Что такое перфоманс в обществознании
Перфоманс — что это и какие виды перфоманса различают
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Никто не спорит, что человечество прогрессирует бешеными темпами. Почти ежедневно в мире что-то меняется.
Трансформации происходят во всех сферах жизни. Искусство не стало исключением. Даже если вы никак не связаны с творчеством, наверняка каждый слышал слово перфоманс.
Но что это значит и почему оно стало таким популярным? Рассмотрим, из каких элементов он состоит, чем отличается от классического искусства, и в чем его суть.
Перфоманс — это.
Перфоманс — это необычная и креативная форма современного искусства. Художник в режиме реального времени показывает зрителям интригующее, иногда шокирующее представление, главным героем которого является он сам.
Как правило, это всегда что-то яркое, запоминающееся, вызывающее сильные эмоции.
Перфоманс – это своего рода микс разных жанров и направлений. В нем может переплетаться танец, живопись, актерское мастерство, сюрреализм.
Это не просто развлекательное шоу, как может показаться на первый взгляд. Нередко он сопровождается определенной долей провокации.
С помощью перфоманса автор пытается распространить важную информацию, призвать к действию. Для привлечения внимания используются разные звуковые эффекты, театральные перевоплощения, яркие необычные костюмы. В некоторых случаях одежда и вовсе не используется.
После распада Советского Союза художник-акционист Олег Кулик разделся догола, надел на себя ошейник и имитировал собаку. Таким образом он пытался показать, как дико выглядит русский человек глазами европейца.
В переводе с английского «performance» (ударение на «о») – это представление, действие, спектакль.
Зародилась такая форма искусства около 100 лет назад, когда художники того времени искали нетрадиционные способы заявить о себе. Тогда это называлось футуризмом, который начал постепенно развиваться и трансформироваться. В результате сегодня перфоманс считается одним из самых модных направлений.
Виды перфоманса
Визуальные акции перфоманса можно поделить на несколько разновидностей:
Во всех этих случаях действия художника развиваются по заранее спланированному сценарию в определенном месте. Довольно часто такие представления проводятся на оживленных улицах города или в метро.
Однако существует еще одно, более интересное направление перфоманса – хэппенинг. В этом случае сами зрители становятся участниками шоу, вовлекаются в процесс и активно взаимодействуют между собой. Причем сценария как такового не существует. Все представление носит игровой импровизационный характер.
Самый известный случай подобного мероприятия (хэппенинга) произошел в 1974 году. Марина Абрамович на шесть часов заперлась с участниками в галерее. Все это время она оставалась неподвижной. В помещении было около 70 разных предметов.
Таким образом, художница хотела показать, что в каждом из нас есть нечто ужасное, и каждый способен причинить другому боль, особенно если за это не последует наказания.
В последнее время часто можно услышать термин народный перформанс, что это такое? Это массовые флешмобы, демонстрации и шествия, направленные на то, чтобы акцентировать внимание на определенной проблеме. К слову, скандально-известный панк-молебен Pussy Riot также является формой перформанса.
С развитием технологий появилась еще одна разновидность искусства – интернет-перфоманс. Как несложно догадаться, действие в этом случае происходит в прямом эфире и пользователи со всего мира могут наблюдать за развитием событий.
Одним из таких шоу стала трехдневная онлайн-трансляция, во время которой девушка довольно оригинальным способом пропагандировала профилактику ВИЧ-инфекций.
Что такое квест-перформанс
На рынке развлечений относительно недавно появился новый жанр – квест-перформанс — это что-то среднее между развлекательной викториной и театральным представлением.
В отличие от обыкновенного квеста, здесь в игру включаются профессиональные актеры, которые взаимодействуют с участниками. Основная цель – вызвать запредельно сильные эмоции и переживания.
Поэтому чаще всего такие квесты имитируют фильм ужасов, где игрокам нужно убегать от маньяка. Благодаря соответствующей атмосфере (полутемное помещение, кровавые следы) и превосходной игре актеров создается невероятное ощущение реальности происходящего.
Эта идея настолько пришлась по вкусу современной молодежи, что организаторы подобных игр создают квесты-перфомансы самых разных тематик и направлений.
Рerformance-маркетинг
Отдельно стоит упомянуть о совершенно другом значении этого термина.
Рerformance-маркетинг – это комплексный подход к ведению бизнеса, позволяющий добиваться определенных результатов в кратчайшие сроки.
Простыми словами — это целая наука, которая изучает специфику бизнеса, его целевую аудиторию и многие другие факторы. Все это дает возможность выстроить эффективную тактику повышения продаж.
Заключение
Подытожив все сказанное, можно сказать, что перфоманс – это эволюция в искусстве; достаточно жесткий, порой абсурдный способ донести важную информацию в массы.
Насколько эффективен этот метод – покажет время. А пока нам остается только наблюдать, как это направление постепенно проникает в нашу жизнь.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
По моему, сообщение очень познавательное.
Читать было интересно, сознавая, что есть источники, способные донести непростые вещи, просто, без усложнений и понятно.
Это — то, что в старое время называли профессионализмом.
Как это теперь называют, не знаю.
Слово профессионализм употребляется все реже, наверно, скоро исчезнет из употребления, как многие значимые понятия в связи с невостребованностью.
Современный креатив граничит с фриковостью,»художники» провоцируют общество своим «творчеством», просто хайпуют.
Сегодня этот перфоманс на каждом шагу. И всё это «искусство» подаётся на грани фола. Придумали новое слово и прикрывают им непотребные вещи.
Перформанс — провокационное искусство с глубоким смыслом
Перформанс (от английского performance — «представление») — это форма изобразительного искусства и направление акционизма, в которой произведением являются совокупность действий автора или группы приглашенных лиц по заранее спланированному сценарию. Для перформанса огромное значение имеют 4 определяющих элемента: место и время проведения, сам художник и отношения между ним и зрителем.
Перформанс по своей сути близок к театральному искусству, но в отличие от последнего, для него в качестве сцены художник выбирает самые неожиданные места, а зрители нередко участвуют в представлении.
Виды и особенности перформанса
Перформанс — это оригинальный и часто очень провокационный способ воздействия на зрителя. Его можно смело причислить к нематериальному искусству, потому что само произведение не является объектом (как картина или скульптура).
Перформанс представляет собой смесь разнообразных стилей и жанров, в котором присутствуют составляющие танцев, живописи и актерской игры. Хотя зрители часто воспринимают представление как развлекательное шоу, на самом деле художник вкладывает в него глубокий смысл.
В искусстве существует несколько видов перформанса:
Перформанс абсолютно не вписывается в рамки традиционного искусства. В своем представлении художник особым образом выстраивает отношения со зрителем, наполняет действие скрытым смыслом и умело координирует происходящее. С помощью перформанса деятели искусства ведут диалог с властью и высказывают протест против ее действий, а также затрагивают актуальные для общества социальные, политические и идеологические аспекты жизни.
История перформанса
Истоки перформанса можно обнаружить еще в начале ХХ века сразу в двух авангардистских течениях искусства: дадаизме и футуризме. Уже в то время революционно настроенные художники пытались создать новое исполнительское искусство.
В Цюрихе в 1916 году открылось знаменитое «Кабаре Вольтер», где происходили новаторские представления с участием музыкантов, живописцев и поэтов — сторонников дадаизма. Футуристы также организовывали встречи и конференции в общественных местах, где пропагандировали свои идеи. Это были первые попытки создания перформанса с активным участием зрителей и многочисленными скандальными выходками.
В середине 1940-х годов в США в среде последователей абстрактного импрессионизма появилась живопись действия. Ее сторонники считали, что главным при создании картин должен быть не результат, а сам процесс творения.
В начале 1960-х состоялось полноценное рождение перформанса как формы изобразительного искусства. Его основоположником можно по праву считать гениального француза Ива Кляйна (Yves Klein). Именно он создал множество перформансов, которые шокировали европейскую публику.
С этого момента перформанс начал стремительно набирать популярность в творческих кругах. Художники активно экспериментировали с материалами, предлагали оригинальные творческие идеи. Экстравагантные представления стали модными, а их авторы — всемирно знаменитыми.
Интерес к перформансу с каждым последующим десятилетием только усиливался. С начала 1990-х ведущие музеи мира начали посвящать новому виду искусства отдельные выставки и ретроспективы. У талантливых художников появилось большое количество не только почитателей, но и меценатов из числа самых богатых людей нашей планеты.
Сегодня перформанс не просто является признанной формой изобразительного искусства. Он находится в авангарде мировой культуры, в центре всеобщего внимания и помогает нам по-другому посмотреть на жизнь.
На площадке Very Important Lot ценители искусства могут принять участие в арт-аукционах и приобрести предметы антиквариата в режиме онлайн. Наш сайт также дарит всем посетителям уникальную возможность напрямую купить картины у талантливых современных художников.
ИскусствоАкция, хэппенинг и
социальное искусство:
Всё, что нужно знать
о перформансе
Разбираемся в современном искусстве
Текст: Мария Михантьева
СООБЩЕНИЯ О ДЕРЗКИХ, СКАНДАЛЬНЫХ И ПРОСТО НЕПОНЯТНЫХ АКЦИЯХ и перформансах стали частью повседневности: пока полиция арестовывает Петра Павленского и Катрин Ненашеву (а в более продвинутой Европе — вечно обнажённую Мило Муаре), Шайа Лабаф подвергается сексуальному насилию прямо в галерее, а живой классик Марина Абрамович участвует в коммерческих проектах и судится с бывшим соавтором. Мир сошёл с ума — так и задумано, или мы чего-то не понимаем? Чтобы понять, почему странные выходки отдельно взятых безумцев считаются искусством, мы подготовили гид по перформативным практикам — разбираемся, что такое перформанс, акция, хэппенинг, из чего они состоят и по каким законам существуют.
Истоки
Отрывок из фильма о Джексоне Поллоке «51», (1951)
Историю перформанса принято вести от футуристов (с оговоркой, что в ранних футуристических перформансах было больше эпатажа, чем искусства как такового) или от дадаистов с их Cabaret Voltaire. Первые боролись с обывательской косностью и всячески провоцировали почтенную публику, приходившую на футуристские вечера (основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти предлагал, например, продавать билетов больше, чем может вместить зал, обмазывать сиденья клеем и пересыпать их порошком, вызывающим зуд и чихание).
Вторые выступали против войны — шла Первая мировая — и, не желая пользоваться традиционными выразительными средствами (ибо одни просто не способны описать весь ужас происходящего, а другие перешли на службу милитаристской пропаганды), устраивали в маленьком кабаре в нейтральной Швейцарии представления с декламацией «бессмысленных» стихов, постановкой непристойных пьес и исполнением шумовой музыки. В 1920-е эстафету подхватили сюрреалисты с фантасмагорическими спектаклями (тут стоит упомянуть Жана Кокто, Альфреда Жарри, Антонена Арто) и участники «Баухауза», исследовавшие механику балета, — но всё же по большей части их эксперименты касались театра.
Первым перформансом в современном смысле слова нередко называют исполнение пьесы Джона Кейджа «4’33″» (1952) — важно, что её именно исполняли: выходил пианист, садился перед инструментом, ставил на пюпитр ноты, зрители замирали в ожидании первого аккорда. В живописи тогда набирала обороты action painting — Джексон Поллок, Виллем де Кунинг и другие художники превращали в представление процесс создания абстрактных полотен. А в Европе Ив Кляйн экспериментировал с «антропометриями» — работами, созданными при участии человеческих тел. Тогда же — в 1955 году — британский философ языка Джон Лэнгшо Остин придумал и ввёл в употребление слово «перформативный» для описания высказываний, которые ничего не сообщают, но создают новую реальность.
Разница между акцией, хэппенингом и перформансом довольно условна,
ведь одно из свойств искусства —
иллюзорность границ
К 1960-х западное искусство созрело для «перформативного поворота» — повсеместного стирания границ между различными видами искусства и их обращения к форме спектакля. Отчасти это было связано с распространением левых идей (критики капитализма ценили перформанс за то, что его, в отличие от картины или скульптуры, невозможно продать), отчасти — с тем, что искусство первой половины XX в. последовательно избавлялось от необходимости что-либо изображать и обозначать, так что теперь художники могли работать с субъективными переживаниями и коммуникацией, помещая зрителей в специально создаваемые особые ситуации. 1960-е — время перформансов движения Fluxus, Венского акционизма и первых хэппенингов Аллана Капроу, то есть всего того, что сейчас считается «классикой жанра».
Разница между акцией, хэппенингом и перформансом довольно условна, ведь одно из свойств искусства — иллюзорность границ, которые постоянно подвергаются нарушениям и пересмотру (а значит, любое определение существует до тех пор, пока не будет оспорено). Но, чтобы от чего-то отталкиваться, можно договориться, что акция — это в первую очередь жест: дерзкий, радикальный, взрывающий повседневность, меняющий восприятие, выводящий искусство из музейно-галерейного гетто. Перформанс — более камерный, интимный, требующий от зрителей проживания некоего события, нередко связанного с испытанием возможностей человеческого тела и духовным опытом. Акцию можно сравнить с лозунгом, перформанс — со спектаклем или ритуалом. Хэппенинг же похож на игру: это создание абсолютно случайной ситуации без какого-либо чёткого плана по принципу «А что, если. ».
Акция
Акция «Баррикада» на Большой Никитской улице в Москве, (1998)
Спутанность терминов хорошо видна на примере Венского акционизма: акциями участники движения называли сложные постановочные ритуалы с элементами религиозных мистерий. Если же считать акцию действием, носящим скорее «плакатный» характер, то в качестве яркого примера можно привести несколько работ российских художников, сделанных в эстетике политического выступления. Например, группа «Гнездо» во время акции «Демонстрация. Искусство в массы» (1978) прошлась по улице с красно-белым транспарантом, на котором вместо лозунга был изображён фрагмент абстрактной композиции художника Франца Клайна «Accent Grave». «Неприятности у них потом были, — вспоминает критик Екатерина Дёготь, — но всё же акция оказалась, по сути дела, ненаказуемой. А это значит, что была решена главная концептуальная художественная задача — ускользнуть от однозначной интерпретации и поставить все смыслы под вопрос».
Во время акции «Баррикада» (1998) несколько десятков художников и примкнувшие к ним сочувствующие (всего около 300 человек) перекрыли картонными коробками Большую Никитскую улицу в Москве, развернули лозунги французского «Красного мая» (на французском!), дополнив их русскоязычными «Денег нет — и не надо!», «Мне это безразлично», «Свободу попугаям!» и прочей бессмыслицей (перепуганная милиция оцепила район, на место выехал префект Центрального округа, семеро самых активных участников были позднее оштрафованы). «Демонстрации» общества «Радек» (2002) проходили на пешеходных переходах: как только загорался зелёный свет, участники поднимали над головами прохожих красные полотнища с частично закрашенными антиглобалистскими лозунгами, превращая спешащих по своим делам людей в участников спонтанного шествия.
Группа «Свои» заранее получила разрешение на участие в первомайской демонстрации, но превратила его в «Первомайскую стрит-пати» (1999) с транспарантами из цветастого ситца и музыкой оркестра «Пакава Ить». Так же начинались новосибирские «Монстрации»: участники внедрялись в организованные первомайские колонны КПРФ с лозунгами вроде «Ы-ы-ыть!» и «Закрыто». Примечательно, что, хотя лозунги в перечисленных выше акциях были принципиально бессмысленными, сам жест — выход на улицу с плакатом — зрителями считывался как протестный, отчего у участников нередко возникали проблемы со стражами порядка.
Что такое перфоманс в обществознании
Перформанс — современная форма акционистского искусства, направленная на активизацию архетипов коллективного бессознательного публики.
Перформанс в отличии от живописи не требует специальной подготовки для адекватного восприятия, даже наоборот, он предполагает отказ от привычных ожиданий и подходов к нему как к произведению искусства. Наиболее правильной здесь окажется незаинтересованная оценка случайного прохожего, который воспринял увиденное как обычное жизненное впечатление, странный случай, не успел встать на позицию потребителя эстетических ценностей и потерять самостоятельность суждения и незамутненность чувства.
Перфоманс вид художественного творчества, объединяющий возможности изо-искусства и театра. Ему предшествовали «живые картины», но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности концептуального искусства. В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.
Также, существует критическое определение перформанса в таких книгах, как «Модернизм. Анализ и критика основных направлений» (М. 1987), или «Антиискусство, теория и практика авангардиских движений» (Крючкова В.А; М.1985). Перформанс определялся как «последняя стадия распада и умирания художественного процесса, когда художник уже не в силах творить изобразительные формы прибегает к прямому заимствованию, в данном случае из искусства театра».
Если западные художники изначально воспринимали перформанс как универсальное средство сделать искусство не рыночным и не музейным, и потому перформансы строились на основе искусной имитации действия, в основе которого была игра, рассчитанная на понимающего зрителя (в чем огромная заслуга хеппенингов и «искусства действия»), то в России не было самого понятия арт-рынка, не было зрителя, способного воспринимать искусство в другой ипостаси, нежели изобразительной, и поэтому, отечественные художники обратились к перформансу как к крайнему средству, позволяющему выйти на иной уровень художественного, как некой шокирующей панацеи, так необходимой для прорыва традиций.
Новизна и ценность перформанса
Перформанс предоставляет для художественного процесса:
1. Новое определение роли автора и персонажа.
2. Изменяет понятие искусства.
3. Ищет и дает возможность появления продуктивной аудитории.
4. Создает новые коммуникативные ситуации.
5. Создает условие для появления новых технологий, форм и видов в искусстве.
6. Протестует против унаследованных из прошлого художественных принципов.
7. Открыт для всех тем и проблем бытийности.
Считается, что первый перформанс был создан в 1952 году композитором Дж. Кейджем, исполнившим на сцене «4,33» (4 минуты 33 секунды тишины). В афише этого концерта значилось — перформанс.