Что является предметом труда растениеводства

Технология. 5 класс

Конспект урока

Технология, 5 класс

Урок 32. Технологии растениеводства

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Растениеводство – это наука, занимающаяся изучением и возделыванием полевых культурных растений.

Сорт растений – группа растений, созданных в результате селекции и обладающих определёнными, передающимися по наследству свойствами.

Семеноводство – это отрасль растениеводства, занимающаяся массовым размножением семян сортов растений.

Биотехнология – наука, которая изучает возможность использования биоматериалов для решения определенных технологических задач, а также для реализации проектов в сфере гибридизации и генной инженерии

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Растениеводство – наука, занимающаяся изучением и возделыванием полевых культурных растений.

К основным отраслям растениеводства относятся: овощеводство, садоводство, виноградарство, цветоводство, луговодство, лесоводство, селекция, семеноводство и некоторые другие.

Сорт растений — группа растений, созданных в результате селекции и обладающих определёнными, передающимися по наследству свойствами.

Семеноводство – это отрасль растениеводства, занимающаяся массовым размножением семян сортов растений.

Овощеводство – это отрасль растениеводства в сельском хозяйстве, занимающаяся разработкой и улучшением технологий культивации овощных и бахчевых культур открытого и закрытого грунта, селекцией и семеноводством.

Садоводство – отрасль растениеводства, занимающаяся: возделыванием многолетних плодовых или ягодных культур (плодоводство); выращиванием декоративных растений (декоративное садоводство).

Виноградарство направлено на выращивание высоких урожаев столового и технического винограда.

Цветоводство – селекция и выращивание красивоцветущих и других растений в декоративных целях.

Лесоводство – отрасль растениеводства, занимающаяся изучением, выращиванием и использованием лесных ресурсов; а также научная дисциплина, изучающая методы выращивания, улучшения и повышения продуктивности лесов.

Чтобы окультурить дикорастущие растения, многие века люди изучали особенности каждого растения, понимая, что это живые организмы инужно учитывать закон незаменимости жизненно необходимых для растений факторов: тепла, света, влаги, воздуха и элементов питания.

Занимаясь селекцией, ученые отбирали более крупные семена и растения, которые не подвержены заболеваниям, лучше выдерживают заморозки или засуху.

Так ученые многие века выводили новые сорта растений, изучали и совершенствовали приёмы их возделывания.

Для выращивания культурных растений человек использует специальные технологии, называемые технологиями растениеводства или агротехнологии.

Технологии растениеводства складываются из своевременно и последовательно проводимых агротехнических приёмов.

Основными агротехническими приёмами в растениеводстве являются:

Подготовка почвы к посеву или посадке культурных растений;

подготовка семян к посеву;

посев и посадка культурных растений;

уход за культурными растениями;

уборка и хранение урожая культурных растений.

Каждый агротехнический приём проводится в соответствии с этапом или фазой роста и развития культурного растения.

Для обработки почвы и ухода за культурными растениями используют различные сельскохозяйственные орудия труда и сельскохозяйственную технику.

Специалистами по выращиванию растений являются агрономы, трактористы-машинисты.

В каждой отрасли растениеводства есть свои специалисты по выращиванию растений:

полевод, овощевод, садовод, лесовод.

Тракторист-машинист – это профессия человека, в обязанности которого входит механизированная обработка почвы и растений.

Агроном – это специалист в области сельского хозяйства. Его основной задачей является контроль за соблюдением техники выращивания овощей и фруктов, а также иных культур.

Полевод – одна из основных профессий растениеводства, связанная с производством полевых – зерновых культур

Овощевод – специалист по выращиванию овощей, он должен знать характеристику сортов овощных культур, основы агротехники, виды удобрений и способы их внесения в почву.

Садовод – специалист по уходу за садом или любым озеленённым объектом.

Лесовод – это специалист в подготовительных и вспомогательных работах, связанных с посадкой лесных культур.

Современные достижения биологии, генетики, селекции, земледелия агрохимии, молекулярной и генной инженерии, позволили растениеводству перейти к современным технологиям выращивания высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур на базе высокоэффективной механизации и электрификации производственных процессов, программировании урожайности, широкого использования электронно вычислительной техники.

Появились новые профессии – генный инженер, биотехнолог.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие между названием культурных растений и названием отрасли.

Что является предметом труда растениеводства. Смотреть фото Что является предметом труда растениеводства. Смотреть картинку Что является предметом труда растениеводства. Картинка про Что является предметом труда растениеводства. Фото Что является предметом труда растениеводства

Правильный вариант ответа:

Что является предметом труда растениеводства. Смотреть фото Что является предметом труда растениеводства. Смотреть картинку Что является предметом труда растениеводства. Картинка про Что является предметом труда растениеводства. Фото Что является предметом труда растениеводства

К овощеводству (тюльпаны, наструции, аквилегии, фиалки – декоративно цветущие растения – отрасль – декоративное цветоводство.

Какие виды работ не относятся к агротехническим приёмам?

Выберите несколько верных ответов.

1. Подготовка почвы к посеву

2. Подготовка семян к посеву

3. Составление букетов

Правильный вариант ответа:

Пояснение: Агротехнические приёмы – это мероприятия по выращиванию растений, составление букетов относится к флористике, покупка семян также не относится к мероприятиям по уходу за растениями.

Источник

Сельскохозяйственное растениеводство

Растениеводство обеспечивает большую часть всего объема продовольствия в мире. Его продукция также является сырьем для текстильной, химической, фармакологической, мебельной, строительной и другой промышленности. Область тесно связана с животноводством, являясь поставщиком корма для скота и потребителем производимых им удобрений.

Сегодня в мире возделывается свыше 20 тысяч сельскохозяйственных культур, из которых около 650 имеют первостепенное значение для развития цивилизации. Современные технологии производства направлены на строгий учет условий и факторов, которые влияют на конечную урожайность и качество возделываемых культур.

Понятие растениеводства, цели, близкие отрасли

Термин «растениеводство» определяет отрасль сельского хозяйства и объединяет как выращивание различных культур, так и науку о них. Изучение разнообразия, видов, форм, гибридов, условий их произрастания позволяет совершенствовать приемы производства для сбора максимальных урожаев наилучшего качества при минимальных затратах труда, зависимости от погодных условий и себестоимости продукции. В этом отношении сфера тесно связана с другими дисциплинами: химией, физикой, геологией, ботаникой, почвоведением, физиологией растений, агрохимией, метеорологией, сельскохозяйственной селекцией, мелиорацией и семеноводством, экономикой.

История развития сельского хозяйства

Растениеводство появилось еще в эпоху неолита, когда люди начали осознанно выращивать фрукты и овощи. Первые очаги древнего земледелия были зафиксированы в Китае, Индии, Мексике, Сирии, Перу, Египте, Боливии. На начальном этапе целью было увеличение урожая плодов, доступных в дикой природе. Позже люди научились возделывать почву и выращивать зерно. С развитием земледелия получаемые урожай и семена начали мигрировать в другие регионы мира, расширяя свой ареал произрастания. Импорт разных культур увеличивал спектр посева зерновых, бобовых, корнеплодов в той или иной области. А адаптация привозных семян способствовала выведению новых сортов и изменению условий возделывания земель.

В России растениеводство как самостоятельная дисциплина развивается с XVIII века, когда М. В. Ломоносов утвердил при Российской академии наук «класс земледельства». В это время начинается работа по обобщению и структурированию опыта возделывания разных культур на территории нашей страны.

Растениеводческие отрасли

Все многообразие выращиваемых в промышленных масштабах растений условно разделяют на 7 основных отраслей в зависимости от их вида, специфики возделывания, места произрастания и других факторов:

Выбор отрасли для развития, как и конкретных культур, во многом зависит от региона выращивания, особенностей почвы, климата, числа солнечных дней, осадков и других факторов. Поэтому решающее значение в успехе производства сельскохозяйственной продукции имеет географический фактор.

География распространения растительных культур

Неоднородность климата, почвы и природных условий приводят к тому, что в разных регионах выращиваются различные культуры. В условиях частного сада возможны попытки адаптировать экзотическое растение к местным погодным условиям, в то время как в промышленных масштабах выращивание неприспособленных видов нерентабельно и нецелесообразно.

Основной источник пищи примерно для 75 % населения Земли — это зерновые культуры. Большинство видов демонстрирует хороший рост и высокую урожайность в регионах с относительно небольшим уровнем осадков и умеренным климатом. При этом природные условия способствовали широкому распространению риса в странах Азии, кукурузы в США, пшеницы в Западной Европе и России.

Плодовые культуры распространены практически во всех обитаемых регионах. К наиболее успешным в выращивании фруктов и ягод относятся страны с преобладающим субтропическим и тропическим климатом. Овощеводство также широко распространено. Наибольший объем продукции этой сферы приходится на страны Европы, Россию, США, Северную Африку.

С точки зрения географии российский климат является неблагоприятным для растениеводства. Так, показатели суммы активных температур, длительности безморозного периода, количества осадков примерно вдвое ниже в сравнении с западноевропейскими или североамериканскими странами.

Продукция растениеводства

Конечный продукт варьируется в зависимости от рассматриваемой области растениеводства. В каждой сфере представлены разные культуры, которые используются в качестве продовольствия или как сырье для промышленности:

Важно заметить, что одни и те же культуры могут выращиваться с разными целями. Например, картофель культивируют как продовольственную культуру, как сырье для производства крахмала, а также в качестве корма для животных.

Факторы развития отрасли

Успешное развитие растениеводства зависит от совокупности многих факторов, среди которых выделяются природные и социальные:

Помимо обозначенных факторов, уровень развития сельскохозяйственной отрасли неизбежно определяют природные факторы, на которые человек практически не способен повлиять. К ним относятся изменения погоды и климата, стихийные бедствия, нашествия вредителей.

Перспективные направления растениеводства в России

Аналитики выделяют два основных вектора развития в производстве сельскохозяйственных продуктов на российских посевных площадях, которые остаются рентабельными в условиях нестабильной экономической ситуации. Это овощеводство защищенного грунта и выращивание зерна. Культивирование тепличных овощей, зелени и ягод вкупе с развитием инфраструктуры их хранения обеспечивает высокую окупаемость и минимальные риски среди отраслей растениеводства.

Зерновая отрасль перспективна с точки зрения экспортного потенциала. Она также рентабельна и относительно безопасна в экономическом плане благодаря короткому производственному циклу.

Актуальные проблемы сельскохозяйственной сферы

Основная проблема современного растениеводства заключается в том, что предложение с трудом может обеспечить постоянно растущий спрос. Города стремительно расширяют свои границы, растет численность населения в них, при этом посевные площади, лесные хозяйства, луговые территории сокращаются.

Во многих странах наблюдается проблема отсутствия поддержки со стороны государства. Высокие цены на семена, удобрения, агротехнику останавливают фермеров и крупных производителей от расширения посадочных площадей, внедрения современных технологий, приобретения более урожайных, погодостойких и простых в выращивании культур.

Недостаток человеческих и технических ресурсов приводит к тому, что ежегодно около 14 % урожая по всему миру остается на полях несобранным. Еще 11 % растений теряется и не вызревает вследствие дефицита питания или ухода.

Помимо человеческого фактора, урожай зависит от природных условий: количества осадков, средней температуры и прочего. В современном мире нестабильная экологическая ситуация приводит к непрогнозируемым изменениям климата и, как следствие, сложности в подборе оптимальных условий культивирования растений.

Успешный сбор урожая не гарантирует, что продукты растениеводства в полном объеме будут использованы в продовольственных целях или как сырье для производства. Гниль, плесень, вредители угрожают уничтожить зерно или овощи уже после сбора в процессе хранения. Такая проблема наиболее актуальна для регионов с высоким уровнем влажности.

Своевременное преодоление этих трудностей и любые позитивные изменения позволят решить проблемы голода, нехватки продовольствия, высокой себестоимости производства в пищевой, текстильной, фармакологической, мебельной сфере, животноводстве и других отраслях. В то время как игнорирование сложностей приводит к нарастающим глобальным проблемам.

Источник

Технологии производства и хранения продукции растениеводства

Что является предметом труда растениеводства. Смотреть фото Что является предметом труда растениеводства. Смотреть картинку Что является предметом труда растениеводства. Картинка про Что является предметом труда растениеводства. Фото Что является предметом труда растениеводства

Содержание статьи:

Важнейшим элементом современного растениеводства является материально-техническая база хозяйств. От того, насколько хорошо сельхозпредприятие обеспечено новейшими тракторами, комбайнами и другими машинами и механизированными орудиями труда, насколько автоматизированы все производственные этапы, в значительной мере зависит эффективность всех рабочих процессов и конечный результат, то есть показатели урожайности.

Как производят продукцию растениеводства?

Технологическая основа растениеводства — это комплекс взаимосвязанных и строго последовательных организационных, агротехнических, мелиоративных, почвозащитных и других мероприятий, которые в итоге позволяют добиться максимально возможных показателей эффективности в использовании земельных ресурсов. Чем более современной является используемая на предприятии технология производства продукции растениеводства, тем выше плодородие почвы, тем устойчивее и выше урожайность сельскохозяйственных культур, тем ниже себестоимость готовой продукции и тем меньше негативное влияние на экологию.

Организация и технология механизированных работ в растениеводстве, использование правильных, то есть научно-обоснованных методик, позволяет решать основные задачи, стоящие перед растениеводческими хозяйствами:

Важнейшие производственные системы в растениеводстве

Ключевые элементы системы современного растениеводства — это:

Система севооборотов значительно снижает производственные издержки предприятия на поддержание и повышение урожайности почвы за счет подбора для растений максимально благоприятных предшественников. Так удается более рационально и эффективно использовать удобрения, бороться с вредителями и болезнями растений, а также с сорняками.

Внесение удобрений является главным и самым доступным способом искусственного повышения плодородия почвы. Используя научно-обоснованные методики и объемы применения минеральных и органических удобрений, можно в короткие сроки существенно повысить урожайность поля. При этом система мелиоративных мероприятий позволяет не только регулировать водный режим почвы (осушение, орошение), но и защитить ее от водной и ветровой эрозии.

Борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, а также с сорняками сегодня ведется при помощи самых современных биологических, агротехнических и химических средств.

Машинная обработка полей — самый заметный глазу элемент современного растениеводства, преобразивший всю отрасль после отказа от ручного труда. Практически на всех производственных этапах основную скрипку играет именно сельхозтехника: вспашка, культивация, обработка пестицидами, сбор урожая — все эти процессы сегодня выполняются при помощи тракторов, комбайнов, сеялок и другой агротехники. Лишь немногие сельхозкультуры (в основном в садоводстве) выращиваются с применением ручного труда на каком-либо из этапов.

Важно понимать, что тесная связь современного растениеводства с наукой и техникой с одной стороны позволяет постоянно совершенствовать методику и подходы для повышения эффективности работы предприятий, а с другой стороны вынуждает их постоянно вкладывать часть прибыли в модернизацию производственных процессов и освоение новых технологий механизированных работ в растениеводстве. А в условиях не очень высокой рентабельности сельского хозяйства далеко не все аграрии могут себе позволить быть на острие технического прогресса.

Технология хранения продукции растениеводства

Главной целью производственного процесса в растениеводстве является получение готовой продукции. Но в условиях рыночной экономики для предприятия основная цель заключается не в этом, а в получении прибыли. Этот принципиальный момент в корне отличает отношение к готовой продукции в современной России и в бывшем СССР. По разным данным из-за несовершенных технологий хранения и просто наплевательского отношения со стороны руководства предприятий и рядовых работников от 30 до 60% готовой продукции просто сгнивало на складах сельхозпредприятий, зернохранилищах, овощных базах и непосредственно на складах перерабатывающих предприятий и продовольственных магазинов.

Хранение продукции по методу биоза

Принцип биоза предполагает, что продукты хранятся в своем естественном (живом) состоянии без искусственного подавления происходящих в них естественных процессов. Этот способ подходит для не очень длительного хранения свежих плодов и овощей.

Иммунные свойства ягод, плодов, корнеплодов, луковиц и т.д. позволяют им успешно противостоять воздействию патогенной флоры на протяжении некоторого периода. Его длительность зависит от химического состава и консистенции мякоти, целостности и толщины покровных тканей (кожицы) и других факторов. Многие овощи и плоды способны храниться при комнатной температуре долгие недели, другие же начинают портиться уже спустя несколько дней или даже часов.

Анабиотические способы хранения продуктов

Принцип анабиоза предусматривает помещение продукта в такие условия, при которых естественные биологические процессы резко замедляются или даже останавливаются полностью. Выделяют несколько типов анабиоза:

Ценоанабиоз как способ сохранить урожай

Принцип ценоанабиоза предусматривает создание анабиотических условий при помощи полезных микроорганизмов. На практике используются два вида консервации продуктов микроорганизмами — ацидоценоанабиоз (повышение кислотности среды; именно так хранят солено-квашеные овощи, моченые плоды и силосованные корма) и алкоголеценоанабиоз (консервирование продукта путем спиртового брожения Брожение – одна из основных форм катаболизма, представляющая собой окислитель. ).

Стерилизация продукции

Принцип абиоза предполагает хранение продуктов в «неживом» состоянии. Для этих целей овощи/фрукты/зерно либо полностью превращают в безжизненную стерильную массу, либо уничтожают определенные микроорганизмы, ускоряющие порчу органики. Абиоз подразделяется на несколько видов:

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: «Объекты сельскохозяйственных и социальных технологий как предмет труда»

урок общеметодологической направленности, развивающего и личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий, информационно- коммуникационные

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению объекты сельскохозяйственных и социальных технологий как предмет труда

Педагогические задачи: познакомить с понятиями объекты сельскохозяйственных и социальных технологий как предмет труда; развивать технологическое мышление; воспитывать ответственное отношение к учебному труду; познакомить с профессиями и производством.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная работа.

Знания : о социальных объектах как предметах труда промышленности и сельского производства.

Умения: использовать приобретённые знания и информацию в быту и проектной деятельности.

Познавательные : умение вести исследовательскую и проектную деятельность на основе производства, анализ умения делать выводы; построение цепи рассуждений, определение понятий, сопоставление, смысловое чтение.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникационные: диалог, проявление инициативы, организация учебного сотрудничества

Формирование мотивации и самомотивации к изучению различных продуктов труда смыслообразование, реализация творческого потенциала, развитие познавательного интерес, готовности к самостоятельным действиям, контроль и корректировка выполнения своих действий на основе учёта и характера ошибок, проявление инициативы и самостоятельности в обучении, эстетических чувств, развитие политехнического кругозора.

Организационная структура урока:

Организация урока. Упражнение на внимание. (Стоя)

Контроль посещаемости и готовности обучающихся к уроку,

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Давайте выясним, в чем состоит главная особенность большинства предметов труда в сельскохозяйственном производстве?

Слушают учителя. Отвечают.

Сообщение темы урока.

Определение целей урока.

Как вы думаете, о каких продуктах мы будем говорить сегодня на уроке?

Назовите тему урока.

Тема урока: » Объекты сельскохозяйственных и социальных технологий как предмет труда «

Слушают учителя и с его помощью называют тему урока.

Тема урока: » Объекты сельскохозяйственных и социальных технологий как предмет труда «

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению объекты сельскохозяйственных и социальных технологий как предмет труда.

Открытие нового знания, нового способа действия.

Зададим себе вопрос: что будет предметом труда работников сельскохозяйственного производства?

Давайте разберёмся, что может быть предметом труда в растениеводстве? Приведите примеры.

Труд, связанный с растениями, носит физический или умственный характер? Объясните свой выбор

Давайте разберёмся, что может быть предметом труда в животноводстве? Приведите примеры.

Что в ходит в обязанности животноводов?

Назовите профессии и производство в сельском хозяйстве?

Предметом труда являются растения и животные.

Предметом труда в растениеводстве являются культурные растения, саженцы деревьев и хвойных, выращивание цветов, декоративных и лекарственных растений

Труд, связанный с растениями, носит физический и умственный характер: вспашка и боронование почвы, посев или посадка, полив, подкормка растений, прополка, борьба с вредителями, сбор урожая

Предметом труда для животноводства являются преимущественно домашние сельскохозяйственные животные, птицы, некоторые насекомые (пчелы, тутовый шелкопряд)

Труд животноводов связан с выращиванием, кормлением, лечением животных, уходом за ними, а также со сбором их продукции

Современные города – это бетон и асфальт. Земля в городах очень дорога, поэтому места для зелёных насаждений всегда меньше, чем хотелось бы.

Сделайте предложения для архитекторов – как решить эту проблему? Только не предлагайте разбивать сады на крышах и балконах и обвивать стены плющом – это банальные решения. Найдите что-то более оригинальное!

Выполняют практическую работу. Работа в группах.

Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.

1–2. Правую руку вперед, левую вверх.

3–4. Переменить положение рук.

Открытие нового знания, нового способа действия.

Зададим себе вопрос: кто или что является предметом труда врача, учителя, парикмахера, продавца, полицейского?

Давайте разберёмся, почему торговлю следует считать социальной технологией.

В современном мире социальные технологии играют всё большую роль в жизни стран и народов. Социальная сфера, и в частности сфера услуг, играет всё большую роль в экономике развитых стран. Современная сфера быта становится сферой продажи бытовых услуг

Давайте разберёмся, что такое социальная служба и социальные работники?

Слушают учителя. Отвечают.

Социальным называют всё, что относится к совместной жизни людей в разных группах и сообществах.

Социальная служба занимается обслуживанием пожилых одиноких людей, а так же тех, кто не в состоянии обслуживать себя в полной мере, оказывают психологическую поддержку людям.

Подумайте, в каком случае работа водителя будет относиться к социальной сфере, а в каком к сфере производства?

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подводит итог урока.

Выясняет сложности в работе учениц. Где пригодятся знания, полученные на уроке.

рефлексия учителя и учащихся о достижении целей

самооценка работы в группах

выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

Узнайте, каких насекомых разводят и употребляют в пищу жители некоторых стран Юго-Восточной Азии.

Назовите ситуации, когда вы были предметом труда для каких-то людей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *