Что является предметом труда растениеводства
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 32. Технологии растениеводства
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Растениеводство – это наука, занимающаяся изучением и возделыванием полевых культурных растений.
Сорт растений – группа растений, созданных в результате селекции и обладающих определёнными, передающимися по наследству свойствами.
Семеноводство – это отрасль растениеводства, занимающаяся массовым размножением семян сортов растений.
Биотехнология – наука, которая изучает возможность использования биоматериалов для решения определенных технологических задач, а также для реализации проектов в сфере гибридизации и генной инженерии
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Растениеводство – наука, занимающаяся изучением и возделыванием полевых культурных растений.
К основным отраслям растениеводства относятся: овощеводство, садоводство, виноградарство, цветоводство, луговодство, лесоводство, селекция, семеноводство и некоторые другие.
Сорт растений — группа растений, созданных в результате селекции и обладающих определёнными, передающимися по наследству свойствами.
Семеноводство – это отрасль растениеводства, занимающаяся массовым размножением семян сортов растений.
Овощеводство – это отрасль растениеводства в сельском хозяйстве, занимающаяся разработкой и улучшением технологий культивации овощных и бахчевых культур открытого и закрытого грунта, селекцией и семеноводством.
Садоводство – отрасль растениеводства, занимающаяся: возделыванием многолетних плодовых или ягодных культур (плодоводство); выращиванием декоративных растений (декоративное садоводство).
Виноградарство направлено на выращивание высоких урожаев столового и технического винограда.
Цветоводство – селекция и выращивание красивоцветущих и других растений в декоративных целях.
Лесоводство – отрасль растениеводства, занимающаяся изучением, выращиванием и использованием лесных ресурсов; а также научная дисциплина, изучающая методы выращивания, улучшения и повышения продуктивности лесов.
Чтобы окультурить дикорастущие растения, многие века люди изучали особенности каждого растения, понимая, что это живые организмы инужно учитывать закон незаменимости жизненно необходимых для растений факторов: тепла, света, влаги, воздуха и элементов питания.
Занимаясь селекцией, ученые отбирали более крупные семена и растения, которые не подвержены заболеваниям, лучше выдерживают заморозки или засуху.
Так ученые многие века выводили новые сорта растений, изучали и совершенствовали приёмы их возделывания.
Для выращивания культурных растений человек использует специальные технологии, называемые технологиями растениеводства или агротехнологии.
Технологии растениеводства складываются из своевременно и последовательно проводимых агротехнических приёмов.
Основными агротехническими приёмами в растениеводстве являются:
Подготовка почвы к посеву или посадке культурных растений;
подготовка семян к посеву;
посев и посадка культурных растений;
уход за культурными растениями;
уборка и хранение урожая культурных растений.
Каждый агротехнический приём проводится в соответствии с этапом или фазой роста и развития культурного растения.
Для обработки почвы и ухода за культурными растениями используют различные сельскохозяйственные орудия труда и сельскохозяйственную технику.
Специалистами по выращиванию растений являются агрономы, трактористы-машинисты.
В каждой отрасли растениеводства есть свои специалисты по выращиванию растений:
полевод, овощевод, садовод, лесовод.
Тракторист-машинист – это профессия человека, в обязанности которого входит механизированная обработка почвы и растений.
Агроном – это специалист в области сельского хозяйства. Его основной задачей является контроль за соблюдением техники выращивания овощей и фруктов, а также иных культур.
Полевод – одна из основных профессий растениеводства, связанная с производством полевых – зерновых культур
Овощевод – специалист по выращиванию овощей, он должен знать характеристику сортов овощных культур, основы агротехники, виды удобрений и способы их внесения в почву.
Садовод – специалист по уходу за садом или любым озеленённым объектом.
Лесовод – это специалист в подготовительных и вспомогательных работах, связанных с посадкой лесных культур.
Современные достижения биологии, генетики, селекции, земледелия агрохимии, молекулярной и генной инженерии, позволили растениеводству перейти к современным технологиям выращивания высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур на базе высокоэффективной механизации и электрификации производственных процессов, программировании урожайности, широкого использования электронно вычислительной техники.
Появились новые профессии – генный инженер, биотехнолог.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Установите соответствие между названием культурных растений и названием отрасли.
Правильный вариант ответа:
К овощеводству (тюльпаны, наструции, аквилегии, фиалки – декоративно цветущие растения – отрасль – декоративное цветоводство.
Какие виды работ не относятся к агротехническим приёмам?
Выберите несколько верных ответов.
1. Подготовка почвы к посеву
2. Подготовка семян к посеву
3. Составление букетов
Правильный вариант ответа:
Пояснение: Агротехнические приёмы – это мероприятия по выращиванию растений, составление букетов относится к флористике, покупка семян также не относится к мероприятиям по уходу за растениями.
Сельскохозяйственное растениеводство
Растениеводство обеспечивает большую часть всего объема продовольствия в мире. Его продукция также является сырьем для текстильной, химической, фармакологической, мебельной, строительной и другой промышленности. Область тесно связана с животноводством, являясь поставщиком корма для скота и потребителем производимых им удобрений.
Сегодня в мире возделывается свыше 20 тысяч сельскохозяйственных культур, из которых около 650 имеют первостепенное значение для развития цивилизации. Современные технологии производства направлены на строгий учет условий и факторов, которые влияют на конечную урожайность и качество возделываемых культур.
Понятие растениеводства, цели, близкие отрасли
Термин «растениеводство» определяет отрасль сельского хозяйства и объединяет как выращивание различных культур, так и науку о них. Изучение разнообразия, видов, форм, гибридов, условий их произрастания позволяет совершенствовать приемы производства для сбора максимальных урожаев наилучшего качества при минимальных затратах труда, зависимости от погодных условий и себестоимости продукции. В этом отношении сфера тесно связана с другими дисциплинами: химией, физикой, геологией, ботаникой, почвоведением, физиологией растений, агрохимией, метеорологией, сельскохозяйственной селекцией, мелиорацией и семеноводством, экономикой.
История развития сельского хозяйства
Растениеводство появилось еще в эпоху неолита, когда люди начали осознанно выращивать фрукты и овощи. Первые очаги древнего земледелия были зафиксированы в Китае, Индии, Мексике, Сирии, Перу, Египте, Боливии. На начальном этапе целью было увеличение урожая плодов, доступных в дикой природе. Позже люди научились возделывать почву и выращивать зерно. С развитием земледелия получаемые урожай и семена начали мигрировать в другие регионы мира, расширяя свой ареал произрастания. Импорт разных культур увеличивал спектр посева зерновых, бобовых, корнеплодов в той или иной области. А адаптация привозных семян способствовала выведению новых сортов и изменению условий возделывания земель.
В России растениеводство как самостоятельная дисциплина развивается с XVIII века, когда М. В. Ломоносов утвердил при Российской академии наук «класс земледельства». В это время начинается работа по обобщению и структурированию опыта возделывания разных культур на территории нашей страны.
Растениеводческие отрасли
Все многообразие выращиваемых в промышленных масштабах растений условно разделяют на 7 основных отраслей в зависимости от их вида, специфики возделывания, места произрастания и других факторов:
Выбор отрасли для развития, как и конкретных культур, во многом зависит от региона выращивания, особенностей почвы, климата, числа солнечных дней, осадков и других факторов. Поэтому решающее значение в успехе производства сельскохозяйственной продукции имеет географический фактор.
География распространения растительных культур
Неоднородность климата, почвы и природных условий приводят к тому, что в разных регионах выращиваются различные культуры. В условиях частного сада возможны попытки адаптировать экзотическое растение к местным погодным условиям, в то время как в промышленных масштабах выращивание неприспособленных видов нерентабельно и нецелесообразно.
Основной источник пищи примерно для 75 % населения Земли — это зерновые культуры. Большинство видов демонстрирует хороший рост и высокую урожайность в регионах с относительно небольшим уровнем осадков и умеренным климатом. При этом природные условия способствовали широкому распространению риса в странах Азии, кукурузы в США, пшеницы в Западной Европе и России.
Плодовые культуры распространены практически во всех обитаемых регионах. К наиболее успешным в выращивании фруктов и ягод относятся страны с преобладающим субтропическим и тропическим климатом. Овощеводство также широко распространено. Наибольший объем продукции этой сферы приходится на страны Европы, Россию, США, Северную Африку.
С точки зрения географии российский климат является неблагоприятным для растениеводства. Так, показатели суммы активных температур, длительности безморозного периода, количества осадков примерно вдвое ниже в сравнении с западноевропейскими или североамериканскими странами.
Продукция растениеводства
Конечный продукт варьируется в зависимости от рассматриваемой области растениеводства. В каждой сфере представлены разные культуры, которые используются в качестве продовольствия или как сырье для промышленности:
Важно заметить, что одни и те же культуры могут выращиваться с разными целями. Например, картофель культивируют как продовольственную культуру, как сырье для производства крахмала, а также в качестве корма для животных.
Факторы развития отрасли
Успешное развитие растениеводства зависит от совокупности многих факторов, среди которых выделяются природные и социальные:
Помимо обозначенных факторов, уровень развития сельскохозяйственной отрасли неизбежно определяют природные факторы, на которые человек практически не способен повлиять. К ним относятся изменения погоды и климата, стихийные бедствия, нашествия вредителей.
Перспективные направления растениеводства в России
Аналитики выделяют два основных вектора развития в производстве сельскохозяйственных продуктов на российских посевных площадях, которые остаются рентабельными в условиях нестабильной экономической ситуации. Это овощеводство защищенного грунта и выращивание зерна. Культивирование тепличных овощей, зелени и ягод вкупе с развитием инфраструктуры их хранения обеспечивает высокую окупаемость и минимальные риски среди отраслей растениеводства.
Зерновая отрасль перспективна с точки зрения экспортного потенциала. Она также рентабельна и относительно безопасна в экономическом плане благодаря короткому производственному циклу.
Актуальные проблемы сельскохозяйственной сферы
Основная проблема современного растениеводства заключается в том, что предложение с трудом может обеспечить постоянно растущий спрос. Города стремительно расширяют свои границы, растет численность населения в них, при этом посевные площади, лесные хозяйства, луговые территории сокращаются.
Во многих странах наблюдается проблема отсутствия поддержки со стороны государства. Высокие цены на семена, удобрения, агротехнику останавливают фермеров и крупных производителей от расширения посадочных площадей, внедрения современных технологий, приобретения более урожайных, погодостойких и простых в выращивании культур.
Недостаток человеческих и технических ресурсов приводит к тому, что ежегодно около 14 % урожая по всему миру остается на полях несобранным. Еще 11 % растений теряется и не вызревает вследствие дефицита питания или ухода.
Помимо человеческого фактора, урожай зависит от природных условий: количества осадков, средней температуры и прочего. В современном мире нестабильная экологическая ситуация приводит к непрогнозируемым изменениям климата и, как следствие, сложности в подборе оптимальных условий культивирования растений.
Успешный сбор урожая не гарантирует, что продукты растениеводства в полном объеме будут использованы в продовольственных целях или как сырье для производства. Гниль, плесень, вредители угрожают уничтожить зерно или овощи уже после сбора в процессе хранения. Такая проблема наиболее актуальна для регионов с высоким уровнем влажности.
Своевременное преодоление этих трудностей и любые позитивные изменения позволят решить проблемы голода, нехватки продовольствия, высокой себестоимости производства в пищевой, текстильной, фармакологической, мебельной сфере, животноводстве и других отраслях. В то время как игнорирование сложностей приводит к нарастающим глобальным проблемам.
Технологии производства и хранения продукции растениеводства
Содержание статьи:
Важнейшим элементом современного растениеводства является материально-техническая база хозяйств. От того, насколько хорошо сельхозпредприятие обеспечено новейшими тракторами, комбайнами и другими машинами и механизированными орудиями труда, насколько автоматизированы все производственные этапы, в значительной мере зависит эффективность всех рабочих процессов и конечный результат, то есть показатели урожайности.
Как производят продукцию растениеводства?
Технологическая основа растениеводства — это комплекс взаимосвязанных и строго последовательных организационных, агротехнических, мелиоративных, почвозащитных и других мероприятий, которые в итоге позволяют добиться максимально возможных показателей эффективности в использовании земельных ресурсов. Чем более современной является используемая на предприятии технология производства продукции растениеводства, тем выше плодородие почвы, тем устойчивее и выше урожайность сельскохозяйственных культур, тем ниже себестоимость готовой продукции и тем меньше негативное влияние на экологию.
Организация и технология механизированных работ в растениеводстве, использование правильных, то есть научно-обоснованных методик, позволяет решать основные задачи, стоящие перед растениеводческими хозяйствами:
Важнейшие производственные системы в растениеводстве
Ключевые элементы системы современного растениеводства — это:
Система севооборотов значительно снижает производственные издержки предприятия на поддержание и повышение урожайности почвы за счет подбора для растений максимально благоприятных предшественников. Так удается более рационально и эффективно использовать удобрения, бороться с вредителями и болезнями растений, а также с сорняками.
