Что является сводом законов
Свод законов
Смотреть что такое «Свод законов» в других словарях:
свод законов — сведённые в одно издание и расположенные в определённом порядке (систематический, хронологический и др.) нормативные акты, сборники законодательства (например, свод законов Юстиниана, свод законов Российской империи). * * * СВОД ЗАКОНОВ СВОД… … Энциклопедический словарь
СВОД ЗАКОНОВ — сведенные в одно издание и расположенные в определенном порядке (систематическом, хронологическом и др.) нормативные акты, сборники законодательства (напр., свод законов Юстиниана, свод законов Российской империи) … Большой Энциклопедический словарь
Свод законов — сведенные в одно издание и расположенные в определенном порядке (систематическом, хронологическом и др.) нормативные акты, сборники законодательства (напр., свод законов Юстиниана, свод законов Российской империи). Политическая наука: Словарь… … Политология. Словарь.
Свод законов — (лат. corpus juris; англ. statute book) официальное систематизированное полное собрание действующих нормативных правовых актов, объединенных в одном издании и расположенных в определенном порядке (систематическом, хронологическом или ином).… … Энциклопедия права
СВОД ЗАКОНОВ — официально издаваемый государством сборник законодательства, в котором помещаются сведенные в одно издание и расположенные в определенном порядке (систематическом, хронологическом и др.) действующие нормативные акты (напр., Свод Юстиниана, С.з.… … Юридический словарь
свод законов — сущ., кол во синонимов: 1 • кодекс (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
СВОД ЗАКОНОВ — сведенные в одно издание и расположенные в определенном порядке (систематическом, хронологическом и др.) нормативные акты, сборники законодательства (например, С.з. Юстиниана, С.з. Российской Империи) … Юридическая энциклопедия
Свод законов — систематическое собрание действующих в России законов, явившееся результатом неудач кодификационных попыток, которые делались в России с начала XVIII в. (см. Комиссия для доставления нового уложения и Комиссия составления законов). Импер. Николай … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
СВОД ЗАКОНОВ — официально издаваемый государством сборник законодательства, в котором помещаются сведенные в одно издание и расположенные в определенном порядке (систематическом. хронологическом и др.) действующие нормативные акты. Обычно предполагает… … Энциклопедия юриста
свод законов — официально издаваемый государством сборник законодательства, в котором помещаются сведенные в одно издание и расположенные в определенном порядке (систематическом, хронологическом и др.) действующие нормативные акты (напр., Свод Юстиниана, С.з.… … Большой юридический словарь
Свод законов государства
СВОД ЗАКОНОВ ГОСУДАРСТВА — сведенные в одно целое (как правило, в одно издание) и расположенные в определенном порядке законы, а также нормативные правовые акты высших органов государственной власти. Как вид официальной инкорпорации свод законов известен уже древнеримскому праву — Свод законов Юстиниана, названый позже, (в XII в.) глоссаторами Corpus juris civilis (свод законов гражданских). Свод законов Юстиниана — это не только памятник права, но и образец высокой правовой культуры римских юристов, свидетельство их непревзойденного мастерства владения юридической техникой изложения нормативного материала, формулирования правоположений. Особо следует обратить внимание на первые две части Свода. Первая часть содержит «Институции» — краткий учебник правоведения для юношей, составленный римским юристом Гаем. Вторая часть — «Дигесты» (или «Пандекты») — предметное собрание высказываний наиболее авторитетных римских юристов — Павла, Ульпиана, Флорентина и др. Обе части были объявлены законом и их запрещено было толковать. Вторая часть Свода оказала огромное внимание на становление всей континентальной системы права.
В современном понимании ввод законов есть разновидность и наиболее высокая форма инкорпорации. От Собрания законодательства Свод законов отличается рядом признаков: Свод всегда является источником официального опубликования нормативных актов, поскольку издается от имени и по поручению правотворческих органов и предполагает последующее одобрение подготовленного издания в целом либо каждого из его томов в отдельности; издание Свода предполагает большую подготовительную работу законодательных органов. Свод представляет собой собрание всего действующего законодательства. В России первый Свод законов был создан в 1832 г. и состоял из 15 томов, включающих около 36 тысяч нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров) и извлечений из них. Свод просуществовал до октября 1917 г. 6 февраля 1995 г. принят Указ Президента РФ «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации». В соответствии с Указом Свод законов должен быть официальным систематизированным и полным собранием действующих нормативных правовых актов РФ, поддерживаемым в контрольном состоянии. Предварительным необходимым условием создания Свода законов является осуществление ревизии законодательства.
Полезное
Смотреть что такое «Свод законов государства» в других словарях:
Свод законов российской империи — систематизированная инкорпорация действовавших законов, составленная на основе Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ). Издание С.з.Р.и. завершило многолетнюю кодификационную работу, начатую еще в конце XVIII в., но законченную лишь в… … Энциклопедия права
Свод законов гражданских — (англ civil statute book) в России составлен в 1 й трети XIX в. и включен в Свод законов Российской империи (т. X, ч. 1). С.з.г. состоял из 3 х книг: о правах и обязанностях семейственных; о порядке приобретения и укрепления прав на имущество… … Энциклопедия права
Свод законов Хаммурапи — Стела Хаммурапи со сводом его законов … Википедия
Свод законов гражданских — (англ civil statute book) в России составлен в 1 й трети XIX в. и включен в Свод законов Российской империи (т. X, ч. 1). С.з.г. состоял из 3 х книг: о правах и обязанностях семейственных; о порядке приобретения и укрепления прав на имущество… … Большой юридический словарь
Свод законов российской империи — систематизированная инкорпорация действовавших законов, составленная на основе Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ). Издание С.з.Р.и. завершило многолетнюю кодификационную работу, начатую еще в конце XVIII в., но законченную лишь в… … Большой юридический словарь
свод — а; м. см. тж. сводик, сводный, сводовый 1) к свести сводить 7), 9), 16) Свод леса. Свод полков в дивизию … Словарь многих выражений
свод — а, м. 1. Действие по глаг. свести сводить 2 (в 1, 5, 6, 7, 10 и 12 знач.). Свод леса. Свод полков в дивизию. □ В них [загонах] делают массовые переформирования конского поголовья: весной раздел табунов на косяки, осенью обратный свод косяков в… … Малый академический словарь
свод — а; м. 1. к Свести сводить (7 9, 16 зн.). С. леса. С. полков в дивизию. С. косяков в табуны. 2. Сведённые в одно целое и расположенные в определённом порядке сведения, материалы, тексты, документы. С. законов. Международный с. морских сигналов. С … Энциклопедический словарь
Полное собрание законов — Потребности новой жизни, вызванный Петровскими реформами, повела с начала XVIII в. к усиленной законодательной деятельности, выразившейся в массе отдельных законов или указов по разным вопросам. Способы обнародования этих законов были, однако,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ — (П. С. З.) – хронологическое собрание русских законов и других правовых актов, начиная с Соборного уложения 1649 г. (см.) и до манифеста о вступлении на престол Николая I, опубликованного 12 декабря 1825 г. Одной из причин создания П. С. 3.… … Советский юридический словарь
Свод Законов Российской Империи
Книга первая
Книга вторая
Книга третья
Книга четвертая
Книга пятая
Свод законов Российской Империи являлся официальным собранием действующих законодательных актов Российской Империи, расположенных в тематическом порядке. Он был впервые напечатан в течение 1832 года. Манифестом 31 января 1833 года «Свод законов» был объявлен действующим источником права с 1 января 1835 года. Законы, изданные после этой даты, подлежали опубликованию по порядку книг Свода и с указанием на их статьи; они распределялись в ежегодном продолжении Свода, о котором было заявлено, что он, «единожды устроенный, сохранится всегда в полноте его единства».
Все тома Свода были переизданы в 1842 и 1857 годах. Вплоть до Судебной реформы 1864 года он издавался в 15 томах. В качестве отдельного – 16-го – тома вышли Судебные уставы. Отбор законодательного материала для включения в Свод производился на основе Полного собрания законов (первое Полное собрание законов состояло из 40 томов, содержащих 30 920 актов и 6 томов приложений; все издания Собрания насчитывают более 100 томов).
Громоздкость издания Свода законов, редкие переиздания небольшими тиражами вызвали с конца XIX века появление так называемых неофициальных изданий Свода. Представленное на сайте неофициальное издание Свода законов Российской империи было выпущено в пяти книгах в Санкт-Петербурге в 1912 году. Оно включает в себя полный текст всех 16 томов, согласованных с последними на то время «продолжениями, постановлениями, изданными в порядке ст. 38 Зак. Осн., и позднейшими узаконениями». Издание выпущено под редакцией и с примечаниями И.Д. Мордухай-Болтовского, юрисконсульта Министерства юстиции и преподавателя гражданского судопроизводства в Императорском училище правоведения.
Подробнее об особенностях данного издания читайте в предисловии к нему.
Что такое закон?
Можно ли коротко ответить на вопрос: Что такое закон? Да, это некий набор обязательных норм и правил. Основная его роль – это регламентирование отношений между отдельными представителями общества, а также их взаимодействие с самой государственной властью.
Правильный, в человеческом понимании, закон должен быть создан с учётом норм нравственности и морали конкретного общества и в конкретное время – это объясняет то, почему законы разных государств иногда бывают кардинально противоположными. Меж тем законодательная база РФ создана не только в соответствии с внутригосударственными механизмами защиты прав и свобод человека, но и с учётом норм международного права.
Закон – основа государственной власти
Без законов невозможно существование правового государства. Они обеспечивают нормальную жизнь граждан и жизнь государства в целом. К примеру, Конституция определяет:
Некоторые виды законов утверждает законодательная власть – в нашей стране это Федеральное Собрание, в него входит Совет Федераций и Госдума. Другой вариант принятия законов – референдум.
Виды законов
Нормативно-правовые акты РФ имеют разную юридическую силу. Первостепенной значимостью обладает Конституция – главный закон страны имеет наивысшую юридическую силу. Служит базой для разработки других норм. Никакие нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции. Другие виды законов:
Конституционные законы
Федеральные конституционные законы имеют преимущество над Федеральными законами. Они принимаются органами законодательной власти при условии их одобрения:
Значительная доля законов – это акты, устанавливающие статус наиболее значимых государственных институтов и органов. Они не могут быть отклонены президентом.
Федеральные законы
Принимаются ФЗ большинством голосов депутатов Госдумы, а также половины всех голосов членов Совета Федераций. Если законопроект будет отклонён членами СФ, то в случае его повторного рассмотрения необходимо одобрение 2/3 голосов депутатов от общего состава. На нормативные акты этого уровня президент РФ имеет право наложить вето.
Для поиска необходимого правового акта можно воспользоваться информационным интернет-порталом online-zakon и разделом: «Федеральные законы».
Электронный Свод законов и правовая информатизация в России
Электронный Свод законов и правовая информатизация в России
генеральный директор Президентской
библиотеки имени Б.Н. Ельцина
(статья первоначально опубликована в
Электронный Свод законов и правовая информатизация в России
В последнее время все чаще привлекает к себе внимание вопрос о необходимости создания Свода законов Российской Федерации. Общая систематизация российского законодательства была одной из первоочередных задач в связи с правовыми реформами и распространением информационных технологий в 90-е годы XX в. Некоторое ослабление внимания на практике к Своду законов Российской Федерации в конце прошлого — начале нынешнего века сопровождалось, тем не менее, широким изучением проблем систематизации законодательства. С учетом опыта 90-х годов, новых исследований и на основе новейших информационных технологий, а также накопленной в электронной среде правовой информации могут быть определены перспективы правовой информатизации Российской Федерации, в целом, и формирования Свода законов Российской Федерации в электронном виде, в частности.
Необходимость начать подготовку к составлению и изданию Свода законов Российской Федерации — официального систематизированного полного собрания действующих нормативных актов Российской Федерации была признана в 1995 году в целях реализации положений ст. 15 Конституции Российской Федерации, упорядочения законодательства, обеспечения его стабильности, укрепления конституционной законности.
На первом этапе подготовки к изданию Свода законов Российской Федерации Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации необходимо было осуществить инвентаризацию всех действующих, формально не отмененных федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, нормативных постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов, а также нормативных актов Союза ССР, продолжавших действовать на территории Российской Федерации.
Научным организациям, в частности Институту государства и права Российской академии наук, Институту законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, юридическому факультету Московского государственного университета имени М.В Ломоносова, Московской юридической академии, иным научно-исследовательским и образовательным учреждениям юридического профиля предлагалось представить рекомендации по принципам формирования и структуре Свода законов Российской Федерации. На Институт государства и права Российской академии наук и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации возлагалось научное обеспечение работ по подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации и организация рабочих групп для анализа актов законодательства, намечаемых к включению в Свод законов Российской Федерации, с привлечением ученых-юристов и специалистов-практиков из других учреждений и организаций. Была образована временная комиссия по подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации в качестве рабочего органа при Президенте Российской Федерации.
Однако в конце 90-х годов на Свод уже стали смотреть как на слишком простую систематизацию, полагая, что более актуальной является кодификация отдельных отраслей права. [3] Действительно, вопрос отраслевой и межотраслевой кодификации законодательства в связи с обновлением законодательства и возникновением новых областей правового и государственного регулирования был чрезвычайно актуальным в прошедшее десятилетие. [4] Кроме того, в юридической практике широко распространились информационные справочно-правовые системы, сопровождавшиеся накоплением большого количества нормативной информации в электронных носителях и широкими научными исследованиями. В связи с этим внимание к вопросу о Своде законов Российской Федерации несколько ослабло. Переиздание фундаментальных трудов конца 90-х гг., затрагивающих данный вопрос, не свидетельствует однозначно о таких работах сегодня. [5] Поэтому предложения по созданию Свода законов Российской Федерации и использованию компьютерных технологий в решении указанной задачи требуют дополнительных пояснений и обоснований.
Прежде всего, следует признать, что достижения в области правовой информатизации Российской Федерации не только не исключают необходимость общей систематизации российского законодательства, а, наоборот, предполагают работу над его Сводом. В настоящее время в электронной среде (в российском сегменте Интернета и на электронных носителях) собраны практически весь массив действующего законодательства и большое количество другой правовой информации (правоприменительных актов, комментариев и других справочных материалов, учебной и научной литературы). Доступ к этому массиву электронных документов обеспечивают крупнейшие публичные порталы: Официальный интернет-портал правовой информации с информационно-правовой системой «Законодательство России» Федеральной службы охраны Российской Федерации, Программный комплекс «Эталон Плюс» Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации, а также негосударственные порталы: НПО «Гарант-Сервис», ЗАО «КонсультантПлюс», ЗАО «Информационная компания «Кодекс» и др.
В связи с огромным количеством электронной правовой информации встают вопросы о достоверности и полноте, а значит, и интеграции и систематизации этих информационных ресурсов. Ситуация с правовой информатизацией вполне Российской Федерации сравнима с положением дел в области законодательства во времена М.М. Сперанского. Тогда первым этапом на пути подготовки Свода законов Российской Империи стало создание Полного Собрания законов Российской империи, особенностью которого было включение более тридцати тысяч нормативных актов, расположенных в хронологическом порядке, начиная с Соборного уложения 1649 г. и заканчивая Манифестом от 14 декабря 1825 г., вне зависимости от их юридического статуса. [6]
С 90-х гг. годов в России издается Собрание законодательства Российской Федерации, которое является официальным периодическим изданием. В нем в хронологическом порядке и по соответствующим разделам публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов (ст. 7 Закона о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания). [7]
Публикуемые в Собрании законодательства Российской Федерации акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты. При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер. При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме. Собрание законодательства Российской Федерации издается и распространяется не только в бумажном, но и в электронном виде. [8] Электронная версия периодических изданий позволяет знакомиться с соответствующими нормативными актами, которые расположены в хронологическом порядке. При этом возможна сортировка документов по убыванию и возрастанию даты, а также по номеру, наименованию, виду документа, установлению связей с другими документами. Кроме того, предусмотрены дополнительные возможности работы с документами (поиск по тексту, экспорт в файл, создание закладок, печать и т. д.). Тем не менее, даже электронная версия Собрания законодательства не позволяет увидеть полную картину российского законодательства, так как Собрание законодательства Российской Федерации издается один раз в неделю, а нормативные акты не консолидированы с учетом их изменений и дополнений.
Однако в настоящее время более удобными для оперативной работы с нормативными актами оказываются не машиночитаемые издания официальных текстов нормативных актов, а информационно-правовые системы. Информационные ресурсы этих систем составляют более полную базу данных. Они быстрее обновляются и пополняются.
В целях унификации формирования эталонных банков данных правовой информации в 1993 г. был утвержден Общеправовой классификатор отраслей законодательства. [14] В 2000 г. «в целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры Российской Федерации и органами местного самоуправления» был одобрен новый классификатор правовых актов. Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам прокуратуры Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано использовать классификатор правовых актов при формировании банков данных правовой информации и при автоматизированном обмене правовой информацией. По мнению авторов проекта, разработанная система классификации правовых актов учитывала современное состояние законодательства и перспективы его развития, была пригодна для реализации как в компьютерных системах, так и на бумажных носителях, важна для будущей работы по созданию Свода законов Российской Федерации. [15] С этой целью схема предметного классификатора была согласована со схемой Свода законов Российской Федерации.
Дальнейшая работа по правовой информатизации Российской Федерации и автоматизированной систематизации законодательства предполагает совершенствование их нормативного обеспечения. Во-первых, на основе программных документов по развитию информационного общества должны быть обновлены программные акты по правовой информатизации. Во-вторых, следует учитывать новейшее законодательство об информации. В-третьих, необходимо определить юридический статус нормативной информации, распространяемой в электронном виде.
Программные документы, содержащие общие цели и направления по развитию информационного общества и электронного правительства, служат основой для обновления программы правовой информатизации Российской Федерации. [16] Концепция правовой информатизации России была принята впервые в 1993 году в целях формирования нормативной базы правовой информатизации России и обеспечения ускорения создания региональных центров правовой информации и организации эталонного банка данных правовой информации, необходимого для формирования правовой политики, программ законопроектных работ и правового обеспечения осуществляемых в Российской Федерации реформ. [17] Под правовой информатизацией России понимался процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.
К основным проектам и программным мероприятиям были отнесены, в частности:
разработка плана проведения работ по подготовке проектов законов и других нормативных актов, регулирующих отношения в сфере правовой информатизации и использования систем правовой информации;
формирование центрального узла правовой информации на базе НТЦ «Система»;
создание центрального интегрированного банка правовой информации, включающего ретроспективу российского законодательства и зарубежное законодательство;
создание и развитие в интересах органов государственной власти Российской Федерации электронных систем доступа к информационно-правовым ресурсам центрального узла правовой информации;
создание оптоволоконной телекоммуникационной системы, объединяющей органы государственной власти Российской Федерации и центральный узел правовой информации;
разработка системы долговременного (архивного) хранения систематизированных фондов органов государственной власти Российской Федерации;
создание предпосылок для формирования информационно-коммуникационной среды единого общегосударственного информационно-правового пространства, построения региональных узлов правовой информации, интегральных баз данных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечения их взаимодействия с центральным узлом правовой информации на базе НТЦ «Система».
Программой предусматривались разработка и реализация проектов и мероприятий по следующим направлениям:
правовая информатизация правотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации;
правовое обеспечение процессов правовой информатизации Российской Федерации;
создание единого информационно-правового пространства органов государственной власти Российской Федерации;
формирование государственной политики правовой информатизации Российской Федерации.
Государственный фонд правовой информации должен был быть сформирован из эталонных банков данных, удовлетворяющих информационные потребности широкого круга пользователей, а информационные массивы системы — организовываться в виде эталонных и рабочих баз данных. Эталонные базы ведутся организациями, ответственными за подготовку документов. Информатизация правовой сферы должна обеспечить упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации. Концепция правовой информатизации России сохранилась до сегодняшнего дня практически в неизменном виде.
Реализация региональной правовой информатизации осуществлялась в первом десятилетии нового века в том числе в рамках программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», [18] что указывает на взаимосвязь правовой информатизации Российской Федерации и программ по развитию информационного общества и электронного правительства.
В новом программном документе правовой информатизации Российской Федерации должны быть не только отражены задачи построения инфраструктуры государственной системы правовой информации, но и более детально описаны автоматизированные процессы создания, хранения и организации доступа к нормативным актам в электронной среде. При этом среди главных задач правовой информатизации Российской Федерации должны быть автоматизированная систематизация законодательства, в целом, и формирование Свода законов Российской Федерации в электронном виде, в частности.
В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 к основным направлениям ее реализации, в частности, отнесено создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы правовой информации. Несколько важных положений сформулировано в государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». [19] В государственной программе указано, что использованию потенциала информационных технологий препятствуют разрозненность государственных информационных ресурсов, невозможность сопоставить данные, содержащиеся в этих ресурсах, а также значительное дублирование информации. Необходимо обеспечить полноту, достоверность, актуальность и доступность официальной правовой информации в электронном виде, в том числе за счет модернизации механизмов официального опубликования правовых актов, интеграции систем информационно-правового обеспечения органов государственной власти. Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере будет обеспечиваться постоянным мониторингом законодательства Российской Федерации, актуализацией нормативных правовых актов, приведением их в соответствие с требованиями текущих потребностей информационного общества и международными нормами права. Реализация мероприятий по развитию государственной системы правовой информации должна создать оптимальные условия максимально полного удовлетворения информационных потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан в использовании правовых актов на основе эффективной организации и использования информационно-правовых ресурсов с применением современных информационных технологий.
С учетом юридического значения нормативной электронной информации полагают, что основная роль в формировании и развитии правовых информационных систем должна отводиться государству. Высказывается предложение, что государство должно стать участником коммерческих структур, владеющих информационными правовыми системами. [24] Однако едва ли непосредственное участие представителей государства способно заметно усилить аналитическую деятельность информационных компаний. Государственное воздействие более эффективно путем государственного регулирования и контроля, например, посредством придания официального статуса соответствующей систематизации законодательства.
В соответствии с законодательством о правовой информатизации Российской Федерации ее основу создают так называемые «эталонные банки» правовой информации. В Концепции правовой информатизации России под эталонным банком понимается «совокупность эталонных электронных копий правовых актов». Тавтология в определении не дает возможности понять юридическое содержание этого понятия. Термин «эталон», означающий средство измерения, или образец в переносном смысле этого слова едва ли будет достаточным для определения юридического значения электронных документов. Видимо, в этом случае также следует обсуждать официальный статус документов.
Согласно закону официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» (ч. 1 ст. 4 Закона о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания).
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 6 Закона о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания).
Тексты федеральных законов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система», являются официальными. [25] НТЦ «Система» издает и распространяет официальные «машиночитаемые» сборники, являющиеся электронными копиями официальных периодических изданий «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», выпускаемые издательством «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Официальный характер применительно к электронным документам, видимо, означает их приоритетный характер и позволяет использовать соответствующие тексты в ходе правоприменительной практике.
На практике получили распространение тексты так называемых «текущих редакций» нормативных актов, которые с учетом внесения изменений в нормативные акты составляются неофициально и могут быть основой для текущей юридической деятельности. Считают также, что они являются «инкорпорированными» текстами и служат исходным материалом для официального «переиздания» [26] нормативных актов и подготовки систематических собраний законодательства. [27]
Очевидно, что Электронный свод законов Российской Федерации может быть собранием законодательства, составляемым по предметному признаку и консолидированным с учетом текущей редакции законов на определенную дату.
[5] Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 2010. С. 448.
[6] Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. Кн. 4. Положительное право. СПб., 1914. С. 324-328; Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 490-496; Трубецкой Е. И. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 98-102.
[13] Положение о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 332 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. № 1. Ст. 59; Распоряжение Президента Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. № 536-рп «О мерах по созданию системы правовой информатизации» // САПП РФ. 1992. № 13. Ст. 1057; Указ от 12 мая 1993 г. № 663 «О мерах по созданию единого эталонного банка данных правовой информации» // Там же. 1993. № 20. Ст. 1759.
[15] Маковский А. Л., Новиков Д. Б., Силкина А. В., Симбирцев А. Н. Концепция системы классификации правовых актов Российской Федерации (не опубликована. Доступна в СПС «КонсультантПлюс»).
[18] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. № 1024-р «О Концепции региональной информатизации до 2010 года» // СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3419.
[19] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»» // СЗ РФ. 2010. № 46. Ст. 6026.
[20] См., напр.: Юртаева Е. А. Системность и систематизация в законотворчестве: теория и опыт// Российская юстиция. 2010. № 4. С. 11-13.
[21] Пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4108.
[25] Пункты 1-2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. №662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» (САПП РФ. 1994. № 15. Ст. 1173).