Что является рабочим положением ксб
Что является рабочим положением ксб
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ КОМПЛЕКСНЫЕ И ИНТЕГРИРОВАННЫЕ
Общие технические требования
Complex and integrated security systems. General technical requirements
ОКС 13.100, 13.220, 13.310, 13.320, 33.040.20
ОКП 43 7100, 43 7200, 43 8900
Дата введения 2010-09-01
Предисловие
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Международной Ассоциацией (МА) «Системсервис», ОАО «Концерн Росбезопасность», Федеральным государственным учреждением «Научно-исследовательский центр «Охрана»» МВД России (ФГУ «НИЦ «Охрана»» МВД России), Научно-внедренческим предприятием (НВП) «Болид», Государственным учреждением «Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь»» МВД России (ГУ НПО «Специальная техника и связь» МВД России), кафедрой пожарной автоматики Академии ГПС МЧС России, Московским представительством ЗАО «Аргус-Спектр», комитетом по отраслевым нормативам и стандартам Ассоциации индустрии безопасности
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 439 «Средства автоматизации и системы управления»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1140-ст
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2013 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Введение
Настоящий стандарт разработан в следующих целях:
— определения возможности и целесообразности последующей интеграции вновь создаваемой для защиты объекта сложной системы с другими сложными системами подобного функционального назначения вне объекта, а также определения необходимых для этого средств;
— определения и регламентации основных технических требований к комплексным и интегрированным системам безопасности объектов, а также к условиям их самостоятельного применения или совместного использования с едиными дежурно-диспетчерскими службами (ЕДДС) и системами мониторинга состояния территорий в пределах административно-территориальных образований в регионах или в субъектах Российской Федерации по ГОСТ Р 22.1.12.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает назначение, общие принципы и технические требования по построению, применению и эксплуатации комплексных и интегрированных систем безопасности, предназначенных для защиты объектов: административных, производства продукции, жизнеобеспечения населения, оказания услуг населению, общественных, жилых, для защиты окружающей объекты природной среды в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации 3.
Настоящий стандарт не распространяется на системы, применяемые для обеспечения безопасности объектов по [6]: военного и оборонного значения; федеральной государственной власти и управления; экологически опасных производств и промыслов; ядерных и радиационно-опасных объектов; стратегического (мобилизационного) резерва и жизнеобеспечения; объектов тепловой и гидроэнергетики, подлежащих охране и обороне, а также на технические системы обеспечения безопасности объектов федерального, регионального и муниципального значения, созданные (создаваемые) и эксплуатируемые во исполнение целевых указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, выполненные на основе специальных ведомственных кодексов, сводов правил и норм.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документации
ГОСТ Р 12.2.143-2002 Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ Р 22.0.07-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров
ГОСТ Р 22.1.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения
ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными сетями зданий и сооружений. Общие требования
ГОСТ Р 22.7.01-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения
ГОСТ Р 50009-2000 Совместимость технических средств электромагнитная. Технические средства охранной сигнализации. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 50658-94 (МЭК 60839-2-4:1990) Системы тревожной сигнализации. Часть 2. Требования к системам охранной сигнализации. Раздел 4. Ультразвуковые доплеровские извещатели для закрытых помещений
ГОСТ Р 50659-94 (МЭК 60839-2-5:1990) Системы тревожной сигнализации. Часть 2. Требования к системам охранной сигнализации. Раздел 5. Радиоволновые доплеровские извещатели для закрытых помещений
ГОСТ Р 50680-94 Установки водяного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 50739-95 Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования
ГОСТ Р 50775-95 (МЭК 60839-1-1:88) Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 1. Общие положения
ГОСТ Р 50776-95 (МЭК 60839-1-4:89) Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию
ГОСТ Р 50777-95 (МЭК 60839-2-6:1990) Системы тревожной сигнализации. Часть 2. Требования к системам охранной сигнализации. Раздел 6. Пассивные оптико-электронные инфракрасные извещатели для закрытых помещений и открытых площадок
ГОСТ Р 50800-95 Установки пенного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 50829-95 Безопасность радиостанций, радиоэлектронной аппаратуры с использованием приемопередающей аппаратуры и их составных частей. Общие требования и методы испытаний
ГОСТ Р 50862-2005 Сейфы, сейфовые комнаты и хранилища. Требования и методы испытаний на устойчивость к взлому и огнестойкость
ГОСТ Р 50922-2006 Защита информации. Основные термины и определения
ГОСТ Р 50941-96 Кабина защитная. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 50969-96 Установки газового пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 51043-2002 Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Оросители. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 51052-2002 Установки водяного и пенного пожаротушения. Узлы управления. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 51053-97 Замки сейфовые. Требования и методы испытаний на устойчивость к криминальному открыванию и взлому
ГОСТ Р 51072-2005 Двери защитные. Общие технические требования и методы испытаний на устойчивость к взлому, пулестойкость и огнестойкость
ГОСТ Р 51091-97 Установки порошкового пожаротушения автоматические. Типы и основные параметры
ГОСТ Р 51110-97 Средства защитные банковские. Общие технические требования
ГОСТ Р 51112-97 Средства защитные банковские. Требования по пулестойкости и методы испытаний
ГОСТ Р 51113-97 Средства защитные банковские. Требования по устойчивости к взлому и методы испытаний
ГОСТ Р 51114-97 Установки пенного пожаротушения автоматические. Дозаторы. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 51125-98 Оборудование бытовое для кондиционирования и очистки воздуха. Требования безопасности и методы испытаний
ГОСТ Р 51136-2008 Стекла защитные многослойные. Общие технические условия
ГОСТ Р 51186-98 Извещатели охранные звуковые пассивные для блокировки остекленных конструкций в закрытых помещениях. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51222-98 Средства защитные банковские. Жалюзи. Общие технические условия
ГОСТ Р 51223-98 Средства защитные банковские. Шлюзы для передачи ценностей. Общие технические условия
ГОСТ Р 51224-98 Средства защитные банковские. Двери и люки. Общие технические условия
ГОСТ Р 51241-2008 Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 51242-98 Конструкции защитные механические и электромеханические для дверных и оконных проемов. Технические требования и методы испытаний на устойчивость к разрушающим воздействиям
ГОСТ Р 51275-2006 Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения
ГОСТ Р 51287-99 Техника телефонная абонентская. Требования безопасности и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.6.1-2006 (МЭК 61000-6-1:2005) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в жилых, коммерческих и производственных зонах с малым энергопотреблением. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.6.2-2007 (МЭК 61000-6-2:2005) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в промышленных зонах. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51318.14.1-2006 (СИСПР 14-1:2005) Совместимость технических средств электромагнитная. Бытовые приборы, электрические инструменты и аналогичные устройства. Радиопомехи индустриальные. Нормы и методы испытаний
ГОСТ Р 51558-2008 Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения
ГОСТ Р 51844-2009 Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 51901.1-2002 Управление надежностью. Анализ риска технологических систем
ГОСТ Р 52106-2003 Ресурсосбережение. Общие положения
Внедрение и организация охраны труда
Охрана труда и промышленная безопасность – приоритетное социально-экономическое направление развития современной компании
В современном мире, к вопросам сохранения человеческой жизни и здоровья в процессе производственной деятельности относятся очень серьезно. Наша страна не является исключением, а в ряде аспектов устанавливает гораздо более высокие стандарты к уровню и качеству охраны труда и безопасности сотрудников.
Любое серьезное предприятие заинтересовано в производстве качественной, конкурентноспособной продукции, однако этого невозможно добиться без социально ориентированного подхода по отношению к своим сотрудникам, и окружающей среде.
Повышение уровня жизни и здоровья сотрудников является одной из наиболее важных программ социального развития России на государственном уровне, что в свою очередь влечет за собой максимально пристальное внимание, а часто и жесткие меры со стороны надзорных органов с одной стороны, и значительные поблажки и налоговые льготы для ответственный предпринемателей с другой стороны.
С учетом текущей ситуации, задача по созданию системы управления охраной труда (СУОТ) становится крайне актуальной для ответственных и рационально мыслящих руководителей (не путать с СОУТ – «специальная оценка условий труда», являющаяся лишь составной частью систему СУОТ). Так же наличие внедренной системы СУОТ позволяет организациям успешно проходить сертификацию на соответствие требованиям международных стандартов и работать с крупными зарубежными партнерами.
Создание и внедрение СУОТ в организации является во многих случаях не простой и возможно затратной задачей, так как это не разовое мероприятие, которое проводится для «галочки» в отчете руководства или подготовки к проверке Государственной инспекцией труда, а разработанная, четко отлаженная, постоянно функционирующая система. В которой каждый участник четко понимает свои функции и обязанности. В основе создания и функционирования СУОТ лежат принципы: «Планируй – Делай – Проверяй — Совершенствуй» (от анг. «Plan-Do-Check-Act»).
Каждый из указанных шагов содержит ключевые задачи. Рассмотрим их кратко:
Важнейшим принципом системы является – постоянное развитие и совершенствование, которое в итоге должно повышать качество условий труда и снижать уровень происшествий в организации.
Нормативные требования охраны труда в России
На федеральном уровне определен ряд обязательных требований для всех предприятий, выполняющих экономическую деятельность на территории Российской федерации:
Данный перечень не является конечным, он содержит лишь часть основных нормативных документов, помимо перечисленных есть ряд законов и постановлений, СНИПов, регламентов, инструкций, которыми должен руководствоваться специалист по охране труда в процессе своей деятельности.
Актуальные вопросы при внедрении СУОТ и способы решения
Все вышеперечисленное, а также множество других факторов приводит к возникновению ряда вопросов:
Для ответа на эти и многие другие вопросы мы предлагаем Вам услуги по автоматизации бизнес-процессов в области охраны труда, промышленной безопасности,пожарной безопасности, экологии.
Наша компания имеет опыт разработки и внедрения комплексных информационных в крупнейших отраслевых компаниях нашей страны.
Возможные направления при создании автоматизированной информационной системы в области ОТиПБ
Основными направлениями в части автоматизации являются:
В процессе разработки и внедрения информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) решаются следующие основные задачи:
Функциональные возможности автоматизированной информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности
Ключевыми функциями информационной системы, наиболее востребованными среди пользователей, можно выделить:
Блок «Охрана труда»:
Блок «Промышленная безопасность»
Блок «Пожарная безопасность»
Блок «Охрана окружающей среды»
Блок «Общие функции»
Результаты внедрения автоматизированной информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности
В результате комплексного внедрения информационной системы достигаются следующие цели:
Охрана труда: формирование системы охраны труда на предприятии
Система охраны труда в каждой организации должна отвечать государственным нормативным требованиям охраны труда и требованиям, установленным правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209 ТК РФ). Основными составляющими системы охраны труда являются следующие мероприятия:
Какие документы нужно разработать компании, чтобы соответствовать требованиям охраны труда
В соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами на работодателя возлагается обязанность и ответственность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Что такое охрана труда?
В процессе формирования системы охраны труда в организации должна быть разработана и утверждена документация по вопросам охраны труда. В случае ее отсутствия работодатель может быть оштрафован на сумму от 2 тысяч до 200 тысяч рублей.
Приведем основной перечень документов, которые могут быть нужны в той или иной организации, кстати, документы по охране труда можно создать в 1С:ЗУП.
Министерство труда в своем письме от 3 декабря 2018 № 15-2/ООГ-2956 года объяснило работодателям, что они обязаны утверждать и выдавать инструкции по охране труда с учетом требований статьи 212 Трудового кодекса. Для создания таких инструкций можно использовать методические рекомендации Минтруда №80 от 17 декабря 2012 года. В приложениях к этим рекомендациям вы найдете образцы журналов учета инструкций по охране труда. Вести весь блок охраны труда можно в 1С:Зарплата и Управление персоналом КОРП, либо в специализированном решении 1С:Производственная безопасность. Охрана труда. Прямо из этих программ можно отправить через 1С:Отчетность декларацию по соответствии условий труда (СОУТ).
Напоминаем, выдача инструкций по охране труда осуществляется под роспись сотрудника.
Ответственность за нарушение законодательства об охране труда
Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель, т.е. руководитель организации или индивидуальный предприниматель.
Сотрудники СОТ (инженер по охране труда) несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей, которые устанавливаются должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. Напомним, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей работодатель может применить к нему дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).
На основании ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 2 тысяч до 40 тысяч рублей, либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).
Лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за аналогичные нарушения могут быть оштрафованы на сумму от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. Для них также предусмотрено такое наказание, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Кроме этого на основании указанной статьи КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет. С руководителем организации, дисквалифицированным по решению суда, расторгается трудовой договор на основании ст. 32.11 КоАП РФ. Информация о руководителе заносится в специальный реестр дисквалифицированных лиц.
За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно ст. 143 УК РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:
Опыт автоматизации Охраны труда на предприятиях компанией Первый БИТ
В рамках одного из проектов по автоматизации охраны труда мы автоматизировали следующие бизнес-процессы:
Для этого в рамках проекта мы выполнили следующие работы:
Первый Бит предлагает автоматизацию предприятий разного уровня.
От внедрения коробочных решений для малых предприятий и заканчивая крупным проектными внедрением филиальных структур.
Основными направлениями в производственной безопасности в части автоматизации являются:
В процессе разработки и внедрения информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) решаются следующие основные задачи:
Ключевыми функциями информационной системы, наиболее востребованными среди пользователей, можно выделить:
Блок «Охрана труда»
Блок «Промышленная безопасность»
Блок «Пожарная безопасность»
Блок «Охрана окружающей среды»
Блок «Общие функции»
В результате комплексного внедрения информационной системы достигаются следующие цели:
Контроль за условиями труда на рабочих местах
Время чтения: 7 мин
Обязанности работодателя по осуществлению контроля
Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ руководитель организации обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.
Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?
Контроль на рабочих местах является важной составляющей системы управления охраны труда в организации и осуществляется с целью предупреждения несчастных случаев на производстве.
Контроль на рабочих местах направлен на:
Таким образом, работодатель может самостоятельно определить:
Кто осуществляет контроль?
В организации в обязательном порядке приказом руководителя должны быть назначены лица, ответственные за контроль на рабочих местах.
Форма Приказа о 3-х ступенчатом контроле
Как правило, контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляют:
Каких-то требований к образованию или квалификации лица, ответственного за контроль, в законодательстве на данный момент нет.
Основные виды контроля условий труда на рабочих местах
К основным видам контроля на рабочих местах относят:
Рассмотрим особенности каждого вида контроля условий труда на рабочих местах более подробно.
Административно-общественный контроль
Административно-общественный контроль условий труда на рабочих местах бывает двух видов:
— исправность оборудования, инструмента и приспособлений;
— работа вентиляционных установок;
— состояние санитарно-бытовых помещений;
— наличие инструкций и плакатов по охране труда;
— обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты.
в соответствии с графиком проведения проверок
— исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;
— своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов;
— выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;
— выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.;
— выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;
— организация обучения по охране труда руководителей и специалистов организации;
— организация медосмотров и других лечебно-профилактических мероприятий.
Основные отчетные документы о проведении многоступенчатого контроля
Результаты 1-ой и 2-ой ступеней контроля состояния и условий охраны труда регистрируются в журналах установленной формы.
Форма журнала 1-ой ступени контроля
Форма журнала 2-ой ступени контроля
Результаты проверки состояния условий труда на 3-й ступени контроля оформляются соответствующим актом. Рассмотрим основные особенности оформления данного документа.
Основные разделы акта:
Правила оформления акта:
Внимание! Для крупных производственных организаций, связанных с эксплуатацией оборудования, транспорта, инструментов и т.п. рекомендуется проводить 3-х или 4-х ступенчатый контроль. Для малых и средних предприятий (до 200 человек) применим 2-х ступенчатый контроль.
Ведомственный контроль
Ведомственный контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляет вышестоящая организация.
Данный вид контроля осуществляется при комплексных проверках на подведомственных организациях, при целевых проверках состояния охраны труда, а также по заявлениям работников подведомственных организаций.
Государственный контроль
Государственный контроль состояния и условий охраны труда осуществляют:
Надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляет Прокуратура РФ.
Общественный контроль
Согласно ст. 370 Трудового кодекса РФ профессиональные союзы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателем требований трудового законодательства.
Для осуществления контроля профессиональный союз на собрании избирает уполномоченного по охране труда от трудового коллектива.
Данное лицо осуществляет регулярные проверки условий труда на рабочих местах. По итогам проверки уполномоченный составляет Представление уполномоченного лица по охране труда – документ, в котором указываются выявленные нарушения и предложения по их устранению.
Форма представления уполномоченного по охране труда
Работодатель должен в недельный срок устранить нарушения и сообщить профсоюзу о принятых мерах.
Уполномоченный по охране труда, как правило, входит в состав комиссии по охране труда.
Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда
В организации также может быть отдельно организовано проведение проверок состояния и условий труда специалистом по охране труда.
Специалист по охране труда может осуществлять как целевые (плановые), так и внеплановые проверки.
Целевые проверки проводятся в соответствии с утвержденным графиком.
Форма графика проведения проверок состояния условий и охраны труда
Результаты проверок оформляются в виде акта-предписания с указанием выявленных нарушений и несоответствий, сроками устранения и назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений.
Внеплановые проверки проводятся вне графика целевых проверок. Внеплановые проверки, как правило, реализуются в связи с разного рода авариями, а также несчастными случаями на производстве. Результаты внеплановых проверок оформляются соответствующими актами.
Форма акта-предписания целевой/внеплановой проверки состояния условий труда
Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах
Порядок и периодичность проведения контроля на рабочих местах устанавливается работодателем.
В организации должны быть разработаны и утверждены работодателем Положение об организации контроля состояния условий труда и график проводимых проверок. Скачать пример документа можно по ссылке >> Положение об организации проведения ступенчатого контроля за состоянием условий охраны труда в организации.
Форма графика контроля состояния и условий охраны труда
Контроль за состоянием условий труда на рабочих местах дает руководителю объективную картину о состоянии охраны труда в организации. Данная информация является источником для формирования эффективного плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии.
Форма плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии