Что такое перепрошивка человека
Психотерапия: «перепрошивка» мозга
«Как это работает?», «А поможет ли мне разговор?», «Не проще ли посоветоваться с подругой?». Не понимая принципов работы психотерапевта, мы порой заблуждаемся и лишаем себя квалифицированной помощи. Как можно «перепрошить» свой мозг в терапевтических отношениях и почему это приводит к позитивным изменениям в жизни?
Люди приходят на психотерапию, чтобы почувствовать себя лучше, но часто не знают, как именно она работает. Некоторые сомневаются, что разговор со специалистом может помочь. Многие обсуждают свои проблемы с друзьями, чтобы найти практические решения.
И хотя в психотерапии решение проблем тоже не редкость, чаще всего изменения происходят на гораздо более глубоком, бессознательном уровне. Этот процесс связан с особенностями устройства мозга, и его непросто воспроизвести за пределами отношений с профессионалом в этой области.
Мозг постоянно развивается. Те, кто в детстве пережившил болезненный опыт общения, научаются ожидать боли и в будущем. И тогда требуется новый тип отношений — например, терапевтических, — чтобы «переучить» мозг.
Почему терапевт не может просто сказать мне, что делать?
Чтобы понять, почему терапевтические отношения так ценны и их не может заменить совет из книги по самопомощи, необходимо чуть подробнее поговорить о развитии человеческого мозга.
Грубо говоря, он состоит из трех частей, представляющих различные фазы развития.
Когда человек просит терапевта или друга сказать ему, что делать, он ищет решение на уровне неокортекса — нечто рациональное и осознанно реализуемое.
Однако часто проблемы людей — это результат болезненного опыта, пережитого в ранних отношениях и изменившего лимбический мозг, и только новый тип отношений может повлиять на лимбический мозг таким образом, чтобы человек испытывал меньше негативных эмоций и больше положительных.
Когда возникают проблемы с эмоциями
Эмоции нужны, чтобы помочь нам выжить в мире, где мы зависим от других людей. Со временем лимбический мозг эволюционировал до автоматического создания таких эмоций, как злость и грусть, которые помогают нам ориентироваться в социуме.
Когда кто-то поступает с нами плохо, мы эволюционно запрограммированы злиться, чтобы попытаться изменить поведение этого человека. Когда нас отвергают, мы грустим, переживая потерю того, что мы хотели получить от другого, и двигаемся дальше.
Однако в детстве, когда наше выживание особенно зависит от окружающих, их реакции (в частности, родительские) на наши эмоции или помогают нам в дальнейшем нормально адаптироваться в социуме, или вырабатывают болезненные реакции.
Например, если ребенок злится на несправедливое обращение и его наказывают за это, со временем он начинает бессознательно связывать выражение злости с болью. И когда происходит что-то несправедливое, такой человек вместо злости будет чувствовать тревогу из-за своей злости, поскольку у своего окружения он научился тому, что злость приносит боль, а не помогает защитить себя.
Лимбическая система пытается предотвратить еще большую эмоциональную боль от наказания, но человек платит за это постоянной тревогой. Это становится особенно проблематичным, когда люди вступают в новые отношения (дружбу, романтические отношения), в которых открытое выражение злости возможно, но ранний опыт заставляет человека сдерживать злость и переживать тревогу.
Как психотерапия «перепрошивает» мозг
Психотерапевтические отношения дают человеку возможность переучить лимбическую систему — разорвать связь между ожиданием негативной реакции и выражением определенных эмоций, снизить тревогу и бессознательное подавление эмоций, запрограммированное ранним опытом.
Терапевтические отношения работают таким образом отчасти потому, что воссоздают тип отношений, в которых человек впервые был вынужден подавлять свои эмоции, те, в которых удовлетворение потребностей одного человека зависит от другого.
Перед психотерапевтом, как и перед родителем, стоит сложная задача — удовлетворить потребности другого человека. Эта задача усложняется тем, что многие люди приходят на терапию с ожиданием получить рациональное решение своей проблемы, тогда как такого решения часто не существует.
Терапия предоставляет уникальную возможность получить новый опыт благодаря тому, как терапевт реагирует на чувства, возникающие в процессе терапии, — разочарование, злость, грусть.
Вместо того чтобы наказывать человека за эти эмоции, как его наказывали в детстве, терапевт нормализует их и предлагает исследовать. Это помогает научить лимбическую систему перестать связывать выражение этих эмоций с наказанием. Когда такое происходит на бессознательном уровне, человеку становится легче выносить и выражать переживания.
Благополучие во взрослом возрасте
Изменения в отношении к своим эмоциям приводит к снижению тревоги, поскольку человек перестает подавлять свои естественные эмоциональные импульсы.
Но терапия приводит не только к облегчению симптомов. Восстанавливается естественная способность конструктивно использовать свои эмоции по их изначальному назначению — для ориентации в социуме.
Сложно быть счастливым, если вы не можете сказать партнеру, что он обидел вас или что вы в чем-то нуждаетесь. Общение с ним может сильно отличаться от ваших ранних отношений, но из-за прошлого опыта вы все равно можете ощущать, что выражение чувств и озвучивание потребностей небезопасно.
Успешная терапия помогает восстановить эмоциональную гибкость и расширить выбор реакций в контактах с другими людьми. Исследования доказывают, что у тех, кто прошел терапию, отмечается меньшая активность в зонах мозга, ответственных за появление негативных эмоций.
Получается, что разговор все-таки может помочь, если вы разговариваете с профессиональным психотерапевтом, способным на сострадание.
Перепрошивка ограничивающих убеждений. Для чего и что это дает
Заложенные в наш мозг убеждения порой могут мешать и становится неким камнем преткновения на пути к реализации задуманного. Поговорим о том, как это происходит с позиции мыслительных процессов.
Сейчас это особенно актуальная тема. Все больше и больше создается новых программных продуктов, которые базируются на принципах и логике работы нейронных сетей. Несмотря на то, что функции мозга, а также процессы, протекающие в нем, изучают довольно длительное время, эта тема остается актуальной и, к сожалению, недостаточно изученной. И скорее всего, будет интересной еще очень долго.
Не претендую на оригинальность и новизну своих подходов, а также открытий в данном вопросе. Хотя, кто знает, может то, о чем пойдет речь дальше для вас, мои дорогие читатели, является малоизвестным. Подчеркну, что все, что будет изложено в этой статье, является выводами на основе моей собственной практики работы.
Как–то ко мне на консультацию пришел молодой человек, который занимался криптозащитой данных. Он сказал, что на протяжении многих лет в профессиональном и карьерном плане топчется на месте. Ему хотелось бы повышения по должности. Однако у него не получается добиться своей цели.
С одной стороны, то, чем он занимается, ему нравится. С другой стороны он думал о продвижении вперед. Он уверен, что, будучи грамотным специалистом, разбирается в специфике работы своего подразделения гораздо лучше, чем его непосредственный руководитель. На мое предложение пояснить, в чем причина сложившейся ситуации, с его точки зрения, он с грустью ответил, что, наверное, с ним что-то не так. Также он изложил свои рассуждения, которые он крутит у себя в голове и уже довольно сильно запутался. Его видение сложившихся обстоятельств имеет несколько положений:
Казалось бы, возьми и уйди. Найди другую компанию, в которой будут ценить тебя больше. Докажи себе и этим людям, что они напрасно игнорировали тебя и, как следствие, остались без ценного сотрудника. Но что-то не позволяет так себя вести. Не правда ли довольно часто встречаемая ситуация?
В ходе беседы с молодым человеком выяснилось несколько типичных для таких людей обстоятельств. Он рассказал, что вырос в полной семье. Его папа был водителем, мама была рабочей на нефтеперерабатывающем заводе. Каждый из них, по сути, был хорошим человеком. Они очень хотели, чтобы из детей вышел толк. Пока эти нюансы биографии не являются корнем проблемы — это все лишь предыстория.
История про то, как наши родители «благими намерениями» и своими убеждениями, делают детей щепками, плывущими в океане жизни без вектора
Этот молодой человек поведал мне, что его родители давали ему некоторые наставления, которые помогли ему окончить университет и получить приличное образование. Часть из этих правил помогли, а часть, к сожалению, стали для него непреодолимым подсознательным препятствием на пути к карьерному продвижению. Вот эти препятствия мы будем назвать “ограничивающими установками”.
В детстве мой клиент не раз от своей мамы слышал следующее:
Нужно выбирать правильную профессию, чтобы сидеть в офисе, в тепле, а не корячиться на улице.
Ты сын похож на меня. Поэтому живи спокойно, не лезь в руководство. Иначе тебя сожрут. Там в руководстве работают нечестные люди, эксплуататоры трудового народа. Даже выпить в свой выходной день и то не дают. Вечно проверяют на медосмотрах. Я вот сижу на своей пятой точке ровно, не дергаюсь никуда, и мне спокойно.
Парень вырос. В тот момент, когда эти разговоры были со стороны мамы и папы, он был еще ребенком. Однако, время пролетело довольно быстро. Память стерла нюансы тех событий, а установки остались. Мой клиент довольно продуктивно, но не сознательно начал их отрабатывать.
Нет, он, конечно, каждый эпизод отказа бурно обсуждал в кулуарах с коллегами, что-то рассказывал своей девушке и маме. Коллеги были с ним солидарны. А мама каждый раз ему говорила:
Вот видишь, я же тебе говорила, что ты весь в своего отца. Он тоже ничего не добился. Не жили богато — нечего и начинать…
Вы, мой дорогой читатель, наверное, думаете, что эта статься про родительские ошибки? Если так, то вы заблуждаетесь. Наши родители реально желают своим детям лучшего. Не их вина в том, что мудрость, которой они обладают в момент, когда у них появляются дети, с течением времени становиться мало актуальной. А когда дети вырастают, то становятся более самостоятельными и живут своей головой.
К сожалению, большинство родителей не могут перестроиться в процессе взросления своих отпрысков. Их основная задача накормить, одеть, выучить, сделать из них людей, похожих на других членов общества, в котором они живут. Они даже не задумываются о том, каким магическим действием обладают их слова, сказанные детям в порыве негатива. Мало кто из родителей следит за тем, что говорит. Да мало ли что они вообще говорят — мы ведь не запоминаем все подряд. Большую часть того, что ребенок слышит от родителей, его мозг не усваивает.
Однако, каждый ребенок знает, что родители играют в игру под названием «Работа». Они, взрослые, знают про работу все. Значит так все и будет. Поэтому то, что в детстве проверить не получится, но может пригодиться в будущем, особенно если это сказано с интонацией, да еще и авторитетными людьми (родителями) мозг ребенка запоминает.
А потом, спустя много лет, когда человек идет на работу, усвоенная в детстве информация начинает извлекаться из недр памяти и становиться для него подсознательно неким руководством.
Мы, вырастая, порой так и не освобождаемся от негативных формулировок наших близких. Это одна из причин нашей низкой самооценки, неуверенности в себе и непонимания, почему в жизни не происходят ожидаемые приятные изменения.
В результате вот этих не осознаваемых родительских установок в моем клиенте как будто никто не хотел видеть перспективного руководителя, сколько бы он ни старался. По факту каждый раз, когда молодой человек шел к руководству, он и сам не верил в то, что может что-то изменить.
Ему внутренне что-то подсказывало, что все равно ничего не получится, все это бесполезно. Как будто внутри был некий механизм, который его тормозил. А когда он в очередной раз получал отказ — опускал руки и даже где-то в глубине души радовался случившемуся, потому что осознавал, что вроде не готов к «желаемым» изменениям.
В этом примере слова мамы и папы стали своего рода словесной кодировкой, смысл которой в том, как он должен себя реализовывать и почему ему не стоит продвигаться по карьерной лестнице вверх. И именно эти подсознательные программы необходимо было удалить, загрузив в мозг новые, более полезные, которые помогут ему в реализации карьерных планов. Этот процесс можно условно отнести к некой перепрошивке этих ограничивающих установок. Приведу ниже еще один пример, как это работает.
Ко мне обратился за помощью молодой человек, который работал в крупном российско – швейцарском холдинге в должности IT специалиста по удаленной связи. Суть его проблемы заключалась в том, что с его слов он очень плохо к себе относился. На работе его ценили и всячески поощряли за его знания и способность быстро находить правильные и результативные решения.
Однако, это не приносило ему морального удовлетворения. Он воспринимал происходящее с позиции стороннего наблюдателя. Никак не мог примерить на себя восторженные отзывы коллег и чувствовал себя подавленным. Ему казалось, что он как будто живет не своей жизнью.
Он жаловался на упадок сил и отсутствие стимула к жизни. Превращаясь в нытика, этот гений в своем деле страдал от бесконечного самоедства. На мой вопрос “почему тебе выгодно плохо относится к себе?”, прозвучал странный ответ:
Я никчемный. Все что я делаю, на самом деле не достойно внимания окружающих. У меня руки выросли не из того места. Мне нельзя доверить ничего, даже самого простого. Я все испорчу.
Это заявление совсем не вязалось с реальной картиной того, что происходило с ним на работе. На мой вопрос о том, что ему это напоминает из его прошлого, он пояснил, что подобное отношение к себе он чувствовал со стороны отца в начальной школе. Он вспомнил как папа, делая с ним домашнее задание, нередко говорил о том, что парень ни на что не годен. И вообще не известно, какой из него выйдет специалист, если он пишет в тетрадях, “как курица лапой”.
В сознании нашего молодого человека осталось неприятное ощущение, связанное с тем, что он делал руками. К счастью, это не отразилось на качестве того, что он фактически делал. С помощью некоторых методов психотерапии удалось переработать прошлую травмирующую историю, что стало впоследствии для нашего гения основой для того, чтобы начать по другому относится к себе и более адекватно воспринимать результат своей работы.
Как «перепрошить» ограничивающие представления?
Но вернемся к нашему IT специалисту. Напомним фразы, которыми подсознательно руководствовался молодой человек:
Детство закончилось, пора смотреть на мир своими глазами.
А если подходить к вопросу карьерного роста с позиции взрослого и успешного человека, то стоит хотя бы для начала понаблюдать за теми, кто реально добивается на работе того, чего хочет. К нему пришло понимание, что эти люди, ведут себя определенным образом. Он вдруг отчетливо увидел, что в отличие от них он ведет себя на работе совершенно по-другому. У него было несколько неправильных тактик.
Он старался быть хорошим для всех, а хорошим, как известно, для всех быть не получится. Наш молодой человек, оказывается, был неудобным для руководства работником. Под понятием “неудобным” я имею ввиду то, что он довольно часто спорил со своим непосредственным руководителем, делал все по-своему, обсуждал ошибки руководителя с коллегами и всем своим видом давал понять начальству, что они предпочитают не настоящих профессионалов своего дела.
Возможно, у него были веские основания так думать и вести себя. Вопрос ведь в том, а какую цель по факту отрабатывал этот молодой человек? Судя по всему это не цель продвижения по карьерной лестнице. Скорее это похоже на желание доказать свою правоту.
Переработав и переосмыслив имеющиеся у него ограничивающие подсознательные установки с помощью психологических методов, наш специалист посмотрел на себя прошлого со стороны, и понял, в чем были его неправильные действия.
Наконец, когда он и это для себя определил, он начал вести себя по-другому. С этого момента он начал наблюдать за теми, кто двигается по карьерным ступенькам вверх. Начал читать литературу на эту тему, стал приходить на работу в приподнятом настроении, занялся спортом и поменял некоторые элементы в одежде. Жизнь заиграла новыми красками.
Если вы думаете, что он стал пресмыкаться перед руководством, то вы заблуждаетесь. Он остался, по-прежнему, верен своему принципу — быть «докой» в профессии. Но попытался, обсуждая просьбы руководителя, чаще находить с ним компромисс вместо конфронтации, которую он демонстрировал ранее.
И, самое главное, он стал более уверенным и жизнерадостным человеком потому, что увидел свет в конце тоннеля. Состояние безысходности сменилось на ощущение перспективы. В этом же году он перевелся в другое подразделение предприятия, на котором стал работать на должности руководителя структурного подразделения.
Когда мы говорим о позитивных изменениях, которые можно назвать своего рода перепрошивкой мозга в ограничивающих установках, нужно понимать, что человек всегда выбирает самое лучшее из того, что видит в своей картине мира. То, чем руководствовался наш специалист, были родительские установки, которые были неким оправданием папы и мамы перед своим ребенком за то, что они прожили свою жизнь “так, как прожили”, за то, что в карьерном плане не являлись для сына примером.
Понимание этого дало возможность убрать из его поведения составляющие карьерной палитры родителей и, как следствие, это помогло ему начать добиваться желаемого. К сожалению, самостоятельно человек вряд ли сам сможет понять, из-за чего у него в жизни что-то не получается. Согласно пословице – находясь внутри будильника, время не узнаешь.
Зачастую мы вместо того, чтобы проанализировать происходящее с позиции здравого смысла, пытаемся найти себе оправдание, тем самым еще больше запутываемся. С этой колокольни нам кажется, что мы просто жертвы обстоятельств. Эффект хронического невезения преследует нас раз за разом. А для того, чтобы раскопать в недрах нашей памяти мешающие убеждения в психологии существует ряд методик, с помощью которых это можно сделать.
Мозг – это очень сложный компьютер, который у нас один. Заменить или купить новый вряд ли получится. И, если вы считаете что можете это сделать самостоятельно, то дерзайте. Моя задача была показать, за счет чего получаются некоторые карьерные препятствия. Словесные кодировки – это всего лишь часть психологического «мусора», который может ограничивать возможности человека, создавать некий фон отсутствия необходимых ресурсов.
Есть еще несколько направлений, с помощью которых можно не только понять причины профессионального и эмоционального застоя, но и попробовать изменить крен этих жизненных аспектов в сторону улучшения.
В следующей статье разберем на примерах, как человек себя подсознательно останавливает и внутренне тормозит от нужных ему изменений. Это состояние сейчас называют модным словом “прокрастинация”. И, конечно, разберем возможные способы избавления от нее.
Возможно, вы ожидали от этой статьи большего. Запаситесь терпением. Эта тема не настолько проста, чтобы изложить основные ее составляющие в одной статье. Если вам интересно, вы обязательно найдете ответы на поставленные в статье вопросы. И, возможно кому-то из вас это поможет стать счастливее, а кого-то натолкнет на переосмысления происходящего.
Что такое перепрошивка человека
Вы удивитесь, но ваш мозг нередко играет против вас. У каждого в жизни бывают минуты беспокойства и сложные периоды. И, оказывается, мы могли бы переживать их спокойнее и продуктивнее, если б этот сгусток нейронов не «вставлял палки в колеса». Хорошая новость: вы можете научиться перенастраивать мозг.
Нейрофизиолог Джон Арден написал исключительно полезную книгу. Внутри — техники и инструменты, позволяющие повысить свой потенциал, меньше нервничать, улучшить память или отношения с близкими. Вам и не снилось, на что вы способны.
Перенастройка мозга
Мы с вами — свидетели революции в науке о развитии головного мозга. Помните, не так давно считалось, что мозг не меняется и «нервные клетки не восстанавливаются», как утверждала телереклама? Это не так.
Мозг пластичен — и мы можем получить от этого пользу в повседневной жизни. «У тебя не получится», «Все плохо», «Боюсь выступать (отношений, плавать, будущего — вставьте свое)». Слышите предательский внутренний голос, который норовит все испортить, слишком часто? Так работает ваш мозг. И пора это изменить. Мозг, с которым вы родились, — это не тот мозг, с которым вы обязаны прожить всю жизнь.
Достижения нейрофизиологии и новые знания о механизмах работы мозга раздвигают границы наших возможностей, — источник.
Без изменения мозга невозможно изменить образ мышления и свою жизнь к лучшему. Теперь мы знаем, как это сделать.
КУРС на лучшую жизнь
Доктор Арден разработал метод перенастройки мозга — КУРС. Тщательно изученные приемы, взятые из нейрофизиологии и доказательной медицины, можно применить к любой сфере жизни. Делайте что захотите. КУРС состоит всего из четырех шагов:
Тренируйте нейронные связи, чтобы «перепрошить» мозг: добавить полезных привычек, избавиться от непродуктивных убеждений и шаблонов поведения, развить душевную стойкость.
В повседневной жизни КУРС можно применять как угодно. Например, чтобы бороться с беспокойством, напрасной тревожностью или страхом (допустим, публичных выступлений), чтобы избежать негативных эмоций и депрессии, для развития памяти или тренировки осознанности.
Главное, вы сможете вести жизнь без ограничений, которые сами — сознательно или нет — на себя накладываете.
Укрощение амигдалы
Миндалевидное тело (или амигдала) участвует в формировании эмоций, в том числе таких сильных, как страх. «Проснуться» амигдала может от чего угодно, например от суровой критики начальника. Это «тревожная кнопка»: когда ситуация становится потенциально опасной, амигдала активизирует систему страха. Но этой системе пару тысяч лет, и сегодня она срабатывает, даже когда опасности нет.
Активизация системы тревоги происходит автоматически, то есть еще до того, как человек успевает что-то обдумать, — источник.
Когда-то короткий путь к миндалевидному телу спасал жизнь нашим предкам. Но современному человеку он вредит: мысли и эмоции становятся более примитивными, а решения — деструктивными. Если человек испытывает хронический стресс, то вопль этой «сирены» и вовсе не затихает.
Чтобы укротить амигдалу — нужно действовать. Парадокс: мы становимся активнее, а миндалевидное тело, наоборот, успокаивается.
Улыбка Моны Лизы
Чем чаще человек находится во власти какой-то эмоции (допустим, грустит), тем дольше он в нем и остается. Это похоже на испорченную пластинку: иголка проигрывателя попадает на царапину, и одна и та же музыкальная фраза начинает проигрываться без конца. Надо лишь найти способ «передвинуть иголку».
Вспомните о Моне Лизе. Правая половина ее лица улыбается, а левая выражает нейтральные или негативные эмоции. Улыбаясь и хмурясь, вы посылаете сигнал, совпадающий со счастливыми или грустными ощущениями. Так что притворяйтесь! — источник.
Полезно делать «счастливый вид». Вот как это работает: нейронный путь связывает мимические мышцы, черепной нерв, подкорковые структуры и кору. Информация направляется от мозга к лицу и обратно. И, сокращая мышцы правой стороны лица, вы активируете левое полушарие — как раз оно и отвечает за позитив.
Если вы все время думаете: «Это трудно», «Не знаю, удастся ли мне это пережить» или «Это добром не кончится», — самое время это изменить.
Социальная медицина
Еще один простой способ не поддаваться унынию — общаться с приятными вам людьми. От того, что вы просто обнимаете близкого, активируется нейрогормон окситоцин, создающий привязанность и участвующий в «химии любви». Чем теплее контакты, тем меньше мы тревожимся, грустим и даже болеем простудой.
Доказано, что позитивные межличностные отношения важны для здоровья (особенно для иммунной системы). А вот плохие сказываются на здоровье отрицательно.
С прикосновениями связан также более низкий уровень выработки гормонов стресса и повышение продолжительности жизни нейронов. Вот почему иметь близкие отношения очень важно на биохимическом и нейронном уровне. Это и есть социальная медицина.
Тренируйте мозг
Джон Арден — практикующий нейрофизиолог, он возглавляет самую масштабную в мире программу обучения психологическому здоровью (Training in Mental Health). Он знает: каждый может изменить свой мозг, чтобы чувствовать себя лучше, избавиться от стресса, улучшить память и настроение и добиться других положительных изменений.
Методы и упражнения по перенастройке мозга способны изменить вашу жизнь, чтобы вы проживали каждый момент и добивались успеха сейчас и в будущем.
У каждого человека огромный потенциал. И наука раздвигает границы наших возможностей еще шире. Вы можете жить более радостной и наполненной жизнью. Так чего вы ждете?