Что является сенсорной основой эмоций
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
3. Психофизиология эмоций
3.1. Функции эмоций
• Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сообщают о полезности или вредности какого-либо воз-действия, успешности или неуспешности выполняемого действия. Значение данной функции состоит в том, что организм мгновенно может мобилизоваться в ответ на воздействие внешнего раздражителя.
• Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании активности, направленной на усиление или прекращение действия раздражителей. Неудовлетворенные потребности обычно сопровождаются отрицательными эмоциями. Удовлетворение потребности, как правило, сопровождается положительными эмоциями и ведет к прекращению дальнейшей поисковой деятельности.
3.2. Классификация эмоций
• Низшие эмоции связаны с биологическими потребностями организма и подразделяются на два вида: гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, и инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями.
• Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Они формируются на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.
• Ведущие эмоции сигнализируют человеку о цели поведения и обеспечивают его адаптацию.
• Ситуативные эмоции возникают в результате оценки отдельных этапов или поведения в целом, побуждают человека действовать в прежнем направлении или изменять поведение и способы достижения цели.
3.3. Теории возникновения эмоций
• Теория когнитивной активации С. Шехтера базируется на исследованиях, в которых с помощью фармакологических веществ манипулировали состоянием испытуемых, усиливая их возбуждение, о чем они и не догадывались. Затем экспериментаторы создавали обстановку непринужденного веселья или, наоборот, напряженности. В первом случае люди чувствовали себя счастливыми и раскованными, во втором — их охватывало чувство гнева. Таким образом, было показано, что содержанием эмоции можно управлять, если побудить испытуемого приписывать нейтральным стимулам роль источника своего возбуждения. По мнению С. Шехтера, для возникновения эмоции необходимы два компонента: активация организма и заключение субъекта о причинах его возбуждения (Шехтер С., Сингер Дж., 2002).
• Потребностно-информационная теория эмоций П. В. Симонова основана на некогнитивных факторах. Со-гласно данной теории положительные эмоции возникают в ситуации избытка прагматической информации по сравнению с ранее существующим прогнозом или в ситуации возрастания вероятности достижения цели. Появление отрицательных эмоций связано с дефицитом имеющейся информации о способах и средствах удовлетворения актуальной потребности, что определяет низкую вероятность достижения цели. За счет дополнительной информации у субъекта возрастает вероятность удовлетворения потребности, что усиливает положительные эмоции и минимизирует отрицательные. П. В. Симонов полагает, что функция прогнозирования вероятности удовлетворения потребности поделена между двумя информационными структурами мозга — лобными отделами новой коры и гиппокампом. При этом лобная кора ориентирует поведение на высоковероятные события в отличие от гиппокампа, реа-гирующего на сигналы маловероятных событий (Симо-нов П. В., 1998).
• Биологическая теория эмоций П. К. Анохина сформулирована на основе его же теории функциональных систем. Согласно биологической теории, положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только в том случае, если параметры реально полученного результата совпадают с параметрами предполагаемого результата, запрограммированного в акцепторе результатов действия. В таком случае возникает чувство удовлетворения, положительные эмоции. Если параметры полученного результата не совпадают с запрограммированными, то появляются отрицательные эмоции, что приводит к формированию новой комбинации возбуждений, необходимых для организации нового поведенческого акта, который обеспечит получение результата, параметры которого совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия (Анохин П. К., 1975).
• Теория циркуляции эмоций И. Пейпеца связывает возникновение эмоций с лимбической системой. Основное отличие лимбической системы от других отделов центральной нервной системы состоит в наличии двусторонних реципрокных связей между ее структурами, образующими замкнутые круги, по которым циркулируют импульсы, обеспечивающие функциональное взаимодействие между различными частями лимбической системы. Это так называемый «круг Пейпеца», в который входят: гиппокамп — мамиллярные тела — передние ядра таламуса — кора поясной извилины — парагиппокампальная извилина — гиппокамп. Данный круг отвечает не только за эмоции, но и за формирование памяти и обучение (Данилова Н. Н., 2012).
• Современная теория эмоций рассматривает лимбико-гипоталамический комплекс как нервный субстрат эмоций. Включение гипоталамуса в данную систему обусловлено тем, что множественные связи гипоталамуса с различными струтурами головного мозга создают структурно-функциональную основу для возникновения эмоций. Новая кора на основе взаимодействия с другими структурами, особенно гипоталамусом, лимбической и ретикулярной системами, играет важную роль в субъективной оценке эмоциональных состояний.
Однако несмотря на успехи, достигнутые в изучении мозговых механизмов психических процессов, в настоящее время не существует единой общепринятой научной теории эмоций.
3.4. Морфофункциональная основа эмоций
3.5. Функциональная асимметрия мозга и эмоции
Существуют четыре основные гипотезы относительно участия левого и правого полушарий головного мозга в регуляции эмоционального поведения.
• Согласно одной из гипотез, восприятие эмоциональных сигналов находится под контролем правого полушария, а левое полушарие рассматривают как «неэмоциональную структуру» (Tucker D. M., 1981). При нарушениях функционирования правого полушария становится невозможным понимание эмоций собеседника, распознавание лицевой экспрессии эмоций, люди теряют способность передать свое переживание интонацией голоса.
• Согласно другой гипотезе, оба полушария вносят свой вклад в формирование эмоций. При этом правое полушарие отвечает за восприятие и оценку эмоций, правая лобная область головного мозга активизируется при отрицательных эмоциях, а левая лобная область — при положительных эмоциях. Поэтому при нарушении функционирования левого полушария люди становятся беспокойными, пессимистически настроенными, часто плачут, жалуются на плохое самочувствие. При снижении активности правого полушария возникает беспричинная эйфория,
индифферентное настроение, частый смех (Деглин В. Л., 1996). Демонстрация фильмов разного содержания с помощью контактных линз раздельно в правое или в левое поле зрения показала, что правое полушарие быстрее реагирует на кадры с выражением печали, а левое — на кадры радостного содержания. Согласно Л. Р. Зенкову (2004), выключение левого полушария делает ситуацию непонятной, невербализуемой и, следовательно, эмоционально-отрицательной. При выключении правого полушария ситуация оценивается как простая, ясная, понятная, что вызывает преобладание положительных эмоций. В исследовании новорожденным давали пробовать сладкий сироп или раствор лимонной кислоты. Проглатывание сладкой жидкости вызывало интерес на лице ребенка и активацию левой лобной коры. Гримаса отвращения и активация правой лобной коры были реакциями на кислый сок.
• Согласно третьей гипотезе (Fox N. A., Davidson R. J., 1988), левая и правая лобная кора являются структурами соответственно для выражения тенденций «приближения» и «отказа». Противостояние этих двух тенденций и определяет знак эмоции. Доминирование тенденции «приближения» сочетается с активацией левой лобной коры и появлением положительных эмоций, а доминирование тенденции «отказа» — с активацией правой лобной коры и появлением отрицательных эмоций.
• Согласно современной гипотезе, ведущую роль в регуляции эмоций играет левое полушарие. При улучшении настроения наблюдается активация его структур, а при ухудшении — угнетение. Проявление эмоций в поведении связывают с деятельностью правого полушария.
3.6. Индивидуальные различия и эмоции
Характер реагирования индивида на происходящие события тесно связан с особенностями темперамента. Экстраверты характеризуются положительными эмоциями (радости и интереса), а интроверты — отрицательными эмоциями (страха и гнева). При этом экстраверты более чувствительны к награде, а интроверты — к наказанию. Измерение показателей локального мозгового кровотока у интровертов в отличие от экстравертов выявило усиление кровотока в височных областях, что объясняется сильными связями коры интровертов с лимбической системой
(миндалиной) — структурой, ответственной за реакции страха. Лица с высокой личностной тревожностью предпочитают более часто реагировать даже на нейтральные стимулы беспокойством, тревожностью, страхом. Повышенная тревожность субъекта коррелирует с высокой частотой сердечных сокращений и преобладанием симпатической регуляции, обычно наблюдаемой во время стресса (Данилова Н. Н., 2012).
В исследованиях Дж. Кагана показано существование генетической предрасположенности у человека к социальному страху, в частности проявляющемуся в боязни аудитории. Автор выделяет расторможенный и заторможенный типы темперамента. Дети с расторможенным типом отличаются устойчивой социабельностью, говорливостью, спонтанно возникающими эмоциями. Дети с заторможенным темпера-ментом пугливы, застенчивы, ведут себя тихо. У них обнаружено более высокое содержание в крови гормона стресса кортизола, уровень которого сохранялся выше нормы даже во время сна. При изучении поведения обезьян также была выявлена генетически запрограммированная готовность животного отвечать страхом на внешние стимулы. При этом животные различаются порогами активации системы страха. Лабораторные животные в отличие от своих диких сородичей не обнаруживают страха при виде змеи, однако быстро обучаются реагировать страхом, глядя на других обезьян. Однако среди них встречаются обезьяны, которых невозможно научить пугаться при виде змеи (Данилова Н. Н., 2012).
Эмоциональное общение в значительной степени зависит от индивидуальной способности передавать и принимать эмоциональные сигналы собеседника через мимику, позу, жесты, интонацию речи. В социально ориентированной концепции эмоционального ума П. Салавей и Дж. Майер настаивают на необходимости выделять индивидуальные различия, которые проявляются в совокупно-сти таких свойств, как способность к эмоциональной экспрессии, эмоциональной перцепции и сопереживанию (эмпатии). Важность этих качеств ума для делового общения отразилась в правиле, которому следуют многие руководители: принимать на работу по коэффициенту интеллекта (IQ), а повышать в должности по эмоциональному коэффициенту (EQ), характеризующему способность человека к эмоциональному общению (Данилова Н. Н., 2012).
Согласно концепции о системе четырех мозговых структур П. В. Симонова, индивидуальное предпочтение реагировать более часто определенной эмоцией зависит от доминирования определенной структуры головного мозга (лобная кора, гиппокамп, гипоталамус, миндалина). Преобладание у человека функций лобной коры и гипоталамуса определяет целеустремленное поведение, причем субъект будет игнорировать все, что отвлекает его от намеченной цели. Данные особенности поведения характерны для холериков — сильного и возбудимого типа. Интересы холерика постоянны, устойчивы, и он упорен в достижении цели. Преобладание системы гиппокамп—миндалина означает готовность реагировать на широкий круг сигналов, в том числе и на малозначимые. При затруднении выделить доминирующий мотив (миндалина) поведение такого субъекта отличается нерешительностью, бесконечными колебаниями и склонностью переоценивать важность событий. Данная характеристика совпадает с описанием меланхолика — слабого типа. Преобладание системы гипоталамус—гиппокамп характеризуется потребностью реагировать на сигналы маловероятных событий и невыясненного назначения. Такая картина соответствует сангвинику — сильному, уравновешенному, подвижному типу. Доминирование системы миндалина—лобная кора определяет человека, который игнорирует многие события и реагирует только на высокозначимые сигналы. Такое поведение характерно для флегматика — сильного, уравновешенного и инертного типа.
По концепции четырех структур каждый тип нервной системы связан с определенной группой эмоций. Согласно данной модели, поведение холерика направлено на удовлетворение устойчивой доминирующей потребности. Оно обладает чертами преодоления, борьбы, поэтому доминирующими эмоциями являются гнев, ярость, агрессивность. Поведение меланхолика отличается нерешительностью и тяготеет к обороне. Эмоции страха, неуверенности, растерянности наиболее типичны для него. Чаще других положительные эмоции испытывает сангвиник. Его отличают любознательность, открытость, интерес к событиям. Флегматик также тяготеет к положительным эмоциям, так как его внутренний мир хорошо устроен, потребности сбалансированы, а система контроля отлично развита.
В модели четырех структур отношение к экстраверсии и интроверсии описывается следующим образом. Преобладание функций информационных структур (лобная кора и гиппокамп) определяет преимущественную ориентацию субъекта на внешнюю среду и его зависимость от происходящих в ней событий. Такие черты характерны для экстраверта. Преобладание мотивационных систем (гипоталамус и миндалина) характерно для субъекта с устойчивыми внутренними мотивами и их малой зависимостью от внешних влияний. Такие черты свойственны для интроверта. Интроверт малообщителен, застенчив, стремится к порядку (Симонов П. В., 1998).
Контрольные вопросы
1. Объясните суть теории драйва.
2. Дайте характеристику чувства жажды и чувства голода.
3. Дайте определение эмоций.
4. Перечислите функции эмоций.
5. Дайте классификацию эмоций.
6. Охарактеризуйте теории возникновения эмоций.
7. Опишите гипотезы участия левого и правого полушарий головного мозга в регуляции эмоционального поведения.
8. Какие структуры головного мозга определяют характер эмоций?
Список рекомендуемой литературы
1. Александров Ю. И. Основы психофизиологии. М. : ИНФРА-М, 1997. 340 с.
2. Александров Ю. И. Психофизиология. СПб. : ПИТЕР, 2004. 496 с.
3. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. : Медицина, 1975. 225 с.
4. Баринова М. О., Зарипов В. Н. Основы психофизиологии : метод. рекомендации. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2006. 51 с.
5. Греченко Т. Н. Психофизиология. М. : Гардарики, 1999. 196 с.
6. Данилова Н. Н. Психофизиология. М. : Аспект Пресс, 2012. 373 с.
7. Деглин В. Л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека. Киев : Женевская инициатива в психиатрии : Ассоциация психиатров Украины, 1996. 152 с.
8. Зенков Л. Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии). М. : МЕДпресс-информ, 2004. 368 с.
9. Марютина Т. М., Кондаков И. М. Психофизиология. М. : МГППУ, 2004. 248 с.
10. Николаева Е. И. Психофизиология : психологическая физиология с основами физиологической психологии. СПб. : ПЭР СЭ, 2008. 624 с.
11. Симонов П. В. Лекции о работе головного мозга : потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М. : Ин-т психологии РАН, 1998. 98 с.
12. Шехтер С., Сингер Дж. Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния // Психология мотиваций и эмоций. М. : ЧеРо, 2002. С. 462—480.
Источник: Баринова М. О. Психофизиология : текст лекций / М. О. Баринова. — Иваново : Иван. гос. ун-т, 2014. — 136 с. — ISBN 978-5-7807-1088-8
Психофизиология эмоций
Учебное пособие по дисциплине «Анатомия и возрастная физиология»математического и естественно-научного (базовая часть) цикла предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика», слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников сферы психологии и педагогики.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психофизиология эмоций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. М. И. Аствацатуров (1936) писал, что сердце чаще поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма.
Кроме того, что эмоции выполняют функцию регуляции состояние^ j/ организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным потому, что человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них.
Исследователи выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), прединформационную (сигнальную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.
Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет прежде всего определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия.
Эта функции более очевидна для таких переживаний, как гнев, ненависть, стыд, так как они непосредственно соединяются с реакциями, тогда как для переживаний удовольствия, страдания, радости, скуки не всегда удается определить их причины. Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, но и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через восприятие произведений искусства, средства массовой информации. То есть эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. И это один из факторов развития эмоциональной сферы человека.
Изучение отражательной функции эмоций привело П.В. Симонова к разработке потребностно-информационной теории, согласно которой «эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта».
Эмоции выполняют еще и прединформационную, или сигнальную, функцию.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.
Оценочная или отражательная функция эмоций непосредственно связана с ее побуждающей функцией. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Два класса эмоций, по В.К. Вилюнасу, ведущие и ситуативные (или производные) — несут функцию побуждения. Ведущее эмоциональное переживание, направленное на предмет, — цель поведения, удовлетворяющего потребность, инициирует само адаптивное поведение. Ситуативные эмоциональные переживания, возникающие в результате оценок результатов отдельных этапов поведения, также побуждают субъект действовать в прежнем направлении или менять тактику поведения, само поведение, средства достижения цели.
Подкрепляющая функция эмоций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединение индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработки условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность, — пища. В опытах Т.Н. Ониани, который сочетал внешний стимул с электрическим раздражением лимбических структур мозга, вызывающим у сытой кошки потребность в еде, удалось выработать только условную реакцию избегания и страха. А условных рефлексов еды получить не удалось. Главная причина — электрическая стимуляции лимбической структуры, использованная в качестве подкрепления, не содержала награды — удовлетворения потребности.
Также не удается выработать условнорефлекторный голод, если сочетать индифферентные раздражители — обстановочные сигналы с состоянием, вызываемым пищевой депривацией. У такого животного на обстановку эксперимента вырабатывается не поисковое пищевое поведение, а реакция страха и избегания. То есть индифферентный стимул связывается с реакцией избегания, которой животное реагирует на ситуацию длительного голодания, так как эта реакция уменьшает страх.
Таким образом, реальным подкреплением для выработки условного рефлекса (классического и инструментального) является награда. Наградой голодному животному может быть пища.
В естественных условиях деятельность человека и поведение животных определяются многими потребностями разного уровня. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляют себя в эмоциональных переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей силой и могут определять выбор поведения. Как было показано ранее на примере интеллектуальных эмоций, «эмоциональное предчувствие решения задачи» побуждает к завершению действий в выбранной зоне поиска, а «предчувствие противоречия» — к изменению этой зоны. По существу, эмоции успеха — неуспеха обладают способностью побуждать человека к переключению от одних действий к другим. В частности, уже в этом выражается переключательная функция эмоций.
Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.
Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.
Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.
Большую роль в изучении экспрессивных движений сыграла опубликованная в 1872 г. работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных». Сравнивая проявление эмоций у человека и у домашних животных, он пришел к заключению, что движения мышц, при помощи которых человек выражает свои эмоции, произошли от аналогичных двигательных актов наших предков.
Существуют генетически заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных эмоций. Генетическая детерминированность экспрессивных реакций подтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной и генерализованной, тогда как у слепых она не только не совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания.
Следует отметить, что если, сравнивая у разных людей эмоции, вызванные одним и тем же объектом, можно обнаружить определенную схожесть, то другие эмоциональные проявления у людей строго индивидуальны. Разнообразие эмоциональных проявлений выражается прежде всего в преобладающем настроении людей. Под влиянием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним у одних людей преобладает повышенное, бодрое, веселое настроение; у других — пониженное, подавленное, грустное; у третьих — капризное, раздражительное и т. д.
Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональной возбудимости людей. Есть люди эмоционально мало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди не столько чувствуют, попав в ту или иную жизненную ситуацию, сколько осознают ее умом. Есть и другая категория людей — эмоционально возбудимых, у которых малейший пустяк может вызвать сильные эмоции. Даже маловажное событие вызывает у них подъем или падение настроения.
Между людьми отмечаются существенные различия в глубине и устойчивости чувств. Одних людей чувства захватывают целиком, оставляют глубокий след после себя. У других людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно. Заметно различаются у людей проявления аффектов и страстей. В этом плане можно выделить людей неуравновешенных, легко теряющих контроль над собой и своим поведением, склонных легко поддаваться аффектам и страстям, например необузданному гневу, панике, азарту. Другие люди, наоборот, всегда уравновешенны, вполне владеют собой, сознательно контролируют свое поведение.
Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется в том, как чувства и эмоции отражаются на их деятельности. Так, у одних людей чувства носят действенный характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении. В наиболее яркой форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие люди, как правило, склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, которые у них возникают, не влияют на их поведение.