Что является характерной особенностью развития
Развитие (философ.)
═ Существенную характеристику процессов Р. составляет время: во-первых, всякое Р. осуществляется в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность Р. Поэтому история научных представлений о Р. начинается лишь с тех пор, как сформировались теоретические представления о направленности времени. В силу этого древняя философия и наука не знали идеи Р. в точном смысле этого слова, поскольку время тогда мыслилось как протекающее циклически и все процессы воспринимались как совершающиеся по заданной «от века» программе, воспроизводящие неизменную совокупность циклов: «Восходит солнце, и заходит солнце, и на место своё поспешает, чтобы там опять взойти; бежит на юг и кружит на север, кружит, кружит на бегу своём ветер, и на круги свои возвращается ветер. Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и нет ничего нового под солнцем» («Экклесиаст», 1, 5, 6, 9). Для античного мировоззрения не существовало проблемы необратимых изменений, а вопрос о происхождении мира в целом и его объектов сводился главным образом к вопросу о том, из чего происходит нечто; что же касается механизма происхождения, то он толковался чисто умозрительно. Идея абсолютно совершенного космоса, лежавшая в основании всего античного мышления, исключала даже постановку вопроса о направленных изменениях, порождающих принципиально новые структуры и связи. Речь могла идти не о Р., а лишь о развёртывании некоторых потенций, изначально присущих объекту и просто скрытых в нём (этот принцип нашёл отчётливое выражение в концепции преформации ). Вместе с тем высокая логическая культура позволила античности создать богатую технику анализа различных типов изменения, движения, что послужило одной из важных методологических предпосылок позднейшего изучения процессов Р.
═ Социальная практика эпохи империализма и развитие науки давали всё более обширный материал, подтверждающий сложный, неоднозначный характер процессов Р. и их механизмов. Прежде всего было опровергнуто характерное для позитивизма представление о Р. как о линейном прогрессе, вытекавшее из концепции строго линейного направления времени. Практика социальных движений 20 в. убедительно показала, что исторический прогресс достигается отнюдь не автоматически, что общая восходящая линия Р. общества есть результат сложного диалектического взаимодействия множества процессов, что среди этих процессов есть и такие, которые либо ведут в сторону от прогресса, либо даже регрессивны. Всё это выявило непосредственную связь социального Р. с идеологической борьбой, что стало особенно очевидно в условиях противоборства двух мировых социальных систем ≈ социализма и капитализма. В такой ситуации подлинно прогрессивное Р. общества выступает как результат целенаправленной деятельности народных масс, опирающейся на объективные законы истории. Поэтому в современную эпоху прогрессивное Р. неразрывно связано с идеологией марксизма-ленинизма, с научно обоснованным социальным управлением, способным вырабатывать адекватные цели Р. и обеспечивать их реализацию.
═ При оценке перспектив построения синтетических теорий развивающихся объектов следует учитывать, что техника анализа процессов функционирования более развита, чем техника исследования процессов Р. (это объясняется большей сложностью последних). Поэтому одна из важных методологических задач ≈ совершенствование представлений о структуре и механизмах процессов Р., об их взаимосвязи с процессами функционирования.
Понятие развитие. Основные свойства, принципы и закономерности развития
Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Работа Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» подтолкнула исследователей к изучению хода психического развития детей. Развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Одна из первых попыток систематического наблюдения за психологическим и биологическим развитием ребенка с рождения до трех лет описана в книге В. Прейера «Душа ребенка», в которой автор описал развитие своей дочери.
Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени. Ю.Н. Карандашев выделил основные подходы к определению понятия «развитие»:
— Развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике и носит телеологический характер, т. е. в нем изначально предполагается наличие цели (телео), в качестве которой выступает некая «совершенная», идеальная форма развития, но при этом непонятно, является она внешне (Богом, воспитанием, внешней средой) или внутренне заданной (через наследственный аппарат), и почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой лучшей, совершенной, а не какая-либо другая.
— Развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений, т. е. одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития, но при этом невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные.
— Развитие как качественное, структурное изменение. Определение развития через качественные изменения связано с пониманием объекта как системы. В данном случае речь идет о совершенствовании только структуры объекта, исключается количественная мера совершенствования и сохраняется только качественная.
— Развитие как количественно-качественное изменение. Данное определение наиболее полно раскрывает суть понятия «развитие».
— Развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения. Неудовлетворенность существующими определениями развития стимулировала поиск и возникновение новых идей. Например, Г.-Д. Шмидт показывает наличие тесной, экзистенциальной связи между изменениями, следующими друг за другом, А. Фламмер отмечает, что развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина изменений»). В этом определении проводится идея эволюционной преемственности изменений.
Е.Е. Сапогова отмечает, что изменения, происходящие в развитии, могут быть:
— непрерывными (дискретными), скачкообразными;
— прогрессивными (эволюционными) или регрессивными (инволюционными).
Развитие может рассматриваться на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях:
Основными свойствами развития являются:
— необратимость — способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими;
— направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;
— закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
В современной психологии проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках генетической психологии, сравнительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.
Основные области психического развития:
1) психофизическая область развития, включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;
2) психосоциальная область развития, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности;
3) когнитивная область развития, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.
Индивид является носителем психофизических свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является личность, а когнитивных — субъект деятельности.
В настоящее время психическое развитие человека рассматривают с точки зрения системного подхода, включающего четыре аспекта:
— динамический характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т. е. это возрастная динамики различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.);
— структурный — качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запоминания, выработка рациональных приемов мышления;
— каузальный — определение детерминант, движущих причин развития;
— онтологический — выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.
Таким образом, системный подход к развитию предполагает изучение того, что, как, в какую сторону, с какими изменениями, по каким причинам развивается в психике и личности человека — биосоциального существа на протяжении всей жизни.
Выделяют следующие виды развития:
— преформированное развитие — тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат, который будет получен;
— непреформированное развитие — тип развития, который не предопределен заранее;
— психическое развитие — развитие познавательных психических процессов;
— личностное развитие — развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я»-концепции.
Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены или рядоположены. В различные возрастные периоды они могут не совпадать и по-разному влиять друг на друга.
М.С. Егорова и Т.Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают, что генотип (генетическая конституция организма) содержит в себе прошлое в свернутом виде: информацию об историческом прошлом человека и программу его индивидуального развития. Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы и вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.
На психическое развитие оказывают влияние макро- (страна, этнос, общество, государство), мезо- (регион, СМИ, субкультуры, тип поселения) и микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников).
Диалектика и специальные научные теории развития. Характерные черты развития
На основе уже проведенного анализа различных типов универсальных связей, выраженных в законах и категориях диалектики, можно более четко сформулировать понятие развития, показав прежде всего его отличие от понятия изменению. Изменение универсально и характеризует любые явления действительности. Развитие же — особый тип изменения.
Установление факта совершающихся в предмете изменении еще не свидетельствует, однако, об их характере, тенденции. Изменения могут носить количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового, изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения равнозначны развитию. Это может быть, скажем, простое разрушение предмета, прекращающее его дальнейшее существование как данного предмета. Возможны также циклические процессы с повторением однотипных фаз, да и просто обратимые изменения типа «вода — пар — вода. ».
К изменчивости в целом, а не к развитию как ее особому, частному случаю относят превращаемость элементарных частиц, энергетические взаимопереходы, процессы теплоотдачи и многие другие, не имеющие сколько-нибудь четкой направленности. В качестве развития не квалифицируются также функциональные и другие изменения, не получающие закрепления, не транслируемые в будущие фазы процесса (ср. физиологические изменения в организме и наследуемые эволюционные изменения).
Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное.
