Что является причиной возникновения неравенства согласно т кампанелле

Civitas Solis. Коммунизм по Кампанелле

История учений социальной справедливости начинается отнюдь не с Маркса.
И им не исчерпывается. При всей титаничности фигуры Маркса и научной глубине его политэкономического учения, основанного на блестящем применении метода гегелевской диалектики-история социалистических учений еще очень богата цветами и оттенками.

Да, разумеется, в них много наивного, надуманного, архаичного и неприемлемого в наше время. Но есть и интересные мысли, и оригинальные подходы. Это наконец просто интересно. Взглянем в этом ряду на автора Города Солнца. Томаззо Кампанела.

«Civitas solis»-Город Солнца. 1632 г.Проект идеального государства, в котором господствует общественная собственность, а все блага распределяются поровну между жителями.

Идеи первых Мора и Кампанеллы являются социалистическими, потому что их авторы понимали связь социального неравенства с частной собственностью. Они воспевали крупные города, а главную роль в создании нового строя отводили государству в лице великого политика, завоевателя, мыслителя, действующих с помощью пропаганды и примера[
Но вперед несколько слов о Платоне.

Платон интересно-творчески смотрел на ценность астрологии. Это не только возможность действовать в унисон с ритмами Вселенной, в гармонии с ней, но больше того:это гармоничное согласование должно по мысли Платона помочь Вселенной сбалансироваться и замедлить неизбежное к сожалению преобладание Борьбы над Любовью.

Также нестандартно выглядела политическая концепция Платона. Он утверждал, что политическая жизнь государства должна следовать космическим законам времени. А идеальное государство по Платону должно находиться под управлением ровно 360 советников, разделенных на 12 групп, и что самое интересное:каждая группа должна править в течение одного месяца. Этакая постоянная сменяемость власти, исключающая диктатуру и стагнацию.

И вот что в связи с этим вспоминается:удивление при чтении книги Томаззо Кампанеллы »Город Солнца». Теперь известно, что «утопический» трактат итальянского мыслителя и политического диссидента эпохи Возрождения, проведшего 30 лет в застенках-является не утопией, но пророчеством сквозь века коммунистического государства.

Сбылось почти все до деталей. В том числе тирания. Государство Кампанеллы-полицейское, глубоко-несвободное с нашей точки зрения. Но интересно, что спустя века этот проект воплотился до мельчайших деталей. Например, чтобы «побродить по полям»-у Кампанеллы в Городе Солнца нужно испрашивать разрешение у властей, как и во всем остальном царит жуткая регламентация и несвобода. Но ведь сбылось! Например, отмена паспортов у колхозников-когда для разового выезда в город нужно было испрашивать разрешение в письменном виде. И прочее в таком же духе.

Возмутительны идеи «общих жен» из числа бездетных женщин и вмешательства в личную жизнь граждан Града Солнца, идеи евгеники. Но многое и из этого сбылось.
Причем как в СССР(тайно), так и в германском Третьем Рейхе(другая версия социализма), просуществовашем всего 12 лет, но оставившем противоречивое наследие.

Но одной детали недоставало, а точнее все произошло с точностью до наоборот. Кампанелла в Граде Солнца описывает свой метод построения такого государства(коммунистического)-основанный целиком на астрологии, которой блестяще владел. А также на геомантии. Строительство городов и дворцов по геомантическим принципам в Китае и поныне в почете-только принципы китайской геомантии основаны на фэн-шуй. К слову сказать, коммунистические власти Китайской Народной Республики не конфликтуют с своим наследием веков:не только геомантия в строительстве и фэн-шуй там в почете, но и применение в решении важнейших вопросов И Цзин-Книги Перемен! Не говоря об известном факте обязательного изучения всеми учащимися китайцами философии Конфуция.

Вот как раз астрология и была вместе с религией изгнана из воплощенного Града Солнца-СССР. Не в этом ли пренебрежении космическими законами (астрология)и потребностями людей в духовной опоре(религия)-лежат неочевидные, но глубинные причины «тяжелой кармы» этой малоудачной попытки длиной в 73 года и 3 месяца(знаменитый теперь катрен Нострадамуса, писавшего примерно во времена Кампанеллы)и полного разгрома как государства по Платону и Кампанелле и прочим философам-утопистам, так и самой Идеи. Нельзя строить жизнь по книжкам-теперь говорят. А строилась ли она хотя бы по букве, не говоря о духе тех книг, что легли в основу Великого Эксперимента? Чем обернутся бездумные исключения и перетряхивания по своему вкусу и на свой манер и разумение-содержаний книг, объявленных сакральными?

Нам стоит лучше познакомится с творчеством такой колоритной фигуры европейского Возрождения, как Томаззо Кампанелла. Есть интересная глава про Кампанеллу в книге П.Глобы(сам Кампанелла был астролог и алхимик, революционер и философ ), работы(статьи, студенческие рефераты-обощения серъезных исследований) о параллелях между содержанием утопии Кампанеллы с практикой советского коммунизма.

Мировоззрение Кампанеллы синкретично совмещает в себе все три главных направления новой философии — эмпирическое, рационалистическое и мистическое, которые в раздельном виде выступили у его младших современников Бэкона, Декарта и Якоба Бёме». Религия самого Кампанеллы: деизм, религиозная метафизика, мистическое созерцание. Кампанелла желал видеть весь мир и предрекал в будущем «всемирное государство». По его мысли Испания и испанский король призваны к этому мировому политическому господству, бок о бок с которым должно упрочиться мировое господство Римского Папы. Эта мысль, разработанная им в сочинении «De Monarchia Messiae» и появляющаяся вновь в истории социализма в учении сенсимонистов).

Сын сапожника, Томмазо ещё с детства проявлял необычные наклонности и способности. Согласно легенде, в детстве он был посвящён в секреты алхимии и полностью обучен тайной науке раввином-каббалистом «за две недели». В 1582 г. он стал доминиканским монахом. В 1589 г. приехал в Неаполь, где встретил еврейского астролога Авраама, который его ознакомил с астрологической наукой и связанными с ней дисциплинами. «Civitas solis»-Город Солнца-самое изестное, но одно из многочисленных сочинений Кампанеллы.
Колоритная фигура. Достоин чтобы почитать: современному читателю его стиль ничуть не скучен. Такой необычный мыслитель и авантюрная история его жизни на фоне европейской истории-стоят того. Его синтез идей коммунизма и деизма-само по себе нечто неожиданное. Как философ-деист, он должен быть особенно интересен этой стороной творчества. Почему? Потому что взаимоотношения социализма и религии-особая и довольно болезненная тема, требующая полного пересмотра.

Что почитать по теме.

Асмус В. Ф. Томмазо Кампанелла // Под знаменем марксизма. — 1939. — № 7.

Штекли А. Э. Кампанелла. — М., 1959.

Рутенбург В. И. Кампанелла. — Л., 1956.

Штекли А. Э. «Город Солнца»: утопия и наука. — М., 1978.

Панченко Д. В. Происхождение латинской редакции «Города Солнца» Т. Кампанеллы. // Вспомогательные исторические дисциплины, № 18. 1987. С. 288—302.

Чиколини Л.С. «Политические афоризмы» Кампанеллы / История социалистических учений: сб.статей (М.: изд-во АН СССР. 1987. С.172-196)

Источник

Что является причиной возникновения неравенства согласно т кампанелле

Огромен вклад в науку и культуру эпохи Возрождения великого итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы (1568 – 1639).

Он оставил обширное литературное наследие — труды по астрономии, медицине, астрологии, математике, риторике, поэтике, историографии, логике, грамматике, диалектике, богословские трактаты, политические памфлеты, стихи. Такая широта интересов и универсальность познаний не удивительна в мыслителе эпохи Возрождения. Некоторых исследователей поражает другое — противоречия, которые они усматривают в трудах Кампанеллы. Так, будучи страстным противником испанского владычества, он пишет трактат, в котором призывает испанского короля объединить под своей властью весь мир. Он мечтает о создании коммунистического общества и в то же время провозглашает идеалом государства всемирную монархию. Последователь материалистического учения, он пишет труды, посвящённые вопросам богословия, и т.д.

И доныне произведения философа вызывают споры среди исследователей. И лишь рассматривая учение Кампанеллы в свете Живой Этики, мы понимаем, что никаких противоречий в его взглядах нет, и миропонимание философа предстаёт перед нами как стройная и целостная система.

Прежде чем перейти к краткому обзору основных положений учения Кампанеллы, вспомним, в какую эпоху он жил. То было время господства инквизиции, удушавшей всякую смелую мысль. Е.И. Рерих писала: «. такие светлые имена, как Джордано Бруно, Галилей, Иоганн Гус и Жанна Д’Арк, навсегда останутся в памяти человечества, как огненные свидетели царства дьявола в века инквизиции!» 2

Современниками Томмазо Кампанеллы были Галилео Галилей и Джордано Бруно. В истории итальянской мысли XVI – XVII веков имена этих трёх гениев науки стоят рядом, хотя каждый из них шёл своим путём. Бруно и Кампанелла были представителями натур­философии уходящего Возрождения, их научные гипотезы во многом строились на гениальных догадках и духовных прозрениях. С Галилея начиналась наука Нового времени — экспериментальное и математическое естествознание. Все они принадлежали к великому сообществу Старших Братьев человечества, которые, жертвуя собой, из века в век приносили людям свет истинного знания и веры. Все трое жестоко пострадали от инквизиции. Но, выступая против схоластической науки, выродившейся к тому времени в мёртвую схоластику, они разрушили прежнюю картину мира и создали новое учение о Вселенной.

В 1603 году Кампанелла был осуждён на пожизненное заключение за попытку свергнуть испанское владычество в Италии, а также за свои еретические взгляды, которые противоречили не только католическому, но и вообще христианскому мировоззрению. Так, мятежный монах утверждал, что Бог — это природа; он отрицал божественность Христа, ставя его в один ряд с другими основателями религий; чудеса Христа и Моисея объяснял естественными причинами, и хотя признавал, что христианство лучше других религий, но осуждал существующие в нём суеверия; наконец, он собирался основать «новый закон, лучше христианского».

Несовместимость позиции Кампанеллы с официальной линией церкви особенно ярко проявилась в его знаменитой теории «двух книг». Существуют две божественные книги, из которых мы черпаем истину, утверждает философ, — это Природа и Священное Писание. Две эти книги созданы Богом с разной целью: если Природа открывает перед человеком безграничные возможности познания, то предметом Писания является наставление в нравственности и вере.

Теория «двух книг» означала не что иное, как отказ от подгонки научных теорий и открытий под библейские тексты, и провозглашала полную независимость науки от религии. Конечно, для церковников это было абсолютно неприемлемо.

Однако мир менялся, и совершавшиеся научные открытия не укладывались в старую картину мира. Нельзя держаться за философию древних, утверждает Кампанелла, после того как Колумб открыл Новый Свет, Магеллан совершил кругосветное путешествие, Коперник создал новую космологию, Тихо Браге и Галилей открыли новые звёзды, кометы и планеты, изобретены книгопечатание, телескоп. Новая физика и новая астрономия настоятельно требовали перестройки также и богословия.

Остановимся на некоторых положениях учения Кампанеллы и увидим, насколько они близки основам Живой Этики.

Кампанелла определяет природу как «божественный закон». Величайшим чудом он считает сотворение мира. И этот мир, по его учению, создан Богом-Творцом, который понимается им как Высший Разум. «Смехотворно мнение Лукреция, — пишет он, — что мир произошёл случайно из атомов, движущихся в пустоте и случайно сталкивающихся». «Строение и мира, и растений, и животных достаточно и с избытком свидетельствует о существовании первой силы, которую мы именуем Богом». И далее Кампанелла приходит к учению о Первоначалах Бытия, близких к понятию Святой Троицы в христианстве, — это Мощь (в Живой Этике — психическая энергия), Мудрость и Любовь. Именно эти Начала лежат в основании мира.

Учение о множественности миров послужило одной из причин расправы инквизиции с Джордано Бруно. Кампанелла был едва ли не единственным последователем идей Джордано Бруно и доказывал возможность не только существования многих миров во Вселенной, но и жизни в них. Будет безумием утверждать, говорил философ, что за пределами нашего мира «ничего не существует, ибо. с Богом, как с существом бесконечным, никакое небытие несовместимо». «Я определённо не верю, что Бог исчерпал своё могущество этим маленьким шаром. но считаю, что могут существовать бесконечные вещи вне его».

Кампанелла обладал большими познаниями в области астрологии. Его пророчества и гороскопы вызывали большой интерес современников, хотя в те времена подобного рода занятия преследовались инквизицией. Астрологические представления Кампанеллы также основывались на понимании всеобщей связи явлений в природе. В движении звёзд он видел знаки приближающихся великих перемен и предсказывал, что мир погибнет в огне, но при этом говорил «не о полной гибели, а о некоем обновлении». «Этот организм погибнет, но Бог возродит его в какой-нибудь иной, более высокой форме».

Новая картина мира требовала новой теории познания. Для Кампанеллы она заключалась в непосредственном изучении природы. Он так разъяснял свой метод познания: «Я больше узнаю из строения муравья или травинки (не говоря уж о восхитительном устройстве мира), чем из всех книг, какие были написаны от начала веков до сих пор, — после того как научился читать божественную книгу природы».

Учёный призывает предоставить самую широкую свободу научным исследованиям: «Никому не должно запрещать открытия!» И если о чём и следует беспокоиться, так это о том, чтобы «не издавались книги, до тошноты повторя­ющие то, чему учили предки».

Для того чтобы познавать мир, согласно учению Кампанеллы, Бог наделил человека наряду с «телесным жизненным духом» частицей высшего разу­ма — бессмертной душой, выделяющей его из всех созданий природы, а также способностью к высшему познанию, или интуицией.

Продолжая великую гуманистическую традицию и полемизируя со средневековыми представлениями о человеческом ничтожестве, Кампанелла прославляет человека как царя и властелина природы. «Родившись голым, человек побеждает животных, — пишет философ, — он плавает в море и летает по воздуху, как Дедал, и пересекает землю сам и используя силу животных, и покоряет гордые валы и ветры, как владыка морей, и подчиняет себе все металлы, употреб­ляя их для своей пользы, из деревьев он сооружает корабли и дома, добывает огонь. » Человек создаёт государства и законы, науки и религии, сооружает города и храмы. Он — как бы «второй творец мира». Свой гимн человеку Кампанелла заключает гордыми словами: «Следовательно, человек не червь, но распорядитель и наместник Первой причины, зиждительницы всех вещей», «достойный соперник самого Бога».

«Город Солнца». Политические воззрения

Более четверти века Кампанелла провёл в заключении. Тем не менее его сочинения, посвящённые вопросам политики, при обсуждении межгосударственных конфликтов фигурировали без скидок на особое положение автора.

Как и в науке, он выступает за глубочайшее преобразование человеческого общества, за установление справедливого и разумного строя. Чёткие формулировки политика сменяются озарениями пророка: «Переменятся все секты и религии, человечество придёт к первоначальному государственному устройству, чтобы правил один первосвященник с сенатом лучших, как постановил Бог. »

Против частной собственности — основы всех социальных противоречий — направлена вся деятельность Кампанеллы.

Свою политическую программу он сформулировал ещё в период подготовки восстания против испанского владычества. В проповедях перед народом он рисовал картину будущей идеальной республики, «где все будут жить общиной». В первые годы пребывания в заточении он создаёт своё знаменитое произведение — «Город Солнца». Рисуя необыкновенный город будущего, он опирался и на труды Платона, и на общину первых христиан, и на писателей христианского средневековья.

В воображении неаполитанского узника гора Стило в его родном городе становится той неприступной горой, на которой располагается Город Солнца. Обширные палаты, аркады, галереи для прогулок, стены, расписанные великолепной живописью, — таков внешний облик города, венчаемого на вершине горы храмом, «воздвигнутым с изумительным искусством».

В государстве соляриев, его жителей, упразднена частная собственность. «Община делает всех одновременно и богатыми, и вместе с тем бедными: богатыми — потому, что у них есть всё, бедными — потому, что у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им».

Всеобщему невежеству народа в современном ему обществе Кампанелла противопоставляет заботу государства о воспитании и образовании.

В Городе Солнца обучение детей под руководством просвещённых наставников осуществляется во время прогулок и игр. Для этого приспособлены стены города, на которых «всё достойное изучения представлено в изумительных изображениях и снабжено пояснительными надписями». Там можно видеть все виды деревьев и трав, всевозможные породы рыб, птиц, животных, а также математические фигуры, карты всех областей земли с описанием «обычаев, законов и нравов их обитателей» и многое другое. «И тут дети вместе занимаются, играючи, азбукой, рассматривают картины, знакомятся по изображениям с историей и языками. На седьмом году переходят они к естественным наукам и затем к ремёслам».

Важнейшая черта общественного строя Города Солнца — всеобщее участие в труде, который из проклятия стал почётным и уважаемым делом. Солярии «того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремёсел и кто умеет применять их с большим знанием дела». Никакой труд не является позорным в общине соляриев, «всякую службу называют они учением».

Благодаря всеобщему участию в труде и применению технических новшеств и изобретений рабочий день в Городе Солнца сокращён до четырёх часов, остальное время отводится занятиям науками, развитию «умственных и телесных способностей, и всё это делается радостно». В результате солярии достигли успехов во всех сферах жизни. И «всего у них изобилие».

В Городе Солнца «невозможно встретить ни разбоя, ни коварных убийств, ни насилий».

Всей жизнью общины руководит своеобразная духовная иерархия — учёные-жрецы, которые решают все вопросы хозяйственной, культурной и духовной жизни граждан идеального государства.

Во главе общины стоит верховный правитель, он же первосвященник, именующийся Солнцем или Метафизиком. При нём состоят три соправителя, реализующие три основных принципа бытия: Мощь ведает вопросами войны и мира, военным искусством, Мудрость — искусствами и науками, Любовь занимается вопросами воспитания и медицины.

Три соправителя «Солнца» должны в совершенстве знать науки, относящиеся к их области управления. Что же касается верховного правителя, то он должен познать основы всех искусств и наук, знать «историю всех народов, их обычаи, религиозные обряды, все республики и монархии, законодателей и изобретателей наук и ремёсел и строение неба».

Каждый из них опирается на ещё более узких специалистов, таких как Астролог, Космограф, Геометр, Историограф, Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Воспитатель, Агроном, Стратег и т.д. Не только высшие правители государства, но и все чиновники Города Солнца — просвещённые специалисты и занимают соответствующие должности именно в силу своих познаний и способностей.

Светская власть в Городе Солнца соединена со священнослужением. Религия соляриев — это «закон природы», близкий к христианству. И эта религия соединяется с изложением основ философии, астрономии и астрологии. Таким образом, Кампанелла передаёт руководство обществом в руки учёных-философов. Именно знание, наука лежат в основе разумной организации всей жизни Города Солнца. Целью научного познания является проникновение в таинства Вселенной, совершенствование человека и общества.

После провала калабрийского заговора, находясь в тюрьме, Кампанелла переосмысливает свою программу общественного переустройства. Народ — те самые массы, во имя которых он выступал, — не поддержал мятежников. Кампанелла приходит к мысли, что сознание народа ещё не готово принять эти идеи и потому необходимо использовать в его интересах такое мощное орудие, как власть правителей. Однако это возможно лишь в случае коренного преобразования самого характера и светской, и духовной власти.

Осуществление своей программы-мечты о создании идеального государства Кампанелла относил к тому недалёкому, согласно его астрологическим прогнозам, будущему, когда произойдут мировые катаклизмы. И в ожидании этого неизбежного будущего он убеждает правителей всего мира ускорить установление «царства божьего на земле». Он обращается с посланиями к государям и властителям, и в его сочинениях звучит тон не просителя или льстеца, а скорее библейского пророка и учителя. С поразительной для узника смелостью Кампанелла обличает пороки современных правителей и церковных иерархов.

Он гневно восстаёт против власть имущих, ибо государи правят, имея в виду единственно личный интерес, а не народное благо; ради укрепления своего тиранического правления они ведут бесконечные войны, принося народам неисчислимые страдания.

Государство гибнет от «обогащения и усиления баронов» — потому необходимо сократить доходы знати. Установлению равенства должна служить налоговая политика. Богатство не в деньгах, учит Кампанелла государей, а в подданных и в лучшем ведении хозяйства.

Грабительской финансовой политике он противопоставляет новую систему налогового обложения, исходящую из принципов равенства и справедливости. Надо заставить баронов и ростовщиков платить половину всех налоговых сборов. При этом налоги на предметы первой необходимости должны быть предельно снижены, и, напротив, следует повысить обложение предметов роскоши. Государственные средства должны расходоваться на общенародные нужды: на просвещение, содержание войска, а не на прихоти знати.

Кампанелла предлагает выбирать людей для тех или иных должностей по их личным качествам. В наилучшем государстве, пишет он, «каждый призван исполнять те обязанности, для которых он рождён, и тогда воцарится разум».

Все эти меры должны привести к общности имуществ — такое государство Кампанелла считает «наиболее естественным», то есть соответствующим природе. «Равенство имуществ делает государство совершенным, устойчивым и прочным».

Коренной реформе подлежит и армия. Кампанелла требует упразднения сословных привилегий, создания всенародного войска, в котором с солдатами не обращались бы как со скотом. Нужно учредить военные и морские училища для подготовки офицеров.

Программа Кампанеллы предусматривает заботу государства о просвещении. Он предлагает основать бесплатные народные школы, проводить научные исследования, организовывать научные экспедиции для описания новых земель.

Кампанелла выдвигает идею полной реформы монастырей — для превращения их в общественно полезные учреждения. В них всё должно быть поистине общим, и служить они должны всему народу, обу­чать крестьян земледелию и скотоводству, оказывать бесплатную медицинскую помощь.

Стоит напомнить, что в то время на Руси уже более двух столетий действовали монастыри, подобные тем, о которых мечтал Кампанелла. Они были созданы Преподобным Сергием Радонежским и его учениками, и в основу их был положен введённый Преподобным принцип общинножития и бескорыстного служения своему народу и Отечеству. Именно на Руси было заложено основание новых отношений в человеческом сообществе, о которых так страстно мечтал итальянский мыслитель и которые в будущем, несомненно, охватят всю планету.

Среди церковных преобразований Кампанеллы отметим требование ограничить доходы кардиналов и епископов, обратив эти средства на содержание учебных заведений. А главой римской церкви должен стать, по мысли реформатора, самый мудрый и образованный человек, независимо от его происхождения.

Впрочем, все эти реформы не затрагивали непосредственно христианского учения. Кампанелла истолковывает его в духе «естественной религии», то есть религии, свойственной всем людям от природы. «Нравственные предписания Христа соответствуют закону природы. Христос есть любовно правящий Первый разум». И все люди, по природе своей будучи разумными, уже тем самым являются христианами, убеждён Кампанелла. Поэтому он был готов избрать христианство как орудие духовного единения всех народов.

Вступая в полемику с протестантами и реформаторами, Кампанелла яростно отвергал учение кальвинизма о божественном предопределении, согласно которому люди лишены свободы воли и заранее, по воле Бога, предопределены к вечной гибели или спасению. Он считал, что поведение человека, его выбор зависят от свободной воли. А его собственную волю не смогли сломить ни неаполитанские тюремщики и палачи, ни римские инквизиторы и богословы. Никому не дано было определять ход мысли философа.

Столь же существенной частью программы Кампанеллы, как и коммунистическая организация общества, являлось создание единого мирового государства, основанного на политическом и нравственном единстве. Это и есть то «едино стадо и един пастырь», о котором говорится в евангельском изречении. Этой центральной идее подчинена вся его политическая программа, вся его практическая деятельность. Всемирная монархия мыслится им не как деспотическое правление сильнейшего государства, а как союз равноправных государств и народов.

В трактате «О царстве божьем» Кампанелла говорит «в утешение всем народам и ради согласия, надежды и утешения государей» о царстве божьем на земле, царстве равенства и справедливости. «Счастье всего человеческого рода, желанное от века и проповеданное науками, не может не осуществиться, и все ненавистные бедствия не могут не прекратиться. и не может быть тщетным это всеобщее стремление, и не могут не исполниться писания пророков».
И в этом мировом государстве, в рамках которого осуществится Город Солнца, человечество достигнет мира, прекращения расколов и распрей, освобождения от страха, голода и болезней. «И не будет войн, и перекуют мечи на орала».

В 1626 году, после 26 лет, проведённых в застенках инквизиции, Кампанелла был освобождён, а через три года реабилитирован, с него были сняты прежние обвинения в ереси. Его сочинения были изъяты из Индекса запрещённых книг, и капитул Доминиканского ордена присвоил ему степень магистра богословия.

Шли годы, но стареющий философ-политик не оставлял мысли об осуществлении своей программы. Кампанелла продолжал обращаться к сильным мира сего, но всё было тщетно — тот просвещённый монарх, которого он так ждал и который осуществил бы предложенные им преобразования, так и не появился.

5 сентября 1638 года Кампанелле исполнилось 70 лет. В «Эклоге на рождение дофина» он даёт волю своим мечтам о наступлении золотого века. «Родится великий герой, и он воссоединит все народы в едином христианстве и воздвигнет храм мира», — провозглашает он в порыве пророческого вдохновения и рисует черты будущего великого правителя-философа:

До основанья изучит искусство войны он и мира,
В тайны небес и во всё, что земля и вода производят,
Вникнет глубоким умом и вещей познает систему.
Связи постигнет, раскрыв веления судеб и Рока.

И восхитительный Град, что назван по имени Солнца,
Ныне от сердца всего я посвящаю тебе.

Великий мыслитель-гуманист, пламенный борец Томмазо Кампанелла прошёл по земле как Герой, освещая огнём своего сердца путь к счастью человечества. О таких, как он, Сказано: «Много их было, Свет миру несущих. Признание все получили, но пострадав. Прозревая в действительность огненную, жили лишь ею. Это им силы давало идти через жизнь, совершая посев огненных зёрен. » 6

* Начало см. в № 3, 2018. Статья написана на основе книги А.Х. Горфункеля «Томмазо Кампанелла» (М.: Мысль, 1969. — 247 с. (Мыслители прошлого)).

2 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2000. С. 280 (11.08.1934).

3 Богословие, или теология (от «Теос» — Бог и «логос» — слово, т.е. «слово о Боге») — систематическое изложение и истолкование религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога.

4 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 227 (30.04.1935).

6 Грани Агни Йоги. 1962. 269.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *