Что является фундаментальным философским принципом интеграции инклюзии

Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования

Что является фундаментальным философским принципом интеграции инклюзии. Смотреть фото Что является фундаментальным философским принципом интеграции инклюзии. Смотреть картинку Что является фундаментальным философским принципом интеграции инклюзии. Картинка про Что является фундаментальным философским принципом интеграции инклюзии. Фото Что является фундаментальным философским принципом интеграции инклюзии

Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования

Философские основания инклюзии

Инклюзия как социальная идея стала принципом государственной политики стран Запада в процессе политических дискуссий и борьбы за принятие другого, непохожего, борьбы против дискриминации на основании индивидуальных отличий, и опирается отчасти на идею исправления дискурса, выдвинутую в работах М. Фуко, и символического капитала П. Бурдьё. Став принципом государственной политики эта идея претерпела определенные изменения. Ее реализация в образовании или практике здравоохранения привела к необходимости реально обеспечить право на образование для людей с ОВЗ, а не просто провозгласить равенство этих прав и дать возможность включаться в один образовательный процесс.

Социальная философия рассматривает социальную интеграцию как форму совместного бытия обычных людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которое поддерживает и развивает (или не поддерживает) общество и его подсистемы (в том числе подсистема институтов образования), и по отношению к участию в котором все члены общества имеют право свободного выбора. Интеграция как форма социального бытия предусматривает для человека с особыми потребностями не ограничиваемое участие и свободу выбора его меры, форм и способов во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций. Это право законодательно закреплено в большинстве развитых стран мира. Фундаментальным социально-философским принципом интеграции и инклюзии выступает категория свободы выбора. Она реализуется в основополагающем принципе социальной политики государства в сфере образования, закрепленном в государственном Законе об образовании.

Инклюзивное образование строится как включение в существующую систему школьного образования (regular schooling), которое рассматривается в качестве образовательного института, широко использующего исключение учащихся, детей с «особыми образовательными потребностями». Ответом на вызовы социального неравенства в образовании, по мнению Р. Сли, должна быть его широкая реформа, учитывающая сложные и конфликтные отношения идентичностей учащихся и их право на автономию и сепарацию и ставящая под вопрос политику, в которой превалируют нужды институций и их предсказуемости, а не права конкретных людей.

Неслучайно, введение понятия инклюзивного образования Саламанкской Декларацией лиц с особыми потребностями (1994 г.) и принятие Декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.) близки по времени своего появления: оба эти документа выражают не просто признание неоднородности общества и его культуры, но и изменение отношения в обществе к этому разнообразию – осознание его ценности, осознание ценности различий между людьми. Одновременно практика производства в культуре образа Другого и стигматизации на основании отличий стала предметом тщательного исследования

Принципы инклюзивного образования

Философия инклюзии оказала существенное влияние на социальные науки, во многом изменила и общественное мировоззрение. Накоплен значительный научный и практический материал, относящийся к теории и практике инклюзии. На основе используемого в международном обращении практического, правового и научного (социологического, социально-психологического, педагогического) материала, стало возможным сформулировать целый ряд принципов организации и реализации интеграционных процессов. Здесь приводится ряд наиболее общих принципов инклюзивного обучения. В то же время существуют и более конкретные формулировки, которые можно найти в Интернет-пространстве.

1.Принцип опоры на этический императив государственного законодательства в отношении социальной интеграции и инклюзивного образования.

2.Принцип восстановления единства людей на основе гуманности, согласно которому каждый ребенок, несмотря на имеющиеся у него ограничения возможностей, имеет неоспоримое право на обучение и воспитание.

3.Принцип нормализации (социальной среды): люди с ограниченными возможностями имеют право вести обычную, свойственную остальным людям жизнь, настолько, насколько это возможно.

4. Принцип неделимости, целостности интеграции: каждый ребенок с ограниченными возможностями, независимо от вида и тяжести нарушения, принимается во внимание в процессе инклюзивного образования и участвует в нем по мере своих возможностей.

5.Принцип реалистичности: каждый человек воспринимается таким, каков он есть.

6.Принцип регионализации: инклюзивное образование обеспечивает полноценный всеобуч по месту жительства для каждого ребенка.

7.Принцип децентрализации: необходимые педагогические ресурсы, как массового характера, так и необходимые для специального образования, доставляются к нуждающемуся в них ребенку, а не наоборот, когда ребенок доставляется к имеющимся ресурсам.

8.Принцип владения специальными педагогическими компетенциями массовой системой образования.

9.Принцип командного подхода к реализации интеграционного процесса: причастные к интеграционному процессу специалисты работают все вместе, в команде, обеспечивая его системность и целостность.

10.Принцип интеграции парадигмы и технологий специальной педагогической поддержки ребенка с ограниченными возможностями в целостный педагогический процесс.

11.Принцип кооперации в рамках общего для всех учебного предмета: каждый ребенок осваивает общий для всех учебный предмет в доступных для него пределах в соответствии со своими возможностями вместе со всеми учащимися и вносит свою долю знания о предмете в коллективное знание.

12.Принцип коллективизма: максимальное участие каждого отдельного ребенка инклюзивного класса в общей коллективной деятельности.

13.Принцип индивидуализации: в центре образовательного процесса и педагогической деятельности находится целостная личность ребенка в неразделимом единстве его физической, умственной и душевной организации.

14.Принцип внутренней дифференциации, когда дифференциация целей, содержаний, методов и средств обеспечивает индивидуально-личностно-ориентированное, самоуправляемое и соответствующее логике развития ребенка учение.

15.Принцип права выбора родителей: родители детей с ограниченными возможностями должны иметь право свободно выбирать либо интегрированное воспитание и инклюзивное образование, либо обучение в специальной образовательной организации.

16.Принцип добровольности: все участники интеграционного процесса и инклюзивного обучения взаимодействуют и сотрудничают друг с другом добровольно.

17.Принцип многообразия форм: интеграционный процесс должен реализоваться в самых различных формах – от изолированных классов в структуре массовой школы (интеграция) через индивидуальную интеграцию к интеграционным (инклюзивным) классам.

18.Диалогический принцип: встреча и взаимодействие между людьми есть важная и значимая педагогическая ситуация.

19.Принцип близости и дистанции в отношении сходства и различий: инклюзивное обучение и интегрированное воспитание обеспечивают реалистическое и рациональное объяснение различий между людьми.

20.Другие принципы: следует принимать во внимание и различные теории, представления и движущие силы, которые трудно подвести к какому-либо точному определению, но которые обогащают представления об инклюзии и ее реализации.

Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями, принятая «Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество»

Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 г.

Мы считаем и торжественно заявляем о том, что:

• каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;

• каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;

• необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

• лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей;

• обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

Дети с инвалидностью – это только малая часть детей, на которых ориентируется инклюзивный подход к образованию, направленный как на реформу специального образования, так и на реформу общего начального, среднего и высшего образования. Таким образом, инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации ВСЕХ детей, а не только детей с инвалидностью. Инклюзивное образование обязательно предполагает создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям ВСЕХ детей-учеников школы.

Таким образом, инклюзия в образовании – это процесс, осуществление которого предполагает не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии образования.

Источник

Философские основы инклюзивного образования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Инклюзивное образование – это система обучения, доступного для всех граждан, независимо от наличия у них ограниченных возможностей и специальных потребностей.

Философия в отношении инклюзивного образования выступает фундаментом его развития. Она дает общие представления о человеке и его природном происхождении, которые ложатся в основу развития педагогической науки и системы образования, а также философия становится методологической базой использования принципов и приемов в процессе исследования специфики инклюзивного образования.

Идеи экзистенциализма как фундамента инклюзивного образования

Экзистенциализм – это направление в философии 20-го столетия, акцентирующее внимание на исключительности человеческого бытия.

Развитие этого направления философской мысли относится к периоду с 1918 по 1939 гг. 20-го столетия т.е. охватывает промежуток между Первой и Второй мировыми войнами.

Последователями этой теории были Ж.-П. Сартрт, Ф. Ницше, А. Камю, К. Ясперс. Экзестенциалисты занимались рассмотрением вопросов науки, морали, религии. Они опирались на идеи гуманистических начал в обучении и воспитании и их применении для лиц с ограниченными возможностями и детей-инвалидов.

Процесс образования в философии экзистенциализма рассматривается, как важный этап ориентированный на подготовку ребенка к его дальнейшей жизнедеятельности. Он предполагает развитие детей с ограниченными возможности в полной свободе и предоставления им такого же права выбора в содержании обучения и предоставление права на него, как и нормальному ребенку.

К основным положениям философии экзистенциализма относятся следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

Последователи философии экзистенциализма не принимают версию о том, что человек создан природой и не может себя поменять. Сущность личности они считают формируемой самим человеком, на основе его выбора. В этой связи, дети с ограниченными возможностями могут достичь желаемого уровня интеллектуального, физического и иных направлений развития, социально адаптироваться и начать взаимодействовать с другими членами общества.

Философский постмодернизм

Идеи постмодернизма базируются не на конкретных философских взглядах и теориях, а на отрицании философских воззрений, которые были ранее, они отражают разочарованность их последователей в тех ценностях, которые были приняты обществом ранее.

Вся система ценностей, которая были принята на Западе, полностью отрицалась философами постмодернизма. Последователями этого антифилософского течения были М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида и др.

Данное философское направление никому не отдает приоритетов в природе. В нем все равны: царь равен червяку, бог таракану и т.д. Развитие этого направления приходится на вторую половину 20-го столетия.

Основными идеями постмодернизма являются:

На сегодняшний день, философия постмодернизма представляет собой особую систему мировоззрения, отражающую проявления недоверия к классическим реалистическим концепциям.

Идеи последователей теории психоанализа

Идеи З. Фрейда легли в основу психологии и психиатрии. Что касается педагогики, особенно развития инклюзивного образования, то в его основу были положены воззрения последователя Фрейда А. Адлера.

Этим врачом-психиатром был впервые введен термин «комплекс неполноценности». Он касался развития детей с ограниченными возможностями, которые, по мнению философа, испытывают чувство неполноценности в социальной среде, вследствие наличия отклонений разного рода в своем развитии. Именно это чувство активизирует мотивацию ребенка к превосходству. Иными словами, ребенок начинает саморазвиваться, чтобы доказать обществу свою ценность и значимость.

Комплекс неполноценности приводит к развитию у ребенка агрессии, которую можно использовать при борьбе с препятствиями, возникающими в жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями.

Процесс образования ребенка с ограниченными возможностями является необходимым, поскольку он способствует его социальному взаимодействию с другими членами общества, которое помогает преодолению неполноценности ребенка и формированию конструктивных стремлений к совершенствованию и развитию.

Источник

Познание

Автор: Юлдасова Анна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 9
Населённый пункт: город Копейск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Философия взглядов на инклюзивное образование
Раздел: среднее профессиональное

Философия взглядов в инклюзивном образовании.

гия
(от др.-греч. ἀξία — ценность; др.-греч. λόγος — слово, учение) — теория ценностей.[3] Это раздел философии в каждом вековом этапе и отдельном государстве имеет разнообразие интерпретаций. Аксиологические (ценностные) ориентиры современных философских течений позволяют исследовать проблемы ценностного отношения к самому феномену инклюзивного образования и человека с ограниченными возможностями здоровья, в условиях данного образовательного
пространства. Результаты данного осознания могут служить основой для решения онтологических проблем. Например, проблем качества бытия человека с ограниченными возможностями здоровья при наличии или отсутствии инклюзивного обучающего пространства. Во многих странах Европы и США в 80-х годах XX века распространяется экологические движение, как следствие в педагогике появляется новая образовательная парадигма «экологическая» (от греч. «Oikos», дом, убежище). Значительное развитие данному направлению да американский психолог У. Бронфенбреннер. Экологическая теория на социологической структурно-системной теории американского ученого Т. Парсона на психологической теории поля, жизненного пространства К.Левина, на модели «поведенческого сеттинга» Р.Баркера и Р.Райта и теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым.[6] Экологическое философское направление рассматривает идею о проблеме детей с нарушениями развития в контексте системно-комплексного подхода. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья является частью структуры сложной организации человеческого бытия. Экологические проблемы нарушенного развития напрямую выходят на идею и принципы инклюзии. Как отмечает О. Шпек, «интеграция» воссоздает нарушенную социальную экологию ребенка с ограниченными возможностями, восстанавливая или создавая заново целостные жизненные взаимосвязи, являющиеся частью его жизненного мира.[6] Успехи интеграции и инклюзии напрямую зависят от этических явления в обществе. На основе этических взглядов определяются человеческие и социальные права. Гуманистическая этика жизни всех людей как единое целое, вне зависимости от того могут ли они быть полезными обществу, удовлетворяют ли они потребностям общества.
Французский философ Эммануэль Левинас (1998), разработал подход, который получил название «этика от другого», он базируется на феноменологии. В контексте данного подхода лежат гуманистически ориентированные социальные отношения, в том числе и к людям с ограниченными возможностями здоровья. Этот подход начинается с позитивного принятия образа другого «ты». Та такой, какой ты есть. Важным этическим моментом в данном подходе регламентируется помощь. Помощь должна быть направлена на то, чтобы человек далее мог помогать себе сам. Значимое место в зарубежной и отечественной философии образования занимает конструктивистская методология. Современная философия рассматривает конструктивизм, как новую эпистемологическую парадигму исследований в социальных науках и как направления исследований в психологии и социологии, являющейся составной частью указанной парадигмы. Конструктивистская методология позволяет обосновать и далее развивать педагогические технологии инклюзивного обучения в частности организации, форм, методов, приемов работы в русле требований конструктивистской дидактики (В.К. Загвоздкин, М. Чошанов и др.). Это модификация в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями обучающихся содержания, методов, приемов, средств обучения, форм и способов контроля и критериев оценки результатов обучения; соответствующая организация предметно-пространственной, деятельности и социальной среды школы и класса.[6] Философские тенденции интеграции, позволили проанализировать проблемы и перспективы развития инклюзивного образовательного пространства. Следствием данных исторических течений, стало инновационное построение новой образовательной парадигмы, которая основывается на гуманизации, фундаментализации и интеграции. Важно
отметить, что дальнейшее развитие инклюзивных образовательных тенденций без комплексного философского осмысления невозможно. Библиографический список. 1. Матасов Ю.Т. Вестник Герценовского университета.2012, № 2. 2. Социология инвалидности. Электронный учебный курс С.С.Асатрян,- СтавропольГОУВПО «СевКавГТУ» 2008 3. Пургина Е.И. Философские основания инклюзивного образования в контексте специального федерального го с уд а р с т в е н н о го образовательного стандарта длядетей с ограниченными возможностями здоровья// Педагогическое образование в России 2014, №2. 4. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию.М.: Академия, 2003г. 5. Гусев Д.А. Краткая история философии.// НЦ ЭНЭС.,2003 6. Назарова Н.М. К вопросу о теоретических и методологических основах инклюзивного обучения//Специальное образование.2012.,№ 2

Источник

Инклюзия: философия современного общественного сознания

Инклюзия: философия современного общественного сознания

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Независимо от физических и умственных способностей предоставить возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования может инклюзивное образование.

Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который обеспечивает доступ к обучению для всех, в то числе и для учащихся с ограниченными возможностями.

Одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями. Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Модель инклюзивного образования предполагает создание для детей с особыми потребностями безбарьерной среды обучения, приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание необходимой поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками.

Многие не понимают разницы в терминологии и считают ее надуманной. Важно понимать, по какой причине было введено новое понятие инклюзии (включения) в то время, как термин интеграция существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если этот ребенок не справляется с программой – с точки зрения интеграции это проблема ребенка, а с точки зрения инклюзии – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы включение (инклюзия) были успешными – именно среда должна быть изменена.

Все дети, несмотря на свои этнические, интеллектуальные, физические, социальные и другие особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться и обучаться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе. Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими — традиционными и инновационными моделями образования.

Принципами инклюзивного обучения являются: ценность личности, право на общение, разнообразие обучения, контекст реальных взаимоотношений и другие. Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно, оно связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы его организации в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы

В свою очередь, достижение успехов в данном процессе напрямую зависит от того мировоззрения, которое доминирует в общественном сознании. В зависимости от этого мировоззрения у социума меняются взгляды на место человека с ограниченными возможностями здоровья в обществе, на значимость его самореализации, его права, на образовательную систему, в которую он должен быть включен. Таким образом, направление образовательной системы зависит от философской идеи, преобладающей в обществе. Современная философская мысль рассматривает проблему инклюзии с позиции гуманистических взглядов, суть которых заключается в понимании того, что люди с ограниченными возможностями здоровья наравне с остальными гражданами общества имеют право свободного выбора во всех областях жизни.

Первичной и важной ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетентностей. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов. Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьезные задачи не только перед психологическим сообществом сферы образования, но и методическими службами, а главное – перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы. Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь – это работать с детьми с разными возможностями в обучении и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому.

В соответствии с содержанием новых образовательных стандартов педагоги общего образования должны быть готовы осуществлять инклюзивное образование для учащихся с различными образовательными потребностями и возможностями. В штате образовательной организации, осуществляющей обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного и интегрированного образования, должны присутствовать педагогические работники, к квалификации которых предъявляются дополнительные требования: прохождение курсов повышения квалификации.

У детей c особенностями в развитии наблюдается:

— более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития;

— явные трудности управления своим поведением;

-трудности социальной адаптации;

— низкий темп работы и недостаточная продуктивность деятельности в целом.

В свете этой проблемы становится актуальным вопрос максимальной адаптации детей с ОВЗ в условия современной общеобразовательной школы. И не просто адаптации, а полного вовлечении и включения особого ребенка в школьную жизнь при помощи специальных адаптированных программ обучения. Таким образом, одной из центральных фигур в процессе инклюзии становится педагог, однако стоит отметить, что не только в общественном сознании, но и в профессиональном педагогическом мышлении ценности инклюзивного образования пока не стали доминирующими. Поэтому, на современном этапе развития общества актуальное значение приобретают личностные формы качеств самого педагога, его ценностные ориентиры. Самому педагогу важно принять ребенка с особенностями развития, понять его потребности, его нужды. При возникающих трудностях на помощь учителю может прийти тьютор. В инклюзивном образовании тьютор — это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы. Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с особыми образовательными потребностями стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. В условиях открытого образовательного пространства тьютор в условиях инклюзии становится держателем культурных основ и традиций тьюторства, которые сформировались еще в средневековой Англии. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его семью, сформировать вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантную к нему социокультурную среду.

Инклюзивная школа — это гарант конституционного права ребенка на образование. Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни.

Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество — это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.

Для решения обозначенных актуальных проблем развития инклюзивного образования необходимо принятие комплексной программы по развитию инклюзивного обучения в России. Дальнейшее развитие инклюзивного образования связано с совершенствованием нормативно-правовой базы, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения данного процесса. Эффективность инклюзивного образования зависит от возможностей ребенка, желания и помощи родителей, а также наличия на всех этапах обучения квалифицированного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Инклюзивное образование – это шанс для создания толерантного, открытого и личностно-ориентированного общества, с равными условиями развития для всех его членов независимо от способностей и возможностей.

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.

1.Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафона Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011.

2.Ахметова Д.З., Яковлева Е.Л. и др. Педагогика и психология инклюзивного образования: Учеб пособие/ Ахметова Д.З., Д.З., Яковлева Е.Л.- Казань: Познание, 2013.

3. Инновационный опыт дистанционного обучения детей с ОВЗ: методические рекомендации для самообразования педагогических работников, обучающих с применением дистанционных технологий детей с ОВЗ/М.Е.Вайндорф-Сысоева, С.С.Хапаева, Т.С.Грязнова, Д.А.Шаверина.-М.:Изд-во ЕАОИ, 2012.

4.Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве. Главы из книги / Пер. Аникеев И.С., Борисова Н.В. М., 2009.

5. Назарова Н.М. Теоретические и методологические основы образовательной интеграции // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.- Москва, 2013.

6. Пургина Е. И. Философские основы инклюзивного образования в контексте

специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья// педагогическое образование в России. 2014. № 2.

7. Рудь Н. Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. Методическое пособие. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011.

8. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Назаровой. –М. : Издательский центр «Академия», 2009.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *