Что такое перманентная революция троцкого

Перманентная революция Льва Троцкого

И вот, сидя, подобно библейскому Иову, на социальном пепелище, приходит время вспомнить слова Троцкого о том, что за социализм надо бороться постоянно и неизбывно, делая для этого каждодневные усилия (то есть, ПЕРМАНЕНТНО).

Это произошло ровно так, как предсказал Троцкий. И как раз в результате постепенного, долговременного создания такого социума, такой политической почвы в стране, на которой враждебные силы смогли сделать посев болезнетворных культур, которые развернулись позднее в «буржуазный коллективизм», выползший из «госкапитализма». Это произошло потому, что рабочие упустили свою власть, передали ее бюрократии, которая сначала закрепила ее за собой, а потом и приватизировала.

Пролетариат в СССР должен был продолжать бороться за власть, но он упустил важный момент, перепоручил свою судьбу бюрократии, которая и загубила великое начинание. Теперь, со слов потомков советской бюрократии, СССР – это всего лишь «неудачный опыт». Впрочем, как и «Парижская коммуна».

Сегодня вновь открылась призрачная надежда на то, что капитализм, полностью исчерпавший себя, и, ощутивший пределы своего роста, таки сам плавно перетечет в социализм. То есть, вполне можно помечтать о том, что мир социалистической революции является вовсе не предпрсылкой, а итогом становления современного глобального мира. Его «продуктом».

Но, с другой стороны, следует все процессы рассматривать двояко (по Сократу), ибо альтернатива капитализму, хотя и чревата социализмом, тем не менее, родившееся «дитя» под названием социализм может принять весьма причудливую форму – например, «Рая» и «Ада». Ровно, как у Маяковского – «Женщина ждала ребёнка, а получила кривого идиотика».

Нынешний мир, находясь в точке бифуркации, может принять любую форму. Сегодня вполне реальны как прорыв человечества к высотам научного и социального прогресса, так и его самоуничтожение в огне ядерной или иной катастрофы. Одним словом, человечество в 21 веке, оказавшееся у разбитого крыта, как и прежде, стоит перед выбором между жизнью и смертью, между прогрессом или деградацией, между социализмом или варварством».

А что тут понимать? Россия упустила свой шанс и теперь остается пожинать горькие плоды тупости, невежества и вспоминать краткий миг великого счастья, которое вдруг вспыхнуло во тьме и так же неожиданно погасло.

И вот, сидя, подобно библейскому Иову, на социальном пепелище, приходит время вспомнить слова Троцкого о том, что ЗА СОЦИАЛИЗМ НАДО БОРОТЬСЯ ПОСТОЯННО И НЕИЗБЫВНО, ДЕЛАЯ ДЛЯ ЭТОГО КАЖДОДНЕВНЫЕ УСИЛИЯ (то есть, ПЕРМАНЕНТНО).
Это надо делать хотя бы потому, что ТАК ДЕЛАЮТ ГОСПОДСТВУЮЩИЕ КЛАССЫ, НЕУСТАННО И КАЖДОДНЕВНО БОРЮЩИЕСЯ ЗА СОХРАНЕНИЕ СВОЕЙ ВЛАСТИ, ИЗМЫШЛЯЯ ВСЕ НОВЫЕ И НОВЫЕ СПОСОБЫ ПОРАЖЕНИЯ ПРОТИВНИКА, НЕ ОСЛАБЛЯЯ ХВАТКУ НИ НА ОДИН МИГ, не жалуясь на усталость, и, не отдыхая. И именно этому пролетариату следует учиться у господствующего класса.

Что же в сухом остатке? Как всегда, неизбывный опимизм и надежда на то, что «звезды зажигаются» не просто так. И, если СССР возник, стало быть, эта идея как витала, так и витает до сих пор в воздухе. И здесь стремление к осознанию происходящего может сыграть свою значимую роль. Ну, и, конечно, вера, которая, подкрепленная делами, творит чудеса.

Источник

Что такое перманентная революция троцкого

Настоящая книжка посвящена вопросу, тесно связанному с историей трех русских революций, но не только с нею. Этот вопрос за последние годы играл огромную роль во внутренней борьбе коммунистической партии Советского Союза, был затем перенесен на Коммунистический Интернационал, сыграл решающую роль в развитии китайской революции и определил целый ряд первостепенной важности решений по вопросам, связанным с революционной борьбой стран Востока. Дело идет о так называемой теории «перманентной революции», которая по учению эпигонов ленинизма (Зиновьева, Сталина, Бухарина и др.) составляет первородный грех «троцкизма».

Вопрос о перманентной революции был, после большого перерыва, и на первый взгляд, совершенно неожиданно поднят в 1924 году. Политических оснований для этого не было: дело шло о давно отошедших в прошлое разногласиях. Но психологические основания были большие. Открывшая против меня борьбу группа так называемых «старых большевиков» противопоставляла мне прежде всего это свое звание. Но большим затруднением на ее пути был 1917 год. Как ни важна была предшествующая история идейной борьбы и подготовки, однако, не только в отношении партии в целом, но и в отношении отдельных лиц, вся предшествующая подготовка нашла свою высшую и безапелляционную проверку в октябрьском перевороте. Ни один из эпигонов этой проверки не выдержал. Все они, без исключения, в момент февральской революции 1917 г. заняли вульгарную позицию демократической левой. Ни один из них не выдвинул лозунга борьбы пролетариата за власть. Все они считали курс на социалистическую революцию абсурдом или, еще хуже, «троцкизмом». В таком духе они вели партию до приезда Ленина из-за границы и до появления его знаменитых тезисов 4-го апреля. После этого Каменев, уже в прямой борьбе с Лениным, пытается открыто сформировать демократическое крыло в большевизме. Позже к нему присоединяется приехавший с Лениным Зиновьев. Сталин, жестоко скомпрометированный своей социал-патриотической позицией, отходит к сторонке. Он дает партии забыть о своих жалких статьях и речах в решающие недели марта и постепенно передвигается на точку зрения Ленина. Отсюда сам собою возникал вопрос: что же каждому из этих руководящих «старых большевиков» дал ленинизм, если ни один из них не оказался способен самостоятельно применить теоретический и практический опыт партии в наиболее важный и ответственный исторический момент? Надо было во что бы то ни стало отвести этот вопрос, подменив его другим. С этой целью решено было в центр обстрела поставить теорию перманентной революции. Мои оппоненты, разумеется, не предвидели, что, создавая искусственную ось борьбы, они незаметно для себя сами будут поворачиваться вокруг этой оси, создавая для себя, методом от обратного, новое миросозерцание. В основных своих чертах теория перманентной революции была формулирована мною еще до решающих событий 1905 года. Россия шла навстречу буржуазной революции. Никто в рядах тогдашней русской социал-демократии (мы все тогда назывались социал-демократами) не сомневался в том, что мы идем навстречу именно буржуазной революции, т. е. такой, которая порождается противоречием между развитием производительных сил капиталистического общества и пережившими себя крепостнически-средневековыми сословными и государственными отношениями. Марксистскому разъяснению буржуазного характера предстоящей революции мне пришлось в те времена посвятить не мало речей и статей, в борьбе с народниками и анархистами.

Но буржуазный характер революции не предрешал вопроса о том, какие классы и в каких взаимоотношениях будут осуществлять задачи демократического переворота. Между тем с этого пункта только и начинались основные стратегические проблемы.

Плеханов, Аксельрод, Засулич, Мартов и за ними все русские меньшевики исходили из того, что руководящая роль в буржуазной революции может принадлежать лишь либеральной буржуазии, как естественному претенденту на власть. По этой схеме партии пролетариата выпадала роль левого фланга демократического фронта: социал-демократия должна была поддерживать либеральную буржуазию против реакции и в то же время защищать против либеральной буржуазии интересы пролетариата. Другими словами, меньшевикам было свойственно понимание буржуазной революции преимущественно, как либерально-конституционной реформы.

Совсем по иному ставил вопрос Ленин. Освобождение производительных сил буржуазного общества из оков крепостничества означало для него прежде всего радикальное разрешение аграрного вопроса, в смысле полной ликвидации класса помещиков и революционной перетасовки земельной собственности. С этим было неразрывно связано уничтожение монархии. Аграрная проблема, захватывающая жизненные интересы подавляющего большинства населения и составляющая в то же время основу проблемы капиталистического рынка, была поставлена Лениным с подлинно-революционной смелостью. Так как либеральная буржуазия, враждебно противостоящая рабочим, связана с крупной земельной собственностью многочисленными узами, то подлинное демократическое раскрепощение крестьянства может быть осуществлено только путем революционной кооперации рабочих и крестьян. Их совместное восстание против старого общества должно было, по Ленину, привести, в случае победы, к установлению «демократической диктатуры пролетариата и крестьянства».

Эту последнюю формулу сейчас повторяют в Коминтерне как некий над-исторический догмат, без попытки анализа живого исторического опыта последней четверти века, как если б мы вовсе не были свидетелями и участниками революции 1905 года, февральской революции 1917 года и, наконец, октябрьского переворота. Между тем такого рода исторический анализ тем более необходим, что режима «демократической диктатуры пролетариата и крестьянства» никогда в истории не было. В 1905 году у Ленина дело шло о стратегической гипотезе, которая еще подлежала проверке со стороны действительного хода классовой борьбы. Формула демократической диктатуры пролетариата и крестьянства имела в значительной мере преднамеренно-алгебраический характер. Ленин не предрешал заранее вопроса о том, каковы будут политические соотношения обоих участников предполагаемой демократической диктатуры, т. е. пролетариата и крестьянства. Он не исключал возможности того, что крестьянство будет представлено в революции самостоятельной партией, притом, самостоятельной на два фронта: т. е. не только по отношению к буржуазии, но и по отношению к пролетариату, и в то же время способной совершить демократическую революцию в борьбе с либеральной буржуазией и в союзе с партией пролетариата. Ленин допускал даже, как мы увидим ниже, что в правительстве демократической диктатуры революционная крестьянская партия будет составлять большинство.

В вопросе о решающем значении аграрного переворота для судьбы нашей буржуазной революции я был, по крайней мере, начиная с осени 1902 года, т. е. с момента моего первого побега заграницу, учеником Ленина. Что аграрная, а следовательно и общедемократическая революция, может быть совершена только в борьбе против либеральной буржуазии объединенными силами рабочих и крестьян, это для меня, вопреки нелепым россказням последних годов, стояло вне сомнения. Но я выступал против формулы «демократической диктатуры пролетариата и крестьянства», видя ее недостаток в том, что она оставляла открытым вопрос, какому же классу будет принадлежать действительная диктатура. Я доказывал, что крестьянство, несмотря на свой колоссальный социальный и революционный вес, не способно ни создать действительно-самостоятельную партию, ни, тем более, сосредоточить в руках такой партии революционную власть. Как в старых революциях, начиная с немецкой реформации XVI-го века и даже ранее, крестьянство, во время своих восстаний, поддерживало одну из фракций городской буржуазии, и нередко обеспечивало ее победу, так в нашей запоздалой буржуазной революции крестьянство, при наивысшем размахе своей борьбы, сможет оказать аналогичную поддержку пролетариату и помочь ему прийти к власти. Наша буржуазная революция, заключал я, лишь в том случае сможет радикально разрешить свои задачи, если пролетариат, при поддержке многомиллионного крестьянства, сможет сосредоточить в своих руках революционную диктатуру.

Источник

«Троцкий – лучший большевик»: Октябрьская революция и классовое насилие

7 ноября – день не только октябрьского переворота 1917 года, но и день рождения Льва Троцкого, который во многом и олицетворял социалистическую революцию

В одной из своих речей сразу же после октябрьского переворота Ульянов (Ленин) на заседании петроградского комитета назвал Льва Троцкого «лучшим большевиком».

Что же из себя реально представлял этот «лучший большевик» Лев Троцкий?

Биография типичного интеллигента

Лев Бронштейн, как это часто водится у пролетарских лидеров, родился в семье богатого землевладельца, сдававшего свою земельную собственность в аренду. Окончил училище в Николаеве, где пристрастился к революционной литературе. По воспоминаниям знавших его, тогда он болел эпилепсией, унаследованной от матери, и периодически падал в обмороки.

Ещё во время учёбы юный Лев почувствовал, что всё в окружающей его православной Российской Империи устроено вопиюще плохо. В этом «социальном озарении» ему помогла его первая жена, убеждённая марксистка Соколовская. Она была на семь лет его старше. Довольно быстро он её бросил ради второй жены, Седовой. Не разводясь с Соколовской, Троцкий всю жизнь прожил двоеженцем.

Что такое перманентная революция троцкого. Смотреть фото Что такое перманентная революция троцкого. Смотреть картинку Что такое перманентная революция троцкого. Картинка про Что такое перманентная революция троцкого. Фото Что такое перманентная революция троцкогоЛ. Троцкий с супругой (Седовой). 1948 г. Фото: Keystone Pictures USA / Globallookpress

Как водится, после победы над «кровавым царским режимом» марксистку Соколовскую в 1938 году расстреляли.

Сестра Троцкого была первой женой Каменева, так что он рано стал вхож в самую гущу большевистской братии. В благословенные «социалистические времена» её, кстати, тоже расстреляли, но уже в 1941 году. Впрочем, как самого Каменева и их двух сыновей.

Сам Лев Троцкий активнейшим образом участвовал в революциях и в 1905, и в 1917 годах. Не всегда был согласен с Лениным. Но не по идеологическим вопросам, а всё больше по партийно-организационным. Ленин стремился размежеваться с теми, кто не хотел признавать его единоличной власти в партии. А Троцкий чаще выступал за объединительные процессы между различными марксистскими фракциями.

В начале Первой мировой войны Лев Троцкий покаялся в своём стремлении объединить большевиков и меньшевиков. Стал ближе к Ленину.

Что такое перманентная революция троцкого. Смотреть фото Что такое перманентная революция троцкого. Смотреть картинку Что такое перманентная революция троцкого. Картинка про Что такое перманентная революция троцкого. Фото Что такое перманентная революция троцкогоВ. Ленин. Фото: Scherl / Globallookpress

И так же, как и Ульянов, выступал за поражение своего Отечества в войне с Германией. Затем последовала его таинственная поездка в США, откуда он после Февральской революции возвращается в Россию и погружается, как в свою родную стихию, в углубление революции.

Дальше Троцкий действительно проявляет себя как «лучший большевик». Будучи одним из эффективнейших «менеджеров» партии, он разворачивает систему террора в стране в отношении классовых врагов во всей её беспощадности.

Революционер для Льва Троцкого это, прежде всего, человек, не боящийся «применять беспощадное насилие», который «не боится взрывать» исторические препятствия на пути революции (Задачи коммунистического воспитания, 18 июня 1923 г.).

Откровенность Льва Троцкого, сопряженная с личной бравадой, позволяет более внимательно взглянуть на революционную «мораль» как таковую. Для достижения революционных целей оказывается практически всё позволено. Классовая борьба, этот «закон из законов», для Троцкого открывает двери любому насилию.

Что такое перманентная революция троцкого. Смотреть фото Что такое перманентная революция троцкого. Смотреть картинку Что такое перманентная революция троцкого. Картинка про Что такое перманентная революция троцкого. Фото Что такое перманентная революция троцкогоЛ. Троцкий. Фото: Scherl / Globallookpress

Сталин, Троцкий и мировая перманентная революция

После Гражданской войны, в ситуации затихания революционного порыва, Троцкий становится фигурой неудобной. В ситуации НЭПа, необходимости кропотливой ежедневной созидательной работы, со своим революционным экспансионизмом и амбициями наследника Ленина Троцкий осознаётся лидерами партии как лишний человек.

В результате навязанной ему внутрипартийной полемики Троцкий проигрывает в борьбе за власть в компартии. Но его идеи о «сверхиндустриализации» за счет крестьянства берутся на вооружение победившим Сталиным и реализуются в стране самыми жёсткими мерами.

Далее Троцкого выдавливают в эмиграцию, где в начале Второй мировой войны, в 1940 году, агенты Сталина убивают антисталинского марксиста ледорубом. Альтернативный марксизм Троцкого был опасен для СССР.

Для Троцкого Сталин был этаким партийным Каином, который перестрелял своих «братьев» по партии. Он для него – узурпатор, совершивший термидорианский переворот в партии и отстранивший его, Троцкого, от власти.

Что такое перманентная революция троцкого. Смотреть фото Что такое перманентная революция троцкого. Смотреть картинку Что такое перманентная революция троцкого. Картинка про Что такое перманентная революция троцкого. Фото Что такое перманентная революция троцкогоИ. Сталин. Фото: Scherl / Globallookpress

Претензий к Сталину, как к коллективизатору или организатору внепартийных репрессий, у Льва Троцкого нет. Единственным идеологическим обвинением Троцкого было якобы предательство Сталиным мировой революции через «построение социализма в отдельно взятой стране». Бюрократизация жизни в СССР казалась Троцкому свертыванием революционного порыва партии.

Надо сказать, что обвинение Сталина в отходе от мировой революции довольно странное. Ведь Сталин писал, что: «Мировое значение Октябрьской революции состоит не только в том, что она является великим почином одной страны в деле прорыва системы империализма и первым очагом социализма. но также и в том, что она составляет первый этап мировой революции и могучую базу его дальнейшего развертывания» (Вопросы ленинизма. С. 105). Да и реальная помощь революционерам в Болгарии, в Китае, в Испании, а после Великой Отечественной войны – экспансия социализма в Восточной Европе, поддержка Гражданской войны в Греции, военные действия в Корее, – никак не говорят об отказе Сталина от идеи мировой революции.

Конечно, для Троцкого тактическое развитие социализма в отдельно взятой стране было определенным предательством. Троцкий считал революцию делом перманентным и никогда не заканчивающимся.

В этом смысле Лев Троцкий выдвигаемое против Сталина обвинение распространял и на всю партию. Он упрекал старшее поколение рабочего класса в том, что оно «нервно истощено» и «в значительной своей части опасается всяких потрясений с перспективами войны, разрухи, голода, эпидемий и пр.».

Он требовал продолжение революции во что бы то ни стало. Чтобы «общество постоянно линяло», чтобы «взрывы гражданской войны и внешних войн» постоянно чередовались с периодами «мирных» реформ. Требовал, чтобы «революции хозяйства, техники, знания, семьи, быта, нравов» разворачивались бы, «не давая обществу достигнуть равновесия». Видя в этих не прекращаемых процессах «перманентный характер социалистической революции» (Перманентная революция. С. 15-16).

Действительно, любое общество, подвергнутое революционному разгрому, стремится вернуться в своё исходное социальное положение, достигнуть общественного равновесия. И только перманентно подстёгиваемая революция способна держать общество в классовом угаре постоянного насилия. Но от любого насилия, от любой революции общество устаёт. От насилия устают даже сами насильники.

Что такое перманентная революция троцкого. Смотреть фото Что такое перманентная революция троцкого. Смотреть картинку Что такое перманентная революция троцкого. Картинка про Что такое перманентная революция троцкого. Фото Что такое перманентная революция троцкогоЛ. Троцкий. Фото: Mary Evans Picture Library / Globallookpress

Троцкий же продолжал настаивать на международном характере социалистической революции. Считая, что «сохранение пролетарской революции в национальных рамках может быть лишь временным режимом, хотя бы и длительным, как показывает опыт Советского Союза». Если же революция не победит в передовых странах, то «при изолированной пролетарской диктатуре противоречия, внешние и внутренние, растут неизбежно вместе с успехами. Оставаясь и далее изолированным, пролетарское государство, в конце концов, должно было бы пасть жертвой этих противоречий» (Перманентная революция. С. 16).

Последнее замечание оказалось вполне жизненно. Собственно, как только СССР перестал экспортировать революционные идеи вовне, выступать как всемирный глобалистский проект, его привлекательность для левых сильно упала. А советская государственность без своей революционной «души» пришла ко вполне «буржуазным» идеям: «догоним и перегоним Америку», а далее быстро докатилась и до гласности с перестройкой.

Оказалось, что родившееся в горниле революции советское классовое государство не способно к реформации. И при отказе от массового насилия дело Ленина-Троцкого-Сталина долго не живёт.

Источник

Что такое перманентная революция?[320]

Что такое перманентная революция?[320]

1. Теория перманентной революции требует сейчас со стороны всякого марксиста самого внимательного к себе отношения, так как ходом классовой и идейной борьбы вопрос полностью и окончательно выведен из области воспоминаний о старых разногласиях внутри русских марксистов и превращен в вопрос о характере, внутренних связях и методах международной революции вообще.

2. В отношении стран с запоздалым буржуазным развитием, в частности колониальных и полуколониальных, теория перманентной революции означает, что полное и действительное разрешение их демократических и национально-освободительных задач мыслимо лишь через диктатуру пролетариата как вождя угнетенной нации, прежде всего ее крестьянских масс[321].

3. Не только аграрный вопрос, но и национальный отводят крестьянству, подавляющему большинству населения отсталых стран, исключительное место в демократической революции. Без союза пролетариата с крестьянством задачи демократической революции не могут быть не только разрешены, но даже серьезно поставлены. Союз этих двух классов осуществим, однако, не иначе, как в непримиримой борьбе против влияния национально-либеральной буржуазии.

4. Каковы бы ни были первые эпизодические этапы революции в отдельных странах, осуществление революционного союза пролетариата и крестьянства мыслимо только под политическим руководством пролетарского авангарда, организованного в коммунистическую партию. Это значит, в свою очередь, что победа демократической революции мыслима лишь через диктатуру пролетариата, опирающегося на союз с крестьянством и разрешающего в первую голову задачи демократической революции.

5. Взятый в исторической оценке старый лозунг большевизма: «демократическая диктатура пролетариата и крестьянства» — выражал именно охарактеризованное выше соотношение пролетариата, крестьянства и либеральной буржуазии. Это доказано опытом Октября. Но старая формула Ленина не предрешала заранее, каковы окажутся политические взаимоотношения пролетариата и крестьянства внутри революционного блока. Иными словами, формула сознательно допускала известную алгебраичность, которая должна была уступить место более точным арифметическим величинам в процессе исторического опыта. Этот последний показал, однако, притом в условиях, исключающих какие бы то ни было лжетолкования, что, как бы велика ни была революционная роль крестьянства, она не может быть самостоятельной, ни, тем более, руководящей. Крестьянин идет либо за рабочим, либо за буржуа. Это значит, что «демократическая диктатура пролетариата и крестьянства» мыслима только как диктатура пролетариата, ведущего за собою крестьянские массы.

6. Демократическая диктатура пролетариата и крестьянства в качестве режима, отличного по своему классовому содержанию от диктатуры, была бы осуществима лишь в том случае, если бы осуществима была самостоятельная революционная партия, выражающая интересы крестьянства и вообще мелкобуржуазной демократии, — партия, способная при том или другом содействии пролетариата овладеть властью и определять ее революционную программу. Как свидетельствует опыт всей новой истории и особенно опыт России за последнюю четверть века, непреодолимым препятствием на пути создания крестьянской партии является экономическая и политическая несамостоятельность мелкой буржуазии и ее глубокая внутренняя дифференциация, в силу которой верхние слои мелкой буржуазии (крестьянства) во всех решительных случаях, особенно в войне и революции, идут с крупной буржуазией, а низы — с пролетариатом, вынуждая тем самым промежуточный слой делать выбор между крайними полюсами. Между керенщиной и большевистской властью, между Гоминьданом и диктатурой пролетариата — нет и не может быть ничего промежуточного, т. е. никакой демократической диктатуры рабочих и крестьян.

7. Стремление Коминтерна навязать ныне восточным странам лозунг демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, давно и окончательно исчерпанный историей, может иметь только реакционное значение. Поскольку этот лозунг противопоставляется лозунгу диктатуры пролетариата, он политически содействует растворению пролетариата в мелкобуржуазных массах и создает таким путем наиболее благоприятные условия для гегемонии национальной буржуазии, следовательно, для краха демократической революции. Включение этого лозунга в программу Коминтерна представляет собою прямую измену марксизму и октябрьской традиции большевизма.

8. Диктатура пролетариата, поднявшегося к власти в качестве вождя демократической революции, неизбежно, и притом очень скоро, ставит перед ним задачи, связанные с глубокими вторжениями в права буржуазной собственности. Демократическая революция непосредственно перерастает в социалистическую, становясь тем самым перманентной революцией.

9. Завоевание власти пролетариатом не завершает революцию, а только открывает ее. Социалистическое строительство мыслимо лишь на основе классовой борьбы в национальном и международном масштабе. Эта борьба в условиях решающего преобладания капиталистических отношений на мировой арене будет неизбежно приводить ко взрывам внутренней, т. е. гражданской, и внешней, революционной, войны. В этом состоит перманентный характер социалистической революции как таковой, независимо от того, идет ли дело об отсталой стране, только вчера завершившей свой демократический переворот, или о старой капиталистической стране, прошедшей через долгую эпоху демократии и парламентаризма.

10. Завершение социалистической революции в национальных рамках немыслимо. Одна из основных причин кризиса буржуазного общества состоит в том, что созданные им производительные силы не могут более мириться с рамками национального государства. Отсюда вытекают империалистические войны, с одной стороны, утопии буржуазных Соединенных Штатов Европы — с другой. Социалистическая революция начинается на национальной арене, развивается на интернациональной и завершается на мировой. Таким образом, социалистическая революция становится перманентной в новом, более широком смысле слова: она не получает своего завершения до окончательного торжества нового общества на всей нашей планете.

11. Указанная выше схема развития мировой революции снимает вопрос о странах, «созревших» и «несозревших» для социализма, в духе той педантски безжизненной классификации, которую дает нынешняя программа Коминтерна. Поскольку капитализм создал мировой рынок, мировое разделение труда и мировые производительные силы, постольку он подготовил мировое хозяйство в целом для социалистического переустройства.

Разные страны будут совершать этот процесс разным темпом. Отсталые страны могут при известных условиях раньше передовых прийти к диктатуре пролетариата, но позже их — к социализму.

Отсталая колониальная или полуколониальная страна, пролетариат которой оказывается еще недостаточно подготовленным для объединения вокруг себя крестьянства и завоевания власти, тем самым оказывается в состоянии невозможности довести до конца свой демократический переворот. Наоборот, в стране, пролетариат которой пришел к власти в результате демократической революции, дальнейшая судьба диктатуры и социализма зависит в последнем счете не только и не столько от национальных производительных сил, сколько от развития международной социалистической революции.

12. Теория социализма в отдельной стране, поднявшаяся на дрожжах реакции против Октября, есть единственная теория, последовательно и до конца противостоящая теории перманентной революции.

Попытки эпигонов под ударами критики ограничить применимость теории социализма в отдельной стране одной только Россией ввиду ее особых свойств (пространство и естественные богатства), не улучшает, но ухудшает дело. Разрыв с интернациональной позицией всегда и неизбежно ведет к национальному мессианизму, т. е. к признанию за собственной страной особых преимуществ и качеств, позволяющих ей будто бы выполнить ту роль, до которой не могут подняться другие страны.

Мировое разделение труда, зависимость советской индустрии от иностранной техники, зависимость производительных сил передовых стран Европы от азиатского сырья и проч. и проч. делают построение самостоятельного социалистического общества невозможным ни в одной из стран мира.

13. Теория Сталина — Бухарина не только механически противопоставляет, наперекор всему опыту русских революций, демократическую революцию социалистической, но и отрывает национальную революцию от интернациональной.

Революциям в отсталых странах она ставит задачей установление неосуществимого режима демократической диктатуры, который она противопоставляет диктатуре пролетариата. Этим она вводит в политику иллюзии и фикции, парализует борьбу пролетариата на Востоке за власть и тормозит победу колониальных революций.

Уже завоеванная пролетариатом власть означает с точки зрения эпигонской теории завершение революции («на девять десятых», по формуле Сталина) и открытие эпохи национальных реформ. Теория врастания кулака в социализм и теория «нейтрализации» мировой буржуазии неотделимы поэтому от теории социализма в отдельной стране. Они вместе стоят и вместе падают.

Коммунистический Интернационал низводится теорией национал-социализма на степень подсобного орудия, полезного для борьбы против военной интервенции. Нынешняя политика Коминтерна, его режим и подбор в нем руководящего персонала вполне отвечают этому низведению Коммунистического Интернационала на роль вспомогательного отряда, не предназначенного для разрешения самостоятельных задач.

14. Программа Коминтерна, созданная Бухариным, эклектична насквозь. Она делает безнадежную попытку примирить теорию социализма в отдельной стране с марксистским интернационализмом, который, однако, неотделим от перманентного характера международной революции. Борьба левой коммунистической оппозиции за правильную политику и здоровый режим Коминтерна неразрывно связана с борьбой за марксистскую программу. Вопрос о программе неотделим, в свою очередь, от вопроса о двух противостоящих друг другу теориях: перманентной революции и социализма в отдельной стране. Проблема перманентной революции давно переросла эпизодические и полностью исчерпанные историей разногласия Ленина и Троцкого. Борьба идет между основными идеями Маркса и Ленина, с одной стороны, эклектикой центристов — с другой.

Константинополь, 30 ноября 1929 г.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава вторая Что такое Революция?

Глава вторая Что такое Революция? Выдвижение столь «глобального» вопроса может показаться чем-то странным: ведь речь шла об одном определенном явлении эпохи Революции — «черносотенстве» — и вдруг ставится задача осмыслить сущность этой эпохи вообще, в целом. Но, — о

Глава 2 Что такое Революция?

Глава 2 Что такое Революция? Выдвижение столь «глобального» вопроса может показаться чем-то странным: ведь речь шла об одном определенном явлении эпохи Революции — «черносотенстве» — и вдруг ставится задача осмыслить сущность этой эпохи вообще, в целом. Но, — о чем уже

К главе второй «Что такое Революция?»

К главе второй «Что такое Революция?» 1) Розанов В. В. Из воспоминаний и мыслей об А. С. Суворине. М., 1992, с.

6. Перманентная революция и мировая революция

6. Перманентная революция и мировая революция Ленин пошел, казалось, на немыслимое: в силу особой специфики развития России, движущей силой, руководителем революции он объявил пролетариат – «единственный до конца революционный класс». Саму революцию он объявил не

108. Что такое революция сверху?

108. Что такое революция сверху? — Коллективизация, или сталинская «революция сверху», развернулась неожиданно и для Сталина. Она происходит по принципу нерешаемости сложных проблем — при таком их упрощении, которое своей технологией неожиданно нашло для себя

12.4. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

12.4. «Что такое хорошо и что такое плохо?» Ирина Фарион, центральный идеолог ВО «Свобода» и новоизбранный депутат Верховной Рады Украины, известна даже за пределами Украины своими откровенно русофобскими заявлениями, экстравагантными поступками и истерическими формами

§ 1. Октябрьская революция – революция социалистическая

§ 1. Октябрьская революция – революция социалистическая Великая социалистическая революция в России в октябре 1917 г. положила начало мировой пролетарской революции. Она была направлена против буржуазии города и деревни. Основной, главной ее целью было свержение

Перманентная революция. Предисловие к чешскому изданию[323]

Перманентная революция. Предисловие к чешскому изданию[323] Некоторые из чешских единомышленников обратились ко мне месяца два тому назад с настойчивым предложением дать для чешских читателей изложение теории перманентной революции, как она возникла в прошлом (1905 год) и

Перманентная революция[528] Несколько слов к французскому изданию

Перманентная революция[528] Несколько слов к французскому изданию Сложная и несовершенная архитектура этой книги отражает ее судьбу: книга родилась из борьбы за определенное понимание внутренней диалектики революционного процесса и пополнялась в ходе этой борьбы.

Что такое Октябрьская революция?[778]

Что такое Октябрьская революция?[778] ВступлениеУважаемые слушатели!Позвольте с самого начала выразить искреннее сожаление по поводу того, что перед копенгагенской аудиторией я не имею возможности выступить на датском языке. Не знаю, потеряют ли от этого что-либо

1. Что такое революция?

1. Что такое революция? Несмотря на огромное количество исторических, политологических и обществоведческих исследований, феномен революций в современной науке остаётся изученным очень слабо и почти никак не объяснённым. Любые попытки объективизации природы этого

Сектор ЖКУ как перманентная черная дыра российской экономики

Сектор ЖКУ как перманентная черная дыра российской экономики Важной составляющей государственных расходов являются средства, направляемые на поддержку сферы жилищно-коммунального хозяйства страны.Согласно расследованию, проведенному журналистами газеты «Версия»[82],

1. Что такое материя? Что такое опыт?

1. Что такое материя? Что такое опыт? С первым из этих вопросов постоянно пристают идеалисты, агностики, и в том числе махисты, к материалистам; со вторым – материалисты к махистам. Попытаемся разобраться, в чем тут дело.Авенариус говорит по вопросу о материи:«Внутри

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *