Что является сердцем афин
Акрополь в Афинах – это все равно, что Красная площадь для Москвы. Сакральное место. Что в древности, что сейчас. В древности, конечно, этой «сакральности» было побольше, в основном из-за богов, которым посвящали на этой возвышенности те или иные храмы. Зато сегодня Акрополь – это наглядный символ величия исторического прошлого Греции. Вот где нужно проводить открытые уроки школьникам, давать клятвы новобранцам. Да, может быть, так оно и происходит. Ведь лучшего повода родину любить, чем гордость за её прошлое, еще не придумали.
Но вы даже не пытайтесь прийти сюда без гида, если не хотите просто отметиться. Ничего не поймете и мало что увидите. Каждое сооружение, древняя кладка или развалины здесь кое-что значат. Например, главный из уцелевших и восстановленных в какой-то степени храмов – Парфенон, посвященный древними греками богине Афине-девственнице. Кстати, её имя и легло в название столицы Греции. Интересно, что дату начала строительства Парфенона археологи установили по глиняным табличкам, на которых власти предоставляли гражданам Афин финансовые отчеты по расходам на храм – там ведь уже тогда была демократия, то есть власть народа. А строился он всего ничего по тем меркам – десять лет.
Не менее уникальной является архитектура Парфенона. Уже тогда строители вовсю использовали в проектировании оптические иллюзии, сознательно отклоняя от прямой оси несущие колонны. Строго говоря, в структуре храма нет ни одной прямой линии – ни в колоннаде, ни в основании. И именно поэтому они видятся и воспринимаются нами легкими, абсолютно прямолинейным и со всех сторон гармоничными. Древние архитекторы знали не только законы геометрии, но и несовершенства человеческого глаза, склонного к искажениям, как объектив фотоаппарата. Ими были рассчитаны правильные пропорции, изобретены основные элементы культовых сооружений, которые на многие века стали стандартами сначала в Римской империи, потом и всего мира. Вспомните, как выглядели горкомы партии и Дома культуры в каждом советском городке, и вы со мной согласитесь…
Кроме Парфенона в Акрополе еще много есть на что посмотреть. Но самое значимое сооружение, на мой взгляд, это театр Диониса. Построенный в V пятом веке до нашей эры, затем многократно перестраиваемый, он до сих пор сохраняет свое величие. На его сцене в древности бесконечной чередой шли драмы и трагедии – сериалы того времени. Только представьте, что они значили для афинян, если театр Диониса вмещал семнадцать тысяч человек – ровно половину жителей древних Афин.
Но в отличие от других важных мест других столиц, в Акрополе сегодня нет ничего современного или сиюминутного. Никаким религиям, идеологиям или интересам Верхний город (так переводится его название) уже не служит. Даже греческим, кстати. Он пришел к нам из глубины тысячелетий, как подвиг и памятник всей человеческой цивилизации. Но мне все же кажется, что любого грека, глядящего на Акрополь, должно распирать от гордости. Как, например, меня, когда я прохожу в Москве мимо Василия Блаженного…
Сердце Афин
Агора в Афинах
Слово «агора» обозначает место, где люди встречаются и разговаривают, оно подразумевает рыночную площадь, поскольку в раннеклассическом периоде были распространены организованные рынки. Открытая площадка у северного подножья Акрополя стала считаться Агорой в VI веке до н. э. Место было хорошее, с удобными подступами со стороны материковой Аттики и со стороны гавани Пирея. Его пересекал Панафинейский путь, мощеная дорога, по которой проходили процессии людей и животных во время ежегодных Панафинейских игр, изображенных (хотя некоторые искусствоведы это отрицают) на фризе Парфенона, что хранится в Британском музее. Территория рынка считалась священной и отделялась от остального города камнями, один из которых сохранился до наших дней. По мере того как эта территория развивалась, ее окружали протяженные здания, колоннады и портики, включая портик Аттала Пергамского, построенный во II веке до н. э. и восстановленный во всем своем великолепии американцами в 1950-х годах.
Продавцы, менялы и крестьяне приходили на Агору, чтобы заключить сделки и продать свой товар с лотков и прилавков, а позже магазинов. Агора становилась центром гражданской жизни древнего города. Это было место политических собраний, религиозных празднеств, театра, музыки и соревнований атлетов. Там осталось немало следов гражданских и религиозных построек последующих времен.
Здесь, под открытым небом, афинские граждане — а это были взрослые мужчины — собирались для прогулок, общения, торговли и даже голосования. Здесь они могли встречать чужеземцев и смотреть их товар. Выход на местный рынок был важен для греков из других городов, желавших поддерживать с Афинами политические и коммерческие отношения, запрет на ведение здесь торговли являлся очень жесткой санкцией. Незадолго до того, как разразилась великая война со Спартой, в Афинах был издан указ, запрещавший всем гражданам Мегар пользоваться афинскими гаванями и рынками за то, что те распахали часть не принадлежавшей им священной земли и давали убежище беглым афинским рабам. Этот запрет стал одной из непосредственных причин войны.Жизнь Агоры хорошо проиллюстрирована в буклетах, изданных Американской школой классических наук в Афинах. Один из них, «Сократ на Агоре», рассказывает о том, как великий философ второй половины V века до н. э., чтобы привлечь слушателей, захаживал на Агору. По свидетельству его ученика Ксенофона, он вставал пораньше, чтобы отыскать человека, с которым можно было бы обсуждать философские вопросы. Он спорил и разговаривал с кем угодно, используя для сравнения примеры из ремесла плетельщиков сандалий, кожевенников, кузнецов и других ремесленников, встречавшихся на Агоре. Чаще всего его можно было найти среди толпы. Здесь он жил и умер, приговоренный к смерти за воспитание в юношестве непочтительности к богам. Отправиться в изгнание он отказался. Он спровоцировал судей, заявив, что прокормить его, наказанного, обойдется государству дороже, чем предать смерти, которой требовало обвинение. Прочитав описание этого процесса, сделанное Платоном, можно своими глазами взглянуть на остатки тюрьмы на Агоре, где Сократ провел свои последние дни.В ходе раскопок на Агоре были найдены тысячи керамических фрагментов. Горшки легко разбивались, но их осколки из практически вечной обожженой глины сохранились. Общечеловеческая тяга к оставлению имен или осмысленных надписей на горшках, стенах или бумаге часто придает таким осколкам историческую ценность. Особенно интересны так называемые острака (черепки) — кусочки, на которых горожане выцарапывали имена во время демократической процедуры остракизма, позволявшей изгонять неугодных личностей.
На Агоре и в районе Керамик их было найдено более 10 000, а в колодце на северной стороне Акрополя было обнаружено 190 штук, содержавших имя Фемистокла, спасителя Афин от персидского вторжения 480 года до н. э. Все они были написаны лишь несколькими людьми, вероятно организаторами голосования.По условиям вопросы, связанные с остракизмом, решались раз в году на афинском собрании, где горожане решали, следует ли изгонять конкретную личность. Если большинство голосовало в пользу изгнания, то вскоре афиняне формально голосовали на Агоре, выцарапывая имя на черепке, называвшемся остракон. Если голосовало достаточное число участников — не меньше 6000, — голоса подсчитывались, и тот, чье имя встречалось чаще, должен был в течение десяти дней покинуть территорию Афин на 10 лет. Однако он сохранял свое гражданство, имущество и право им распоряжаться и мог, находясь в изгнании, получать от государства свои доходы.
Так, остракизму были подвергнуты некоторые из самых знаменитых политических деятелей, к примеру отец Перикла Ксантипп в 484 году до н. э. и великий Фемистокл. Еще этот процесс упомянут в историческом анекдоте, рассказанном Плутархом. Во время голосования по остракизму на Агоре неграмотный крестьянин попросил стоявшего рядом написать на черепке имя Аристида. Этот сосед оказался самим Аристидом, носившим прозвание Справедливый. Удивленный такой просьбой, Аристид спросил
крестьянина, чем Аристид так навредил ему. «Да ничем, — ответил крестьянин. — Я его и знать-то не знаю, только надоело все время слышать о нем: «Он справедлив во всем»». Аристид ничего не сказал, написал свое имя и вернул табличку. Когда объявили результаты голосования, он был изгнан.
Еще одним человеком, прославившимся своей речью на Агоре перед афинянами, был святой Павел. Он прибыл в Афины в 54 году после своего недолгого пребывания в северной Греции, где он был враждебно встречен евреями синагоги в Фессалониках. Павел был поражен, найдя Афины целиком ввергнутыми в идолопоклонничество. Тогда он пустился в споры с евреями в синагоге и на Агоре с каждым, кто хотел с ним говорить. Его спор с афинянами дает интересный портрет афинян того времени и характеризует обычаи спора в I веке н. э.
Смотрите также
Необыкновенный древнегреческий Акрополь
В центре самой древней части столицы Греции, Афин, есть скалистая, крутая возвышенность, поднимающаяся над городом на высоту более 130 м. Первые поселения на этой возвышенности относятся к эпохе каменного века, т.е. нескольким тысячелетиям до нашей, нынешней эры. В период, так называемой, микенской культуры, во втором тысячелетии до нынешней эры, здесь была возведена крепость.
Аренда Недвижимости (Греция)
Халкидики-одно из самых посещаемых мест в Греции. Побывав на полуострове, отдыхающие туристы поняли, что провести своё время,так как хочется самим, возможно лишь арендовав домик, или апартаменты. Это позволит избежать гостиничного распорядка, и позволит вам уделить больше времени на осмотр достопримечательностей страны. К тому же Вам не будут диктовать никаких правил, не будет никаких расписаний
А держит он путь в сияюшие блеском Афины (часть 4)
Утром выясняется, что национальный археологический музей по понедельникам работает с середины дня. Поэтому решаю съездить в Пирей, давно ставший просто районом Афин. От центра Города на метро туда везут за 0.7 евро и всё больше по поверхности. В Пирее станция метро выглядит как обычный пригородный железнодорожный вокзал ( пол-Финляндского ). Выйдя из вокзала, ориентируясь по Солнцу, прихожу в порт. На пирсах сидят рыбаки с удочками. Из проезжающего мимо джипа по пояс высовывается полицейский и говорит, что в порту снимать нельзя из соображений безопасности. «Хорошо,» — говорю я и, сняв пентапризму, кладу камеру на кофр на живот, что позволяет фотографировать незаметно для окружающих. У одного из причалов стоит что-то вроде нашего речного трамвайчика с поправкой на плавание по морю.
Образование в Греции
Для семей, планирующих переезд в Грецию, проблема устройства ребёнка в школу не представляет сложности: в бесплатных государственных учреждениях есть специальные классы для иностранцев с углублённым изучением греческого языка, а международные школы предлагают обучение на английском, немецком или французском
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе на тему:» Мир древности: далёкий и близкий»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Окружающий мир (4 класс)
Тема: Мир древности: далекий и близкий
Цель: познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом.
Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять желание больше узнать.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, дополнительная литература, кроссворд, карточки для работы в группе.
II . Актуализация опорных знаний
III . Самоопределение к деятельности Кроссворд
— Разгадав кроссворд, узнаем, куда поведет нас дорога истории дальше.
— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Мир древности: далекий и близкий».)
— Какой вопрос у вас возникает? (Почему мир древности может быть близким 7)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
IV . Открытие нового знания Работа в группах
— Нам сегодня надо побывать в трех древних государствах и получить новую информацию. Как будем работать? (В группах.)
( Класс делится на группы. Каждая группа выбирает себе государство для изучения. Ученики используют учебник, карточки с вопросами.)
— Ваша задача — ответить на вопросы, а затем рассказать главное о стране. Работать будем так: сначала каждый индивидуально читает и отвечает на вопросы/затем вы это обсуждаете группой. Выбираете одного человека из группы, который будет рассказывать о стране.
( Дети работают индивидуально несколько минут, затем по команде учителя объединяются в группы.)
Карточки для работы
Древний Египет (с. 8-9)
Когда появилось Египетское царство?
Примерно 5000 лет назад
Где возникло Египетское царство?
На берегах реки Нил
По мнению египтян, кто управлял миром?
По мнению египтян, миром управляли боги
На кого были похожи боги египтян?
Боги египтян были похожи на животных
Как называли бога солнца?
Как изображали бога солнца Ра?
Бога солнца Ра изображали человеком с головой птицы
Как называли бога воды?
Бог воды и разлива Нила Себек
Каким представлялся Се-бек?
Себек представлялся в виде человека с головой крокодила
Как называли бога мудрости, счета и письма?
Богом мудрости, счета и письма был бог Тот
Как обычно изображали Тота?
Изображали Тота обычно в виде человека с головой птицы ибиса
Что еще относят египтяне к дарам Тота?
Египтяне считали, что бог Тот придумал месяцы и годы, научил людей вести счет времени. Также к дарам Тота относятся арифметический счет и письмо
Как писали египтяне?
Египтяне писали особыми знаками — иероглифами. В одном случае иероглиф мог изображать и означать какой-то предмет, но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких согласных звуков. Знаков для гласных букв в египетском письме не было
Что умели возводить древние египтяне?
Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки — храмы Карнак, Луксор и пирамиды Тутан-хамона, Хеопса
В честь кого строили храмы?
Храмы строили в честь богов
А что такое пирамиды?
Пирамиды — это гробницы царей Египта — фараонов
Древняя Греция (с. 10—11)
Какой город является столицей Древней Греции?
Столица древней Греции — Афины
Что является сердцем Афин?
Сердцем Афин является Акрополь
Что такое Акрополь?
Акрополь — это высокий холм с обрывистыми склонами и расположенный на нем неповторимый архитектурный ансамбль — прекрасное творение древних греков. Акрополем можно было любоваться со всех концов города и со стороны моря
Что происходило на Акрополе?
На Акрополе происходили главные события праздника
Назовите самый знаменитый храм Акрополя.
Самый знаменитый храм Акрополя — это Парфенон
Какая скульптура находилась в центре Парфенона?
В центре Парфенона стояла мраморная статуя богини Афины знаменитого скульптора Фидия. Ее высота равнялась 12 м
Древний Рим (с. 12—13)
Назовите дату основания Рима.
Датой основания Рима считается 753 г. до н. э.
Назовите древние постройки в Риме, которые сохранились до наших дней.
Римский форум — центр общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Пантеон — храм всех богов. Колизей — амфитеатр, служил для гладиаторских боев и других зрелищ, вмещал около 50 тыс. зрителей
Какой город в древности был погребен под толстым слоем пепла?
Город Помпеи был погребен под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий
( Один учащийся из группы выходит и рассказывает о стране. Учитель дополняет выступления групп (см. дополнительный материал к уроку).)
Мир древности далёкий и близкий
1.Древний Египет
2.Древняя Греция
3.Древний Рим.
История Древнего мира насчитывает несколько тысячелетий В эту эпоху существовали такие государства, как Древний Египет, Древний Рим и Древняя Греция.
Египет – одно из самых древних государств на земле. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил примерно 5 тысяч лет назад, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море.
Большинство населения составляли земледельцы, которые круглый год работали на полях, чтобы обеспечить продовольствием города. Крестьяне выращивали пшеницу и ячмень, фрукты и овощи, а также лен, из которого делали полотно.
В египетских городах все необходимое для жизни люди могли купить на базаре. Денег тогда не существовало, так что горожане обменивали одни товары на другие.
Основным транспортом в Древнем Египте были суда, ходившие по реке Нил. Лодки строили из папируса, тростника, растущего по берегам Нила. Они двигались с помощью деревянных весел или длинных шестов. Позднее размеры судов возросли, и на них стали ставить прямоугольные паруса
Дожди в долине Нила так редки, что 10-12-летние дети могли никогда в жизни не видеть дождя. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила (мелких частиц горных пород и перегнивших растений). Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень. Само слово «Египет” означает «чёрная земля”. За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма.
Древние египтяне ещё не знали объяснения многим явлениям природы, в том числе и разливам Нила. Они считали, что миром управляют боги. Многие боги египтян были похожи на животных.Бог солнца Ра изображался человеком с головой птицы. Бог воды и разлива Нила Себек представлялся в виде человека с головой крокодила. Богом мудрости, счета и письма был бог Тот. Изображали его в виде человека с головой птицы ибиса. Египтяне считали, что Тот придумал месяцы и годы и научил людей вести счет времени. К чудесным дарам Тота относилась так же арифметические вычисления и письмо.
Египтяне считали священными многих животных. Они почитали льва, быка, собаку, кошку, коршуна, сокола, ибиса, крокодила, кобру, скорпиона, жука-скоробея.
Писали египтяне особыми знаками — иероглифами. В одном случае иероглиф мог изображать и означать какой-то предмет. Но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких согласных звуков. Знаков для гласных звуков в египетском письме не было. Научиться такому письму мог не всякий. С почтением египтяне относились к тем, кто овладел грамотой.
Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки – храмы и пирамиды.
Пирамиды строили около 4500 лет назад, чтобы они служили усыпальницами для фараонов. По приказу фараона (царя Египта) тысячи людей много лет трудились над постройкой пирамиды. Сначала надо было разровнять строительную площадку. Затем в каменоломне вырезали вручную каждый строительный блок и доставляли его на лодке к месту строительства. На постройку самой большой пирамиды пошло 2,5 млн. каменных блоков.
В Египте, неподалёку от Каира, стоит крупнейшая пирамида мира и весит она около семи миллионов тонн. Эта чудо – пирамида является усыпальницей фараона Хеопса, её высота 148 метров. Пирамиды Гизы – одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи каких – либо машин или механизмов.
Саркофаг – гроб из дерева, камня и др. материалов, нередко в форме человека. Древние египтяне умели возводить грандиозные храмы в честь богов. В храмовом комплексе были залы для совершения обрядов, широкие проходы для процессий, его обслуживали тысячи слуг и рабов. Жрецы в храмах относились к самым могущественным людям страны. Считалось, что у них имеются особые отношения с богом.
Храмы Египта – замечательные памятники архитектуры. Храм Карнак— без всякого сомнения, самый большой по площади во всём древнем мире, — был соединён с Луксорским храмом на берегу Нила мощёной аллеей сфинксов.
Много позже, чем Древний Египет, возникли Древняя Греция и Древний Рим.
Греция – горная страна на Балканском полуострове.
Афины — столица современной Греции. Сердцем Афин является храмовый комплекс на горе Акрополь. Когда-то на холм вела мощёная дорога. В день праздника в честь богини Афины по ней поднимались вверх жители города. На Акрополе происходили главные события праздника.
В каждом крупном городе был театр, и театральные постановки были очень популярны.
Греческие атлеты тренировались, готовясь к спортивному празднику, который проводили в Олимпии, расположенной в Южной Греции, каждые 4 года. Этот праздник был предшественником Олимпийских игр, проводящихся и в наше время. В дни Олимпиады были запрещены любые военные действия.
Уже в древности появилась более простая и удобная письменность, чем письмо древних египтян. Жители Финикии придумали такой алфавит, в котором каждый звук (буква) передавал определенный согласный звук. На основе финикийского письма создали свой алфавит древние греки. В греческом письме впервые появились буквы для обозначения гласных звуков. Буквы современного русского алфавита произошли от древнегреческих букв.
Древний Рим, Римская империя – это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. Название Рима связанно с именем его основателя – Ромула.
Римляне происходят из той части Европы, которую теперь называют Италией. Датой основания города Рима считается 753 год до нашей эры. Со временем римляне создали могущественное государство. Они завоевали новые города, прокладывали дороги, сооружали храмы.
В году у римлян было около 120 всенародных праздников. В эти дни римляне посещали театры, ходили на гонки колесниц или на гладиаторские бои. Гонки колесниц были очень опасным спортом. Гладиаторы были рабами или преступниками, которых обучали биться до смерти на глазах толпы.
Колизей — амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима. Строительство велось на протяжении 8 лет. Торжества по случаю открытия Колизея продолжались 100 дней. Амфитеатр вмещал 5000 зрителей, которые приходили сюда, чтобы насладиться знаменитыми играми, зрелищем жестокой и часто кровопролитной борьбы.
Римский форум — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Здесь выбирали консулов, принимали законы, чествовали триумфаторов и меняли деньги. Здесь стояли императорские дворцы с мраморными статуями, бассейнами и фресками.
Пантеон — «храм всех богов» в Риме. Одна из особенностей Пантеона — отверстие в крыше. В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб.
Помпеи — один из древнейших городов Италии, расположенный у подножия Везувия. Город был погребён под слоем вулканического пепла в результате извержения вулкана 24 августа 79 года.
История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры.
Девиз:
Мощь Земли и факел Славы,
Нет препятствий: мы как лава!
Все стихии победим.
VII . Работа по новой теме
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните задания 1, 2 на с. 5. (Работа в парах. Коллективная проверка.)
— Сделайте подписи к фотографиям, выполняя задание 5 на с. 6. (Парфенон — главный храм в древних Афинах (Греция). Пантеон — храм всех богов в Риме. Древнеегипетский храм. Колизей — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима.)
2. Творческое задание
— Придумайте и нарисуйте «визитную карточку» одной из древних стран.
( Учащиеся выполняют задание. Затем рассказывают, что изобразили на визитной карточке.)
1. На берегах какой реки возникло Египетское царство? (На берегах Нила.)
2. Что такое иероглиф? (Особые знаки для письма.)
3. Что вы знаете о богах Ра, Себек, Тот? (Ра — бог солнца, Себек — бог воды, Тот — бог мудрости, счета и письма.)
4. Кто такой фараон? (Фараон — царь Египта.)
5. Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне? (Храмы и пирамиды.)
6. Назовите столицу Греции. (Афины.)
7. Столицей какого государства является город Рим? (Рим — столица Италии.)
8. Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нем архитектурным ансамблем? (Акрополь — сердце Афин.)
9. Назовите самый знаменитый храм Акрополя. (Парфенон.)
10. Назовите древние постройки в Риме, которые сохранились до наших дней. (Римский форум — был центром общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Пантеон — храм всех богов. Колизей — амфитеатр, служил для гладиаторских боев и других зрелищ, вмещал около 50тыс. зрителей.)
11. Какой город был погребен под слоем пепла при извержении вулкана Везувий? (Помпеи.)
VIII . Подведение итогов урока
— Ответим на вопрос, который мы задали в начале урока: «Почему мир древности может быть близким?» (Многие строения и знания древности дошли до наших дней.)
— Достигли мы цели урока?
— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 14 учебника.)
( Оценивание работы группы.)
— Смогла ли ваша группа справиться с заданием?
— Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?
— Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно, результативно или мешал работе группы?
1. Прочитать текст на с. 8—14 учебника.
2. Выполнить задания 3, 4 на с. 6 рабочей тетради.
I . Станция “Блиц” (репродуктивные вопросы).
Первая столица объединенного Египта
Повелитель Египта, его правитель.
Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги.
Знатные, знаменитые люди, советники фараона.
Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон.
Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых.
Бог земли в Древнем Египте.
Священная книга христиан.
Царь Междуречья, создатель первых письменных законов.
Правила, по которым, согласно учению христиан должны жить люди.
Греческий город – государство с прилегающими к нему территориями.
Простой народ в Греции.
Избранные 9 правителей в Афинах.
Богиня охоты в Греции.
Группы людей с определенными правами и обязанностями, на которые делилось общество в Индии.
Герой поэмы Гомера, придумавший хитрость с троянским конем.
Место жительства греческих богов.
Бог – вестник греческих богов, покровитель торговли.
Способ письма в Двуречье.
Непроходимые леса в Индии.
Главный строительный материал в Двуречье.
Люди, лишенные свободы.
Материал для письма в Китае.
Напиток, пришедший к нам из Китая.
Какой вид войска впервые стали широко использовать в Ассирии.
Бог грома и молнии в Греции.
Низшие божества в Греции.
Поэма Гомера о Троянской войне.
Свернутый в трубку лист папируса.
За каждый правильный ответ по 1 баллу.
МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ
1. Какое государство не было образовано в период Древнего мира?
2. Какой бог египтян изображается человеком с головой птицы?
3. Какое имя дали богу солнца египтяне?
4. Чем являлись пирамиды Древнего Египта?
5. Чем является Акрополь в Древней Греции?
6. Какую высоту имеет статуя богини Афины, находящаяся в Парфеноне?
7. Чем является Форум в Древнем Риме?
8. Что является храмом всех богов в Древнем Риме?
9. Какой город был погребён под слоем пепла при извержении вулкана Везувий?
10. Река, на берегах которой возникло Египетское царство, называется ____________
11. Какая из перечисленных построек находится НЕ в Риме?
1.Форум 2. Колизей 3. Тауэр 4. Пантеон
12. Какими особыми знаками писали древние египтяне?
1.буквами 2.идеограммами 3.шифрограммами 4.иероглифами
13. Какой год считается датой основания города Рима?
1. 876 до н.э. 2. 753 до н.э. 3. 641 до н.э.
14. Сколько лет длилась история Древнего мира?
1.тысячу лет 2. несколько тысяч лет 3. несколько десятков тысяч лет
Команды приглашаются на сцену. Подведение итогов приветствия. Жюри просим огласить итоги конкурса, а зрителям напоминаем-высший бал в этом конкурсе-5 баллов.
1). Как египтяне называли свою страну?
2) Как называется приспособление для полива земли у египтян?
4) Как назывались законы в Вавилонии?
А) Законы царя Навухудоносора?
Б) Кодекс гражданина Крыма?
В) Законы царя Хаммурапи?
Г) Правила поведения школьника?
5) Назовите имя царицы в Египте, жены фараона Эхнатона?
После каждого вопроса подведение итогов, выставление баллов.
Подведение итогов экскурсии. Высказывание членов жюри.
1) Бумага, на которой писали египтяне называется- папирус
2) Главная река в Африке –Нил
3.) Области в Египте назывались-номы
4) Человек, следивший за уплатой налогов назывался- чиновник
5) Бог солнца в Египте-Ра
6) Для защиты от злых духов египтяне носили при себе- амулеты
7) Как назывались буквы в Египте- иероглифы
8) Сколько иероглифов использовали египтяне- 750
9) Как назывался бог, который судил души умерших в Египте-Осирис
-вельможа идет на работу.
Результаты конкурса оцениваются 1 баллом. Соперники должны узнать пантомиму.
Команды готовятся, а в это время в игру вступают болельщики.
Подведение итогов конкурса болельщиков.
Команды показывают пантомимы конкурс «Показуха». Соперники угадывают задания командам. Напоминаю жюри, что конкурс оценивается 1 баллом.
Общее подведение итогов. Награждение победителей