Что такое пеший переход
Согласно официальной статистике, причиной возникновения большинства дорожно-транспортных происшествий в РФ является грубое игнорирование ПДД на пешеходных переходах. В 2018 году взаимоотношения обеих категорий лиц претерпели изменения. Отныне и пешеходы, и водители наделены дополнительным рядом обязанностей, соблюдение которых позволит значительно сократить количество ДТП в России.
Определения
Под термином «пешеходный переход» в ПДД понимается участок проезжей части или трамвайных путей, который обозначен соответствующими знаками и разметкой. Данная зона предназначена для безопасного перемещения прохожих через дорогу. Если пешеходный переход не обозначен разметкой, его шириной считается расстояние между знаками.
Для водителей движение по данному участку дороги является весьма опасным. Это обусловлено тем, что пешеходы априори уверены в своей правоте. Вопреки распространенному мнению, это ошибочное умозаключение.
Типы пешеходных переходов
В ПДД указано, что данный участок дороги должен быть оснащен знаками, разметкой и специальной звуковой сигнализацией. При отсутствии данных обозначений пересекать проезжую часть категорически запрещено.
Существует 2 типа пешеходных переходов:
На данных участках проезжей части водителям запрещено подавать звуковой сигнал, чтобы ускорить движение прохожих.
Знак и разметка
Обозначения пешеходного перехода строго регламентированы. Знак 5.19.1 выглядит как синий квадрат с заключенным в нем равносторонним треугольником белого цвета. В последнем схематически изображен человек, который шагает по зебре.
Знак «Пешеходный переход» отвечает требованиям видимости. На дальнем расстоянии его легко разглядеть как водителям, так и прохожим.
Независимо от наличия светофора и знака «Пешеходный переход», на дорогу наносится разметка, называемая зеброй. Она представлена несколькими равномерно широкими полосами белого или желтого цвета. Они расположены параллельно проезжей части. Несколько лет назад в России стали наносить зебру бело-желтого цвета, то есть без пустых промежутков между полосами. Подобная разметка наиболее заметна и значительно сокращает риск возникновения ДТП.
Новые правила проезда
До внесения поправок в ПДД пешеходный переход (нерегулируемый) считался участком дороги, перед которым водители должны останавливаться в том случае, если по нему шагает пешеход. Точнее, если он хотя бы ступил на него ногой. Согласно новым правилам проезда пешеходного перехода, водитель обязан остановить транспортное средство, если прохожий еще не начал движение по зебре, но уже находится от разметки на небольшом расстоянии. В противном случае автомобиль может стать помехой. В связи с этим водитель обязан остановить транспортное средство и возобновить движение только тогда, когда человек перейдет дорогу.
Таким образом, новые правила проезда пешеходного перехода в большей мере призваны защитить права прохожих. Согласно поправкам, автомобиль является потенциальной помехой. Если управляющий им водитель не остановится, пешеходу придется изменить и скорость, и траекторию движения. А это грозит первому штрафными санкциями, размер которых также претерпел изменения.
Согласно ПДД и Закону о пешеходах, если прохожий стоит непосредственно перед зеброй и разговаривает по мобильному телефону, водитель не обязан уступать ему дорогу. Уполномоченные лица объяснили это нововведение необходимостью стимулирования быстрого пересечения проезжей части по зебре. Они считают, что подобное изменение значительно сократит количество заторов на дорогах.
Последнее не являются редкостью ни в мегаполисах, ни в малонаселенных пунктах. В связи с этим водители иногда останавливаются непосредственно на зебре. С вступлением в силу нововведений это запрещено. Согласно новой редакции, правила дорожного движения на пешеходном переходе следующие: во время затора водитель должен предотвратить остановку на зебре. Как это сделать? Водитель должен проанализировать, имеется ли хотя бы минимальный риск того, что ему придется затормозить на переходе. При наличии такой вероятности он должен остановить транспортное средство перед зеброй. Водитель может продолжить движение при отсутствии прохожих и при наличии достаточного места за переходом.
Если же управляющий автомобилем человек не смог предотвратить данную ситуацию, ему придется понести наказание. Это обусловлено следующими факторами:
В обоих перечисленных случаях существенно повышается риск возникновения дорожно-транспортного происшествия с участием прохожих.
Кроме того, водители обязаны уступать дорогу прохожим, если они встретились во время выезда или въезда на прилегающую территорию. Во всех ситуациях преимущество имеют слепые пешеходы. Уступить дорогу необходимо и людям, направляющимся к маршрутному транспортному средству со стороны дверей на автобусную остановку.
Запрещенные маневры
Для водителей пешеходный переход всегда был участком с высоким уровнем опасности. Помимо вышеперечисленного, человек, управляющий транспортным средством, не должен:
Не редкостью является ситуация, когда степень видимости снижена из-за находящегося впереди транспортного средства. В подобных случаях легко не заметить пешехода на зебре. ПДД регулирует этот вопрос следующим образом: если участок нерегулируемый и перед ним остановился или уменьшил скорость находящийся впереди автомобиль, остальные участники движения должны сделать то же самое. Таким образом, выезд на зебру при ограниченной видимости запрещен.
Обгон
Согласно Правилам, для водителей пешеходный переход является участком с повышенной опасностью. Совершать обгон транспортного средства на нем запрещено. Данное правило регламентируется пунктом 11.4 ПДД. В действовавшей ранее редакции было написано, что совершение маневра запрещено только при отсутствии людей, проходящих по зебре. В настоящее же время действует абсолютный запрет на обгон. Нарушать его недопустимо даже при отсутствии пешеходов вблизи зебры.
Таким образом, нововведение стало не только строгим, но и простым. Водителям важно запомнить, что обгон на пешеходном переходе запрещен. Из этого правила исключений нет.
Если переход пересекает трамвайные пути
До недавнего времени данная ситуация была весьма спорной. В связи с этим в Правилах дорожного движения обновился термин «пешеходный переход». Как было упомянуто выше, это понятие подразумевает участок дороги (в том числе и трамвайных путей), который оснащен знаками, разметкой, звуковой сигнализацией и предназначен для безопасного пересечения проезжей части прохожими. Ранее участок с рельсами, пересекающийся с зеброй, не давал преимущества пешеходам.
Согласно нововведению, водители трамваев обязаны пропускать прохожих. Однако последние должны осознавать, что данное транспортное средство имеет огромную массу и его нелегко остановить в экстренном случае. Согласно ПДД, и пешеходы, и водители являются участниками дорожного движения, при этом каждый из них должен удостовериться в безопасности планируемых действий.
Правила проезда зебры на перекрестках
Они регламентируются пунктом 13.1 ПДД. Согласно Правилам, водитель во всех случаях обязан уступить дорогу пешеходам при повороте налево или направо. Кроме того, в этом случае преимущество имеют и велосипедисты.
Данное правило действует в отношении как регулируемых, так и нерегулируемых перекрестков (в том числе с круговым движением). Если пешеходный переход оснащен светофором, водителям необходимо знать о том, что зеленый сигнал (одного направления, это важно!) чаще всего разрешает продолжать движение и прохожим, и транспортным средствам. При повороте автомобиля направо или налево ситуация складывается таким образом, что траектории обоих участников пересекаются. В этом случае водитель обязан уступить дорогу прохожим.
При необходимости продолжения движения в прямом направлении не нужно ехать сразу после включения зеленого сигнала светофора. Управляющий транспортным средством человек первоначально должен убедиться в том, что пешеходы завершили переход. Если они не успели пересечь проезжую часть до того, как произошла смена сигналов светофора (с зеленого на красный), водитель должен дать им такую возможность. При этом подавать звуковые сигналы, стимулируя пешеходов увеличить скорость, категорически запрещено.
Прохожим также не нужно начинать стремительно перебегать дорогу в ту же секунду, как загорелся зеленый цвет. Подобным действием пешеходы буквально вынуждают водителей совершать остановку транспортного средства на зебре. А это уже нарушение, которое влечет за собой денежный штраф. Пешеходам необходимо предоставить возможность автомобилям закончить проезд перекрестка.
Штрафные санкции
Штраф накладывает инспектор ГИБДД, зафиксировавший нарушение. Он же и осуществляет выбор размера компенсации из вышеупомянутого диапазона с учетом как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств.
Например, если обзор нарушителю закрывало впереди движущееся транспортное средство, которое не уступило дорогу прохожему, размер штрафа можно не только уменьшить, но и вовсе его избежать. Для этого необходимо ссылаться на пункт 14.2 ПДД. В нем сказано, что при ограниченной видимости, водитель обязан уменьшать скорость движения перед зеброй, если такой же маневр совершает находящееся впереди транспортное средство. В подобной ситуации невиновность можно доказать фактом неоповещенности водителя относительно наличия людей на пешеходном переходе.
Если же видимость ничем не ограничена, но при этом управляющий автомобилем человек не уступил дорогу прохожим, находящимся на зебре, на него накладывается штраф в размере 2500 рублей.
Если водитель совершил нарушение впервые, это может расцениваться инспектором ГИБДД как смягчающее обстоятельство. В этом случае размер штрафа может составлять 1500 рублей.
В заключение
Согласно статистическим данным, большинство дорожно-транспортных происшествий связаны с несоблюдением правил проезда автомобилей по пешеходному переходу. В связи с этим в ПДД были внесены некоторые изменения.
Основным нововведением является замена термина «пропустить пешехода». С 2018 года действует понятие «уступить дорогу». Вопреки распространенному мнению, смысл данных терминов различен. Ранее необходимо было предоставлять прохожим право преимущественного движения только тогда, когда они хотя бы одной ногой наступили на зебру. В настоящее же время водители обязаны уступать дорогу всем людям, находящимся в непосредственной близости от пешеходного перехода, но еще не ступившим на него. В этом правиле есть исключение. Если пешеход только планирует наступить на участок дороги с разметкой, но при этом он разговаривает по мобильному телефону, водители не обязаны уступать ему дорогу.
Как и когда нужно пропускать пешеходов и какое наказание грозит за нарушение
О приоритете пешеходов на переходах знают все водители. Но что именно означает это преимущество? Когда пешеходов нужно пропускать, а когда у них нет приоритета? И уж тем более не все помнят, что есть пешеходы, имеющие безусловный приоритет даже вне пешеходного перехода. Давайте разберем все нюансы и заодно вспомним, что ждет водителя, нарушившего ПДД при встрече с пешеходом.
Для начала, как всегда, напомним основные понятия. По поводу пешеходов все ясно: это все, кто находится на дороге вне транспортного средства, включая тех, кто движется на роликах, самокате или скейте, катит инвалидную коляску или движется в ней, а также ведет рядом с собой велосипед или мотоцикл. А вот с пешеходным переходом есть нюансы, которые помнят не все. Во-первых, на переходе может не быть горизонтальной разметки («зебры») – переход может быть обозначен исключительно знаками 5.19.1 и 5.19.2. А во-вторых, при отсутствии разметки переходом считается весь участок дороги на расстоянии между этими знаками: знак 5.19.1 устанавливается справа на ближней границе перехода, а знак 5.19.2 – на левой стороне дороги в конце перехода.
Отдельное условие – регулирование. Пешеходные переходы бывают регулируемыми и нерегулируемыми. Пункт 14.1 ПДД поясняет, что трактовка здесь та же, что и для перекрестков: переход, где очередность движения определяется светофором или регулировщиком – регулируемый, а при отсутствии светофора и регулировщика, а также неработающем светофоре или его желтом мигающем сигнале – нерегулируемый.
Этот вопрос тоже оказывается каверзным для некоторых водителей, считающих, что переход разрешен только в обозначенных местах. Однако пункт 4.3 ПДД указывает, что пешеходы действительно обязаны переходить дорогу по переходам, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин, но не только. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка пешеходам разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Иначе говоря, переходить дорогу пешеход может в любом месте, где нет ограничений, указанных выше. Вопрос лишь в том, в каком случае у него есть приоритет, а в каких – нет.
Обозначим все случаи, когда пешеход при переходе дороги имеет приоритет.
Отдельно напомним о существовании пункта 14.2 ПДД, который обеспечивает безопасность пешеходов, переходящих многополосную дорогу. Он указывает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость.
Отдельным пунктом выделим исключение: пешеходов, имеющих безусловный приоритет при переходе дороги в любом месте. Пункт 14.5 ПДД указывает, что во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью. Разумеется, это распространяется на предусмотренные правилами условия – к примеру, движение пешеходов по автомагистралям запрещено во всех случаях.
Условий, когда у пешеходов нет приоритета в движении, значительно меньше.
Еще один вопрос касается того, каких пешеходов водитель обязан пропустить и как действовать. Здесь следует помнить два условия.
Во-первых, пункт 14.1 указывает, что на нерегулируемом переходе водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. То есть водитель не обязан пропускать пешеходов, приближающихся к проезжей части или стоящих рядом с ней. Однако это не отменяет его обязанности по обеспечению безопасности движения: если по ситуации ясно, что пешеход собирается начать переход, стоит как минимум заранее снизить скорость. Не зря на пешеходные переходы не распространяется условие из пункта 6.14 ПДД, разрешающего водителям продолжать движение, если он не может остановиться, не прибегая к экстренному торможению.
Во-вторых, стоит учитывать формулировку, использованную в пункте 14.1. Как мы помним, там сказано, что водитель обязан уступить дорогу пешеходам, и определение этого действия четко обозначено в правилах. Согласно ПДД, уступить дорогу – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Проще говоря, если водитель может пересечь переход, не создавая помех идущему пешеходу, он может продолжить движение: например, на многополосной дороге при условии полной видимости и отсутствии других автомобилей, когда пешеход только вступил на противоположную сторону проезжей части. Это условие позволяет в том числе обжаловать штрафы с камер автоматической фиксации: если водитель действительно не создавал никаких помех пешеходу, он имеет шансы оспорить постановление о правонарушении.
Несмотря на приоритет во многих дорожных ситуациях, у пешеходов также есть обязанности. Обозначим самые важные.
Прежде всего, отметим, что пункт 4.5 обязывает даже пешеходов, имеющих приоритет, заботиться о собственной безопасности. В нем сказано, что на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
Во-вторых, даже на переходе пешеходы имеют вполне четкие обязанности: пункт 4.6 указывает, что, выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Кроме того, на регулируемых перекрестках пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, а продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора.
Еще одна важная обязанность пешеходов – обозначать себя на дороге в темное время суток. Пункт 4.1 ПДД гласит, что при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. Таким образом, в случае происшествия с пешеходом вне населенного пункта водитель может оспорить свою вину не только из-за нарушения пешеходом условия «не создавать помех автомобилям» из пункта 4.5, но и из-за несоблюдения пешеходом требования безопасности.
Все случаи непредоставления водителем преимущества пешеходу подпадают под статью 12.18 КоАП. Согласно ей, невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2500 рублей.
ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД
Как известно, переходить дорогу следует в специально отведенном для этого месте. Называется оно пешеходным переходом и может располагаться как на поверхности земли, так и над ней — и даже под землей. Соответственно, и оборудование пешеходного перехода, в зависимости от того, где он находится, может ограничиваться нанесением стандартной разметки и установкой дорожных знаков по бокам от нее — или превратиться в полноценную стройку, работа на которой займет недели, а то и месяцы…
Для нас, живущих в начале XXI века, стали уже привычными сводки с указанием количества пробок на дорогах и времени, которое в них может провести автомобилист. Проектные организации и дорожно-строительные компании стараются изменить ситуацию, улучшая состояние автодорог, расширяя их и увеличивая общую протяженность дорожно-транспортной сети. В этом смысле очень важной видится работа по организации движения пешеходов, пересекающих городские улицы и автодороги, ведь здесь речь идет уже не только об автомобильном трафике, но и о личной безопасности и даже сохранности жизни людей, которые перемещаются без помощи транспортного средства. Для того, чтобы разрешить эту проблему, в местах пересечения проезжей части наносится специальная разметка, над землей и под ней строятся специальные пешеходные переходы, которые представляют собой довольно сложные, а порой и уникальные инженерные сооружения. Какими бывают пешеходные переходы, где и как их строят — давайте попробуем во всем этом разобраться.
НАЗЕМНЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД
Это самый распространенный и незатратный в плане обустройства из всех видов пешеходных переходов, позволяющий пешком пересекать проезжую часть в специально установленных для этого местах. В просторечье он получил название «зебра», хотя кроме чередующихся полос двух разных цветов он может иметь и другие виды разметки, а также включать «островок безопасности» посередине. Пять лет назад в России был принят новый государственный стандарт, регулирующий оформление автодорог. Кроме всего прочего, он включает в себя и инструкции по размещению, оформлению и ширине наземных пешеходных переходов.
Согласно действующему ГОСТу наземные пешеходные переходы размещаются перед перекрестками, рядом с остановками общественного транспорта, возле школ, больниц, торговых центров и других активно посещаемых общественных мест. Наземные переходы бывают как нерегулируемыми, так и регулируемыми — во втором случае движение пешеходов по ним управляется сигналами находящегося рядом светофора. Кроме разметки — упомянутой «зебры» или иного типа, например с наличием стрелок, указывающих сторону и направление движения пешеходов, — переход также обозначается парными указателями. В качестве дополнительных обозначений наземного перехода используются и дополнительные обозначения: знаки на асфальте или «лежачие полицейские» перед началом пешеходной зоны (например, вблизи школ и на опасных перекрестках при отсутствии светофоров), а иногда и специальные осветительные приборы по периметру перехода.
Для указания водителям автотранспортных средств на то, что рядом находится оборудованная зона для пересечения проезжей части пешеходами, по обеим сторонам дороги устанавливаются указатели с силуэтом человека, идущего по «зебре». Независимо от того, регулируемый это переход или нет, такие дорожные знаки обозначают его территорию — ведь полосы на дороге водителю издалека не видны. Для того, чтобы знаки были лучше заметны издалека, согласно действующему стандарту они должны быть обведены по периметру достаточно широкой желто-зеленой флуоресцентной пленкой (типа В, как уточняет ГОСТ).
Строго говоря, кроме этих знаков и установки светофора в местах регулируемых наземных пешеходных переходов обустройство последних сводится к нанесению в заранее определенном месте дорожной разметки. Ширина полос наземного перехода зависит от разрешенной скорости движения транспортных средств на участке дороги: 2,5 метра при скорости 60 км/час и 4 метра при скорости от 60 км/час и выше. Площадь же всего перехода рассчитывается с учетом максимального числа пешеходов, которые могут воспользоваться им в час пик.
В соответствии с новым стандартом, промежутки между белыми полосами «зебры» выполняются не серого, а желтого цвета, что делает переход более заметным издалека. Если половина разметки, нанесенной краской, стерлась, ее необходимо восстановить или нанести заново. Разметка, нанесенная термопластической массой, по современным нормативам требует восстановления уже при повреждении четверти ее площади. В связи с этим нанесение четкой, качественной разметки наземного перехода при его обустройстве приобретает первоочередное значение.
Разметка пешеходного перехода на проезжей части проводится путем прокрашивания при помощи трафарета (вручную или посредством пульверизатора) либо же нанесением термопластических масс или холодного пластика с помощью специального оборудования. Первый из указанных способов, несомненно, экономичнее, а второй — значительно быстрее, что позволяет перекрывать движение автотранспорта по дороге на гораздо меньшее время.
В качестве удачного, как нам кажется, образца машины для дорожной разметки можно обратить внимание на модель «Шмелек ХП Структура». Которую выпускает компания «СТиМ». Она предназначена для нанесения горизонтальной структурной разметки холодным пластиком, приготовленным на основе жидких полимерных смол, не содержащих органических растворителей. Отметим, что пластик, используемый для разметки, готовится непосредственно перед заливкой в лоток. А нанесение машиной линий «зебры» или другой разметки основано на разбрызгивании пластика, попадающего на игольчатый ерш через шибер лотка для пластика. Интересная особенность этой модели — в том, что одновременно с нанесением разметки производится посыпка линии светоотражающими стеклошариками.
Конструкция машины для нанесения дорожной разметки «Шмелек ХП Структура» включает в себя систему управления, визир, быстросъемные лотки для пластика, 10-литровый контейнер для стеклошариков и устройство для их нанесения. Модель, которая весит 72 килограмма, обслуживают два человека. Ширина наносимых ей линий разметки составляет от 10 до 40 сантиметров; такова же и регулируемая ширина посыпки шариками. Габариты машины (длина/ширина/высота) в рабочем положении невелики: 1,1х0,7х1,1 метра; в транспортном положении длина на 0,8 метра меньше.
Впрочем, нужно отметить, что наличие даже идеально обустроенных наземных пешеходных переходов (яркая разметка, четкие указатели, «лежачие полицейские», светофоры и так далее), с одной стороны, не гарантирует полной безопасности жизни и здоровья людей, с другой — замедляет скорость передвижения автотранспорта и повышает уровень шума вдоль дороги. По этой причине наряду с наземными переходами в городах и на трассах строятся надземные и подземные пешеходные переходы, представляющие собой более сложные сооружения.
МОСТОВОЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД
Наиболее распространенной разновидностью надземных пешеходных переходов являются переходы мостовые. Рост их количества в городах России заметно влияет на статистику дорожно-транспортных происшествий — разумеется, в сторону уменьшения их числа. Однако строительство надземных пешеходных переходов связано с рядом сложностей — особенно там, где их сооружение ведется в местах с уже сложившейся системой движения автомобильного и другого транспорта.
После завершения проектных работ, которые учитывают особенности местности, конструкции мостового перехода и технологии его сборки, проводят геодезические работы, включающие в себя инженерно-геодезические изыскания, составление геоподосновы местности и создание разбивочной основы для выноса осей будущего надземного перехода в основном периоде строительства. После этого выполняется прокладка инженерных коммуникаций. Отметим, что геодезический контроль осуществляется на протяжении всего периода строительства мостового перехода.
Если на территории будущего перехода имеются какие-либо сооружения, способные так или иначе помешать возведению конструкции перехода, участок очищается от них с помощью спецтехники и оборудования ручного класса. После чего выполняются выравнивание и подготовка грунта.
Для возведения надземного пешеходного перехода чаще всего требуется предварительный монтаж временных сооружений, упрощающих ход строительства. К числу таковых относятся вспомогательные опоры, подмостки, ограждающие и анкерные устройства, а иногда и временные эстакады для подъезда техники. Все эти сооружения требуют скрупулезных расчетов и точного проектирования. После того, как эта часть работы завершена, начинается непосредственно этап строительства.
Для возведения фундамента опор мостового перехода выполняется устройство котлована — таким образом, чтобы не нарушить несущую способность грунта. Далее выполняется армирование и необходимые бетонные работы — при этом точно соблюдается глубина заложения, технология укладки во всех ее нюансах, от подготовки бетона до соблюдения температурного режима.
Надфундаментные опоры перехода могут быть разных типов, от чего зависит способ их возведения. Облицованные (или необлицованные) монолитные опоры — каменные, бетонные или железобетонные — возводятся при помощи опалубки. Более дешевым вариантом (и более быстрым для монтажа) являются сборно-монолитные опоры, содержание монолитного бетона в которых составляет двадцать и более процентов. Опоры строения с меньшим содержанием монолитного бетона называются сборными — их устройство является наиболее экономичным.
После установки опор начинается возведение пролетного строения мостового перехода. Оптимальными материалами для этого являются металл и пластик. Если пролетное строение не цельносварное, монтаж пролетных строений выполняется с помощью болтовых монтажных стыков либо комбинированных соединений (высокопрочные болты и сварные швы). Цельносварные пролетные строения считаются предпочтительными по причине низких затрат на монтажные работы, экономии металла, что, кроме всего прочего, снижает общий вес конструкции перехода, а также более эстетичного внешнего вида и более низкой сметной стоимости.
При строительстве надземных пешеходных переходов мостового типа применяется немало специальной техники разных видов: самосвалы, миксеры, фронтальные ковшовые и телескопические погрузчики, экскаваторы, бульдозеры и другие машины. Нужно заметить, что сооружение надземного перехода во многом идентично строительству пешеходного моста — разница, по большому счету, заключается лишь в том, идет ли речь о переходе через водную преграду или через городскую улицу с оживленным движением. Отдельным подвидом надземных пешеходных переходов являются переходы над железнодорожными путями, которые часто отличаются большей сложностью конструкции.
ПОДЗЕМНЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД
Фактически подземный пешеходный переход представляет собой искусственный тоннель под автодорогой или железнодорожными путями. От тротуара или обочины к нему ведут ступени, которые в соответствии с современными требованиями оснащаются съездами для колясок и велосипедов. Важное достоинство подземного перехода — в том, что никакие элементы его конструкции не выходят на проезжую часть, и, следовательно, автотранспорт движется над ним в обычном режиме, не останавливаясь и не снижая скорости, что ускоряет его прохождение и снижает уровень загазованности. Кроме того, подземные переходы фактически не меняют архитектурный облик города. В них могут располагаться различные объекты — от опорных пунктов полиции до торговых точек. Но главное — подземный переход из всех существующих типов этих сооружений является наиболее безопасным для пешеходов.
При этом выбор места для строительства подземного перехода, как правило, представляет собой задачу сложнее, чем для перехода надземного, и уж тем более — наземного. Ведь влияние его строительства на близлежащие объекты инфраструктуры довольно велико. Поэтому существует ряд требований, которые необходимо учесть еще до проектирования подземного перехода. Для этого на основании результатов инженерных изысканий заранее выполняется анализ гидрогеологических условий в месте будущего строительства и состояния фундамента ближайших зданий. Сооружаемый переход должен быть гарантированно обезопасен от действия подземных вод, поэтому в случае необходимости предусматривается реализация технологий понижения уровня воды, дренажа грунта и гидроизоляции. Не только водозащита, но все прочие технологии, используемые в ходе строительства пешеходного тоннеля — выработка грунта, укрепление стен и другие, — должны реализовываться комплексно. И главное: все применяемые технологии строительства будущего подземного перехода не должны нарушить возможности эксплуатации окружающих объектов инфраструктуры в обычном режиме.
После завершения инженерно-геологических изысканий начинается этап проектирования будущего подземного сооружения. Кроме всего прочего, он включает в себя выбор оптимального метода строительства с учетом всех собранных данных, обеспечение полной гидроизоляции, просчет возможных нагрузок и подбор способа крепежа стен подземного перехода.
Способы строительства подземного перехода можно сгруппировать в две категории. Первая — строительство подземное, вторая — строительство одним из поверхностных методов: котлованный, метод опускного колодца или стена в грунте. В условиях города использование поверхностных методов при сооружении подземных переходов считается предпочтительным.
Котлованный метод, как несложно понять из названия, подразумевает реализацию строительной технологии, при которой сперва роется котлован, а затем в нем сооружается подземный переход. Надежно перекрытый сверху, он засыпается грунтом, после чего над ним восстанавливаются все слои автодороги, вплоть до верхнего — укладки покрытия. Котлованный метод позволяет выполнить надежную гидроизоляцию и установку бетонных стен. Неудобство заключается в том, что такой переход требует наличия вокруг значительных площадей для возведения откосов. По этой причине подземные пешеходные переходы, построенные таким способом, имеют ограничение по глубине: не более семи метров.
Метод «стена в грунте» подразумевает установку стен будущего перехода в узкой выработке и дальнейшие работы по выемке грунта между ними. Многое при этом зависит от состояния грунта: если он водонасыщенный, стены перехода заглубляются до водоупорного слоя, чтобы исключить в дальнейшем возможность притока воды. При сооружении подземных переходов в очень сложных грунтах применяются методы закрепления пород — на время (замораживание) либо постоянное (цементация почв с применением струйного метода).
Строительство пешеходных переходов — наземных, надземных и подземных — позволяет отрегулировать и серьезно разгрузить дорожный трафик. Это, разумеется, очень важно — и все-таки не является самоцелью. Главный вопрос, который позволяют решить пешеходные переходы, — сохранение жизни и здоровья людей. Именно поэтому важность этих сооружений невероятно высока.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.