Что является формой сопровождения человека в процессе профессионального становления ответ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Исходные положения
Профессиональное становление охватывает длительный период онтогенеза человека. В первой главе данного учебного пособия выделены шесть стадий этого процесса: оптация, профессиональная подготовка, профадаптация, первичная и вторичная профессионализация и профессиональное мастерство. При рассмотрении проблемы профессионального самоопределения выделены еще две стадии: предоптация и этап прекращения профессиональной деятельности (выход на пенсию). При таком временном подходе профессиональное становление практически полностью совпадает с онтогенезом человека, если рассматривать онтогенез как жизнь индивида со дня рождения до старости. Значит, есть все основания считать профессиональное становление процессом, пронизывающим всю жизнь человека. Конечно, сценарии профессионального становления индивидуальны. Для одного человека профессия определяет смысл его существования, является делом всей его жизни, для другого служит фоном, средством удовлетворения личностно важных потребностей, третий не придает ей особого значения,— т.е. профессия имеет разный личностный смысл. Огромная вариативность траекторий, сценариев профессиональной жизни затрудняет ее полноценное сопровождение. Следует также иметь в виду значительное социальное расслоение, низкий уровень социальной защищенности, возможность безработицы и утраты профессиональной дееспособности, которые неизбежно порождают множество проблем профессионального становления. Основываясь на материале предыдущих глав, попытаемся наметить возможные пути психологического сопровождения профессионального становления личности.
Кто же осуществляет это сопровождение? Профессиональный путь — длинная дорога. Начинается она в детстве и заканчивается в пожилом возрасте. Поэтому сопровождающих профессиональное становление человека много: это родители, учителя, коллеги, руководители, социальные работники. Компетентное и продуктивное психологическое сопровождение может осуществлять специально подготовленный человек — психолог-профконсультант. Оказывая человеку помощь и поддержку в выборе траектории профессионального развития, психолог не навязывает ему свое мнение, а помогает наметить ориентиры. Выбор своего пути становления — право и обязанность каждой личности, но на перекрестках и развилках, при появлении усталости, при подъемах на гору и спусках человек нуждается в помощи и поддержке. Неплохо, если рядом окажется квалифицированный, компетентный специалист — психолог. Именно о таком сопровождении и идет речь.
Таким образом, психологическое сопровождение — это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.
Философским основанием системы сопровождения человека является концепция свободного выбора как условия развития. Исходным положением для формирования теоретических основ психологического сопровождения стал личностно ориентированный подход, в логике которого развитие понимается нами как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, путей профессионального становления. Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решений, опосредованных социально-экономическими условиями. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам.
Важнейшим положением данного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако декларация этого права еще не является его гарантией. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив профессионального становления необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.
В психологическом сопровождении нуждаются прежде всего те люди, которые испытывают потребность в психологической поддержке и помощи. К ним относятся оптанты, лица с высоким или низким уровнем познавательной и профессиональной активности, с ограниченными способностями, безработные и др.
Цель психологического сопровождения — полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Главное — помочь человеку реализовать себя в профессиональной деятельности.
Выделим основные концептуальные положения психологического сопровождения профессионального становления личности:
• наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла осуществить себя в профессиональной жизни;
• необходимость для полноценного профессионального становления социально-психологического обеспечения, помощи и поддержки со стороны общества;
• признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих социально-профессиональных функций;
• принятие личностью всей ответственности за качество профессионального становления и реализации своего профессионально-психологического потенциала на себя;
• гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий социально-профессиональной жизни.
Функции психологического сопровождения:
• информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов профессионального становления (выбора профессии, начального этапа профадаптации, профессионализации и т.д.);
• проектирование и самопроектирование сценариев отдельных этапов профессионального становления;
• психологически компетентное оказание поддержки и помощи личности в преодолении трудностей профессионального становления, особенно при изменении социально-профессиональной среды;
• профессиональная реабилитация личности в случаях длительного перерыва в профессиональной деятельности (женщин после рождения ребенка, безработных, людей, вышедших из мест заключения, и др.);
• обеспечение социально-профессионального самосохранения;
• профилактика развития профессиональных деформаций, оказание помощи в преодолении кризисов и стагнации;
• коррекция социально-профессионального и психологического профиля личности.
Учитывая субъектность и субъективность как важные характеристики профессионального становления, приведем основные направления психологического сопровождения этого процесса:
• изучение условий и факторов, влияющих на продуктивность труда и эмоционально-психологическое состояние персонала;
• эффективное воспроизводство и сохранение профессионально подготовленного персонала предприятий и организаций;
• проектирование профессиограмм, отражающих динамику профессионального становления личности и альтернативные варианты профессионального развития;
• формирование операциональной структуры будущей деятельности, а также целенаправленная подготовка к устойчивой и безопасной реализации профессиональной карьеры (включая профессиональную миграцию, социальную адаптацию, реориентацию, профессиональное самосохранение и комфортную жизнь после завершения карьеры);
• формирование и развитие акмеологической культуры персонала, его потребности в самореализации и способности к оптимальной деятельности, профессиональной и индивидуальной компетенции, коммуникации;
• обеспечение психологической безопасности персонала, комфортных условий его деятельности, а также восстановление профессионально-психологического ресурса специалистов;
• психологическое содействие при решении проблем профессионального становления личности на всех его стадиях.
Реализация функций психологического сопровождения возможна при использовании личностно ориентированных технологий профессионального развития:
• тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития;
• мониторинга социально-профессионального развития 1 ;
• технологий формирования психологической аутокомпетентности;
• психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития;
• проектирования альтернативных сценариев профессиональной жизни;
• личностно ориентированных тренингов повышения социально-профессиональной и психолого-педагогической компетентности;
• ретроспекции профессиональной жизни (метода психобиографии);
• тренингов самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности.
Одна из главных задач психологического сопровождения профессионального становления — не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Необходимость решения этой задачи обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности.
Психологическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.
Результатом психологического сопровождения профессионального становления является профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического потенциала персонала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.
Таким образом, психологическое сопровождение — это технология, основанная на единстве четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения.
Что является формой сопровождения человека в процессе профессионального становления ответ
Ближайший журнал
Научно-методический и теоретический журнал
01-20.02.2022
Идёт приём материалов
Искусствоведение История Культурология Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Филология Философия Экономика
Литературный журнал «Четверговая соль»
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Ю. П. Поварёнков доктор психологических наук, профессор
Ярославский государственный педагогический
университет им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль, Россия
Н. А. Баранова, кандидат педагогических наук, доцент
Удмуртский государственный университет
Е. Л. Бусыгина, кандидат физико-математических наук, доцент
Ижевский государственный технический
университет им. М. Т. Калашникова,
г. Ижевск, Республика Удмуртия, Россия
В психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблеме профессионального развития личности все чаще встречается термин «сопровождение», основной смысл которого заключается в оказании помощи человеку на различных этапах его профессионализации.
Организация эффективного сопровождения профессионала относится к категории актуальных проблем психологии профессионального становления и реализации личности. Однако её решение тормозится из-за не достаточной разработанности самого понятия «сопровождение».
Теоретическая и методическая не разработанность данного понятия усугубляется широким использованием терминов близких по смыслу и содержанию к понятию «сопровождение».
Наиболее распространены такие термины и понятия как: «педагогическая поддержка» (О. С. Газман, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Т. А. Стрелкова); «психологическая поддержка» (А. Г. Асмолов, Н. Н. Загрядская); «психологическая помощь» (Т. Л. Гаврилова, Т. П. Гинсбург); «педагогическая помощь» (А. В. Мудрик); «педагогическое сопровождение» (Е. В. Бондаревская, М. И. Губанова, С. Н. Чистякова); «психологическое сопровождение» (М. Р. Битянова, Л. M. Митина, Э. Ф. Зеер).
Учитывая данную концептуальную неопределённость, в рамках настоящей статьи предпринята попытка классифицировать различные подходы к пониманию сопровождения.
Прежде всего, стоит разобраться в лексическом анализе содержания понятия «сопровождение», представленного в словарях. Например, в словаре русского языка С. И. Ожегова сопровождение трактуется следующим образом – «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь», т. е. действие, сопутствующее какому-либо явлению. Следовательно, изначально этимология самого слова предполагает взаимодействие различных субъектов, которые могут находиться как в субъект-объектных, так и в субъект-субъектных отношениях. Более того, сопровождение включает условно, не только субъектов – путника и сопровождающего, но и путь, который они проходят вместе. Такая трактовка позволяет нам определить в качестве базовых три компонента процесса сопровождения: сопровождающего (сопровождающую систему), сопровождаемого (сопровождаемую систему) и процесс их взаимодействия. На основе этих структурных компонент мы выделяем основания для классификации существующих подходов к сопровождению.
Первым основанием для классификации являются различные подходы к пониманию сопровождаемого или сопровождаемой системы. Краткая характеристика особенностей содержания понятия сопровождение, в зависимости от этого фактора представлена в таблице 1.
Виды сопровождения в зависимости от типа субъекта сопровождения
Ф. И. О. автора
Содержательная составляющая
Лазарев В. А.,
Ермолаева М. В.,
Особый вид педагогической деятельности, отличающийся от обучения и воспитания в первую очередь признанием активности субъекта сопровождения
Сопровождение процесса решения личностью тех или иных проблем
Александрова Е. А., Калинина Н. В.
Целенаправленная система педагогического взаимодействия для эффективного решения конкретной ситуации профессионального развития
Сопровождение процесса как той или иной ситуации профессионального развития
Симонова Г. И.,
Ясюкевич М. В.,
Лагусева Н. Н.
Педагогическая технология эффективной реализации процесса решения конкретной профессиональной задачи.
Сопровождение объектов в рамках которых происходит профессиональное становление
Система создания профессиональной или образовательной среды для гармоничного развития всех субъектов профессионального сообщества
Следует отметить, что с нашей точки зрения, теоретический интерес при выявлении основных характеристик понятия сопровождения представляют исследования первой группы, но практические рекомендации, представленные в моделях и технологиях других групп исследований, могут быть использованы нами в процессе детализации форм сопровождения на различных стадиях профессионального становления.
В качестве следующего критерия для классификации, на наш взгляд, можно выбрать особенности деятельности сопровождающего, которые определяют специфику процесса их взаимодействия.
Рассматривая сопровождение, как системную интегративную технологию социально-психологической или педагогической помощи личности ряд исследователей используют для этого различные термины «педагогическое сопровождение»; «психологическое сопровождение»; «социально-педагогическое сопровождение»; «психолого-педагогическое сопровождение» и т. д., наделяя их различными смысловыми характеристиками, в зависимости от функциональных обязанностей сопровождаемого.
Прежде чем перейти к более подробному анализу существующих трактовок понятия «сопровождение», представим характеристику наиболее разработанных видов сопровождения в виде таблицы.
Виды сопровождения в зависимости от специфики деятельности сопровождающего
Ф. И. О. автора
Содержательная составляющая
Симонова Г. И.,
Сарсенбаева Б. И.,
Лазарев В. А.,
Александрова Е. А., Шишкина В. А.,
Шакурова М. В.,
Гингель Е. А.,
Глазкова Т. В.,
Горшенина Я.Л. и др.
Особая сфера деятельности педагога, направленная на решение конкретных проблем, чаще всего через приобщение сопровождаемого к социально- культурным и нравственным ценностям на которые он опирается в процессе самореализации.
Битянова М. Р.,
Васильева Н. Л.,
Бабушкина И. О.,
Берладина Е. Л.,
Боброва Э. В.,
Волкова Т. К.,
Воронцова А. А.,
Гордиенко Н. В.,
Гринь С. В.,
Демидова Т. П.,
Жарко А. С.,
Калинина Н. В. и др.
Целенаправленная совместная деятельность психологической службы с другими участниками образовательного процесса, направленного на разрешение проблем сопровождающихся.
Субботина Л. Г.,
Муравьев Е. М.,
Безюлева Г. В.,
Глевицкая В. С.,
Горолатова Т. С.,
Дрягалова Е. А., Ермолаева М. В., Ильина Л. Е. и др.
Модель деятельности педагога-психолога, предназначенная для создания в учебно-воспитательном процессе условий для успешного развития и социализации сопровождаемого.
Ковалева Т. М.,
Городецкая Н. И., Пилипчевская Н. В.
Тьютор в своей деятельности ориентируется на: образовательный опыт ученика; активное действие ребенка как источник новых направлений в его образовательном движении; выбор ребенка, его осмысленность по отношению к собственным действиям.
Управленческая технология организации сотрудничества субъектов образования, обеспечивающая условия развития и квалифицированной помощи педагогу в его профессиональной карьере.
Научно-педагогическое сопровождение профессионального образования в гуманитарном вузе
Ресурс совершенствования профессионального образования, позволяющий субъектам образовательного процесса координировать и активизировать управленческие воздействия для совершенствования профессионального образования.
Особый вид институциональной деятельности, предполагающий совокупность организационных действий, определение содержания, форм и методов, создание программно-методического обеспечения, адекватного целям, принципам, закономерностям процесса сопровождения.
Создание условий в учебном процессе для естественного, свободного развития личности.
Целенаправленная совместная деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, направленная на повышение качества образовательного процесса.
Как процесс взаимодействия субъектов интегрирующий развитие организационно-управленческой, психолого-педагогической, социально-педагогической, индивидуально-личностной и других личностных составлющих сопровождаемого.
Арт-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя
Образовательный феномен функциональное назначение, которого связано с обеспечением гуманитаризации и оптимизации профессиональной подготовки, индивидуально-личностного развития и творческой самореализации участников образовательного процесса на основе системного введения в него средств искусства.
Создание благоприятных условий, необходимых для раскрытия и реализации внутренних резервов сопровождаемых.
Процесс создания педагогом ситуаций для того, чтобы обучающийся мог осознанно и самостоятельно определить необходимость действий в построении им своих социальных отношений.
Плаксина И. В., Овчинникова И. В.,
Особый вид профессиональной деятельности психолога, обеспечивающий с помощью акмеологических средств, продуктивное личностно- профессиональное развитие субъектов образовательной среды.
Понятно, что попытка таким образом конкретизировать особый вид сопровождения не способствует формированию в науке единого понятийного аппарата.
Еще одним основанием для классификации содержания понятия «сопровождение» является количество участников процесса, как характеристика особенностей сопровождающего или сопровождающей системы. Представим данную классификацию в таблице 3.
Виды сопровождения в зависимости от количества участников
Ф. И. О. автора
Содержательная составляющая
Взаимодействие двух субъектов
Сопровождение – новый вид педагогической деятельности в котором важное значение уделяется активности сопровождаемого в процессе решения тех или иных проблем.
Триада (сопровождаемым выступает посредник позволяющий двум субъектам выстраивать эффективное взаимодействие)
В качестве сопровождающего чаще всего выступает психологическая служба, помогающая субъекту профессионального пути выстраивать эффективное взаимодействие с другими субъектами
В процессе сопровождения участвуют все субъекты профессионального сообщества (т. е. в качестве сопровождающего выступает среда образовательная или профессиональная)
Александровская Э. М., Котькова Г. Е.
Комплексная система, обеспечивающая условия для эффективного профессионального развития личности
Исследования, рассматривающие сопровождение как новый вид педагогической деятельности, постепенно заменяющий такие понятия как воспитание и обучение позволяют выделить в понятии «сопровождение» следующую содержательную особенность: предоставление сопровождаемому той степени свободы, за которую он может нести ответственность в силу возрастных и индивидуальных особенностей; преимущественное использование «мягких» методов педагогического взаимодействия.
Примером еще одной группы исследований служит сопровождение в условиях образовательного учреждения, отличающееся включенностью в процесс практически всех субъектов образовательного процесса.
Сопровождение в этих исследованиях рассматривает образовательное учреждение, как открытую социально-педагогическую систему, обеспечивающую взаимодействие школьников с социальной средой в разных сферах: общество, образовательное учреждение, группа неформального общения, семья. Авторы полагают, что в образовательной системе возможно осуществление не только индивидуального сопровождения развития личности ребенка, но и системное сопровождение образовательного процесса. Однако анализ литературы показывает, что сочетание видов сопровождения определяется спецификой региональной культуры и психологической компетентностью работников образования. Недостатком такой группы исследований является рассмотрение понятия сопровождение в зависимости от особенностей среды, что-то же не способствует процессу обобщения данного понятия.
Рассматривая в процессе сопровождения триаду обучающийся – психолог – преподаватель разумно использовать термин психологическое сопровождение в интеграции понятий поддержки, защиты, помощи учащимся в процессе их взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
Наиболее полно особенности понятия сопровождение представлены в работах Э. Ф. Зеера [1], который под психологическим сопровождением понимает целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности. Цель психологического сопровождения – полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности, а результат психологического сопровождения профессионального становления – профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического потенциала персонала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.
Основная цель данного сопровождения заключается в поддержании процесса профессионализации личности на уровне социально-профессиональных требований, на основе психологической помощи субъекту труда, а также на основе использования различных форм воздействия на него в ходе профессионализации. С позиций субъекта труда цель психологического сопровождения состоит в самореализации его потенциала и удовлетворении потребностей [2; 3].
Профессиональное сопровождение субъекта труда может осуществляться в различных формах, назовем некоторые из них: профессиональная диагностика, профессиональное консультирование, проектирование профессиональной карьеры, тренинги профессионального роста, профессиональная аттестация и т. д.
Подводя итоги проведенного анализа основных подходов к проблеме сопровождения, отметим следующие наиболее существенные моменты.
Библиографический список
Глава 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Исходные положения
Профессиональное становление охватывает длительный период онтогенеза человека. В первой главе данного учебного пособия выделены шесть стадий этого процесса: оптация, профессиональная подготовка, профадаптация, первичная и вторичная профессионализация и профессиональное мастерство. При рассмотрении проблемы профессионального самоопределения выделены еще две стадии: предоптация и этап прекращения профессиональной деятельности (выход на пенсию). При таком временном подходе профессиональное становление практически полностью совпадает с онтогенезом человека, если рассматривать онтогенез как жизнь индивида со дня рождения до старости. Значит, есть все основания считать профессиональное становление процессом, пронизывающим всю жизнь человека. Конечно, сценарии профессионального становления индивидуальны. Для одного человека профессия определяет смысл его существования, является делом всей его жизни, для другого служит фоном, средством удовлетворения личностно важных потребностей, третий не придает ей особого значения,– т.е. профессия имеет разный личностный смысл. Огромная вариативность траекторий, сценариев профессиональной жизни затрудняет ее полноценное сопровождение. Следует также иметь в виду значительное социальное расслоение, низкий уровень социальной защищенности, возможность безработицы и утраты профессиональной дееспособности, которые неизбежно порождают множество проблем профессионального становления. Основываясь на материале предыдущих глав, попытаемся наметить возможные пути психологического сопровождения профессионального становления личности.
Прежде всего, определим, что же такое «психологическое сопровождение». Согласно «Словарю русского языка», сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Отсюда психологическое сопровождение профессионального становления – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка.
Кто же осуществляет это сопровождение? Профессиональный путь – длинная дорога. Начинается она в детстве и заканчивается в пожилом возрасте. Поэтому сопровождающих профессиональное становление человека много: это родители, учителя, коллеги, руководители, социальные работники. Компетентное и продуктивное психологическое сопровождение может осуществлять специально подготовленный человек – психолог-профконсультант. Оказывая человеку помощь и поддержку в выборе траектории профессионального развития, психолог не навязывает ему свое мнение, а помогает наметить ориентиры. Выбор своего пути становления – право и обязанность каждой личности, но на перекрестках и развилках, при появлении усталости, при подъемах на гору и спусках человек нуждается в помощи и поддержке. Неплохо, если рядом окажется квалифицированный, компетентный специалист – психолог. Именно о таком сопровождении и идет речь.
Таким образом, психологическое сопровождение – это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.
Философским основанием системы сопровождения человека является концепция свободного выбора как условия развития Исходным положением для формирования теоретических основ психологического сопровождения стал личностно ориентированный подход, в логике которого развитие понимается нами как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, путей профессионального становления. Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решений, опосредованных социально-экономическими условиями. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам.
Важнейшим положением данного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако декларация этого права еще не является его гарантией. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив профессионального становления необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.
В психологическом сопровождении нуждаются прежде всего те люди, которые испытывают потребность в психологической поддержке и помощи. К ним относятся оптанты, лица с высоким или низким уровнем познавательной и профессиональной активности, с ограниченными способностями, безработные и др.
Цель психологического сопровождения – полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Главное – помочь человеку реализовать себя в профессиональной деятельности.
Выделим основные концептуальные положения психологического сопровождения профессионального становления личности:
■ наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла осуществить себя в профессиональной жизни;
■ необходимость для полноценного профессионального становления социально-психологического обеспечения, помощи и поддержки со стороны общества;
■ признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих социально-профессиональных функций,
■ принятие личностью всей ответственности за качество профессионального становления и реализации своего профессионально-психологического потенциала на себя;
■ гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий социально-профессиональной жизни.
Функции психологического сопровождения:
■ информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов профессионального становления (выбора профессии, начального этапа профадап-тации, профессионализации и т.д.);
■ проектирование и самопроектирование сценариев отдельных этапов профессионального становления;
■ психологически компетентное оказание поддержки и помощи личности в преодолении трудностей профессионального становления, особенно при изменении социально-профессиональной среды;
■ профессиональная реабилитация личности в случаях длительного перерыва в профессиональной деятельности (женщин после рождения ребенка, безработных, людей, вышедших из мест заключения, и др.),
■ обеспечение социально-профессионального самосохранения;
■ профилактика развития профессиональных деформаций, оказание помощи в преодолении кризисов и стагнации;
■ коррекция социально-профессионального и психологического профиля личности.
Учитывая субъектность и субъективность как важные характеристики профессионального становления, приведем основные направления психологического сопровождения этого процесса:
■ изучение условий и факторов, влияющих на продуктивность труда и эмоционально-психологическое состояние персонала;
■ эффективное воспроизводство и сохранение профессионально подготовленного персонала предприятий и организаций,
■ проектирование профессиограмм, отражающих динамику профессионального становления личности и альтернативные варианты профессионального развития;
■ формирование операциональной структуры будущей деятельности, а также целенаправленная подготовка к устойчивой и безопасной реализации профессиональной карьеры (включая профессиональную миграцию, социальную адаптацию, ре-ориентацию, профессиональное самосохранение и комфортную жизнь после завершения карьеры);
■ формирование и развитие акмеологической культуры персонала, его потребности в самореализации и способности к оптимальной деятельности, профессиональной и индивидуальной компетенции, коммуникации;
■ обеспечение психологической безопасности персонала, комфортных условий его деятельности, а также восстановление профессионально-психологического ресурса специалистов;
■ психологическое содействие при решении проблем профессионального становления личности на всех его стадиях.
Реализация функций психологического сопровождения возможна при использовании личностно ориентированных технологий профессионального развития:
■ тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития;
■ мониторинга социально-профессионального развития1;
■ технологий формирования психологической аутокомпетентности;
■ психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития;
■ проектирования альтернативных сценариев профессиональной жизни,
■ личностно ориентированных тренингов повышения социально-профессиональной и психолого-педагогической компетентности,
■ ретроспекции профессиональной жизни (метода психобиографии),
■ тренингов самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности.
Одна из главных задач психологического сопровождения профессионального становления – не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни Необходимость решения этой задачи обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности
Психологическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.
Результатом психологического сопровождения профессионального становления является профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического потенциала персонала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности
Таким образом, психологическое сопровождение – это технология, основанная на единстве четырех функций диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения