Что такое пигментация волос
Пигментация волос
Содержание
Причины пигментации волос
Активность меланоцитов неравномерна по массе волос, поэтому отдельные волосы одного человека различаются по цвету, что и придаёт волосам естественный вид, который отличается от вида равномерно окрашенных волос. Со временем активность клеток, производящих пигмент, падает, и волосы вырастают неокрашенными, то есть седыми.
При нарушении производства меланина возникает альбинизм. При этом не только волосы становятся бесцветными, но возникают и другие физиологические нарушения, например, нарушения зрения. Человек, имеющий альбинизм, называется альбиносом.
Цвет волос человека
В обыденном понимании выделяют блондинов (пепельные, золотистые, русые), рыжих и тёмных (брюнетов, шатенов) людей.
Брюнет
Брюнетами называют людей с чёрным цветом волос. Брюнеты имеют оттенки от ярко-чёрного до тёмно-коричневого.
Шатен
Шатены имеют оттенки от тёмно-русого до каштанового.
Рыжий
Преобладание гранул феомеланина придаёт волосам рыжий цвет (наиболее однородный и «чистый», благодаря минимуму смешивания пигментов).
Рыжий цвет волос встречается достаточно редко, что делает возможным такое необычное мероприятие, как «всемирная встреча рыжеволосых». В 2009 году такая встреча проводилась в нидерландском городе Бреда. Организаторы ожидали около 4000 участников из 36 стран. [5]
Рыжий цвет волос также нередко становился причиной предрассудков. В кельтской мифологии ведьмы чаще всего изображались именно с рыжими волосами, благодаря чему в европейской культуре рыжий цвет волос у женщин долгое время прочно ассоциировался с ведьмами. Однако подтверждений тому, что женщины с рыжим цветом волос подвергались особым преследованиям со стороны «охотников за ведьмами», нет. Ярко-рыжий цвет волос у женщин до сих пор ассоциируется с экстравагантным характером, или с чем-то таинственным или мистическим.
Русый
Встречается в Европе (Польша, Беларусь, Россия, Германия).
Подразделяется на: светло-русый (тёмный блондин), средне-русый (очень тёмный блондин) и тёмно-русый (светлый шатен).
Блондин
(От фр. blondin ) — белокурый, пепельный, светловолосый мужчина; противоп. — брюнет.) [7]
Слово «блондин» относится к людям, волосы которых имеют жёлтый, белый, серый цвет или их оттенки. В ряде южноевропейских языков сюда же относят светло-коричневый цвет, называемый русым. Блондины встречаются наиболее часто среди жителей северной, западной, центральной и восточной Европы.)
Седой
Серебристый или белый цвет волос, приходящий с возрастом.
Возрастные изменения цвета волос
Довольно часто у детей в возрасте 1-2 лет наблюдается перемена цвета волос. Окончательно цвет волос обычно определяется примерно к 5 годам. Но у некоторых людей этот процесс происходит позже, в период полового созревания: их волосы сильно темнеют от поступления в организм тестостерона (особенно этот процесс заметен у австралоидов).
Если волосы окончательно выпадают, человек становится лысым.
Искусственное окрашивание волос
Окрашивание волос является распространённой косметической процедурой. В современном обществе существует и регулярно изменяется мода на цвет волос. Седые волосы у женщин определённого возраста (по крайней мере, до выхода на пенсию) считаются чуть ли не неприличными.
Основными способами окраски волос являются следующие техники:
Натуральные красители действуют наподобие тонирующих, то есть проникают лишь во внешний слой волоса, но держатся прочнее, особенно при систематическом употреблении. Они не в состоянии радикально изменить цвет (если человек не блондин), но могут усилить оттенок.
Страсть к цвету
Пигментация волос
Окрашивание – это процесс привнесения искусственного пигмента и/или осветления натурального.
1. Строение волос.
Знания о строении волоса позволяют проводить более точную диагностику и в соответствии с ней корректировать формулу окрашивания
Волосы в подкожной части живые и требуют аккуратного обращения. Используя красители для волос, нужно понимать, как они воздействуют на структуру волоса. Чем больше вы знаете о волосах, тем лояльнее становятся к вам ваши клиенты.
Давайте пристальнее посмотрим на тот материал, с которым мы работаем каждый день, – на волосы.
— Медулла
— Кортекс
— Кутикула
Человеческий волос имеет довольно сложную структуру.
Волос надкожной части состоит из трех основных слоев.
Волосы в подкожной части живые и требуют аккуратного обращения. Используя красители для волос, нужно понимать, как они воздействуют на структуру волоса.
Чем больше вы знаете о волосах, тем лояльнее становятся к вам ваши клиенты.
Кутикула: Это внешний защитный слой волоса
Практически полностью состоит из кератина и содержит в среднем от 8 до 10 слоев прозрачных чешуек
Расширяется под воздействием щелочной среды и сжимается под воздействием кислой среды
Чем лучше состояние кутикулярного слоя, тем больше блеска и движения в волосах и тем презентабельней выглядит цвет
Кутикула:
Практически полностью состоит из кератиновых чешуек, лежащих гладко друг на друге в 8-10 слоев. Этот слой прозрачен, что позволяет видеть цвет волос. Под воздействием влаги и щелочной среды разбухает (расширяется), под воздействием кислой среды сжимается.
Под воздействием щелочной среды перманентных красителей волос расширяется, чешуйки кутикулы открываются, что позволяет красителю проникнуть внутрь волоса. Под воздействием кислой среды кондиционера или маски для волос он сжимается и чешуйки снова закрываются.
Состояние кутикулярного слоя влияет на внешний вид волос, стойкость окрашивания (удержание искусственных пигментов), подвижность волоса, сохранение эластичности, блеск и презентабельность цвета.
Кортекс:
Кортекс имеет фиброзную структуру. Полипептидные цепи формируют протофибры, те, в свою очередь, формируют микрофибры
Именно в кортексе происходит размещение оксидативных пигментов
Состояние кортекса, его свойства определяют прочность и эластичность волос
Кортекс расположен под кутикулой и составляет основную массу волоса.
Кортекс: Кортекс, как и кутикула, состоит из кератина, но этот кератин имеет другую структуру. Аминокислоты (строительный элемент белка, а кератин является твердым белком) соединяются в полипептидные цепочки. Эти цепочки формируют протофибры. Из протофибр формируются микрофибры. В целом, такая структура очень похожа на строение каната и именно она обеспечивает прочность волосам. В кортексе и происходит размещение оксидативных пигментов.
Состояние кортекса определяет прочность и эластичность волос.
Медулла:
Внутренний слой волоса
Не влияет на процессы окрашивания волос, в тонких волосах может полностью отсутствовать
Эумеланин
Коричневый / серо-коричневый цвет
В большей степени влияет на глубину тона натуральных волос.
Крупнее феомеланина.
Быстрее реагирует на оксидативные процессы и легче осветляется.
Находится ближе к поверхности кортекса.
Феомеланин
Желтый / красный цвет.
В большей степени влияет на направление тона натуральных волос.
Меньше эумеланина.
Распределен по всей глубине кортекса.
Цвет натуральных волос формируется маленькими пигментными гранулами (состоящими из крупных молекул), которые называются меланином. Эти пигментные гранулы рассеяны по всему кортексу. Свет от источника проникает сквозь прозрачные слои кутикулы, отражается от пигментных гранул и, попадая на сетчатку глаза, дает нам информацию о цвете волос.
Меланин делится на два типа: коричневый \ серо-коричневый эумеланин и желтый \ красный феомеланин. Тип, количество, размер гранул и пропорция этих пигментов определяют цвет натуральных волос.
Клетки, вырабатывающие меланин, находятся в основании волосяной луковицы. Эти клетки называются меланоцитами. Меланин является продуктом окислительных превращений тирозиновой аминокислоты.
Белые волосы
В результате естественных процессов старения и \ или генетической наследственности производство меланина в организме может снижаться вплоть до полного прекращения. Когда меланоциты прекращают производство меланина, растущий волос становится прозрачным (белым), поскольку в нем отсутствуют пигментные гранулы, способные поглощать и отражать световые лучи.
Смешение пигментированных и непигментированных волос воспринимается нами как серый цвет – седина. При окрашивании седины нужно понимать, что она состоит из комбинации натуральных (пигментированных) и белых (непигментированных) волос.
Глубина тона и направление тона
Комбинация эумеланина и феомеланина создает натуральный цвет волос:
— Чем больше пропорция феомеланина, тем теплее выглядит тон.
— Тон натуральных волос проявляется сильнее в процессе осветления.
Чтобы описать цвет волос, нужно описать направление и глубину тона.
Весь спектр натуральных тонов создается комбинацией эумеланина и феомеланина.
Концентрация и количество меланина в волосах влияет на его глубину тона. Чем больше меланина, тем больше световых лучей поглощается и тем темнее выглядят волосы.
Мы используем международную систему описания глубины тона. Она состоит из градации от 1 (черный) до 10 (экстрасветлый блондин).
Нумерационная система Schwarzkopf Igora Royal использует эту же градацию, дополнив ее уровнем 12 (специальный блондин).
Таблица фона осветления.
Во время составления формулы окрашивания нужно учитывать таблицу фона осветления.
При окрашивании светлее исходной базы фон осветления будет влиять на итоговый цвет. Поэтому важно определить направление тона натуральных волос.
Фон осветления, в зависимости от его цвета, его интенсивности и желаемого результата окрашивания, можно либо использовать (при окрашивании в золотистые, медные, красные оттенки на соответствующих фону осветления глубинах тона), либо нейтрализовать комплиментарным цветом.
В некоторых случаях может требоваться обесцвечивание фона осветления или его переосветление (окрашивание в оттенки блонд и окрашивание в холодные светлые оттенки).
При затемнении волос нужно учитывать отсутствие необходимого фона осветления, характерного для глубины тона желаемого цвета.
Эумеланин
Эумеланин быстрее и легче реагирует на оксидативные процессы, чем феомеланин. Эумеланин крупнее в размере и находится ближе к поверхности кортекса. Пигментные гранулы различаются по форме (от сферических до плоских) и по размеру (от 1/10 до 1/1000 миллиметра).
Пигментация волос перед окрашиванием
Разобраться с данными понятиями нам поможет Алексей Балуев, арт-директор LONG & SHORT beauty salon и сооснователь LONG & SHORT hair academy, а также победитель в номинации «Колорист» Международной премии Stella.
Когда мы используем пигментацию?
Пигментацию нужно делать тогда, когда мы работаем с поврежденными волосами или с неровными базами на их полотне, чтобы исправить все это и корректно проявить нужные нюансы. Грубо говоря, это фундамент для будущего цвета. Потому что на поврежденных волосах оттенок окрашивания может сильно искажаться. К примеру, медные оттенки могут мигрировать в красные или красно-фиолетовые, а красивый бежевый уйдет в серый. Может проявиться нежелательный для всех парикмахеров зеленый оттенок.
Если говорить об определениях терминов «репигментация» или «препигментация», то среди парикмахеров нет единой подачи информации. Каждая школа или косметический бренд диктует свою информацию по базовой колористике и по-разному подает определения. Поэтому в терминах парикмахеров часто бывает путаница. Кто-то называет работу на осветленных волосах препигментацией, а кто-то репигментацией. И аналогичная ситуация с определением работы на седых волосах.
По моему мнению, название не так важно, как понимание смысла работы. Это возвращение волосам плотности, той подложки, которая будет идеальной для дальнейшего окрашивания.
Лично я не придерживаюсь названий «репигментация» и «препигментация». Мне импонирует название Сolor Filler. Его используют американцы для обозначения процесса заполнения волос цветом и восстановления структуры (to fill в пер. с англ. «заполнять»).
Такие подложки – идеальный вариант для создания сложных оттенков, которых не существует в чистом виде. Наслаивая на определенную подложку новый цвет, мы получаем совсем новое решение, которого нет в палитре ни одного бренда. Очень люблю этот метод, потому что он делает каждого клиента уникальным.
Фундамент в виде пигментации также «развязывает руки» для создания фантазийных цветов: стойкого сочного синего или красного оттенков. Кроме того, пигментация позволяет не только выровнять структуру и полотно волоса, а также обеспечить долгую жизнь красивого оттенка на волосах.
Если цвет смоется, то подложку будет видно?
Бывает по-разному из-за индивидуальной структуры волос, которая отдает и принимает цвет неодинаково. Действительно, бывает такое, что цвет подложки «проглядывает» из-под основного оттенка. Но нужно понимать, что это не краска, которой мы красим заборы. Когда мы красим цвет поверх оттенка подложки, краситель вступает в реакцию и образуется совершенно новый нюанс.
Такую подложку нужно делать перед каждым окрашиванием?
Нет, ее нужно использовать только при работе с поврежденными волосами или неравномерным полотном, когда есть несколько оттенков, которые необходимо привести к общему знаменателю. Потому что если на разные исходные базы положить один и тот же оттенок, он и проявится по-разному.
Загадки седины
Юлия Сергеевна Овчаренко
Основатель и руководитель клинического, образовательного и исследовательского центра Институт трихологии
Цвет волос
Меланогенез волоса
Переход из телогена в анаген является единственным периодом цикла роста волос, в котором происходит пролиферация фолликулярных меланоцитов. Пролиферирующие меланоциты впервые обнаруживаются во время анагена II, с последующей активизацией митоза меланоцитов в анагене III. Меланоциты волосяной луковицы достигают пика активности к завершению стадии анагена, которая характеризуется максимальной выработкой волосяного волокна. Родственные меланоциты затем дифференцируются и становятся больше в размере и обладают большей дендритностью в рамках подготовки к активной передаче зрелых меланосом в прекортикальные кератиноцы в стадии полного анагена.
Естественное поседение
Стареющие ВФ постоянно теряют меланоциты. Однако старение волос не всегда начинается с их поседения, равно как седые волосы не всегда являются маркером старости. Поседение может быть следствием перенесенных тяжелых заболеваний, эндокринных расстройств, нервных и психических потрясений.
Потеря растущим ВФ меланоцитов, способных активно производить и передавать пигмент, может быть одной из защитных стратегий, позволяющих коже и волосам справиться с различными экологическими и эндогенными стрессами, постоянно сопутствующими человеку на протяжении его жизни. Среди возможных стрессов наиболее распространен оксидативный.
Гипотетический сценарий старения пигментной единицы ВФ
Получить консультацию
Преждевременное поседение волос
Термин сanities subita используется для описания стремительного начала поседения или поседения «в одночасье». Сегодня это явление трактуется как острый эпизод гнездной алопеции (ГА), при котором стремительное поседение вызвано избирательным выпадением пигментированных волос при таком, предположительно, иммуноопосредованном расстройстве. Это наблюдение позволило некоторым экспертам предположить, что аутоиммунная мишень при ГА может быть связана с системой пигмента меланина. Описаны феномены Марии-Антуанетты (у женщин) и Томаса Мора (у мужчин). При этом типе ГА предполагают аутоиммунную реакцию на острый стресс, мишенью которой становятся меланоциты, связанные с меланогенезом протеины при аномальной экспрессии HLA I класса на луковице анагенного волоса подошв [12]
Существуют отчеты, связывающие преждевременное поседение и курение. На роль табакокурения в развитии поседения и потери волос у мужчин впервые обратили внимание Mosley и Gibbs. Пока нет достаточных статистических данных для утверждения, что эти факторы столь же негативно влияют на волосы женщин. Вероятные механизмы повреждения волос в таких случаях многофакторные и связаны с влиянием табачного дыма на микроциркуляторное русло волосяных сосочков, генотоксическое влияние на ДНК волосяных фолликулов, рост концентрации провоспалительных цитокинов, развитие перифолликулярного фиброза и микровоспаления, также гидроксилирование эстрадиола, создающее относительный дефицит активных эстрогенов [16]
Современные терапевтические концепции для реверсирования нволюционной потери пигмента
Изучение старения волос концентрирует свое внимание на эстетической проблеме старения и его контроле, а также на биологическом аспекте старения с точки зрения микроскопических, биохимических и молекулярных изменений. При современной увеличивающейся продолжительности жизни, стремление выглядеть молодо сильно как никогда. Косметическая промышленность активно реагирует на это стремление, представляя активные продукты, которые направлены на удовлетворение этого нового потребительского спроса. В отсутствии, на данный момент, иных способов обратить вспять появление седых волос, краски для волос остаются основным средством скрыть потерю цвета. Тем не менее, новые открытия в области биологии старения волосяного фолликула могут дать ход разработке новых стратегий профилактики и обратного хода процесса поседения. Пристальное внимание среди таких открытий уделяется «теории свободных радикалов», а также углубленному изучению максимальных потенциальных возможностей популяций меланоцитов волосяного фолликула, их защиты и активации.
Также наблюдается растущая заинтересованность в изучении маршрута доставки активных соединений, влияющих на волосы. Актуальные научные исследования сосредоточены на избирательной липосомной доставке в волосяные фолликулы меланинов, генов и белков для терапевтического и косметического изменения волос.
Резюме
Что такое пигментация волос
Когда мы хотим получить из светлого цвета волос темный, нам необходимо создать альтернативу потерянному фону осветления.
Конечно, мы можем нейтрализовать сине-зеленую базу красителя, добавив в него микстон по правилу 10. Но такое окрашивание не будет стойким и не будет иметь должной насыщенности. Поэтому лучше создать искусственный фон осветления соответствующего уровня глубины тона, а затем окрасить его в желаемый цвет.
Наличие теплых пигментов особенно важно отследить при работе с обесцвеченными волосами. При окрашивании таких волос обесцвеченные пористые концы часто становятся серыми, независимо от выбранного оттенка, потому что им не хватает именно теплых пигментов. Поэтому при их пигментировании следует добавлять золотистый или красный микстон в соответствии с уровнем глубины тона, с учетом фона осветления.
Есть масса способов выполнить репигментацию. Так как многие бренды-производители красителей предлагают собственные технологии по созданию искусственного фона осветления. Но есть базовые технологии, о которых должен знать каждый мастер.