Что является сильной стороной объяснительно иллюстративного обучения ответ на тест

Объяснительно-иллюстративный метод. Информационно-рецептивный метод

Метод состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

Сообщение информации с помощью:устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д. и т. п.).

Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения: достоинства и недостатки.

плюсы (сильные стороны):Организационная четкость педагогического процесса;Систематический характер обучения;Идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся;Разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения

МинусыПреобладание вербальных методов обучения;Фронтальные формы в работе учителя; Отсутствие возможностей для организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности обучаемых;Уравнительный подход к школьникам, из-за чего страдают как слабые, так и сильные ученики;Отсутствие возможности учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности обучающихся;

Шаблонное построение урока, одинаковая его продолжительность с 1-го по 11-й класс;

минусы (слабые стороны):Организация в основном действий репродуктивного характера;Субъект-объектный характер отношений между учеником и учителем, когда школьник является объектом обучающих воздействий;Доминирование монологической формы обучения, при которой активен учитель и пассивны школьники; нерациональное распределение времени на уроке, большую часть которого задействован лишь учитель;Перенесение тяжести работы по усвоению нового учебного материала на домашнюю подготовку и как следствие, чрезмерный объем домашних заданий;Отсутствие технологически организованных механизмов воспитания, развития и саморазвития личности в процессе обучения

14) Непродуктивные приемы ведения урока.Сообщается только тема занятия, а цель и задачи не ставятся или ставятся нечетко:Выдача готовой инструкции;План урока (лекции) не сообщается или сообщается, но преподаватель ему не следует;Результаты работы не обсуждаются или обсуждаются наспех, выводы в конце занятия не делаются или делаются после звонка;Частое повторение информации одними и теми же словами, непрерывный монолог преподавателя;Ответы преподавателя на вопросы учащихся нечеткие или они остаются вовсе без ответа;Однообразие способов представления информации, неиспользование или однообразие средств наглядности;Чрезмерная детализация информации

Подробный анализ результатов работы, обязательные выводы в конце занятия, обобщение, выделение главного;Материал не повторяет учебник, используется информация, из других областей;Наличие четкой позиции преподавателя, свободное владение материалом, ответы на вопросы без привязки к конспекту;Информация предоставляется в том числе на языке формул, таблиц, диаграмм, образов; разнообразие средств наглядности;Свертывание, уплотнение информации

Организация познавательной деятельности (непродуктивные приемы)Проблемная ситуация ставится, но решается самим преподавателем;Преподаватель сам отвечает на поставленный им активизирующий вопрос;Приемы познавательной деятельности не выделяются и не осознаются самим преподавателем;Даются только самые общие рекомендации: быть внимательным, стараться перечислять только номера задач и заданий;Отсутствие или однообразие приемов активизации деятельности или неумелое их использование;Преобладают фронтальные формы работы. Частые паузы в ожидании тишины; Деятельность носит репродуктивный характер;Активность преподавателя превышает активность учащихся

Организация познавательной деятельности (продуктивные приемы)Проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися;Активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии;Подчеркиваются приемы познавательной деятельности, анализируются конкретные ситуации;Используются игровые ситуации, соревнование;Разнообразие приемов активизации: целенаправленная ошибка, размышление вслух и др.;Организуется групповая и парная работа. Используются паузы, дающие время на обдумывание;Организуется проблемно-поисковая деятельность;Стимулирование учащихся к формулированию вопросов, активно работает большинство учащихся

9) Таксономия целей урока и определение целей конкретного урока. Технологическая карта урока;

Первый этап урока – формулировка целей. Недостатки этапа: Слишком общее определение целей; Замена целей содержанием, темами обучения, не определяется, на каком качественном уровне должен освоить материал; Замена дидактических целей запланированной деятельность. Преподавателя.

В технологическом подходе В.П. Беспалько Модель учебных целей:Ученический уровень (узнавание);Алгоритмический(решение типовых задач);Эвристический (выбор действия);Творческий (поиск действия)

Что является сильной стороной объяснительно иллюстративного обучения ответ на тест. Смотреть фото Что является сильной стороной объяснительно иллюстративного обучения ответ на тест. Смотреть картинку Что является сильной стороной объяснительно иллюстративного обучения ответ на тест. Картинка про Что является сильной стороной объяснительно иллюстративного обучения ответ на тест. Фото Что является сильной стороной объяснительно иллюстративного обучения ответ на тест

Таксономия учебных целей Б.Блума (1956 . Что является сильной стороной объяснительно иллюстративного обучения ответ на тест. Смотреть фото Что является сильной стороной объяснительно иллюстративного обучения ответ на тест. Смотреть картинку Что является сильной стороной объяснительно иллюстративного обучения ответ на тест. Картинка про Что является сильной стороной объяснительно иллюстративного обучения ответ на тест. Фото Что является сильной стороной объяснительно иллюстративного обучения ответ на тест

11) Причины появления новых технологий обучения. необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;потребность в снижении негативных последствий работы малоквалифицированного педагога.

Дата добавления: 2016-04-11 ; просмотров: 14500 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Объяснительно-иллюстративная технология Г.К. Селевко

Что является сильной стороной объяснительно иллюстративного обучения ответ на тест. Смотреть фото Что является сильной стороной объяснительно иллюстративного обучения ответ на тест. Смотреть картинку Что является сильной стороной объяснительно иллюстративного обучения ответ на тест. Картинка про Что является сильной стороной объяснительно иллюстративного обучения ответ на тест. Фото Что является сильной стороной объяснительно иллюстративного обучения ответ на тест

Объяснительно-иллюстративная технология Г.К. Селевко

Технология объяснительно-иллюстративного обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся. Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят так:

1. Информирует о новых знаниях, объясняет.
2. Организует осмысливание учебной информации.
3. Организует обобщение знаний.
4. Организует закрепление учебного материла.
5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения

1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание.
2. Осмысливает, углубляет понимание учебного материала.
3. Обобщает усвоенный материал.
4. Закрепляет изученное путем повторения.
5. Применяет изученное в упражинениях, заданиях и пр.

Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени.
Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее так происходит обучение в большинстве случаев.

Чаще всего критике подвергаются объяснительно-иллюстративные технологии, т.к. сами по себе они считаются традиционными и потому устаревшими.Они якобы тормозят реформирование системы образования, приспосабливая неэффективные средства для эффективного решения задач. Так ли это на самом деле?

Анализ психологических средств, используемых в объяснительно-иллюстративных технологиях, исследования способов организации деятельности, общения и отношений детей проводились только в общеобразовательных учреждениях-школах, поэтому нельзя делать односторонние выводы о неэффективности применения объяснительно-иллюстративных технологий в целом. Еще Д.И.Менделеев предупреждал: «Знания без воспитания- меч в руках сумасшедшего».

Объяснительно-иллюстративный или информационно – рецептивный метод состоит в том, что педагог разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают. Сообщающее обучение характерно тем, что педагог излагает знания в обработанном «готовом» виде, дети воспринимают и воспроизводят его.

Этапы деятельности учителя и ученика в этом дидактическом процессе выглядят так: учитель информирует о новых знаниях, объясняет; организует осмысление учебной информации; организует обобщение и закрепление знаний; организует применение знаний и оценивает степень их усвоения. Ученик воспринимает информацию; осмысливает, углубляет понимание материала; обобщает усвоенный материал; закрепляет изученное путем повторения; применяет изученное в упражнениях, заданиях.

Занятия в объяснительно-иллюстративном режиме обучения и воспитания.

Сильные стороны: организационная четкость педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учеников, разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.

1 уровень – информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания, направленные на развитие познавательных процессов таких как память, внимание, мышление.

2 уровень – личностный: на нем у ребенка следует вызывать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрения, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.

3 уровень – осознания: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развиваются способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю. А также понимание того, что думают, чувствуют и делают другие люди. Все три уровня обучения и воспитания должны присутствовать на занятии и создавать для участников обогащенную развивающую среду.

Объяснительно-иллюстративная технология носит развивающий характер обучения, если она используется наряду с другими технологиями (проблемно-поисковой, игровой, технологией сотрудничества).

В объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и приемы, как демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов и стендов.

Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании учеников.

На занятиях используется различного вида наглядность:

1. Натуральные предметы (посуда, вещи).

2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения).

3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения (предметные, сюжетные) фотографии.

4. Учебные фильмы, видеофильмы (например: могут быть показаны сюжеты, снятые в своей же школе, осуществление определенных трудовых процессов детей, а также сюжеты и отражающие поведение людей в реальных ситуациях.

5. Практический показ действий педагогом.

6. Технологические, операционные, предметные планы (карты).

Применение беседы целесообразно на начальном этапе ознакомления с новым материалом для выявления имеющихся у детей представлений и знаний по данным: на этапах проверки усвоения материала, а также с целью использования детьми в речи определенных слов, оборотов, фраз.

Учитывая возможные трудности при ответе, педагог готовит заранее и ряд вспомогательных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми бы воспользовался ребенок.

Для поддержания интереса у детей можно использовать прием введения игровых персонажей – незнающих, не умеющих, опоздавших на занятия (например: в конце занятия организуем беседу с целью проверки усвоения материала используем опоздавший персонаж, который задает вопросы, побуждая тем самым к высказываниям).

Изложение по предложенному учителем плану «Осень».

Формировать умение передавать содержание текста в письменной форме по готовому плану.

Образовательные: учить детей последовательно, в соответствии с планом воспроизводить текст, точно употреблять слова в речи, избегать повторов одних и тех же слов.

Коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать происходящие в природе изменения, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес, любовь, бережное отношение к природе; способствовать развитию наблюдательности.

(На доску вывешивается картина «Золотая осень»).

— Пришла без краски и без кисти

И перекрасила все листья.

— Какое сейчас время года?

— Назовите осенние месяцы.

— По каким изменениям в природе мы определяем, что наступила осень?

(При помощи картины).

3.Сообщение темы, задач урока.

4.Чтение текста изложения учителем.

Наступила дождливая осень. Стоит ненастная погода. Подул резкий осенний ветер.

Закружились в воздухе и полетели разноцветные листья. Начался листопад.

Ночь теперь длинная, а день короткий.

Улетают на юг последние птицы.

В деревне убирают урожай картофеля, капусты, яблок.

5.Словарная работа: резкий ветер, листопад, урожай.

6.Беседа по содержанию текста.

— Какие осенние изменения в природе описаны в тексте?

— Что такое листопад?

— Какие осенью день и ночь?

— Куда улетают птицы осенью?

— Чем заняты люди в деревне осенью?

7. Знакомство с планом изложения. (План записан на доске).

1).Изменения в природе осенью.

3).День и ночь осенью.

8.Чтение текста учителем по частям с последующим пересказом учащимися каждой части по плану. (Учитель помогает в выборе слов, построении предложений; из нескольких вариантов, предложенных учащимися, выбирается лучший вариант).

9. Чтение текста учителем.

10.Орфографическая подготовка: ненастная, резкий, осенний, листопад, длинная, картофель, капуста.

12.Письменное изложение текста обучающимися по плану. (Для I уровня).

Задание для обучающихся II уровня: записать ответы на вопросы.

— Какое время года наступило?

— Какая стоит погода?

— Что происходит с листьями на деревьях?

— Какие осенью день и ночь?

— Что делают птицы осенью?

-Чем заняты крестьяне осенью?

Задание для обучающихся III уровня: дополнить предложения пропущенными словами и записать.

Зачитывание и анализ 2-3 работ обучающихся.

Тема: Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 – го склонения

Экскурсия в аптеку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Общедидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

создать условия для закрепления знаний учащихся о типах склонения имён существительных и их падежных окончаниях; способствовать формированию умения определять склонение и падеж существительных ед. числа;

способствовать формированию коммуникативной компетентности через составление высказываний с помощью опорных слов, схем, комментированное письмо, работу с диалогом в парах и театрализацию; формированию социальной компетентности в процессе заочной экскурсии в аптеку;

корригировать пространственную ориентировку через восстановление схемы, работу с деформированным текстом;

корригировать мыслительные операции; произвольное внимание;

способствовать расширению кругозора учащихся.

способствовать воспитанию позитивного отношения учащихся к урокам русского языка, умения сотрудничать и слушать других, бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование: схема «Типы склонения существительных», карточки для комментированного письма, конверты с разрезанным на реплики диалогом для работы в паре, иллюстрации растений.

— Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

— Теперь улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!

1. Настрой на работу.

Учитель: Прежде чем мы начнём работать, поставьте на полях отметку, которую вы бы хотели получить на уроке.

II. Актуализация знаний.

1. Определение темы и целей урока.

Учитель: Прочитайте тему урока на доске.

Учитель: Опираясь на название темы, скажите, чему мы будем учиться на уроке? («Будем учиться правильно писать падежные окончания имён существительных 1, 2, 3, склонения»)

Учитель: А что для этого надо знать? (Падежные вопросы, типы склонения имён существительных)

Учитель: Что надо уметь? (Определять падеж и склонение имён существительных)

Учитель: Как определить склонение существительного? ( необходимо существительное поставить в начальную форму – в форму единственного числа И. п.)

Учитель: Как определить падеж существительного? ( необходимо:
найти то слово, к которому существительное относится;
задать от найденного слова вопрос к существительному )

2. «Зарядка для ума» и орфографическая минутка.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, мы с вами отправимся на экскурсию. А вот куда? Об этом вы узнаете, решив задачу:

Учитель: Запишите слова в тетрадь, поставьте в них ударение, подчеркните безударную гласную.

Учитель: Можно ли проверить написание безударных гласных?(нет, это словарные слова)

Учитель: Как связаны эти слова? (Высказывания детей)

Учитель: Как говорится в стихотворении С. Михалкова «Чудесные таблетки»: Для больного человека

Нужен врач, нужна аптека.

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в аптеку.

3. Работа со схемой (кластером)

Учитель: Итак, мы подходим к аптеке, а на дверях вместо расписания работы схема, которую надо восстановить.

Учитель: Итак, входим в аптеку. И что же мы видим?

Входишь – чисто и светло. Капли, мази, порошки –

Всюду мрамор и стекло. От коклюша, от ангины,

За стеклом стоят в порядке От веснушек на лице,

Склянки, банки и горшки, И, конечно, витамины –

В них пилюльки и облатки, Витамины: «А», «В», «С»!

4. Речевая ситуация

Учитель: Представьте, что вы пришли в аптеку. Попробуйте обратиться к аптекарю с просьбой или вопросом, используя опорные слова: помогите, подскажите, извините, пожалуйста, скажите (слова на доске)

Учитель: Ещё раз назовите те средства, которые можно купить в аптеке.

Учитель: Определите, к какому склонению или же множественному числу относятся имена существительные и запишите цифрами — Капли, микстура, мазь, вата, бинт, таблетки, пластырь, смесь, витамины.

Учитель: Обменяйтесь тетрадями, проверьте запись друг у друга. Поставьте на полях цифру, соответствующую количеству допущенных ошибок.

Учитель: Да, в аптеке можно купить средства почти от всех болезней.

Клейкий пластырь от мозолей Есть микстура от мигрени!

И настойки на траве Но нельзя сказать врачу:

В животе и в голове. От «могу, но не хочу»!

(открывается название лекарства «Отленин»)

Хорошо бы это средство

Чтобы все лентяи с детства

Принимать его могли.

6. Работа с поговоркой

Учитель: Пока такого средства нет, будем сами бороться с ленью. Прочитайте на слайде народную мудрость: «Болезнь хуже лени». (на доске) Найдите ошибку. (Ответы учащихся)

Учитель: Действительно, правильно говорить: «Лень хуже болезни» (на доске) Запишите это предложение в тетрадь.

7. Динамическая физкультминутка: «Витамины»

Учитель выполняет манипуляции баночкой с витаминами, дети имитируют их движения.(Вращения корпуса, прыжки на месте)

III. Основной материал.

Учитель: Большинство лекарств отпускается только по рецепту врача.

У нас тоже есть рецепт, только в нём не названия лекарственных препаратов, а правила правописания.

1. Работа со схемами.

Учитель: Прочитайте первую схему. (Существительные 1 склонения в дательном и предложном падежах и существительные 2 склонения в предложном падеже имеют окончание Е.)

Учитель: Ко второй схеме поставьте вопросы, начиная со слов: какое?, в каких? (Какое окончание имеют существительные 3 склонения в Р., Д., П. падежах? В каких падежах существительные 3 склонения имеют окончание И?)

Учитель: Объясните написание окончаний существительных в записанном ранее предложении, опираясь на схему (Ответы детей)

2. Работа по карточкам.

Учитель: Составьте словосочетания, поставив существительные из скобок в нужном падеже. Обозначьте склонение и падеж. Проверьте окончания по схеме. (Задание выполняется учащимися с комментированием)

Приложить к (рана), развести в (вода), действие (мазь), принимать при (кашель), по чайной (ложка), забыть о (лекарство).

Учитель: Прочитайте записанные словосочетания. Где можно встретить эти выражения? (В рекомендациях по применению лекарственных препаратов)

3. Физкультминутка для глаз.

Офтальмотренажёр «Божья коровка» (Включается при нажатии на управляющую кнопку «Домой», далее по щелчку.)

Учитель: Эта божья коровка прилетела к нам не случайно. Она принесла нам вести из «Зелёной аптеки». А что называют «зелёной аптекой»? (Это лекарственные растения)

Учитель: Где они растут? (В лесу, в поле, на лугах и пустырях.) Учитель: Какие лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей)

Учитель: Посмотрите на эти растения, прочитайте названия.

Что вы знаете об их лечебных свойствах? (Ответы детей)

5. Работа с диалогом.

Учитель: Вот и упрямый Фома из стихотворения С. Михалкова очень удивился, когда увидел эти растения. Не поверив в их лекарственные свойства, он решил расспросить о них аптекаря.

Учитель: Составьте диалог Фомы и аптекаря. (Работа в парах с разрезанным на реплики диалогом)

Учитель: Проверьте, правильно ли вы составили диалог.

Уважаемый аптекарь, здесь явно ошибка! Это же сорняк! – воскликнул Фома.

— Этот сорняк – пастушья сумка. В её семенах лекарство, которое останавливает кровь.

— А белена? Она же ядовитая!

— Да, но из её листьев готовят средство от боли.

— Из цветов ландыша делают капли. Они помогают при болезни сердца – объяснил аптекарь.

6. Театрализация диалога (двое учащихся у доски)

Учитель: Что нового вы узнали о лекарственных растениях? (Ответы)

7. Физкультминутка для снятия мышечного напряжения.

8. Домашнее задание: Записать диалог без слов автора, (по карточкам с готовым диалогом)найти существительные, определить их склонение и падеж.

1. Работа с деформированным текстом.

Учитель: А сейчас мы познакомимся с народным рецептом. Прочитайте предложения и узнайте, из какого растения можно приготовить лекарство от кашля. (Учащиеся читают предложения на карточке про себя)

Срезать у неё в.рхушку с хвостик….

Получится неглубокий горшочек.

Чёрную редьку хор.шенько промыть.

Удалить часть мякот..

Накрыть в.рхушкой – крышк…

В него положить две ложк.. мёд..

Принимать по столовой ложк.. перед едой.

Подождать, когда ре.ька пустит сок и смешается с мёд…

Учитель: Из чего же можно приготовить лекарство от кашля? (Ответы)

Учитель: Что нужно сделать, чтобы получился текст.?

Учитель: Расставьте предложения в том порядке, в каком записаны глаголы: (Глаголы записаны на доске в столбик) Промыть, срезать, удалить, получится, положить, накрыть, подождать, принимать.

Учитель: Какое предложение будет первым? Вторым?)

Учитель: Запишите текст в тетрадь, вставляя пропущенные окончания существительных.

2. Самостоятельная работа.

3. Самопроверка по учебнику.

Учитель: Продолжите предложения:

Я могу похвалить себя за…

Учитель: На полях поставьте ту отметку, которую, по вашему мнению, вы заслужили на уроке.

Учитель: У кого отметка совпала?. У кого она выше?

Учитель: Я тоже хочу поставить вам оценки за хорошую работу на уроке и угостить вас витаминами. МАНДАРИНЫ Спасибо за работу на уроке!

1. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская

2. С. Михалков Сборник стихов «Мы едем. едем. едем…», РИО «Самовар»1997г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *