Что такое пионерный котлован
Что такое пионерная траншея?
Что такое пионерная траншея и для чего ее используют?
При проведении земельных работ по разработке котлована или тоннели на глубину более 6 метров, в первую очередь проводят работы по созданию пионерной траншеи. Она неглубокая и проходит вдоль будущей стены котлована. Стены этой траншеи укрепляются железобетонными элементами. По пионерной траншеи маневрируют автосамосвалы, на ней они становятся под погрузку грунта. Ширина траншеи соответствует габаритам автотранспорта.
У слова «пионер» есть дословный перевод с английского, пионер это «первый».
И это не лозунг из прошлого, а именно перевод слова с английского на русский (дословный).
Соответственно пионерная траншея, это первая траншея при земляных работах.
Именно пионерная траншея указывает (обозначает) направление будущей основной траншеи (котлована).
В основном пионерные траншеи обустраиваются (делаются) на местности со сложным рельефом и значительной глубине основного котлована (траншеи).
Это сравнительно не глубокая траншея с ровной плоскостью (поверхностью) и укреплёнными откосами.
Но это не только некая «разметка» указывающая (обозначающая) направление основной траншеи, есть и абсолютно практическое предназначение.
Вот схема, обозначил линией ту самую пионерную траншею с грузовиком,
Разработка котлованов и экскавация грунтов
Разработка любого по сложности котлована производится по единой схеме работ:
Компания «Разберем.Про» специализируется на рытье котлованов следующих типов:
Пионерный котлован – что это?
Пионерный котлован – это траншея, имеющая сравнительно невысокую глубину и ровную плоскость, пригодную для беспрепятственного проезда колесного и гусеничного транспорта. Обязательное условие проведения работ – укрепление откосов наиболее подходящим способом, который утверждается по итогам технико-экономического обоснования.
Когда объект строительства требует выполнения масштабных земляных работ, это означает, что потребуется создать котлован с определенными геометрическими параметрами. Пионерный котлован – это выемка грунта на глубину менее 6 м.
Траншею необходимой длины и глубины прокладывают вдоль будущей стены котлована (он будет значительно больших размеров). Формируемый откос укрепляют, а затем по пионерной траншее перемещаются автосамосвалы, чтобы вывозить вынимаемый грунт. Обычно ширина траншеи лишь немногим шире габарита автотранспорта.
Важнейшими предпосылками для того, чтобы потребовалось обустроить пионерную траншею, являются:
После создания и укрепления пионерной траншеи экскаваторы приступают к работе по рытью основного котлована, а извлеченный грунт оперативно вывозят автотранспортом по безопасному маршруту.
Схема проведения работ
Порядок создания траншеи включает этапы:
Правильно организованный производственный процесс не допускает простоя задействованной техники. Особенность пионерского котлована состоит в его временной эксплуатации, срок которой зависит от продолжительности выполнения основного этапа земляных работ.
Как закрепляют откосы?
Отсутствие ограждающих конструкций вдоль откосов траншеи допускается, когда она:
В остальных случаях обязательно проводят укрепление откосов. Чаще всего так и происходит при строительстве в городской черте, где нет возможности выйти за границы ограниченной площадки проведения земляных работ.
Крепление формируемых стенок котлована можно произвести по-разному. Наиболее часто применяются:
Метод укрепления выбирают заранее, опираясь на имеющиеся гидрогеологические и геологические условия, геометрические параметры объекта строительства, близость соседних построек и коммуникаций.
Разработка котлована начинается с разработки пионерной траншеи, проходящей по центру котлована. Примем пионерную траншею шириной понизу: bпт = 2 м. Ширина пионерной траншеи поверху Впт определяется по формуле:
Н = 5 – глубина котлована, м;
m =0,9 – величина заложения откосов.
Пионерная траншея проходится лобовым забоем. Вся остальная часть котлована разбивается на боковые забои, размеры которых одинаковы. Максимальная ширина бокового забоя (Взmax, м) определяется по формуле:
где Rкопmax = 10,7 – наибольший радиус копания экскаватора, м.
Количество забоев (n) определяется по верху, по формуле:
;
где Впm max = 11 – максимальная ширина пионерной траншеи поверху, м;
В3max = 13,9 – максимальная ширина бокового забоя поверху, м.
n = (49-11)/13,9 = 2 забоя+9,7м
Принимаем 3 боковых забоев шириной поверху и понизу
В3 max = =(49-11)/3=12,67 м.
По полученным данным строим схему пионерной траншеи см. рис.3.
Коэффициент использования рабочего времени Кв определяется из опыта проектирования. В данной работе для случая когда экскаватор работает на транспортное средства он принимается равным Кв = 0,85.
7. Выбор экскаватора прямая лопата для разработки открытого котлована, расчет забоев, определение его производительности
Разработка котлована ведется с помощью экскаватора прямая лопата. Для разработки котлована используем следующую схему:
1. устройство наклонного входа в котлован;
2. разработка пионерной траншеи;
3. разработка боковых забоев
Устройство наклонного входа в котлован:
Экскаватор разрабатывает грунт ниже отметки стояния, постепенно заглубляясь до отметки НР в конце наклонного входа – на границе подошвы котлована.
Определяем расстояние от будущей подошвы котлована:
Ширину наклонного въезда в котлован принимаем равной ширине пионерной траншеи, определяемой далее, которая является продолжением входа в котлован. Объем разработки входа в котлован учитываем при составлении графика производства работ экскаватора.
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Пионерный котлован что это
Проблемным вопросам строительства объекта сопутствовали еще и политические. Остановимся сначала на не политических.
Выбор фундирования. Ситуация осложнялась глубиной котлована 9.5м, расположением на его кромке пятиэтажного здания и инженерных сетей.
Рассматривались:
вариант фундирования по забивным сваям с металлическим временным шпунтовым ограждением котлована. Непреодолимым недостатком оказалось забивка шпунта в зоне инженерных сетей.
Смешанный вариант — наружный контур из буронабивных шпунтовых свай, несущих также и крайние колонны каркаса. Сваи со дна котлована предполагались забивными.
Окончательный вариант – ростверки по буронабивным сваям и буронабивные шпунтовые сваи с навесными ж.б. стенами, с установкой на них крайних колонн каркаса.
В процессе проектирования произошел анекдотический случай. Приносят нам проект организации строительства, идет суровый 2003 год, до оранжевой революции еще далеко и в связи с этим посовцы втаскивают башенный кран с базой 12х12 мм в середину здания, разрезая его на две части. Мы спрашиваем: «Вы что, опупели?».
Пришлось упереться, и вопрос о частичном перекрытии улицы был решен заказчиком положительно в горисполкоме.
PS. Опыт устройства буронабивной подпорной стенки был использован при устройстве котлована, под гостиницу ул. Комсомольская, 26, где были аналогичные проблемы. Здание гостиницы зажато между двумя хрущевовидными 3 и 4 этажными зданиями без подвала.
Что такое пионерная траншея и для чего ее используют?
При проведении земельных работ по разработке котлована или тоннели на глубину более 6 метров, в первую очередь проводят работы по созданию пионерной траншеи. Она неглубокая и проходит вдоль будущей стены котлована. Стены этой траншеи укрепляются железобетонными элементами. По пионерной траншеи маневрируют автосамосвалы, на ней они становятся под погрузку грунта. Ширина траншеи соответствует габаритам автотранспорта.
У слова «пионер» есть дословный перевод с английского, пионер это «первый».
И это не лозунг из прошлого, а именно перевод слова с английского на русский (дословный).
Соответственно пионерная траншея, это первая траншея при земляных работах.
Именно пионерная траншея указывает (обозначает) направление будущей основной траншеи (котлована).
В основном пионерные траншеи обустраиваются (делаются) на местности со сложным рельефом и значительной глубине основного котлована (траншеи).
Это сравнительно не глубокая траншея с ровной плоскостью (поверхностью) и укреплёнными откосами.
Но это не только некая «разметка» указывающая (обозначающая) направление основной траншеи, есть и абсолютно практическое предназначение.
Вот схема, обозначил линией ту самую пионерную траншею с грузовиком,
Линия консультации
Если у Вас остались вопросы, мы с удовольствием ответим на них.
Разработка любого по сложности котлована производится по единой схеме работ:
Компания «Разберем.Про» специализируется на рытье котлованов следующих типов:
Что такое пионерный котлован
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ТЕХНОЛОГИИ И МЕХАНИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ ТРАНШЕЙ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ СПОСОБОМ «СТЕНА В ГРУНТЕ»
В настоящих Рекомендациях приведены сведения и указания по проведению подготовительных работ, технологии и механизации разработки траншей для строительства подземных сооружений способом «стена в грунте», технике безопасности при проведении этих работ, контролю качества их выполнения и приемке.
В общей части дана характеристика способа «стена в грунте» и указаны области его применения в строительстве.
Рекомендации предназначены для инженерно-технических работников строительных и проектных организаций.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Способ «стена в грунте» применяется для строительства стен подземных сооружений, фундаментов глубокого заложения и противофильтрационных завес и состоит из двух основных относительно самостоятельных этапов строительства:
1.3. Способ «стена в грунте» позволяет сооружать подземные стены, фундаменты и противофильтрационные завесы как в обводненных, так и необводненных грунтах: супесчаных и песчаных, суглинистых и глинистых. Подземные стены и фундаменты могут нести как вертикальные, так и горизонтальные нагрузки. Выполнение подземных стен и противофильтрационных завес в виде замкнутого контура и заделка их нижней части в водоупорный слой грунта предотвращают поступление подземных вод внутрь сооружения.
1.4. Способ «стена в грунте» рекомендуется использовать при строительстве сооружений следующих типов: подземных этажей зданий; заглубленных технологических емкостей и резервуаров; подземных и заглубленных гаражей и стоянок для автомобилей и другой самоходной техники; подземных складов и хранилищ; убежищ гражданской обороны; туннелей автотранспортных пересечений; подземных пешеходных переходов; перегонных туннелей и станций метрополитена мелкого заложения; подземных помещений и коллекторов в системах теплоснабжения, электроснабжения и связи; фундаментов глубокого заложения для многоэтажных и высотных зданий; фундаментов мостовых опор; водоводных каналов и водохранилищ, емкостей и коллекторов в системах водопровода и канализации; бассейнов для плавания; подпорных стен и противооползневых сооружений; противофильтрационных завес и ограждений котлованов, карьеров и каналов; противофильтрационных ограждений плотин, водохранилищ и отвалов.
1.5. Основные области применения способа «стена в грунте» следующие:
строительство в стесненных условиях и вблизи существующих зданий, сооружений и коммуникаций;
размещение подземных сооружений под бульварами, улицами и площадями; реконструкция и расширение промышленных объектов и т.п.
1.6. Применение способа «стена в грунте» может быть ограничено следующими условиями:
наличием грунтов с кавернами и пустотами, рыхлых свалочных и насыпных грунтов;
включениями захороненной каменной кладки, обломков бетонных и железобетонных плит, железа и других препятствий на трассе траншеи;
наличием напорных подземных вод, зон оттока или большой местной фильтрации в перерезаемой траншеей толще грунтов;
малой глубиной заложения (до 3-5 м) при условиях, позволяющих вести строительство объекта в открытом котловане;
наличием грунта или его прослойков, группа разрабатываемости которых выше максимально допустимой для имеющегося оборудования.
1.7. Процесс строительства подземных сооружений с применением способа «стена в грунте» (рис.1.1 и 1.2) состоит из следующих операций:
сооружение в верхней части траншеи неглубоких (0,7-1,0 м) направляющих стенок для удержания грунта от обвалов и направления рабочего органа оборудования, разрабатывающего траншею (устройство пионерной траншеи);
приготовление глинистой суспензии;
заполнение глинистой суспензией пространства между направляющими стенками пионерной траншеи;
разработка траншеи на глубину, равную глубине заложения подземной стены;
пополнение уровня глинистой суспензии в траншее по мере разработки грунта;
установка разделительных перемычек (ограничителей) для последовательного бетонирования траншей секциями-захватками;
установка арматурных каркасов и бетонирование секций-захваток или монтаж в траншее сборных элементов с последующим тампонажем пазух;
поярусная разработка грунтового ядра внутри подземных стен сооружения с устройством временных или постоянных анкерных креплений, если они предусмотрены проектом;
поярусная заделка стыков;
устройство днища сооружения;
устройство внутренних конструкций сооружения.
1.9. Применение способа «стена в грунте» позволяет:
избежать повреждения зданий, сооружений и подземных коммуникаций, расположенных в зоне строительства;
значительно снизить уровень шума и исключить вибрации грунта, неизбежные при традиционных способах строительства;
сократить площади разрытий;
получить значительную экономию стального шпунта, металлопроката, бетона и пиломатериалов;
полностью исключить или ограничить применение дорогостоящих специальных способов строительства, таких, как водопонижение, искусственное замораживание грунтов и др.;
механизировать работы в стесненных условиях строительной площадки;
сократить сроки и снизить стоимость строительства.
1.10. Применение стен и противофильтрационных завес, устраиваемых способом «стена в грунте», должно быть обосновано технико-экономическими расчетами путем сравнения вариантов строительства подземных сооружений с применением способа «стена в грунте» и в открытых котлованах (в том числе с использованием шпунтовых ограждений) с применением опускных колодцев и других способов. Вариант строительства противофильтрационных завес способом «стена в грунте» сравнивается с завесами других конструкций и другими средствами защиты от подземных вод.
2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
2.1. Приступать к строительству подземных сооружений способом «стена в грунте» разрешается только при наличии проекта производства работ (ППР), разработанного в соответствии с «Инструкцией о порядке составления и утверждения проектов организации строительства и проектов производства работ» (СН 47-74*).
Проект производства работ способом «стена в грунте» кроме технической документации, предусмотренной упомянутой инструкцией, должен включать в себя:
описание состава и параметров глиноматериалов и глинистой суспензии, включающее указания по контролю их качества;
проект глинорастворного узла, включающий в себя рабочие чертежи узлов для приготовления и регенерации глинистой суспензии;
детальные технологические карты на выполнение отдельных видов работ: устройство форшахты; разработку траншеи; установку армокаркасов и укладку бетонной смеси в траншею, либо установку в траншею конструкций из сборного железобетона и тампонаж; разработку ядра сооружения; устройство днища;
описание состава и параметров тампонажного раствора и методы контроля качества (при применении конструкций из сборного железобетона);
описание состава компонентов и параметров противофильтрационных материалов для заполнения траншей противофильтрационных завес;
техническую документацию на нестандартное оборудование;
мероприятия по обеспечению работ в зимнее время;
мероприятия по технике безопасности.
2.3. Разведочные геологические скважины на площадке возведения сооружения методом «стена в грунте» должны быть размещены по сетке не более 20×20 м или по трассе сооружения не реже чем через 20 м.
Материалы инженерно-геологических изысканий должны содержать:
разрезы и буровые колонки с количественной и качественной оценкой встречаемых крупных включений;
данные об уровнях и режимах грунтовых вод, степени их агрессивности и отметках залегания водоупора.
2.4. Подготовительные работы, выполняемые на строительной площадке и предшествующие основным работам с использованием способа «стена в грунте», состоят из следующих этапов:
I. Планирование работ, связанных с подготовкой строительной площадки к производству основных работ;
II. Ведение работ по подготовке территории под строительство, в том числе земляные работы, работы по ликвидации подлежащих сносу строений, обустройство стройплощадки;
III. Привязка к местности подлежащих строительству сооружений;
IV. Подготовка оборудования и материалов;
V. Проведение опробований и контроль готовности строительного комплекса к работе.