Внесение удобрений является главным и самым доступным способом искусственного повышения плодородия почвы. Используя научно-обоснованные методики и объемы применения минеральных и органических удобрений, можно в короткие сроки существенно повысить урожайность поля. При этом система мелиоративных мероприятий позволяет не только регулировать водный режим почвы (осушение, орошение), но и защитить ее от водной и ветровой эрозии.
Борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, а также с сорняками сегодня ведется при помощи самых современных биологических, агротехнических и химических средств.
Машинная обработка полей — самый заметный глазу элемент современного растениеводства, преобразивший всю отрасль после отказа от ручного труда. Практически на всех производственных этапах основную скрипку играет именно сельхозтехника: вспашка, культивация, обработка пестицидами, сбор урожая — все эти процессы сегодня выполняются при помощи тракторов, комбайнов, сеялок и другой агротехники. Лишь немногие сельхозкультуры (в основном в садоводстве) выращиваются с применением ручного труда на каком-либо из этапов.
Важно понимать, что тесная связь современного растениеводства с наукой и техникой с одной стороны позволяет постоянно совершенствовать методику и подходы для повышения эффективности работы предприятий, а с другой стороны вынуждает их постоянно вкладывать часть прибыли в модернизацию производственных процессов и освоение новых технологий механизированных работ в растениеводстве. А в условиях не очень высокой рентабельности сельского хозяйства далеко не все аграрии могут себе позволить быть на острие технического прогресса.
Технология хранения продукции растениеводства
Главной целью производственного процесса в растениеводстве является получение готовой продукции. Но в условиях рыночной экономики для предприятия основная цель заключается не в этом, а в получении прибыли. Этот принципиальный момент в корне отличает отношение к готовой продукции в современной России и в бывшем СССР. По разным данным из-за несовершенных технологий хранения и просто наплевательского отношения со стороны руководства предприятий и рядовых работников от 30 до 60% готовой продукции просто сгнивало на складах сельхозпредприятий, зернохранилищах, овощных базах и непосредственно на складах перерабатывающих предприятий и продовольственных магазинов.
Хранение продукции по методу биоза
Принцип биоза предполагает, что продукты хранятся в своем естественном (живом) состоянии без искусственного подавления происходящих в них естественных процессов. Этот способ подходит для не очень длительного хранения свежих плодов и овощей.
Иммунные свойства ягод, плодов, корнеплодов, луковиц и т.д. позволяют им успешно противостоять воздействию патогенной флоры на протяжении некоторого периода. Его длительность зависит от химического состава и консистенции мякоти, целостности и толщины покровных тканей (кожицы) и других факторов. Многие овощи и плоды способны храниться при комнатной температуре долгие недели, другие же начинают портиться уже спустя несколько дней или даже часов.
Анабиотические способы хранения продуктов
Принцип анабиоза предусматривает помещение продукта в такие условия, при которых естественные биологические процессы резко замедляются или даже останавливаются полностью. Выделяют несколько типов анабиоза:
Ценоанабиоз как способ сохранить урожай
Принцип ценоанабиоза предусматривает создание анабиотических условий при помощи полезных микроорганизмов. На практике используются два вида консервации продуктов микроорганизмами — ацидоценоанабиоз (повышение кислотности среды; именно так хранят солено-квашеные овощи, моченые плоды и силосованные корма) и алкоголеценоанабиоз (консервирование продукта путем спиртового брожения Брожение – одна из основных форм катаболизма, представляющая собой окислитель. ).
Стерилизация продукции
Принцип абиоза предполагает хранение продуктов в «неживом» состоянии. Для этих целей овощи/фрукты/зерно либо полностью превращают в безжизненную стерильную массу, либо уничтожают определенные микроорганизмы, ускоряющие порчу органики. Абиоз подразделяется на несколько видов:
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Объекты сельскохозяйственных и социальных технологий как предмет труда»
урок общеметодологической направленности, развивающего и личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий, информационно- коммуникационные
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению объекты сельскохозяйственных и социальных технологий как предмет труда
Педагогические задачи: познакомить с понятиями объекты сельскохозяйственных и социальных технологий как предмет труда; развивать технологическое мышление; воспитывать ответственное отношение к учебному труду; познакомить с профессиями и производством.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная работа.
Знания : о социальных объектах как предметах труда промышленности и сельского производства.
Умения: использовать приобретённые знания и информацию в быту и проектной деятельности.
Познавательные : умение вести исследовательскую и проектную деятельность на основе производства, анализ умения делать выводы; построение цепи рассуждений, определение понятий, сопоставление, смысловое чтение.
Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, волевая регуляция, оценка и самооценка.
Коммуникационные: диалог, проявление инициативы, организация учебного сотрудничества
Формирование мотивации и самомотивации к изучению различных продуктов труда смыслообразование, реализация творческого потенциала, развитие познавательного интерес, готовности к самостоятельным действиям, контроль и корректировка выполнения своих действий на основе учёта и характера ошибок, проявление инициативы и самостоятельности в обучении, эстетических чувств, развитие политехнического кругозора.
Организационная структура урока:
Организация урока. Упражнение на внимание. (Стоя)
Контроль посещаемости и готовности обучающихся к уроку,
Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания
Давайте выясним, в чем состоит главная особенность большинства предметов труда в сельскохозяйственном производстве?
Слушают учителя. Отвечают.
Сообщение темы урока.
Определение целей урока.
Как вы думаете, о каких продуктах мы будем говорить сегодня на уроке?
Назовите тему урока.
Тема урока: » Объекты сельскохозяйственных и социальных технологий как предмет труда «
Слушают учителя и с его помощью называют тему урока.
Тема урока: » Объекты сельскохозяйственных и социальных технологий как предмет труда «
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению объекты сельскохозяйственных и социальных технологий как предмет труда.
Открытие нового знания, нового способа действия.
Зададим себе вопрос: что будет предметом труда работников сельскохозяйственного производства?
Давайте разберёмся, что может быть предметом труда в растениеводстве? Приведите примеры.
Труд, связанный с растениями, носит физический или умственный характер? Объясните свой выбор
Давайте разберёмся, что может быть предметом труда в животноводстве? Приведите примеры.
Что в ходит в обязанности животноводов?
Назовите профессии и производство в сельском хозяйстве?
Предметом труда являются растения и животные.
Предметом труда в растениеводстве являются культурные растения, саженцы деревьев и хвойных, выращивание цветов, декоративных и лекарственных растений
Труд, связанный с растениями, носит физический и умственный характер: вспашка и боронование почвы, посев или посадка, полив, подкормка растений, прополка, борьба с вредителями, сбор урожая
Предметом труда для животноводства являются преимущественно домашние сельскохозяйственные животные, птицы, некоторые насекомые (пчелы, тутовый шелкопряд)
Труд животноводов связан с выращиванием, кормлением, лечением животных, уходом за ними, а также со сбором их продукции
Современные города – это бетон и асфальт. Земля в городах очень дорога, поэтому места для зелёных насаждений всегда меньше, чем хотелось бы.
Сделайте предложения для архитекторов – как решить эту проблему? Только не предлагайте разбивать сады на крышах и балконах и обвивать стены плющом – это банальные решения. Найдите что-то более оригинальное!
Выполняют практическую работу. Работа в группах.
Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.
1–2. Правую руку вперед, левую вверх.
3–4. Переменить положение рук.
Открытие нового знания, нового способа действия.
Зададим себе вопрос: кто или что является предметом труда врача, учителя, парикмахера, продавца, полицейского?
Давайте разберёмся, почему торговлю следует считать социальной технологией.
В современном мире социальные технологии играют всё большую роль в жизни стран и народов. Социальная сфера, и в частности сфера услуг, играет всё большую роль в экономике развитых стран. Современная сфера быта становится сферой продажи бытовых услуг
Давайте разберёмся, что такое социальная служба и социальные работники?
Слушают учителя. Отвечают.
Социальным называют всё, что относится к совместной жизни людей в разных группах и сообществах.
Социальная служба занимается обслуживанием пожилых одиноких людей, а так же тех, кто не в состоянии обслуживать себя в полной мере, оказывают психологическую поддержку людям.
Подумайте, в каком случае работа водителя будет относиться к социальной сфере, а в каком к сфере производства?
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Подводит итог урока.
Выясняет сложности в работе учениц. Где пригодятся знания, полученные на уроке.
рефлексия учителя и учащихся о достижении целей
самооценка работы в группах
выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся
Узнайте, каких насекомых разводят и употребляют в пищу жители некоторых стран Юго-Восточной Азии.
Назовите ситуации, когда вы были предметом труда для каких-то людей.