Что является собственной категорией политологии
Собственные категории политологии (специфические).
Политика, Политическая власть, Политическая жизнь, Политическая система, Политический режим, Политическая культура, Политические интересы, Политические ценности, Политическая деятельность, Политический процесс, Политическая идеология, Политическое лидерство и др.
Большой интерес представляют методы политологии.
Среди многочисленных и весьма разнообразных методов, можно выделить следующие:
Общие методы исследования политических объектов (иногда их называют подходами). Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и либо дают его
специфическую интерпретацию, либо ориентируют на особый подход к нему. Сюда относятся:
1) прежде всего социологический подход. Он предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Социологический подход широко представлен в теориях, осмысливающих политику как надстройку над экономическим базисом, как отношения между классами, нациями и государствами;
3) политическая наука во многом базируется на нормативном или нормативно-ценностном подходе. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы и т.п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения;
4) в политологии применяется также функциональный метод, который предполагает абстрагирование от этической оценки политики и основывается на позитивистской ориентации исследователя;
5) качественным обогащением функционального метода является бихевиористский метод. Суть его заключается в том, что политика изучается посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп;
6) близко к функциональному методу примыкает структурно-функциональный анализ. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции. Структурно-функциональный метод широко использовался Марксом, Парсонсом и др. социологами и политологами;
7) Системный метод заключается в том, что политика рассматривается как целостный, сложно организованный, саморегулирующийся механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через «вход» и «выход» системы;
8) вплоть до XX века наряду с нормативным в политологии широко применялся институциональный метод.Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность, т.е. государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и др. регуляторов политической деятельности;
9) в политологии применяется антропологический метод исследования. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии и др.). Применительно к исследованию реальных политических действий антропологический подход требует не ограничиваться изучением влияния социальной среды или разумной мотивизации, но выявлять иррациональные, инстинктивные, биологические и др. мотивы поведения, обусловленные человеческой природой;
10) с антропологическим методом сходен и психологический подход. Он требует исходить в политических исследованиях из человека. Однако, в отличие от антропологизма, психологический метод имеет в виду не человека вообще, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения и особенностей индивидуального развития. Этот метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера,
бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций;
11) специфическим развитием психологического подхода является социально-психологический метод. Он ориентирует на изучение зависимости политического поведения индивидов от их включения в социальные группы, а также исследование психологических характеристик групп (наций, классов, малых групп, толпы и т.п.);
12) динамическую картину политики дает деятельностный метод. Он предполагает рассмотрение политики как специфического вида деятельности циклического характера, состоящего из определенных стадий. Это определение целей деятельности, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; регулирование деятельности; учет и контроль за реализацией целей; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач. Деятельностный подход является методологической базой теории политических решений;
13) своеобразным развитием и конкретизацией деятельностного подхода является критическо-диалектический метод. Он ориентирует на критический анализ политики, выявление противоречий как источника ее самодвижения, социально-политических изменений;
14) в современной политологии широко распространен сравнительный метод. Этот метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений (например, политических систем, партий и т.д.), различных способов реализации одних и тех же политических функций с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач;
15) издавна в политологии и других общественных науках используется исторический метод. Он требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связей прошлого, настоящего и будущего.
II Вторая группа познавательных средств — это общелогические методы. Учитывая, что эти методы не дают специфической картины политики и используются не только политологией, а наукой в целом, то ограничимся их кратким перечислением. К общелогическим методам относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, мысленный эксперимент, моделирование, математические, кибернетические, прогностические и др. методы.
III. Третья группа познавательных средств политологии состоит из методов эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Как и общелогические, эти методы прямо не отражают специфики политологии и в основном заимствованы из конкретной социологии, кибернетики и некоторых других наук. К ним относятся: статистический анализ; анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; теория игр; наблюдение, осуществляемое исследователем.и
Политология, как и любая наука, выполняет ряд функций научно-познавательного, методологического и прикладного характера
Во-первых, это гносеологическая, познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций__и_противоречий.В
В-третьих, политология выполняет функцию политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры
населения. Знание научных основ политики позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, групповых и личных интересов, выработать отношение к существующим политическим структурам, партиям, определенную линию политического поведения.
В четвёртых – это прогностическая функция. Политология способна дать:
1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе;
2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупно-масштабного политического действия;
3) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы развития политической ситуации в стране или регионе, перспектив и возможностей тех или иных политических лидеров, партий и т.д.
Политология. Шпаргалки
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Политология». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии
Категории политологии — это ее узловые понятия, каждое из которых представляет собой самостоятельный предмет исследования и вместе с тем служит изучению науки о политике в целом. Именно благодаря существованию категориального аппарата становится возможным раскрытие содержания сложнейшего мира политики, полноценное понимание его законов и механизма их работы.
Существуют как общие, так и частные категории политологии.
Общие категории политологии используются всеми общественными науками, к ним относятся: цивилизация, общество, свобода, власть, право, культура и т. д.
Частные категории политологии используются самой политологией или науками, находящимися на стыке с ней: политика, политическая власть, политические отношения, политические режимы, правовое государство, политическая система, политическая культура, частная собственность и т. д.
Все отношения в политологии определены теми или иными законами.
Законами политологии называются объективно существующие и необходимые связи между явлениями. Они реализуются через деятельность людей и являются общими.
В наше время между учеными принято деление законов политологии в зависимости от сферы их проявления на 3 группы: Первую группу составляют законы политэкономии, отражающие отношения между экономическим базисом и надстройкой.
Вторую группу образуют политико-социальные законы, характеризующие развитие политических явлений как особых социальных схем.
Третью группу законов можно условно назвать политико-психологической, так как она характеризует взаимоотношения между личностью и политикой.
Законы политологии подразделяют также на законы функционирования и законы развития.
Законы функционирования обеспечивают сохранение того или иного политического явления или процесса, а законы развития обеспечивают его переход из одного качественного состояния в другое.
По способу проявления законы бывают динамические, т. е. определяющие однозначную связь между явлениями, и статические, обусловливающие связь с определенной долей вероятности, условности.
Основные категории политологии, ее структура и функции.
Основные категории политологии, ее структура и функции.
Политология, как и любая другая наука, использует как общенаучные категории, так и категории наук, находящихся на стыке с её объектной областью, а также свой собственный (специфический) категориальный аппарат.
А) Общенаучные категории, т.е. категории, используемые большинством социально-экономических и гуманитарных наук:цивилизация, культура, общество, население, власть, народ, прогресс, свобода, революция, эволюция, военное строительство, право, образ мышления и другие.
Б) Категории наук, находящихся на стыке с политологией: правовое государство, частная собственность, гражданское общество, социальные слои и группы, общественное мнение, военно-промышленный комплекс, военно-политические институты, социальные слои и группы, профессиональная армия, военно-политические конфликты и другие.
В) Собственные (специфические) категории: политика, политическая власть, политическая система, политическая организация, политический режим, политический плюрализм, политические интересы, политические ценности, политическая деятельностьи другие.
Классифицировать наиболее используемые категории политологии можно и по следующим основаниям:
ю категории, отражающие динамизм политической жизни: политический интерес, политический выбор, политическое развитие, политическая ситуация;
ю категории, отражающие взаимодействие динамизма и стабильности политической жизни: политическая власть, политический процесс, политические изменения;
ю категории, отражающие стабильность политической жизни: политическая структура, политический режим, политическая организация, политическая система.
Политология как наука имеет свою структуру, которая была определена еще в 1948 году специальной комиссией ЮНЕСКО и включает 5 основных блоков:
1. Теорию политики, представляющую собой введение, философско-методологические основы политики и политических отношений;
2. Теорию политических систем и их элементов (государства, партии, политические режимы, общественные организации и их отношения);
3. Теорию международных отношений (система международных отношений, внешней политики, проблемы войн, укрепление мира и международной безопасности);
4. Теорию управления социально-политическими процессами (формы и методы политического руководства и управления, повышение эффективности функционирования политических институтов, проблемы элиты, лидерства);
5. Политическую идеологию и историю политических учений (изучение генезиса политических наук, роль и функции идеологии в системе политической власти);
· Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.
· Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.
· Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.
· Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.
· Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.
· Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.
· Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.
Книга 1
Аристотель определяет государство как общение, организованное ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье — «общению, естественным путём возникшее для удовлетворения повседневных надобностей» (с. 377). Семья составляет неотъемлемую часть государства (с. 380, 401). Аристотель под семьёй понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы, а глава семьи уподоблен монарху (с. 386). В отличие от позднейших теорий общественного договора, Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет существом политическим (с. 379).
Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности» (с. 389), прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться» (с. 389). Домохозяйство (греч. Οικονομικά — экономика) включает в себя три науки: приобретения, пользования и управления (с. 398).
Книга 2
Аристотель критикует идеальное государство Платона, отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Основной аргумент заключается в следующем: «К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота» (с. 406). По мысли Аристотеля власть должна принадлежать тем, кто «носит тяжёлое вооружение» (с. 417).
Книга 3
Аристотель разбирает проблему гражданства. Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7 книге и крестьянам (с. 604). По количеству граждан в государстве он различал три «правильные» (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления (с. 457):
· Царская власть (монархия) — власть принадлежит одному правителю, которому власть передают по наследству, или к власти приходит избранник. Извращением царской власти является тирания.
· Аристократия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду высшее благо государства. Извращением аристократии является олигархия (форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду выгоды состоятельных граждан).
· Полития — форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются за собственный счёт. Эту форму правления Аристотель считает наилучшей, поскольку «масса менее подвержена порче» (с. 478). Извращением политии является демократия(власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоды неимущих, то есть нищих.). В следующей главе он назовёт политию смешением олигархии и демократии (с. 502).
Книга 4
Аристотель перечисляет 5 элементов, составляющих государство (с. 493):
· Народ — крестьяне, производящие продукты питания;
· Ремесленники — создают орудия труда;
· Торговцы — занимаются обменом и распределением товаров;
· Чиновники — рационально управляют государством;
· Военные — защищают государство.
Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять средний класс, то есть «граждан обладающих собственностью средней, но достаточной» (с. 508). Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части:
· Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней;
· Должностной орган;
· Судебный орган.
Книга 5
Аристотель разбирает причины конфликтов в государстве. Одной из причин нестабильности он называет «разноплемённость населения» (с. 532), личные противоречия в среде правящего класса (с. 533), а также демагогию, посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном (с. 537). Для укрепления стабильности Аристотель предлагает «возбуждать у граждан разные опасения» (с. 545), а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о воспитании подрастающего поколения.
Книга 6
Аристотель анализирует различие между демократией и олигархией.
Книга 7
Аристотель проявляет эллинский патриотизм, заявляя, что только у эллинов мужество и ум находятся в гармонии. У европейцев есть мужество, но недостаёт ума, тогда как у азиатов есть ум, но недостаёт мужества (с. 601).
Высшим благом Аристотель называет счастье. Задачами государства являются:
· Обеспечение пропитанием;
· Обеспечение комфорта;
· Защита;
· Достаток;
· Религиозный культ;
· Справедливость.
Аристотель указывает, что гражданам необходим досуг и известная свобода от удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия в делах государства.
Книга 8
Аристотель поднимает проблему «воспитания молодёжи», замечая, что там, «где этого нет, сам государственный строй терпит ущерб» (с. 628). Существует четыре основных обучающих предмета (c. 630):
· Грамматика;
· Гимнастика;
· Музыка;
· Рисование.
Крестьянский вопрос
В опубликованных в 1858—1859 гг. трех статьях под общим названием «О новых условиях сельского быта» Чернышевский в подцензурной форме и внешне благонамеренном тоне проводил идею немедленного освобождения крестьян с землей без всякого выкупа, тогда сохранится общинное владение землей, что постепенно приведет к социалистическому землепользованию. По словам Ленина, этот утопический подход мог провести решительную ломку феодальной старины, что привело бы к наиболее быстрому и прогрессивному развитию капитализма.
В то время как либеральная пресса печатала манифест Александра II от 19 февраля 1861 на первой странице, «Современник» поместил лишь выдержки из царского указа в конце книжки, в виде приложения, не имея возможности прямо раскрыть характер реформы. В том же номере были напечатаны стихи американского поэта Лонгфелло «Песни о неграх» и статья о рабстве афроамериканцев в США. Читатели понимали, что хочет сказать этим редакция.
Влади́мирСерге́евич Соловьёв (16 [28] января 1853, Москва — 31 июля [13 августа] 1900, имение Узкое, Московская губерния) —русский поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева,С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) оставил заметный след в обсуждении многих актуальных проблем своего времени, таких как право и нравственность, христианское государство, права человека, а также отношение к социализму, славянофильству, старообрядчеству, революции, судьбе России. В магистерской диссертации «Кризис в западной философии. Против позитивизма» (1881) он во многом опирался на критические обобщения И. В. Киреевского, на его синтез философских и религиозных идей, на идею цельности жизни, хотя и не разделял его мессианских мотивов и противопоставления русского православия всей западной мысли. Его собственная критика западноевропейского рационализма основывалась также на аргументации некоторых европейских мыслителей.
Никола́йАлекса́ндровичБердя́ев (6 [18] марта 1874, Киев — 23 марта [1] [2] 1948, Кламар под Парижем) — русский христианский и политический философ, представитель экзистенциализмa.
Идея свободы как основного тезиса либерального движения является основополагающей в творчестве Н.А. Бердяева (1874—1948). Согласно Бердяеву, смысл жизни человека — творить новое в мире, а творчество есть порыв к свободе, разрушение социальной необходимости. Бердяев видел в марксизме гуманистическое начало, ставившее целью освобождение человечества. Но в итоге реализации идеи коммунизма социальный коллектив, в котором человек должен был получить свободу от насилия и эксплуатации, стал поработителем человеческой личности.
Бердяев в качестве основополагающей социально-политической идеи своего творчества избирает оценку марксистского социализма как особой религии (лжерелигии). Марксистский социализм, по его мнению, содержит в себе все основные элементы религиозной веры и религиозного энтузиазма: в ней существуют свои святые («народ», «пролетариат»), свое учение о грехопадении (возникновение частной собственности), культ жертвенности («во имя счастья будущих поколений»), мысль-мечта об установлении «земного рая» (коммунизма). Однако Бердяев отмечает духовную бедность социализма как религии. Все богатство человеческой жизни он сводит к материальному довольству, где нет места счастью и свободе творческого духа.
Функции политики
Формируясь в процессе регулирования межгрупповых противоречий, поддержания целостности социума и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизован-ное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций:
¨ выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;
¨ рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;
¨ распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;
¨ управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;
¨ интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;
¨ социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества.обеспечения коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты
¨ (СМИ), способы поддержания контактов между властью и населением (политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшнз — особые техники связи с общественностью);
¨ созидания действительности (проективная функция). Политика способна формировать новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных политических субъектов, создавать новые формы организации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой.
Политика может обладать как явными, так и скрытыми (латентными) функциями, например, при согласовании интересов в сфере принятия государственных решений.
В целом же функции политики могут трансформироваться в зависимости от времени, места и субъектов политической деятельности.
Структура политики
Выполнение политикой столь специфических функций предполагает и наличие у нее соответствующей внутренней структуры, которая, собственно, и предопределяет возможность исполнения ею перечисленных задач. Эти структурные элементы в своей совокупности обеспечивают формирование политики как целостной и качественно определенной области социальной жизни.
К несущим опорам политики относится прежде всего ее политическая организация, которая представляет собой совокупность институтов, транслирующих властно значимые групповые интересы в сферу полномочий государства и поддерживающих конкуренцию их субъектов в борьбе за власть.
Важнейшим элементом структуры политики является и политическое сознание. В самом общем виде оно характеризует зависимость политического регулирования от разнообразных программ, идеологий, утопий, мифов и других идеальных образов и целей, которыми руководствуются субъекты борьбы за власть. С этой точки зрения политика предстает как общественный механизм, специально приспособленный для реализации разнообразных идейных проектов.
Еще одним структурным элементом выступают политические отношения. Они фиксируют специфические особенности деятельности, направленной на государственную власть, а также устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти. Например, политические процессы могут формироваться в рамках обостренной борьбы сторонников противоположных целей или свидетельствовать об установлении в обществе прочного консенсуса по основным целям общественного развития. Не случайно Дж. Сартори считал, что политика может существовать либо в виде «войны», в которой стороны не считаются со средствами достижения целей и ведут борьбу на уничтожение, либо в виде «торга», где свои позиции в государственной власти конфликтующие стороны укрепляют на основе сделок и договоров.
Классификация политики.
12. Политические отношения: понятие, содержание, уровни и типология.
Уровни существования политических отношений: локальный, региональный, национальный, международный, глобальный; внешнеполитический и внутриполитический. О. п. могут иметь вертикальную и горизонтальную упорядоченность (например, демократия и тоталитаризм). По механизму своего проявления они делятся на стихийные и сознательные.
Политические интересы.
Политическая активность людей мотивируется известными потребностями. Если же люди находят способ удовлетворения своих потребностей в политической сфере, у них рождаются политические интересы.
Политические интерес – это направленность индивида (социальной группы) на завоевание определенных позиций в системе политической власти.
По носителям политических интересов сами политические интересы могут быть подразделены на:
Постепени проявленности политические интересы делятся на:
По масштабам направленности политические интересы бывают:
Мир политических интересов многообразен и противоречив. Политика – это способ согласованияразнородных и разнонаправленныхинтересов. Реализованные политические интересы какой-либо группы не угасают, а постоянно возобновляются.
В современной политической жизни проявляются две противоположные тенденции:
1) укрупнение, агрегирование политических интересов (малые «группы интересов», не способные добиться своих целей, поддерживают одну из мощных властвующих группировок – так возникают стабильные двухпартийные политические системы – например, в Англии, США);
2) диверсификация политических интересов (нарастание их многообразия и увеличение числа «точек пересечения»; прежний «лево-правый» спектр политического соперничества размывается усложнением социальной жизни; общие интересы людей в одной жизненной сфере позволяют им мирно уживаться при наличии противоречий в других сферах; люди меняют свою традиционную политическую.ориентацию и образуют немыслимые прежде по своей пестроте новые политические движения).
В целом роль политических интересов в политической жизни заключается в следующем:
— политические интересы символизируют осознание и выражение политических потребностей общества;
— политические интересы определяют конкретную направленность политической активности социальных групп и индивидов;
— осознание членами общества своих политических интересов вызывает появление известных настроений, ожиданий, обыденных взглядов, формирование политических ценностей, теорий, идеологий.
Демократический режим
Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах Характерные черты: 1. избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании; 2. наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы; 3. разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними; 4. многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции; 5. принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства; 6. отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.
Условия функционирования демократического режима: 1. наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата; 2. отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием властью; 3. наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан; 4. наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников; 5. гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.
Авторитарный режим
Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.
Существует два определения авторитаризма:
· социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам;
· социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.
Деспотический режим
Тоталитарный режим
Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на фашизм и национал-социализм.
Анархия
Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадкегосударства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.
Демократический режим
Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах Характерные черты: 1. избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании; 2. наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы; 3. разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними; 4. многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции; 5. принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства; 6. отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.
Условия функционирования демократического режима: 1. наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата; 2. отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием властью; 3. наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан; 4. наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников; 5. гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.
Однопартийная система
Основополагающим признакомоднопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование не
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.