Что является сбором персональных данных
Как собирать персональные данные пользователей на сайте, не нарушая закон
Многие из нас постоянно регистрируются на разных ресурсах в Сети, подписываются на рассылки, заполняют формы и оставляют комментарии. Все эти действия так или иначе подразумевают сбор персональных данных. Мы расскажем, как обрабатывать персональные данные пользователей сайта и при этом избежать серьёзных нарушений и штрафов.
Если вы собираете данные пользователей из России, то основной документ, на который нужно полагаться — Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Давайте разберёмся, в чём его суть и как организовать сбор персональных данных законным путём.
Что такое персональные данные?
В соответствии с определением вышеупомянутого закона: «Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)».
То есть, к персональным данным (далее ПД) можно отнести: ФИО, дату рождения, телефон, адрес, ИНН, сведения о работе, ссылки на аккаунты в соцсетях или личный сайт и другую подобную информацию.
На любые данные найдётся тот, кто их обрабатывает — то есть делает все те вещи, которые описаны в соглашениях на обработку ПД (вы наверняка это знаете, если когда-нибудь читали подобные документы). А именно сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение. Человек, обрабатывающий ПД, называется оператором персональных данных. Он несёт ответственность за незаконную обработку ПД и может быть как юридическим, так и физическим лицом.
Вас можно считать оператором персональных данных, если на вашем сайте есть формы:
Обратите внимание, что не все данные являются персональными сами по себе, но их совокупность позволяет им приобрести такой статус. Например, если пользователь укажет только своё имя, то этого явно не хватит для идентификации его личности. А вот имя и e-mail уже дают более полноценное определение. В то же время такие сведения, как номер телефона или ИНН, сами по себе уже являются ПД, так как при наличии доступа к соответствующей базе данных они позволяют получить полную информацию о человеке.
Поэтому определить, являетесь ли вы оператором ПД, можно в зависимости от того, какие именно данные вы собираете через формы обратной связи на сайте.
Что делать, если я обрабатываю ПД у себя на сайте?
Собирая информацию о пользователях, вы можете задаться вопросом: «Как обрабатывать ПД, чтобы избежать штрафных санкций?». Сущесвтует ряд условий обработки персональных данных для сайта. Вам необходимо:
На всякий случай подчеркнём, что нужно выполнить все эти шаги. Пройдёмся по каждому из пунктов.
SSL-сертификат
SSL-сертификат — стандарт безопасности для обмена данными между сайтом и пользователем. Главное преимущество SSL-сертификата — зашифрованное соединение, которое защищает трафик, не давая перехватить его и использовать оставленные на сайте персональные данные в мошеннических целях.
Критически важно перейти на протокол SSL всем сайтам, где есть информация первой и второй категории (подробнее о категориях информации можно узнать здесь). Это, например, данные банковских карт, логины и пароли от аккаунтов, формы с указанием полного имени и адреса и прочее.
Политика конфиденциальности
Составляя политику конфиденциальности, обратите внимание на принципы обработки персональных данных. В ней необходимо указать следующую информацию:
Посетители вашего сайта должны иметь возможность беспрепятственно ознакомиться с политикой конфиденциальности, поэтому мы советуем разместить её в футере каждой страницы.
Согласие на обработку персональных данных
В соответствии с законом «О персональных данных» пользователь должен самостоятельно решать, предоставлять ли вам свои данные, и давать согласие на их обработку. При этом согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Сделайте чекбокс с уведомлением о том, что клиент соглашается на обработку ПД и ознакомлен с политикой конфиденциальности (не забудьте дать на неё ссылку). Посетитель сайта должен самостоятельно поставить галочку в чекбоксе, и делать это за него мы не рекомендуем.
Но есть ряд случаев, когда согласие на обработку ПД можно получить и другим способом. К ним относится, например, подписание договора, одной из сторон которого является пользователь.
Уведомление Роскомнадзора
Закон «О персональных данных» гласит, что вам необходимо уведомить Роскомнадзор о сборе и обработке персональных данных посетителей вашего сайта. Сделать это можно через специальную форму.
Но есть и исключения, когда уведомлять Роскомнадзор не обязательно. Среди них, например, обработка общедоступной информации (то есть той, которую пользователь сделал доступной для неопределённого круга лиц, например данные о себе, опубликованные на личном сайте или в открытом профиле социальной сети) или данных, включающих в себя только ФИО.
Выводы
1. Персональные данные — это любая информация, по которой можно прямо или косвенно определить человека.
2. Если вы обрабатываете ПД — подключите к сайту SSL-сертификат, разместите политику конфиденциальности и уведомите Роскомнадзор.
3. У посетителей сайта необходимо брать согласие на обработку персональных данных — разместите под формой ввода данных соответствующую строку с чекбоксом и ссылкой на политику конфиденциальности.
4. Храните персональные данные людей, проживающих в РФ, на серверах, располагающихся на территории России.
Сбор персональных данных и подготовка документации для их обработки: как избежать типовых нарушений Закона № 152-ФЗ?
Последние несколько лет по всему миру наблюдается тенденция к увеличению штрафных санкций за несоответствие требованиям законодательства в области обработки и защиты персональных данных. Например, с 2 декабря 2019 года в России был введен один из самых крупных штрафов в этой сфере – за нарушение требований к локализации баз данных при первичном сборе персональных данных (ч. 8-9 ст. 13.11 КоАП). Его размеры для компаний варьируются от 1 млн до 6 млн руб. за первое нарушение и от 6 млн до 18 млн руб. при повторном. Существенно возросли штрафы и в Евросоюзе, где последние два года действует Общий регламент по защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR), который пришел на смену ранее принятой директиве о защите данных. Так, согласно статистике, опубликованной на сайте www.itpro.co.uk, общая сумма штрафов для компаний, работающих на территории ЕС, за несоответствия требованиям GDPR с начала года составила 68 млн евро. Более 66% этой суммы пришлось на компании из Италии, где было зафиксировано 13 случаев нарушения регламента.
Неудивительно, что вопросы выполнения требований в части обработки и защиты персональных данных неизменно остаются одними из самых важных для компаний. В колонке я выделю ключевые нарушения, которые допускаются при обработке персональных данных в России, и поделюсь рекомендациями, как их избежать.
Что нужно знать о сборе персональных данных, чтобы не нарушить закон?
Как правило, основанием для обработки персональных данных служит либо требование законодательства РФ, либо согласие на обработку персональных данных. Как показывают результаты последних проверок Роскомнадзора – основного регулятора в области защиты персональных данных в России, одной из распространенных ошибок компаний является неправильная организация сбора данных. Обычно проверяющие в этой области чаще всего фиксируют следующие типовые нарушения:
До начала сбора персональных данных в организации важно определиться с целью их обработки: именно от этого будет зависеть весь процесс обработки персональных данных. Далее для выбранной цели определяется объем собираемых данных и срок их обработки. С решением последнего вопроса поможет Приказ Росархива от 20 декабря 2019 г. № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения». Если же в нем не удастся найти необходимые документы, организация может определить срок обработки самостоятельно.
Самое важное мероприятие в организации сбора данных – это основание их обработки. Если объем персональных данных соответствует требованиям законодательства, в большинстве случаев получать дополнительное согласие не придется. Исключение составляют передача данных сторонним организациям, сбор дополнительных контактных данных для проведения маркетинговых мероприятий и другие случаи, оговоренные в нормативных актах. Если же объем персональных данных не соответствует требованиям законодательства РФ, необходимо получить согласие на обработку данных.
Существует несколько форм согласий: конклюдентное, письменное и иные (в форме галочки, по телефону и т. д.). Самый строгий тип согласия – в письменной форме, в законодательстве даже прописаны все случаи, когда их нужно получать. Среди них, например, обработка биометрических данных (подп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ), специальных категорий персональных данных (п. 1 ст. 11 Закона № 152-ФЗ) и т. п. Если же задача организации не попадает в список особых случаев, можно использовать согласие в другой форме.
По моему опыту сопровождения проверок, у каждой формы согласия есть свои плюсы и минусы:
Конклюдентное согласие | Согласие в письменной форме | Иные формы согласия | |
+ | Легко получить (за исключением случаев, когда нужно согласие в письменной форме) | При разработке и получении формы согласия по требованиям законодательства РФ регулятору не требуются дополнительные доказательства | Как правило, допускается Роскомнадзором, что подтверждается проверками ведомства (за исключением случаев, когда необходимо согласие в письменной форме) |
– | Не предусматривает каких-либо подтверждений получения. Ввиду отсутствия подтверждений может рассматриваться Роскомнадзором как нарушение требований Закона № 152-ФЗ |