Характерные черты развития:
2. необратимость развития — это невозможность полного абсолютного возврата данной материальной системы к исходному состоянию;
3. преемственность развития означает единство прошлого, настоящего и будущего в развивающихся материальных средствах, в итоге чего достигается непрерывность развития;
Развитие нередко упрощенно толкуют как линейныйпроцесс. Многочисленные факты биологической эволюции и человеческой истории опровергают такое представление. Маркс в «Капитале», исследуя динамику различных экономических систем и структур, показал, что реальное социально-историческое развитие происходит петлеобразно, зигзагами, с отклонениями в сторону, с возвратами назад.
Примером отступления назад может служить так называемое вторичное закрепощение крестьян в странах Восточной Европы. В XVII—XVIII веках крепостное право практически перестало там действовать. Но развитие капитализма в Англии сделало выгодной для восточно-европейских феодалов продажу шерсти английским капиталистам. Восстановив почти забытое крепостное право, они смогли получить по очень низким ценам большое количество шерсти для продажи. Получилось, что капитализм как бы привел к укреплению феодализма. Но это был лишь зигзаг, петля в развитии, и по истечении определенного времени остатки феодализма в этих странах были окончательно уничтожены капиталистическим развитием.
В процессе развития нередки также случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса, как было, например, в эволюции приматов, когда одна линия развития привела к возникновению человека, другая — современных высших обезьян. Возможны и процессы конвергенции — слияния, синтеза, объединения различных линий развития в единый процесс, как это случилось, например, в процессе создания русской нации из различных, преимущественно славянских племен. Наблюдаются и другие, еще более сложные процессы, графическим аналогом которых могли бы служить, скажем, ветвящиеся деревья с многочисленными изломами, перегибами, разрывами, сплетениями.
Философское понятие «развития»
Развитие как основной предмет изучения диалектики. Классическая модель диалектики, представленная трудами немецких философов Канта, Шеллинга и Гегеля. Основные положения теории равновесия. Синергетика и ее подход к управлению социальными системами.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.12.2010 |
Размер файла | 26,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Философское понятие «развития»
2. Основные представления о развитии в истории философии
4. Основные понятия синергетики
Список использованной литературы
Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познания законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации.
1. Философское понятие «развитие»
Важное значение имеет определение самого понятия развития
Развитие не есть развитие «вообще», «всего», «всей материи», «Вселенной в целом», «всего и вся в предмете». Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами: развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.п. Вне конкретных систем нет никакого развития.
Признание же положения о том, что развитие реализуется через конкретные целостные системы, требует большей четкости, представление о том, что развитие есть порождение целостностью новой целостности. В этом отношении нужно уточнить, о чем идет речь, когда говорится об изменениях качеств при развитии. Вполне возможно, что происходит смешение «систем отсчета»: при анализе одной и той же системы за «целое» принимается лишь элементы или подсистема и их преобразование при некотором изменении самой основы системы.
Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Но несомненным должно быть исключение из развития момента возникновения самой системы и момента ее распада, ликвидации, прекращения существования. Возникновение целостной органичной системы, ее исходной формы хотя и связано с развитием, однако не есть еще собственно развитие; оно представляет собой взаимодействие элементов, рождающих новую структуру, полагающее начало развитию. Возникновение связано с прехождением и вместе с ним дает становление. Становление представляет собой, как отмечал Гегель, среднее состояние между ничто и бытием, вернее, единства бытия и ничто.
Таковы основные признаки развития:
1) качественный характер изменений,
2) их необратимость
2. Основные представления о развитии в истории философии
Развитие есть объективное явление, феномен материальной и духовной реальности. Оно в известном отношении не зависит от субъекта познания, субъект же познает и оценивает этот процесс. Сложность развития и другие причины обуславливают неоднозначность его трактовок, разнообразие его интерпретаций.
Остановимся на рассмотрении некоторых основных концепций развития («моделей диалектики»).
Вызревание идей диалектики внутри естественных наук в первой половине 19 века создало основные теоретические предпосылки для появления сразу нескольких концепций развития: диалектико-материалистической, градуалистской и натуралистской (или «сциентистской»).
Г. Спенсер провозглашал и обосновывал положение о всеобщей постепенной эволюции всей природы. Сего точки зрения, в основе всеобщей эволюции лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от однородности к разнородности, от разнородности к еще большей разнородности. «Формула эволюции», по его мнению, такова: дифференциация и интеграция материи и движения, происходящие согласно механическим законам направления движения по линии наименьшего сопротивления и группировки.
В западно-европейской философии сформировалась еще одна концепция, называемая «творческий эволюционизм», или «эмерджентизм».
В литературе отмечаются следующие главные идеи этого течения. Во-первых, «творческая эволюция» строится на основе признания факта возникновения нового качества, несводимого к исходному; признается «взрывообразный», быстрый скачок. Во-вторых, новое качество выступает результатом внутренней «творческой силы», по-разному называемой и по-разному истолковываемой. В-третьих, несводимые друг к другу более высокие ступени не могут быть предсказаны исходя из начальных качеств. В-четвертых, благодаря творческой эволюции в действительности образуется система уровней эволюции, сформировавшихся в итоге внезапных скачков.
Коснемся теперь равновесно-интеграционной концепции развития.
Теория равновесия начала складываться с 17 в. в целях объяснения общества. Ее главной идеей было представление об обществе как равновесной системе, все части которой сбалансированы между собой. Сначала общество уподоблялось физической равновесной системе, подчиняющейся третьему закону Ньютона, говорящему о равенстве и противоположной направленности действия двух тел друг на друга. Затем физикалистский редукционизм сменился биологическим, и общество стало рассматривать преимущественно по аналогии с живым организмом, саморегулирующимся и устойчиво равновесным. В настоящее время в теорию равновесия включаются данные кибернетики, ее принципы. Наиболее видными представителями теории равновесия были Г. Спенсер, Ле Дантек, Л.Ф. Уорд. В последние десятилетия в западных странах она выступает в форме концепций классового мира, в том числе в построениях школы структурно-функционального анализа.
Основные положения теории равновесия:
1. Равновесие абсолютно; борьба относительная.
2. Равновесие лишено противоречий; это положительное состояние; противоречия и борьба негативны, вредны для системы.
3. Нарушение равновесия происходит под воздействием внешних сил;
4. Преодоление противоречий осуществляется за счет приспособления системы к внешней среде, что обеспечивает «нейтрализацию» противоположностей и новое равновесие.
В рассматриваемой теории абсолютизируется значение равновесного состояния систем. Такие системы широко распространены, и они зачастую гармоничны. Равновесие является необходимым моментом развивающихся систем в природе.
Недостаток теории равновесия, прежде всего в том, что она рассматривает равновесные состояния как лишенные противоречий. Она прикрывает столкновение классовых сил с целью представить общество устойчивым, равновесным, гармоничным.
К числу наиболее значительных концепций развития 20 века относится, несомненно, диалектико-материалистическая концепция. Она сложилась еще в 40 годах прошлого столетия и ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Сравнивая ее с градуалистской, «плоскоэволюционистской» моделью развития, В.И. Ленин писал: идея развития в той формулировки, которую дали Маркс и Энгельс, опираясь на Гегеля, гораздо более всесторонняя, гораздо богаче содержанием, чем «ходячая идея эволюции».
В трактовке всеобщих законов развития можно заметить некоторые акценты, навеянные, по-видимому, «пролетарской партийностью» и крайне негативным отношением к частной собственности. К. Маркс считал, что такая собственность как основа буржуазного общества должна быть уничтожена. В «Манифесте коммунистической партии» заявлялось: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». В «Капитале» тоже сделан вывод о необходимости ликвидировать эту собственность; по Марксу, бьет последний час частной собственности, «экспроприаторов экспроприируют». Сделан этот вывод, между прочим, со ссылкой на диалектику, на закон отрицания отрицания как на закон диалектики.
Итак, в диалектико-материалистической концепции развития имеются, по крайней мере, два направления. Второе из них, опирающееся на идеи молодого К. Маркса и пробивавшееся сквозь официальные догмы в течение ряда десятилетий, оказывается, как показала история, наиболее реалистичным.
диалектика синергетика философия
Его можно сформулировать так: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.
Из трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим, следует, что никакое развитие невозможно без отрицаний.
Механистическое понимание отрицания выступает в двух формах:
1) полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития, абсолютизация момента деструкции, разрушения
2) абсолютизация момента преемственности в развитии. В первой форме наиболее распространенной разновидностью является нигилизм.
Нужно различать социальный нигилизм, имеющий социальные причины, и нигилизм как «бред отрицания», психопатологическое состояние, в основе которого могут лежать иные факторы.
Социальный нигилизм способен нанести большой ущерб прогрессу. Наша страна пережила в свое время резкое противоборство с нигилизмом. В первые годы после революции он выражался в так называемом пролеткультовском движении, в установках «левых коммунистов», анархистов.
Диалектическая трактовка отрицания несовместима с установкой абсолютно везде и во всем отыскивать «рациональное». Конкретный подход к отрицанию выявляет те компоненты структуры, которые с целью обеспечить прогресс надо устранить, разрушить, сохранив основное позитивное их содержание, или нацеливает на тотальное разрушение явлений, если они направлены против прогресса.
Отрицание-синтез является высшим видом отрицания. Именно это отрицание придает развитию материальной системы организованность и ритмичность. Помимо ритмов при круговоротах, функционировании, включенных в прогресс, само поступательное развитие в действии закона отрицания отрицания обретает общий триадический ритм, развертываясь в структуру: тезис-антитезис-синтез.
Как, быть может, никакой другой закон диалектики, закон отрицания отрицания требует при своем установлении строго конкретного подхода.
Нельзя подверстывать под схему триад все, что заблагорассудится, любые отрицания, без установления их типа и вида; нужно конкретно анализировать действительность, выявлять специфику отрицаний, устанавливать осторожно, доказывая сначала фактами, действует ли в данной системе этот закон или не действует. Иначе говоря, закон диалектического синтеза (или отрицания отрицания) требует для своего установления повышенного внимания и конкретности.
Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.
Выражение «переход количества в качество» имеет единственный рациональный смысл: переход одного качества в другое на основе количественных изменений, и только в этом смысле оно и будет нами употребляться.
1) определяет характер и направление количественных изменений,
2) оказывает существенное влияние на скорость, темпы протекания количественных изменений
3) определяет меру данного явления.
Количество может быть определенно как совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности.
Качество и количество связаны в мере. Слово «мера» имеет множество значений. В философии бытия мера служит для выражения взаимосвязи качества и количества.
Выделяют и другие виды скачков: глобальные и локальные, необходимые и случайные и т.п.
В процессе развития происходит смена мер, а само развитие выступает узловой линией отношений меры. Развитие есть единство непрерывности и прерывности.
Противоречие неотрывно от развития, движения, как и развитие от противоречия. Механическое движение противоречиво постольку, поскольку оказывается включенным в развивающуюся систему или имеет внутри себя развивающиеся стороны. Всеобщность закона диалектической противоречивости идентична всеобщности развития, самодвижения. Диалектические противоречия есть только там, где есть развитие, самодвижение. Этот момент включается в само определение противоречия. Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития.
Проблема этапности развития самих противоречий недостаточно исследована. В развитии противоречий можно выделить следующие этапы или состояния:
Сами по себе противоречия еще не обеспечивают переход к новому качеству, т.е. развитие. Чтобы быть источником развития, противоречия должны разрешаться. В строгом смысле слова понятие противоречия включает в себя представление о преодолении противоречия, вследствие чего можно утверждать, что развитие есть там, где есть противоречия и преодоление. Общая теория диалектического противоречия фиксирует в качестве основных форм разрешения противоречий действительности: а) переход противоположностей друг в друга, соответственно в более высокие формы; б) «победу» одной из противоположностей; в) исчезновение (гибель) обеих противоположностей при коренном преобразовании системы и др.; любое разрешение противоречия есть существенное качественное изменение в бытии, т.е. отрицание.
В обществе, как и в других сферах материальной действительности, действуют разные противоречия. Существуют противоречия отдельных этапов, стадий развития общественно-экономических формаций и этих формаций в целом, имеются также противоречия, так сказать, глобального порядка, функционирующие во всех общественно-экономических формациях.
Существуют противоречия конструктивные и деструктивные. Деструктивные противоречия могут обретать черты антагонистических противоречий. Эти противоречия для своего преодоления нуждаются в их разрушении.
Научное познание противоречий социальной действительности и социальной практике необходимо как для управления уже имеющимися противоречиями в интересах прогресса цивилизации, так и для формирования принципиально новых противоречий.
3. Основные понятия синергетики
Основываясь на синергетической идее «поля путей развития, спектра структур, потенциально содержащегося, скрытого в нелинейных средах», и роли человека в мире, ученые констатируют, что:
1. Поскольку всякое развитие многовариантно в своих путях, человек всегда имеет право выбора оптимального для него пути, который возможно не только выбрать, но и вычислить, управлять им;
3. Человек способен описать и рассчитать оптимальные для себя и осуществимые, в плане имеющихся возможностей и «сценарии» развертывания событий, их предполагаемые механизмы;
4. Зная будущее желательное состояние и способы следования естественным тенденциям самоорганизации систем, человек может сократить время выхода на аттрактор, будущую форму организации.
Напомним, что в синергетике общество рассматривается как сверхсложная самоорганизующаяся, открытая, нелинейная система, со всеми присущими ей свойствами, зонами и принципами развития. Главная роль должна принадлежать учету именно самоорганизующих механизмов, в том числе и хаоса, предстающего в данном случае как конструктивный механизм самоорганизации, дающий системе возможность выхода на аттрактор, заключенную в нем собственную тенденцию развития, инициирующую процесс самодостраивания сложных систем, в том числе социальных. Эта ситуация, когда «управление реагированием социума на изменение внешних и внутренних условий в идеале сводится к поиску «резонансных зон», где величина результата определяется на силой воздействия, а согласованностью его с внутренними свойствами». Достаточно лишь возбудить действие внутренних тенденций, и система сама построит необходимую структуру. Нужно только знать потенциальные возможности данной среды и способы их стимуляции.
Главная задача заключается в том, как управлять, не управляя в классическом смысле, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для человека путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие.
Общественные процессы следует не просто строить и даже не перестраивать, а инициировать, выводить социальные системы на собственные линии развития. При этом ряд ученых считает возможным вообще избежать бифуркационной стратегии развития, подчеркивая наличие объективных возможностей «осуществления плавного процесса структурогенеза, не имеющего точек бифуркации, посредством правильной организации управленческого воздействия на систему». В принципе, применение термина «управление» к самоорганизующимся системам неверно. Более адекватны сущности этого явления понятия: «направленное развитие», «корректирующее воздействие».
Уточняя вышеизложенную концепцию применительно к политике, приведем мнение А.Б. Венгерова: «Поиск и учет самоорганизационных начал, малых воздействий, их использование становится важной задачей политической жизни, одним из наиболее мощных методологических средств, опирающихся на синергетическое восприятие». В этой связи одной из наиболее правильных стратегий предотвращения национальных проблем могла бы стать ориентация на этническую саморегуляцию, без навязывания этносам схем и штампов. Также, по мнению А.Б. Венгерова, необходим учет резонансных реакций политики на происходящее в других сферах общественной жизни, поскольку кризис в одной сфере, накладываясь на иной, может вызвать катастрофу.
Как мы уже неоднократно подчеркивали, в момент бифуркации дальнейшую судьбу системы определяют случайные воздействия (флуктуации). Флуктуация в области бифуркации может породить не только самоорганизацию благоприятной ситуации, но и подтолкнуть систему к хаосу. Возможность подобного развития событий делает особенно насущным управленческое воздействие в этот момент. С другой стороны, именно в этот момент воздействие может быть опасным как никогда: любое действие управляющей системы (в силу того, что в точке бифуркации самая малая флуктуация может быть решающей и вызвать скачок на другой аттрактор) способно привести к волне нелинейных обратных связей в системе и направить ее на проигрышный аттрактор или даже разрушить. Поэтому управление ситуацией в области бифуркации должно отвечать следующим требованиям:
1. Управленческое воздействие должно апеллировать, резонировать к выигрышному аттрактору.
2. Оно должно осуществляться вовремя. То, что возможно сегодня, не будет таковым завтра, и это нужно учитывать. Процессы впоследствии могут выйти из-под контроля и вызвать необратимые изменения. К сожалению, понятие времени практически исключено из многих политологических исследований. Забывают об этом и на практике, отсюда и огромное количество несвоевременных, а значит неэффективных решений.
Таким образом, концепция синергетического воздействия отвергает классическое представление об управлении сложными системами, где результат управленческих действий является однозначным и пропорциональным приложенным усилиям. Самый влиятельный политик может навязать свою волю только в ограниченных пределах, если эта воля противоречит внутренним свойствам системы. Настаивая на существовании жестких правил запрета, синергетика одновременно дает направление поиска «точек», где управленческое воздействие на политическую ситуацию окажется поразительно эффективным. Синергетика, как мы покажем ниже, основывается на целостной картине мира, поэтому, как правило, управление по синергетическим правилам является наиболее экологичным. Однако не стоит забывать, что именно резонансное воздействие, обращенное к «неблагоприятным», но внутренне присущим системе свойствам, может оказаться максимально разрушительным. Последнее обстоятельство налагает огромную ответственность на политиков и политических технологов, вскрывающих тайные пружины политических процессов.
Лет тридцать назад на синергетику смотрели как на забаву физиков-теоретиков. Двадцать лет назад, благодаря её концепциям, методам, представлениям были экспериментально обнаружены многие явления в физике, химии, биологии, гидродинамике. Сейчас этот междисциплинарный подход всё шире используется в стратегическом планировании, при анализе исторических альтернатив, в поиске путей решения глобальных проблем, вставших перед человечеством.
Синергетика влечет глубокие мировоззренческие следствия. Возникает качественно иная, отличная от классической науки картина мира, где акцент падает на становление, когерентность, кооперативность элементов мира. Синергетика придает новый импульс обсуждению традиционных философских проблем случайности и детерминизма, хаоса и порядка, открытости и цели эволюции, части и целого.
Список использованной литературы
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Исходные положения, структура, принципы, историческое развитие диалектики. Происхождение терминов «диалектика» и «метафизика». Основные законы и категории диалектики. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля. Марксистский диалектический метод.
контрольная работа [48,0 K], добавлен 15.01.2011
Общие черты немецкой классической философии, ее выдающиеся представители и их вклад в развитие науки. Характеристика и основные идеи отрицательной диалектики Канта, антитетической философии Фихте и философии абсолютного тождества Шеллинга и Гегеля.
реферат [17,9 K], добавлен 28.12.2009
Эпоха Просвещения и немецкая классическая философия. Философия Гегеля как философия абсолютного идеализма. Тождество мышления и бытия. Диалектика Гегеля: ее основные законы и категории диалектики. Философия истории Гегеля. Противоречия философии Гегеля.
контрольная работа [30,4 K], добавлен 27.01.2008
Этапы формирования и развития диалектики. Современные методы познания. Диалектическая логика по Ильенкову. Способы понимания диалектики развития. Концепции, обновляющие миропонимание. Синергетика и кибернетика. Идея возникновения порядка из хаоса.
курсовая работа [39,3 K], добавлен 26.06.2013
Корпоративная идеология. Категории Аристотеля. Система категорий Канта. Система категорий диалектики Гегеля. Современные системы категорий. Направления развития диалектики. Практика отображения. Практика преобразования.
реферат [613,7 K], добавлен 21.11.2003
контрольная работа [35,8 K], добавлен 26.02.2010
Сущность диалектики и ее развитие Гегелем. Метафизика как основная альтернатива диалектики. Философская система догматизма. Релятивизм как разновидность метафизического толкования истины. Основные черты софистики, эклектики и «отрицательной» диалектики.
реферат [17,9 K], добавлен 23.01.2010