеплум в кино

Свое развитие эти эксперименты получили в картине «Иван Грозный», задуманной в трёх частях (сняты были только две, причем вторая серия была забракована лично товарищем Сталиным и не вышла в прокат до хрущёвской оттепели). В фильме масштабно показана история становления и трансформации личности в истории, ее взаимоотношения с народом. Вообще для русских пеплумов характерна тема народа — возможно, это связано с нашим менталитетом.

«Иван Грозный» был одним из любимейших фильмов Чарли Чаплина, и вообще за рубежом считается культовым явлением, в отличие от современной России, в которой подавляющее большинство людей его никогда не видели. Что прискорбно.

Что такое пеплум в кино. Смотреть фото Что такое пеплум в кино. Смотреть картинку Что такое пеплум в кино. Картинка про Что такое пеплум в кино. Фото Что такое пеплум в кино

Фильм «Иван Грозный», режиссер Сергей Эйзенштейн

Другие очень заметные и качественные советские пеплумы: «Король Лир» Козинцева (экранизация Уильяма Шекспира) и «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского.

Что такое пеплум в кино. Смотреть фото Что такое пеплум в кино. Смотреть картинку Что такое пеплум в кино. Картинка про Что такое пеплум в кино. Фото Что такое пеплум в кино Что такое пеплум в кино. Смотреть фото Что такое пеплум в кино. Смотреть картинку Что такое пеплум в кино. Картинка про Что такое пеплум в кино. Фото Что такое пеплум в кино

Более поздним примером я бы назвал сериал «Ермак». Но с ним есть ряд проблем. Главная из которых — развал страны (конец Советского Союза) прямо во время производства.

Вся политическая (а значит, и экономическая) неразбериха сработала картине в минус, и она производит впечатление фильма, порезанного на части. Каких-то эпизодов физически не хватает, какие-то будто доделывались в спешке. Из-за этого огромный потенциал был растерян.

Что такое пеплум в кино. Смотреть фото Что такое пеплум в кино. Смотреть картинку Что такое пеплум в кино. Картинка про Что такое пеплум в кино. Фото Что такое пеплум в кино

В качестве отдельной черты русских пеплумов я бы назвал во многих случаях потерю героики (не всегда главное действующее лицо совершает подвиги — часто оно либо просто наблюдает, либо старается выжить в обстоятельствах), но гораздо большее участие начинает играть окружающий мир и народ.

Итак. Время подводить итоги.

Жанр пеплум для сценариста — безусловно, орешек очень интересный. Но очень крепкий. Далеко не каждый сценарист справится с таким тяжеловесным материалом — это, во-первых. Во-вторых, бюджет, который требуется для реализации практически любого пеплума, существует только в рамках крупных студийных производств, потому для независимого кино совершенно не подходит.

Тем не менее, я считаю, что важно знать принципы, по которым пеплум строится, чтобы быть вооруженным профессионально. Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

Независимый режиссёр и сценарист. Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте, Instagram и Patreon

Источник

Warspot про кино: последний из пеплумов

Что такое пеплум в кино. Смотреть фото Что такое пеплум в кино. Смотреть картинку Что такое пеплум в кино. Картинка про Что такое пеплум в кино. Фото Что такое пеплум в кино

Если вы вдруг стали замечать вокруг себя неприятный запах, возможно, дело совсем не в вас. Скорее всего, даёт о себе знать пеплум: пару лет назад этот жанр в очередной раз приказал долго жить, и сейчас, по всей видимости, разложение перешло в ту стадию, когда сохранить целостность трупа уже не представляется возможным. Ну а мы вернёмся на 15 лет назад, во времена, когда студии верили в пеплумы и давали на их производства огромные деньги.

Никому не нужный жанр

Пеплум умер довольно тихо, без особой помпы, но она бы ничего и не изменила. Всем давно плевать. Такая ситуация, конечно, видится довольно симптоматичной — раз не снимают, значит, это никому не нужно. В конце концов пеплум — это эксплуатационное кино, заточенное на получение максимальной прибыли. Выходит, студиям виднее, верно?

Раз уж на то пошло, многие киножанры имеют ограниченный срок службы. Но это не значит, что они обязательно умирают — скорее, уходят в запас. Придёт другое время, и старый, полузабытый жанр вполне себе может выстрелить второй раз. Да, внешне он, вероятно, изменится до неузнаваемости, как это случилось с вестерном или слэшером, но суть останется той же.

Что ж, пеплум честно барахтался до последнего: в 2007 году Зак Снайдер снял визуальный шедевр «300 спартанцев», подарив жанру новый шанс на относительно успешное перерождение. И пусть теперь это был симбиоз пеплума и комикса, скроенный с помощью хромакея и спецэффектов, мир увидел новую надежду. К сожалению, вместе со всем миром эту надежду увидели и кинодеятели разной степени бесталанности. После чего принялись снимать собственные хромакей-нетленки.

Тут же стало очевидно, что для хорошего результата одних технологий недостаточно — нужны ещё и прямые руки, работающие в связке со светлой головой. Иначе говоря, чтобы снимать, как Снайдер, нужно быть Снайдером. Но он у нас такой один, а вот в желающих выдоить несчастный жанр до последней капли недостатка никогда не было. В конечном счёте именно это и определило судьбу нового поколения пеплума. Гвоздём в крышку гроба (во всяком случае, на сегодня) можно считать 2014 год, когда на экраны вышли сразу четыре таких картины. Лишь один «Геракл» с Дуэйном Джонсоном с большим трудом сумел выстоять под напором зрителей и критиков. А потом пеплум опять умер. Да и слава богу. Надоел — сил нет.

Люди, которые придумали «Трою»

Но в самом начале века ситуация выглядела вполне себе оптимистично. Масштабные батальные сцены с большим количеством массовки, сдобренные обилием CGI, всё ещё были способны впечатлить, и студии охотно вкладывали деньги в подобные проекты. И когда Дэвид Бениофф (сегодня мы его знаем как создателя сериала «Игра престолов») написал почти 200-страничный сценарий «Трои», Warner Bros. с удовольствием его купила. Ну разве что попросила чуть-чуть сократить.

Режиссёром назначили Вольфганга Петерсена — постановщика, который сделал себе доброе имя ещё до карьеры в Голливуде, чего стоит одна «Лодка» (нем. Das Boot)! А начав творить в Штатах, Петерсен стал стабильно нести золотые яйца в виде кассовых сборов и номинаций на «Оскар». Так что киностудия поставила на стопроцентный верняк.

Но стоило «Трое» выйти в прокат, как её тут же разнесли за отсутствие в сюжете богов. Критики все как один ругали режиссёра и присных за «голливудчину» — так смотрелся в их глазах фильм, лишённый фирменного греческого пафоса и чувства неизбежности происходящего. Большинство киножурналистов сочли, что богов, конечно, нужно было оставлять: все хотели посмотреть на противостояние олимпийцев, которые направляют своими действиями войну смертных.

Но Бениофф и Петерсен отлично поняли друг друга. Первый сознательно убрал бессмертных, вытолкнув вперёд вполне себе человеческий конфликт. Второй поддержал начинание и хотел даже отказаться от персонажа Елены Прекрасной, но тут заартачились боссы из Warner Bros. Что поделать, пришлось искать неизвестную актрису, которая бы не отвлекала на себя всё внимание. Учитывая важность персонажа в «Илиаде», ироничность такого решения заслуживает отдельных аплодисментов.

И ещё один момент. С момента выхода фильма на экраны прошло почти 15 лет, но благодаря идее Бениоффа-Петерсена обойтись одними людьми в техническом плане «Троя» за это время почти не постарела. С богами всё, конечно, могло быть совсем иначе. Графика CGI начала 2000-х в сравнении с современной похожа на рисунки от руки, сделанные новичком. Чтобы понять, о чём речь, можно глянуть на Халка из фильма 2003 года. Его созданием занимались спецы из Industrial Light & Magic — лучшие в своём деле. В той картине были использованы самые передовые на тот момент технологии подобной анимации. Если бы авторы «Трои» всё-таки впилили в свой сюжет древнегреческих богов, вероятнее всего, олимпийцы бы выглядели примерно так же. А сегодня это смотрится довольно бедно.

Актёрский ансамбль за триста

Бедно — совсем не то слово, которое хотелось слышать хапугам из Warner Bros. Они с лёгкостью отказались от богов, зато на роли людей позвали весь цвет тогдашнего Голливуда. Для верности сопроводили героев современности живыми легендами: роль царя Приама отдали Питеру О’Тулу, а мать Ахиллеса сыграла Джули Кристи. Вторые и третьи роли ушли монументальным Брайану Коксу и Брендану Глисону.

Ну а на постерах красовались Брэд Питт и Эрик Бана; первый был основной приманкой для зрителя, второй — запасной, если вдруг Питт кому-то не нравится. Здесь же рядом, но чуть помельче изобразили виновников Троянской войны — Париса и Елену, за них отдувались Орландо Блум и Диана Крюгер.

Вообще, это довольно любопытная пара. В мистере Блуме, например, зрители видели блондинистого красавчика Леголаса или на худой конец Уилла Тёрнера из «Пиратов Карибского моря». То были отважные герои, каждый из которых одной левой мог вытянуть сольный эпик. Но Парис Бениоффа-Петерсена совсем другой. Убрав из сюжета богов вместе с их обещаниями, авторы сделали из персонажа малодушного капризного принца, который просто берёт то, что хочет, не считаясь с последствиями.

И Елена — его новый и самый дорогой трофей. Отказавшись убрать её из фильма, студия задала Петерсену ту ещё задачу. Ему пришлось просмотреть около трёх тысяч претенденток на роль, чтобы найти одновременно красивую и не слишком известную в Голливуде актрису. К его счастью, в кастинге участвовала Диана Крюгер — неземной красоты существо, настоящий Пятый элемент. Из-за такой женщины вполне может начаться война — примерно так думал зритель, увидев Елену в одной из открывающих сцен.

Правда, авторы фильма начисто лишили пару химии, дав ей взамен лишь липкие взгляды друг на друга и невнятно прописанные диалоги. В результате легендарная любовь обернулась сплошным расстройством, как для зрителей, так и для самих влюблённых. С каждой минутой Парис вызывал всё большее отвращение, а Елена выглядела самым потерянным в мире человеком, который, наконец, понял, какую ошибку совершил.

Но если в случае Блума и Крюгер отсутствие сыгранности даже пошло картине на пользу, то остальной актёрский ансамбль напоминает греческую флотилию у берегов Трои: издалека всё очень красиво и симметрично, но на деле каждый сам себе бог и царь. Россыпь золотых одиночек, и все тянут на себя одеяло по мере собственных сил.

Гектор в поисках мира

А вот персонаж Эрика Бана ломает несерьёзное восприятие фильма сразу в нескольких местах — слишком уж объёмный и человечный. Он до последнего пытается избежать войны, а когда она всё же начинается, старается минимизировать последствия. Именно ему принадлежит тонкое замечание в адрес храбрящегося Приама, мол, сражаться-то будет не царь, а его подданные.

И да (спойлер!), Гектор погибает. В битве, как и положено настоящему воину, при этом в фильме в отличие от первоисточника последующее надругательство над его телом не вызывает особых эмоций — единственный человечный персонаж мёртв, какое кому дело, что будет с его трупом? Друзья, вы только что лишились последней надежды на мир.

Главный вопрос

А была ли нужна «Трое» вся эта полупацифистская мелодраматичность? Может, лучше было истратить весь бюджет на Брэда Питта и батальные сцены с его участием?

Режиссёрская версия фильма длится больше трёх часов. За это время Петерсен успевает показать под десяток битв, масштабных и не очень. Все эти эпизоды достаточно зрелищны даже по сегодняшним меркам, а уж 15 лет назад были просто образцовыми. Что до Ахиллеса, то в перерывах между любовными утехами с очередной красавицей он и правда выглядит полубогом, чей гнев стоит воспеть…

И если бы не Гектор, «Трою» вполне можно было бы сократить минимум на час. Эпичность никуда бы не делась, а пафос воспринимался бы намного органичнее без всей этой «Санта-Барбары». Но на героя Эрика Бана действительно интересно смотреть. Он словно инопланетянин на этом древнегреческом празднике насилия — человек вне контекста своего времени. Единственный, кто способен вызвать у зрителя хоть какие-то эмоции.

Но стоит ли всё это трёх с лишним часов потраченного времени? Только если вы очень любите пеплумы; этот жанр наверняка хотел бы, чтобы после смерти его запомнили именно таким — дорогим, зрелищным, с чудовищно раздутым хронометражем и малюсенькой искоркой здравомыслия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *