Что является физиологической основой темперамента

Физиологическая основа темперамента

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов возбуждения и торможения

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Источник

Физиологические основы темперамента.

Психологические характеристики темпераментов.

Темперамент и общение.

Темперамент и характер.

Темперамент и способности.

Взгляд на младших школьников сквозь призму их

Темпераментов.

1.1. Что такое темперамент

Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон­цепцию темперамента. Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречес­ки «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холе­рического, меланхолического и флегматического. Сам тер­мин «темперамент» в переводе с латинского означает «над­лежащее соотношение частей».

Дав в общем правильное описание основных темпера­ментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.

Каковы же научные основания темперамента?

1.2. Физиологические основы темперамента

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга.

Уравновешенность предполагает пропорциональное со­отношение данных нервных процессов. Преобладание про­цессов возбуждения над торможением выражается в быст­роте образования условных рефлексов и медленном их уга­сании. Преобладание процессов торможения над возбуж-дением определяется замедленным образованием услов­ных рефлексов и быстротой их угасания.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности.

Соотношение этих процессов представлено на схеме:

Что является физиологической основой темперамента. Смотреть фото Что является физиологической основой темперамента. Смотреть картинку Что является физиологической основой темперамента. Картинка про Что является физиологической основой темперамента. Фото Что является физиологической основой темперамента

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе­ния И.П. Павлов выделил четыре типа нервной систе­мы, которые соответствуют четырем темпераментам:

Все мы знаем, что люди отличаются друг от друга по темпераменту. Легко можно определить темперамент своих друзей и знакомых, однако свой темперамент определить значительно труднее. И это не случайно.

Далеко не все люди являются «чистыми» представите­лями основных темпераментов. В жизни существует многосмешанных и промежуточных типов высшей нервной дея­тельности, а следовательно, темпераментов. В большин­стве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Нередко темперамент не­сколько меняется с возрастом.

1.3. Психологические характеристики темпераментов

С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления про­должает, а иногда и бросает ее.

В общении люди холерического темперамента бывают трудны.

1.4. Темперамент и общение

Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а следовательно, в зна­чительной степени определяет психологическую совмес­тимость или несовместимость людей.

В межличностных отношениях конфликты нередко воз­никают вследствие того, что люди не учитывают особенно­сти темперамента как своего, так и другого человека, та­кие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтра­лизованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.

1.5. Темперамент и характер

Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. В одной из психологических книг описана очень выразительная жиз­ненная ситуация, раскрывающая специфические особен­ности поведения представителей разных темпераментов.

Четыре друга опоздали в театр.

Холерик вступил в спор с билетером, пытаясь проник­нуть в партер на свое место. Он уверяет, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, пытается оттеснить билетера и проскочить на свое место.

Сангвиник сразу понял, что в партер не пустят, но на верхние ярусы пройти проще, и побежал вверх по лест­нице.Флегматик, видя, что в зал не пускают, подумал: «Пер­вая картина спектакля всегда неинтересная. Схожу пока в буфет и подожду антракта».

Меланхолик: «Мне всегда не везет. В кои веки выбрался в театр, и то неудачно». И уехал домой.

Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангви­ник отзывчив. Эти свойства надо вырабатывать в себе, и темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу.

Б.М. Теплов писал, что при любом темпераменте воз­никает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может провоцировать челове­ка к несдержанности, резкости, склонности к постоян­ным «взрывам». Сангвинический темперамент может при­вести человека к легкомыслию, склонности разбрасывать­ся, недостаточной глубине и устойчивости. При меланхо­лическом темпераменте у человека могут выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружать­ся в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным к про­исходящим вокруг него событиям.

Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.

1.6. Темперамент и способности

Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высо­ких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. B.C. Мерлин и Е.А. Климов разработали понятие индивидуального стиля деятельности, суть которо-го состоит в понимании, учете и овладении человеком своими психодинамическими особенностями. Так, холе­рику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действий, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие.

1.7. Взгляд на младших школьников сквозь призму их темпераментов

Наиболее простое, естественное проявление темпера­мента можно наблюдать в детском возрасте. Темперамент дает о себе знать очень рано, уже на первом году жизни, ибо в основе темперамента, как мы знаем, лежат врож­денные типы нервной системы. Они составляют задатки, или природные предпосылки, которые функционируют, проявляются у ребенка в его поведении, при его взаимо­отношении с окружающими людьми и условиями жизни.

У большинства младших школьников черты темпера­мента обнаруживаются весьма четко и определенно. Чем старше ребенок, тем сложнее его отношения с миром и, следовательно, тем чаще он испытывает воздействия это­го мира, которые в той или иной степени могут изменять особенности его темперамента.

Каждый ребенок младшего школьного возраста, не­зависимо от особенностей его темперамента, может ус­пешно овладевать знаниями, быть хорошо воспитанным. Однако при организации обучения и воспитания следу­ет учитывать, что в зависимости от особенностей тем­перамента поведение детей может быть разным. Одних учащихся нужно сдерживать, других активизировать, у третьих формировать большую уверенность в себе и сме­лость и т.п.

Учителю не следует ставить задачу изменить темпера­мент своих учеников. Во-первых, это практически не вы­полнимая задача, так как процесс преобразования типо­логических свойств нервной системы протекает очень мед­ленно, а во-вторых, в этом нет смысла. Ведь, как уже говорилось, нет плохих или хороших темпераментов. Каж­дый темперамент имеет свои и положительные, и отри­цательные стороны. Задача воспитания заключается в том, чтобы постепенно развить у детей положительные черты их темперамента и приучить сдерживать его отрицатель­ные проявления: излишнюю подвижность, если она не оп­равдана обстоятельствами, слишком большую возбуди­мость, чрезмерную вялость и т.п. Задача эта не простая, для ее решения необходимо выбирать формы и методы воспитания положительных черт личности применитель­но к особенностям типа высшей нервной деятельности (темперамента) ученика.

Педагогический опыт показывает большую изменчивость свойств темперамента под влиянием грамотно организо­ванного воспитания, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности физического и психи­ческого развития ребенка. Детский и младший школьный возраст наиболее благоприятны для изменения в процессе воспитания нежелательных черт темперамента, так как ти­пологические особенности нервных процессов еще не при­обрели устойчивости, а организм ребенка находится в ста-дии усиленного роста и развития. В чем проявляются осо­бенности темперамента детей?

Дети холерического темперамента активны. Они быстро берутся за дело и доводят его до конца. Они любят массо­вые игры и соревнования, часто сами организуют их, при­нимая в них активное участие. Они активны на уроке, лег­ко включаются в работу. Но им трудно совершать деятель­ность, требующую плавных движений, медленного и спо­койного темпа, так как их природные особенности проти­воположны требующимся качествам. Холерик проявляет нетерпение, резкость движений, порывистость и т.п. Поэ­тому он может сделать много ошибок, неровно писать бук­вы, недописывать слова и пр. Недостаточная эмоциональ­ная и двигательная уравновешенность холерика может вы- > ливаться в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю в эмоциогенных обстоятельствах. Детям такого типа темперамента свойственны обидчивость и гнев. Состояния обиды или гнева бывают у них устойчивыми, продолжительными. Путем воспитания можно развить у хо­лерика сдержанность, направить свойственную ему энер­гию на более точное выполнение деятельности, в резуль­тате упражнений, осмысления совместно с учеником его ошибок и работы с ними у ребенка постепенно развивает­ся новый темп деятельности.

Дети-сангвиники отличаются большой живостью. Они всегда готовы принять участие в любом деле и часто бе­рутся сразу за многое. Однако они могут так же быстро охладеть к начатому делу, как и увлечься им. Сангвиники могут дать искреннее обещание, но не выполнить его. Они принимают горячее участие в играх, но в процессе игры склонны постоянно менять свою роль. Они могут легко обидеться и заплакать, но обиды забывают быстро, а сле­зы у них быстро сменяются улыбкой или смехом. Их эмо­циональные переживания, как правило, неглубоки, а его подвижность нередко оборачивается отсутствием должной сосредоточенности, поспешностью, а иногда и поверхно­стностью. Путем разумного воспитания можно помочь ре­бенку-сангвинику преодолеть безразличие, поверхностное отношение к делу, к одноклассникам, научить его быть ответственным за свои обещания, дать ему почувствовать прелесть верности в дружбе, в симпатиях.

Дети флегматического темперамента отличаются медлен­но возникающей слабой возбудимостью. Их чувства имеют слабую внешнюю выразительность. Для них характерно спо-койное и ровное поведение. Это смирные дети. Они мало­общительны, никого не трогают, не задевают. Если их вызывают на ссору, они обычно стараются ее избежать. Они не склонны к подвижным и шумным играм. Они не обидчивы и обычно не бывают расположены к веселью. Путем воспитания можно помочь флегматикам преодолеть их некоторую леность, развить большую подвижность и общительность.

Дети с меланхолическим темпераментом ведут себя тихо и скромно, часто смущаются, когда к ним обращаются с вопросами. Их нелегко развеселить или обидеть. Но вы­званное чувство обиды у них сохраняется долго, бывает устойчивым. Они не сразу берутся за работу или включа­ются в игру, но если возьмутся за какое-либо дело, то проявляют в этом постоянство и устойчивость. Им надо помочь развить коммуникативные способности, укреплять уверенность в себе.

Вопросы и задания

1. Можно ли оценивать темпераменты как «лучшие» и «худ­шие»? Почему?

2. Что такое динамическая характеристика поведения чело­века?

3. Попробуйте отыскать среди своих знакомых представите­лей того или иного темперамента. Легко вам было это сделать?

4. К какому темпераменту вы отнесли бы сами себя и можете ли вы управлять своим поведением?

5. Черты какого характера ярко проявляются у нашего заме­чательного художника И.Е. Репина: «Вообще его бурная востор­женность изумляла меня с первых же дней. Стоило посмотреть на него рядом с каким-нибудь второстепенным писателем, му­зыкантом, актером, чтобы понять, до какой степени была вели­ка его жажда чрезмерно восхищаться людьми, их искусством, их творческой силой. В разговоре с другим человеком, каким бы то ни было, особенно если это был новый знакомый, Репин, отстраняя себя, больше всего интересовался своим собеседни­ком. И вообще слово «я» было очень редким в его словаре. Веж­ливость его в обращении со всеми часто казалась чрезмерной и на первых порах очень смущала меня. Замечательно, что он был так мягок, смиренно-уступчив, уважителен к людям лишь до тех пор, покуда дело не касалось заветных его убеждений. Отстаиваясвои убеждения, он всегда становился до грубости прям и вы­сказывался в самой резкой решительной форме. Вообще он был неуравновешен и вспыльчив. Насколько я помню, гнев никог­да не возбуждался в нем личной обидой. Но всякий раз, когда ему, бывало, почудится, что кто-нибудь так или иначе оскорб­ляет искусство, он готов был своими руками истребить ненави­стных ему святотатцев» (Корней Чуковский. Из воспоминаний).

Источник

Темперамент: физиологические основы, психологическая характеристика.

Что является физиологической основой темперамента. Смотреть фото Что является физиологической основой темперамента. Смотреть картинку Что является физиологической основой темперамента. Картинка про Что является физиологической основой темперамента. Фото Что является физиологической основой темперамента Что является физиологической основой темперамента. Смотреть фото Что является физиологической основой темперамента. Смотреть картинку Что является физиологической основой темперамента. Картинка про Что является физиологической основой темперамента. Фото Что является физиологической основой темперамента Что является физиологической основой темперамента. Смотреть фото Что является физиологической основой темперамента. Смотреть картинку Что является физиологической основой темперамента. Картинка про Что является физиологической основой темперамента. Фото Что является физиологической основой темперамента Что является физиологической основой темперамента. Смотреть фото Что является физиологической основой темперамента. Смотреть картинку Что является физиологической основой темперамента. Картинка про Что является физиологической основой темперамента. Фото Что является физиологической основой темперамента

Что является физиологической основой темперамента. Смотреть фото Что является физиологической основой темперамента. Смотреть картинку Что является физиологической основой темперамента. Картинка про Что является физиологической основой темперамента. Фото Что является физиологической основой темперамента

Что является физиологической основой темперамента. Смотреть фото Что является физиологической основой темперамента. Смотреть картинку Что является физиологической основой темперамента. Картинка про Что является физиологической основой темперамента. Фото Что является физиологической основой темперамента

Психологи выделяют два основных показателя динами­ки психических процессов и поведения: активность и эмо­циональность. Активность— это особенности темпа, ритма’ деятельности, скорость и сила протекания психических процессов, степень подвижности, быстрота или замедлен­ность реакций. Эмоциональностьвыражается в различных переживаниях человека и характеризуется различной сте­пенью, быстротой возникновения и силой эмоций, эмоциональной впечатлительностью. Для темперамента особенно существенны впе­чатлительность человека и его импульсивность. Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон­цепцию темперамента. Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречес­ки «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холе­рического, меланхолического и флегматического. Сам тер­мин «темперамент» в переводе с латинского означает «над­лежащее соотношение частей».

Дав в общем правильное описание основных темпера­ментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.

Физиологические основы темперамента И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга.

Что является физиологической основой темперамента. Смотреть фото Что является физиологической основой темперамента. Смотреть картинку Что является физиологической основой темперамента. Картинка про Что является физиологической основой темперамента. Фото Что является физиологической основой темперамента

В межличностных отношениях конфликты нередко воз­никают вследствие того, что люди не учитывают особенно­сти темперамента как своего, так и другого человека, та­кие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтра­лизованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.

Слово «характер» в переводе с греческого означает «чер­та», «печать», «признак». Характер человека как бы накла­дывает определенный отпечаток на его поведение, на вза­имоотношения с другими людьми, является определен­ным признаком его личности.

Характер— это индивидуальное сочетание существен­ных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных осо­бенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том, хороший ли это человек или нет. Важным показателем характера являются поступкии поведение человека.Он может говорить о себе всякое, но поступки показывают, что он есть на самом деле. Особенно сущность ха­рактера проявляется в трудных и критических ситуациях, например в несчастье, при аварии или пожаре. Поведение человека рассматривается, оценивается прежде всего с точки зрения его взаимоотношений с дру­гими людьмиЗная основные свойства характера человека, возможно понять, с определенной вероятностью предвидеть его по­ведение.Черты характераЧерты характера выражают отношение человека к дру­гим людям, к самому себе, к окружающему миру и дея­тельности.

Черты характера— это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуаци­ях, в которых реализуется его отношение к действитель­ности.

Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, кото­рые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторо­нам жизни.

Важно знать, к каким целям стремится человек и какие средства выбирает он для их достижения. Не только цели, но и сред­ства деятельности должны быть гуманными. Целеустремленность и настойчивость диктатора или карь­ериста, смелость хулигана или глупца не могут быть поло­жительными качествами. Волевые черты и поступки цен­ны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной на­правленностью личности.Каждая черта характера проявляется не изолированно от других, а связана с ними. В зависимости от этого у различ­ных людей одна и та же черта характера может проявляться по-разному. Например, смелый поступок может быть ра­зумным и безрассудным, моральным и аморальным. Характер человека может быть определенным или не­определенным, цельным или противоречивым.

Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл термин «акцентуированная личность». А. Е. Личко уточнил этот термин, изменив его на термин «акцентуация характера», так как личность, по его мнению, слишком комплексное понятие, скорее подходящее для психопатий.

Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:

Способности: одаренность, талант, гениальность

Способности— это внутренние условия развития чело­века, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

Развитие способностей совершается по спирали: реа­лизация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для даль­нейшего развития, для развития способностей более вы­сокого уровня.

Своеобразное сочетание способностей, которое обес­печивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.Высокая ступень развития способностей называется талантом.

Талантливые люди способны решать в какой-то облас­ти знаний или практики сложные теоретические и прак­тические задачи, способны создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение. Та­лантливым может быть и медицинский работник, и педагог, и руководитель, и летчик, и др.Талантливыми также называют людей, способных быс­тро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности. Это талантливые ученики и талант­ливые студенты, талантливые скрипачи и пианисты, та­лантливые инженеры и строители.Гениальность— это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно но­вых творений, открывающих новую эру в развитии куль­туры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произ­ведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка.Можно сказать так: гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед.У многих выдающихся людей высокие способности про­являлись в разных областях знания. Многие из них были разносторонними по своим способностям. Например, Ари­стотель, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов. Различают способности общие,которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные,которые проявляются в какой-то одной об­ласти.

И общие, и специальные способности неразрывно свя­заны друг с другом.

Интерескак индивидуальная особенность личности охватывает всю психику человека. Именно интересами взначительной степени определяются многие черты его ха­рактера и обусловливается развитие его способностей.

Интерес проявляется в склонности человека к деятель­ности, по преимуществу связанной с предметом интере­са, в постоянном переживании приятных чувств, вызыва­емых этим предметом, а также в склонности к постоян­ным разговорам об этом предмете и о делах, связанных с ним.

Склонностьвыражается в том, что человек по собствен­ному желанию усиленно и постоянно занимается опреде­ленным видом деятельности, предпочитает ее другим, свя­зывает с данной деятельностью свои жизненные планы. Развитие способностей прежде всего связано с актив­ным положительным отношением к соответствующей де­ятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, нередко переходящей в страстную увлеченность. Ин­тересы и склонности к определенной деятельности раз­виваются обычно в единстве с развитием способностей к ней.

Деятельность: психологическая характеристика, основные виды. Знания, умения, навыки, привычки.Совокупность действий человека, которые объединены общей целью и выполняют определенную общественную функцию, составляет деятельность. Виды деятельности человека столь же разнообразны, как и его потребности и интересы. Основной формой деятельности взрослого человека является труд, ребенка — игра.

Отличительными чертами человеческой деятельности является ее сознательный и общественный характер. Для ее определения важными являются понятия мотива, цели и способа ее осуществления.

Мотив — это то, что побуждает деятельность или что является ее основанием и направляет ее на удовлетворение определенных потребностей, на достижение целей.

Целью называется тот результат, на который направлена деятельность. Способы ее осуществления определяются, с одной стороны, применяемыми человеком орудиями и, с другой — его навыками и умением их рационально использовать.

В деятельности человека участвует вся личность, во всей ее многогранности и сложности. Вместе с тем личность формируется в деятельности и выражает себя в ней.

Деятельность человека выражается в действиях. Действие — это элемент деятельности, определяемый простейшей целью. Действия, в свою очередь, слагаются из движений.

Успешное и квалифицированнное выполнение деятельности предполагает овладение навыками выполнения отдельных действий. Навыки — это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе выполнения ее. Навыки — это память действий. Формирование навыков характеризуется устранением излишних движений и напряженности, объединением ряда частных действий в одно целенаправленное действие и рядом других моментов.

Навыки формируются в упражнении, т. е. в целенаправленном, многократно повторяющемся действии с целью его усовершенствования.

Для психических заболеваний характерны различные виды нарушения действий. Нередко различной сложности сознательные действия уступают место простым, автоматизированным. У таких больных наблюдаются стереотипии в движениях и речи (однообразные, повторяющиеся действия, слова).

Наиболее ярко проявляются расстройства действий у больных с апраксией. Апраксии наблюдаются при поражении тех участков мозга, которые относятся к двигательному анализатору, чаще при поражениях теменной области. Больной теряет способность производить сложные, целенаправленные действия, хотя у него и нет параличей и сохраняются все элементарные движения.

Он становится беспомощным, не может самостоятельно одеться, путает при этом последовательность действий (сначала надевает ботинки, затем пытается надеть носки и т. п.), не доводит свои действия до конца. Больной «забывает», как нужно пользоваться простейшими бытовыми предметами. При апраксии может теряться или нарушаться план действий, поэтому теряется их последовательность.

Своеобразным видом апраксии являются конструктивная и лобная апраксии. При конструктивной апраксии, наблюдающейся при поражении теменно-затылочных отделов коры головного мозга, больной не знает, куда идти, идет налево в то время, как нужно было идти направо, у него расстраивается способность рисовать, перерисовывать, копировать. Рисуя человека, больной путает на рисунке расположение отдельных частей его тела. Больной не может выполнить элементарное задание на конструирование из спичек простейших фигур — треугольника, квадрата.

При поражении лобных отделов мозга может возникнуть так называемая лобная апраксия. Для нее, в частности, характерны своеобразные нарушения поведения, связанные с таким физиологическим актом, как мочеиспускание. Больной иногда встает с постели, идет в уборную, но, не завершив свои действия до конца, мочится в одежду, иногда не доходя до уборной, мочится на пол, на постель. В этом случае речь идет не об отсутствии плана действия, а о незавершении его.

Основные виды деятельности

Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза возникают игровая и учебная деятельности, связанные с трудом и про­изводные от него. Каждый из этих видов деятельности име­ет свою структуру, свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется в конкретных видах челове­ческой деятельности: художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, прак­тической, в сфере нравственности, религии и пр.

Ведущейназывается деятельность, в наибольшей степе­ни способствующая развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Ведущая деятельность обус­ловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на дан­ной стадии его развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *