Что является социальным институтом образование молодежь этнос
Образование как социальный институт
Содержание:
Предмет: | Экономика |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 16.05.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Социология образования это раздел социологии, изучающий систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом, а также внутренние механизмы и закономерности образования как особого вида социокультурной деятельности.
Образование это социальная подсистема со своей структурой. В качестве основных элементов образовательные учреждения можно выделить как социальные организации, социальные сообщества (учителя и студенты), образовательный процесс как вид социокультурной деятельности.
Система образования построена по иным принципам, включает ряд звеньев:
Система образования в России претерпевает радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Наряду с государственными образовательными учреждениями появляются альтернативные, в том числе частные. Расширяются возможности выбора альтернативных форм обучения. Рядом с традиционной массовой школой появились лицеи, гимназии, колледжи, школы и классы с углубленным изучением предметов, профильные классы (например, педагогические классы) и т. д. параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование на всех уровнях, от детских садов до вузов. Меняется система взаимоотношений учебного заведения и церкви.
Все эти изменения в целом положительные. Несмотря на характерную для всего нового стоимость, они расширяют возможности самореализации личности, раздвигая границы свободы выбора.
Образование как социальный институт
Накопленные человечеством материальные и духовные ценности и знания должны передаваться новым поколениям, поэтому поддержание достигнутого уровня развития, его повышение невозможно без освоения культурного наследия. Образование важнейшая составляющая процесса социализации личности.
В социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает наличие в обществе специальных институтов (школ, университетов), которые осуществляют процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется культурными стандартами, преобладающими в обществе, политическими взглядами, которые воплощаются в государственной политике в области образования.
Термин «неформальное образование» относится к бессистемному обучению человека, обладающего знаниями и навыками, которые он спонтанно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или посредством индивидуального усвоения информации. При всей своей важности неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.
Наиболее значимыми особенностями современной системы образования являются:
Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:
Модель социальной структуры образования можно представить в виде состоящий из трех основных компонентов:
В современном обществе образование важнейшее средство достижения успеха и символ социального положения человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования влияют на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным.
В процессе нормального функционирования и развития общества чрезвычайно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции, накопленные трудом предыдущих поколений, передаются новому поколению людей и ассимилируются ими. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой является «систематическая подготовка и воспитание членов общества, ориентированная на усвоение определенных знаний (в первую очередь научных), идеологических и моральных ценностей, умений, навыков, норм поведения, содержание которой определяется социально-экономической и политической структурой общества, уровнем его материально-технического развития.
В современной социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, наличие в обществе специальных институтов (школ, колледжей, техникумов, университетов и т.д.), которые осуществляют процесс обучения. Во-вторых, система образования, преобладающая в современном индустриальном обществе, подчиняется официально установленному государством образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и навыков, необходимых обществу в различных сферах профессиональной деятельности.
Кроме того, государственный образовательный стандарт в явной или неявной форме содержит определенные социокультурные ориентации, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения в соответствии с:
В социологии объектом исследования является прежде всего система формального образования, которая отождествляется с процессом обучения в целом, поскольку образовательные учреждения играют в нем определяющую роль. Что касается термина «неформальное образование», то он означает бессистемное обучение человека знаниям и навыкам, которые он сам осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и т. д.) или посредством индивидуального приобщения к культурным ценности, усвоение информации из газет, радио, телевидения и т. д. Неформальное образование является важным компонентом социализации человека, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе он играет вспомогательную роль.
Функции института образования
Рассмотрим подробнее функции, которые в современном обществе выполняет институт образования.
Передача и распространение культуры в обществе первая и самая важная из них. Его суть заключается в том, что через институт образования происходит передача от поколения к поколению культурных ценностей, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, нравственные ценности. нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т. д.). На протяжении всей истории человечества образование было основным источником знаний, важнейшим инструментом просвещения общества. Также не будем забывать, что культура каждого народа имеет свои национальные и этнические особенности, и поэтому система образования играет чрезвычайно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее уникальных и неповторимых черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национальная психология и национальное самосознание данного народа.
Функция социализации, или формирование установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, преобладающих в обществе у подрастающего поколения. Благодаря этому молодые люди включаются в жизнь общества, социализируются и интегрируются в социальную систему. Обучение родному языку, истории отечества, принципам морали и этики служит предпосылкой для формирования общепринятой системы ценностей у молодого поколения, принятой в данном обществе и культуре. Молодое поколение учится понимать других людей и себя, становится сознательным участником общественной жизни. Содержание процесса социализации и воспитания детей, осуществляемого системой образования, во многом зависит от преобладающих в обществе ценностных норм, нравственности, религии и идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное образование было неотъемлемой частью школьного образования. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, которое контролирует систему формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в семье, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.
Если признать, что нравственное воспитание и формирование мировоззрения важнейшая составляющая процесса социализации, осуществляемого современной школой, то правомерно говорить о необходимости прививать молодежи, прежде всего, общечеловеческие ценности. И гуманистическая мораль. Во многом это достигается в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла (литература, история, мировая художественная культура, философия и др.), которые начинают играть все более важную роль в системе не только школы, но и университетское образование, и в то же время положительное влияние преподавать естественнонаучные и технические дисциплины.
Социальный отбор одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса выстроена таким образом, чтобы на самых начальных этапах можно было реализовать дифференцированный подход к учащимся с целью отбора наиболее способных и талантливых, получения молодежи соответствующего образовательного статуса их индивидуальным интересам и возможностям. В нашей стране после обязательного восьмилетнего образования значительная часть молодых людей поступает в техникумы и колледжи, другие продолжают обучение в средней школе, а затем одни из них продолжают обучение в университетах, другие поступают в колледжи и школы. По окончании учебы одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру и т. д.
С точки зрения социологии, последствия процесса отбора, проводимого институтом образования, чрезвычайно важны, поскольку его конечным результатом (когда различные группы молодых людей завершают свое образование и получают профессию) является размещение людей в разные социальные позиции в социальной структуре общества. Благодаря этому механизму осуществляется воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без которого невозможно его нормальное функционирование. Еще одним важным аспектом этого процесса является то, что благодаря ему запускается механизм социальной мобильности: получение профессии, в том числе в профессиональной деятельности человека, особенно в крупной организации, открывает для многих людей профессиональный карьерный путь, переход к более престижный социальный слой. Система образования, в основном высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом вертикальной социальной мобильности, поскольку без диплома о высшем образовании невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Этим объясняется высокая ценность образования в промышленно развитых странах мира и распространенный во многих слоях общества «синдром достижения», когда родители с малых лет стремятся привить ребенку потребность в образовании, развить и стимулировать его интерес. в обучении всячески, ведь его дальнейшая карьера напрямую зависит от уровня полученного образования. Отметим, что уровень образования, наряду с доходами и престижем профессии, является важнейшим показателем социального статуса человека в современном индустриальном обществе.
Функция социальных и культурных изменений прерогатива современного образовательного учреждения. Эта функция реализована двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, осуществляемых в стенах университетов. Способствуя научному прогрессу, высшее образование вносит значительный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, благодаря тесной связи университетов с промышленностью, характерной для западных стран, происходит интеграция науки, высшего образования и производства, результатом чего является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все чаще становятся исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу промышленных фирм и государственных учреждений. При этом интенсивное развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию учебного процесса, поскольку новые научные идеи и открытия быстро включаются в учебный план, способствуя повышению качества подготовки специалистов.
Во-вторых, система среднего образования (школа) также оказывает значительное влияние на процесс социальных изменений из-за ее тесной связи с экономикой, наукой и культурой. Примечательной особенностью школьного образования в нашей стране в последние годы стали инновационные процессы, связанные с задачами поиска и освоения новых приемов и методов обучения, с помощью которых повышается эффективность обучения.
Проводимые в настоящее время в нашей стране социально-экономические реформы, направленные на создание рыночной экономики, приватизация различных сфер народного хозяйства закономерно привели к углублению социальной дифференциации доходов между богатыми и бедными. По некоторым данным, разрыв в доходах между ними вырос более чем в 30 раз и является одной из основных причин социальной напряженности в стране. Изменения в системе социального расслоения и на рынке труда не могли не сказаться на системе образования: во-первых, необходимо готовить специалистов новых престижных специальностей: менеджеров, экономистов, юристов, финансистов и т. д. обучение по этой и другим престижным профессиям, как в государственных, так и негосударственных вузах, становится платным. Отсутствие национальных программ поддержки талантливой молодежи, которые давали бы равные шансы получить престижную профессию людям из разных социальных слоев, в конечном итоге может привести к тому, что обладатели престижных профессий, в которых нуждается общество, могут оказаться функционально безграмотный. Единственная гарантия успешной карьеры только материальное благополучие родителей, а не личные таланты и способности.
Заключение
Присущая современному обществу конкуренция на рынке образовательных услуг, естественная борьба за достижение более высокого статуса в обществе, открытый характер социальной мобильности в условиях современной российской действительности могут привести к противоречивым, а иногда и отрицательным результатам.
Нарастающая тенденция к демократизации общественно-политической жизни страны вступает в противоречие с зарождающимися консервативными тенденциями в сфере образования, поскольку все больше воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство, а высшее образование начинает приобретать черты элитарности.
Таким образом, демократизация системы образования, проводимая в стране, не должна ограничиваться формальными аспектами предоставления больших прав и независимости образовательным учреждениям, но также призвана обеспечить реальные права личности каждого гражданина на получение высшего образования. образование и престижная профессия путем создания специальных программ для поддержки молодых людей из самых разных слоев общества, в противном случае неизбежно дальнейшее ослабление интеллектуального потенциала страны, что может ухудшить и без того сложную экономическую и политическую ситуацию в стране.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Что является социальным институтом образование молодежь этнос
§ 2. Образование как социальный институт
Образование выполняет следующие основные функции:
2. Социализация, т.е. усвоение ценностных ориентации, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодых людей общей системы ценностей, благодаря чему они научаются понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии.
Если иметь в виду нравственную мировоззренческую ориентацию, которая должна быть присуща современной школе, то правомерно говорить о необходимости привития молодежи в первую очередь общечеловеческих ценностей и гуманистической морали. Это прежде всего достигается в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла (литературы, истории, философии и др.), которые начинают играть все более важную роль в системе школьного и вузовского образования, оказывая позитивное воздействие и на преподавание естественных и технических дисциплин.
Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой как бы автоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. С точки зрения социальной психологии чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной структуре общества.
Посредством этого достигаются воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без чего невозможно его нормальное функционирование. Другая важная сторона процесса социального размещения заключается в том, что он «запускает» механизм социальной мобильности. Получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило, открывают для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Этим объясняются высокая ценность образования в индустриально развитых странах мира и распространенный во многих слоях общества «синдром достижения»: родители с малых лет прививают ребенку потребность в образовании, всячески развивают и стимулируют его интерес к учебе, ориентируют на достижение высоких результатов, ибо будущая карьера ребенка напрямую зависит от уровня образования. Уровень образования наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса человека в современном обществе.
4. Социальное и культурное изменение общества. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя научному прогрессу, образование вносит свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества.
Интересен опыт организации образования в ряде западных стран.
В соответствии с государственным Законом об образовании 1994 г. в США определены следующие цели развития образования: все дети должны быть подготовлены к обучению в школе; они заканчивают 4, 8 и 12 классов. Причем каждая школа гарантирует не только подготовку учеников, дающую возможность продолжить образование или включиться в продуктивную производственную деятельность, но и воспитание их в духе гражданственности.
Учителя США получают доступ к непрерывному образованию, постепенному совершенствованию своих профессиональных знаний и умений, необходимых для подготовки школьников к самостоятельной жизни в следующем столетии.
Наряду с государственными школами в США имеются частные платные. Программа обязательных знаний включает изучение математики (2 года), английского языка (4 года), естественных (2 года) и социальных наук (3 года).
Во многих школах США время, затрачиваемое на изучение кулинарии и вождения автомобиля, приравнивается ко времени, отводимому на изучение других предметов.
Следует отметить, что в США средний профессиональный уровень в системе образования не выделяется, он интегрирован в систему высшего образования. Особенностью является то, что многие учащиеся 2-годичных колледжей, не прерывая обучения, переходят в 4-годичные колледжи или университеты, причем это осуществляется без потери темпов обучения.
В последние годы более жесткой становится процедура аккредитации высших учебных заведений. Согласно новым стандартам аккредитацию учебное заведение проходит в целом как единый комплекс, а аккредитация отдельных учебных программ не проводится.
Что касается сотрудничества американских вузов с учебными заведениями зарубежных стран, то сохраняется тенденция роста контингента иностранных студентов технического профиля и подготовки специалистов по бизнесу, затем идет подготовка по математике и вычислительной технике.
Следует отметить, что одной из ключевых тенденций развития образования в России является дальнейшее расширение прав и свобод образовательных учреждений, демократизация процесса управления школьным и вузовским образованием.
— широкой информатизации учебного процесса, его глобализации и гуманизации;
— внедрения образовательных стандартов и вместе с тем авторского подхода к программам;
— перестройки образования с учетом российской практики и мировых стандартов;
— приоритетного финансирования образования.
Только эти обстоятельства позволяют конвертировать дипломы отечественных специалистов, т.е. обеспечить их признание в других странах.
Литература
Предэкзаменационный марафон. ЕГЭ по обществознанию. Занятие № 10. Тема: «Семья, этнические общности, молодёжь как социальная группа, социальная политика.» Ноябрь, 2-ая неделя.
Весь материал читайте на данном сайте — там подробно даны лекции по каждой теме. (См. сноски)
Вспоминаем темы.
ПЛАН
Выпускнику на заметку
Семья.
Семья— одна из наиболее значимых социальных групп в обществе, основанная на браке и родстве, характеризующаяся общностью быта и взаимной ответственностью. Семья выполняет множество функций, бывает различной по типам в зависимости от критериев. Все эти вопросы, думаю, не вызовут вашего затруднения. Материал есть в лекциях.
Пример задания. |
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика форм духовной культуры
ТИПЫ СЕМЬИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Традиционная | Глава семьи-мужчина, чёткое распределение домашних обязанностей, жизнь под одной крышей нескольких поколений. |
*** | Характеризуется статусным равенством супругов, совместным выполнением всех домашних обязанностей, готовностью к изменению ролевой структуры на основе учета интересов каждого из партнеров и семьи в целом. |
Этнические общности.
Говоря об этнических общностях, нужно отметить, что для них характерны общие черты:
Однако есть и различия.
Не путайте: национальность – это не этническая общность, а принадлежность человека к той или иной нации.
Пример задания.
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово. Род, племя, народность, этнические группы, нация |
Ответ: этнические группы
Молодёжь как социальная группа.
Молодёжь- это социальная группа, самая активная и динамичная часть общества.
Она обладает рядом особенностей, среди которых высокая мобильность, активный поиск своего места в жизни стремление определиться с профессией, создать семью, занять соответствующее положение в обществе.
Возрастная и социальная структура данной группы неоднородна. Сюда входят как только начинающие свою самостоятельную жизнь люди, так и уже твёрдо занимающие определённую позицию, возраст – от 14 до 30 лет.
Молодёжь проходит период взросления — усвоение знаний и навыков и первые попытки применения их на практике. Это период обретения своего «Я», врем гражданского становления.
У молодёжи возникает множество проблем, решить которые они самостоятельно затрудняются. Здесь велика роль старших, близких, окружения.
Особую роль в деятельности государства занимает молодёжная политика — направленная на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.
Пример задания.
4. Выберите верные суждения о молодёжи как социальной группы и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) высокий уровень мобильности 2) устойчивость, консерватизм сложившихся взглядов. 3) активный поиск места в жизни 4) слабая подверженность влиянию извне 5) освоение новых социальных ролей (студент, работник, муж, жена) |
Социальная политика.
Социальная политика – это деятельность государства, направленная на регулирование социально–экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
Социальная политика выполняет ряд функций:
Три главных принципа социальной политики:
— принцип социального равенства членов данного общества
— принцип социальной солидарности
— принцип социальной справедливости
Пример задания.
6. В стране Z проводится модернизация общества. Какие факты свидетельствуют о том, что проводится социальное реформирование общества. Запишите цифры, под которыми они указаны. 2)борьба с коррупцией. 3)проведение пенсионной реформы 4)проведение реформы образования 5)совершенствование избирательной системы. 6)совершенствование системы здравоохранения |
Домашнее задание:
«Семья.»
«Социальная политика.»
Помните, что в плане должно быть не менее двух пунктов, имеющих подпункты.1-ый пункт — это всегда понятие, о чём идёт речь. Последний пункт — выводы по теме.
Проверьте домашнее задание по занятию № 9.
Социальный конфликт.
ПЛАН
4.Типы социальных конфликтов по масштабу протекания:
5.Стадии социального конфликта.
6.Пути выхода из конфликтной ситуации
7.Негативные и позитивные последствия конфликта.
Малая группа.
1.Понятие малой группы
2.Признаки малой группы:
3.Функции малой группы:
5.Роль малых групп в социализации личности.